Священнослужители, служащие литургию, должны все вместе совершить входные молитвы перед литургией. Предстоятель в епитрахили, прочие священники без епитрахилей, но в камилавках, если имеют, диаконы в рясах, — целуют святой престол (при целовании надо снимать камилавку) и выходят из алтаря чрез северную и южную двери на солею.
На солее все священники становятся в один ряд пред царскими вратами, имея посреди себя предстоятеля. Предстоятель тихим гласом творит обычное начало: «Боже, очисти мя грешного» (трижды), и все священнослужители совершают крестное знамение и поясной поклон после каждого возглашения. Затем диакон тихо произносит: «Благослови, владыко». Предстоятель: «Благословен Бог наш». Диакон: «Аминь. Царю Небесный…», Трисвятое по Отче наш, и прочее по чину. Пред чтением тропаря: «Пречистому Твоему Образу» священники снимают камилавки[2] и, совершив метание или земной поклон (смотря по уставу дня), прикладываются к иконе Спасителя, а затем при чтении тропаря: «Милосердия сущи источник» — к иконе Божией Матери. За ними прикладываются диаконы. Затем все священники во главе с предстоятелем, преклонив главы, читают тайно: «Господи, низпосли руку Твою…», после чего кланяются друг другу: правая сторона левой, левая — правой, а предстоятель кланяется и направо и налево. Затем они все вместе кланяются народу и входят в алтарь, каждый по своей стороне. На правой стороне первым идет предстоятель. При входе в алтарь целуют икону Архангела или архидиакона на северной или южной двери алтаря. По входе в алтарь все прикладываются к престолу и приступают к облачению.
Проскомидию обычно совершает младший или чередной священник. По окончании проскомидии, на 6-м часе, диакон совершает полное каждение всего храма. Если нет диакона, каждение совершает священник, совершавший проскомидию.
Пред началом литургии священники занимают свои места по старшинству по сторонам престола. Предстоятель становится пред престолом, диаконы по правую и левую сторону от предстоятеля против передних углов престола. Предстоятель творит вполголоса «начал»: «Боже, очисти мя грешнаго». Все священнослужители вместе с ним трижды совершают крестное знамение и поясные поклоны. Затем предстоятель воздевает руки и с воздетыми руками читает молитвы: «Царю Небесный», «Слава в вышних Богу», «Господи, устне мои отверзеши». После каждой молитвы священнослужители совершают крестное знамение и поясной поклон, но никто, кроме предстоятеля, не воздевает рук и не читает вслух молитв. Далее, по чину Служебника, диаконы принимают от предстоятеля благословение на начало литургии.
Во время литургии служащим священникам не разрешается разговаривать друг с другом, оставлять свои места, читать тайные молитвы вслух или вполголоса. Возгласы после малых ектений до малого входа священники произносят по очереди.
Во время пения «Во Царствии Твоем...» или антифонов, когда придет время малого входа, предстоятель с диаконом совершают два поясных поклона. Предстоятель целует Святое Евангелие на престоле и вручает его диакону. Затем предстоятель и все священники совершают крестное знамение и поясной поклон; священники, кроме предстоятеля, целуют престол и, идут за диаконом по старшинству (впереди младшие) чрез горнее место и северные врата на солею. На солее священники занимают места в том же порядке, как стояли у престола в алтаре. Входное «Господу помолимся» и молитва входа совершаются тайно, без перерыва пения. На солее диакон, приняв у предстоятеля благословение на вход, подносит ему Евангелие для целования и по окончании пения «Блаженн» или антифонов, стоя у царских врат, произносит: «Премудрость, прости», несколько возвышая Евангелие. Диакон входит в алтарь и полагает Евангелие на престол. Священники, каждый на своей стороне, целуют только один образ: или образ Спасителя, или Божией Матери, входят в алтарь и встают на прежние места предстояния у престола. Предстоятель после них целует икону Спасителя на южной стороне царских врат, благословляет свещеносцев, целует икону Божией Матери на северной стороне царских врат и входит в алтарь. Все священники вместе с предстоятелем творят с крестным знамением поклон (престолу) и целуют престол.
