Православный календарьПравославный календарь
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.

«Полюбите читать Святое Евангелие...»

На днях говорили мы о разных вещах с одним моим хорошим знакомым — мусульманином. Сотрудник силовой структуры, достаточно молодой еще человек, — он начал ходить в мечеть сначала «по этническому принципу», потом уже совершенно осознанно. Он всерьез изучает свою веру, совершает, как положено, намаз, читает Коран, думает, анализирует и старается жить по той вере, которая у него есть.

Конечно, когда я встречаюсь с ним и у нас завязывается беседа, я всегда в глубине души очень переживаю о том, что пришел он в свое время именно в мечеть, а не в православный храм, и что главной книгой в его жизни стал Коран, а не Новый Завет. Однако что поделаешь: переубеждать, спорить с ним вряд ли было бы правильно по отношению к нему, вряд ли принесло бы пользу. Я только стараюсь сказать то, что может тронуть его сердце, «прорасти» в нем впоследствии, остальное же — всецело в руках Божиих. Он однозначно относится к христианству с уважением, с его точки зрения наличие веры, даже если она «не его», но учит хорошему, почитанию Бога, свидетельствует о человеке с лучшей стороны. Как-то раз, когда он еще был курсантом военного училища, к ним на курс пришел для беседы православный священник. Слушатели оказались усталыми, беседа долгой, и уже к середине ее все уснули. Все, кроме моего знакомого. Он внимательно слушал батюшку, доброжелательно глядя прямо ему в глаза.

И, конечно, батюшка был ему благодарен и не мог сдержать своих чувств:

— Спасибо вам большое, — сказал он, оглядываясь на спящих, — вы ведь наверняка верующий человек?

— Да, батюшка, — ответил тот, — я мусульманин…

…Так вот. Говорили мы с ним, как я уже сказал, на днях, о разных вещах. И вот, в частности, высказывал он свое недоумение в отношении того, как часто, вступив в «религиозный диспут» с кем-то из своих православных коллег, он понимает, что они о своей вере практически ничего не знают и даже не читали Евангелие.

Я не уверен, что абсолютное большинство живущих на территории Российской Федерации мусульман читало и регулярно перечитывает Коран. Но не думаю при этом, что мой собеседник лукавит, просто у него главным образом две среды общения: профессиональная, в которой большинство его товарищей русские, крещеные люди, и собственно мечеть, куда ходят те, кто с исламом знаком не понаслышке.

Суть не в том, насколько религиозно образованны в России мусульмане. Это, что называется, не совсем наш вопрос. Суть в другом: незнание своей веры крещеными и даже живущими так или иначе церковной жизнью людьми — вот та беда и то зло, с которым мы должны всеми силами бороться. И боремся, только трудно эта борьба дается.

С одной стороны, тут, безусловно, необходимы усердие и ревность пастырей. Но, с другой, — и без живого интереса, без желания узнать, понять никак не обойтись. На самом деле — что за христианин, который никогда не читал Евангелие и даже не знает, что это такое? Что ему известно о христианстве?

Я очень хорошо запомнил один эпизод из собственной священнической жизни. Мы беседовали с человеком, пришедшим в храм с желанием креститься. Он не мог ответить на вопрос, почему решил принять Крещение, насколько этот выбор серьезный, осознанный. О том, чем Православие отличается от других христианских конфесcий, понятия не имел. Как, впрочем, и о том, что есть хрис­тианство как таковое. Поэтому я, естественно, постарался ему объяснить, что прежде Крещения обязательно нужно прочесть главную для каждого христианина книгу — Евангелие. И даже немного рассказал ему о том, каково ее содержание. Именно, что немного. Потому что когда речь зашла о нравственной стороне жизни по Евангелию, он вскочил, как будто его подбросила какая-то невидимая пружина, и выпалил:

— Ну, спасибо! Спасибо, что все это мне сказали! Мне это все не нужно, и креститься я не приду. А если и приду, то не к вам, а к тому, кто со мной об этом говорить не будет.

