Неужели мало спасающихся?

(Окончание. Начало см.: Горчичное зерно)

И проходил по городам и селениям, уча и направляя путь к Иерусалиму. Некто сказал Ему: Господи! неужели мало спасающихся? (Лк. 13, 22–23).

Сказанное Христом никогда не бывает маловажным, это всегда очень глубоко. Послушаем же Христа с большим вниманием и вдумаемся в Его слова, ибо это величайшие истины, никогда не бывающие неважными.

«Некто сказал Ему: Господи! неужели мало спасающихся? Он же сказал им: подвизайтесь войти сквозь тесные врата» (Лк. 13, 23–24). Он словно говорит, что мало тех, кто понимает сказанное выше.

Что же такое тесные врата? Это место, через которое трудно пройти. Верно? Но мы привыкли не затрудняться нигде и никогда. И если нас хоть капельку кто-нибудь затруднит, мы готовы подвергнуть его экзекуции. Сейчас идет экзаменационная сессия. Я уже как-то говорил об экзаменах. Все студенты ищут, у кого конспекты получше, чтобы не читать книгу, ведь у преподавателя книга такая толстая. А конспекты вот такие маленькие. Понимаете?

Где же для нас тесные врата? А нигде. Мы так приучены. Если сегодня пойти куда-нибудь и объявить: «Я обещаю вам работу! Тяжелую работу, но, работая в поте лица, мы обязательно чего-нибудь добьемся!» – вам ответят: «Да оставь меня в покое! Работа! Давай сначала посмотрим, что нам за это светит!» Но как ты увидишь свет, если света пока нет? Это общество больно.

«Подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут» (Лк. 13, 24).

Когда многие увидят, как прекрасен небесный чертог (ибо то, о чем мы сейчас говорим, прекрасно), скажут: «Возьмите и меня внутрь!» – ведь так, что может быть прекрасней его? – но не смогут войти, потому что врата тесные. Это значит, что, чтобы войти в этот образ мыслей, надо заплатить определенную цену. Определенную цену. А это значит, что тебе придется лишиться чего-то определенного, определенные вещи больше не будут иметь места в твоей жизни, как это было до сих пор, и тогда ты откроешь для себя новые измерения, которых не ведал, войдешь во что-то трудное, по видимости трудное, потому что чертог скрывается за вратами.

Врата, то есть противление себялюбию, поначалу кажутся очень страшными

Не будем забывать, что это двери трудны, нигде не сказано, чтобы чертог был труден, – чертог легок, но врата, то есть это противление собственному нарциссизму и себялюбию, поначалу кажутся очень страшными. «Да что ты тут говоришь? Как я этого лишусь? Своих прав (не так ли, ведь духовные права существуют и в повседневности)? Как я это потеряю? Свой статус? Кто – я? Да что ты такое несешь?»

«Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: Господи! Господи! отвори нам» (Лк. 13, 25).

Будьте бдительными, потому что эта узкая дверь закроется. И когда захотите войти в чертог… Но сначала решитесь: «Узкая – не узкая, какая разница! Нам надо туда пройти, нет для нас другой двери!» Иначе дверь будет уже закрыта, и вы начнете кричать снаружи: «Открой нам! Открой нам! Мы тоже хотим войти! Мы тоже приняли решение немного потрудиться!» – но дверь, однако, уже будет закрыта.

«…но Он скажет вам в ответ: не знаю вас, откуда вы» (Лк. 13, 25). «Не знаю вас! Я вас не узнаю

Выбор тут не откладывается до бесконечности. Эта наша свобода выбора здесь не вечна, иначе говоря. Ты в какой-то момент должен выбрать!

«Тогда станете говорить: мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты» (Лк. 13, 26). «Как это Ты нас не узнаешь? Мы же ели перед Тобой и пили, льстили Тебе, рукоплескали!» Но Он скажет: говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды. (Лк. 13, 26–27). «Хватит, теперь оставьте Меня в покое! Вы – делатели беззакония».

Все делатели беззакония своими великими идеями прикрывают свою неправду. Попробуйте разглядеть во зле братолюбие, заботу. «Отец народов» Сталин казнил миллионы и миллионы одним кивком головы. Но идеи, однако, были превосходными. Отец народов. Он был делателем беззакония, потому что нельзя назвать справедливой ту систему, в которой никто не свободен, никто не мыслит, никто не дышит без твоего разрешения, а если осмелится сделать это, то его жизнь оборвется раньше, чем он успеет это как следует додумать.

