Про бабушек, молодежь и тихое чудо веры

Увидел у одного священника в «Фейсбуке» две фотографии: на первой – крестный ход, где большинство – пожилые женщины, на второй – праздник в мечети, где плечом к плечу молятся мужчины, и молодых большинство. И подпись: «Ислам – это религия молодых мужчин Востока, а христианство – религия пожилых женщин Запада».

Не знаю, как там на Западе, а у нас в Церкви пожилых действительно много, но совсем не большинство. В храмах Екатеринбурга, куда мы с женой обычно ходим: Александра Невского в Ново-Тихвинском монастыре и в храме Большой Златоуст, – большинство прихожан – это семейные пары с детьми вроде нас. Молодежи тоже хватает, и бабушек предостаточно. Бабушки основательные – некоторые приходят со своими стульчиками. Усаживаются, как удобно, достают молитвословы, молятся и внимательно слушают, как служба идет. Если смотреть на них взглядом неверующего человека, то бабушки – это слабость Церкви. Они старенькие, немощные, вроде бы ничего не могут. Другое дело – бородатые мужчины в мечетях, перекрывающие улицы, чтобы резать баранов на Курбан-байрам, готовые ради своей веры перевернуть мир. Это впечатляет. А в православных храмах тихо, лампадки перед иконами теплятся, люди стоят, молятся, крестятся, служба благоговейно идет. Современному человеку, который хочет всего и сразу и желательно безо всякого труда, в Церкви неуютно. Часто человек приходит и говорит: «Ладно, я поверил, что наша православная вера – истинная, но что вы в Церкви можете мне предложить? Я хочу добиться успеха и уважения, заработать много денег и быть здоровым и счастливым!»

Вот только наша православная вера совсем не об этом: она вся от начала до конца о спасении души и победе над смертью. Как сказал Христос Своим ученикам: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф. 16: 26). В нашей Церкви не принято делиться историями, которые так любят западные проповедники: «Я пришел в церковь, и Бог помог мне заработать миллион долларов!» У нас зачастую бывает наоборот: человек заработал миллионы, а потом задумался о душе, раздал имущество бедным и пошел за Христом. Почитайте житие нашего почти современника преподобного Серафима Вырицкого, там об этом хорошо написано.

Отправиться пешком к святыне легче, чем бороться со своими грехами: ведь эта борьба будет продолжаться всю жизнь

Церковь говорит: люби Бога и ближнего, живи по заповедям и борись со своими грехами. Это трудней и сложней, чем отправиться пешком в Мекку и обратно, потому что твое путешествие будет продолжаться всю жизнь, а дойдешь ли ты до цели, знает только Бог. Ты покрестился? Молодец! В храм пришел на праздник? Очень хорошо! Стал правило молитвенное читать утром и вечером – еще лучше! Но пока ты не начал заботиться о своей душе, не начал бороться со своими грехами, к Богу ты не сильно приблизился. В современной церковной жизни бывает, что человек ходит в Церковь, посты соблюдает, по святым местам ездит, а людей не любит – и тогда все напрасно. Ведь главный критерий твоей веры – не сколько времени ты в храм ходишь и какие святыни увидел, а любовь к Богу и людям. В этом – закон и пророки. Как сказал отец монашества преподобный Антоний Великий: «От ближнего нам и жизнь, и смерть. Ибо если приобретем брата, то приобретем Бога, если же соблазним брата, то согрешим против Христа».

А спасение души многих молодых людей мало волнует – в первую очередь хочется чего-то добиться в жизни, состояться как личности. Представьте, сидят студенты на ступеньках университета и рассуждают о покаянии. Один другому: «Ура! Скоро пост! Жду не дождусь! Скорей бы перестать сидеть в социальных сетях и играть в танчики! Отключу смартфон, буду после пар на вечернюю службу ходить, а по вечерам Покаянный канон читать». А второй ему: «А я вообще хочу на выходных в монастырь уехать! Там постные службы такие строгие и длинные, хорошо на них о грехах подумать!» Реальная картинка?

А ведь когда-то на Руси всё было по-другому. Почему же? Да потому, что раньше в любой семье было христианское воспитание, была традиция, и эта традиция была православной. В середине XVII века Антиохийский патриарх Макарий посетил Русское государство с архидиаконом Павлом Алеппским, который потом написал:

«Я поражаюсь: эти русские молятся с утра до ночи! Стоят они в церкви неподвижно, как камни. У царя во время поста на трапезе – щи, редька и хлеб. Заканчивается служба, они обедают, и начинается звон к вечерней службе. А что касается до нас, то мы после их долгих служб выходили не иначе, как разбитые ногами и с болью в спине. Мне кажется, у этих русских железные ноги и все они святые».