После окончания пения тропарей и кондаков предстоятель произносит возглас Трисвятого: «Яко Свят еси, Боже наш». Диакон, выходя в царские врата и наводя орарь на народ, заканчивает: «и во веки веков». (Диаконского возгласа «Господу помолимся» пред «Яко Свят» не полагается произносить, хотя в практике и встречается это во многих местах.) Во время пения Трисвятого предстоятель тихо произносит: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас» (трижды), независимо от пения, целует престол, отходит на горнее место и становится на южной стороне лицом на запад. Стоять и сидеть на горнем месте можно только архиереям. Прочие священники одновременно с предстоятелем также целуют престол и приближаются к горнему месту, становясь по старшинству по обе стороны горнего места.
Пред возгласом: «Мир всем» — предстоятель кланяется направо и налево сослужащим священникам. Второй священник, после окончания чтения Апостола, кланяется предстоятелю, идет к престолу и вручает диакону Евангелие. По прочтении диаконом Евангелия все священнослужители с горнего места идут на свои места, сделав поклонение горнему месту, а предстоятель принимает от диакона Евангелие и передает его второму священнику, который ставит Евангелие на престол между антиминсом и дарохранительницей.
На сугубой ектении, во время прошения о патриархе, предстоятель развертывает илитон и антиминс, оставляя неразвернутой только верхнюю половину антиминса, а на ектении об оглашенных при возглашении: «Открыет им Евангелие правды» два священника открывают верхнюю половину антиминса, крестятся и кланяются престолу, а затем предстоятелю.
Возглас по сугубой ектении произносит предстоятель, прочие возгласы до Херувимской произносят священники по очереди или по указанию предстоятеля.
На Херувимской песни только предстоятель воздевает руки и читает вслух: «Иже Херувимы…». Остальные священники молятся тайно.
На великом входе при соборных служениях предстоятель идет с потиром вслед за диаконом. Остальные священники исходят чрез северные двери за предстоятелем по старшинству (младшие в конце) и в таком порядке встают в ряд на амвоне лицом к народу. Диакон на солее возглашает: «Великаго господина и отца нашего (имя), Святейшаго Патриарха Московскаго и всея Руси, да помянет Господь Бог во Царствии Своем всегда, ныне и присно и во веки веков».
Предстоятель: «И господина нашего преосвященнейшаго (имя) (егоже епархия) да помянет Господь Бог во Царствии Своем всегда, ныне и присно и во веки веков».
Второй священник: «Вас и всех православных христиан да помянет Господь Бог во Царствии Своем всегда, ныне и присно и во веки веков». (Обычно последний заключительный возглас произносит предстоятель.) Добавлять иные возгласы для распределения их между всеми служащими священниками не рекомендуется.[3]
После возгласа на солее предстоятель добавляет полугласно: «Священство, диаконство ваше да помянет Господь Бог во Царствии Своем всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь». И входит в алтарь. Диакон и священники в ответ произносят также полугласно: «Священство (протоиерейство) твое да помянет Господь Бог…».
Пред пением Символа веры (когда хор поет: «Отца и Сына…») предстоятель, а за ним и все священники читают тайно: «Возлюблю Тя, Господи, крепосте моя, Господь утверждение мое и прибежище мое», поклоняются престолу и каждый, подходя с левой стороны пред престол, целует дискос и потир (сверху покрова) и край престола пред собой, после же этого братолюбно целуют друг друга в оба плеча и правую руку. Старший говорит: «Христос посреде нас». Младший священник отвечает: «И есть, и будет»; целуют же они друг друга в «рамена» (плечи) в знак того, что они равно подлежат игу Христову и носят ярем Его на своих раменах.
Если в службе участвуют два или более диакона, то они целуют сперва каждый свой орарь в том месте, где изображен крест, потом целуют друг друга в рамена и говорят то же, что и священники.
После того как диакон скажет: «Двери, двери», предстоятель берет воздух со Святых Даров и, держа его над Дарами вместе с остальными священниками, колеблет вверх и вниз, чем изображается осенение благодатью Святого Духа, освящающего Святые Тайны.
После Херувимской песни и великого входа все иерейские возгласы произносит предстоятель. На евхаристическом каноне, согласно сложившейся практике во всех Православных Церквах, предстоятель произносит: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа…» лицом к народу и благословляет его рукой. Следующие возгласы: «Горе€ имеим сердца» и другие — лицом к престолу. Все остальные участвующие в приношении святейшей Жертвы священники во время евхаристического канона все молитвы и возгласы читают тайно. Начиная от Господних слов: «Приимите, ядите» и до конца слов «И сотвори убо…» предстоятель гласно, а остальные священники тихо, все должны произносить эти слова в одно и то же время, как бы одними устами (см. об этом указание в архиерейском Чиновнике).