Гитлер тоже был делателем беззакония, но если послушать его речи, окажется, он был жутким оратором. Я привожу вам яркие примеры, чтобы мы точно поняли, что тут имеется в виду.

Итак, они пойдут однажды и скажут:

– А мы для этого Царства и делали то, что делали.

Но вы же не прошли сквозь тесные врата. Наоборот, выломали все двери и, если бы можно было, сокрушили бы само Царство:

– Уйдите от Меня все делающие неправду!

Так и мы, церковные люди, говорим замечательные слова: и то у нас хорошо, и это хорошо, – а кто приложит хоть малый труд? Кто из нас войдет в себя хоть чуточку глубже и пожертвует чем-нибудь, что кажется нам таким важным и дорогим?

«Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон» (Лк. 13, 28).

Тогда начнется страх, и ужас, и терзания: «Что я тут делаю? Почему я снаружи?»

«И придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием» (Лк. 13, 28–29).

С четырех сторон света придут люди, которых вы себе не представляли, и водворятся в этом Царстве. Для них найдется место, каким бы это Царство ни было. Но мы знаем, что оно будет состоянием, в котором Бог будет всем во всех. Оно будет состоянием, в которое зло уже не будет допущено. Зло будет вне Царства. В него войдут только те, кто видит всё так, как видит это Бог. Все те, кто считал «незначительное» Божие значительным и вдруг увидел, как оно действительно становится значительным, овладевает их жизнью и жизнью других людей.

Есть многие, кто останется вне Царства из-за нас. Это именно мы оставили многих снаружи

Каждый раз, когда я читаю это: «от востока и запада, и севера и юга», я, честно вам признаюсь, бываю растроган, потому что думаю и говорю себе: а кто знает, кто из нас увидит Царство Божие? Потому что вам следует знать, что есть многие, кто останется вне Царства из-за нас, из-за того, что мы были кривыми и вывернутыми наизнанку. Это именно мы оставили многих снаружи. Человек, который несет в себе Царство Божие, вовлекает в него и других, потому что все приходят посмотреть, что происходит с этим человеком. А человек, который оставляет других снаружи, даже может говорить об этом Царстве, может быть назначен от государства говорить о нем, но при этом оставлять многих вне Царства. Потому что тем, что он о нем говорит, он открывает им не Царство Божие, а преисподнюю. И люди видят, как они теряют эту надежду, эту свою последнюю надежду из-за него.

«От востока и запада, и севера и юга» – и все те, кто не несет ответственности за то, что никогда не слышал слова Божия. Для них и для всех тех, кого мы ввели в соблазн, у Бога имеется особая участь. Эта участь есть. И мы увидим людей, которых не ожидали там увидеть, и, наоборот, людей, которых ожидали увидеть, но увидим их без свадебного наряда.

Всё это – символические выражения. Свадебный наряд, или брачная одежда (ср. Мф. 22, 11), что означает? Когда кто-то одет в свадебный наряд, это значит, что он уже отдан, он отдал себя тому, с кем вступает в брак.

То есть «у него нет свадебного наряда» – какое замечательное выражение! Оно означает, что брак не может совершиться. Если невеста заявится в храм в голубых джинсах, с сигаретой во рту и собачкой на поводке, жених скажет:

– В чем дело?

– Но я же люблю тебя! – скажет она.

– Да, но у тебя нет свадебного наряда! – скажет он ей.

Что же такое этот свадебный наряд? Это всецелое приношение себя. Свадебный наряд, в который одеты невеста и жених, означает, что они всецело приносят себя друг другу. По этой же причине заключать брак не ходят в муниципалитет (здесь описаны реалии Греции – Ред.), брак всегда совершался перед религиозными властями, даже в ту эпоху, которая предшествовала Христу. У древних египтян, в Вавилоне, в древней Греции не шли к градоначальнику. Что может сказать тебе градоначальник? «Я тебя увидел! Здравствуй! Как ты?» Какой в этом толк? Ты идешь к Богу, чтобы совершить свое великое самоприношение. В этот миг совершается таинство – приношение одного человека другому, взаимное приношение. Поэтому мы и одеты в свадебные наряды, не так ли?

