Часть 4. О вреде некоторых источников информации

Восемь смертных грехов и борьба с ними

    

Итак, выясняется, что дурные мысли, греховные желания и стремления не являются кровной собственностью нашей души. Они приходят извне и могут быть как приняты и взращены нами, так и отринуты и изгнаны. На то нам и дана свободная воля.

Откуда же приходит все это? Говоря глобально, источник их один. Бог зла не сотворил, и первым, кто начал творить зло во вселенной, был сатана. «Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил» (1 Ин. 3: 8), – говорит апостол Иоанн Богослов. И принимая крещение, мы «отрекаемся от сатаны и от всех дел его». То есть от дел греха. Поэтому люди, сеющие грех и соблазн, творят, конечно, дело диавола.

Дурные, греховные помыслы почти всегда рождаются от зрительных, слуховых и каких-либо других чувственных образов и впечатлений. Конечно, могут быть помыслы и прямо, непосредственно всеваемые сатаной, но их не так много, как порой кажется. Каковы эти внешние раздражители низменных инстинктов? На первом месте, без преувеличения, стоят современные источники массовой информации: телевидение, «желтая» и развлекательная пресса, радио, очень многие интернет-сайты.

Из-за того, что почти все масс-медиа у нас частные, а значит – коммерческие, их доход и благосостояние их владельцев зависит только от одного – от рейтинга. И чем большее число людей будут смотреть или слушать в данный час определенный канал, покупать то или иное издание, тем больше рекламных компаний будут вкладывать в него деньги – все очень просто. А чтобы привлечь зрительское или читательское внимание, нужно как можно больше развлекать, играть на самых низменных страстях и пороках, показывать что-то полузапретное (запретный плод, как известно, сладок). Но это только один аспект проблемы, ведь, кроме коммерческой стороны вопроса, есть иная, куда более важная, сторона – нравственная. Мы испытываем сейчас жесточайший натиск: огромные средства тратятся на то, чтобы разложить наш народ нравственно и духовно.

Но не только СМИ сеют грех. Греховные помыслы могут прийти к нам из всего того, что мы читаем, слышим, видим и чувствуем. То есть из книг, фильмов, разговоров, встреч и т.д.

Как же сохранить свою душу и ум в чистоте, если мы живем в мире, пропитанном информацией, если зрительные и звуковые образы пронизывают весь наш быт? Да, это, конечно, сложно, но возможно. В аскетике это называется хранение зрения, слуха и ума.

Начнем с того, что 90% информации, которую получает ежедневно современный человек, ему не только не нужны, но и очень вредны. Вдобавок, вся эта информация отвратительного качества. Помните, что говорил профессор Преображенский в романе М. Булгакова «Собачье сердце»? «Не читайте до еды советских газет» – можно испортить пищеварение. Думаю, что современную прессу и после еды читать не стоит.

Подавляющее большинство наших современников из-за любви к СМИ вообще отучились самостоятельно мыслить и анализировать. Да и времени на это нет, ведь нужно прочитать все те газеты и журналы, на которые подписались; посмотреть последние новости; пока стоишь в пробках, послушать любимую радиостанцию; да еще надо, чтобы вечером на сериал сил хватило. При этом человек находится в полной уверенности, что его мысли – это его собственные мысли. Он уже не понимает сам, где говорит за него Владимир Познер, где Александр Гордон, а где вообще Михаил Задорнов. Способность к самостоятельному мышлению почти утрачивается. Если и наблюдается еще какое-то разномыслие среди нашего населения, так это только потому, что люди смотрят разные передачи, точки зрения ведущих и участников которых не всегда совпадают. Как говорил Козьма Прутков, «многие люди подобны колбасам: чем их начинят, то и носят в себе». По этому принципу работает наша «четвертая власть», которая, действительно, является властью реальной, ибо способна манипулировать сознанием людей как угодно.

У нас частенько говорят о фальсификации выборов, о неправильном подсчете голосов и подложных бюллетенях. А ведь все это абсолютно ненужная вещь. Достаточно просто за несколько недель до выборов показывать по телевидению одно и то же лицо, и все как один за него проголосуют. Какими бы качествами кандидат ни обладал. Наполеон говорил: «Несколько газет могут сделать больше, чем целая армия». Что бы сказал Бонапарт, если бы был знаком с телевидением?! Но тема наша все-таки не политические технологии, а борьба со страстями, поэтому вернемся к ней.

Можно сказать совершенно точно: смотрение телевизора, чтение «желтой», бульварной прессы, общение с другими СМИ разжигают в нашей душе все восемь страстей.

Посмотрим, как же СМИ способствуют их пробуждению в душе человека.

Чревообъедение. Проявление этой страсти есть чревоугодие, пьянство, наркомания и курение. Телевидение и другие СМИ вообще нацелены на культ гедонизма, наслаждения. Вспомним хотя бы рекламные лозунги «Бери от жизни всё!», «Еда – это наслаждение, наслаждение вкусом!» и другие. Про явную и скрытую рекламу пива и иных алкогольных напитков можно и не говорить. Нам вообще всячески стараются внушить, что без алкоголя жизнь в принципе немыслима. В фильмах или сериалах о военных или милиционерах (то есть о «настоящих мужчинах») вся их жизнь постоянно сопровождается приемом спиртного (водки и пива). Притом, естественно, все это щедро проплачено спонсорами, чей товар рекламируют актеры. Почти все герои постоянно курят. К слову сказать, в голливудских фильмах уже практически нельзя увидеть положительного героя, который пьет спиртное или затягивается сигаретой. Американцы наконец поняли, какое действие подобные примеры оказывают на молодежь.

Но все это еще цветочки. Ведь на нашем телевидении нередки сцены, где вполне положительные герои употребляют наркотики и курят «травку». Помню, как в одном известном российском фильме, словно рекламный слоган, несколько раз звучит фраза: «Трава – не наркотик!».

Любодеяние. Ну, тут не стоит даже особенно много говорить, достаточно перелистать любую популярную газету или включить телевизор, особенно какой-нибудь молодежный канал, скажем, MTV. Весь теле- и радиоэфир наполнен непристойными сценами, разговорами на тему сексуальных отношений, шутками «ниже пояса» и передачами «про это». В европейских странах, и даже в Америке, фильмы и передачи эротического содержания уже давно показывают только в определенное время поздно вечером.

