Литургия. Фото сайта Казанской епархии |
Когда архиерей, благословив с амвона предстоящих в храме (певчие поют: «Ис полла эти, деспота»), войдет чрез царские врата в алтарь и, приложившись к престолу, станет на свое место, царские врата закрываются и служащие священник, диакон и члены причта подходят к преосвященному для принятия от него благословения.
Священник выходит на встречу архиерея в соответствующем облачении, т. е. в епитрахили и фелони пред всенощным бдением и в полном облачении пред литургией.
Примечание.
Если случится, что архиерей посетит храм во время совершения богослужения, то служба не прерывается; в подобных случаях, войдя в храм, архиерей направляется прямо в алтарь южной дверью, пономарь же должен постлать для него ковер в алтаре на правой стороне царских врат, а священник только кланяется в пояс архиерею.
Если архиерей будет присутствовать при чтении часов, то чтец пред окончательными молитвами 3-го и 6-го часа должен произносить: «Именем Господним, владыко, благослови», а священник произносит: «Молитвами святых отец наших».[1]
При этом необходимо помнить, что при окончании возгласов священник, осенив себя крестным знамением и поклонившись Богу (к престолу), каждый раз кланяется архиерею.
Пред каждым каждением (на литургии и на других службах) священник испрашивает благословения у архиерея: приподняв кадило, он подходит к архиерею со словами: «Благослови, преосвященнейший владыко, кадило». Но диакон, сослужащий священнику, испрашивает благословение пред каждением не от архиерея, а от священника, который, благословляя кадило, произносит соответствующую молитву. (По местной практике некоторых епархий, и диакон берет благословение на каждение у архиерея.) В положенные моменты диакон кадит сначала архиерею, а затем священнику. В начале каждения (после окаждения алтаря) архиерею полагается кадить трижды по трижды, а по совершении каждения — только трижды. После этого диакон или священник, сделав молитвенное поклонение к горнему месту, кланяется архиерею и отходит на свое место.
Пред малым входом на литургии священник и диакон, помолясь пред престолом и поцеловав его, кланяются архиерею, а диакон, по принятии Евангелия от священника, подносит архиерею для целования, и после этого идут чрез горнее место на солею.
Священник встает на амвоне пред царскими вратами, а диакон входит с Евангелием чрез царские врата и, взяв Евангелие в левую руку, правой подняв орарь и стоя полуоборотом, обращаясь к архиерею, произносит: «Благослови, преосвященнейший владыко, святой вход». Архиерей благословляет. После этого диакон, встав в царских вратах, возглашает: «Премудрость, прости». (Подобно же в присутствии архиерея делает диакон, покадив царские врата, на входе на великой вечерне.) После входа в алтарь, положив Евангелие на престоле, священник и диакон целуют престол и кланяются архиерею.
Пред чтением Евангелия на литургии священник подает Святое Евангелие диакону; взяв Евангелие, диакон идет к епископу и испрашивает от него благословение на чтение Евангелия: «Благослови, преосвященнейший владыко, благовестителя святаго славнаго и всехвальнаго евангелиста (имя)». Епископ сам произносит молитву и благословляет его главу. Священник же, стоя сзади престола, лицом на запад, возглашает: «Премудрость, прости…».
После прочтения Евангелия диакон идет с Евангелием к епископу и дает ему для целования. Поклонившись архиерею, диакон отходит к престолу. Священник же, придя с горнего места, принимает от диакона Евангелие, тихо говоря: «Мир ти благовествующу».[2]
При великом входе (на литургии), при отходе к жертвеннику, священник и диакон, поцеловав престол, кланяются архиерею. Во время великого входа, когда священник, помянув всех православных христиан, входит в алтарь, то произносит вполголоса, обращаясь к архиерею: «Архиерейство твое да помянет Господь Бог…», и ставит чашу на престол.
Священник пред обращением к народу со словами: «Мир всем», «Благодать Господа…», «Благословение Господне на вас…» прежде кланяется архиерею, а потом благословляет предстоящих.[3]
Во время пения причастного стиха, после причащения, священник подает преосвященному антидор, просфору и теплоту, антидор положив на верх просфоры на одной тарелке, а ковшик с теплотой поставив на другой тарелке.
В конце службы пред отпустом, когда хор поет: «Слава и ныне. Господи, помилуй (трижды)», прибавляют: «владыко, благослови».
По окончании службы священник принимает от архиерея благословение.
После выхода преосвященного из алтаря по окончании службы, когда архиерей осенит архиерейским благословением с амвона предстоящий народ, хор поет: «Ис полла эти, деспота», и бывает звон во все колокола к выходу из храма. По выходе архиерея из храма царские врата затворяются, и священник и диакон разоблачаются.
|
[1] В Синодальный период предписывалось священнику произносить еще и измененный возглас: «Молитвами святаго владыки нашего…» (вместо: «Молитвами святых отец наших»). Но такое изменение не имеет под собою уставно-литургического основания.
[3] По имеющимся уставным разъяснениям Синодального периода и существующей практике, священник, служащий в присутствии архиерея, мирствуя людям, не благословляет их (крестным знамением), а только кланяется им. Но поскольку священник в присутствии архиерея совершает богослужение, в том числе и эти священнодействия, с благословения и от лица архиерея (например, когда хор поет: «…владыко благослови», то священник от лица архиерея творит возглас), — то мы полагаем, что, мирствуя людям, священник должен и благословлять их, как обычно, крестным знамением.