И убежал, словно за ним кто-то гнался.

А что, если бы мы с ним не поговорили? Слава Богу, сегодня проведение огласительных бесед перед Крещением из частной практики превратилось в обще­обязательное требование. И прочтение Евангелия, хотя бы одного из евангелистов, также является непременным условием. Вот только неправильно при этом ограничиваться лишь именованием данного условия: потрудился ли человек прочесть Евангелие на самом деле, понял ли его, правильно ли понял — вот вопросы, на которые прежде Крещения обязательно нужно дать ответ. А для этого единственный способ — еще раз, уже после «стандартных» огласительных бесед, поговорить с ищущим Крещения, выяснить, принимает ли евангельскую правду его сердце, растревожено ли, тронуто ли оно этой правдой. Разъяснить возникшие недоумения (а они возникают при первом, да и не только, чтении Писания нередко), растолковать значение не до конца уясненных заповеданий Спасителя и уже после этого крестить. А если всего этого не сделать, то получается то же, что в обычной жизни при заключении договора, с условиями которого одна из сторон прежде не ознакомилась, а после, разумеется, выполнять их не собирается: как выполнять то, чего не знаешь? Несуразица какая-то…

Но если с крещаемыми дело обстоит все же проще, поскольку в значительной степени именно от священника и его внимательности зависит степень подготовленности оглашенного, то с теми, кто был крещен когда-то и время от времени «заходит» в храм, ситуация гораздо сложнее. Тут уже трудно ставить «условия» и «требовать», можно лишь увещевать.

Привычный диалог во время «исповеди» по большим праздникам или в большой беде появляющегося в храме человека:

— Постойте, да вы о грехах-то своих скажите. Вы сейчас больше о проблемах, о людях других. Об этом поговорить, наверное, и можно, и нужно, но сейчас исповедь, а на ней в грехах надо каяться…

— Ну… Какие у меня грехи. Не краду, не убиваю, стараюсь по совести жить, заповеди все соблюдаю.

— А какие заповеди?

— Заповеди?.. Все!

— Простите, а вы Евангелие читали?

— Читаю, у меня все есть — молитвослов есть.

— Нет, а Евангелие вы читали, Новый Завет?

— Нет…

Бывает и почудней разговор. Но главное — очень многие крещеные люди Евангелия не читали и даже не очень хорошо представляют, что это такое и о чем. И мало того — среди людей, более или менее регулярно исповедующихся и причащающихся, тоже можно незнакомых с Евангелием найти. А уж о тех, кто никогда ни одного толкования на Писание в руках не держал и не ведает, что такая литература есть, что говорить!

Плохо это, на самом деле. Ведь главное наше стяжание, фундамент всей жизни христианской — Евангелие, без него никуда. И доносить до умов и сердец приходящих в храм людей мы в первую очередь должны не сведения об истории христианства, о его месте и роли в общеисторическом процессе, не то, как часто надо бывать на службе, участ­вовать в таинствах, что это за таинства, собственно. Это все важно, но — второстепенно тем не менее. А первично — Слово Божие, к каждому Богом сотворенному человеку обращенное. Помочь расслышать, понять, усвоить его тем, кто нуждается в этом, — вот наш первый долг. И не только пастырей, разу­меется (иначе к чему и писать об этом, достаточно было бы просто в «своем кругу» беседовать), но и мирян, знающих и ценящих свою веру.

…Многолетний духовник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Кирилл (Павлов), отвечая на адресованные ему письма самых разных людей, всегда писал: «И еще: полюбите читать Святое Евангелие…». Такой простой совет… Но как же меняется жизнь у того, кто его исполняет!.. Это узнает только тот, кто исполняет.

