Может кто-нибудь из таких людей скажет: "Как можем мы говорить, что иконопочитание произошло в церкви, по апостольскому преданию, если у нас нет никаких писаний, в которых об этом было бы написано?" Мы же ответим на это, что в Предании много того, что мы имеем по праву наследников, но мы не можем найти этому подтверждение в книгах Священного Писания, написанного для нас учениками. Во-первых, это формула (al-kalam), произносимая над Евхаристическими дарами, становящимися плотью и кровью Христа. Затем литургия, во время которой происходит крещение и схождение Святого Духа, освящение святилищ, рукоположение, почитание креста и многое другое. Кто не принимает традицию почитания икон святых, до тех пор пока не найдет твердого основания для этого в канонических Священных книгах, не согласится и с тем, о чем мы уже выше упоминали. Оставьте его судить о том, что за христианство в таком случае ему осталось. Если он принимает все кроме иконопочитания, то следует и его принять. Ведь никакие вещи не распространенны так же во всех церквах, как иконы. Что это за христианская страна, скажите, ради Бога, где бы в церквах не было бы изображений святых? Если же повсеместное распространение икон не доказывает их существования от начала христианства, то оно вообще ничего не доказывает, кроме того, что может быть случайным. Если бы в христианстве были такие противоречия, то оно абсолютно исчезло бы. Надо быть так далеко от Христа, чтобы поносить веру. Довольно было сказано тем, кто стыдится почитать святые иконы, чтобы обратить назад к тому, что они оставили.
Если же, несмотря на все это, ты желаешь знать о том, что почитание иконы Христа и святых является фундаментальным принципом Церкви, послушай что говорит об этом хорошо известный всем св. Афанасий в "Вопросах"[1]. Антиох спрашивает, почему мы должны поклоняться иконам и кресту. Они - творения плотников и живописцев так же, как и идолы. Бог через пророков завещал не поклоняться рукотворенным вещам. Св. Афанасий на это ответил, что верующие поклоняются Богу не точно так же, как иконам и как идолам. Точнее сказать, поклоняясь иконе или кресту, мы проявляем любовь и привязанность к тому, кто изображен на этой иконе. Поэтому если со временем изображение стирается, то почитание такой иконы становится бессмысленным, и она может быть сожжена. Так Иаков, будучи при смерти, поклонился на возглавие Иосифа, не из-за почтения жезла, но его владельца (Быт. 47:31). Так и мы верующие, подобно целующимся детям и отцам от преизбытка любви друг к другу, прикладываемся к иконам, так выражая к ним свою любовь. Точно также иудеи почитали скрижали Завета и ковчег. Они выражали любовь не к материалу - золоту и камню, но ко Господу.[2] Пусть скажут нам отвергающие иконы, почему иконы по воле Господа Вседержителя источают благоуханное миро? Разве возможно, чтобы неживое изображение истекало кровью от удара копьем, как плоть? Как мощи, склепы и изображения святых прогоняют демонов? Позвольте, наконец, смутить их не только вопросами, но работами отцов. Послушаем, что говорят Иерусалимские отцы об иконопочитании[3]: "Был некий верующий человек, к которому приходил демон блуда и жестоко терзал его, после чего человек тот невыносимо страдал и отчаивался. Однажды этот злой дух явился ему и сказал: "Если ты хочешь, чтобы я оставил тебя в покое, не почитай вот эту икону, и я больше не буду тебя мучить". Та икона была образом нашей Госпожи, Богородицы Марии".
Мы изображаем и копируем иконы святых для того, чтобы помнить о них, ни для чего больше. Это сказано коротко об иконах и других образах, о кресте же хорошо известно, что мы превозносим его как орудие нашего спасения, на котором был распят Иисус Христос. Евсевий, епископ Кесарии, что в Палестине, тот, который написал историю церкви от Рождества Христова до времен великого императора Константина, в 17 главе 7 книги повествует о кровоточивой женщине, которую исцелил наш Господь. Он также утверждает, что та была из Пэнеев. Евсевий говорит, что она воздвигла памятник в Кесарии Спасителя в знак своей благодарности[4]. Разве свидетельства Евсевия не достаточно, чтобы говорить о том, что иконопочитание существует со времен апостольских? Доказательством этого являются и сами иконы святых апостолов, сохранившиеся до сих пор, также как и икона Христа. Св. Афанасий советует чтить их, говоря, что они весьма древние. Этот строгий наказ дан авторитетнейшим отцом, необходимый, без сомнения, для каждого христианина.
Св. Григорий Богослов говорит в Рождественской проповеди[5] о поклонении яслям, колыбели нашего Господа Христа, пещере - Его убежищу — ведь все, связанное с Ним, достойно этого; это противоречит твоему заблуждению, ведь ты считаешь, что ничему, кроме Бога, нельзя оказывать такое почитание.
