Размышляя над словами старшего сына

– Покаяние гносеологично.

Так четверть века назад сказал нам, слушателям нравственного богословия, отец Владислав Свешников. Мы привычно завздыхали и уставились на него взглядами, в которых отчетливо читалось: «Ну, ба-а-а-атюшка!..»

Отец Владислав тоже вздохнул. В начале курса он не особенно задумывался, какие нервные реакции может вызвать у студентов его богатый понятийный аппарат. Поэтому спокойно выдавал фразы вроде: «Если блаженство есть переживание нравственного блага, а единственным источником нравственного блага является Бог, то и блаженство, будучи переживаемо субъективно, является субъективным переживанием объективных начал». Потом смотрел на нас добрыми глазами, явно не понимая, чем спровоцирован наш нервный смех.

Покаяние гносеологично: оно даёт знание об истинном положении дел

Но те времена миновали... Теперь батюшка лишь вздохнул и покорно объяснил:

– Гносис, братья и сестры, – это знание. Покаяние гносеологично: оно даёт знание об истинном положении дел.

Мы благодарно закивали и бросились записывать...

***

Притча о блудном сыне – очень известная. И очень важная. Именно потому, что покаяние гносиологично. Притча взята основной темой для одной из недель, подготовительных к Великому посту; мысль её многажды повторена и развита в богослужении...

Тем более печально, что далеко не всем она понятна.

Ну, то есть во всём, что связано с младшим сыном, вопросов не возникает. Повёл он себя по отношению к отцу крайне эгоистично, попрал родительскую любовь, пустил по ветру родительские труды... Но, вытрезвленный скорбями и чужим равнодушием, опомнился, раскаялся и вернулся к отцу, совершенно не щадя своего самолюбия.

Хорошо! И – понятно...

Непонятно, как относиться к истории сына старшего.

Непонятно, как относиться к истории сына старшего

Хотя притча и обращена к нам преимущественно через историю младшего сына, но всё же большинство людей не может не отметить глубоко в душе, что они не обходились настолько подло с родителями, не пускались в такой дурной кутёж и не прогуливали целое состояние... Слово Божие будит нашу совесть, мы признаём себя грешниками и сравниваем с блудным сыном. Но что-то подталкивает сравнить себя и со старшим сыном. Особенно после энного количества лет, прожитых относительно благочестиво.

И тут критическая мысль виновато вздрагивает, потому что, как ни крути, выходит, что со старшим сыном обошлись и правда несправедливо?

Бывают же у родителей любимчики? Их во всём оправдывают и балуют, потом, избалованных, вытаскивают из передряг, поддерживают материально, пока они кутят «на стороне далече», а стоит им вернуться домой и поплакать папе-маме в плечико – закалывают им тельца упитанного.

Другие дети всё это время стараются: учатся, трудятся, разделяют с родителями ответственность за дела семьи... при том, что вопрос, чтобы им веселиться на семейные средства, особо и не ставится.

И оказывается, что у них может накопиться обида. Вот старший сын её и высказал!

***

Да, высказал. Именно с его слов мы и знаем обо всех его обидах... И тут-то нам как раз и пригодился бы опыт стяжания покаянного духа. Того самого, который даёт знание об истинном положении дел и, соответственно, обличает пути самообмана.

Всё ведь просто – старший сын лгал. Совершенно искренне – да, но – лгал! Нет, он не растрачивал отцовского имущества, не пускался в загулы – это была правда... Но – не вся. Вся правда заключалась в том, что если бы он был таким любящим и почтительным сыном, каким презентовал себя сочувственным слушателям, то он никогда не устроил бы отцу такой отвратительной сцены!

Он не тяготился бы тем, что всегда был с отцом и трудился под его началом, он не мечтал бы уйти, наконец, от постылого отцовского надзора, чтобы развлечься с приятелями! И в отношении младшего брата он порадовался бы – хотя бы потому, что его возвращение утешило отца. Если бы старший сын любил отца!..

Притча говорит нам не об отношениях отцов и детей, в которых бывает всякое и допустимо всякое – сообразно степени совершенства самих отцов и дарований детей. Нет. притча говорит нам об отношениях людей с Богом – Отцом нашим Небесным.

Бог совершенен, свят, нелицеприятен. И Он – источник истинной радости. Упрекнуть Его так, как сделал старший сын, – значит сказать: мне тягостно с Тобой, Господи; почему Ты не даёшь мне от Тебя отдохнуть?