Сребролюбие. На тему культа алчности, жадности, сребролюбия существует масса теле- и радиопередач, в которых целенаправленно внушается, что без приложения особых усилий и труда можно «стать миллионером». Вместе с этим возбуждается обратная сторона алчности – зависть. Ведь тот уровень жизни, то есть товары и развлечения, которые рекламируют СМИ, доступны только небольшому кругу людей. А остальным остается только глотать слюнки и завидовать.

Гнев. Зависть вызывает гнев. Это понятно. Когда в стране очень многие сидят без работы, не получают месяцами зарплату и не могут прожить на пенсию, вполне понятно, что то, что эти люди видят по телевизору, вызывает раздражение и гнев: рейтинги самых богатых людей страны, реклама жилья за несколько тысяч долларов за квадратный метр и прочее. Любая сводка новостей – причина для гнева: коррупция, несправедливость, бездействие властей и правоохранительных органов. Прибавим к этому возбуждающие агрессию фильмы со сценами насилия и жестокости. И можно только догадываться, какое действие способно произвести на человеческую душу интервью с маньяком, рассказывающим, как он получает удовольствие от убийства.

Печаль, уныние. Те же новости, кроме печали, уныния и тревоги, ничего вызвать не могут. Катастрофы, ДТП, аварии, убийства, войны и локальные конфликты, кризисы и дефолты… И так каждый день.

Тщеславие. Гордыня. Если по ТВ, в прессе человек постоянно узнает о людских пороках и грехах, он начинает впадать в осуждение и превозношение: «Если звезды и политики погрязли в разврате и излишестве, то я еще очень даже ничего». С другой стороны, он начинает свыкаться с тем, что порок, грех – это норма жизни.

Пусть меня простят, что я так долго излагал всем хорошо известные вещи, но иногда в повседневной суете мы просто не задумываемся, каким зверям открываем ворота, когда включаем телевизор или берем в руки газету. То, о чем даже взрослый человек, скорее всего, никогда бы и не подумал, может быть вытащено наружу с помощью похабного фильма или развратной статьи. Совершенно ужасные мысли и инстинкты могут быть расторможены, если не хранить свое зрение и слух.

Что делать? Вековечный российский вопрос. Неужели жить в информационной изоляции и не знать ничего, что делается в мире и стране? Проблема эта сильно преувеличена. Мы живем не в пустыне, не на необитаемом острове. Поверьте, все новости, которые нам действительно нужны, мы узнаем и так. Ну, может быть, с опозданием максимум на один день. Нам все равно их сообщат на работе, друзья, знакомые, родственники. Но теряем мы, общаясь со СМИ, гораздо больше. Можно сказать совершенно определенно: тот, кто регулярно смотрит телевизор, слушает радио и читает прессу, не может сохранить свой ум, слух и зрение в чистоте.

Телевидение, кинематограф вообще очень агрессивная штука; по силе воздействия они стоят на первом месте. Ведь человеку вкладывается в сознание уже готовая картинка, ему не нужно раздумывать, включать воображение, ему предлагается готовый образ. И что самое страшное: этот образ он потом начинает считать уже порождением своего ума. Недаром Ленин – великий знаток манипуляции массовым сознанием – говорил: «Из всех искусств для нас важнейшим является кино».

Человек, который смотрит телевизор, не может заниматься уже ничем другим – ни делать дела (даже самые простые), ни даже вкушать пищу (доказано, что это очень вредно). Даже радио можно слушать и, например, мыть посуду, а делать это, смотря телевизор, нельзя.

Если профессия человека не связана с политикой или какими-либо сферами деятельности, где действительно нужны последние новости, то он ничего не потеряет, когда ограничит общение со СМИ до минимума. А приобретет очень многое: ясность ума, ограничение соблазнов и бездну свободного времени, которое можно потратить на чтение хорошей литературы, культурный досуг, общение с близкими и другие нужные дела. СМИ недаром разжигают все страсти, их действие подобно действию страстей, они дают зависимость, подсадку. Начав смотреть какой-нибудь фильм, можно потом часами не выключать телевизор, забыв обо всех делах.

Поэтому очень хорошо хотя бы сильно ограничить влияние на нас масс-медиа. Если в доме есть дети, то сделать это просто необходимо. Нужно постараться хотя бы постами, в среду и пятницу не смотреть телевизор. Иначе вся наша борьба со страстями будет очень неэффективной. А тем, кто боится остаться совсем без информации, можно посоветовать выбирать те радиопередачи, газеты и сайты, содержащие блоки новостей, которые являются наиболее нейтральными и безобидными. При нынешнем выборе таковые пока еще есть.

(Продолжение следует.)

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
анна 4 июня 2018, 09:21
Слава Богу, что есть компьютеры и интернет! У нас дома нет телевизора, все что надо транслировать в ум моим детям, я нахожу сама. Советские(равно христианские)мультики и фильмы, познавательные передачи, ролики про животных, лекции. Мои дети не знают ни одной российской тв-звездульки, встретив их на улице они не обратят на них никакого внимания. Собчак, Бородина, Водонаева, Бузова, Тимати и пр....для моих детей этих людей не существует в природе, зато они отлично знают кто такой Осипов Алексей Ильич...его то они на улице узнают.
Мария28 сентября 2012, 14:46
Батюшка, спасибо за статью. Очень своеврменно. У меня беда: зависимость от интернета, который в последнее время, как написал кто-то ниже, стал ничуть не лучше ТВ. А по-моему, так и хуже, потому что создаёт иллюзия свободного выбора поглощаемой информации.
С Божией помощью буду бороться со своей зависимостью...
Евгений10 мая 2012, 15:23
Всем Здравия! Если раньше в наши дома вошел телевизор,то теперь его заменяет компьютер с интернетом, в котором "грязи" не меньше.Со спокойной совестью можно выкинуть "черный ящик" на свалку и забыть о нем навсегда,по-тому что он как наркотик вызывает сильнейшую зависимость от которой избавиться очень сложно.
Илья28 мая 2011, 04:17
мде, ложка или чаша... яд это яд, а сми это сми.

В ящике и не из Ильи Гофмана сделают гения.

