Простая тайна

Недавно в издательстве «Вольный странник» вышла новая книга игумена Нектария (Морозова) «Простая тайна. Заметки о современном христианстве». Приглашаем всех на её презентацию, которая состоится 9 января, в 19:00, в КЦ «Покровские ворота». А пока представляем статью из книги, которая и дала название всему сборнику.

«Как мне узнать волю Божию?» — с таким или похожим вопросом к каждому священнику люди подходят регулярно. С этим же вопросом они едут «по старцам» в надежде на их прозорливость. Над его разрешением бьются, словно над диковинным ребусом, не подозревая даже, насколько прост ответ или, точнее, путь к ответу…

«Вредное» Евангелие

— Я очень часто путаюсь, не зная, как поступить, чем руководствоваться! — жалуется в разговоре со мной умная, интеллигентная, верующая женщина.

— А чего вы хотите? — спрашиваю я. — Не повредить своим интересам, не допустить ошибки, действовать максимально рационально? Или же вас беспокоит возможность согрешить, пойти против воли Божией?

Моя собеседница задумывается. Возможно, что изначально ее интересовало больше первое. Но как-то неудобно христианке признаться, что благополучное течение дел для нее важней, чем Сам Господь, — тем более в беседе со священником. Да и здравый смысл (с религиозной точки зрения здравый) подсказывает: исполнение воли Божией и есть основа нашего земного благополучия в широком смысле этого слова. Потому как Бог есть основа всего, в том числе и всего нашего бытия — с тем, что оно собою объемлет.

— Конечно, я боюсь не исполнить волю Божию, боюсь не угадать ее, — говорит она по размышлении. — Но как быть? Ведь обмануться так легко.

Мой ответ о том, что секрет немудрен и волю Божию надо искать в Евангелии, ее разочаровывает.

— Это для нашего времени уже не совсем актуально, — с досадой говорит она. — Есть масса ситуаций, которые в Евангелии не разобраны. И, кроме того, поступать по-евангельски возможно не всегда, иногда это бывает просто вредно!

…Невольно вспоминается эпизод из жития преподобного Исаака Сирина. К нему в бытность его епископом Ниневийским пришли некие люди, о чем-то спорившие, и потребовали его суда. Святой архипастырь привел им свидетельство Писания.

— Да что ты все со своим Евангелием! — раздраженно воскликнул один из спорщиков…

Итак, все снова возвращается к изначальному выбору: о чем речь — о том, чтобы узнать, как поступить правильно, или же понять, как поступить по-христиански? Если весь вопрос в «правильности» земной, то я не уверен, точно ли по адресу он, если обращен к священнику. Мы ведь далеко не во всех вопросах специалисты, нам бы в своей «профессиональной» духовной области разобраться…

Книга откровения воли Божией

Если же человек ищет, как ему исполнить волю своего Создателя — Господа Неба и земли, в руке Которого все сотворенное, видимое и невидимое, и Который един имеет подлинную, неограниченную власть, то и правда: источника познания этой воли, который мог бы успешно конкурировать с Евангелием, ему не найти.

Безусловно, мы очень часто, погрузившись в суету, которой наполнена наша повседневная жизнь, помрачаемся ею. И потому, столкнувшись с очередной затруднительной для нас ситуацией, теряемся вначале в догадках: ну и как из нее выбираться? Особенно приходится ломать голову, когда куда ни кинь, всюду клин, когда, как ни поступи, все неладно выходит. Но не надо на самом деле ничего ломать. Просто «вынырнуть» из этой ситуации, от земли чуть поотстать, к Богу сердцем обратиться и сказать: «Господи, главное — знать мне, чего Ты от меня сейчас хочешь и ждешь, а остальное — важно ли оно?» И если начитаны мы в Евангелии, если свежо оно в памяти нашей, то вспомним слово Спасителя, приличествующее данному случаю, и сразу сделается легче и ясней на сердце. А коли еще и исполним это слово, то совсем хорошо станет. Ну а ежели не начитаны или в забвение прочитанное стало приходить, то что мешает читать — день за днем, по одной, по две главы? Ведь другого столь совершенного способа обрести свет во тьме греховной лежащего во зле мира нет…

Можно с некоторой натяжкой, конечно, сказать, что «не все ситуации в Евангелии разобраны»: не все профессиональные проблемы, не все политические нюансы, не все личные конфликты… Но и из того, что «разобрано», разве не ясен дух той жизни, к которой мы призваны? Дух кротости, смирения и любви и вместе с тем — дух мужества, терпения и отваги.