Что же может быть весомее слов Отцов Церкви? Выше их могут быть только слова святых апостолов и пророков. Св. апостол Павел говорит: "Иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями" (1Кор. 12:28).
Мне известно, что мои чада обеспокоены моим спором с нашими противниками, которые мертвы из-за того, что противопоставили себя Церкви. Однако, существуют и те христиане, которые пожертвовали своей жизнью ради любви к святым иконам. Вот почему необходимо мне хоть что-то сделать, чтобы они возрадовались, если только найду на это сил по благодати Святого Духа. Не ищу в этом деле ничего своего, ведь немощи мои не дадут сбыться тщеславным намерениям.
Итак, с Божией помощью мы начинаем наш диспут, вопрошая их: "Скажите, за что упрекаете нас в почитании образа нашего Господа Иисуса Христа и икон святых?" Тогда они скажут: "Так Бог говорил нам в Торе" (Исх. 20:2-5).
"Я Господь, Бог твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня. О том же мы слышали у Моисея во Второзаконии (Втор. 6:13; Мф. 4:10; Лк. 4:8) Господа, Бога твоего, бойся и Ему одному служи, и Его именем клянись. Через пророков Он выражал свой гнев на израильтян за то, что они почитали идолов и изображения. В ответ надо сказать, да, это правда, то, что вы привели эти высказывания, ничто вам не препятствует собирать подобные свидетельства, но скажите, что Он имел в виду, говоря: "Не поклоняйтесь!", значит ли это просто не поклоняться никому кроме Него? Если так, то тогда патриархи и пророки являются великими грешниками. Что же сказать об Аврааме, друге Божием, поклонившемуся сынам Хета (Ис. 41:8), когда просил их продать ему пещеру, в которой он мог бы похоронить Сарру (Быт. 23:7). Семь раз и Иаков поклонился до земли своему брату Исаву (Быт. 33:3). Братья Иосифа поклонились ему лицом до земли (Быт. 42:6). Израиль поклонился на возглавие постели Иосифа (Быт. 47:31). Два сына Иосифа наклонились лицами до земли деду своему Израилю (Быт. 48:12). Моисей поклонился своему приемному отцу (Исх. 18:7). Возможно, кто-нибудь скажет, что это лишь подтверждает повеление Бога, не воздавать такого же поклонения, что и Ему. Что касается почитания Моисеем его отчима, то он узнал закон после, в то время, когда горькую воду превратил в сладкую, бросив в нее кусочек дерева. Во время Исхода израильтян, как об этом написано в Торе, возопил Моисей ко Господу, и Господь указал ему на кусок дерева. Он бросил его в воду, и та стала сладкой. Тогда Бог наделил его особым положением и полномочиями (Исх. 15:25-26). С особым вниманием изучите некоторые факты, которые произошли уже после того, как Бог повелел, никому не поклоняться, кроме Него одного, как вы говорите:
- не поклонилась ли мать Соломона, сына Давидова, Давиду?(3 Цар. 1:16)
- не наклонился ли пророк лицом до земли Давиду? (3 Цар. 1:23)
- не наклонилась ли Вирсавия лицом до земли и поклонилась царю? (3 Цар. 1:31)
- не почтил ли Адония, сын Давида, Соломона? (3 Цар. 1:53)
- когда пришла Вирсавия к Соломону говорить об Адонии, то не встал царь и не поклонился ли ей? (3 Цар. 2:19)
- говорится в книге Паралипоменон, что сказал царь Давид всему собранию "Благословите Господа, Бога нашего. - И благословило все собрание Господа, Бога отцов своих, и пало, и поклонилось Господу и царю (1 Пар. 29:20);
- даже сыны пророков, не почтили ли они пророка Елисея, наклонившись лицом до земли? (4 Цар. 2:15)
Иудей, все это доказывает отсутствие абсолютного поклонения только Богу в противном случае, все эти пророки были бы глубоко виновны перед Ним и бесконечно далеки от Него, если бы не слушали Его повелений. Ты поставил бы Бога в противоречие с Самим Собой, если бы ты урезал его высказанную идею, о которой было сказано выше. Действительно, согласно пророчеству, Исаак благословил Иакова (Быт. 27:29), говоря: "да послужат тебе народы, и да поклонятся тебе племена…да поклонятся тебе сыны матери твоей". Теперь, иудей, если ты хочешь соотнести сказанное непосредственно к самому Иакову, дело твое. Но если ты приложишь сказанное ко Христу, мы не будем с тобой спорить. Однако ты все споришь, что Христос не Бог, a просто человек, и в таком случае, у меня цель лишить силы все твои аргументы. Подобным образом и Иаков пророчествовал об Иуде, подразумевая Христа. Он говорил ему: "Ближние твои поклонятся тебе" (Быт. 49:8). Давид тоже пророчествовал о Христе: "Все цари мира поклонятся ему" (Пс. 72:11). Итак, скажи, иудей, признаешь ли ты божественность Христа, которому, в соответствии с Божественной заповедью, воздается поклонение всех людей? Тогда ты станешь христианином. Или ты скажешь, что Христос - человек, несмотря на то, что знаешь о запрете поклоняться чему-либо, кроме Бога? Скорее всего, Он запретил поклоняться только идолам, языческим богам, они были бесами, согласно словам Давида : "Все боги языческие суть бесы" (Пс. 96:5)