Читаешь некоторые комментарии и страшно становится.
Ирина24 августа 2010, 15:26
Все зависит от нас и нашего желания противостоять греху. Я 5 лет жила без телевизора (сняла квартиру без него, на покупку не было денег), так и привыкла к его отсутствию. Теперь даже в командировках по вечерам в гостинице читаю книги или работаю, посмотреть телевизор даже не тянет. Газеты и журналы тоже давно не покупаю. Изредка смотрю список новостей в интернете, хотя стараюсь и без этого обходится. Как правильно написано в статье, если что важное, то родственники, друзья или коллеги расскажут. А остальное мне и неинтересно.
Артём14 июля 2010, 20:46
Очень правильные мысли. Только совет "поменьше смотреть СМИ" на мой взгляд молоисполним. Ведь не важно, сколько яда вольётся в душу - ложка или чаша. Совсем оградить себя от СМИ не получится, а значит яд рано или поздно разъест душу, приведёт к греху.
Что же делать нам в миру? Как противостоять? Как оградить себя и детей своих?
Сергей22 июня 2010, 15:07
У меня, инославного, тарелка, и лучшее, что я смотрю - утром и вечером на КРТ передачи протоиерея Ткаченко. Это луч света в море грязи.
дмитрий28 февраля 2010, 19:29
Да такие, как Мария уже не видят зла телеэфира, они срослись с телевизором, и если их лишить телевидения - это будет катастрофа.
Яна в крещении Марина18 мая 2009, 08:57
Спасибо о. Павел, за такие статьи. В моей душе уже несколько лет идет переворот, стараюсь бороться со страстями. Получается и не получается, но оставлять эту борьбу не хочу. Но вопрос еще один. Я уже воспитывала своего сына по законам нынешнего мира, теперь переубедить его в обратном настолько сложно, что кажется мне невозможным. Ему почти одиннадцать лет, его возраст подходит к переходному, когда ему кажется, что все уже знает, умеет все и умнее всех окружающих, чувствует себя так, что ему все должны. Я понимаю мое упущение. Вопрос. Что делать? Молюсь. Но кроме молитв я должна что-то делать. Что? Как не навредить ему и вложить правильные мысли, какой-то нравственный смысл жизни? Кроме моего воспитания его окружает еще и общество, и телевидение, которые приятнее моих нравоучений. Не хочу быть ему врагом, а хотелось бы быть близким и родным человеком, другом. Помогите, пожалуйста, советом и благословите Бога ради.
Владимир 3 апреля 2009, 19:41
Говорить можно много: деланий мало.
Надо власть употребить, иначе не угомонятся растлители.
Кулаком надо работать, не только языком. Вот мое непопулярное мнение.
За Русь надо биться и бить.
Владимир.
Владимир 3 апреля 2009, 19:19
Уважаемый господин Президент! Остановите безумие.

Что творится на экране? Наши растущие дети, ничего, кроме крови и насилия, грязного "соития", (извините), на экране не видят! И это не просто: ай-яй-яй! Это настоящая, продуманная идеологическая агрессия.
С экрана стекает грязь, кровь, с которыми постепенно свыклись, как с неизбежным (?!) злом. Как с издержкой (?!) современности. И нашим детям, добро совершенно не очевидно,само по себе. Дети смотрят то- что есть. Играют в то-что видят, и растут в той информационной атмосфере, которую испаряет экран.Это абослютно. И никакая семейная крепость не выдержит тех иформационных осад и атак, которые обрушиваются на голову добродетели. ( Подчеркните красным в телепрограммах любых каналов передачи, которые идут со сценами насилия, крови, секса (по русски -разврата),криминала. Не останется живого места на листах, все станет красным, словно от пролитой крови.) Если выделить еще и рекламу-смотреть нечего абсолютно,кроме новостей. Господа, отвечающие за российскую культуру, отрезвитесь.
Бедные, духовно искалеченные (умышлено!) дети. Ибо невозможно представить, что все делаемое с душами детей, делается случайно или по недомыслию!(из года в год!) А детям не с чем сравнивать свои впечатления получаемые с экрана, они не могут себе представить жизнь без ненависти, крови. Наши дети думать не могут иначе, чем это обусловлено экраном. Мы так и воспитываемся - ненавистью.Если во времена Союза, были декларированы эталоны нравственности, пусть не всегда на деле соблюдаемы, то люди хоть в теории знали, что хорошо, а что плохо. Я ровесник Президанта, знаю о чем говорю, когда веду речь о Союзе. Наши же дети живут и растут со злом и во зле, они вживаются в насилие и прорастают в него, а мы потом хлопая глазами, разводя руками - поражаемся: откуда, мол, столько ненависти в детях, столько злобы? От нас! Р-а-з-л-а-г-а-е-т-с-я народ. Раз на государственных каналах все доступно, то что говорить о частных?! Неужели мы так слепы? Разве не видим, как люди неуклонно становятся скотами? Звероподобие сквозит в глазах даже у маленьких детей, никто не замечал? А если истинно глаза - зеркало души, тогда - как?! Под угрозой еще одно поколение. Значит и Россия. Это нужно нашему государству? Нет. Родителям? Страшно представить. Школе, Церкви, культуре российской? Нет. Нашим искренним друзьям-странам? ...(а есть они у нас?!)

А кому тогда? А?!
Дмитрий Анатольевич! Россия одна в этом мире.Мы одни. Если споткнемся - затопчут. У Вас тяжкий крест государственной власти. Бог Вам в помощь.

С глубоким уважением, Владимир. Ростовская область, приманычье.
Всего доброго.