Как хорошо, когда кто-нибудь смотрит на всё чуточку естественней, чем мы. Я имею в виду, чем многие из нас смотрят на это сейчас. Поэтому и существует это выражение, которое сказано в другом месте: «Друг! Ты пришел сюда – и хорошо сделал, но у тебя нет свадебного наряда» (ср. Мф. 22, 12). Ты не принес себя Богу, как другие люди. А здесь все заключили брак, у всех есть свадебный наряд, все «заключили брак» со всеми.

Царство Божие – это состояние, когда все «заключили брак» со всеми. Вы понимаете, что я имею в виду, верно? Все принесли себя всем. Это Царство Божие. Без этого нет Царства Божия.

Царство Божие – это состояние, когда все «заключили брак» со всеми

Если исследовать творения великих святых, вы увидите, что даже самые великие подвижники не просто уходили в горы – даже отшельники там, куда они уходили, всегда несли в своем сердце других людей. Общение с Богом и Царство Божие не только горизонтальны, и не только вертикальны: «Я вас всех ненавижу! Ухожу в горы и покидаю мир!» Если я, ненавидя вас, убегаю от мира, то диавола я найду там, куда ухожу. Да и не останусь в горах. Я убегу оттуда.

И человек идет к этим святым, отшельникам – и видит, что они так общительны, как не общительны мы между собой, потому что не любим друг друга. Или идешь к обычному монаху, говоришь с ним, а потом, лет через 15, снова с ним говоришь, и он тебя помнит. Помнит твое имя и спрашивает, что ты сделал по тому вопросу, который тебя тогда занимал. И ты спрашиваешь себя: «Что это такое?» А это просто он, несчастный, вкладывает тебя в свою молитву. И несчастен не он, а несчастны мы, уже забывшие обо всем этом, а он поминает тебя и каждый раз снова тебя видит. Если мы каждый день поминаем кого-то, у нас всегда сохраняется связь с ним. И через 30 лет будете помнить его, словно разговаривали с ним вчера. И наоборот, если у тебя нет связи с кем-то, ты уже на другой день не вспомнишь его имени.

Царство Божие – это всемирное диахроническое[1] и великое братание, которое совершится по благодати Святого Духа. А теперь подумайте, что было бы, если бы у нас были между собой такие братские отношения? То есть Царство Божие начинается сейчас, с того, что я немного открываюсь перед другим человеком, потом открываюсь еще больше – и нахожу там Бога. Потом начинаю воспринимать это всерьез, развиваю это состояние всё больше – но только это не делается легко и не по нажатию кнопки, а нужна жертва.

Но зачем мы говорим всё это? И, может, мы говорим ложь? Нет. Это не ложь, а говорим мы для того, чтобы это полюбить, и если полюбим, нам легче будет это применить. Поэтому мы и говорим это. Но можем и не говорить ничего, я могу подумать: да я не достиг того, о чем мы говорим, давай-ка не говорить об этом!

Царство Божие – это тот огонь Божией любви, который становится нашей пищей и питием на каждый день. Представьте себе, что я вдруг нажму кнопку на столе… Разве сегодня всё не делается по нажатию кнопки? А если бы у нас была такая кнопка, чтобы мы нажали Enter, и вдруг – гоп! – началось Царство Божие! Знаете, как было бы хорошо? Внезапно каждый начнет жить для другого, внезапно никто не станет думать о том, что он будет есть завтра, потому что каждый сможет его накормить, внезапно человек перестанет думать о том, что он одинок, болен, безутешен, что его окружает безысходность, что его жизнь не имеет смысла и цели, никто не будет думать о том, что у него нет денег, еды, потому что всё, что у нас есть, мы выложим на середину. Такими были первые христиане: у них всё было общим.

Так сколько же людей хочет этого? Я тоже спрашиваю себя об этом. Я сказал, что как только нажму кнопку Enter, это произойдет. Но оно могло бы произойти и без нажатия кнопки – мы могли бы этого просто захотеть.

И тут я возвращаюсь к горчичному зерну. Мы все говорим: «Как важно то, о чем говорит отец Николай (Людовикос)!» – но ничего не делаем. Да, это горчичное зерно, и Христос говорит нам, что в конце концов вы это сделаете, сделаете посреди и после всей той агонии и скорби, через которые пройдете. Когда увидите, как это важно и сколько плода приносит. Об этом и говорит нам евангельский текст – что в какой-то момент вы сделаете всё это, но сделаете уже после того, как вкусите безысходности. Сделаете это, как сеют горчичное зерно, то есть делают что-то незначительное, непонятное и невозможное, – именно об этом говорит Евангелие.