Пойми, что поклонение - это иногда способ почитания, a иногда нечто другое, нежели почитание. Среди людей, которые также считают непозволительным поклоняться чему-либо, кроме Бога, есть совсем другие люди, не такие, как ты. Они глумятся над христианами за то, что те поклоняются иконам и людям. Они утверждают, что поклонение и почитание - это одно и то же, храня в уме (al-Baqarah II:34): "Бог приказал всем ангелам поклониться Адаму, и все поклонились, кроме Иблиса, который был изгнан и прибывает с неверными". Если поклонение - это почитание только Бога, тогда Бог, не сомневайтесь, приказал ангелам почитать Адама Богом! Думая так, как далеки они от Бога! Неужели никто из них не понимает, что поклонение бывает иногда способом чествования. Следует воздерживаться от насмешек над христианами, кланяющимся своему епископу, a также крепко помнить, что Иаков и сыновья низко поклонились Иосифу (Yusuf, XII:100). Не нужно винить кого-либо в том же, что и пророки делали. Сказанное выше, что нет воли Бога на то, чтобы поклоняться только ему, может относится и к иудеям, и к кому- либо еще. Царственное величие христианства заключается еще и в том, что оно не допускает противоречий в Боге, позволяя христианам поклоняться не только Богу.
Божественной воли нет на то, чтобы верующие не делали изображений и подобий. Достойны упрека те, кто говорит, что художники, изображавшие живых существ, должны будут их оживить в Судный День. Бог говорит в законе (Исх. 20:4) "Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле вниз, и что в воде ниже земли". Это не значит, что люди не могут изображать того, кто в небе, на земле или в воде. Кто считает по-другому, вносит противоречия в божественную волю, ведь Он повелел Моисею построить скинию, по подобию той, что показал ему на горе. Он сказал ему (Исх. 25:8-9) "Устроят мне святилище, и буду обитать посреди них. Все, как Я показываю тебе, и образец скинии и образец всех сосудов ее, так и сделайте "(Исх. 25:40). Далее Он говорит ему следующее: "Смотри, сделай их по тому образцу, какой показан тебе на горе" Как ты видишь, так повелел тебе Бог. Если хочешь знать, Он фактически приказал тебе изображать лица и другие части тела, то послушай, что Он говорит Моисею (Исх. 25:18) "И сделай из золота двух херувимов; чеканной работы сделай их на обоих концах крышки" и затем: (Исх. 25:20) "И будут херувимы с распростертыми вверх крыльями, покрывая крыльями своими крышку, a лицами своими будут друг к другу; к крышке будут лица херувимов". Заметь, что Бог повелел Моисею сделать лица и крылья точно такими же, что и их образцы, которые Он показал ему на горе. Поэтому, говоря Израилю: "Не сотвори себе кумира" (Исх. 20:4), Бог не подразумевает, что верующие в Него не должны делать вообще никаких изображений и подобий. Скорее, он запретил им те изображения, которые они делали раньше, и которым служили, так как делали это, не зная истинного Бога.
Соломон, сын Давида, тоже сделал херувимов, когда построил Иерусалимский храм, который стал тем же, чем раньше была скиния в пустыне. Об их крыльях, лицах, и других членах тела говорится в книге Паралипоменон (2 Пар. 3:10-13). Бог приказал Моисею также сделать бронзового змея (Чис. 21:8). В храме Соломон изобразил пальмы, лилии, львов и тельцов, a также бронзовое море с двенадцатью тельцами (3 Цар. 7:19, 23, 25, 29, 36). В ведении Иезекиилю Бог показал устройство храма, в котором на внутренних и внешних стенах должны быть расположены вышитые херувимы и пальмы. Каждый херувим имел лицо льва. Весь храм от потолка до пола был покрыт изображениями пальм и херувимов (Иез. 41:15-20). Все эти изображения были подобиями того, что есть на небе и на земле.