Письмо отправлено президенту, дойдет ли?
Алексей31 марта 2009, 19:53
Уверен, что ничего не понимаю в устройстве нашего государства. Вроде те, которые стоят в первых рядах пирамиды власти похожи на людей, но к ним не испытываешь уважения. Они зачастую хорошо выглядят на экране, но не одного живого слова не произносят.. Лицемерие повсюду, говорят лишь то, что от них хотят услышать.. Мрак! Мое детство прошло во времена заката СССР и сейчас есть с чем сравнивать. Тогда было лучше.. Понимаю, что все это не похоже на комментарий к статье благословенного о.Павла, но мое глубокое убеждение в том, что начинать менять ситуацию в нашей стране с законов и запретов. ТАКАЯ демократия на ТВ и в СМИ народу русскому НЕ НУЖНА!
Владимир14 марта 2009, 15:56
Совершенно согласен с автором и с теми высказываниями, которые поддерживают публикацию. Однако, рассуждая о СМИ, больший упор делается на ТВ, что, конечно же, говорит о той роли, которую ТВ играет в современной жизни. Но ведь и газеты с журналами приносят не меньший вред, а подчас и больший. Сколько я ни старался, положительного примера среди центральной прессы не нашел, к сожалению. В стороне отчасти остаются провинциальные издания, но и им в борьбе за выживание приходится поступаться нравственными принципами. 90% не нужной мне информации - это, пожалуй, мало. Всю действительно необходимую мне информацию ЖЭК вывешивает на дверях подъезда. Остальная информация вписывается в мудрое замечание Екклесиаста: "Во многом знании много печали". Храни вас БОГ!
Валерий11 марта 2009, 11:22
Мне кажется, что одна из главных проблем состоит в том. что ТВ и, вообще, СМИ действительно дают некоторое отражение реальной жизни. Однако, беда в том, что это - совершенное искаженное отражение, имеющее довольно малую степень корреляции с оригиналом. более того, это патологически искаженное отражение, своего рода, "социальная патофизиология" жизни, искусства, политики и пр.

Другая проблема - это свойство СМИ - имманентное свойство. "Демократическое" ТВ дает нам патофизиологическую картинку псевдодемократического общества, тоталитарное ТВ, в свое время тоже невероятно искажало действительность. особенно, политические ее аспекты. Что поделаешь - вторая древнейшая профессия обязывает исполнять социальный заказ власть имущих во все времена и системы. Вряд ли можно как-то всерьез исправить это положение.

Но что действительно можно - людям верующим больше поддерживать православные издания, ТВ-каналы - духовно, интеллектуально, финансово. И еще молить Спасителя, чтобы он вразумлял нас. преумножая иммунитет души.
Анна10 марта 2009, 10:19
Как человек достаточно образованный, не со всем в статье и не со всеми комментариями могу согласиться. Но как новоиспеченный христианин - соглашаюсь, и даже не пытаюсь спорить. Ведь если вопрос идет о спасении души или ее смерти - о чем тут можно спорить? А вообще есть одно очень верное замечание "он ничего не потеряет, когда ограничит общение со СМИ до минимума. А приобретет очень многое: ясность ума, ограничение соблазнов и бездну свободного времени, которое можно потратить на чтение хорошей литературы, культурный досуг, общение с близкими и другие нужные дела." У нас в семье, еще у бабушки и дедушки было такое правило - просматривают программу на неделю и каждый выбирает себе что то, что он бы хотел посмотреть - взрослым 3, детям 1. По-моему это пример того, как можно было бы регулировать этот вопрос в любой семье, даже не христианской.
Дмитрий 2 марта 2009, 10:00
Совершенно согласен. Это сейчас одна из самых опаснейших проблем, может быть даже самая опасная, так как ничто на нас так, наверное, не влияет как СМИ. Особенно актуально лично для себя отметил постепенную потерю способности самостоятельно размышлять, а вместо этого трансляцию чужого (зачастую далеко не лучшего) мнения какого либо журналиста или общественного деятеля. Для себя лично я нашел выход в Слове Божьем которым и стараюсь поверять эту разношерстную информацию.
Недавно кстати читая «Архипелаг ГУЛАГ» схожею мысль увидел в 3-м томе, где Солженицын находит положительное свойство заточения именно в возможности самостоятельно задуматься по причине отсутствия как таковых тогдашних СМИ на зоне.
Согласен также что нужно ограничивать влияние масс-медиа на себя и по возможности на своих близких но зачастую сделать это не так-то просто и в связи с этим очень жаль, что на телевидение (самом массовом СМИ), мало передач об основах христианства, периодически конечно появляются передачи об огромном значение Православия в Русской истории (что безусловно так), но не менее важно рассказать и о корне и стволе, который все это держит, потому что основная масса, судя по личному опыту, об том мало или практически ничего не знает. При этом желательно чтобы в основе этих передач лежала бы именно Библия во первых потому что Православие именно на ней как на письменном источнике и зиждется, а во вторых это более чем что либо обратило бы к нашей церкви тех кто от неё отошел к инословным а то и просто в секты.
Николай 2 марта 2009, 09:37
Может ничего нового здесь и нет,но все таки есть люди еще не знающие про вред наносимый средствами массовой информации, это ведь написано для нас и всегда полезно прочитать то что может дать духовные плоды в будущем.Так что на мой взгляд это следует прочитать.
Родион26 февраля 2009, 12:15
Все правильно, конечно. Именно - если у смотрящего ТВ имеется ощущение, что он что-то там самостоятельно анализирует и принимает какие-то решения "за доли секунды", то это ему так кажется, потому что его обманули. На то и был расчет. Наивные люди, честное слово.

Не надо ТВ смотреть вообще. У нас в семье его нет на протяжении многих лет и только от этого хорошо. Все в точности так, как пишет о.Павел.

Не хватает источников информации - да ну, глупости, конечно. Возможностей получить ее огромное количество. Все тоже самое можно узнать и без ТВ. Но главное здесь именно направление - в этом случае человек сам хочет что-то узнать и узнает, а не подставляет свои расслабленные мозги на промывку ... ну хоть чем-нибудь уже, пожалуйста, промойте.

Помните, был такой, популярный в свое время, роман Дж.Оруэла "1984"? Там в каждой комнате висел экран, который передавал новости и потом следил за человеком, чтобы он правильно реагировал - после новостей должна была быть "пятиминутка ненависти". Так вот, современные ТВ мне очень даже напоминают эти самые экраны. Ну точно, ведь. Теперь они уже почти в каждой комнате - смотрят на людей и внушают им, как и что надо думать.

Главное, их наличие стало практически обязательно. Чтобы в доме не было ТВ - это теперь немыслимо. Когда говоришь, что, мол, у меня в доме нет телевизора, на тебя смотрят как на человека с луны или на изгоя общества.

Очень скоро ТВ внушит всем, что надо проголосовать на всемирных выборах за мирового правителя. И все проголосуют. Конечно, самостоятельно. И только после того, как "проанализируют" и "примут решение". Да, приближаются последние времена. Ничего не поделаешь.

