Пасхальная ночь 2020 года в Киеве и на Украине прошла во всех отношениях необычно. Такой же она была в остальном православном мире. Но один духовный аспект этой Пасхи оказался совершенно неожиданным даже на фоне всей необычности этого праздника. У многих ли было так же? Многие ли это заметили?
Фото: instagram.com/p/B_Kyw60F_BL/
Пасхальная служба 2020 года в нашем историческом Крестовоздвиженском храме Киева – месте Крещения и детской молитвы М.А Булгакова, храме, который не закрывался даже в советское время, – прошла практически без прихожан. Впервые за столетия. С 20:00 Великой субботы и до 5:00 пасхального утра на входе в храм дежурил наряд полиции, так что проходить в храм могли только священно- и церковнослужители и единицы прихожан, согласно нормам карантина. Все остальные наши прихожане вынуждены были остаться дома, смотреть богослужение по телевизору или интернет-трансляцию. А храм наш просторный, высокий. И… совершенно пустой. На Пасху…
***
Когда мы готовились к этой Пасхе, мне, как и многим знакомым священникам, казалось, что, по большому счету, всё будет предсказуемо. В том числе и духовное настроение священства и паствы в этих необычных и скорбных обстоятельствах. Мы, священнослужители, будем в эту Святую ночь в Божиих храмах олицетворять всю Церковь, предстоять за всех перед Престолом, приносить бескровную жертву. А паства – дома смотреть на нас и подпевать-молиться либо самостоятельно совершать пасхальную утреню. Нам, духовенству, думалось: радость Пасхи в ее церковном литургическом торжестве, хоть и в безлюдных храмах, ничем не может быть омрачена – ведь Небо отверсто! А вот люди, паства… Горько за них. Нашим верным, конечно, будет не очень сладко. Они, наверное, где-то и поскорбят, ведь большинство не сможет попасть в храмы на службу. Но пусть тогда наша радость – радость духовенства, радость тех немногих, кто оказался в эту Светлую ночь в храме, – передастся хоть в малой части всем верным, тем, кто этого был лишен. Будем радоваться и за себя, и за них, разнесем потом эту пасхальную радость в дома прихожан и будем делиться ею со всеми верными! Так думалось и так молилось накануне праздника. Только оказалось всё не так. Вышло даже всё наоборот.
***
Сначала, после Пасхи, я поделился этими своими впечатлениями с духовно близкими людьми. Может быть, надумываю для себя что-то, сгущаю краски? Но нет. Пообщавшись на Светлой неделе с приходским духовенством Киева, почитав впечатления от пасхальной ночи в ленте новостей, открыл ту же закономерность. Этот опыт был пережит многими священниками и мирянами. Хотя, конечно, это случилось и не со всеми, но то, что было у нас (как и со многими нашими духовными друзьями), опишу здесь именно как закономерность Пасхи 2020, поскольку целый ряд примеров подтверждает этот духовный опыт. И, может быть, кто-то, прочитав эти строки, увидит в них себя и свой приход. Итак…
***
Увы, в моей жизни как священнослужителя такой скорбной Пасхальной ночи не было еще никогда. Храм блестел и играл оттенками золотого и красного; монашеское трио прекрасно, торжественно и одновременно молитвенно исполняло долгожданные пасхальные песнопения. Они же вместе с духовенством громко восклицали «Воистину воскресе!» Но храм при этом был пуст. Пустота своим холодком обдавала с головы до ног. И неоставляющая грусть и тяжесть от пустоты храма полностью вытесняли духовное утешение праздника. Слово святителя Иоанна Златоустого в пустоту… Каждение в пустоте… Нет, – скажет кто-то, – в это время в храме были и Сам Господь, и ликующие о торжестве Ангелы. Да, безусловно, это так. Но грусть не оставляла ни на минуту. И молилось об одном: «Господи, сделай так, чтобы такое больше никогда не повторилось!» Не может, не должна такой быть Пасха.
***
А что же миряне, которые остались дома? И вот здесь начинается самое интересное. Одна знакомая мне большая семья православных киевлян практически в полном составе сейчас болеет коронавирусом. Болеют на дому, так как средний возраст в этой семье молодой, поэтому проходят испытание пока, слава Господу, без тяжелых состояний. В пасхальную ночь, кто смог, оделись потеплее и сходили «крестным ходом» вокруг своего частного дома, потом сами совершили заутреню. «Это лучшая наша Пасха! – написали они мне потом в смс. – Господь не оставляет Своими милостями!»
И другие прихожане, которые смирились с обстоятельствами, попущенными Богом, либо которых смирила болезнь, сейчас много говорят и пишут об исключительной Пасхальной радости, которой они так давно не испытывали. Они остались дома и получили Божий Дар!
Да, этот Дар коснулся не всех. В основном, наверное, тех, кто не роптал, не злословил, кто принял со смирением Божие попущение… При этом многие из нас, священнослужителей, в этом году в Пасхальную ночь, к сожалению, обычного Дара радости не ощутили. И уже сейчас нам, духовенству, вкусившим грусти и скорби в Пасхальную ночь, эта радость мирян понемногу передается. Понемногу и мы, священство, оттаиваем и возвращаемся в нормальное пасхальное настроение. Не обо всех, конечно, сейчас речь. Но, думаю, что о многих.
***
Так что же произошло? Почему мы, духовенство и миряне, так неожиданно поменялись местами на эту странную Пасху 2020 года? Ответ, я думаю, прост. Господь вышел из храма навстречу простым верующим людям, в их дома. Он пришел в наши дома!
Господь вышел из храма, пришел к простым верующим людям – в их дома
Конечно, и в храмах наш Господь, без всяких сомнений, оставался! Ведь Он везде, и на Пасху особенно:
«Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником, и на Престоле был еси Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй, неописанный».
Но особое Его Божественное внимание и Его милость на эту Пасху 2020 года была с вами, дорогие миряне, оставшиеся без храмов! Исстрадавшиеся, испуганные, смирившиеся под Его крепкую руку и не роптавшие! Смиренно принявшие Его горькое попущение, но не разуверившиеся, не отступившие от верности Богу и Его Церкви, не оставившие надежды и любви ко Господу! Это – ваша Пасха, наши верные миряне! Она – ваша! А мы, духовенство, смиренно склоняем перед вами свои головы.
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!