Где же те, кто говорит, что в последний день художник должен будет оживить свое творение, вдохнуть в него Дух? Неужели ты думаешь, что Соломон и Моисей будут обязаны оживить все то, что они создали? Бог не мог так зло поступить с ними. Надо быть настолько удаленным от Бога, чтобы желать зла друзьям Божиим. Сами они изображают растения, но не понимают, что если те должны в последний день оживить свои рисунки, то им придется заставить свои расти и приносить плоды. В человеческом понимании это вещи одного порядка.
Они заслуживают вечных мук за изображения растений, до тех пор, пока не сделают с ними то, что мы выше описывали, поэтому их нападки оборачиваются против них самих. Согласно их слишком широкому трактованию заповеди, они должны понимать, что, изображая растения, они нарушают в своем понимании слова Бога: "Не сотвори себе кумира…" (Исх. 20:4) так они обвиняют других в том, в чем сами согрешили, не замечая этого.
Итак, два пункта являются достаточно ясными: слова к Израилю (Исх. 20:2-5) не означают абсолютного запрета изображать верующим иконы и другие подобия, a также поклоняться чему-либо еще, кроме Него.
Маски сорваны с глумящихся над теми, кто чтит людей и почитает образы Христа и святых.
Кто-то может сказать: "Ты правильно растолковал иконопочитание в церквах и воздаяние людям должного почтения, но скажи, как правильно поклоняться этим образам?" Ответим ему: "Поклонение бывает двояким: proskynesis kai latreia[6]. Один из видов latreia - это уважение". В свою очередь и мы спросим у него: "Скажи, ты почитаешь только то, перед чем встал на колени и дотронулся лбом, или же ближайшей стене, или чему-либо еще, на чем может остановится взгляд кланяющегося? Если ты считаешь иконопочитание сходным в чем-то со вторым образом поведения, ты заслуживаешь крайнего порицания, и, вообще, хуже зверя!"
Акт поклонения необходимо начинается с помысла, благодаря которому мы встаем на колени и склоняем голову в нужном направлении. Стоит уяснить всякому, что Иаков поклонился на возглавие Иосифа, желая почтить только Иосифа (Быт 47:31). Моисей поклонился вырезанным фигурам и лицам с крыльями, сделанных человеком, но его поклонение относилось только к умопостигаемой сущности данных изображений. Точно так же и мы христиане, поклоняясь иконе Спасителя и святых, не поклоняемся доскам и краскам. Мы поклоняемся (proskynesis) Христу и святым (latreia). Перед тем, как враги обратили израильтян в бегство из Иерихона, Иисус сын Навина разорвал свои одежды и упал ниц, напротив Ковчега Господня и лежал до вечера вместе со старейшинами Израиля, а потом взмолился Богу: (Иис. Нав.7:6). Когда он так себя вел, он лишь следовал примеру Моисея, потому что Бог сказал ему (Исх. 25:22) "Отсюда Я буду говорить с тобой". Таким образом, поступали все святые: поклонялись месту, на котором Бог показал чудеса, хотя они и не сомневались, что Он Вездесущий. Так Давид говорил: "Поклонюсь храму святому Твоему во страхе Твоем" (Пс. 5:8), "Я простираю руки мои к святому храму Твоему" (Пс. 28:2), а также: "Пойдем к жилищу Его, поклонимся подножию ног Его" (Пс. 131:7). Пророк Даниил, находясь в Вавилоне, просто открыл в верхней комнате окна, выходящие в сторону Иерусалима, чтобы поклониться ему (Дан. 6:10). Из-за того, что он слышал в Псалмах, что Бог выбрал Сион Своим жилищем, говоря: " Это - покой Мой на веки, здесь вселюсь; ибо Я возжелал его" (Пс. 131:14). Следовательно, Святые поклонялись только Богу по направлению к тому месту, где проявилась Его сила, хотя и знали, что нет места, которое могло бы заключать Его. Как говорится об этом в Торе: во время исхода израильтян, Моисей взял скинию и разбил ее за лагерем, когда он вышел из шатра, все израильтяне встали, чтобы наблюдать за ним, каждый у входа в свой шатер, до тех пор, пока он не зашел в скинию. Когда Моисей входил в скинию, облачный столб сходил на вход ее, и оттуда Бог разговаривал с ним. Остальные видели это, и вставали, и поклонялись: каждый у двери собственного шатра. (Исх. 33:7-10). Ясно, что они поклонялись в направлении облачного столба именно Богу, т.