Печатается по изданию: Mateo Seco L.F. Editorial Rialp. Gran Enciclopedia Rialp,1991
В 607 году, в правление короля Витериха, в Толедо (столице Испании в те времена) от родителей-вестготов родился святой Ильдефонсо. Имя Ильдефонсо означает "готовый к битве".
По версии Николаса Антонио (Biblioteca Hispana Vetus, PL 96,11), он был племянником святителя Евгения, епископа Толедского, который стал наставником Ильдефонсо. Согласно Сиксиле, св. Евгений дал ему начальные знания и воспитание, и затем направил для продолжения образования к святому Исидору, архиепископу Севильскому. Судя по стилю произведений святого Ильдефонсо, по глубине мысли, можно заключить, что он получил блестящее литературное образование. Характерным в этом смысле является его сочинение De viris illustribus, посвященное выдающимся людям.
Согласно собственному свидетельству, в 632-633 году он был рукоположен во диаконы епископом Толедским Эладием. Согласно книге "Elogium" ("Слова"), еще будучи ребенком, св. Ильдефонсо против воли своих родителей поступил в Агалийский монастырь во имя святых бессребренников и чудотворцев Косьмы и Дамиана на реке Тахо, неподалеку от Толедо. Там он «наслаждался монашеской жизнью». Эту фразу нужно толковать, согласно Флоресу, в том смысле, что с детских лет святой Ильдефонсо был очень набожен. Он был очень привязан к своему монастырю, как он сам говорит в разговоре с Эладием, и как следует из его De viris illustribus.
Еще будучи монахом Агалийского монастыря, он основывает новую обитель на средства, которые достались ему по наследству от родителей, и затем избирается ее аббатом (дата неизвестна, возможно это 650 год). Его подпись стоит среди подписей аббатов под документами VIII и IX Толедских Соборов, нет его подписи, однако, под документами X Толедского Собора (656 год). После смерти епископа Толедского Евгения III в 657 году святого Ильдефонсо избирают на Толедскую кафедру. Согласно "Словам", он был вынужден стать епископом по настоянию короля Ресесвинта. В переписке с епископом Барселонским Кириком он жалуется на трудности и проблемы той эпохи, возможно из-за них он не успел закончить несколько своих сочинений.
Святой Ильдефонсо получил прозвище Учитель (Doctor) догмата о приснодевстве Марии. Это не случайно, поскольку он является одним из крупнейших богословов своего времени в области мариологии и много трудов положил на защиту учения о приснодевстве Пресвятой Богородицы.
Собор в Толедо |
Это явление и дар Богородицы были так ясно засвидетельствованы очевидцами и имели столько доказательств, что на одном из Толедских Соборов был назначен день церковного празднования этого события. Оно зафиксировано в документе Acta sanctorum как Сошествие и явление Пресвятой Девы. В Толедском соборе[1] паломники до сего дня могут видеть камень, на который ступила Пречистая Дева, когда явилась святому Ильдефонсо. Чудесному явлению Пресвятой Богородицы святителю Ильдефонсо посвящены многие работы европейских художников «золотого века», среди которых Эль Греко, Мурильо, Веласкес, Зурбаран и другие. В римской базилике во имя святой Девы Марии сохранилась фреска работы Гвидо Рени на этот сюжет.
Святитель Ильдефонсо отошел ко Господу в 667 году в сане архиепископа и был погребен в церкви во имя святой Левкадии Толедской. Позднее его мощи были перенесены в Самору. Память святого празднуется 23 января.
До нашего времени дошла лишь незначительная часть сочинений святителя.
В "Словах" указываются следующие его сочинения:
1. «О приснодевстве Святой Марии против трех неверных» (De virginitate S.Mariae contra tres infidelеs). Это его главное сочинение, написанное с особым почитанием Пресвятой Богородицы (Святой Ильдефонсо был назван слугой Девы Марии в одноименной пьесе Лопе де Вега). Под тремя еретиками он подразумевал Ховиниана и Эльвидия, которых уже обличил блаженный Иероним, а также некоего иудея. Это дает основание полагать, что он хотел обличить кого-то из своих современников, которые, вероятно под влиянием иудеев, возродили те же заблуждения. Книга состоит из вступительного слова и двенадцати глав. В первой он защищает против Ховиниана истину о приснодевстве Марии и при зачатии, и при Рождестве Спасителя; во второй главе он выступает против Эльвидия и также говорит о том, что Мария всегда была Девой. Его богословие испытало влияния блаженного Августина и святого Исидора, и дает начало мариологии в Испании.