Но сказать так может лишь человек, который не любит Отца, а любит... грех. И именно это расположение духа обнаружил старший сын. Но и этого мало – как всякий нераскаянный грешник, он возложил вину за своё грехолюбие на другого, опорочил родительскую любовь, оболгал её в глазах посторонних...

Конечно, почти ни в ком нет такой сильной любви к Богу, чтобы всегда радоваться трудам благочестия и никогда не желать пустого отвлечения от них. Но тот, кому открывается путь покаяния, тяготится не Богом, а своим грехом.

Тот, кому открывается путь покаяния, тяготится не Богом, а своим грехом

Такого человека печалит, что он не горит к Богу любовью, что не стремится на богослужение, «как олень на источники воды» (ср. Пс. 41, 2), что вновь и вновь затягивается «на страну далече» – к беспутным дружкам и недобрым увлечениям.

И, вырываясь порою из греховного плена, он говорит в покаянных слезах: «Мне жаль, Господи, что я не люблю Тебя! Мне очень-очень жаль...». И то, что человек хотя бы не оправдывает себя перед Богом, означает, что он уже немного любит Его.

Покаяние гносеологично – оно ставит в нашем уме и сердце всё на свои места. А нераскаянность – такое ослепление, которое в первую очередь не сознаёт своей слепоты.

Старший сын был грехолюбив, но считал, что достоин лучшего! Младший сын тоже был грехолюбив, однако покаяние привело его к мысли, что он не достоин ничего... Притча не говорит нам, как он жил дальше и как справлялся со своим грехолюбием. Но она говорит, что покаяние отверзло ему двери Божественных щедрот. Покаяние научило его рассудить: «Я недостоин» – и тогда он получил дары Божии, которые по преимуществу – дарования свободы от власти греха...

И вот подходит пост, когда мы коленопреклоненно будем умолять и упрашивать – дай мне, Господи! дай мне увидеть мои неправды! Как о самой великой милости, будем просить, чтобы нам было дано покаяние...