к. Он говорил оттуда с Моисеем. Им было очевидно, что Бог не заключен в этом столбе, их поклонение было принято согласно с направлением их интенции. Как же христианам не стоять перед иконами Христа или святых, почитая их по заслугам?[7] Если кому-то кажется, что христиане не будут удовлетворены, пока не прикоснуться к иконе, воздавая ей поклонение, то ему следует напомнить сказанное выше о поклонении Иакова возглавию Иосифа, к которому тот прикасался (Быт. 47:31). В данном случае, такое действие выражало с его стороны почтение Иосифа. Еще раз стоит напомнить и то, что мы говорим о любом, кто поклоняется Богу, а именно: его колени касаются земли или ковра, однако только внутреннее намерение указывает направление этого поклонения. Так же христиане, касаясь икон, поклоняются тому, чего желают, - почтить Христа, или святых, или пророков, или апостолов, или мучеников, или кого-нибудь еще. Упомянутые нами пророки поклонялись не только человеческим ликам. Так пророк Иезекииль, увидев огненную колесницу, утверждал, что она имела (Иез. 1:10-15) подобия ликов человека, льва, тельца и орла, над которой возвышался трон с неким подобием человека (Иез. 1:28). Пророк повторял это несколько раз в своей книге. Несомненно, пророк Иезекииль до этого видения Славы Божией пал на колени и поклонился этим разным ликам. Поэтому не следует христианам запрещать поклоняться перед образом Христа или Его Святых, когда они хотят почтить их так же, как пророки склонялись перед видениями. Конечно, можно подумать, что пророк Иезекиль решил, что видение было истинно Богом и потому пал перед Ним, поклонившись Его реальному присутствию. Тогда было бы безразлично поклоняться многим разным богам или одному Богу, если в своей сущности Он бы изменялся, переходя из одного состояния в другое. Пророк Даниил также, как и пророк Исайя, видел Бога в разных образах. Поэтому пророк Иезекииль знал, что он созерцает видение, как он и назвал его. Чтобы думать по-другому, надо быть очень далеко от веры святых пророков и их знаний относительно образа Божия! Пророк Давид плясал из всей силы перед ковчегом Господним, когда переносили его в приготовленную скинию (2 Цар. 6:14). Приглашенные левиты воздали хвалу и играли на музыкальных инструментах в присутствии Божием. Пророк Давид и другие пели, танцевали и восклицали "Аллилуйя!", почитая сокровенное и нечто умопостигаемое, иконой чего и являлся для них ковчег. Как мы уже говорили, Бог повелел Моисею сделать его обязательной принадлежностью скинии, как образец ковчега, показанного ему на горе (Исх. 25:8-9). Итак, никто не имеет права запрещать нам изображать Христа и святых, почитать их иконы, воздавая истинное поклонение умопостигаемому Первообразу, как поступали и пророки в отношении божественных видений. Знайте, что Бог являлся им лишь как видение, а не в реальной своей сущности. Послушай, что Он говорит Моисею: "лица Моего нельзя тебе видеть; потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых" (Исх. 33:20). Пророк Исайя восклицает: "Глаза мои видели Царя, Господа Саваофа!", но послушай, что на это говорит Сам Господь пророку Осии: "Я говорил к пророкам и умножал видения и через пророков употреблял притчи" (Ос. 12:10). Следовательно, пророк Иезекииль, поклонившись Видению Славы, поклонился только божественному подобию, как и было сказано. Но это подобие суть икона.
