Мы познакомились с Тамуной Гочиашвили два года назад, сразу после того, как наша творческая группа получила благословение Святейшего Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II создать икону «Единство во Христе и дружба русского и грузинского православных народов». Это икона, запечатлевшая двух великих святых – преподобных Гавриила Самтаврийкого и Серафима Саровского. О чудесах, происходивших у этой чудотворной иконы, на нашем сайте выходили статьи и рассказы людей, испытавших на себе милость Божию, укрепление, исцеления по молитвам преподобным. А затем Тамуной была создана икона «Слава Пресвятой Троицы». Об этих иконах и необычной истории их создания мы и беседуем.
– Тамуна, расскажите немного о вашей специальности.
– После завершения учебы в Академии художеств я поступила на медицинский факультет. В нашей семье были большие традиции в области медицины, и все предполагали, что я тоже выберу этот путь, но, как мы знаем, человек предполагает, а Господь располагает. Так, стремление и любовь к живописи, к искусству перевесили все остальное, что касалось других профессий. Окончила факультет изобразительных искусств, изучила реставрацию настенной живописи. Замечу, что иконопись является интердисциплинарной областью, и это не только техника, стиль, настроение и т.п. Чтобы написать образ, нужно хорошее знание богословия, учёт определенных исторических контекстов и много других нюансов, которые имеют большое значение в этом служении. Да, я считаю, что иконопись не просто профессия: это – служение, послушание и благодать Божия. Я занимаюсь этим уже более 25 лет.
Иконопись не просто профессия: это – служение, послушание и благодать Божия
– Мы знаем, что вы хорошо были знакомы со старцем Гавриилом (Ургебадзе). До того, как перейдем непосредственно к истории создания икон, хотелось спросить, каким в вашей памяти остался он?
– Да, я хорошо была знакома с батюшкой Гавриилом. В моей памяти он остался очень простым, смиренным, мудрым. Его отличительная черта – непосредственность в общении с людьми. К каждому человеку он имел своеобразный подход, и когда кто-нибудь униженный, оскорбленный, отягощенный грехами приходил к нему, он не общался с ним свысока. Часто перед такими людьми он представлялся великим грешником, который вот только что впал в большой грех, говорил об этом громко, со слезами на глазах – и, казалось бы, незаметно, тихо, но с такой силой внушал людям, что нужно раскаяться, нельзя Бога оставлять, что Господь ждет нашего раскаяния, – что все те, которые приходили к нему, вскоре начинали тянуться к Богу, к Церкви, находили утешение и после общения со старцем выходили оттуда, окрыленные благодатью Духа Святого. Ещё одна привлекательная черта старца Гавриила – юмор. Через юмор он мог так смирить и вразумить человека, что умирало и тщеславие, и вместо какого-то дискомфорта, который все мы испытываем, когда кто-то обличает нас, чувствовалась невероятная радость.
– Смирял он вас?
– Да. Помню, мы с моим другом, тоже иконописцем, как-то приехали к старцу Гавриилу в Самтавро. Пока мы общались, уже стемнело. Это было время, когда в Грузии не было ни света, ни газа, ни транспорта; поезда в метро часто останавливались из-за нехватки электричества, люди не могли ездить на автомобилях. Нам захотелось остаться в монастыре, но мы не сказали старцу об этом – ожидали, что он сам предложит. Вскоре батюшка предложил нам остаться в монастыре. Я обрадовалась, думаю: останусь я с матушками, а друга батюшка Гавриил оставит у себя. Возгордилась, подумала: вот, старец с некоторыми сурово общается, а нас оставил в монастыре – мы ведь иконописцы! Как только я подумала об этом, старец посмотрел на меня и сказал: «Я подумал, лучше оба здесь останетесь, один пусть ложится в гроб, там поспит, а другой – в крышку гроба!» Представив, что нам придётся спать в гробу, мы испугались и молниеносно выбежали из келлии старца, бегом направились в Тбилиси. А старец громко смеялся и крикнул нам в след: «Гроб-то у меня хороший, полированный, чего вы так?!» Когда мы увидели старца Гавриила в следующий раз, он нас очень выразительно спросил: «Вы когда-нибудь ездили на таком скоростном транспорте, как в тот день, когда убежали от меня?»
Представив, что нам придётся спать в гробу, мы испугались и выбежали из келлии
– Ощущаете ли вы помощь и поддержку старца Гавриила в вашем служении?