Комментарии
Игорь М для Елена20 марта 2020, 13:17 1 мая 2022, 10:18
А я не согласен. Старший сын не сам удерживался от того, чтобы кутить с друзьями, а его удерживал отец. За что он отца и упрекнул - вот показатель расположения сердца старшего сына.
игорь 3 апреля 2020, 19:52
Несколько дней думал об этой притче, сегодня даже искал объяснение трудных мест Евангелия, но этой притчи не нашёл. И вдруг - БАЦ! В самую точку. Спасибо!
Елена20 марта 2020, 13:17
Согласна с Аллой. Особенно с ее комментарием от 14 февраля 2020, 20:27
НН20 февраля 2020, 12:18
Алла19 февраля 2020, 06:16, Думайте и живите как хотите и Священное Писание читайте и понимайте по-своему - имеете на это полное право и свободную волю. Главное - с Богом! Помощи Вам Божией, простите.
Людмила20 февраля 2020, 04:07
Статья замечательная! Но, кто бы научил реально как это покаяние стяжевать, где взять, как вымолить у Господа? У меня видения греховности сколько угодно и сожаление есть, уныние, а покаяния нет и все. Нет перемены ума. И прошу столько лет, в. бы и искренне. Кто бы сказал, почему так, что от меня зависит, что надо сделать, чтобы это изменить. Помолитесь о грешной рабе Божией Людмиле. Спаси, Господи!
Алла19 февраля 2020, 06:16
НН, в Библии есть много гипербол, это одна из них. Ибо не было бы смысла и рассуждать о наказаниях и наградах за наши дела, если бы Бог просто управлял нами, как персонажами игры Симс. Одного назначил добрым героем, другого - злодеем, они отыграли свои роли, и за что судить-то тогда в посмертии? Может весь мир и театр, но не до такой же степени.
Татиана19 февраля 2020, 00:12
Большое спасибо за труд.
Галина18 февраля 2020, 21:34
Игорь,тут вы отчасти правы. Но человек живет не в одиночку: рано или поздно на сцене появляется брат - старший или младший - кому как устроилось. Фактически мы проходим и то и другое: грешим и каемся, и осуждаем, согласны на малое и недовольны многим. Великое дело понять, что другой, не ты, тоже достоин любви и сострадания. В жизни, конечно, что старшему до младшего, что младшему до старшего - каждый своими проблемами занят. В том-то и весь ужас.
НН18 февраля 2020, 20:11
Ольга, У меня даже в мыслях не могло возникнуть, что мы живём как старший сын!"который столько лет работает Отцу и никогда заповедей Его не преступил". Практически всех, на мой взгляд, касается его реакция на Любовь Отца к блудному сыну, обида на Отца за то, что Отец принимал как должное его поведение и работу Ему, не хвалил его за правильную жизнь. И старший сын "имел право гордиться собой", радоваться,что он не такой, как младший. Старшему НЕПОНЯТНА ЛЮБОВЬ Отца к грешнику, младшему брату! Он не разделил ЕЁ с Отцом, и даже не принял! Главная Заповедь не выполняется! Вот и вся его сущность. Снаружи всё правильно, красиво, не нарадуешься; а копни поглубже - беда, да и только. Гроб красивый.
Игорь18 февраля 2020, 16:54
Заметил - все чаще и чаще притча о блудном сыне звучит с обязательным акцентом на старшего брата, как некоем поучительном конце этой истории. Так вот, на практике - находясь в положении блудного сына, т.е. человека, которому Господь изначально дал все для счастья и развития - отменное здоровье, высшее образование, красавицу-жену и удачный старт карьеры и который все это спустил под забор и в итоге пошел пасти свиней, ловлю себя на мысли, что самое главное для меня в контексте притчи это мои отношения с Отцом. А в них столько проблем и они такого характера, что мне нет дела до старшего брата.Реально нет. Мне просто не до этого. Должно быть так или нет - не знаю. Но как-то так. Спаси Господи.
НН18 февраля 2020, 16:08
"Я есмь лоза, а вы – ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нём, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего". Евангелие от Иоанна 15:5 – Ин 15:5 Да, Алла, Господь дал нам свободную волю, и Вы имеете право отрицать то, что не нравится или непонятно. Или думать, что всё хорошее Вы делаете только по своей воле. "Вольному - воля...".
Ольга18 февраля 2020, 15:32
НН: Вы серьезно считаете, что "практически каждый" может сравнить себя со старшим сыном, который столько лет работает Отцу и никогда заповедей Его не преступил? Конечно, мы все в прелести, но не в такой же явной! Свт.Игнатий Брянчанинов в статье "Поучение в неделю блудного сына. О покаянии" старшего сына образно сравнил с миром Ангелов. Прочтите, она напечатана тут-же на страничках сайта.
Алла18 февраля 2020, 14:46
НН, если бы человек буквально не мог ничего без Бога, то мы были бы не живыми существами со свободной волей, а заводными куклами.
Анна18 февраля 2020, 12:43
