Сегодня, читая понедельничное Евангелие Страстной седмицы Господней, я понял еще кое-что в связи с бесплодной смоковницей. Весь секрет в том, чтобы смириться пред Евангелием жизни, глубоко проникнуть в колодец своего сердца и извлечь оттуда ведро слез, в которых сокрыта жемчужина словес Божиих.
Объяснение того, почему Спаситель проклял бесплодную смоковницу, кроется в том, что мы и есть словесные смоковницы мира сего. Посажены руками Божиими в земле живых, орошаемся слезами Божиими каждый миг своего существования. Над нами бодрствовал бессонными ночами Тот, Кто любит нас бесконечно. Из одной клеточки возросли мы, утучняемые Отцом небес в утробах матерей наших. Получили котомку пищи живой – плаценту, через которую мать передавала еще нерожденному младенцу жизнь от своей жизни. В лицо нам веяло тепло Святого Духа Божия, чтобы не заморозил нас холодный ветер полуночный. Выпалывали в нас сорняки, которые мы не переставая разбрасывали вокруг сердца своего каждым движением нашего падшего существа.
И вот, пожив человеческой жизнью, за которую Он отдал цену вечности, Бог пришел к Своему образу, ища в нас плодов: любви к Нему, образа Его бесконечной любви, благости, смирения, милосердия, кротости, мира, радости, терпения, веры, воздержания. Все эти добродетели – имена Божии. На закате истории, когда небеса воспламеняются от огня безответной любви Божией, Христос приходит в мир и ждет, чтобы Его творения, в которых Он вложил бессмертную душу, породили свет от Его Света.
И что же находит? Злобу лютую, существование скотское, менталитет хищника, лукавство, ненависть, войны, преступления, крики, насилие, смерть, убийства. Всё, чего в Нем нет и никогда не было, вся эта мерзость ада преисподнейшего облепила нежные росточки, которые Он сажал собственными руками. Проказа греха распространилась вокруг всего живого и душит его. И тогда Спаситель веков изрекает проклятие от боли Своей бескрайней: «да не будет же впредь от тебя плода вовек» (Мф. 21: 19).
У Бога не бывает сюрпризов. Он бесконечно знает всё, что было, и всё, что будет до скончания века. Поэтому не будем обманываться, будто Он удивился бесплодию смоковницы. На самом деле эти Его слова, в которые вместился весь океан боли Божией, предназначены тем, кто будет убивать Его во все времена. Тем, кто будет безразлично и злобно топтать Его ногами, тем, для кого Крест станет поводом для глумлений. В этих словах сосредоточено всё страдание Бога убитого, распятого, преломленного нас ради и нами.
Проклятие смоковницы – это фундаментальное пророчество о Суде всех веков
Проклятие смоковницы – это фундаментальное пророчество о Суде всех веков. Это боль, оглушающая сильнее, чем небесный гром Бога, не могущего спасти тех, кто этого не хочет. Это бессилие Всесильного силой затолкать в рай тех, у кого в душе ад и кто разжигает его пламя среди людей. Это безмолвный крик Бога любви к тем, кто ненавидит извечно.
Проклиная неплодную смоковницу, Христос говорит нам, что конец злых – в печи огненной, что удел всех, кто убивает любовь, – в лютом тартаре их собственного осатанения. Ад не был создан Богом. Его своей злобой создали духи сопротивные и души, отвергающие Его и распинающие Бога до смерти.
В Своей любви, превосходящей всякую мысль и слово, Бог безмолвно страдает и умирает за тех, кого любит вечно и кто себя уничтожает. Если мы не повернемся к Нему, слезы Бога по нам станут последней светозарной преградой, удерживающей мрак, который мы себе старательно собираем и который поглотит нас навсегда.