Событийный ряд притчи о блудном сыне истолкован за две тысячи лет многократно. Но, мне кажется, и ее «фон» заслуживает внимания и поучителен. Сопоставив отчий дом и дальнюю страну, мы сможем точнее понять разницу между Церковью и греховным миром.
Итак, внешний мир влечет и манит юношу своим разнообразием. Тут и широкий выбор развлечений, и постоянно меняющиеся «друзья», и так хочется попробовать все! Здесь люди говорят: «Все мне позволительно!» — и не желают думать, что «не все полезно» (1Кор. 6:12). Им кажется, что они пользуются абсолютной свободой, но это свобода пса в радиусе натянутой привязи.
А в доме отца все привычно и обычно, размеренно и умеренно. Практически одни и те же лица братьев и сестер, один и тот же круг обязанностей. Скучно лишь тем, кто не научился ценить и держать, что имеет (см.: Откр. 3:11). Кому-то может показаться, что даже дети здесь находятся в рабстве. Но это не рабство, а радостное соработничество.
Внешний мир из притчи воспринимается изменчивым и нестабильным. Здесь властвуют стихии, а человек трепещет перед хаосом или роком завтрашнего дня, и это неуютное чувство пытается заглушить шумом развеселья. Здесь люди вычеркнули из своего бытия Бога, и потому Он не может им помочь. В Церкви же все в деснице Его, под мудрым управлением, в стабильности и уповании.
В далекой стране не гнушаются свиньями, то есть не думают о том, что благоугодно Богу, что такое хорошо, а что такое плохо — пред Ним! А у отца пасут лишь чистых животных, это взращиваются добродетели.
У отца — простая, но, как говорится, полезная еда. Все скромно, без изысков. Так и манна имела невнятный вкус (Чис. 11:8), зато подавалась с Неба! В далекой же стране — блюда приправленные, источающие слюну, но подносит их искуситель.
Вне отчего дома юноша мог получить удовлетворение любых своих запросов без труда — только деньги отсчитывай. А в Церкви и насущный хлеб необходимо заслужить в поте лица своего. Вкусненькое здесь подают редко, по особым случаям. Притча как раз описывает один из них.
Встречаю я таких, новообращенных, покаявшихся, искренних. Они рассказывают, как Бог обильно проливает на них Свои благословения. А я кривлюсь — мол, экзальтация это все! Ведь я уже столько лет в Церкви и такого, как они, не испытывал!
А потом вспомнишь вдруг притчу о блудном сыне и как бы видишь себя со стороны — в лице старшего брата, негодующего от того, что вернувшийся мот-обормот одет в лучшую одежду и ест лучшую пищу. Почему же так незаслуженно одарен и обласкан этот беззаконник? Да потому, что в отчем доме действует, как говорил лев Аслан из замечательной сказки Льюиса, «древняя магия», выраженная у ап. Павла в такой формуле: «когда умножился грех, стала преизобиловать благодать» (Рим. 5:20).
В Церкви — Отчая любовь. В далекой стране — всеобщее безразличие, каждый сам по себе.
Церковь и мир отстоят друг от друга не географически. Путь оттуда туда — это путь между верой и неверием, терпением и нетерпеливостью, послушанием Богу или дьяволу. Все решает состояние души.
Твоей души.
О чем эта притча для меня. Эта притча о безумстве отчей любви, когда любящий отец попирает все законы справедливости и порядка. Для слушающих того времени вывод тоже был очевидным - блудный сын явно попадал под избиение камнями. Старший брат разве совершил грех Каина? Он был поражен любовью своего отца. Думаете ангелы на Небе смотрят на нас как на равных? Им приятно разделять с нами небесную трапезу? Не думаю. Вспомните как Христос держал на кресте желающих разить направо и налево возмущенные Небесные Силы.
Еще эта притча конечно о борьбе с отчаянием и о смирении.
Однако, бывают обстоятельства, вынуждающие людей покидать отчий дом. Я имею ввиду тех людей, для кого путь назад отрезан раз и навсегда, окончательно и безповопротно. Примером тому является Библейский пророк Моисей. Есть примеры из настоящего времени, взять, к примеру, Сноудена.
Что касается отношений с Богом, то думаю, не важно в какой географической токе земного шара ты находишься и не имеет значения дома ли ты, в пути, в иммиграции. Бог присутствует везде, и свое создание -человека Господь всегда и отовсюду услышит и не отвергнет.
Спаси Вас, Господи!
Женщину,религию,дорогу.
Дьяволу служить или пророку-
Каждый выбирает для себя.
...........................
Каждый выбирает по себе.
Щит и латы.Посох и заплаты.
Меру окончательной расплаты-
Каждый выбирает по себе."(Ю.Левитанский)