Интересная статья, интересное рассуждение. Вспоминается притча о работниках в винограднике, там тоже, те, кто работал целый день, возмутились, что пришедшие в конце дня получили ту же плату, что и они. И притча о заблудшей овце, где Господь говорит, что радость об 1 такой овце больше, чем о 99 не заблудших. И в этой притче, о блудном сыне, мы видим то же самое: безмерную милость Божию к кающимся грешникам, которая превосходит всякое человеческое разумение.
Катерина 18 февраля 2020, 10:56
Галина17 февраля 2020, 11:55. - вот ... соглашусь! Да. Наблюдала такое явление в семьях с несколькими детьми. Сын может быть младшим или вообще дочерью. И всё ему мало. Еще - кричит - еще. Неутолимый никакой любовью голод.
НН17 февраля 2020, 16:28
Спаси Вас Господь инокиня Наталья. Жаль, что проблема старшего сына не понята некоторыми комментаторами... Денис, а отец(как написали Вы,видимо подоразумевая обычную семью,не Господа же, надеюсь)должен отвечать за поступки сыновей до их седых волос?! Хорошая отмазка:Это меня так воспитали,а я сам-то бессмысленный совсем, не соображаю,что делаю. Алла:/мы все любим грех.И можем справедливо гордиться,если избегаем его/- Не верно!Без Бога мы НИЧЕГО не можем!Отойдёт Он от нас-такооого понаделаем,на ровном месте! Ольга:/Эта притча-о покаянии, к чему ещё всякое "человеческое мудрование"?/-Не только о покаянии! Проблему старшего сына видят немногие,а она глубже и касается практически каждого.
Сергей17 февраля 2020, 16:17
Очевидно, что в старшем сыне братская любовь была побеждена завистью и осуждением. На краткое ли время, или надолго - нам неизвестно. Но обвинение старшего сына именно во лжи мне не очень понятно. Сын же не рассказывал о своей любви и почтительности к отцу - он просто констатировал факт, что исполнял все отцовские указания. И, вроде, в тексте нет указаний на то, что это неправда.
Сергей17 февраля 2020, 16:08
> Денис, 17 февраля 2020, 09:35 : "Отец воспитывает сына..." Денис, "воспитание" - это не "программирование". Не забудьте про свободу как неотъемлемое качество, которое Бог дал людям. Отец воспитывает сыновей, но при этом оставляет им свободу. И нет никакой "вины" Всесовершенного Бога в том, что Его свободные создания грешат.
Галина17 февраля 2020, 11:55
Э-э-э, нет! Старший сын любит. И отца, и Бога. И знает, что такое долг. Без этого знания (понимания) что удержало бы его от грехопадения? И нет в нем желания уйти от Отца. Однако ни с кем делить любви Отца он не хочет, даже с братом, который по его мнению любви не достоин. Отсюда и упрек. Тут, на страницах сайта, полно таких "старших братьев" и "старших сестер". И не понимает старший брат, что грешен не меньше младшего, а может и больше, ибо нет в младшем гордости и презрения. Не могу сослаться на святых отцов, просто так понимаю своим умом.
инокиня Наталья -- Марии17 февраля 2020, 11:12
Сожалею, но я не являюсь кабинетным учёным - источника большей части накопленных знаний, конечно, не помню. Точно помню, что встретила это мнение у Святых Отцов, оно меня поразило своей простотой и, вместе, глубиной... и я делюсь этим с читателями - чего же ещё? За четверть века забылись автор, том и страница)), зато добавилось множество личных наблюдений... Какие-то факты в наше время удобно проверять по интернету, а какие-то вещи - например, поиск цитат по их семантическому значению - мне не удаётся - увы. Да и сил это отнимает изрядно, а у меня есть послушания)). Что касается темы притчи, то непонятно, как Вы предлагаете говорить о Любви Отца, если не говорить о нашем к ней отношении.
Денис17 февраля 2020, 09:35
Отец воспитывает сына, а не наоборот. Раз от отца ушёл сын и стал греховодником вместо праведника, стоило ему только получать наследство, а первый сын не рад возвращению второго в качестве равного себе. Значит в этом есть и вина отца!
Олег17 февраля 2020, 08:21
Большинство конфликтных ситуаций, если не все построены на обиде. Обида-любовь ко греху. Если человек не оправдывает себя, значит просыпается чувство любви. Можно задуматься о сущности обиды. Если я люблю, почему не прощаю? А если обидой хочу перевоспитать, значит вместо любви другое. Я могу принять объект любви только таким, каким хочу его видеть, а не таким какой он есть.
Мария16 февраля 2020, 10:15
Относясь с глубоким уважением к автору, не могу не спросить: если Вы говорите, что это не Ваше мнение, а святоотеческое, то почему в статье совершенно отсутствуют ссылки на труды (с указанием их названий) и имена святых отцов, чье мнение Вы приводите? И еще, разве притча посвящен теме осуждения старшего сына, а не Любви Отца ко всем?
Катерина 15 февраля 2020, 16:31
Старшего сына мне вот от души жаль. Жить с подобными чувствами очень тяжело.
Ирина Константинова15 февраля 2020, 13:59