В древнем Новгороде храмы стояли на расстоянии 100 метров друг от друга. В маленьком уютном Боровске, на окраине которого мне довелось жить на Покровском подворье Пафнутьева монастыря, на 10 тысяч жителей когда-то было 28 церквей!

Православные традиции в годы безбожия у нас в стране выжигались каленым железом несколько поколений подряд. А сами они, что называется, «от сырости» не заведутся: это долгий процесс, который начинается как раз с… бабушек. Это они, приученные к вере с детства, ходившие на службу за десятки километров в чудом сохранившиеся от разграбления и поругания редкие храмы, молившиеся тайком по переписанным от руки молитвословам у спрятанных от чужих глаз икон, вернули из небытия наши храмы. Наши церковные бабушки – это не слабость Церкви, а благословение Божие, сохранившее веру в самые темные безбожные времена.

Наши бабушки – это не слабость Церкви, а благословение Божие, это сила Церкви

Помню, грузинки-певчие из храма великомученицы Варвары в Тбилиси мне рассказывали, что в их храме была традиция служить не только на грузинском, но и на русском языке – ради старых пожилых русских прихожанок, благодаря которым храм не закрыли и не разграбили во времена гонений на Церковь. Настоятель так и звал их уважительно: «Белые платочки». И пока хотя бы одна из них была жива, неукоснительно служил на русском. Мой родной Покровский собор в Камышлове тоже бабушки из небытия вернули, отмолили, отмыли, отстроили, а потом сами стали первыми в нем прихожанками. Не почетные «тепленькие» места заняли, а стали певчими, уборщицами, швеями и поварихами. Потому что Спаситель как говорил? «Хочешь быть первым – стань всем слугой». Они учили меня не только петь и читать на клиросе, но и искренней христианской любви, которая окружала меня, как теплое пуховое одеяло в мороз.

Если говорить о молодежи, то сегодня в нашей Церкви молодежь другая – не та, что массами заполняла храмы в 1990-х, когда, будем честны, было по-своему модным ходить в церковь. Храмов было вообще мало, в них не протолкнешься, а половина пришедших ни «Отче наш», ни Символ веры не знала. Сегодня молодые люди если идут в Церковь, то с серьезными намерениями, обдуманно. Они сами хотят во всем разобраться, задают вопросы, порой неудобные, и это очень хорошо. Да, зачастую молодые люди стоят на службах в модных курточках, с рюкзачками за спиной, а в руках служебники, молятся вдумчиво, с толком, всю службу от начала до конца выстаивают. Многие идут на исповедь и причащаются. Смотришь и понимаешь, что это уже не мода, не игра, а жизнь, где все по-настоящему. А значит, они сами будут жить по вере и детей своих научат тому же.

Для нынешней молодежи Церковь – это уже не мода, не игра, а жизнь, где все по-настоящему

Перед Рождеством встретились у родителей с родным братом Ильей, который младше меня на 16 лет. Спрашиваю: как встретил Новый год? Он пожимает плечами: «Вдвоем с женой, поужинали – и спать!» Я говорю: «А друзья? А гулять до утра?» Он отвечает: «Мы уже пять лет как с друзьями на Новый год не собираемся. У всех семьи, дети, все дома сидят. А с друзьями мы обязательно собираемся на Рождество! Уже традиция. Вот это настоящий праздник! А Новый год – для тех, кто смотрит “Голубой огонек” с Киркоровым и Басковым под оливье и селедку под шубой».

Если честно, я удивился и обрадовался. Не хочу сказать, что мой брат и его друзья, которым сейчас немного за 30, каждое воскресенье в храме на службах стоят как свечки и посты соблюдают, – это было бы неправдой. Но что Новый год им, 30-летним, совсем не так дорог и интересен, как их родителям и моим сверстникам, выросшим в СССР, – это факт. А Рождество Христово – другое дело! Даже многие из тех, кого обычно в храм на козе не затащишь, в Рождество идут в церковь. Даже самые отъявленные скептики идут в этот день просить у родившегося Христа о чем-то своем, им одним ведомом.

В воскресенье едем с женой в автобусе в храм. Встретил товарища, с которым были знакомы до Церкви:

– Как дела?

– Нормально!

– И у меня нормально!

– Куда так рано в выходной?

– Нужно с утра в одно место (называет остановку, где храм).

Зная его как человека, далекого от религии, пропустил это мимо ушей. А потом смотрю в храме: он малыша-грудничка на руках к Причастию несет. Вот, думаю, партизан! Сказал бы сразу: в храм еду на службу! Разве это зазорно – в воскресенье с утра пораньше в церковь пойти, Богу помолиться? Постеснялся сказать. Я тоже поначалу стеснялся того, что в церковь хожу, думал, знакомые увидят, скажут: с ним что-то не так, нормальный вроде парень был, а сейчас с бабками в церкви поет!