Если кто-нибудь утверждает, что христианские иконы не имеют отношения к тем иконам и подобиям, о которых говорили пророки, то ему необходимо понять: ни Святая Святых, ни скиния, ни ковчег не имели ничего общего со Своими первообразами, являясь в то же время их образами. Несмотря на это, им оказывали высочайшее почитание, как выше было уже сказано. Если ты хочешь понять, что Бог повелевал делать изображения и являл видения безотносительно очевидной связи с их первообразами, то послушай, что Он говорит Моисею (Исх. 28:9-12) "Возьми два камня оникса, и вырежь на них имена сынов израилевых: шесть имен их на одном камне и шесть имен на другом камне, по порядку рождения их. Чрез резчика на камне, который вырезает печати, вырежь на двух камнях имена сынов Израилевых; и вставь их в золотые гнезда. И положи два камня сии на нарамники ефода; это камни на память сынам Израилевым; и будет Аарон носить имена их пред Господом на обоих раменах своих для памяти". И далее (Исх. 28:15-17) "Сделай наперсник судный искусною работою; сделай его такой же работою, как ефод; из золота, из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и из крученого виссона сделай его. Он должен быть четырехугольный, двойной, в пядень длиною и в пядень шириною. И вставь в него оправленные камни в четыре ряда. Рядом: рубин, топаз, изумруд, - это один ряд". Затем Он говорит: (Исх. 28:21)"Сих камней должно быть двенадцать, по числу сынов Израилевых, по именам их". И далее: (Исх. 28:29-30)"A священные одежды, которые для Аарона, перейдут после него к сынам его, чтобы в них помазывать их и вручать им священство. Семь дней должен облачаться в них священник из сынов его, заступающий его место, который будет входить в скинию собрания для служения во святилище". Очевидно, Всеведущий Бог из-за человеческого несовершенства приказал устанавливать имена сынов Израилевых перед Собой как некое напоминание, в котором Ему нет нужды, но они, видя свои имена, стояли бы перед ним, усердно молясь и просили помиловать их, хотя эти таблицы с именами и не имели по природе ничего общего с сынами Израилевыми. За что же осуждать христиан, которые изображают Христа Спасителя и его святых на фоне их деяний как напоминания нам, чтобы мы благодарили воплотившегося Мессию ради нашего спасения и подражали любви святых, соревнуясь с ними в том, что они вытерпели ради этой любви к Нему. Смотреть на их иконы - все равно что смотреть на них самих, даже если между ними нет прямого сходства. Если кто-то говорит, что имена не похожи на образы, он просто не замечает истинны, которая заключается в том, что он не понимает, что написанное имя - это изображение или форма произнесенного, а устное слово - это формы идей, которые в свою очередь являются формами вещей, как говорят философы. В таком случае, иконы - это не ясные письмена, понятные всякому вне зависимости от того умеет он читать или нет. Иконы и писания являются некими напоминаниями о тех или иных лицах и событиях, но иконы гораздо более красноречивы. Их цель - научить неграмотных, и в этом они более надежны, нежели писания.
Тупость иудеев и прочих поразительно проявляется в их иконоборческой позиции. Они упрекают христиан, что те почитают иконы святых, которые не суть святые, хотя сами не стыдятся делать то же самое. Пусть иудей или еще кто-нибудь, кто блюдет свою веру, посоветует нам, как почитать святых. Положим, он напишет на листке бумаги имена друзей Божиих и пророков: Авраама, Исаака, Иакова, Давида или Моисея. Затем некто враждебно настроенный против них, возьмет эту бумагу и плюнет на нее, будет марать и топтать ее из-за личной ненависти к ним, не будет ли он после этого в глазах иудеев преступником, заслуживающим смерти, как если бы он причинил все это непосредственно пророкам? Безусловно, так. Хотя очевидно, что имена не имеют прямого отношения именно к этим пророкам. Тем не менее, если они знают, чьи эти имена, им бы стоило почитать эту бумагу, хранить и бережно к ней относиться. Если иконы лучше в качестве средства обучения, нежели писания, тогда образ прежде имени. Поэтому почитая иконы святых подобающим образом, христиане поклоняются личности святого, и этого достаточно для оправдания иконопочитания.
Если желаешь знать, что говорит Бог о равноценности икон и писаний в качестве напоминаний, послушай, что Он говорит пророку Исайе (Ис. 49:14-17) "Сион говорил: оставил меня Господь, и Бог мой забыл меня! Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? Но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя. Вот, Я начертал тебя на дланях моих; стены твои всегда предо мною. Сыновья твои поспешат к тебе, а разорители и опустошители твои уйдут от тебя".
Очевидно, для того, имена сынов Израилевых были выгравированы на камнях, чтобы Бог помнил о них и помиловал. Так образ Сиона на Его ладонях напоминал, что нужно помиловать город и вернуть его жителей обратно. Он привык смотреть на него, но только на его образ.
Следовательно, христиане, поклоняясь иконам святых, воистину поклоняются самим святым так же, как если бы кто-то, почитая или презирая написанные имена пророков, проявлял почтение или презрение к самим пророкам. Как хулитель имен пророков заслуживает смерть по закону, так и иконоборец-христианин впадает в состояние духовной смерти; любой, кто почитает иконы, наследует, без сомнения, вечную жизнь. Послушай еще, как, говоря пророку Иезекиилю, Бог подтверждает равнозначность писаний и икон, что имеющий определенное отношение к образу, сохраняет его и к первообразу (Иез. 4:1-3): "И ты, сын человеческий, возьми себе кирпич и положи его перед собою, и начертай на нем город Иерусалим; и устрой осаду против него, и сделай укрепление против него, и насыпь вал вокруг него, и расположи стан против него, и расставь кругом против него стенобитные машины; и возьми себе железную доску и поставь ее как бы железную стену между тобою и городом, и обрати на него лицо твое, и он будет в осаде, и ты осаждай его. Это будет знамение дому Израилеву". Очевидно, пророк так и сделал, и все эти действия имели реальное отношение к настоящему городу. По этому поводу в книге пророка Иеремии читаем (Иер. 51:59-64): "Слово, которое пророк Иеремия заповедал Серайи, сыну Нирии, сыну Маасеи, когда он отправлялся в Вавилон с Седекею, царем Иудейским, в четвертый год его царствования; Серайя был главный постельничий. Иеремия вписал в одну книгу все бедствия, какие должны были придти на Вавилон, все эти речи, написанные на Вавилон. И сказал Иеремия Серайи: когда ты придешь в Вавилон, то смотри, прочитай все эти речи, и скажи: Господи! Ты изрек о месте этом, что истребишь его так, что не останется в нем ни человека, ни скота, но оно будет вечною пустыней. И когда окончишь чтение этой книги, привяжи к ней камень и брось ее в средину Ефрата, и скажи; так погрузится Вавилон, и не возстанет от того бедствия, которое Я наведу на него, и они совершенно изнемогут".