2. «Комментарии к пониманию Таинства Крещения» (по указанию С. Юлиана) или «Заметки к пониманию Таинства Крещения» (Liber de cognitione baptismi unus), открытые Е. Балусе и опубликованные в книге VI его Сборника (Париж 1738). Книга представляет большой интерес для истории Таинства Крещения в Испании. Ее написание было продиктовано пастырской необходимостью. Она разъясняет простому народу богословское учение об этом Таинстве. Книга разделена на 142 главы. В первых тринадцати главах повествуется о сотворении человека и грехопадении; в главах 14-16 – о крещении Иоанновом и о Крещении Христовом, утверждется, что только при последнем крещаемому прощаются грехи; в 17-35 главах объясняется, как принимать Крещение и объясняется обряд Крещения; в 35-95 главах объясняется Символ веры, который необходимо знать наизусть (это очень важный документ для изучения истории Символа веры в Испании); в 96-131 главах автор возвращается к крещальным обрядам; в 131-137 главах объясняет молитву «Отче наш»; в 138-140 главах говорится о Святом Причастии; в 141-142 главах объясняется литургия понедельника и вторника Пасхи как венца обряда христианского посвящения. Основными источниками являются: «Вопрошание о псалмах» Блаженного Августина, «Морали» Святителя Григория Великого и «Этимологии» святителя Исидора Севильского.
3. «О распространении духовной пустыни» (De progressu spiritualis deserti) является продолжением предыдущего творения. Вслед за Крещением, которое является символическим переходом по суху через Чермное море, душа совершает путешествие по Евангелию, как израильтяне путешествовали по пустыне. В книге максимально используются аллегорические приемы.
4. «О знаменитых мужах» (De viris illustribus) является продолжением аналогичного творения святителя Исидора Севильского. Но, в отличие от него, посвящено не только знаменитым писателям, но священнослужителям, выдающимся своей святой жизнью и даром управления Церковью. Из тринадцати описанных лиц семеро являются толедцами. В то же время такие выдающиеся личности как Браулий Сарагосский или Исидор Севильский едва упоминаются. По стилю и по характеру чувствуется зависимость от Блаженного Иеронима, Геннадия, св. Исидора. Хотя это творение не описано в "Словах", но существует рукописное свидетельство, в котором указывается на авторство сочинения «О знаменитых мужах» святого Ильдефонсо.
5. Наконец, "Слова" содержат два письма Кирику Барселонскому.
В "Слова" не вошли следующие сочинения: «Liber prosopopejae imbecillitatis propriae», «Opusculum de proprietate personarum Patris et Filli et Spiritus Sancti», «Opusculum adnotationum actionis propriae», «Opusculum adnotationum in sacris».
«Слова» говорят о текстах месс, гимнов и проповедей, составленных святым Ильдефонсо; письменная традиция приписывает ему некоторые сочинения, которые большая часть критиков считает апокрифическими.
«Elogium» («Слова») говорят о даре слова, которым обладал святой Ильдефонсо, о его укорененности в патристической традиции. Его основные усилия были направлены на то, чтобы донести до народа в доступной форме «учение древних». Его богословие глубоко сакраментально и проникнуто почитанием Пресвятой Богородицы. Следует подчеркнуть ту ясность мысли, которой он выражает свою веру в Приснодевство Богородицы, и тот пыл, с которым он провозглашает Ее Матерью всех людей: «Не хочу, что бы ты приводил доказательства того, что чистота Пресвятой Девы была нарушена во время родов… не хочу, что бы ты оспаривал ее девственность фактом рождения от нее Богомладенца, не хочу, чтобы ты лишал Деву имени матери, не хочу, чтобы ты лишал мать полноты сияния девства» («О присновдевстве…», гл. 1).