Навык послушания Богу

Бывают, вне всякого сомнения, и случаи, когда разобраться вправду трудно. И не только потому, что наши собственные страсти мешают разглядеть истину, оправдывают грех, порочат праведность. Иногда предлежит на выбор два блага, и никак не разберешься, которое большее. Либо — два зла, и непонятно, какое из них худшее. Например, надо открыть чей-то проступок, чтобы совершивший его еще большего зла никому не причинил. Но и жалко его, потому как может пострадать сообразно своей вине, а справится ли он, способен ли будет это понести, неизвестно. Или на работе появился начальник-тиран, от которого никому житья нет. И опыт подсказывает, что делать, чтобы добиться его снятия, перевода, а в то же время нехорошо это… С другой же стороны, если пожалеешь его, он еще столько всего наворочает! Вот и мучаешься, вот и не знаешь, что чему предпочесть. И как же тут быть?

Есть одна маленькая, но очень важная тайна, которая объясняет как. Важная и вместе с тем простая, удивительно логичная: если человек в том, в чем воля Божия совершенно очевидна, не пренебрегает ею, а исполняет ее, то Господь подскажет ему в трудной ситуации, как поступить, откроет это так или иначе — способов у Него много.

Сердце человека, живущего по Евангелию или хотя бы просто стремящегося к тому, чтобы так жить, постепенно приобретает опыт, научается различать влекущее долу и возводящее горе — то, что по злоухищрениям диавольским поначалу часто перепутывается в нашей душе. И благодать подает такому последователю Своему Господь — ту, что просвещает его внутренние очи.

Ну а если даже не думает о Боге человек и «вдруг» вспоминает о Нем, когда есть нужда, то, конечно, застает его эта нужда впотьмах, так что ни пути не видать, ни самого себя не разглядеть толком.

Впрочем, и из потемок все равно нужно выбираться, и можно выбраться к солнцу. Через отрезвление, через покаяние и поучение в законе Господнем. И еще через молитву. Да и в любом случае, даже когда все кажется ясным, как без молитвы обойтись? Без нее все так нетвердо, потому как на нашей самости человеческой зиждется, и рано или поздно это даст себя знать. Обязательно нужно молиться. Как? Как лично нам ближе и сподручней. Но, наверное, особенно хорошо, когда после исполненного уже обычного правила, а еще лучше после специально на это время правила избранного, мы обращаемся к Богу: «Вразуми меня, Господи, как поступить, чтобы не свою волю, человеческую, исполнить, а Твою, Божественную». Или — другими похожими словами.

Преподобный Варсонофий Великий советовал молиться так, испрашивая у Бога вразумления, в течение трех дней. А когда такой возможности нет, хотя бы трижды, по примеру Спасителя, трижды произнесшего: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты (Мф. 26, 39). Преподобный же авва Дорофей говорил, что, когда и на такую молитву времени не представляется, надо, по крайней мере, возвести свой ум к Богу, ибо что есть быстрее ума? Главное во всем этом — желание быть послушником своего Божественного Учителя, верным Его учеником. И тогда даже ошибка, как утешает тот же авва Дорофей, уже не будет столь погрешительна, сколь могла бы быть.

Нектарий (Морозов), игумен. Простая тайна. Заметки о современном христианстве. М.: Изд-во «Вольный Странник», 2019. 320 с. — ил. ISBN 978-5-00152-031-3. Нектарий (Морозов), игумен. Простая тайна. Заметки о современном христианстве. М.: Изд-во «Вольный Странник», 2019. 320 с. — ил. ISBN 978-5-00152-031-3. Скажи мне, Господи, путь…

Но, пожалуй, особо стоит сказать о случаях, когда все не ограничивается решением сиюминутным, относящимся к какому-то одному определенному делу. Перед каждым из нас рано или поздно встает необходимость выбора жизненного пути. И выбор этот далеко не всегда прост. Иногда человек знает, чего хочет он, но не уверен, что того же желает Господь. Иногда не понимает ясно, чего хочет сам, и колеблется, склоняясь то к одному, то к другому решению. Порой же вообще не представляет, кем ему в этой жизни быть и чем заниматься. И остается лишь испытывать далее свое сердце, смотря на то, к чему оно более стремится, и молиться Богу, повторяя, подобно Псалмопевцу: Скажи мне, Господи, путь, воньже пойду, яко к Тебе взях душу мою (Пс. 142, 8).

Но если и обычно молитва должна быть не формальной, а от сердца идущей, чтобы откликнулся на нее Господь, то здесь — тем более. И такой ее может сделать осознание: мы молимся, всецело доверяясь Богу, как бы «позволяя» Ему сделать с нами все, что будет Ему угодно, даже если это окажется совсем не то, чего хотели бы мы. Если есть такое доверие и предание себя Богу, то ответ придет обязательно, как говорит пророк Давид уже в другом псалме: Открый ко Господу путь твой, и уповай на Него, и Той сотворит: и изведет, яко свет, правду твою и судьбу твою, яко полудне (Пс. 36, 5–6).