Сделанное пророком Иезекиилем с изображением Иерусалима имело реальное отношение к самому Иерусалиму.[8]
Молясь перед иконой святого, верующий как бы побуждает того молиться перед Богом от имени верующего. Таким образом, святые - это посредники между Богом и человеком; своей жизнью и смертью они убеждают Бога быть милостивым к человеку. Доказательством этого, является то, что христианин, поклоняясь иконе святого, намеревается, таким образом, почтить самого святого, тем самым верующий почитает заслуги святых, которые неотделимы от них самих. Почитающий святых, несомненно, заслуживает награду от Господа святых, которые становятся за него предстателями перед Богом. Они возносят его молитвы, усиливают их и просят их исполнения от имени молящегося. Бог силой божественной благодати наделил святых функцией посредника между Ним и верующими ради прославления святых. Он хотел, чтобы они делили Его радость и наслаждались тем же, чем и Он. Иногда Бог гневается на нас и отказывает нашим мольбам до тех пор, пока святые не походатайствуют за нас. Существует много свидетельств, подтверждающих это. Кто не знает, как Бог разгневался на евреев, поклоняющихся золотому тельцу и даже хотел истребить их? Тогда Моисей поднялся к Нему с тем, чтобы Он оставил гнев и помиловал их. Бог ответил ему: "Я помиловал их только ради тебя" (Исх. 32:11-14)
Кто не знает, что Бог едва не вменил дела Содома Аврааму, когда тот просил помиловать их ради него. На самом деле, только ради него одного Бог мог бы помиловать тех людей. Вспомним пророка Илию - разве Бог не дал ему власть отверзать и закрывать небеса, как если бы он обладал божественной властью? Бог дал ему власть и не отменял святого слова пророка, даже тогда, когда люди стали почитать самого пророка более, нежели Господа, ослепленные его величием (3Цар. 17:1, 18:1, 41-46). Великодушие Божие велико настолько, что Ему приходится скрывать это до тех пор, пока Его друзья не попросят проявить это великодушие ради них. Они получат даже больше, чем требовали. Не только в течение земной жизни своего подвижника Он исполняет его просьбы, но и после его смерти, чтобы люди почитали его и обращались через него к Богу. Как часто в Писании говорилось, что особая благодать была дана Аврааму, Исааку и Иакову после их кончины! Сколько раз по их заступничеству были помилованы грешники! Сколько раз после смерти Давида Иерусалим был спасен по его заступничеству. Все это хорошо известно всякому, кто читает Писание. Таким образом, христиане верно поступают, почитая иконы святых, потому как они непосредственно обращаются к самим святым. Из своего жизненного опыта знаю, что никто не сможет подойти к иконе святого и поклониться ей, если перед этим не было благоволения к тому святому, образу которого воздается поклонение.
Нам следует обратить внимание и на земных государей, a именно на то, как внимательно они относятся к своим приближенным, министрам, стражам, любимцам. Они действуют от имени господина, когда тот отсутствует, и следят за всеми, кто в нем нуждается, когда тот присутствует.