При возношении Святых Даров на возгласе: «Твоя от Твоих» не полагается творить чашей креста над антиминсом. На «Изрядно» предстоятель кадит Святые Дары трижды по трижды.
Причащение. Пред причащением предстоятель вместе с сослужащими творит молитву: «Боже, очисти мя грешнаго» трижды с тремя поясными поклонами и, прочитав «Ослаби, остави...», все вместе творят земной поклон.[4] Предстоятель кланяется сослужащим и произносит: «Благословите мя, отцы святии, и простите мне грешному...». Сослужащие также кланяются предстоятелю. После этого предстоятель, обратившись к западу, испрашивает прощения у молящихся, говоря: «Простите ми, отцы и братие». Затем со словами: «Се прихожду к Безсмертному Царю и Богу моему», он совершает второй земной поклон, целует край престола и левой рукой кладет себе на ладонь правой руки Пречистое Тело Христово, произнося: «Честное и Пресвятое Тело Господа и Бога и Спаса нашего…», и отходит на правую сторону престола, где стоял второй священник.
В это время все священники, стоящие на правой стороне, переходят на левую и становятся по старшинству для принятия Пречистого Тела по тому же чину, по которому действовал предстоятель. Второй священник, с таким же поклоном поцеловав престол, берет частицу, целуется с предстоятелем в правое плечо со словами: «Христос посреде нас» (предстоятель), «И есть, и будет» (младший священник), и снова возвращается по левой стороне престола и горнему месту и становится на правой стороне рядом с предстоятелем. Идти за спиной священников, имея в своих руках Пречистое Тело, не полагается. Поэтому священники, готовящиеся принять Пречистое Тело, должны отступить с левой стороны от престола на такое расстояние, которое нужно для прохождения священников, уже принявших в свои руки Пречистое Тело.
После второго священника подходит к дискосу третий священник и с теми же действиями обходит по горнему месту, становится возле второго; возле него становится четвертый священник, затем пятый и т. д.
Когда все священники примут в свои руки Пречистое Тело, предстоятель возвращается на свое место пред престолом и тихогласно, во услышание сослужащих, читает молитву: «Верую, Господи, и исповедую...». По прочтении ее причащаются Святого Тела все священники одновременно с предстоятелем.[5]
Затем предстоятель причащается Святой Крови и призывает диаконов для преподания им Пречистого Тела по чину, указанному в Служебнике. (Старший диакон подходит и, сделав земной поклон, целует престол, подающую Причастие руку и плечо предстоятеля, принимает частицу со словами: «И есть и будет», отходит левой стороной и становится возле младшего священника; далее возле первого диакона становится с Причастием второй, третий и т. д.) Раздав диаконам Тело, предстоятель отходит к жертвеннику. Необходимо обратить внимание, что только на соборных служениях диаконы причащаются Пречистого Тела после священников. При служении же одного священника диакон причащается Святого Тела Христова одновременно со священником (см. Служебник).
После причащения предстоятеля Святой Крови подходят и прочие священники к чаше, но уже не с левой стороны, а с правой стороны престола один за другим по старшинству, при этом совершают поясной, а не земной поклон, произнося: «Се паки прихожду...», и затем, причащаясь, произносит: «Честныя и Святыя Крове… причащаюся аз…»
После всех, причастившись, младший священник причащает из чаши диаконов.
Теплоту и антидор после причащения принимают все священнослужители, кроме тех, кто будет потреблять Святые Дары после литургии.
Окончание литургии. При возгласе «Всегда, ныне и присно и во веки веков» предстоятель в царских вратах совершает чашей крест в воспоминание последнего благословения апостолов Господом Иисусом Христом на горе Елеонской пред Его вознесением на небо.
Во время ектении «Прости приимше» предстоятель, поцеловав антиминс и губу, складывает антиминс. Священники же подают Святое Евангелие предстоятелю. Во время возгласа «Яко Ты еси освящение наше» предстоятель творит крест Евангелием над антиминсом, целует Евангелие и возлагает на антиминс.
Заамвонную молитву обычно читает самый младший священник. Пред выходом он совершает крестное знамение, целует престол и кланяется предстоятелю. То же делает он, возвратившись в алтарь после прочтения молитвы. (Выходя на середину храма для чтения молитвы, он возглашает: «С миром изыдем».)
