Воинский храм благоверного великого князя Александра Невского Земля Русская стяжала имя Святой Руси. И молитва русских подвижников никогда здесь не угасала. На севере сберегали Русь от захватчиков Новгород Великий и Псков. Речь пойдет о псковской земле. Это земля воинской славы и христианского подвижничества, земля знаменитой северной обители – Псково-Печерской. Сам Псков – город-памятник мирового исторического значения, вобравший в себя героические страницы отечественной истории, знаменующие мощь русского народа и его творческую силу. Воинский храм святого Александра Невского во Пскове в этом году отмечает свое 100-летие со дня основания. Такая дата достойна того, чтобы на храм было обращено самое пристальное внимание.
История создания храма
Воинский храм благоверного великого князя Александра Невского был выстроен для расквартированного в Пскове 96-го Омского полка. История полка берет свое начало с 1797 года, когда генерал-поручик М.И. Кутузов, будущий победитель Наполеона, сформировал егерский полк из наиболее образованных и боевых офицеров. Полк со славою участвовал в Отечественной войне 1812 года, а название Омского получил в 1863 года после слияния его с Копорским мушкетерским полком, созданном в 1803 году и также покрывший славой свои знамена в войне с французами.
Сводный Омский полк был отборной частью русской армии. Его солдаты и офицеры приглашались на ежегодные парады у Зимнего дворца и несли караульную службу в Санкт-Петербурге. 96-й пехотный Омский полк сражался за освобождение Болгарии от османского ига в 1877–1878 годах, в первую мировую войну участвовал в боевых операциях на Западном фронте до ноября 1917 года, затем был расформирован.
О том, чтобы 96-й пехотный Омский полк был расквартирован в Пскове, ходатайствовала перед штабом Петербургского военного округа местная городская дума. Ходатайство было удовлетворено, и строительство военного городка началось в 1894 году на псковском Завеличье с возведения казарм для солдат и флигелей со служебными помещениями – для офицеров. Сразу встал вопрос о храме. Расположенная недалеко от казарм церковь святого Климента XVI века могла вместить едва сотню человек, тогда как в полку было порядка двух тысяч служилых. К февралю 1898 года под домовую церковь была переоборудована полковая столовая.
Военный министр Алексей Николаевич Куропаткин главным в государственной политике считал поддержку в обществе православной веры. В то время, когда он возглавлял военное ведомство, при Военном совете министерства была учреждена особая Комиссия по вопросам удовлетворения религиозных нужд войск. Решение об этом было принято в начале 1900 года. На докладной записке военного министра Николай II собственноручно начертал: «Дай Бог в скором времени удовлетворить религиозные нужды войск, что я считаю делом в высокой степени важным». С созданием подобного органа дело церковного строительства получило мощный заряд. Комиссия рекомендовала, а Николай II одобрил, чтобы все гарнизоны имели отдельные, желательно каменные, храмы.
Сооружение отдельного храма для Омского полка стало возможным благодаря хлопотам главнокомандующего войсками гвардии и Петербургского военного округа великого князя Владимира Александровича. Сохранились его письма к председателю Комиссии по вопросам удовлетворения религиозных нужд войск, представителю известного дворянского рода, генералу от инфантерии графу И.Д. Татищеву и к военному министру А.Н. Куропаткину. В документах комиссии уцелела докладная записка графа Татищева, поданная Николаю II, о церковном строительстве для войск. Записка вернулась от царя в журнал «Высочайших повелений» при Главном штабе, и в ней вписано карандашом в графе о 96-м пехотном Омском полку: «Строить церковь в 1905 г.» – и наложена резолюция военного министра: «Высочайше повелено привести в исполнение как испрашивается».
В 1905 году казна выделила на постройку храма 44 тысячи рублей, однако псковский хозяйственно-строительный комитет по постройке церкви в Омском полку начал практическую работу лишь спустя год. Храм строился по образцовому проекту полковой церкви, который был составлен в 1901 году гражданским инженером, надворным советником Ф.М. Вержбицким. Созданный им типовой храм продолжал направление в церковном строительстве, начатое в первой половине ХIХ века архитектором К.А. Тоном, автором проекта храма Христа Спасителя в Москве. При строительстве церквей по проекту Ф.М. Вержбицкого исполнителям давалась большая свобода действий. Отклонения с целью улучшения внешнего облика храма ввел, по-видимому, полковник, военный инженер Д.К. Костомаров при участии самих исполнителей – псковских каменных дел мастеров, издавна славившихся своим умением.
