Из книги преподобного Нила Синайского "Путь к добродетели", изданной в серии «Письма о духовной жизни», выпущенной Сретенским монастырем в 2006 г.
Рукопись творений преподобного Нила Синайского XII в. Афон |
Ибо как для борцов, обучающихся детским еще играм, прилично упражнять тело и часто приводить в движение члены, а борцам возмужавшим свойственно прилагать попечение о подвижнической крепости и умащать себя на великие подвиги, так и в рассуждении добродетели — приступающим только к богочестию хорошо прилагать попечение о том, чтобы остановить действенность удовольствий, в которых они выросли, и страстей, которыми, так сказать, непроизвольно увлекаются, и преодолеть их; а сделавшиеся способными к деятельной добродетели да употребят все усердие позаботиться о движениях мысли и охранить помысл, чтобы, придя в беспорядочное движение, не увлекся он к чему-либо бесполезному.
И короче сказать, одни стараются о том, чтобы управлять телесными движениями, а другие о том, чтобы дать правильное направление стремлениям помысла, так, чтобы стремился он только к любомудренному образу жизни, и никакое мирское представление не отвлекало его от Божественных помышлений. Ибо вожделение богочестивого человека должно быть всецело направлено к возлюбленному им, так чтобы человеческие помыслы вовсе не находили времени приводить в действие свои страсти. И если каждая страсть, когда она приведена в движение, держит помысл обладаемого ею в связанном состоянии, то почему же и ревности о добродетели не удерживать мысль свободною от всего прочего?
Ибо ощущает ли что-либо человек огорченный, борясь мысленно с представлением огорчившего лица? Человек непотребный, нередко сидя с кем-нибудь в обществе, не владеет своими чувствами и, представляя любимый им образ, беседует с ним, забыв о присутствующих, и сидит, как столп безгласный, не знает, что делают или говорят у него перед глазами, но, погрузившись в себя, весь занят представлением любимого лица. Если же это в такой мере овладевает помыслом по пристрастию к сатанинской любви и делает чувства недеятельными, то гораздо более любовь к духовному любомудрию заставляет ум отрешаться и от чувственного, и от чувств, восхищая его в высочайшее, и, заняв созерцанием представляемого уму, приводит его в нерасторгаемое единение с Богом.
В миру при военных наборах выбирают только мужей и юношей, а старцев презирают, детей оставляют, рабов не одобряют и жен, по немощи естества, гонят прочь. Для подвига же по Богу, при наборе воинов благочестия, и старцы призываются, и юноши стекаются, и дети прибегают, и рабы усердно и с дерзновением предстают, и жены оказываются не нестоящими выбора, но с горячностью и мужественно устремляются на диавола и, подвизаясь, побеждают врага, борют его, воздвигают победные памятники, каждый день увенчиваются за одоление сопротивников.
В собственном смысле и по естеству премудр Единый Господь, Ангелы же и люди имеют мудрость по причастию. Поэтому Владыка, как премудрый, знает, кого услышать скорее и чье прошение исполнить медленнее. Ибо сами себя не знаем мы так, как знает сотворивший нас Бог, и нам на пользу подает Он нами просимое медленнее или скорее. Поэтому нимало не станем малодушествовать и унывать, но пребудем твердыми и непоколебимыми, благодаря, прося, ожидая и надеясь получить. Всякий просящий получает, и ищущий лучшего находит, и стучащему отворят дверь правды (Мф. 7, 8).
В точности обязана знать твоя малоученость, что, если и апостольские чудеса будет совершать человек, делающий все напоказ, мятежный и гневливый, то мерзок он пред Богом и пред людьми. Да не будет же неизвестным тебе и то, что многие из епископов наследуют пещь огненную.
Владыка наш знает, в чем имеем нужду, и иногда, пред самым исшествием востав, отверзает двери ударяющему в них молитвою и упованием и исполняет духовное прошение сердца.
Возлюбив уединение, будем избегать связей с людьми бесполезными, потому что вредно и тлетворно для мирного состояния сожительство с нашими ближними. Как пребывающие в заразительном воздухе подвергаются всяким болезням, так и вступающие в связи с различными людьми, без сомнения, делаются причастными их порока.
Душевному спасению по Богу ничего не предпочитай в настоящем видимом мире.