Как же можно забыть о самой великой и известной иконе, о скрижалях Завета, положенных в ковчег Завета, на которых Божиим перстом были выгравированы для израильтян 10 заповедей Господних? Не были ли они образом подлинного Бога слова, воплотившегося в конце времен от Девы Марии и Святого Духа? Действительно, Бога Слово можно уподобить 10 заповедям, Он совершенен в своей сущности так же как и число 10, ведь отсчет начинается с 1, и идет пока не достигнет 10, затем возвращается к 1 и так к самому себе отсчет возвращается до бесконечности. Известно, из слов Спасителя, что перстом Божиим является Дух Святой: "Если же я перстом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царство Божие" (Лк. 11:20). Другой евангелист, описывая ту же ситуацию, приводит слова Иисуса Христа: "Духом Божиим Я изгоняю бесов,…" (Мф. 12:28). Ковчег Господа - это образ Девы Марии, в Которой Слово Божие обитало во плоти вместе со своей божественной природой. Грех так же не повредил Ей, как и тление ковчегу, который был сделан из дерева и покрыт золотом внутри и снаружи. Однако, пока еще не время подводить итог ссылкам на прототипы всех этих образов, каждый из которых нам хорошо знаком.[9] Из-за неотесанности своего ума, иудеи принимают все мои слова за пустую болтовню. Горе им! Они не понимают, что с тех пор, как Бог сказал Моисею: "Делай их по тому образцу, какой показан тебе на горе" (Исх. 25:40), доказано, что эти вещи имеют свои прототипы. Эти вещи не более ценны, нежели домостроительство Христа, на которое они должны уповать так же, как и мы: ведь все пророчества в своей совокупности указывают нам именно на Него. Ибо, как мы говорили, Заповеди Божии на скрижалях были образом воплотившегося Христа, вечного Бога Слова, перед которыми пророки поэтому падали ниц, поклоняясь Его присутствию, левиты склонялись пред ними, облако Господней Славы часто посещало их, и именно поэтому Давид говорил: "Стань, Господи, на место покоя Твоего, Ты и ковчег могущества Твоего" (Пс. 131:8). Неужели ты, иудей, думаешь, что деревянный ковчег мог подняться в воздух в тот момент, когда кто-то приказал ему восстать? Нет! Скорее, это имеет отношение к ангелу, который сказал Иосифу: "Встань, возьми Младенца и Матерь его, и беги в Египет,…ибо Ирод хочет искать младенца, чтобы погубить Его" (Мф. 2:13). Так, воплотившееся Слово встало, он и ковчег его святости — Мария, и побежали в Египет, спасаясь от иудеев и от Ирода. В этой связи Давид говорил о Вифлееме: "Мы слышали о нем в Ефрате" (Пс. 131:6). A вот подтверждение пророка Исайи: "Господь возсядет на облаке легком и грядет в Египет" (Ис. 19:1).
Если ты сомневаешься в том, что эти неодушевленные вещи являются иконами живых, то что же тогда скажешь об Иисусе, сыне Навина? Он взял большой камень, поставил его под терафимом напротив Господа и сказал сынам Израилевым: "В память того, что вода Иордана разделилась пред ковчегом завета Господа; когда он переходил чрез Иордан, тогда вода Иордана разделилась" (Иис. Нав. 4:4-9). Разве ты считаешь, иудей, что этот камень слышал слова Господни и засвидетельствовал перед Ним грехи сынов Израиля? Это было бы безумием, если бы не было образом иного бытия, слышащего, живого, способного свидетельствовать. Это похоже на то, что мы говорили о словах на скрижалях Завета, образе воплотившегося Бога Слова. Не являются ли написанные слова образом устной речи? Таким образом, и слова на скрижалях образ предвечного Логоса.
Никого не должен удивлять иудей, который не понимает всего этого из-за косности своего ума, как и пророки засвидетельствовали о нем: бесчувствие глубоко поразило его сердце, a св. апостол Павел говорил: "Бог дал им дух усыпления, глаза которыми не видят, и уши, которыми не слышат" (Рим. 11:8). Гораздо более поражают христиане, которые в духовном помрачении отказываются почитать иконы святых и Христа. Они не подвергают сомнению ту трактовку образа, которую мы вывели из Ветхого Завета. Они считают, что иконы Ветхого завета заслуживают большего почитания, и они же избегают почитать святые христианские иконы!
[2] Пр. Иоанн Дамаскин также приводит этот аргумент, ссылаясь на Св.Афанасия "Третье слово в защиту иконопочитания"
[3] Пр. Иоанн Дамаскин приводит эту же историю, приписывая ее Софронию патриарху Иерусалимскому. В действительности она содержится в Leimonarion Иоанна Мосха, M.J. Rouet de Journel, Jean Moschus, Le Pre Spirituel (Paris,1946)
[7] qiblah верное направление молящегося, - это то, что интересует А.К. в данной главе. Этот вопрос является одним из основных в спорах с мусульманами того времени. См. A. J. Wensinck, "Kibla", EI, new edition, vol. V, p.83
[8] Эта идея Феодора является одним из вкладов в развитие богословия иконы. Его размышления по этому поводу могут быть названы "функциональными", даже литургическими, нежели "сущностными". Тут могут быть проведены параллели с размышлениями Св. Феодора Студита. C. P. Roth, St. Theodore the Studite on the Holy Icons, N.Y., 1981