Изведет… И откроет нам Свою волю, как заблагорассудится Ему: или сердце известит и уверенности исполнит, или через людей направит, или обстоятельства жизни все подскажут сами. Но в любом случае откроет так, что не заметить не сможем. Главное опять-таки одно: только бы и вправду исполнить захотели и решились. Ведь нет большей радости и счастья, чем эту, столь подчас трудную и даже неожиданную, волю исполнять.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Что открывает «Простая тайна»: трудно учиться жить по-христиански Что открывает «Простая тайна»: трудно учиться жить по-христиански
Игумен Нектарий (Морозов) о своей новой книге (+ВИДЕО)
Что открывает «Простая тайна»: трудно учиться жить по-христиански Что открывает «Простая тайна»: трудно учиться жить по-христиански
Презентация книги и ответы на вопросы читателей (+ВИДЕО)
Игумен Нектарий (Морозов)
Вся жизнь пастыря представляет собой работу спасателя, который вытаскивает на твердую землю одних и тех же людей, а потом они снова соскальзывают в воду.
Простая тайна Простая тайна
Заметки о современном христианстве
Игумен Нектарий (Морозов)
Книга игумена Нектария (Морозова) «Простая тайна» — своего рода дневник священника.
«Полюбите читать Святое Евангелие...» «Полюбите читать Святое Евангелие...»
Игумен Нектарий (Морозов)
Многолетний духовник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Кирилл (Павлов), отвечая на адресованные ему письма самых разных людей, всегда писал: «И еще: полюбите читать Святое Евангелие…». Такой простой совет… Но как же меняется жизнь у того, кто его исполняет!.. Это узнает только тот, кто исполняет.
Комментарии
Антонина 3 марта 2020, 21:57
Спасибо всем за ваши мысли и суждения. Очень интересно читать, особенно И.Ковалева. Ощутила свою полную безграмотность в духовных вопросах.Есть повод задуматься.
Анастасия29 января 2020, 15:02
Мой ответ Наталье, которая задаётся вопросом что делать: многое из ответов на такой вопрос есть в первом послании Апостола Петра. Но прежде всего, в душе своей постоянно обращаться к Богу с личной молитвой и великой благодарностью за то, что ты - грешная душа в прахе ещё можешь себе позволить это делать. Бог знает наши слабости и недостатки и то, что невозможно нам, возможно Ему. Уповая на Господа, делать то, что можем, стремясь к недостижимому - вот что мы ещё пока можем сделать за время нашей мимолётной жизни.
игорь ковалев18 января 2020, 18:18
7 января 2020, 17:29 ,,А кто вам давал право критиковать?'' Хорошо бы вам представиться,хотя бы инициалы.А кто вообще даёт право критиковать?Вам кто дал? И в основном я высказывал другое мнение по какому либо вопросу.Естественно, человек я страстный и не имеющий смирения,поэтому бывают перегибы.Это признаю,по другому и быть не может в моём плохом духовном состоянии.А признать,что я высказывал какое то ошибочное мнение,противоречащее учению Церкви,сказать не могу.Если нашли напишите.Кроме комментария НН,который сам перепутал,ничего не увидел.Жду конкретных указаний на мои ошибочные мнения.
Игорю Ковалеву17 января 2020, 17:29
А кто вам давал право критиковать? И где же вы признаете свои ошибки? Господи, не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого... Свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель! Аминь.
игорь ковалев17 января 2020, 15:40
,,Это для вас и всех нас.'' Предлагаю учиться смирению с малого-спокойно отвечать на критику и признавать ошибки.
Игорю Ковалеву16 января 2020, 15:50
Евангельский дух: "от глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры" (2Тим. 2, 23); "пустые споры между людьми поврежденного ума, чуждыми истины" (1Тим. 6,5). "Не думайте о себе более, нежели должно думать" (Рим.12,3).Св. отцы? "Во всяком деле почитай себя скудным для того, чтобы учить,- и во всю жизнь свою будешь оказываться мудрым.. Умаляй себя во всем перед людьми, и будешь возвышен над князьями века сего" (св. Исаак Сирин)."...язык твой да будет всегда готов сказать укоряющему тебя: "Прости меня" (прп. Антоний Великий)."Недостаток смирения, от которого недуг фарисейства, крайне препятствует духовному преуспеянию" (свт. Игнатий (Брянч-в).Это для вас и всех нас.
игорь ковалев14 января 2020, 21:35