– Я могу сказать, что не только ощущаю его поддержку, а чувствую его живое присутствие. Сама я батюшку считаю своим небесным духовным покровителем и наставником. Когда я начала работать над образом «Единство во Христе и дружба русского и грузинского православных народов», осознавала, что это большая ответственность для меня. В один день, во время работы над иконой, я даже живо почувствовала и услышала старца Гавриила. Он зашел в мастерскую, посмотрел на меня и, улыбнувшись, сказал: «Ну-ка, посмотрим...». Этот знак я сочла неким предупреждением и послушанием. Знала, что старец рядом и контролирует это дело. Образ завершила, мой супруг очеканил икону, и мы привезли её в Тбилиси.
На следующий день мы с вашей творческой группой, Константин, поехали в монастырь Самтавро освящать икону. Чудесным образом работа над созданием иконы полностью была завершена накануне дня рождения старца Гавриила, а в день его рождения, 26 августа, привезли икону на освящение.
Сердце мое билось необычно: было интересно, как матушки монастыря Самтавро, духовные чада старца Гавриила, оценят иконопись, что скажут и т.д. Радости и удивлению не было предела, когда, посмотрев на образы святых, матушки заулыбались, некоторые – прослезились. После службы они нам сказали: «Помнится, старец Гавриил при жизни несколько раз говорил, будто бы шутя, следующие слова: ‟Вот придет время, и вы все увидите, что где-то я как-то буду чуть выше Серафима Саровского...”. И смеялся. Тогда все думали, что он шутит или имеет в виду нечто иное, а теперь, как мы увидели икону, сразу вспомнили о его словах. Вот что он имел в виду!» На иконе образ батюшки Гавриила чуть выше Серафима Саровского. Если бы не благословение старца Гавриила, его поддержка и поразительное исполнение пророчества, о котором я не знала: «...где-то я как-то буду чуть выше Серафима Саровского...», – как я могла бы написать эту икону?.. Да и образ батюшки ростом чуток выше великого святого, нашего любимого Серафима Саровского.
– Таким образом старец дал знать, что ему образ понравился?
– Я думаю, да. Он так умеет поддерживать, внушать, укреплять.
Создание каждой иконы – в каком-то плане духовная борьба с самим собой, со своей греховностью, гордыней. Каждый раз при создании любой иконы какого-нибудь святого думаешь, насколько самому святому понравится образ, благословляет ли этот святой тебя, над чем нужно подумать после завершения иконы, что нужно исправить и чему нужно научиться.
Вспоминаю ещё один пример поддержки батюшки Гавриила во время создания иконы «Слава Пресвятой Троицы». На иконе изображены святитель Спиридон Тримифунтский и старец Гавриил. Наверное, многие знают: одним из самых важных событий на I Вселенском Соборе, созванном в 325-м году, стало выступление святого Спиридона, разоблачившего ересь Ария, который утверждал, что Сын Божий – это созданное Богом Отцом творение, то есть не равное Ему Лицо. На стороне Ария выступали многие философы, которые путем ложных логических умозаключений разрушали доводы в пользу Единосущной Троицы. Казалось, спору не будет конца… Но Святой Спиридон Тримифунтский показал наглядное доказательство Единства во Святой Троице. Взяв в руки кирпич, он стиснул его – и вверх поднялся огонь, вниз потекла вода, а в руках осталась глина. «Се три стихии, а кирпич один, – сказал тогда святитель, – так и в Пресвятой Троице – Три Лица, а Божество Едино».
Подобный эпизод, мы знаем, был и в жизни старца Гавриила. Это засвидетельствовал архимандрит Кирион (Ониани). Было это так. Как-то старцу задали вопрос посетившие его индуисты: «Отец Гавриил, что скажете о том, что вы, христиане, ошибаетесь. Вы, православные, идею Троицы заимствовали у нас, но неправильно поняли учение Брахмы, Вишну и Шивы, потому что Тримурти, несмотря на гармоническую взаимосвязь, – не един, а вы считаете Троицу единой, что является элементарной ошибкой».