А как было бы хорошо! Помечтайте немного о том, что было бы, если бы это в какой-то момент свершилось. Сразу прекратились бы инсульты, инфаркты, сахар упал бы, ненависть, страсти исчезли бы, – это было бы состоянием всеобщего облегчения. Представьте себе на минутку Царство Божие! Мы смотрели бы друг другу прямо в глаза и говорили бы:

– Добрый день! Как ты?

Даже не спрашивали бы себя, хороший это человек или плохой.

Но, к сожалению, сегодня масса новых мыслителей-атеистов убеждает нас: «Не прибегайте к Богу! Наука решит все проблемы!» Какими же безумными мы стали – страшное дело! Наука решит проблему того, чтобы я научился вас любить? Какую же проблему решит наука? Какие проблемы она вообще может решить? Так, как мы ее используем сегодня, мы тысячу раз уничтожим себя с ее помощью!

Мы дошли до такого ослепления, что уже постоянно читаешь в газетах подобные тексты новых течений новых философов, которые называют себя атеистами и говорят: «Как нам избавиться от религии, представляющей собой сплошной обман?» А разве всё это больное мышление – не обман? Разве это не величайший обман?

И наука научит меня прощать? Я не понял, а каким образом она меня этому научит? Не может она научить меня ни прощать, ни понимать, ни ставить себя ниже всех, ни смиряться, ни каяться. Она будет констатировать результаты этих состояний и заявлять, например: «Те, у кого имеется покаяние, не умирают от инфаркта в 25 лет», – но наука не может заставить тебя не умереть.

Почему же врата тесны? Врата тесны потому, что у нас есть избыточный вес. Врата тесны потому, что, как знают психологи, если сегодня спросить человека: «Кто ты?» – его ответ станет огромным плодом фантазии. Понимаете? Он не отвечает: «Я Георгий» и не смотрит тебе в глаза. Его ответ: «Я, на которого ты смотришь…» – и начинает перечислять, перечислять, перечислять, воздвигает гигантскую крепость и говорит: «Вот это я!» Да как же ему пройти в эту дверь? Сможет ли он?

Эта тесная дверь стоит в твоем сердце. А Божия дверь широка, она не тесна, потому что рассчитана на естественных людей. Нам нужна диета, вот к какому выводу мы приходим. И я тоже.

***

Вопрос:

– Меня ужасает, что когда я смотрю на какого-нибудь человека и осуждаю его за что-то, то рано или поздно понимаю, что то, на что я смотрю в нем, – это та страсть, которая есть у меня.

– Не знаю, читали ли вы книги старца Паисия, изданные монастырем Суроти. В одной из них, «О духовной борьбе» (том V), в первых главах говорится о благих помыслах[2]. Поскольку я нахожу там для себя ответы, то рекомендую ее и вам. Старец Паисий применял всё это, он не только говорит, но это применяет. У него была какая-то фабрика благих помыслов. То есть он никогда не осуждал человека, а искал для него оправдания. Видел, что у человека что-то не так, этого нельзя не увидеть, но находил способ обернуть это во благо – и для самого человека, и для отношений между ними, и чтобы самому его не обвинить.

Видите, как много он знает, как многое понял! Он смотрел на него как на больного, но не презирал, а сострадал ему. Если ты увидишь тяжелобольного, а сам ты не болен, разве не посочувствуешь ему? Разве не скажешь: «Ему больно, ах, как жаль!» Особенно если сам испытал боль в прошлом. В этом смысле нам нужны благие помыслы.

Священник Николай Людовикос
Перевела с болгарского Станка Косова

Православие.бг

13 марта 2020 г.

[1] Диахроническое – идущее сквозь времена.