Наталия Ростова.Я надеялся,что мы здесь обмениваемся мнениями,критикуем, спорим,чтобы выяснить истину,т.е. учение Церкви.И уж если св.Отцы иногда ошибались,поэтому у нас в Церкви действует принцип ,,согласия Отцов'',то,что о нас говорить.,,Всяк человек-ложь''.А оказывается вместо истины мы ищем, чтобы поддержали наше мнение.Если поддерживают-значит поняли,а если критикуют-значит нет.А мысли,что мы можем ошибаться даже не допускаем.Поэтому и с мужем из примера каждый день происходят метаморфозы.Я уже побаиваюсь-кем он может стать завтра.)) Где же здесь исполнение воли Божией? Где Евангельский дух?
Наталия Ростова - Игорю14 января 2020, 12:21
А, да...забыла добавить. Муж - тиран, собственно и есть больной человек, ибо нормальный и здоровый на голову, так себя вести не может. Главное, Наталья меня поняла и Слава Богу. И спасибо всем, кто поддержал и написал добрые слова в мой адрес. Благослови вас Бог. Всё будет хорошо!
игорь ковалев14 января 2020, 12:08
Дорогая,Наталия Ростова!Полностью согласен с вашим утверждением:,,Есть случаи в жизни,когда человек не знает,как ему поступить.А если и знает, не решается.''Об этом и в статье пишет игумен Нектарий.Рад вашему спокойному ответу на критику.Спасибо за добрые пожелания и вам того же!
Наталия Ростова - Игорю Ковалёву14 января 2020, 09:41
Дорогой, Игорь! Вы пишите - "Множество примеров в Патериках и писаниях св.Отцов на все случаи жизни", "Знать, как поступить и исполнить - это разные вещи". Не согласна с Вами. Есть случаи в жизни, когда человек не знает, как ему поступить. А если и знает, не решается. И то и другое, вроде бы правильно и даже по-христиански. А выбор просто НЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ! Мозг разрывается от такого выбора. Моего дальнего родственника поставили именно перед таким выбором врачи. Решай, кого спасаем - жену или ребёнка, от которого она не могла разрешиться. Не дай, Боже, Вам оказаться перед таким выбором и решением. И прочитайте мой первый коммент. Там тоже об этом. Предлагаю закончить спор. Храни, Вас, Бог!
игорь ковалев13 января 2020, 22:27
НН.А по-моему в комментариях надо спокойно обмениваться мнениями,можно и поспорить.По поводу,,каши в голове''-это ваше ,,субъективное ощущение,которое не может быть объективным критерием чего-либо.''(из комментария Иоанны)Если с чем-то не согласны,а я могу ошибаться-пишите конкретно,с цитатами св.Отцов.О разводе-у Натальи Ростовой в начале был,,нелюбимый,больной муж'',в этом случае я и написал,что здесь думать не о чем.Через день больной муж превратился в,,тирана,могущего убить''Здесь опять не о чем думать-но наоборот надо разводиться,как вы тоже написали из концепции.,,Подставь другую щёку''я писал о примере Серафима Саровского с грабителями.Читаете не внимательльно-у вас каша и получается.
игорь ковалев13 января 2020, 15:13
Наталия Ростова.Истина не зависит от кол-ва.о.Нектарий в статье пишет,,Можно с некоторой натяжкой, конечно,сказать,что «не все ситуации в Евангелии разобраны».Но и из того,что «разобрано»,разве не ясен дух той жизни,к которой мы призваны?''Я своими словами писал тоже самое.Знать,как поступить и исполнить-это разные вещи.То,что у нас нет решимости поступить по заповеди-не значит,что мы не знаем,как надо поступить.Про,,своими силами''вообще никто не говорил,это отдельный вопрос.Вы три вопроса смешали вместе,пытаясь доказать свою правоту!И кто может сказать,что он не гордец?В примере развода ,,нелюбимый,больной''муж превратился в ,,тирана,могущего убить''.Слышали выражение:как уж на сковородке?
НН13 января 2020, 11:53
Игорю Ковалеву. По-моему, у вас просто каша в голове из всего, что вы понемногу начитались или где-то что-то услышали. И из ваших собственных измышлений. Вы решили что вам предоставили здесь, на сайте, возможность всех учить на правах старца- духовника? Но мы не слышали о вас, к сожалению. И для этого надо иметь элементарное понятие о современных православных понятиях и нормах. Например, о разводе. Вы пишете: "подставь другую щеку''Гордое,падшее естество восстаёт против"... и пр. Из Социальной Концепции РПЦ:* "посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей" ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВАНИЕМ ДЛЯ РАЗВОДА. Или вы не согласны и с этим, витиеватый слог, якобы? Свет Христов да просветит вас.
Оксана13 января 2020, 10:04
Галина И. и Наталья, спасибо Вам огромное за ваши комментарии. Они привносят в душу мир и какое-то спокойствие. Я тоже, по опыту, опасаюсь людей, у которых наперед все ясно, четко-однозначно. Особенно, когда речь идет о разборе жизни других людей. Я раньше сама такой была, и именно в этот период своей жизни я была наиболее черствым и тяжелым для близких человеком. Спасибо Наталье, которая откровенно сказала о своих недоумениях. Очень ее понимаю, но в то же время, знаю, что они разрешатся, надо, как говорили Галина и Наталья Ростова, потерпеть, принести свои вопросы, неполнеценности Богу и просить у Него разрешения этих вопросов и восполнения недоумений. :)