Закладка полковой церкви состоялась 11 июня 1907 года, а 1 октября 1908 года газета «Псковский голос» известила о следующем событии: «96-й пехотный Омский полк объявляет, что сего года октября 4-го дня, в субботу, его высокопреосвященством Арсением, епископом Псковским и Порховским, будет совершено освящение вновь выстроенной полковой церкви 96-го пехотного Омского полка во имя святого благоверного князя Александра Невского. Всех желающих присутствовать на торжестве уведомляют, что накануне всенощное бдение начнется в 6 часов вечера, а в день освящения церковная служба – в 8 часов утра».
Воинский храм во имя благоверного великого князя Александра Hевского 96-го Омского полка был выстроен за 14 месяцев и освящен 4 октября 1908 года епископом Псковским и Порховским Арсением (Стадницким; впоследствии митрополит; † 1936).
Знаменательно данное храму имя защитника рубежей России и покровителя воинов полководца Святой Руси Александра Невского, славные победы которого вписаны важными вехами в историю Отечества. Псковичи, как известно, имели особые основания для почитания и прославления Александра Невского. Когда немецкие рыцари взяли Изборск и подступили к Пскову, над Новгородом нависла очередная угроза с запада, и новгородцы обратились за помощью к князю Ярославу (Феодору) Всеволодовичу, который направил вооруженный отряд во главе со своим сыном Андреем Ярославичем, младшим братом будущего святого князя Александра. Однако новгородцы не слишком верили в силу молодого князя. Они вновь послали к Ярославу архиепископа Спиридона с боярами, умоляя его отпустить на княжество Александра. Ярослав согласился. Зимой 1241 года Александр, уже прославившейся победой над шведами на Неве, после года отсутствия снова въехал в Новгород.
Решающее сражение с немецкими рыцарями, известное как Ледовое побоище, произошло 5 апреля 1242 года на льду Чудского озера. После этой победы Ливонский орден прекратил свое существование, а Католическая Церковь вынуждена была на долгое время отказаться от притязаний на Русские земли. Не только русские города, но сама вера православная и самобытность Святой Руси были спасены.
Заметка газеты «Псковский набат» за 22 апреля 1924 года ярко рисует судьбу храма после революции. Все сразу говорит подзаголовок: «Была церковь – теперь клуб». Тогда разрушили колокольню и главу храма. Окрестные жители долго не могли привыкнуть, что в бывшей церкви находится «революционный красноармейский театр». Подходя к зданию, они по привычке снимали шапки, крестились и шептали: «Спаси, Господи, и помилуй!»[1].
С 1947 года в храме размещался Дом офицеров, затем – склад.
Ныне храм возвращен Церкви. Он был восстановлен в кратчайшие сроки. Проект его восстановления разработали Московские архитекторы (А.И. Хамцов, Н.С. Василенко и др.), а воплотили в жизнь псковские реставраторы, вернув храму прежний облик. С марта 1992 года в нем возобновились ежедневные богослужения, которые до этого более двух лет велись под открытым небом. Знаком возрождения храма стал дар Святейшего Патриарха Алексия II († 5 декабря 2008) – монументальная работа палехских художников «Житие Александра Невского», удостоенная Государственной премии России.
Этому храму повезло. Восстановлен не только он, но и его история. Уже выдержала четыре издания небольшая книжка «Не в силе Бог, а в правде» с подзаголовком «История храма святого благоверного князя Александра Невского»[2], изданная по благословению архиепископа (ныне митрополит) Псковского и Великолукского Евсевия.
Сегодня храм Александра Невского включен в заповедную зону Пскова. Он стал воинским храмом 76-й десантно-штурмовой дивизии, а его настоятель протоиерей Олег Тэор является ответственным в Псковской епархии за окормление воинов на территории области. Храм награжден грамотой Министерства обороны и занесен в книгу «Золотая летопись славных дел к 1100-летию г. Пскова». Все знаменательные события в жизни храма проходят при непосредственном участии митрополита Псковского и Великолукского Евсевия. Русское воинство – краеугольный камень безопасности страны, и архипастырь не оставляет его своим попечением.
