Вознесение Господне. Фреска церкви Святого Георгия в монастыре Убиси, Грузия. XIV век. Иконописец Герасиме. Фрагмент
Зачем же Ты вознесся от нас? Если бы Ты не вознесся, то мы могли бы подойти к Тебе и поведать все наши беды. Мы обратились бы к Тебе, вот как Твои ученики, которые три с половиной года ходили рядом с Тобой и ни в чем не имели нужды. Или как слепец, сидевший при дороге, услышав о Тебе, возопил: «Иисус, Сын Давидов! помилуй меня» – и Ты даровал ему зрение (Мк. 10, 46–52). Или хотя бы как женщина-хананеянка, веру которой Ты испытывал, сказав: «Нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам». Смиренно согласилась она: «Так, Господи! Но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их» (Мф. 15, 21–28). И Ты дал ей не крохи, а даровал ее материнскому сердцу настоящее счастье – спас от беса ее несчастную дочь.
Но вот, Ты вознесся, и мы не видим Тебя…
Порой нам кажется, что наши просьбы растворяются в воздухе, так и не достигнув Твоего престола
Порой нам кажется, что наши просьбы, обращенные к Небу, растворяются в воздухе, так и не достигнув подножий Твоего престола. С тех пор, как облако взяло Тебя пред взором апостолов, Твое бытие покрыто тайной для нас… Ты «поднялся в глазах их, и облако взяло» Тебя «из вида их» (Деян. 1, 9).
Облако – образ славы Твоей и образ тайны. Небо всегда хранит в себе тайну, особенно для тех, кто нестерпимо далек, отчужден от Неба. С детства мы восхищенно взираем на чистое небо и на чистые облака. Чистое небо отражается в чистом сердце ребенка. А сердце взрослого смотрит на небо с тоской об утрате. Ибо рожденный летать вынужден ползать, призванный к ангельским воспарениям – пресмыкается по земле, словно аспид.
Облако, на котором взошел Ты, заставляет нас о многом задуматься. Как Ты открыл через пророка Исаию, Ты взираешь из жилища Твоего, «как светлая теплота после дождя, как облако росы во время жатвенного зноя» (Ис. 18, 4). Тихим дождем орошает облако иссохшую землю. Но облако же дает тень томящимся зноем. Облако – символ милости Неба, точнее, Того, Кто назвал Небо престолом Своим (ср. Ис. 66, 1; Деян. 7, 49).
Облако вместе с радугой – печать Твоего завета: «Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землею» (Быт. 9, 13). Облако, осененное радугой, – знак Твоего милосердия к падшему человечеству. Ибо не гибели ищешь Ты Своему созданию, а спасения.
Облако – символ милости Того, Кто назвал Небо престолом Своим
Облачный столп предшествует Израилю, ведомому Тобой, Всемогущим, к обетованной земле. Облако свидетельствует: Ты присутствуешь рядом, Ты ведешь Свой народ, хотя Сам Ты невидим. Грозен закон Твой ветхозаветному человечеству, строг для тех, кто жесток в своей повседневной жизни. На вершине неприступной горы Ты явил Себя Моисею и дал заповеди, а народ, привыкший к непослушанию, видит и слышит «громы и молнии, и густое облако над горою» (Исх. 19, 16).
Облако – тайна. Но эта тайна останавливает нас на пороге священного: есть то, что запредельно для смертного. Да не дерзаем вступать нечистыми за порог этой тайны. И только Своему кроткому слуге Ты приоткрываешь покров этой тайны:
«Когда же Моисей входил в скинию, тогда спускался столп облачный и становился у входа в скинию, и Господь говорил с Моисеем. И видел весь народ столп облачный, стоявший у входа в скинию; и вставал весь народ, и поклонялся каждый у входа в шатер свой. И говорил Господь с Моисеем лицом к лицу, как бы говорил кто с другом своим» (Исх. 33, 9 – 11).
Словно частица Неба, дарованная людям для их утешения на земле, облако являло себя над Ковчегом Завета посреди двух фигур херувимов: «Над крышкою Я буду являться в облаке» (Лев. 16, 2). Подобным же образом слава Божия осенила Соломонов храм:
«Когда священники вышли из святилища, облако наполнило дом Господень; и не могли священники стоять на служении, по причине облака, ибо слава Господня наполнила храм Господень» (3 Цар. 8, 10–11).
Окруженные сверхъестественным со всех сторон, люди, эти странные существа, не ценили то, что давалось даром. Пророк Иезекииль открывает нелицеприятную, жестокую истину: слава Божия покинула Соломонов храм.
«Видишь ли ты, что они делают? великие мерзости, какие делает дом Израилев здесь, чтобы Я удалился от святилища Моего?» (Иез. 8, 6).
«И слава Бога Израилева сошла с Херувима, на котором была, к порогу дома» (Иез. 9, 3).
А далее удивительное откровение:
«И поднялась слава Господа из среды города и остановилась над горою, которая на восток от города» (Иез. 11, 23).
На восток от Иерусалима расположена Елеонская гора.
Та самая гора, на одном из склонов которой – Вифания, где воскресил Ты Лазаря. С Елеонской горы Ты торжественно вступил в Иерусалим. Дорогу устилали пальмовыми ветвями и одеждами, приветствовали Тебя как царя и победителя, так и не поняв ни Царства Твоего, ни Твоей духовной победы. У подножия Елеонской горы, в Гефсиманском саду, Ты перенес тяжелые душевные страдания. И вот с этой горы Ты возносишься на Небеса. Так Ты показал нам, что между величайшими страданиями и высшею славой находится тесная связь.