Именем Святой Троицы перекрестил хлеб – и вместо него появились вода, огонь и пшеница
Отец Гавриил ответил: «Ошибаетесь! Наше учение является Божественным, внеземным, все от Господа. Как может быть здесь какая-то ошибка? Но, поскольку вы этому не верите и настолько уверены в своей правоте, то я отвечу вам живым примером». Батюшка Гавриил достал из кастрюли хлеб, положил на поднос и сказал: «Видите, хлеб един и неразделим!» Потом именем Святой Троицы перекрестил хлеб – и вместо него появились вода, огонь и пшеница! Отец Гавриил обратился к удивленным этим чудом адептам индуизма: «Хорошо посмотрите, вместо хлеба появились вода, огонь и пшеница. Так же и Святая Троица Лицами делится на три: Отца, Сына и Святого Духа». Потом именем Святой Троицы он перекрестил огонь, воду и пшеницу, и они снова превратились в хлеб. После чего старец сказал: «Как этот хлеб является единым и неразделимым, так и Святая Троица едина и неразделима!»
Начала я работать над этой иконой, и в один день мой пятилетний сын Андриа заходит в мастерскую и, как всегда, интересуется, кого «рисую». Я сказала, что рисую святых Спиридона и Гавриила. Он внимательно посмотрел на образ – и с детской наивностью, с улыбкой спросил: «А у старца Гавриила почему сгорели колосья пшеницы?!» Я замерла. Я ведь еще не написала языки огня, восходящие из колосьев пшеницы. А мой сын их видел. Вот она, благодать Духа Святого, и ещё один знак и благословение от старца – преподобного Гавриила.
– Тамуна, мы знаем, что на фоне сегодняшней эпидемии несколько дней назад вы создали ещё одну необыкновенную икону. Расскажите о ней.
– Идея создания этой иконы возникла сразу, с первых же дней обнаружения и распространения новой пандемии. Наш мир помнит множество эпидемий, но свое внимание мы обратили на святых, которые служили и подвизались во время какой-нибудь конкретной эпидемии или считаются покровителями мира и людей во времена смертоносного поветрия. Таких святых оказалось много, как в восточном, так и в западном наследии Церкви. Нужно признаться, что трудно было выделить какого-то конкретного святого. В итоге мы остановились на выборе пятнадцати святых. Икона была написана с желанием выразить свою благодарность и поддержку врачам, дабы их предшественники-святые были им помощниками и заступниками – как в эпидемиологических, так и в лечебных делах. Эта скромная поддержка – выражение признательности нашей семьи врачам, борющимся с COVID-19.
– Кто изброжен на иконе?
Главный образ на иконе – святой Григорий Двоеслов, Папа Римский, с иконой Богородицы в руках. Икона именуется «Спасение народа римского» и отражает тот известный факт, когда святой Григорий во время свирепствовавшей моровой язвы пронес образ Богородицы с крестным ходом по Риму, ставшему очевидцем чудесного явления: обезглавив нечистого духа эпидемии, Архангел Михаил вложил меч в ножны. После этого чуда мор прекратился.
Справа налево изображены святые, которые являются заступниками и покровителями во времена смертоносных поветрий:
- святитель Спиридон Тримифунтский,
- святитель Лазарь Праведный,
- священномученик Харалампий, епископ Магнезийский,
- священномученик епископ Ригин,
- священномученик Зотик,
- мученик Севастиан Римский,
- святой царь Эдвин,
- святой Алексий (Шушания),
- преподобный Антоний Великий,
- праведный Алексий, Человек Божий,
- святой Никифор прокаженный,
- святой Квиринус, Римский мученик,
- святой Бонифаций,
- святой Димитрий Солунский.
Это – святые, которые свершили особый подвиг во времена разных эпидемий. Некоторые из святых, изображенных на иконе, были помощниками и заступниками для своих народов не только телесно или духовно, но и выступали в роли эпидемиологов. Некоторые из них были врачами и целителями. На иконе также в медальоне перегородчатой эмали изображен император Юстиниан, во время правления которого несколько раз произошли вспышки эпидемии черного мора. Эта эпидемия фигурирует среди пяти самых больших эпидемий мира и известна как «Юстинианова чума». Юстиниан и сам заразился чумой, но выздоровел и внес бесценный вклад в победу над эпидемией. Он оказывал большую помощь людям, посещал заболевших и помогал врачам ухаживать за немощными.
На втором медальоне изображен Архангел Рафаил, который считается покровителем врачей. Согласно Писанию, Архангел Рафаил помог Товии, когда в его городе свирепствовала эпидемия.
Их молитвами да спасет Господь всех людей, укрепит врачей и, подобно чудесному явлению Архангела Михаила Григорию Двоеслову и римскому народу, скоро да закончится нынешняя эпидемия!
– Аминь.