Сергей24 февраля 2009, 12:48
Можно ли по ТВ посмотреть полезную передачу или фильм? Если вы и найдете такие, легче иголку в стоге сена найти, где уверенность, что эти передачи полезные. Сейчас существует много православных фильмов и передач в истине которых не каждый священник разберется, а где уж нам... Поэтому, с просмотром телевизора, должен быть сделан один выбор - "да" или "нет", а "может быть" - это попытка заставить замолчать свою совесть. Кто тянется к Богу, кто решил изменить свою жизнь, полезную информацию ищет не на помойке. Все, что нам нужно на предстоящий день, Господь дает с избытком, нужно только уметь это увидеть и не нужно думать о завтрашнем дне. Господь более печется о наших душах, нежели мы сами. А просмотр "познавательных" передач и фильмов не более, чем пустое времяпровождение (за очень немногим исключением).
Павел25 февраля 2009, 13:12
Я думаю, телевизор и компьютер - это неизбежность.
Пытаясь убегать от них мы выглядим просто смешными неандертальцами, на нас и так смотрят как на динозавров. Че мы всего боимся, во всем козни видим? Компьютер все равно войдет в жизнь ребенка, а за ним интернет. Хотите вы этого или нет. Не грех смотреть телевизор, а грех его бояться. Ну где же разум? где трезвость? Фильтруйте передачи, фильтруйте игры. Постоянно объясняйте. Меня мой 5-ти летка так просто вопросами засыпает, приходится непрятные ситуации пытаться выкручивать в нашу пользу. Одного его с телевизором я конечно не оставляю, но компьютер он уже сам включает, сам включает игрушки. Зато потом хоть не будет смотреть на компьютер как солдат на вошь, когда работать придется. А компьютер сейчас в любой конторе, так же как и интернет. К примеру. Вчера по телеку все про армию крутили, война, смерть, кровь, убийства. В конце дня выдал, "не пап, я пожалуй в солдаты не пойду - убить могут". Помоему и до 18-ти летнего такое не всегда доходит. По крайней мере "воинственный романтизм" уже притупился.
Анастасия23 февраля 2009, 12:51
Полностью согласна с автором статьи. К пониманию вреда неконтролируемого просмотра телевидения или прослушивания радио пришла давно, причем самостоятельно, не на основе религии. Достаточно прислушаться к себе - что мы чувствуем, когда каждый день слышим про катастрофы, преступления, войны и т.п.? Сразу возникает грусть, страх за свое будущее и будущее детей, иногда просто ужас перед происходящим. И спрашивается, зачем это нам нужно, если повлиять на эти вещи мы все равно не можем, а стрессов в жизни современного человека и без того достаточно.
А в 255 раз читать или слушать кто из звезд или героев сериала с кем развелся, женился, изменил и т.д. мне вообще не интересно - это их проблемы, зачем мне тратить СВОЕ время на это, не лучше ли жить своей жизнью и сделать в это время что-то полезное, если не для своей души, то хотя бы просто для себя и своих близких: сходить погулять (полезно для здоровья), пообщаться с друзьями, почитать книгу, заняться увлечением, да пусть даже посмотреть хороший фильм на DVD, но по своему выбору, а не то, что предложит "зомби-ящик". Кроме того от телевизора портятся глаза - мы и так много времени в течение дня проводим в офисах за компьюторами.
Как человек, связанный со сферой маркетинга, могу определенно сказать, что большая часть информации, в СМИ дается с целью продвинуть ту или иную продукцию или личность (что рекламистами тоже воспринимается как продукт). Для этого используют любые методы привлечения внимания, не заботясь об их нравственной стороне, лишь бы продавалось. И только в силах думающего человека совершить самостоятельный выбор - хочет ли он тратить СВОИ время, здоровье, эмоции на то, чтобы помочь заработать деньги или популярность чужим людям, которым в общем то и дела нет до него.
Если уж действительно нужна информация о каком-то продукте - легче найти пару статей в интернет, так хотя бы человек сам фильтрует поток информации, а не "ест все, что дают".
георгий23 февраля 2009, 12:52
Слава Богу, попал на православный сайт...спасибо за статью отец Павел...пишу из Грузии (Иверии). У нас почти таже ситуация со сми....идет дебилизация населения ...пропаганда разврата... к тому же еще и российские каналы смотрим, так что у нас два в одном :))
но у нас, у Патриархии есть свой канал на ТВ хотя и отклучают периодически, но все-таки функционирует... почти круглосуточно... может и у вас получиться сделать такой на российском тв...
Виталий23 февраля 2009, 12:55
Статья правильная и простая. Всё великое просто. И Святые отцы учат простоте. Желание многосложности это от гордыни. Для этого создаются передачи, гле их участники соревнуются в пустословии, тем самым возбуждая страсть словоблудия. А страсти они как звенья одной цепи. Думаешь, что увлёкся интересной беседой, и не замечаешь, как падаешь всё ниже и ниже. Телеком лучше не искушать ни себя, ни близких. Хотя сам я этим путём только пробираюсь. Ограничивать нужно постепенно и с любовью к ближним, страдающим СМИ манией. Зарание позаботившись о том, чем заполнить освободившееся время. Ведь против вас будет сражатся крепкий противник. Спаси Господи.
Антонина23 февраля 2009, 13:08
Телевидение в нашей жизни это факт. Если взрослые люди махнут на него рукой и не будут вносить в него ничего хорошего, там действительно будет всё плохо. В обществе должны быть рычаги воздействия на ТВ.
А в каждом доме это средство уже есть. Взрослый человек может в считанные секунды оценить уровень передачи согласно критериям своей совести.
Плохая передача - выключай телевизор.
Хорошая, познавательная - смотри, учись.
Младенцами нам заповедано быть по злобе. Взрослыми надо быть по интеллекту.
Юлия21 февраля 2009, 15:04
Спасибо за напоминание. Многие в коментариях написали, что Вы не сказали ничего нового. И правда - все об этом знают. Но помнят ли каждый день об этом? В начале статьи Вы упомянули: "Конечно, могут быть помыслы и прямо, непосредственно всеваемые сатаной, но их не так много, как порой кажется. " По возможности, расскажите, пожалуйста, о таких помыслах подробнее. Что это? Как такое происходит?
Елена20 февраля 2009, 20:04