В богословии Таинств он советует ежедневное причащение («Мы просим в этой молитве нашего Небесного Отца, чтобы этот Хлеб, т.е. Сам Христос, подавался нам каждый день» («Комментарии…», гл. 136). Он отстаивает мысль, что Крещение, совершаемое еретиками, действительно и не должно повторяться (Там же, гл.121). Но Крещение не действительно, если в крещальной формуле опускается хотя бы об одно из лиц Пресвятой Троицы. Крещение могут совершать только священники, за исключением случаев крайней необходимости. (Там же, гл.115). Затем он пишет о Таинстве Миропомазания, соотнося его со священством верных: «Известно то, что мы род избранный и царственное священство, мы помазаны миром после Крещения водою» (Там же, гл.123) «и росою благодати Духа Святого через возложение рук». (Там же, гл.128).
Пребывая в духовной бедности и нищете, ради исцеления своего я хотел бы стать слугой Матери моего Господа. Отделенный от общения с ангелами из-за грехопадения праотца нашего Адама, я хотел бы быть рабом Той, которая является Рабой и Матерью моего Создателя. Как покорный инструмент в руках Бога Всевышнего, я желал бы служить Деве Марии, всецело посвятив себя этому служению. Позволь мне это, Иисусе Боже и Сын Человеческий; дай мне это, Господь всей твари и Сын твоей Рабы; даруй мне эту благодать, Боже смирившийся и ставший Человеком; позволь мне, человеку, призванному Богом, уверовать в Рождество Твое от Девы и быть исполненным веры в Твое воплощение; и говоря о девстве Матери, непрестанно восхвалять Тебя; и, служа Твоей Матери, исполниться Твоей любви.
Сделай так, чтобы я служил Твоей Матери, так, чтобы Ты признавал меня Твоим слугой; чтобы Она была моей Госпожой на земле также, как Ты будешь Моим Господом в вечности. Те, кто любят Бога, узнают мое желание; те, кто верны Ему, видят это; те кто соединяются с Богом, понимают это, и это узнают те, кого знает Господь. Послушайте те, кто является их учениками, внемлите неверные, узнайте те, кто думает лишь о разделении, поймите это мудрецы века сего, который делает вас неразумными в глазах Божественной премудрости. Послушайте это вы, кто не принимает, что Мария всегда была Девой; те, кто не признает моего Творца Ее Сыном и Ее – Матерью моего Творца; вы, кто отказывается верить, что Она единственная имеет Сыном Творца всяческих; кто не прославляет Бога как Ее Сына; кто не признает Блаженной ту, о которой Дух Святой так свидетельствует во всех народах; кто скрывает Ее славу, отвергая неповрежденность ее плоти при Рождестве Спасителя; кто не воздает честь Божией Матери, под предлогом почитания Бога, Ее Сына; кто не восхваляет как Бога, Того, Кого вы видели, что Он стал Человеком и родился от Девы; кто смешал две природы Сына и разрушил единство Его Личности; кто отрицает Его Божество; кто отказывается верить, что Он был истинным Человеком и истинно страдал как Человек; кто не верит, что Он принял смерть, как Человек и что Он воскрес из мертвых как Бог.
Мое наибольшее желание – служить Сыну и иметь Матерь Его своей Госпожой. Чтобы быть под властью Сына, я хочу служить Ей; чтобы быть допущенным к служению Богу, страстно желаю, чтобы Матерь Божия царствовала надо мною как свидетель; чтобы быть преданным слугой самого Сына, жажду стать слугой Матери; Потому что быть рабом Рабы, это то же, что быть рабом Господа; то, что воздается Матери относится к Сыну, исходя от Матери к Тому, Кого Она питала. Честь, которую слуга воздает Царице, восходит к Царю.