игорь ковалев12 января 2020, 23:50
Дмитрий Собриевский. ,,После исполнения правила приходит чувство выполненного долга''А должно приходить чувство мытаря,сокрушение духа,покаяние,плач о грехах.,,...яко николиже сотворих благое пред Тобою.'',,Истинная молитва есть голос истинного покаяния.Когда молитва не одушевлена покаянием,тогда она не исполняет своего назначения,тогда не благоволит о ней Бог....Доставим нашей молитве два свойства: внимание и покаяние.Ими, как двумя крылами,да возлетит она на небо,да предстанет пред лице Божие,да исходатайствует нам помилование.''(Игнатий Брянчанинов).Не изучая св.Отцов,не возможно научиться молитве и вообще вести правильную духовную жизнь.
игорь ковалев12 января 2020, 23:05
Дмитрий Собриевский.Почитайте о молитве св.Отцов.Игнатий Брянчанинов (Аскетические опыты,главы о молитве), Феофан Затворник(Что есть духовная жизнь,глава 47 о молитвенном правиле)Так,что Церковь в лице Святителей даёт ответы на все ваши вопросы.Чтобы правило перешло в молитву нужно ,,заключать ум в слова молитвы''и стараться прочувствовать сердцем произносимое.Когда сердце будет отзываться на слова молитвы,тогда обязательно придет сокрушение,умиление и т.д.В этом случае надо либо замолчать и просто быть в этом чувстве(ваш пример),либо перейти на краткую молитву(мытаря,Иисусову и т.п.) пока это чувство не отойдёт.И правило совершать-не всё вычитать,а по времени, внимательно и с чувством.
Иоанна_ 12 января 2020, 21:15
Игорь Ковалёв, спасибо за добрые слова и за содержательные комментарии! Что касается выбора, то можно, наверное, сформулировать так: в выборе между добром и злом собственно выбора у христианина нет, здесь только добро, ну в ситуации менее определённой - да, надо плыть против течения своих страстей, благодарю за подсказку. И боюсь, что второй выбор может быть тяжелее первого.
Татиана12 января 2020, 10:30
Наталье от 9 января 2020, 10:51 Все надеемся получить ответ на блюдечке! Поиск ответа -- через падения, раскаяние и покаяние! Пока шишек не набьешь, мозоли не натрешь, ничему, увы, не научишься. Тем более, поступать по воле Божией!
игорь ковалев12 января 2020, 00:21
Дмитрий Собриевский.о.Нектарий пишет,что молитвенное правило надо исполнять всегда.В случае сложных ситуаций-специальное правило,т.е. добавляем молитвы конкретно по нашему случаю.А уже потом ,,как нам ближе и сподручнее''просим Бога о помощи в нашей ситуации-можно своими словами,как советует духовник Наталии Ростовой или выражениями из молитв и псалмов.Я так понял,может и не прав.О молитвенном правиле посмотрите в Википедии.,,Молитвенное правило направляет правильно и свято душу, научает её поклоняться Богу Духом и Истиной (Ин.4:23)''(Игнатий Брянчанинов)В Википедии цитата длиннее.Правило сформировалось около 200 лет назад.И это не догма-можно изменять или вообще заменять Иисусовой молитвой.
Дмитрий Собриевский11 января 2020, 22:46
После исполнения правила приходит чувство выполненного долга - все чаши и скамьи омыты... В Братьях Карамазовых есть момент, когда Алеша, читая вечернее правило, почувствовал прилив чего-то очень доброго и хорошего и в умилении замолчал. Читал я это давно, но помню свое недоумение: как! ведь каждый благочестивый христианин должен исполнить правило... Много уже и прочитано и пережито на эту тему, но о переходе от молитвенного правила к молитве общецерковной позиции церкви не слышал. Только эта - каждый благочестивый и т.д. Не могу же я быть не благочестивым...
игорь ковалев11 января 2020, 18:17
Иоанна.,,...чётких критериев "живой встречи с Богом" не существует, одни лишь субъективные ощущения. А субъективные ощущения не могут быть объективным критерием чего-либо.'' Восхищён вашим комментарием! Написано чётко,логично и раскрывает всю суть вопроса.Сам тоже имел это ввиду,но так выразить мысль не хватает интеллекта.
Наталия Ростова - Игорю Ковалёву11 января 2020, 17:15