Служение пастыря
Деятельность храма настолько обширна, многогранна и плодотворна, что трудно поверить, что настоятель воинского храма протоиерей Олег Тэор живет в том же времени, что и все мы. Кажется, что для него как бы раздвигаются временные рамки. Только с помощью Божией можно нести то служение, которое несет псковский храм. В одной статье невозможно описать всю эту работу, можно лишь только довольно схематично отметить основные вехи его деятельности.
Настоятель Храма Александра Невского в Пскове протоиерей Олег Тэор с десантниками. Храм святого Александра Невского издает бюллетень. Он называется «Взаимоотношения армии и Церкви на примере псковского воинского храма святого Александра Невского». Лейтмотивом всех его номеров звучат евангельские слова: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» (Ин. 15: 13). Кипельно белая бумага, строгая обложка, размер А-4. По-воински четкие черно-белые фотографии, такой же четкий шрифт (не в пример некоторым книжным изданиям), живой, содержательный текст. Характерно, что какое-либо событие здесь не просто комментируется или описывается: оно сопровождается толковым историческим экскурсом. Записи расположены в хронологическом порядке. Каждый бюллетень охватывает события одного полугодия. Причем рамки события как бы раздвигаются – за повседневной деятельностью одного храма обретает очертания напряженная и деятельная жизнь многих православных приходов, встроенная в канву непростого бытия современной России. Журнал оформлен строго, со вкусом и любовью. Его хочется держать в руках, листать, потому что здесь сердце отдыхает и узнаешь, что есть еще корневая, глубинная Россия с ее воинством, подвигом, славой и вечной памятью. И эта Россия – под сенью Церкви. И это то самое настоящее, простое и незабвенное, чем мы еще можем жить, что сохраняет традицию и связь поколений. И телевизионная картинка нашего ничтожного сегодня растворяется в этом мощном созидании русского мира. Это летопись служения Богу и Родине на псковской земле храма-воина (если можно так выразиться), его настоятеля – протоиерея Олега Тэора, его служителей и прихожан.
На протоиерея Олега возложена роль духовного пастыря в деле окормления воинов Псковской епархии и большой атомной подводной лодки «Псков» на Северном флоте. При этом основным направлением работы храма является его миссионерская деятельность по возрождению православных традиций в армии, воспитание патриотизма и воинской доблести. И не только это. Приведу полностью текст очень проникновенного объявления: «Дорогие воины! Каждый понедельник с 18-00 до 19-00 часов в клубе артполка будут находиться священники воинского храма св. Александра Невского: настоятель протоиерей Олег Тэор или же, при его отсутствии, отец Василий Андреев, отец Александр Ермолаев, отец Александр Мельников. Если у вас есть какие-то тревоги, мучают обиды и непонимание, вы можете подойти и побеседовать со священником наедине. В храме есть и библиотека, и музей, и православные школы для детей и взрослых. Издательская деятельность – важнейшее направление работы храма. Многое делается для сохранения памяти тех, кто не вернулся. И здесь, в храме, хранят живую память. У Бога все живы.
Протоиерей Олег Тэор много делает для увековечивания памяти воинов псковского гарнизона. Издательский отдел храма с помощью компьютерной графики воссоздал портреты героев Псковской воздушно-десантной дивизии, легендарной 6-й роты, а также десантников со всей России с 1994 года, погибших в Чечне. В память о них изданы сборник стихов и книги. В храме формируется архив – документы, фотографии солдат и офицеров. Их приносят не только родственники и друзья погибших, но осуществляется и целенаправленный поиск. Издан Синодик. Ежедневно поминаются имена убиенных воинов и всех псковских десантников, ныне несущих службу в Чеченской республике. Каждый четверг в храме служится молебен о мире в Сербии и Чечне. С 2007 года сотрудники храма каждый год с середины февраля до середины марта проводят «Дни памяти и скорби», тогда организуются выставка книг и фотографий, личных вещей погибших, проводятся экскурсий для детей, школьников, студентов, курсантов и всех тех, кто чтит память павших.