Если после «Буди имя Господне» предстоятель говорит слово, то весьма прилично всем священникам выйти на солею и слушать слово предстоятеля.
На отпуст выходят из алтаря на солею все священники. Отпуст с крестом в руке произносит предстоятель. Все сослужащие подходят ко кресту, а затем, возвратившись в алтарь, читают благодарственные молитвы и разоблачаются.[6]
При служении без диакона предстоятель совершает каждение во время чтения Апостола (по другой практике — младший священник), выносит Евангелие во время малого входа и читает Евангелие. Он же совершает каждение во время Херувимской.
На великом входе предстоятель выносит чашу и дискос, а следующие за ним священники несут крест, лжицу и копие. Предстоятель произносит: «Великаго Господина» (поминая Святейшего Патриарха), второй священник поминает правящего епископа; заканчивает поминовение предстоятель возгласом: «Вас и всех православных христиан».
Предстоятель творит все возгласы на евхаристическом каноне, начиная с «Мир всем» (после возгласа: «Милостию и щедротами») и до возгласа: «И да будут милости». Он же возглашает: «И сподоби нас, Владыко», выносит чашу, произнося: «Со страхом Божиим», и затем: «Всегда, ныне и присно». Заамвонную молитву читает младший священник.
В конце литургии отпуст творит также предстоятель. (См. Указ Свят. Синода на имя Донского преосвящ. 13 сент.
|
[1] См. «Православный церковный календарь» на
[2] Священники, имеющие скуфьи и камилавки, придерживаются следующих правил относительно их употребления во время богослужения.
Пред литургией для чтения входных молитв священники исходят пред царские врата в камилавках и снимают их при чтении тропаря «Пречистому Образу», — когда надо целовать иконы и читать молитву «Господи, низпосли»; также входят в алтарь и целуют престол с открытой головой. Проскомидию принято совершать без камилавки или скуфьи.
Скуфьи и камилавки надеваются пред «Благословенно Царство», и в таком виде священники стоят до Евангелия, совершая и малый вход с покрытой головой по примеру архимандритов, совершающих этот вход в митрах.
На чтение Евангелия скуфьи и камилавки снимаются, а потом опять надеваются, и таким образом священники стоят до начала пения «Херувимской». Пред чтением: «Никтоже достоин» скуфьи и камилавки снимают и уже не надевают во все дальнейшее продолжение литургии до возгласа «Всегда ныне и присно» в конце литургии при последнем явлении Святых Даров народу. Поставив Дары на жертвенник, священник надевает скуфью или камилавку и в таком виде стоит до конца литургии.
На вечерне и утрене камилавки снимают при чтении т. наз. светильничных и утренних молитв, при чтении Евангелия, а также при чтении акафистов, молитв на молебне. На Преждеосвященной литургии камилавки снимаются при перенесении Святых Даров с престола на жертвенник, на пение «Да исправится», и начиная с «Ныне Силы Небесныя» до «Да исполнятся уста наша» (Руков. для сельских пастырей,
[3] По существующей практике на юго-западе России остальные священники (распределив между собой) поминают еще: а) священство, монашество и весь причт церковный; б) благотворителей, благоукрасителей и жертвователей святаго храма (сего) и др.
[4] Если воскресный день, или святки, или дни от Пасхи до Пятидесятницы, или Преображение, или Воздвижение, то творят поясный поклон.
[5] По другой практике сослужащие священники, начиная со второго, приняв Святое Тело и придя на свое место, читают, каждый в отдельности, молитву «Верую, Господи, и исповедую», после чего причащаются Тела Христова. Предстоятель читает молитву и причащается после того, как все священники возьмут частицу Тела. (См. у архиеп. Антония Храповицкого. Разъяснения о причащении священнослужителей при соборном служении).
В Москве и др. местах существует еще и такая практика: предстоятель, прочитав молитву «Ослаби, остави» и испросив прощения, читает тихогласно в слух всех священнослужителей молитву: «Верую, Господи, и исповедую», после чего причащаются Святого Тела предстоятель и все священники по указанному чину.
[6] При совершении литургии «соборне» иереями без диакона великую и сугубую ектении произносит предстоятель, а прочие ектении произносят священники по очереди. Тот священник, который произносит ектению, он же произносит и возглас после ектении.