Согласна с отцом Павлом. Вот только вопрос, что делать с детьми, которые выросли с телевизором и компьютером? Нам взрослым есть
с чем сравнить, со своим детством, в котором больше присутствовало
людей, нежели передач. Поэтому многие взрослые сейчас стали понимать, что эти "ящики" больше отнимают, нежели дают.
А у меня вряд ли получиться сейчас наложить запрет на TV для сыновей
(17 лет и 12 лет). Я бы с удовольствием узнала о том, как это сделать?
Светлана20 февраля 2009, 19:06
От просмотра телевизионных программ , а телевизар есть в каждом доме, что-то мы лучше не становимся. Скверна сыпется со всех сторон, дети не прислушиваются к мнению родителей, учителя промывают головки своим ученикам "ценностями" льющимися с голубого экрана, семьи распадаются, детей сирот все больше и больше. Что-то не видно пользы от телевизора. А вред налицо. Я ограничила, а вернее убрала на 99% телевизор из жизни семьи. Хуже не стало, а польза налицо. Начали больше читать, размышлять, появилось время для общения в семье.
владимир20 февраля 2009, 18:09
Полностью согласен с отцом Павлом. А то, что это азбучные истины - минус нам(взрослым),значит мы даже в своём возрасте не знаем азбуки и так учим своих детей! А вы обращали когда нибудь внимание, как детишки смотрят рекламу - взгляд не могут оторвать! Берегите себя и детей от таких СМИ.
Жду от отца Павла продолжения.Спасибо за статью!
Александр20 февраля 2009, 18:10
Мне кажется, мы все немного помешались на жажде "новой" информации. Но разве можно сказать что-либо принципиально новое, в разговоре на такую "старую" тему , как борьба с извечными страстями человеческими? О. Дмитрий просто напоминает то, что конечно уже известно, но не грех и освежить память. Можно ли найти в Святоотеческой литературе какую-то новую информацию, время от времени перечитывая ее? И если нет, то что же, тогда зевнем со скукой о пусть пылятся эти книги на полках? Я живу в Германии. Не знаю, насколько в Росии ТВ загружено грязью, но знаю, что в Европе это сплошная пропаганда всех видов существующих грехов и, наоборот, всяческие попытки создать в сознании людей(особенно молодых), негативного отношения к Христианству вообще и христианской морали в частности.
р.Б. Александр
Павел20 февраля 2009, 14:52
По-моему важно не только что смотреть, но и как смотреть. А ложечка меда в бочке дегтя может оказаться весьма ценной. К примеру, только из телевидения узнал о том что была такая девочка, как Саманта Смит. Которая в свое время очень сильно помогла в деле разрядки ядерной напряженности между двумя державами. Все ждали провокаций друг от друга, не хватало только искры. А она показала что мы все обычные люди, хоть и на разных континентах но все хотим жить.
Так же случайно узнал, что был такой разведчик в Западной Германии, работавший на Союз, причем в святая святых ЦРУ. Поразила история его устройства туда на работу и то, какую информацию он оттуда переправлял. После этих двух сюжетов я понял что "мировой закулисы" не существует. Никакие хитросделанные "жидомассонские" заговоры несостоятельны в принципе. Любой из них разобьется или о наивность ребенка или станут жертвой своей же подозрительности. Для меня лично эта "ложечка меда" очень ценна.
С удовольствием на днях, по "Культуре", посмотрел документальный фильм об Иерусалиме. Показывалась реконструкция евангельских событий. Причем фильм снят "предельно политкорректно". Слов "молитва", "ангел", "богочеловек" не было. Вместо это Иисус перед крестной смертью "размышлял" в Гефсиманском саду, а в купели Вифезда не ангел воду возмущал, а она "бурлила и окрашивалась в красный цвет". Ну мне-то какая разница? Зато я воочию увидел то место, где с большой долей вероятности Иисус молился в Гефсиманском саду! То место в купели, где Иисус исцелил немощного! И как выглядел Иерусалим в то время, включая самый главный храм, с горы Елеонской перед входом в Иерусалим. Смотрел с сынишкой, в процессе просмотра давал ему "показания". Хоть фильм и атеистический, с попыткой "объяснить" со своей колокольни непонятные вещи, но для меня он именно этим и ценен, тем что он снят непредвзято, хоть и покажется это странным. Мы-то ведь знаем, как все было на самом деле.
Александр20 февраля 2009, 14:49
Полностью согласен с отцом Павлом. Основная задача СМИ не ознакомить читателя (зрителя) с истинным или настоящим состоянием вещей, а именно навязать определенную точку зрения экономически целесообразную каким-либо структурам или людям. В настоящий период кризиса это наиболее четко видно. Если не умеешь читать между строк или понимать, что стоит за той или иной информацией лучше не смотреть и не читать. То же самое время можно потратить с пользой и для помощи ближним и для своей семьи. Результат будет гораздо более чем положительный, как для Вас так и для тех кому Вы поможете.
Сергей Чернышков20 февраля 2009, 14:56
В процессе работы связан с рынком исследования телевизионных услуг в России. Не хочу никого обижать, но телевидение в нашей стране это хищник, поглощающий неосторожные или непосвящённые души и сердца. Телеканалы можно представить как головы этого существа добывающие и отнимающие друг у друга финансовые вливания рекламодателей. Для оценки "производительности" той или иной головы придумана шкала рейтинговых оценок, прямо пропорциональная материальному благосостоянию. Мизерной крупицей в общем рейтинге является доля таких каналов как "Культура". Влияние же телевизора на детей вообще не поддаётся никакому сравнению. Ожидать что нам перестанут показывать нечто "жареное" не стоит, по крайней мере в ближайшее время. Вопрос с телевизором в нашей семье решён следующим образом. Разъём антенны типа "папа" отрезан и заменён разъёмом типа "мама", что предполагает наличие соответствующего переходника. Простейшая переделка, но сын, ранее делавший уроки под телевизионный "фон", теперь в наше отсутствие аппаратом не пользуется.
Спасибо отцу Павлу за все его труды во славу Божию.
Алексей20 февраля 2009, 14:49
Иоганн Вольфганг фон Гёте сказал: "Надо постоянно повторять истину, ибо ложь вокруг нас тоже проповедуется и не только одиночками, но и многими".