Ежегодно 11 сентября, в день усекновения главы Иоанна Предтечи, Русской Церковью совершается поминовение православных воинов, за веру и Отечество на поле брани убиенных. В этот день отец Олег посещает воинские захоронения, служит литии, встречается с ветеранами и воинами.
На псковской земле молитвенно сохраняется память о трагических событиях отречения царя Николая II от престола и явления иконы Божией Матери «Державная» в селе Коломенское. Ежегодно в этот день от воинского храма Александра Невского идет крестный ход к часовне в честь иконы Божией Матери «Державная». Часовня построена в 1996 году и посвящена памяти воинов, погибших во второй половины ХХ века. В самом храме Александра Невского 1 марта 2001 года, в годовщину гибели 6-й роты псковского гарнизона, установлены памятные доски с именами павших. Там же в память всех погибших за Отечество воинов всех времен горит неугасимая лампада на панихидном столе.
К Пасхе издательский отдел храма обязательно печатает поздравления родственникам погибших воинов, на которых стоят две подписи: командира Псковской десантной дивизии и настоятеля храма святого Александра Невского. Это слова любви и соучастия: «Помните, что Русская Православная Церковь – с вами, с вашими семьями, родными и близкими. Она молится и будет молиться о дорогом для вас человеке, погибшем за Отечество, о вас, надеясь на помощь Божию…».
Храм не только организовывает паломнические поездки, но в таких поездках предусмотрено посещение мест воинской славы и прошедших боев. На территории Псковской области в каждом районе есть немало захоронений воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны. Отец Олег регулярно посещает эти братские могилы. Вместе с певчими храма, паломниками и местными жителями вознося молитвы об упокоении защитников Родины. Ежегодно 7 декабря в храме служат панихиду по погибшим во время землетрясения в Армении. Каждый год в этот день в храм приходит не только представители армянской общины, но и другие псковичи. В 1988 году помогать разбирать завалы в Армению летали и псковские военные десантники.
Старейшее соединение Воздушно-десантных войск – 76-я гвардейская воздушно-десантная Черниговская Краснознаменная дивизия была сформирована в 1939 году в районе Новороссийска. Она прошла с боями Отечественную войну, под Сталинградом получила звание «гвардейской», а за освобождение Чернигова была удостоена почетного звания Черниговская. В 1946 году дивизия преобразована из стрелковой в воздушно-десантную. Ее воины принимали участие в боевых действиях в Афганистане, Абхазии, Приднестровье, Косово, Чечне. С 1 декабря 2006 года 76-я Псковская воздушно-десантная дивизия стала называться, согласно приказу министра обороны, десантной военно-штурмовой. Нередко провожает воинов на боевые задания протоиерей Олег Тэор. Знает батюшка и те трагические дни, когда молодые ребята, многие из которых не успели даже создать семью, возвращаются в цинковых гробах. Он отпевает погибших, успокаивает, как может, родных и молится, молится, молится…
По благословлению митрополита Псковского и Великолукского Евсевия отец Олег окормляет также и морские части (пограничников и авиацию), дислоцирующиеся в Псковской области. При этом храмом ведется большая благотворительная работа по оказанию материальной помощи военным.
И еще: уже в течение ряда лет протоиерей Олег и его помощники по камешку собирают «Святой холм». Место ему пока определено возле храма, на холме – крест. Здесь лежат камни, которые были подняты водолазами со дна реки Ижоры, с того места, где Александр Невский одержал свою первую победу. Здесь также земля и камни из Алапаевска, из Ганиной ямы, привезенные одним монахом из Екатеринбурга, из Левашевской пустыни под Питером, с Бутовского полигона под Москвой. Здесь же камни от разрушенных храмов. Сюда привозят камни и землю из родных мест и с мест гибели воинов Псковского гарнизона. Складывают под опалубку и камни с тех мест, где было явлено какое-либо чудо. Холм возле храма стал хранителем памяти.