[2] В русском переводе, изданном в 2007-м г., это том III. О брани помыслов старец говорит в части 1.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Иоанна_ 23 марта 2020, 21:44
Что вам такое "видно", Вячеслав, что не видно ни Патриарху, ни старцам нашим, ни Церкви в целом? Вы себя умнее их всех считаете? Повторять то убожество, которому нас учили на истории КПСС, большого ума не надо, и тогда никто этому не верил, включая преподавателей, а вы и сейчас ещё пытаетесь продать эту дохлую крысу, и где - в Церкви??? - Где здесь Временное? Кончилось ваше время!))
Вячеслав22 марта 2020, 20:37
"Иоанна_ 20 марта 2020, 16:23 Чего никогда не было?? "Массовый насильственный голод 1932-1933 годов в Советском Союзе охватил не" Честно говоря уже по этой фразе видно откуда ноги растут... Представьте: мир готовиться к очередному разделу. Германия и др.вооружаются. А Сталин умерщвляет крестьян, ему просто необходимо уничтожить русское крестьянство. Не надо поднимать промышленность, не надо готовиться к войне. Ничего не надо, нас никто не тронет, одна проблема- русское крестьянство, ну ещё конечно русская интеллегенция. Иоанна! Представьте на минуту, что творилось тогда в мире, какая страна досталась, не богатая Империя, а отсталая аграрная держава. С экстенсивным сельским хозяйством
Иоанна_ 20 марта 2020, 16:23
Чего никогда не было?? "Массовый насильственный голод 1932-1933 годов в Советском Союзе охватил не только Украину, но и Поволжье, Северный Кавказ, Южный Урал, Западную Сибирь, Казахстан. Говоря о событиях тех лет, Церковь часто обращается к людям с напоминанием: миллионы голодных смертей — это цена попытки построить рай на земле без Бога. Мы видим в этом урок — страшный и обретший свое значение в масштабах всей славянской цивилизации. Понимая и утверждая это, Предстоятель Русской Православной Церкви собирается посетить памятник жертвам массового голода." Из интервью В.Легойды накануне визита Патриарха на Украину, 2009 г.
Вячеслав20 марта 2020, 12:37
Иоанна_ 18 марта 2020, 10:52 Вопрос первый: Зачем Сталину уничтожать русское крестьянство? Если оно исправно кормит русский пролетариат? Не надо день погибших от голодомора устанавливать. Если мы будем отмечать того чего никогда не было, то мы дойдем до героизации фашистских прихвостней, которые убивали русский народ, как и случилось на Украине.
Вячеслав18 марта 2020, 21:00
Александр18 марта 2020, 08:50 1/ Большевиков тогда было очень мало. Много было эсеров, кадетов и царских чинуш, которые были недовольны своим правительством. 2/ Дело в том, что их к восстанию кто-то аккуратно подтолкнул, тот который против большевиков был. 3/ Странно японцы, американцы ходили по нашей земле, убивали русских людей, а вы говорите, что так и надо было и это не интервенция. А финансирование "белой армии", это не законная власть, это власть свершая царскую власть. 4/ Да ну, странно, Киев значит земли не русские для вас. "России Сталин ничего не возвращал." Западную Украину и Белоруссию вернул России, то бишь в СССР. 5/ Серьёзные засухи были и в РИ, правда статистика не велась
Иоанна_ 18 марта 2020, 10:52
Украина тоже "зона рискованного земледелия", Вячеслав? Было бы правильно и у нас в России установить день памяти погибших в результате страшного голода, целью которого было уничтожение русского крестьянства. В этот день без всякой политики можно было бы помянуть наших почивших предков, как в этом году это сделал Блаженнейший митрополит Онуфрий на Украине.
Александр18 марта 2020, 08:50
1/Вина в развале РИ огромна, так как большевики с рождения занимались в основном разложением армии и общества. Джугашвили непосредственно занимался разбоем и грабежами. 2/Чех.корпус существовал и при Царе и при Керенском. А восстал он только при большевиках, незаконно захвативших власть. Совпадение? Не думаю. Так что дело не в корпусе. 3/Интервенции не было,а была помощь союзников по Антанте законным властям России. 4/Поляки русских земель не захватывали, так как сами большевики сделали их украинскими. Признали УНР и её независимость.России Сталин ничего не возвращал. 5/"Серьёзная засуха" случалась у большевиков каждое десятилетие и перешла в постоянные закупки продовольствия в США и Канаде
Вячеслав17 марта 2020, 16:51