Вот рада за Вас! Хотя может стОит и опечалиться... Вы-то точно знаете и как поступить и как слово своё вставить, что 4 человека по Вашему мнению в корне не правы и не знают истину...А Вы знаете...Христианин должен жить по Заповедям Божьим. Это ясно. А покажите мне хоть одного такого...Хоть одного. Мирянина. Священство я даже не затрагиваю. Если человек знает как ему поступить на все 100 и уверен в своих силах, и у него нет ни малейшего сомнения, значит он либо гордец, либо душевнобольной, либо "белены объелся", как говорила моя бабушка. Что Вас смущает в моём примере о разводе? Если муж - тиран и бьёт свою жену, то есть смысл уйти от него, пока не убил окончательно.
Иоанна_ 11 января 2020, 15:02
Меня тоже насторожила эта фраза, поскольку чётких критериев "живой встречи с Богом" не существует, одни лишь субъективные ощущения. А субъективные ощущения не могут быть объективным критерием чего-либо.
Дмитрий Собриевский11 января 2020, 12:47
"Обязательно нужно молиться. Как? Как лично нам ближе и сподручней. Но, наверное, особенно хорошо, когда после исполненного уже обычного правила, а еще лучше после специально на это время правила избранного, мы обращаемся к Богу..." Не очень понятна конструкция этой фразы. С одной стороны как нам сподручнее, а с другой - правила. Очень хотелось бы узнать о нынешних правил для мирян: кто и когда их ввел и как эти детоводители приводят нас к живому общению с Богом?
игорь ковалев11 января 2020, 10:00
Наталия Ростова.Христианин,как раз,в отличие от неверующего в большинстве случаев,,точно знает,как ему поступить''.Это же утверждает и о.Нектарий.У нас есть Писание,совесть, множество примеров в патериках и писаниях св.Отцов на все случаи жизни.И общая направленность,что против страстей-то по воле Божией.И какие сомнения могут быть по поводу примера о разводе?,,Что Бог сочетал..''Тяжело исполнить:,,Не противься злому''и ,,подставь другую щеку''Гордое,падшее естество восстаёт против.Даже инстинкт самосохранения кричит:ответь!Вот где нужна решимость и доверие Богу,чтобы поступить,как Серафим Саровский с грабителями.И конечно смирение,постоянно быть в состоянии мытаря по словам Никона Воробьева
игорь ковалев10 января 2020, 22:49
Галина И.По поводу цитаты прот. Льва Шихлярова.У меня такая витиеватость слога сразу вызывает отторжение,сравните со св.Отцами,у них всё точно,ясно,логично,даже если предложения сложные.В цитате вторая часть противоречит первой:,,...живая встреча с Богом есть критерий истинной веры''Разве это не ,,свой опыт''?А сколько людей в прелести тоже думают,что у них ,,живая встреча с Богом''?Как же это может быть критерием?Что такое ,,истинная спасенность"?Какое-то новое выражение.Если извещение от Бога,что спасен,то его удостаивались единицы.Даже Великие египетские Отцы просили ещё время на покаяние и говорили:,,где будет сатана,там и я буду.''Поэтому лучше цитировать св.Отцов и всё с ними сверять.
Наталья10 января 2020, 22:43
Наталия Ростова, спаси Господи вас. Вы очень близко поняли меня, не формально. По душе совет вашего духовника, спасибо.
игорь ковалев10 января 2020, 22:15
Галина И.,,Что Дух говорит церквам.''Членов церкви обличает Господь:,,покайся и будь ревностен.'',а не ангелов.Ревность не по разуму,как раз присуща неофитам-это болезнь роста.По мере приобретения смирения и очищения от страстей она проходит.И она лучше теплохладности,когда человек весь в страстях,а с ними не борется,не напрягается.Нет ревности угождать Богу без саможаления.Нет самоотвержения.Такое Православие-лайт без аскетики.Вот это печально!А потом сетуем:почему у нас молитвы нет и т.д.?А какая молитва после того,как посмотрели кино(сам вчера смотрел)или футбол,почитали роман?Никакая!Про нас сказано:,,Прелюбодеи и прелюбодейцы!не знаете ли,что дружба с миром есть вражда против Бога?''(((
игорь ковалев10 января 2020, 21:22
Анна G.Вы путаете разные состояния.У Марии Египетской была огромная решимость и доверие Богу,без этого всё бросить и уйти в пустыню не возможно.А терпела она нападения бесов,которые разжигали её страсти;томление.Такое состояние бывает у всех,кто начинает подвизаться после греховной жизни,только в разной степени.Разговор же идёт об отсутствии решимости и доверия.Такое состояние обычно бывает от саможаления, расслабленности,рассеянности,дружбы с миром(сужу по себе)В этом случае ждать не надо,а ,,покаяться и быть ревностным''.Отказаться от развлечений,тв и т.п.,бороться со страстями по советам св.Отцов,читать только духовные книги,т.е подвизаться.Видя наше старание и Господь даст,что просим.
Ольга 10 января 2020, 16:46
Спаси Господи! Очень нужная статья!
Наталия Ростова10 января 2020, 15:27