Газета «Православная вера» №14 (490)

Рейтинг: 8.7 Голосов: 418 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Господь – в Священном Писании Господь – в Священном Писании
Архим. Тихон (Шевкунов)
Господь – в Священном Писании Господь – в Священном Писании
Слово на всенощном бдении накануне Недели Всех святых
Архимандрит Тихон (Шевкунов)
Господь – в слове Священного Писания. Господь глаголет эти слова к сердцу и уму каждого из нас, когда мы читаем Священное Писание. Единодушно говорят об этом святые отцы, прошедшие, испытавшие это своим собственным опытом. (MP3 файл. Продолжительность 6:56 мин. Размер 3.4 Mb)
Евангелие: правда о вечной жизни Евангелие: правда о вечной жизни
Игумен Нектарий (Морозов)
Как позже вспоминал сам архимандрит Кирилл, до этого ему бывало и страшно, и тяжело. Но в то мгновение, когда он начал читать, он вдруг понял, почему происходит все то, что происходит вокруг и что он в руках Божиих. И страх пропал! И он прошел всю войну, неся Евангелие, как преподобный Серафим, в вещмешке за плечами, и читал его при каждом удобном случае.
Комментарии
Валентина Шаршова19 декабря 2015, 13:55
Очень поучительная статья,необходимо от мирян требовать обязательного чтения Евангелия.
Александр 7 сентября 2013, 20:13
Я по благословению настоятеля несколько лет проводил огласительные беседы с крещаемыми. Многие люди слушали со вниманием, становились активными прихожанинами. Были другие: "Некогда мне, говори скорее, что принести, и сколько заплатить". И всё же из тысяч крестившихся в храм ходят одни и те же. Читают Евангелие до крещения - единицы, после крещения - десятки, но никак не все. Но все считают себя православными, на Пасху и Рождество приходят все. Получается, что прихожанин - это одно, а просто верующий и крещёный - это уже как бы на ступень-другую ниже.
Лариса23 июля 2013, 17:28
/сегодня проведение огласительных бесед перед Крещением из частной практики превратилось в обще­обязательное требование/

Эх.. где же эти замечательные огласители? Может быть меня остановили в свое время становиться крестной.
У нас в городских храмах крестят всех, без разбора. Да и как не крестить, если приходят с настроем: только посмейте отказать моему величеству! Для крестившихся подготовка к Причастию - на одном листочке!

Несколько лет назад по тщеславию своему стала восприемницей и по мере узнавания Церковной жизни все яснее слышу слова апостола: "Лучше бы вы не крестились...". Родители ребенка вроде и не против веры, но напрягаться не хотят, а заставлять в этом вопросе невозможно. Не проходило и дня, чтоб я не сожалела о том, что взвалила на себя ношу непосильную и буду за это отвечать.

Читаю много, но до сих пор не знаю, что же мне делать в сложившейся ситуации?
О.Нектарий! Может быть Вы дадите какие-то практические советы крестным?

Спаси Господи!
Марина23 июля 2013, 16:36
В 1995 году крестилась по совету бабки, гадающей на картах (никогда не верила всяким предсказателям и экстрасенсам, случайно попала к гадалке). Ничего не знала о вере. За 13 лет раза 2 или 3 причащалась, храм не посещала. Но защиту Ангела-хранителя много раз ощущала в опасных ситуациях. В 2008 году в мае, после обиды на брата, много плакала, не ела 3 дня и вдруг почувствовала сильное желание причаститься!? Пошла причащаться и с этого памятного дня, стала верующим человеком. В это же время брат(атеист) показал мне сайт "Православие.ру". Этот сайт полностью изменил меня, я окунулась в этот чудный мир, стала много читать, записалась в приходскую библиотеку. Слава Богу все любимые мои близкие покрестились, стали верующими. Я часто думаю, что было бы, если к крещению не допустили без огласительных бесед? Скорей всего не стала крестится. Моя жизнь четко разделилась на "до" и "после". У меня есть надежда на слова Спасителя "Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас"!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Другие статьи автора Игумен Нектарий (Морозов)

Новые материалы

Выбор читателей

×