Александр17 марта 2020, 08:14 Поговорим о 10-20 годах. Вины Сталина в том что Россия ввязалась в мировую войну как поставщик пушечного мяса нет. Так же нет вины и в распаде РИ который началался сразу после свержения Николая 2. Нет вины и в восстании чехословацкого корпуса, послужившего причиной усиления гражданской войны. Нет вины и в интервенции союзников на нашу землю. А известно ли вам о захвате польскими русских земель (Сталин помниться их потом вернул), о претензиях на Киев, после "развязанной большевиками войны" они сошли на нет. Ну а голод в поволжье... это засуха, серьёзная засуха, Поволжье зона рискованного земледелия + разорение хозяйства после нескольких лет войны.
Александр17 марта 2020, 08:14
При этом, Вячеслав, почему мы говорим только о 30х, 40х? Никто не снимает с Джугашвили ответственность за всё, происходившее в стране с 10-е и 20-е годы, поскольку данный "товарищ" входил в высшее партийное руководство и несёт огромную часть вины (не всю конечно) за многомиллионные жертвы гражданской, за грандиозные жертвы голода Поволжья, за развязанную коммунистами советско-польскую войну, казнь царской семьи. Ссылками на то, что "время было тяжёлое" ничего оправдать нельзя, поскольку время это создал в том числе и Джугашвили с подельниками. А дальше больше.. Но думаю - хватит пока.
Вячеслав17 марта 2020, 07:08
Александр16 марта 2020, 19:29 Всё таки сказки про голод из-за коллективизации это сказки.Не исключено,что перестройка системы с мелких частных хозяйств на крупные была с проблемами,но не это было причиной голода.Стране нужны станки,электричество,самолёты. Надвигается очередная война,она не просто так случилась, кап страны к ней готовились и всем было это ясно, что мир будут делить по новой.Нас не окружали милые соседи, нас окружали те кто не прочь был взять наше и не отдать ничего взамен.А вспомним план Гитлера насчет уничтожения славян? Тут тоже злые большевики виновны?Катынский расстрел это все же дело немецких спецслужб. Это было доказано и ясно всем,пока не началась холодная война...
Александр16 марта 2020, 19:29
Вячеслав16 марта Голод имел одну причину-коллективизацию. Разрушение существующего крестьянского хозяйства и принудительное изъятие продовольствия и средств производства у крестьян. К чему это привело и кто виноват- возьмите и почитайте письма Шолохова Сталину. Про перестройку экономики, враждебное кап. окружение и прочую ахинею-это проблема сугубо большевиков. Их никто власть брать не просил,как и не просил пытаться удавить капиталистов на их собственной верёвке. Кроме официальной статистики были неучтённые казни, которые превращают статистику в мусор. Пример-Катынский расстрел. Так что смело домножайте статистику на много. И ещё-ссылки,голод и холод обычно очень плохо влияют на здоровье.
Вячеслав16 марта 2020, 16:48
Александр16 марта 2020, 12:30 Голод имел естественные причины: неурожай.При чем тут Сталин не пойму. Он устроил неурожай? А при перестройке экономики это было серьезно, а не перестроишь экономику и считай, что страны нет. Идём дальше: расстрелянно за весь сталинский период в т.ч. уголовников, колобарционистов, лиц активно выступающих против существующей власти (считай террористов) сами говорите 800 тысяч, даже не миллион, а не миллионы.Ну а сгинувшие в лагерях, смотрите официальную статистику. Не сгинуло там миллионов, как бы кому то не хотелось. Был какой определенный процент смертности, по объективным причинам. Эпидемии вследствии разрухи, скученность, нехватка продуктов, во время войны..
Александр16 марта 2020, 12:30
[Вячеслав16 марта 2020, 07:46 Начнем с того, что Сталин не гробил миллионы человек. Посмотрите официальную статистику.] Смотрим, по оценке Гос. Думы РФ число жертв голода 32-33 годов оценивается в 7 миллионов человек. Другие исследователи дают в диапазоне от 3 до 8 миллионов. Расстреляно официально при Сталине - тысяч 800. Сгинуло в лагерях, пересылках, в том числе от косвенных причин, следующих за репрессиями - миллионы и миллионы людей. Можно продолжить, но, думаю, хватит. Маловато вам будет?
Вячеслав16 марта 2020, 07:53