И вот тут, конечно, очень нужно доверие к Богу. Но доверие - это ж не конфетка, взял с вазочки и съел...Я уже тут писала в одной теме...Довериться Богу, с одной стороны легко и просто, с другой - сложно и трудно. У кого-то на это могут годы уйти, а кто-то, как дитя, просто тянет свои руки к Богу. В любом случае, молитва - это то, что нужно, особенно в таком случае....А мой духовник мне говорил, что когда нет сил, хочется плакать и не знаешь, как поступить...отложи в сторону молитвослов, сядь там где стоишь (дома, разумеется) и просто поговори с Богом своим привычным разговорным языком, поговори, как с Другом. И Он, обязательно услышит...Подтверждаю! Испытано... Всем помощи Божией!
Наталия Ростова10 января 2020, 15:16
Зачем нападать на Наталью? Она очень важную тему затронула.../если у тебя нет решимости совершить нужное действие, нет доверия к Богу.../Ну сначала нужно разобраться с "нужным делом". Одно дело, кормить бездомного дворового кота, и другое дело - взять опеку над ребёнком, к примеру. Или принять решение развестись с мужем или продолжать жить с ним, нелюбимым и больным. Все эти действия, очень даже серьёзны. Впрочем, как и наша жизнь. А мы, люди, в большинстве своём рефлексируем и это нормально! Ненормально, когда человек чётко и точно знает, как ему поступить. И у него нет никаких сомнений. Вот с таким бы, я в разведку не пошла бы. Сомневаться и не знать, как поступить - это нормально! Далее
Наталия Ростова10 января 2020, 09:48
/ о чём речь - о том, чтобы узнать, как поступить правильно, или же понять, как поступить по-христиански? / Вчера ходила на фильм "Союз спасения", о декабристах...Статья прям в тему, после моего впечатления о просмотре. Как поступить командиру, если его вышестоящее начальство приказывает вести солдат на убой? Правильно - значит выполнить приказ. По-христиански - значит отказаться приказ выполнять...А глава страны, император? Правильно - значит расправиться со всеми бунтовщиками, и жёстко. По-христиански - помиловать их. Помиловать - в данном случае, проявить слабость, что для императора непозволительно. Одни вопросы.. Ну это даже хорошо, голова не должна быть пустой, там должны быть мысли...
Галина И.10 января 2020, 09:40
Игорю. В теплохладности Бог обличает Ангела Церкви, не простого человека,просящего совета у друзей по вере (м.быть, неофита)."Приходящего ко Мне не изгоню вон".А "ревность по Православию" - это наши страсти, скрывающиеся под маской внешнего благочестия и хорошести- превозношение,самомнение,самолюбие,грубость. Бог познается через сомнения и страдания,вспомним Иова и его друзей. "Не разговоры о Боге, не выдавание своего опыта и своих конструкций за истинную религию, а живая встреча с Богом есть критерий истинной веры, истинной спасенности" (прот. Лев Шихляров).Нат.-е:"Веруй в Бога, Он пошлет Ангела Своего и благодать Свою; Он Сам будет для тебя утешением, если ты будешь просить Его"(Отечник).
Анна G.10 января 2020, 06:44
Наталья, много уже вам советов дали "ревнители"), Рискну дать еще один: подождите и не тревожьтесь. Если вы молитесь, читаете Евангелие, причащаетесь, желаете спасения, то остается только подождать. "Потерпи Господа". Ведь Его не заставишь никак дать вам веру и доверие. Подождите и не тревожьтесь, возможно, оно уже вот, рядом. Помните, сколько мучилась Мария Египетская в пустыне? 17 лет, ровно столько же, сколько грешила. А мы все сразу хотим, как порог церкви перешагнули. Давайте подождем, все мы в этой жизни мученики.
Кира 9 января 2020, 22:57
Спаси Вас, Господи, отец Нектарий, очень хорошая статья, книгу поищу. Наталья, решимости и доверия к Богу только у Бога и можно испросить, без Него мы слабы все, но Господь поможет обязательно и знаки подаст, верно отец Нектарий пишет. Помощи Вам Божией.
игорь ковалев 9 января 2020, 20:50
Наталья.По вопросу Евангелия,Иоанна,конечно не права-оно для всех,но пользу приносит,только пытающимся жить по Евангелию.(видимо это она и имела ввиду).Написала, конечно жёстко,но зачем же было отвечать ещё жёстче.Здесь и нужно было исполнить заповедь Евангелия,а вы-,,зуб за зуб''.,,еще нередко меня удивляет в "ревнителях" Православия -это их сухость и даже жестокость в суждениях по отношению к людям...''Обличая ревнителей-делаете тоже самое.И,что вас удивляет?-У человека страстного,часто ревность бывает,,не по разуму'',и по мере,очищения от страстей она проходит(остается духовная ревность).у теплохладных вообще никакой нет.И Господь в Писании уже вынес им приговор:извергну тебя из уст Моих.
игорь ковалев 9 января 2020, 20:03
