Отсечение дурных помыслов есть необходимое условие борьбы со страстями.
Страсть рождается в душе человека не сразу. Святые отцы говорят, что начинается она с прилога, или приражения. По-славянски приразиться – значит столкнуться с чем-то.
Прилог возникает в сознании человека от впечатлений увиденного, по какой-либо другой причине или как образ, навязанный врагом – диаволом. Но прилог приходит помимо воли человека, без его соизволения и участия. Человек сам волен принять прилог в сердце или отринуть его. Если прилог принят, он уже обдумывается, делается своим. Отцы называют это также сочетанием или собеседованием с помыслом.
Третья стадия – это склонение к помыслу, или сосложение, когда воля настолько подпала под влияние греховной мысли, настолько сроднилась с ней, что человек уже готов перейти к действиям. Грех уже наполовину совершен в мыслях. Как говорит Господь в Евангелии: «Из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф. 15: 19), таким образом показывая, с чего начинается грех – «со злого помысла» о нем. И апостол Иаков пишет: «Похоть же, зачав, рождает грех, а содеянный грех рождает смерть» (Иак. 1: 15).
Греховный помысел, который поселился в душе и сердце, обязательно когда-нибудь перейдет в действие. Человек, позволяющий себе нескромные взгляды, не хранящий свое зрение и слух от соблазнительных картин, имеющий в уме нечистые, блудные помыслы, не может оставаться целомудренным.
«Может ли кто взять себе огонь в пазуху, чтобы не прогорело платье его? Может ли кто ходить по горящим угольям, чтобы не обжечь ног своих?» – вопрошает премудрый Соломон (Притч. 6: 27–28).
Поэтому тем, кто хочет вести духовную жизнь, следует помнить, что дурные помыслы нужно умерщвлять в зародыше, «разбивать младенцев их о камень» (см.: Пс. 136: 9). А зародыш помысла есть (как уже было сказано выше) прилог – нечто нам совсем не принадлежащее, но, как какое-нибудь зловредное насекомое, стремящееся залететь в приоткрытое окно нашего сознания.
Как-то в одной книге по психологии прочел о том, что наши мысли вовсе не являются «нашей собственностью» и порождением нашего ума. То, что мы думаем, – результат множества причин и обстоятельств: воспитания, условий жизни, времени, в котором мы живем, страны, в которой мы родились, и т.д. Например, если бы мы родились в другой стране, в другое время или получили другое воспитание, мы и думали бы иначе. Таким образом, то, что мы думаем, – это не совсем наши мысли, они могут возникнуть у нас по очень многим независящим от нас причинам. (Следует еще добавить, что люди православные хорошо знают, что нехорошие, греховные мысли могут приходить еще из одного источника, и источник этот хорошо известен.) Конечно, эти замечания о мыслях касаются только не укоренившихся в сознании помыслов; если человек принял мысль и начал ее обдумывать, он уже сродняется с ней, она становится его собственной.
Психологи советуют отделять плохие мысли от хороших и оформлять с плохими «развод», то есть не пускать их в свое сознание, не считать своими, а к хорошим мыслям, наоборот, «свататься» и всячески дружить с ними, заменяя плохие, мрачные, агрессивные мысли светлыми, добрыми, позитивными. Мне эта мысль весьма понравилась, но как же я был удивлен, когда у святителя Феофана Затворника прочел очень похожий совет: «Великая ошибка, и ошибка всеобщая, – почитать все возникающее в нас кровною собственностью, за которую должно стоять, как за себя. Все греховное есть пришлое к нам, потому его всегда должно отделять от себя, иначе мы будем иметь изменника в себе самих. Кто хочет вести брань с собою, тот должен разделить себя на себя и на врага, кроющегося в нем. Отделив от себя известное порочное движение и сознав его врагом, передай потом это сознание и чувству, возроди в сердце неприязнь к нему. Это – самое спасительное средство к прогнанию греха. Всякое греховное движение держится в душе через ощущение некой приятности от него; потому, когда возбуждена неприязнь к нему, оно, лишаясь всякой опоры, само собою исчезает».
Действительно, грех и скверна не могут быть частью души, они не свойственны, не сродни человеку; мы сотворены чистыми, светлыми, очищены водами святого крещения. Вот лежит ребенок, только что крещенный; он чист, он как ангел Божий, и «все греховное есть пришлое к нам», оно приходит уже потом. И только приняв его в себя, согласившись с ним, мы сами поселяем грех в своей душе. И тогда уже выгнать его ох как непросто.
Щит веры
Мы должны установить в своем сознании как бы некий фильтр, решить, какие мысли для нас желательны, а какие нельзя подпускать и на пушечный выстрел. Поступить как родители, которые могут заблокировать доступ детям на некоторые сайты или телевизионные каналы. Можно привести еще аналогию. Когда раздается звонок в дверь, мы же не сразу распахиваем ее, не спросив: «Кто там?»? Нет, мы сначала смотрим в глазок и только убедившись, что это звонит знакомый нам человек, впускаем его в квартиру.
Помыслов не нужно бояться, но и не нужно беседовать с ними.
Как-то я исповедовался одному опытному священнику в том, что замучили греховные помыслы, и он дал мне такой совет: «Воспринимай помыслы как что-то внешнее, не имеющее к тебе отношения. Мысль может контролировать приходящие к нам помыслы, но в нашей воле – принять или нет». Допустим, сидит человек в доме; окна и двери закрыты; за окнами буря, метель, непогода, но они не вредят ему, пока он не открыл окно. Но стоит открыть – непогода ворвется внутрь, и станет неуютно и холодно. Так же и мысли: они неизбежны, но не должны входить в душу и осквернять ее.