"Даниил14 марта 2020, 21:55 Сталинисты, да поймите уже что Церковь не может почитать человека, замучившего огромное количество христиан. " Антисталинисты, да поймите вы уже что не стоит повторять ложь. Даже если человек вам не приятен, всё равно стоит выяснять истину, разобраться в вопросе, понять обстановку. Вы от этого станете только умнее,и будете больше знать. Да и никто не призывает Церковь почитать Сталина, призываем лишь прекратить лить на него мутную воду. И то не Церковь, а некоторых особо горячих.
Вячеслав16 марта 2020, 07:46
"Александр14 марта 2020, 22:59 Про Сталина всё правильно сказано - величайший преступник, угробивший миллионы человек. Гитлер уничтожал граждан других стран, а Иосиф Виссарионович - в основном, своей. " Начнем с того, что Сталин не гробил миллионы человек. Посмотрите официальную статистику. Нету там миллионов. Нету. Эти сказки нам стали рассказывать с подачи Геббельса и тех кто бомбил Дрезден, как ни странно. Ну а про Гитлера добавлю, что начал он с уничтожения граждан своей страны: душевнобольных, неизличимо больных, цыган, евреев. Давайте истину искать и не верить басням.
Иоанна_ 16 марта 2020, 00:04
Надежда, почему же священник не может делать выводы и иметь суждение об исторических событиях - разве священник не человек? Или на то, чтобы делать исторические выводы, требуется санкция вышестоящих органов? Очень хорошо, что о наших новомучениках знают во всём православном мире! Но если есть мученики - значит, есть и мучители, так что это не ложь, а правда.
Татьяна 15 марта 2020, 19:07
Братание - вот, чего действительно хочется - общности в полном истинном смысле этого слова - доброго и чистого, и чтобы каждый своё - "на середину", для всех, а не только для себя... Было у меня такое в жизни, слава Богу! Помоги нам, Господи!
Надежда15 марта 2020, 17:33
В последнее время очень часто слышу и читаю как священники делают исторические выводы и суждения о руководителях (правителях) нашей страны. Вот и в этой статье сделан вывод и проведён знак равенства между Сталиным и Гитлером. Ведь это ложь! А так все благостно написано! Проведён пример людей творящих беззаконие! Прошу коллегию сайта более внимательно просматривать публикации. Такие статьи могут отвратить читателей сайта.
Галина 15 марта 2020, 15:52
На этом прощаюсь со всеми . Не полезное , как выяснилось , это дело для меня . Особенно , Великим Постом . Простите , что намеренной резкостью кого-то из вас обидела . Илья , а тебе скажу от Святых Апостолов , что мы единое тело в Церкви , а Глава её Иисус Христос , Он и спасает нас , чего нам всем и желаю . Как говорят святые подвижники , потрудимся же , братия , милостью Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа .
Галина 15 марта 2020, 14:24
Гитлер в это время возрождал неоязычество , оккультные секты , отправлял экспедиции в Гималаи , одна только его теория о расовом превосходстве и мировой гегемонии чего стоит . Гитлеру нужна была война и мир её получил . И не Сталин бомбил Дрезден в 1945 , когда война уже завершалась , а Черчиль и Рузвельт . Дрезден превратился в горящий факел , в одном только соборе погибли , кажется , несколько тысяч мирных жителей ; стариков , женщин , детей . Достойны ли они нашей памяти и слез ? По делам их узнаете их , заповедано нам . А вот судить нам не дано ? Всем управляет Промысл Божий , а мы можем попытаться его понять и принять , с уважением к своей стране и истории . 700 знаков мало для этого
Галина 15 марта 2020, 13:53
А сколько людей утвердилось в вере и вновь уверовало . Вспомним ушедшего от на архимандрита Кирилла Павлова и многих его сомолитвенников , которые сами спасались и за нас , никчемных молились . Их молитвы и сейчас у Престола Создателя за нас возносятся . Сказано нам , что за все благодарите , а мы все судим , потому что не такие , как прочие люди и этот тиран Сталин . Давайте вспомним , как он позвал в войну в Кремль тогдашних архиереев . Их осталось всего несколько человек , кажется , двоих привезли из ссылки . И они им не погнушались , и было восстановлено патриаршество и стали открываться храмы , до следующего гонения во времена Хрущева . И новые мученики воссияли в нашей Церкви .
Галина 15 марта 2020, 13:36