Простите меня ! Но посмотрите ,как утешил Отец и младшего сына и старшего ! Как нашел добрые и мудрые слова для обеих сыновей! Как примирил их ! И как их вразумил - обоих ! Каждого по своему - младшего - нежностью, старшего - "все Мое - твое, а том надо радоваться,что брат твой был мертв и ожил " научил своего старшего сына. Главное - примирил своих сыновей
Людмила 15 февраля 2020, 13:45
Благодарю Вас, инокиня Наталья, за такую нужную статью. "Покаяние гносеологично: оно даёт знание об истинном положении дел". Дай Бог покаяние, чтобы обрести это знание. Напишите нам, пожалуйста, ещё что-нибудь поучительное.
Ольга15 февраля 2020, 13:38
"Старший сын, всегда покорный воле отца, и находившийся на поле, возвратился во время пира в дом. Он нашел странным поведение отца в отношении к младшему сыну. Но отец, воодушевляемый праведностию любви, пред которою всякая другая праведность скудна, ничтожна, возразил ему: “Сын мой! Ты всегда со мною, и все мое – твое. А тебе надлежало бы возрадоваться и возвеселиться о том, что этот брат твой был мертв и ожил, пропадал, и нашелся!”» (См. Лк. 15: 11-32)." (Свт.Игнатий Брянчанинов. Поучение в неделю блудного сына. О покаянии). Эта притча - о покаянии, к чему ещё всякое "человеческое мудрование"?
Людмила15 февраля 2020, 12:49
Как всегда, мать Наталья пишет очень убедительно и емко.Все становится на свои места.И очень вовремя. Напоминание нам о великом Покаянии, которое не за горами.
инокиня Наталья15 февраля 2020, 10:46
Братья и сестры, наблюдение о том, что старший сын лукавил, говоря, какой он почтительный и любящий сын, - не мое. Оно святоотеческое и, вот не ошибиться бы, кажется это наблюдение свт.Филарета Московского. Арсению - для систематического знакомства со святоотеческой экзегезой, мне кажется, лучше всего подходит «Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Четвероевангелия..» М.В.Барсова и его же «Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Деяний святых Апостолов и Апокалипсиса..» - это своего рода хрестоматия, где собраны святоотеческие толкования, проповеди и иные труды подвижников благочестия, а так же богословов XIX века.
Арсений14 февраля 2020, 23:13
Очень здорово. Спасибо. Если бы каждое слово Евангелия так разложить по полочкам.
Галина14 февраля 2020, 21:20
Хорошая статья.
Алла14 февраля 2020, 20:27
Не согласна. Старший просто ревновал отца, а ревность любви не противоречит. И это правда, мы все любим грех. И можем справедливо гордиться, если избегаем его. К примеру, все любят вредные вкусности. И нужна сила воли, чтобы отказаться от них. Но в этом и заслуга, не так ли? А какая заслуга может быть у того, кто и так ничего плохого никогда не хочет? Заслуга в борьбе, а не в нечеловеческой ледяной бесстрастности. И если старший сын хочет кутить, но не позволяет себе, то он молодец.
Катерина 14 февраля 2020, 18:31
Едва успел младший сын встать на путь исправления, как отец тут же начал его баловать не по делу, с размахом.
Екатерина14 февраля 2020, 16:05
Великолепно. Не раз читала про старшего сына, но так ясно и к себе приложимо - впервые. И отдельное спасибо за "покаяние гносеологично".
Алексей14 февраля 2020, 12:47
Доводы, приведенные против старшего сына, неубедительны. Старший сын обвинён во лжи, хотя он говорил искренне. Невозможно подвести евангельские притчи под нашу мирскую справедливость. Естественно, это совершенно не удалось и в этом случае.
Ольга14 февраля 2020, 11:22
"Старший сын был грехолюбив, но считал, что достоин лучшего". Может он это и считал, однако службою своею Отцу доказал свою любовь к Нему (по делам их узнаете их). "Младший сын тоже был грехолюбив, однако покаяние привело его к мысли, что он не достоин ничего". Когда же возникло это покаяние? Не тогда ли, когда он уже физически не мог существовать? Почему не раньше? И только Отец-Бог любит каждого грешника, и того, который борется со своим греховным существом, с трудом выполняя "повеленная", и того, кто падает на самое дно и возвращается к Нему. Такому Он особенно радуется! (Как пастух - потерянной овце, а женщина - драхме). А старший сын - всего лишь человек, за что же нам его укорять?
Читательница Татьяна14 февраля 2020, 11:01
Присоединяюсь к предыдущим комментариям. Спасибо автору за тему о едином на потребу!
Вероника14 февраля 2020, 10:44
Спаси, Господи! Много читала толкований на эту притчу, в том числе и с акцентом на старшем сыне. Но такого меткого и отрезвляющего - никогда.
Анна G14 февраля 2020, 09:02
Очень хорошо. Прекрасно, мне кажется.
Татьяна14 февраля 2020, 05:55
Спасибо большое автору за важные открытия и точные акценты, за интерпретацию и разъяснение притчи о блудном сыне. Нераскаянное сердце слепо и неспособно для любви. "Даруй мне Боже видеть мои прегрешения".
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×