Наталья.А Иоанна,то права-понуждением.Только надо начинать с мелочей(,,Верный в малом и в большом верен'').У Аввы Дорофея,тоже этот вопрос раскрывается.Не обращаем внимания на мелочи (что страшного,что посмотрел,сказал и т.д.?),а потом и большее выполнить не можем.,,Не будет такого нигде и никогда!''-тоже верно.И не было!Св.Отцами озвучен духовный закон:,,Дай кровь и прими Дух''Аскетические писания св.Отцов надо изучать,чтобы исполнять заповеди Евангелия в своей жизни.,,...если человек не понимает аскетической жизни отцов,не интересуется ею,то это означает,что он мертв и вообще ничего не понимает в духовной жизни...''(игумен Никон Воробьев)
Галина И. 9 января 2020, 18:12
Спасибо, о. Нектарий. Покаяние, молитва, доверие и предание себя Богу,чтение Евангелия- и "простая тайна" откроется. Но права Наталья, нам часто так трудно довериться Богу, потому что Его пути- не наши пути, и Его мысли- не наши мысли. И Его воля может противоречить нашей обольщенной человеческой логике -как у Евы и Адама, с самого начала. Но Христос нас предупреждает: "Будьте, как дети". А дети полностью доверяют своему надежному, любящему отцу, ведущему их за руку. И "любящим Бога все содействует ко благу". Но:"Ни один текст-и в т.ч. тексты Св.Писания-не может претендовать на то,что он исчерпывает реальность Божественной тайны" (Оливье Клеман). Здесь огромную роль играет опытный духовник.
Валентина 9 января 2020, 17:21
Наталья,мне кажется,что всего чего у нас нет: решимости,доверия, желания, нужно просить у Бога. И Иоанна права, Царство Небесное нудится и тот кто делает усилие приобретает Его. Так сказано в Евангелие, другого нет , это и есть узкий путь. И не дай Бог нам себя оправдывать.
Анна 9 января 2020, 15:46
Всё верно, Батюшка - вопрос один - чего мы хотим: - Исполнить волю Божию или - Не нарушить свой "комфорт".
Наталья 9 января 2020, 13:41
Иоанна, что еще нередко меня удивляет в "ревнителях" Православия - это их сухость и даже жестокость в суждениях по отношению к людям, чье мнение их раздражает или они просто не согласны с ним. Например, вот это: "все остальные могут не беспокоиться." Простите, не вам, слава Богу, это решать. "Не будет такого нигде и никогда!". Будет, и бывало не раз. Иначе не было бы святых. Все дары решимости, доверия, молитвы и т.д. - от Бога. Желаю и вам обрести их, как и любовь к другому человеку. И можно не кричать?:)
Наталья 9 января 2020, 13:07
Ох, Иоанна, снова вы не слышите меня. Понуждать...Все даёт Бог. И если у меня нет доверия и решимости, как нет, скажем, математического склада ума, то они моим волевым усилием и не появятся. Сложно с вами общаться, вы мыслите шаблонами, не слыша живого человека и подгоняя его под свои шаблоны. Но я живая, а не ваш шаблон. Какой "ротик" и "кусочек", о чем вы? Речь идёт о необходимых для спасения вещах, которых нет у большинства из нас, у меня - точно. Вы полагаете, я их материализую понуждением? Евангелие зачитано до дыр, дорогая Ионанна, или вы думаете, что вы одна такая, кому оно нужно? И Евангелие, и Деяния-Послания, Псалтирь и т.д. - все читаем и хотим спастись. Но мы ещё и думать умеем.
Иоанна_ 9 января 2020, 12:31
Наталья, а ЧТО вы хотите услышать? "Откройка-ка, душенька, ротик, я положу тебе туда этот кусочек?" В смысле "кусочек" благодати, решимости, доверия Богу? Не будет такого нигде и никогда! Практический совет в статье ЕСТЬ: понуждать себя - вот и всё. Евангелие только для тех, кто желает угодить Богу, кто ищет спасения, а все остальные могут не беспокоиться.
р.Б.Сергий 9 января 2020, 11:22
Очень нужный и своевременный материал.Заметил,что Господь всегда дает нужный ответ в нужное время,хотя и не всегда ожидаемым тобою способом.Важно только услышать и понять Его волю.На мой взгляд статья игумена Нектария (Морозова) может помочь в этом.
Наталья 9 января 2020, 10:51
Жаль, в статье, а, может, и в книге нет ответов на важнейшие вопросы: если у тебя нет решимости совершить нужное действие, нет доверия Богу, а порой и желания поступить правильно, но больно, - как же получить все эти нужные качества. Порой знаешь, как надо поступить, но смелости, решимости, доверия Богу для этого нет. И вот это и есть главная проблема, проблема практическая. В теории-то мы знаем, что и как. А что делать при отсутствии у тебя этих нужных качеств? Одного теоретического понимания, что делать, недостаточно. Нужно иметь еще силы, доверие, решимость для исполнения. И где, как их получить?
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×