(продолжение)Его кровь , как кровь многих тысяч мучеников , омыла грехи наших соотечественников , которые разрушили Российскую Империю , предали и убили помазанников Божиих , разрушили и осквернили храмы , топили в нужниках архиереев , отрывали от костей бороды у священников . Не могу писать больше об этом . Великую Священную жертву принёс наш народ за эти беззакония . Не мне судить почему Господь избрал Своим орудием тогдашнего главу государства . От того , что происходило тогда , до сих пор сокрушается сердце . И Великая Отечественная Война началась Промыслом Божием , кажется , в день всех святых . Сколько жертв было принесено нашим народом в этой страшной войне , и каких !
Галина 15 марта 2020, 13:17
Мои дорогие братья и сестры , позвольте вас всех поблагодарить и выразить искреннюю благодарность за любовь и терпимость . Если вы внимательно читали , то не могли не заметить , что речь шла не о священнике , а о исторической справедливости . Не буду говорить о своих убеждениях , похоже вы знаете про них лучше меня . Скажу только , что в нашей семье есть священномученик , расстрелянный на Бутовском полигоне . Священномученик Александр не проклинал и не клеймил своих мучителей , он с любовью нёс свой крест и донёс его до своей Голгофы . Запретили служить , честно трудился на светской работе , без ропота переносил аресты и принял смерть от безбожной власти , как от руки Божией .
Natalie15 марта 2020, 12:14
Спаси Господи!!!
Natalie15 марта 2020, 08:30
Галине: Совершенно недопустимо осуждать священника, тем более, когда он приводит достоверные факты и цитаты из Библии. Прекрасная статья! Спам Господи!
Илья15 марта 2020, 06:27
Галина, мы потомки не только победителей и освободителей, к сожалению, но и репрессированных, раскулаченных, расказаченных, расстрелянных священников, верных мирян и пр. (давайте мы и их память не будем предавать). И что ещё трагичнее-многие из нас потомки тех, кто был с другой стороны от первой группы. О роли Сталина во всем этом официально сказано на 20 съезде КПСС уже в 1956 году его же соратниками. История СССР не сводится только к Великой Отечественной Войне и Победе (в которой несомненна и его личная роль). Задача Церкви не объединять всех, а спасать доверившихся ей людей, отделяя зло от добра, правду от лжи, называя все своими именами (Ис. 5.20). И да-Сталина с Гитлером ровнять нельзя
Александр14 марта 2020, 22:59
Про Сталина всё правильно сказано - величайший преступник, угробивший миллионы человек. Гитлер уничтожал граждан других стран, а Иосиф Виссарионович - в основном, своей. Странно видеть на православном сайте поддержку деятеля, уничтожившего массу христиан и взорвавшего тьму храмов.
Даниил14 марта 2020, 21:55
Сталинисты, да поймите уже что Церковь не может почитать человека, замучившего огромное количество христиан. И святцы свидетельствуют против вас каждый день. Невозможно соединить Православие с любовью к убийце христиан. И отец Николай просто свидетельствует о фактах, а кому они не нравятся нужно либо преодолеть своё странное тяготение к убийце христиан, либо вернуться к партсобраниям и научному атеизму. Третьего не дано. Спаси Бог за статью.
Ольга14 марта 2020, 20:51
Полностью согласна с Галиной.
Галина 14 марта 2020, 10:08
Ни один здравомыслящий и честный человек не поставит рядом Гитлера и Сталина . Гитлер подмял под себя полмира и уничтожил в концлагерях миллионы разных национальностей , удушая газом и сжигая в крематориях , ставя бесчеловечные опыты даже на детях . Сталин победил коричневую чуму , сломал хребет немецкому фашизму , благодаря нашему жертвенному народу , Европа и мир многие десятилетия не знают войны . Наши родители воевали за Родину , за Сталина . Промолчать - значит предать их . Мы потомки освободителей , нравится Европе это или нет . Печально , что под видом проповеди на православном сайте устраивается политическая провокация. Наша Православная Церковь всех объединяет , а не разделяет .
Евгений14 марта 2020, 03:21
Огромное Спасибо за статью, а точнее за проповедь. Один из моих любимых авторов. Ещё Дмитрий Шишкин, если не ошибаюсь. Столько близкого. Хотя про Сталина, по-моему, немного передернуто. Но батюшка грек, можно понять. Верю священникам благодаря таким как вы.
Марина, Киев13 марта 2020, 11:15
Прекрасная статья, однако, для чего бесконечно прикрывать беззаконие народа, священства, аристократии, повсеместное разложение приведшее к революции, убийству Помазанника Божьего с семьей и почти полное уничтожение России на одного? На Сталина? Нехорошо это и нечестно.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×