Очень важно не только избавляться от греховных помыслов и не допускать их в свою душу, но и заполнять ее мыслями другими – духовными, светлыми, добрыми. Ведь есть закон: природа не терпит пустоты. И духовная природа тоже. Вспомните притчу, как нечистый дух выходит из человека и, изгнанный, ходит по пустынным местам, потом возвращается и, найдя свое место незанятым, приводит семь злейших себя бесов. Свято место, как говорится, пусто не бывает.
Святитель Феофан советует поставить после изгнания злых помыслов у самого входа в душу как бы щит и не пускать их обратно: «А для сего спеши восставить в душе убеждения, противоположные тем, на котором держится смущающий помысел».
Мы уже говорили, что каждой страсти есть противоположная добродетель. Так и каждой греховной мысли можно противопоставить противолежащую, добродетельную. Например, блудной – целомудренную, чистую; гневливой – доброжелательную; помыслу осуждения – помысел оправдания, жалости к ближнему и т.д.
В заключении приведу еще один совет святителя Феофана: начинать борьбу с помыслами с молитвы к Господу, святым и ангелу-хранителю. Чтобы мы приписывали успехи духовной брани не нашим собственным стараниям, но только помощи Божией.
Нужно найти главную свою страсть и бороться с ней как деятельно, так и в мыслях. Брань эта никогда не прекратится. «Но все легче и легче… или все удобнее и удобнее будет преодолевать ее. И опытности прибавится; так что и заметить, и отразить не трудно будет».
(Продолжение следует.)
Борьба с помыслами трудна, подробно об этом можно почитать в добротолюбии (особенно преподобного Исихия в слове о трезвении), в "лествице" Иоанна Лествичника.
Что до Интернета, то многим он помогает проявлять духовность и добрую волю, находить покой (если в быту злые люди затравили, например). Это лишь инструмент, один из многих. Хорошие люди и такую штуковину, как Интернет, обратят на добро.
Храни всех Господь.
И для тех, кто думает, что вот Именно на него такие напасти, хочется сказать, что НЕТ. Этому подвержены абсолютно все, и дело каждого - спасение души!
Я, лично, при том, когда меня посещают помыслы, сразу беру в руки книгу духовную и заполняю мысли благими словами, поучениями, и говорю себе, что буду допускать только то, что созидает мою душу, а не то, что приходит извне и стремится её разрушить.
Насчет контроля помыслов - помните, в "Похождениях Ходжи Насреддина", он запретил думать о желтой (или белой?) обезьяне, зная, что это практически невозможно для нетренированного на это человека - она (обезьяна) все равно лезет в голову, если больше не о чем думать.
Кстати, по моему глубокому убеждению Интернет - это дьявольское (в фигуральном смысле) изобретение, калечащее дущи, особенно молодые, и извращающее мораль. Совместив его (интернет) с мобильной связью, наше общество приняло смертельный яд замедленного действия. Это все увидят, когда вырастет новое поколение - любителей гаджетов, у которых ничего нет "за душой". Вот о чем нужно беспокоиться!
p.s Если бы современная психиатрия чаще бы обращалась к опыту Православия было бы меньше замученных нейролептиками людей.
спасибо.
духовное состояние не на высоте,нужно иметь силу воли пресекать их,ведь мысли имеют три источника .от Бога и его ангелов,от дьявола и от себя (потребности плоти).Верный способ избавиться от лишних помыслов это исповедь грехов
Статья очень задела за живое. И возник такой вопрос. Год назад по неведению оказалась в греховных отношениях (надеялась на семью, но понимаю теперь, что начали для этого неправильно), а затем осознала, молилась, надеялась спасти и себя и партнера. Приняли решение о браке, поехали к мощам приложились... и вдруг начинают наваливаться разногласия, кажется, непреодолимые, помыслы о том, что изначально выбор сделан был без Бога, значит, наверное, и неправильный и отношения лучше просто порвать. Любое разногласие казалось уже признаком неправильного выбора. Рассорились, затем обсудили мирно и с глубокой тоской решили, что вместе уже не быть. Но ведь люди уже начали отношения, уже несут ответственность друг за друга.
В таком случае следует исповедоваться в грехе сожительства и расстаться? Помыслы о возможности примириться с партнером и пожениться, привязанность к нему, следует тоже воспринимать как греховные в таком случае? Или, напротив, нужно было стараться вместе пройти этот "откат" от греха и каяться в сомнениях и обидах?
Но возникает вопрос: как соотнести учение Церкви о помыслах с современной психиатрической наукой (а не только с популярной психологией)? Насколько мне известно, в психиатрии восприятие человеком своих мыслей как чего-то внешнего, а тем более борьба с ними считаются, диагностическим признаком шизофрении. Или я что-то неправильно поняла?
То, что сам переживаешь, то, что с Божьей помощью осознаешь - то же и видишь в Ваших статьях о страстях греховных!
Очень сильно это помогает, когда находишься за пару шагов до подпадания под их власть. И останавливает тебя от падения! И проливает благоденственный бальзам праведных мыслей на сердце, и дает силы бороться дальше.
Пусть Господь благословит Вас в делах Ваших!