Ты показал нам, что между величайшими страданиями и высшею славой находится тесная связь
Пророк Иезекииль предсказывал, что слава Божия вновь вернется – «путем ворот, обращенных лицом к востоку» (Иез. 43, 4). Но собственно в Ветхом Завете мы не видим этого. Облако, как образ славы Божией, явлено в Новом Завете. Сокровенная тайна Твоя приоткрыта в Твоем Преображении. Когда «просияло лицо Твое, как солнце, одежды же Твои сделались белыми как свет» (Мф. 17, 2), а Петр, восхищенно взирая с двумя апостолами, воскликнул, что хорошо им здесь быть, «се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф. 17, 5). Так тайна Богоявления и его видимый символ – облако – запечатлели Новый Завет. Если бы иудеи ведали эту тайну, то «не распяли бы Господа славы» (1 Кор. 2, 8).
Но вот, Ты возносишься. Твои искренние ученики, одиннадцать апостолов, не видели, как Ты воскрес, то есть самый первый момент Воскресения утаился от них. Зато они видят, как Ты возносишься, дабы тайна приобщения человека Небу и Небесам небес была удостоверена самым очевидным образом.
Отличие Нового Завета – Твоя слава является в непосредственной близости Твоим ученикам. На Синае – густое облако, громы и молнии, строгость. На горе Преображения – светлое облако, милость и радость, хотя и священный страх. На Елеоне – восходящее облако, отрада, свобода и бесконечная перспектива вечной жизни с Богом на Небесах.
В Ветхом Завете облачный столп вел от земного рабства к земной свободе, но оставлял людей всё-таки на земле. Облако осеняло Соломонов храм, но благословляло земную праведность и земные победы. В Новом Завете благодатное облако ведет от земли к Небу: через преображение – к вознесению. И далее – на высоты Небес. Вот почему Спаситель возносится именно на облаке.
Если бы Ты не вознесся, а продолжал ходить посреди нас, развратных и грешных, то с чем мы пришли бы к Тебе? Своими костлявыми, цепкими, привыкшими грести только себе руками мы облепили бы Тебя со всех сторон и завалили мелочными, жалкими просьбами. «Течет кран», «соседи плохие», «на дорогах асфальт не такой», «врачи плохо лечат» и прочее, прочее. «Подай, исправь, уничтожь». Мы выплеснули бы всё это в своих странных, чудовищных просьбах. Мы и сейчас потребовали бы от Тебя стать земным царем, политическим лидером, спасителем от социально-экономических бед. А потом, недовольные и неблагодарные, – ибо себялюбие не бывает довольным, – так же готовы были бы распять и отвергнуть. «Вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились» (Ин. 6, 26). Кто ищет хлеба и зрелищ, тот разве вспомнит про Небо? Поэтому Ты вознесся, дабы мы знали, что нам искать. Ты вознесся на Небо, ибо туда и зовешь за Собою людей.
Кто ищет хлеба и зрелищ, тот разве вспомнит про Небо? Поэтому Ты вознесся, дабы мы знали, что нам искать
«Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» (Ин. 14, 2–3).
Ты возносишься на облаке, ибо Ты – Царь неба. Но всякая власть дана Тебе и на земле. Один фронтовик, Михаил, вспоминал, как во время жестокого сражения, когда кругом гремели взрывы и, казалось, спасения никакого нет, он взглянул наверх и вдруг увидел над собою Твой образ. Ты держал над ним руки, как бы покрывая его. У Михаила пропал бывший ранее животный страх, самым сердцем он чувствовал, что Ты рядом с ним. Войну он прошел уже без того жуткого страха, понимая, что Ты не оставишь его. А после войны он, добродушный и жизнерадостный, пронес через всю свою жизнь тот удивительный случай, поменявший в его душе всё.
Нам казалось, что в Твоем Вознесении Ты стал бесконечно далек. На самом же деле, взойдя превыше небес, Ты стал к нам ближе самых родных и близких. Скрылся в Небесах, а на земле явил Небо небес – в Церкви, ибо единение с Тобой совершается здесь, и Царство Твое – внутри чисто живущих, то самое Царство, которое «не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14, 17). Так исполнились пророческие видения Иезекииля: «Слава Господа наполнила весь храм» (Иез. 43, 5); «и Я буду жить среди них вовеки» (Иез. 43, 9).
Самый малый росток, пробившись сквозь толщу земли, тянется к небу. Пламя свечи, этот образ нашей молитвы, неуклонно стремится ввысь. И человек, по-гречески «ἄνθρωπος», буквально значит «вверх обращающий взор». Человек – единственное существо на земле, которое не имеет покоя в земном, устремляет восхищенный взор к небесам, ибо человек создан не для земли, а для Неба.
Ты восходишь на Небеса, чтобы мы искали небесного. Вознесся на облаке, и никакие тучи нам уже не страшны. А на безвестных нам по времени горизонтах самых таинственных обетований сияют слова апостола:
«Если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним… потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем. Итак утешайте друг друга сими словами» (Фес. 4, 14–18).