После службы разговорились. «Я, – говорит, – каждое воскресенье крестников на Причастие вожу! Сегодня сына сестры причащали, а в прошлое воскресенье дочку брата водил».

Другой знакомый, который раньше благочестием не отличался, стоял в углу за колоннами и всю службу молился. Серьезный, собранный. Слушал возгласы внимательно, как на оглашении приговора. Не привык еще с ненасупленными бровями и сжав кулаки, а смиренно и просто. Знакомое лицо увидел, немного расслабился. «С праздником тебя, Денис!» – «И тебя с праздником!»

А потом увидел я старого товарища, у которого раньше в Москве бизнес был, – он мне звонил исключительно по каким-то делам. А сейчас со сложенными крестом руками шел к Чаше с маленьким сыном и улыбался. Подошел, обнялись. Бизнес в Москве продал, свой дом в деревне строит. Как сына окрестили, решили, что будут ходить в храм обязательно.

Знакомого депутата из Городской думы встретил. У него жена с детьми каждое воскресенье в храме, дети в воскресную школу ходят. Иногда к концу службы он за ними приезжал. Раньше всегда в машине сидел, в храм не заходил. А сейчас, когда третьего родили, стоял вместе с семьей, крестился, поклоны клал.

И таких много сейчас, кому раньше было не до веры: бизнес, дела, дела, бизнес… «Что я, дурак, что ли, попам кланяться? У меня Бог в душе! Это вы лбами об пол бьетесь, деньги в Церковь носите!» Сколько я таких разговоров слышал – не передать! А когда у тебя семья, дети, все эти глупости быстро проходят, стоит однажды пост подержать, молитвослов в руки взять и на первое Причастие прийти. И увидеть счастливые глаза своего ребенка в храме.

В храме постоянно новые люди. Да, некоторые потом уходят, но есть и те, кто остаются. И это настоящее тихое чудо нашей веры. Когда человек живет себе, живет, а потом говорит: «Хватит! Не могу больше жить без Бога!» И начинает ходить в церковь.