Протоиерей Олег сторонник широких связей между православными епархиями. Экскурсоводы храма регулярно проводят экскурсии для гостей, в том числе и иностранных, по святым местам псковской земли, Псково-Печерскому монастырю, Пушкинскому музею-заповеднику. В течение ряда лет приезжают на псковскую землю и в воинский храм паломнические группы из Сербии. Они посещают родину святой Ольги, псковский кремль и другие святыни. Если в группе есть сербские священники, то совместно с настоятелем храма, они совершают Божественную литургию. В трагический для славянского мира 1999 год самолеты НАТО с 24 марта по 9 июня бомбили территорию суверенной Союзной Республики Югославия. Уже в июле батюшка вместе с псковскими десантниками был в Приштине и воочию видел страдания православных сербов. С того времени молебен о мире в Сербии, составленный протоиереем Олегом Тэором, служится в храме каждую неделю: «О страждущем православном народе сербском, спасении и сохранении святынь его и жизней братии нашей во области Косовской и во всех концах Отечества их…».
По благословлению Псковского архиерея и по совету старца Николая Гурьянова с острова Залит, настоятель воинского храма вместе с прихожанами и воинами псковского гарнизона ежегодно в сентябре совершают крестный ход вокруг Пскова для охранения города.
Лист из Синодика. Десантники 6-й роты. Есть и еще важное направление в миссионерской деятельности храма. Речь идет об Александро-Невских беседах, которые проводятся уже более десяти лет для всех желающих, а это преимущественно псковская интеллигенция. Кроме того, Александро-Невские чтения периодически проходят в библиотеке для детей и юношества. По просьбе офицеров-воспитателей, сотрудники храма стали проводить циклы бесед в рамках чтений о великих полководцах России в подразделениях дивизии.
Протоиерей Олег Тэор регулярно принимает участие в сборах военного духовенства. Это своего рода площадка для обмена опытом и обсуждения путей претворения в жизнь постановления Священного Синода Русской Православной Церкви от 11 апреля 2006 года о необходимости восстановления института военного духовенства в Российской армии.
Отец Олег часто бывает в воинских частях, расположенных на территории псковской области. Во многих войсковых соединениях батюшка освящал оружие, военную технику, самолеты и казармы. Периодически он выезжает на полигоны, где проводятся беседы с военнослужащими об основах Православия, раздается духовная литература. Стало традицией перед началом крупномасштабных учений служить молебен о благополучном проведении этих мероприятий. Так, например, отец Олег, иногда совместно с другими священниками, молится на месте приземления об успешном десантировании всех участников военных учений.
Настоятеля воинского храма всегда приглашают на торжественные мероприятия в воинские подразделения, на проводы псковских призывников, ходит батюшка и в общеобразовательные школы, к курсантам Псковского юридического института, к ветеранам Великой Отечественной войны – и всюду несет слово о Христе. И к нему в храм, в свою очередь, приезжают паломники из интернатов, училищ, военных подразделений из разных уголков России.
В канун Светлого Христова Воскресения отец Олег с подарками, пасхальными яйцами и книгами посещает гарнизонный госпиталь и госпиталь ветеранов Великой Отечественной войны. А в день Преображения Господня объезжает военные госпитали и медсанчасти с освященными яблоками. Приходилось ему посещать раненых в госпиталях и в так называемых «горячих точках».
На Пасху учащиеся воскресной школы при храме ставят пасхальный спектакль для воинов-десантников в зале гарнизонного Дома офицеров военного городка Псковской десантно-штурмовой дивизии. На праздник идут дети, ветераны, военные и просто жители.
Несколько раз в году в воинском храме торжественно празднуются дни, связанные с жизнью и деятельностью защитника Отечества и православной веры благоверного князя Александра Невского: 12 июня – день рождения великого князя, 18 апреля – победа над на Чудском озере, 12 сентября – перенесение святых мощей князя из Владимира в Петербург, 6 декабря – день памяти святого. Два подвига его – подвиг брани на Западе и подвиг смирения на Востоке – имели одну цель: сохранения Православия как созидающей и нравственной силы русского народа.
Уже стало традицией, что в эти праздники совершение Божественной литургии возглавляет митрополит Евсевий. Архиерейские службы удивительны по своей торжественности и красоте: литургия совершается в едином молитвенном предстоянии архипастыря, духовенства, певчих, воинов гвардейской воздушно-десантной дивизии и других прихожан.
Перед почитаемой храмовой иконой благоверного князя Александра (конец ХIХ в.) горит неугасимая лампада. Огонь для нее привезли с родины великого князя – из Переславля-Залесского.
Анна.