Я полностью согласен с автором статьи, в плане ОЧЕНЬ внимательного отношения к информации, которыую мы получаем через средства массовой информации. Особенно, если это касается "пассивного" получения информации (телевидения, радио). Ведь пользуясь, к примеру, Интернетом, человек имеет возможность фильтровать "не нужное": прокрутить страницу с рекламой или закрыть рекламное окно.

И даже просканировав "по диагонали" информацию можно сразу принять решения стоит ли тратить на нее безценное время жизни. В случае с телевизором всё обстоит несколько иначе. Единственное, что можно сделать, в рекламную паузу, это переключить канал, где зачастую ситуация не намного лучше.

Я согласен, что полностью пассивным назвать получение информации нельзя. Мы конечно же скажем, что анализируем получаемую информацию, формируя собственное мнение по тому или иному вопросу. Но в эру НЛП я бы побоялся утверждать наверняка, что мнение -- именно моё, и что я самостоятельно его сформировал.

Безусловно, попадаются очень хорошие (а главное полезные) передачи и фильмы. Но я бы сделал акцент на слове "попадаются". Но это явление, на мой взгляд, пока носит эпизодический характер. Правда, надо отметить, что не "всё вобще плохо с телевидением": есть православная ТРК "Глас", есть передачи протоиерея Андрея Ткачёва (на КРТ, в Украине)...