Благословляя вместе с ангелами, воспевая мою радость с небесными голосами, торжествуя и радуясь вместе с ангельскими хорами, ликуя и веселясь вместе с ними, я благословляю свою Госпожу, воспеваю мою радость Той, Которая есть Матерь Моего Господа и Раба своего Сына. Я радуюсь с Той, Кто стала Матерью Моего Создателя; с Той, в ком Слово стало плотью. Ибо с Ней я поверил в то, что Она Матерь и Дева, Дева, Которая дала жизнь Богу, и что ни зачатие, ни само Рождество Спасителя не повредили ее девства, славу которого сохранил Ей навечно Сын Божий. Все это наполняет меня любовью, ибо знаю, что все это произошло ради меня. Не забываю я, что благодаря Деве, природа Божества соединилась с моей человеческой природой, чтобы человеческая природа была воспринята моим Богом; Который есть никто иной как Христос, Слово и плоть, Бог и человек, Творец и творение.
К Тебе прибегаю, вместе и Деве, и Матери Бога. Пред Девой и Матерью, осуществившей воплощение моего Бога, преклоняю колени. Я смиряюсь пред Матерью моего Господа. Прошу Тебя, чтобы Ты, Раба Твоего Сына, позволила мне принести себя в жертву Тебе и Богу, быть Твоим рабом и рабом Твоего Сына, служить Тебе и твоему Господу. Ему, без сомнения, как моему Создателю и Тебе, как Матери нашего Создателя; Ему, как Господу добродетелей и Тебе, как Рабыне Господа всего сущего; Ему, как Богу и Тебе, как Матери Бога.
Я твой слуга, потому что Господь мой – твой Сын. Ты – моя Госпожа, потому что ты – Раба моего Господа. Дай мне поэтому Иисусе, Боже, Сын Человеческий!: верить в Рождество Твое от Девы, что необходимо для полноты и совершенства моей веры в Твое воплощение; говорить о материнстве Девы, чтобы исполнялись мои уста словами хвалы; любить Твою Матерь, чтобы Ты наполнял меня Своей любовью; служить Твоей Матери, чтобы Ты признавал, что я служу Тебе; жить под Твоим водительством, чтобы я знал, что я приятен Тебе и быть в этом мире под Ее водительством так, чтобы Ее владычество привело меня, к тому, чтобы Ты был моим Господом в вечности.
Прошу Тебя, чтобы я, будучи послушным инструментом в руках всемогущего Бога, стал связан с Девой Марией вервью рабской преданности и жил постоянно служа Ей.
Поэтому вы, кто не принимает, что Мария всегда была Девой; те, кто не признает моего Творца Ее Сыном и Ее – Матерью моего Творца; если не прославляет Бога как Ее Сына, вы - не признаете Богом моего Господа. Не признают Богом моего Господа те, кто не признают Блаженной ту, о которой Дух Святой так свидетельствует во всех народах, те, кто не воздают честь Божией Матери, под предлогом почитания Бога, Ее Сына.
И вот, я, являясь слугой Сына, желаю, чтобы Она была моей Госпожой; для того, чтобы иметь господином ее Сына, я хочу служить Ей; чтобы доказать, что я раб Божий, ищу обрести Матерь Божию своей Госпожой; чтобы быть слугой Того, Кто предвечно родил Сына; желаю преданно служить Той, которая родила Его как Человека. Ибо служение Рабе направлено на служение Господу, труды для Божией Матери приносятся ее Сыну; то, что принимает та, которая питается, обращается к тому, Кто дает пищу всему; и честь, которую слуга воздает Царице, воздается самому Царю.
Поэтому я радуюсь о моей Госпоже, пою хвалу Матери Божией, ликую с Рабой ее Сына, что Он сделал Ее Матерью своего Творца и умиляюсь Той, в Которой Слово стало плотью. Потому что благодаря Деве я верю в смерть и воскресение Сына Божия и чаю, что мое спасение и радость подаст мне Господь всегда и во всяком изобилии, ныне и присно и во веки веков. Аминь.[1] Считается, что Толедский собор является самым готическим из всех испанских и самым испанским из всех готических соборов. Он построен над древним храмом во имя Матери Божией Толедской, освященном в 578 году, в правление вестготского короля Рекаредо. После завоевания Испании маврами в 8 веке церковь была превращена в мечеть и оставалась ею многие годы, пока вновь не стала действовать как христианский храм благодаря успехам освободительной войны испанских христиан против арабов во время Реконкисты.