Денис Ахалашвили

30 января 2020 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Сила не в количестве отжиманий – а в умении противостоять трудностям» (+ВИДЕО) «Сила не в количестве отжиманий – а в умении противостоять трудностям» (+ВИДЕО)
Николай Валуев
«Сила не в количестве отжиманий – а в умении противостоять трудностям» (+ВИДЕО) «Сила не в количестве отжиманий – а в умении противостоять трудностям» (+ВИДЕО)
Николай Валуев о настоящем отцовстве и настоящей силе
Только любовь может подвигнуть двух людей на жертву.
Как русский епископ изменил политику Би-Би-Си Как русский епископ изменил политику Би-Би-Си
Ольга Рожнёва
Как русский епископ изменил политику Би-Би-Си Православие – это образ жизни
Беседа с Мэрилин Суизи – секретарем епископа Василия (Родзянко)
Фрейлина государыни императрицы, православный епископ… Эти и другие «русские связи» Промыслом Божиим определили жизненный путь американки Мэрилин Суизи.
Бывший мусульманин об исламе и пути в Православие Бывший мусульманин об исламе и пути в Православие Бывший мусульманин об исламе и пути в Православие «20 лет я соблюдал все обряды и законы ислама»
Бывший мусульманин об исламе и пути в Православие
Я хотел всецело погрузиться в ислам. Изучал все, что мог. Три года учился в исламском медресе. Изучал арабский язык, Коран, хадисы, исламское право и историю. Молился пять раз в день.
Комментарии
Ирина 2 февраля 2020, 12:52
В парижском православном храме Трёх Святителей много прихожан самого разного возраста, и молодых и детей. И особенно за последние годы появилось много новых лиц! А во Владивостоке, причём на ранней Литургии, меня просто поразило количество молодых мужчин. Это меня порадовало за родной город. Слава Богу за всё!
Катерина 2 февраля 2020, 01:39
Спасибо, автор и редакция. А то, что "сила Моя совершается в немощи" было замечено еще апостолу Павлу.
Ирина 1 февраля 2020, 15:35
Спаси Господи,Денис за хорошую статью !!!
Анна G. 1 февраля 2020, 06:51
Да, и в наших храмах бабушек и тётушек большинство. Зато какая атмосфера. Вообще, уж так ли это важно? Богу? Наш пол и возраст. Ещё неизвестно, кто сильнее молитвой - православная старушка или молодой мусульманин. Чья молитва доходчивее. А что времена последние наступят - так об этом давно сказано. В Новом завете. Свернуться внутрь себя, и там Бога встретить, про которого все толкуют, что Он в душе. А не оглядываться по сторонам - так будет лучше, мне кажется. Статья хорошая, но нет, меня внешний мир не обнадеживает. Есть ощущение катастрофы, как сказал один историк. Очень верное выражение.
Вера31 января 2020, 15:00
Любовь. 30.01.20, 10:31 Президент страны Путин Владимир Владимирович в новогоднюю ночь обращается не к "биомассе" , а к народу России! И к вам тоже. В стране, как и во всем мире, официально используется новый стиль, и ,соответственно, новый год начинается официально с 1 января, а не с 14-го. Поэтому официальное поздравление и звучит 31 декабря в 24 часа. Для всех: для мусульман, буддистов, для православных, верующих и неверующих. Для всего народа нашей страны. Очень неприятно прозвучали ваши слова о биомассе, к которой вы отнесли и своих самых близких людей... Слава Богу, что многие и многие приходят к вере, хоть и поздно.. А для некоторых может время еще не пришло?
Юлия Константиновна31 января 2020, 13:26
Уважаемая Любовь,полностью согласна с вашим комментарием! И в храме, куда я хожу похожая ситуация. Большинство дамы солидного возраста. И Новый год, волшебный праздник! Это, как своего рода, критерий православного. Отмечаешь ты Новый год или нет. Жаль...
Тамара 30 января 2020, 23:42
Тут же речь идёт не о статистике, не о цифрах, а о нашей вере.. Хорошая и нужная статья.. Ждём и дальше Ваших, Денис, рассказов, таких добрых и светлых
Ольга Киев30 января 2020, 21:36
Денис! Спасибо,все правильно,от души сказано!И ,как-то,на душе теплей стало!
Евгений30 января 2020, 21:14
Спаси Вас Господь, Денис, за ваши статьи. Они такие настоящие, проникновенные, наполненные душевным теплом. Честно говоря, я вам немного завидую. По-хорошему. Какое это счастье — уметь так писать! Обладать даром живого слова, так просто, ясно и красиво излагать свои мысли. Как бы и мне хотелось научиться так писать... Может, возьмёте меня в свои ученики? (Это не шутка)
Читатель30 января 2020, 20:40
Напишу по своему опыту. 2/3 прихожан - женщины старше 55, около 20% женщины от 30 до 54, остальные мужчины. Молодых очень мало, буквально несколько человек. Моложе 27 никого нет, не считая детей, которых просто приводят родители. Так что написанное на фото в начале темы - не далеко от истины, при том, что наш настоятель - мужчина моложе 40.
Андрей30 января 2020, 18:30
За бабушек Благодарю. У каждого свой Путь к Богу. Слава Богу за всё.
рБ Марина30 января 2020, 17:59
СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ!!!СПАСИ ГОСПОДИ ДЕНИС ЗА СТАТЬЮ ПОМОЩИ БОЖИЕЙ ВАМ И ВАШЕЙ СЕМЬЕ!!!ПОМОГИ нам ГОСПОДИ ВРАЗУМИ!!!
Сергей30 января 2020, 15:44
Денис, спаси Вас Господь! Всегда с удовольствием и пользой для себя читаю Ваши тексты. Всяческих Вам благ!
р.Б.Сергий30 января 2020, 12:47
"Но пока ты не начал заботиться о своей душе, не начал бороться со своими грехами, к Богу ты не сильно приблизился." -------------------------------------------------------------------------------------------- Верная мысль и отлично сформулирована.Жаль,что я лично, поздно это понял,но радуюсь, что все-таки дошел до этой мысли,правда не в такой чеканной формулировке.
Любовь30 января 2020, 10:40
Также, как не объяснишь детям, почему все одноклассники ходят на елки с дедами морозами, а "ты дома сиди как хороший православный мальчик". Новый год - чудесный праздник, больше детский, на мой взгляд, но и взрослые его любят не меньше. Вовсе не обязательно упиваться до бесчувствия, да это сейчас и не в тренде. Но любой священнослужитель скажет вам, что отпраздновать новый год в семейном кругу за хорошим, но не обильным, конечно, столом, можно и даже нужно. И на 8 марта маме букет цветов подарить не зазорно. Любовь к ближнему превыше закона, а все наши ближние (особенно стар и млад) новый год любят.
Любовь30 января 2020, 10:31
Уважаемый Денис, к сожалению, не могу не согласиться с вашей статьей - к сожалению, 80% всех прихожан (вернее прихожанок) женского пола. Я не говорю о праздниках или о монастырских службах, речь идет об обычном городском храме в Воскресный день. Мужчины есть, но их, к сожалению, меньшинство, и большая часть уже далеко не молоды. Да, есть папы, приносящие детишек к причастию в конце Литургии, но это не пример. Ну а что касается празднование нового года, то это вообще "притча во языцах". Моей 98-летней бабушке и 75-летней маме, например, сложно объяснить, что "это вообще не праздник - давайте ляжем спать в 11-00, а президент пусть для неверующей биомассы выступает".
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×