Зритель -- это, прежде всего, несовершенный человек. И даже в стремлении обогатиться духовно надо быть очень внимательным, чтобы не впасть в искушение. Что уже говорить о состоянии некоего "расслабления ума" во время "пассивного" восприятия информации, когда радио или телевизор работают "как фон".
Людмила20 февраля 2009, 14:48
Согласна с автором статьи. Совершенно верно подметил иерей Дмитрий: "Нечего искать в бочке дегтя ложку мёда". Взрослый культурный человек всвегда найдёт для себя полезную и нужную информацию из различных источников, на то он и взрослый. А дети черпают из телевидения, всё то, чему их в приличных семьях не учат. Запечатлеваются грязные образы в ещё незрелой детской психике. На подсознательном уровне ребёнок воспринимает видимое им как норму. А поведение большинства окружающих его людей вне семьи это подтверждает. И наконец, вырастая, ребёнок вступает в конфликт со своими родителями, осуждая их, считая отставшими от "современной" жизни. Увы, мне пришлось с этим столкнуться. Я консерватор, считаю, что у телевидения должна быть цензура. Такой точки зрения придерживаюсь потому, что огромное количество детей воспитываются телевизором (родители работают,детьми не занимаются). Простите, что переключилась на детей. У кого что болит, тот о том и говорит...
Сергей20 февраля 2009, 14:47
Полностью согласен с о.Павлом. Одни названия телепрограмм чего стоят! Везде убийства, насилие, порнография. И все это круглые сутки. Почти нет хороших, добрых программ. Что ж удивляться потом "воспитанности" нашего молодого поколения?!
Наташа20 февраля 2009, 14:46
Вы знаете, я вот еще поразмышляла после этой статьи и в мыслях свои встала на распутье! Мне 39, т.е я формировалась в советское время с советскими фильмами, с советскими актерами и теми же песнями, что я ценю все больше и больше и считаю это высокоталантливым. Сейчас, в основном, все то обхаили заменили дешевой подделкой зарубежного, мусором, которой из всех стран повыбрасывали. Так вот мы знаем, что искусство формирует личность. Хорошо, мы уже сформированные, мы даже, когда видим сериал типа "Няни", понимаем, что это пошлятина и можем просто пролистать не углубляясь, а что говорить о 18-20 летних, кто берет это за основу жизненной позиции: все-таки актриса уважаемая, значит и образ достойный! Далее передача есть о знакомствах молодых, ведет Гузеева, я всегда к ней очень уважительно относилась - взрослая дама, хорошая актриса. Когда же я услышала текст и то, что она советует ребятам... - это же какой-то притон! Жуть просто! А мы должны понимать, что это есть, выключив телевизор, они не исчезнут. Последним ударом из ее лексикона было слово "досвидос", которое я слышала только от подростков-полубандитов! Это как? Это куда? Это что?
Так вот я думаю, либо будет расслоение общества на аристократов, тех, кто вообще эту дрянь смотреть не будут, благодаря родителям, и просто массы, кто, не понимая, будут смотреть эту навязанную "уважаемыми" людьми дрянь, и тупеть! Другого пока не вижу.
Наталия 20 февраля 2009, 14:41
В статье никто не просит отметить ТВ, а напоминают о прописных истинах (но для зрелого, духовного человека). А человек молодой пусть еще раз увидит такую информацию, хуже не будет! С ТВ надо быть очень аккуратными, несомненно, можно и пользу извлечь, есть прекрасные передачи, есть прекрасные фильмы, но все равно, признаю, бывает, щелкаю и застряну на каком-то примитивном ток-шоу, от которого ни уму, ни сердцу, а чушь эта в голове все-таки оседает, и бездарные сериалы, они как магнит, понимаешь, что пошлятина, а почему-то застреваешь. И в следующий раз уже, конечно, стараюсь оставаться на проверенном канале, либо вообще не включать! А вообще хороший выход - без звука, и читать в это время.
Действительно, я хочу признаться, что благодарна Богу и счастлива, что в 38 лет начала читать Евангелие, и рада когда читаю понемногу каждый день! Вот где все ответы, и вся важная информация, и душе приятно! А от ТВ-передач, даже если и смотришь интересное, потом в памяти почему-то ничего не остается! Вся историческая либо другая информация остается из книг! При этом я люблю ТВ, но смотрю его теперь часик в день, а бывает и меньше. И настроение радостнее и жить хочется, и творить!
Михаил23 февраля 2009, 13:57
Согласен, телевидение развращает. Пристрастие к телевизору стало, к сожалению, новой формой наркомании в нашей стране. Огромное количество времени тратится на просмотр сериалов, реалити-шоу, в которых закладываются отнюдь не нравственные ценности, а показываются пороки, страсти, интриги и т.д. Даже просмотр новостей для меня является пустой тратой времени. Несложно посчитать, что один час в день перед телевизором это 30 часов в месяц, 360 часов в год. Пятнадцать дней жизни! Задумайтесь, сколько времени потеряно, что можно сделать за это время! И за эти 15 дней пустого времяпровождения будем держать ответ.
Я убрал телевизор из квартиры месяц назад и очень этому рад. Ничего трагического после этого в моей жизни не произошло.
А поиски в мутных водах масс-медиа чего-то светоносного похожи на попытку оправдать свое просиживание перед экраном.Тщетны попытки пасти самих себя, горделиво считая себя могущими отделить зерна от плевел. Не лучше ли признать себя немощными в этом, и посвятить домашнее времяпровождение делам семейным, беседам с родными, чтением истинно душеспасительных книг святых отцов, молитве.
Постоянен свет истины в Евангелии, святых отцах. И если есть жажда обогатиться, то вернее ее будет утолить чтением Нового Завета, жития святых.
С моей точки зрения автор предельно ясно, доступно и лаконично изложил свою точку зрения на проблему. Прекрасная статья, в точку!
Екатерина20 февраля 2009, 14:29
В конце концов, очень многие передачи теперь можно скачать из интернета или даже посмотреть только самые интересные вырезки и высказывания тех людей, которых хочется слушать. И, конечно, понятно, что даже самый старательный телезритель не в состоянии составить себе достаточно полную картину разных мнений, даже если будет очень внимательно смотреть все самые интересные передачи. Кино тоже лучше качать из интернета, ещё лучше покупать. И, что немаловажно, всё это будет без рекламы! У меня телевизора нет уже много лет, и я, как настоящий фарисей, этим весьма хвалюсь... А то буду, как те зазомбированные бедняги-грешники...
Екатерина23 февраля 2009, 13:58
В конце концов. Очень многие передачи теперь можно скачать из интернета, или даже посмотреть только самые интересные вырезки и высказывания тех людей, которых хочется слушать - и, конечно, понимать, что даже самый старательный телезритель не в состоянии составить себе достаточно полную картину разных мнений, даже если будет очень внимательно смотреть все самые интересные передачи. Кино тоже лучше качать из интернета, ещё лучше покупать. И, что немаловажно, всё это будет без рекламы! У меня телевизора нет уже много лет, и я, как настоящий фарисей, этим весьма хвалюсь... А то буду, как те зазомбированные бедняги-грешники...
Татьяна20 февраля 2009, 14:28
Согласна с Вами, батюшка. Вы знаете, у меня совсем недавно появился интернет, а сколько хамства и разврата я уже увидела! И не потому, что этого хотела. Заходишь на нужную страницу, а рядом размещены рекламы голых девушек и тому подобное. Это ужас какой-то! Меня как человека унижают подобные вещи, а уж как православного человека в особенности. Но что же делать? Приходится мириться с этой неизбежностью, чуть ли глаза не закрывать.
А телевизор? Еще даже 19:00 нет, дети ещё не спят, а по телевизору уже показывают развратные фильмы, рекламу, да посмотрите любой концерт! Во что одеты женщины и девушки? В то, простите, в чем даже ночью спать не ляжешь, потому что холодно будет!
Мир сошёл с ума. И этого уже не изменишь. И большую роль в этом сыграли СМИ. Они делают свой рейтинг на пороках человека, так как порок всегда интересней для обсуждения, осуждения, чем добродетель.
Алексей19 февраля 2009, 23:18
я разделяю точку зрения автора и иерея Дмитрия. стОящих передач - редкие единицы ("русский взгляд" на ТВЦ например), много так сказать "пустых", которые однозначно убивают время. но превуалирующее количество передач явно вредоносного характера. чего стоит одна только реклама...
Леонид19 февраля 2009, 23:23
Большое спасибо за статью.Захотелось оставить комментарий из-за категорического несогласия с Марией.Да,конечно же бывают и позитивные телепередачи,несущие если не какое либо нравственное начало,то хотя бы расширяющие наш кругозор.Но они составляют мизерную часть из общего потока грязи.И пока найдешь эту крупицу добра или знания,то окажешся с ног до головы в помоях.И прав иерей Димитрий,что есть Книги в которых не надо ничего искать,а которые надо поглощать и умом и сердцем,что бы ничего не упустить.
Павел20 февраля 2009, 14:54
Действительно, отец Павел не сказал ничего нового, на сегодняшний день это все уже является, к сожалению, азбучной истиной. Но - это для Вас и для меня, но не для наших детей, на которых телевизор в любых дозах будет влиять ТОЛЬКО негативно. Сомневаюсь что подростков сможет заинтересовать Илья Гофман.
Так как у нас в семье нет телевизора уже несколько лет, то все шедевры мирового кинематографа, равно как интересные документальные фильмы и детские мультики мы скачиваем из Интернета и смотрим в удобное для себя время.
Иерей Димитрий Тимофеев.19 февраля 2009, 19:22
Вряд ли стоит искать ложку меда в бочке дегтя. Время жизни, отпущенное нам Богом, дано для покаяния, поэтому если телепередача и не разжигает страсти, то, по меньшей мере, отбирает много времени. Редко кто может похвастаться, что он ежедневно житает Евангелие с толкованиями, жития святых на этот день и что-нибудь из святых отцов, а это куда полезнее любой хорошей светской передачи.
Мария19 февраля 2009, 17:24
На мой взгляд, данный материал не содержит ни крупицы новой информации. Излагая известное, автор делает это довольно невыразительно (с точки зрения как логического построения текста, так и метафоричности). С некоторыми выводами можно поспорить. Представляется тенденциозным подчеркивания негатива, который несет телевидение. По-моему, есть ряд вполне достойных фильмов и даже сериалов, дающих позитивную картину мира и верный образец поведения христианина.
Среди передач бывают просто бесценные находки. Например, 16.02.09 на НТВ в передаче с говорящим названием «Школа злословья» выступал Илья Гофман. Сорок минут экранного телеобщения позволили увидеть гениального человека, гармонизирующего мир. Живой реальный образец того, как надо: мыслить, чувствовать, не осуждать, терпеть заслуженную кару, творить (гармонию жизни). Уровень этого гостя студии был таков, что «злословящие дамы» изменили традиционный конец – никакого обсуждения приглашенного, просто предоставили ему слово для пожеланий зрителям.
Мой вывод: зритель не новорожденное дитя, он способен анализировать любую поступающую информацию, отбрасывать (выключать) ненужное, вызывающее нравственное отторжение, стремясь все же обогатиться образцами сверхвысокого.

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×