Если дивишься, взирая на красоту настоящих тварей, то гораздо более подивись будущему. Если прекрасны создания, то гораздо более и в бесконечное число крат прекраснее сотворивший их Господь. Если таково временное, то каково же вечное? Поэтому от видимого возводи ум к невидимому.
Если желаешь войти в Небесное Царствие, то желай себе скорбей; ибо, кто не имеет скорбей, тот никак не войдет в него, потому что тесны врата (Мф. 7, 14).
Если и не скоро получаешь просимое тобою, если и вовсе не получаешь (может быть, исполнение прошения твоего и не полезно для души твоей), то только одно это — стоять на молитве и беседовать с создавшим все Богом — скажи мне, чего достойно?
Исповедуй Богу немощь свою, чтобы воссияла для тебя возможность благодати и Владычнее изволение совершило чудо превысшее естества.
Не забывает Бог памятующих о Нем; напротив же того, весьма помнит о человеке, в котором пребывают словеса Господни. Ибо говорит устами Иеремии: как только заговорю о нем, всегда с любовью воспоминаю о нем (Иер. 31, 20).
Не отказывайся иметь телесный недуг и переносить различные страдания и не ниспровергай суд Мой, как говорит Господь Иову (Иов. 40, 3), лучше же сказать, с благодарностью терпи скорби, чтобы ими загладились все твои грехопадения.
Нечестивые, безбожные, лукавые и беззаконные сатанинские помыслы да не смущают и не изумляют тебя, да не приводят в уныние и расслабление добрую душу твою, украшенную верою и огражденную Крестом Христовым.
О постигших тебя бедствиях и невзгодах не рассказывай без меры широко и обильно всякому встречному. Ибо, если тебе самому приятно воспоминать о том, что было с тобою, то слушателям не покажется столько же приятным слышать о чужих бедах.
Познавшим присущую им немощь, когда приметят, что демоны нападают на них с большею наглостью, должно всю надежду возложить на Бога и Его призывать, чтобы сделался их защитником.
Поскольку желаешь быть наставником большего числа братий, то сперва испытай себя, можешь ли, более делом, нежели словом, научать тому, что должно им делать, собственную свою жизнь предложив учащимся в образец всякой добродетели, чтобы списывающие с него безобразием недостатка не умалили красоту добродетели. Ибо знай, что обязан ты не меньше страшиться за подначальных, чем и за себя самого, потому что как за себя, так и за них дашь ответ, однажды приняв на себя дело спасения их.
И у святых все старание было о том, чтобы учащихся не оставить недостигшими собственной их добродетели. Так апостол Онисима из беглеца сделал мучеником. Пророк Илия Елисея из пахаря сделал пророком. Моисей Иисуса, сына Навина, возвел к совершенству. А священник Илий сделал Самуила даже большим себя. Ибо, хотя и рачительность учеников содействовала им к приобретению добродетели, но вся причина успеха состояла для них в том, что имели учителей, которые возгоревшуюся в них искру усердия могли воспламенить в большей мере.
Прежде нежели откроется оное страшное судилище, где не только в делах и словах, но и в помышлениях дадим отчет Видящему сокровенное, надлежит нам предварить лице Его во исповедании (Пс. 94, 2) и призвать в помощь Владычнее милосердие трудолюбивым попечением об исправлении жизни, подражая великому пророку и царю.
Смело приступи со слезами к небесному Первоврачу Иисусу и обнажи все твои душевные язвы. Ибо нет такой немощи, которую бы уврачевать не в силах был человеколюбивейший Христос.
Спишь ты, а время идет; бодрствуешь ты, а сердце твое увлекается суетным; между тем жизнь твоя сокращается, хотя сам ты и не чувствуешь и не разумеешь того.
Ублажение гонимых (см. Мф. 5, 10) дает видеть, что не должно непременно разуметь гонимых за правду только злонамеренными людьми, потому что есть и враги невидимые, которые гонят людей от боговедения и делания добра преступлением малых заповедей. Поэтому не должно склонять слуха пред суесловами, готовыми оклеветать почти всякого, и злоречивыми. Да и смешного касаться не полезно для души. Ибо вообще это показывает низость, падение духа и служит знаком внутреннего нестроения и расслабления. Вместо того, чтобы смеяться, должно более песнословить и прославлять Божество. Ибо имеющим уста, день и ночь отверстые на песнословие Божие, с готовностью отверзается сокровище небесных благ.
Продолжение следует...
|