Старец Парфений происходил из благородного рода русских Царей и в возрасте 18 лет стал монахом в келлии Святого Николая Буразери. Подвизался он в послушании, смирении и сокрушении помысла, как учит киновиальная жизнь, однако жажда совершенного безмолвия заставила его покинуть свою келлию и уйти в Карулию, где он проявлял самоотречение и любовь ко всем тамошним отцам-исихастам, на которых смотрел как на святых ангелов Божиих во плоти. В общем, он помогал всем, но никому не позволял войти в свою келлию, чтобы утаить, что он спал там на полу в пещере и никогда – на постели.
Руки его никогда не расставались с четками, а уста – с молитвой
Внешность у него была библейская, и достаточно было взглянуть на его лицо, чтобы догадаться о его благородном происхождении. Руки его никогда не расставались с четками, а уста – с молитвой. Завидев его, люди испытывали страх, смешанный с восхищением. Всем он внушал почтение, и все его любили. Однако по причине многих подвигов он не прожил долго. Бог призвал его в небесные чертоги, чтобы там он всегда радовался вместе с вечным Богом, Отцом и Сыном и Святым Духом.
Старец Зосима, плетший корзины
Чтобы никому не быть обузой, он научился плетению корзин
Другим достойным упоминания и преисполненным добродетелей был старец Зосима, бывший офицер русской армии в высоком чине, который после падения царского режима посетил монастырь Святого Пантелеимона, затем скит Святого Андрея, так называемый «Серай», и скит Пророка Илии (скиты, воздвигнутые и населяемые русскими монахами), но не остался ни в одном из них: душа его обрела покой на обрывистых и скалистых склонах Карулии.
Чтобы никому не быть обузой, он научился плетению корзин. Это было его рукоделием, доставлявшим ему хлеб насущный. На устах его всегда была молитва, как и у всех монахов, а перед глазами – память смертная, особенно после всего виденного и пережитого им в годы революции и войны у себя на родине. Всеми он был любим, и в маститом возрасте Всеблагий Бог забрал его в Царство Небесное.
Стамате Разбойник
Этот разбойник совершал бесчисленные грабежи в окрестностях полуострова Халкидики, пока не дошел, как гласит легенда, до того, что стал грабить монахов на самой Святой Горе Афонской.
Однажды вместе с двумя юношами он решил ограбить одну из келлий, расположенную на большем расстоянии от Кареи и стоявшую особняком от других келлий. Эта очень старая келлия принадлежит монастырю Пантократор, и при ней есть церковь, посвященная Святому Георгию Фанероменос. Как рассказал мне отец Иоаким, мой старец, и подтвердили отцы из братства Данилеев, также слышавшие об этом происшествии от своих старцев, а те – от своего прадеда, старца Даниила первого, разбойник этот 200 лет тому назад отправился грабить келлию, слывшую одной из самых богатых келлий в Карее.
Как известно, в годы турецкого рабства все горы нашей страны кишмя кишели ворами и разбойничьими бандами. Разбойники эти покараулили в засаде и узнали, что в келлии этой проживают два беспомощных старчика, у которых много денег. Разбойники не стали долго думать. В полночь направились в келлию и постучали в ворота. Послышался голос, спрашивавший, кто там и чего хочет в такой час. Разбойники не ответили и продолжали колотить в ворота. В какой-то момент их главарь, Стамате, крикнул повелевающим тоном:
– Откройте ворота! Мы странники и ищем приюта!
Какой-то юноша открыл им и спросил, по какому делу они пришли в келлию. Те, не пряча оружия, сказали ему, что им надо поговорить с настоятелем. Однако удивились, что увидели в этой келлии юношу, ибо знали, что там живут только два больных старика. Он провел их в дом для гостей, в «архондарик», и сказал:
– Ждите здесь, пока позову настоятеля.
Святой Георгий совершает чудеса
Разбойники сели и стали ждать настоятеля. Прошел час, прошло два, но ни настоятель, ни кто-нибудь иной не появлялся; во всем доме царили полная тишина и молчание. Тогда разбойники, лишившись терпения, хотели было встать, чтобы начать грабить, как решили с самого начала, и забрать всё ценное, начиная с денег и кончая серебряными лампадами, – всё, что только найдут. Попытались они, таким образом, встать, но не могли сдвинуться ни налево, ни направо, и ни руками, ни ногами пошевелить не могли. Словно закованные в кандалы, они не могли сойти с места.
Словно закованные в кандалы, они не могли сойти с места
Тогда вооруженные разбойники принялись кричать и просить помощи у немощных и больных стариков. Услышав крики, старики вскочили, перепуганные, ото сна, побежали туда, откуда они доносились, и что же видят? Разбойники, хоть и не связанные ничем, не могут сделать ни малейшего движения. Старцы спросили их:
– Кто вы? Чего здесь ищете? Зачем пришли, как вы зашли в наш дом? Кто вам открыл ворота и впустил внутрь?
Разбойники сначала ругались, грозили:
– Мы перережем вас, как коз! Вы заколдовали нас, чтобы мы остолбенели тут! Развяжите нас, если хотите остаться в живых! Зачем связали нас? Мы хорошие люди, мы не пришли делать вам зла.
Поняв, наконец, что у них меньше сил, чем у этих старичков, и они ничего не могут, разбойники зарыдали и стали умолять развязать их. Монахи тихим и спокойным голосом спросили их:
– А как вы попали, братья, в наш дом? Кто впустил вас, и чего вы хотите от нас?
Разбойники в слезах стали рассказывать им о том зле, которое свалилось на их голову:
– Отцы, один юноша открыл нам ворота и сказал, чтобы мы сели здесь и ждали, пока вы придете.
Старцы, поняв, что произошло чудо, побежали в церковь, взяли икону святого великомученика Георгия и показали ее разбойникам. Тогда те, увидев икону, испугались и в один голос закричали:
– Да, это он открыл нам!
И, тут же раскаявшись, повскакивали со своих мест, пали ниц и поклонились иконе святого Георгия, радостно восклицая:
– Это он нам явился и теперь освободил нас от невидимых уз!
Они принесли покаяние в своих злодействах, много даров сделали этой келлии, в том числе икону святого Георгия, которая с тех пор получила наименование «Святой Георгий Фанероменос», то есть «Явившийся».
Разбойник этот после великого чуда, явленного над ним, как заверило нас и братство Данилеев, после покаяния бросил свое разбойничье ремесло и ушел в Карулию. Там он построил маленькую каливу с церквушкой, посвященной Святому Георгию, и стал монахом по имени Стамате.
Говорят, он был первым, кто поселился в Карулии. В этой пустыне обрел мир и покой души и остаток жизни провел в искреннем покаянии и сокрушении сердца, каждый день исповедуя свои грехи. И так он преуспел в духовной жизни, что монах-лавриот, впоследствии митрополит Корицкий, профессор Афинского университета Евлогий (Курилас), как пишет старец Даниил Катунакиот, нашел в документах монастыря Великая Лавра, что «старец Стамате, бывший разбойник, был святым монахом и сподобился преподобной кончины».