«И даровал Бог четырем сим отрокам знание и разумение всякой книги и мудрости, а Даниилу еще даровал разуметь и всякие видения и сны».
По окончании воспитания Даниила и с ним трех отроков «царь приказал представить их», «и говорил с ними» и «находил их в десять раз выше всех тайноведцев и волхвов, какие были во всем царстве его». Так, например, однажды царь Навуходоносор видел сон, смутивший его, но который он не мог вспомнить при своем пробуждении, однако требовал от своих мудрецов, чтоб они отгадали и объяснили ему его сон, только один Даниил мог исполнить то, что недоступно было для человеческой мудрости.
Узнав о требовании царя, Даниил явился к нему «и упросил его дать ему время, чтобы представить толкование сна». И по молитве «открыта была тайна Даниилу в ночном видении». Возблагодарил он тогда и прославил Господа, даровавшего ему мудрость и силу и открывшего ему тайну царя, и явился к Навуходоносору и сказал ему: «Тайны, о которой царь спрашивает, не могут открыть царю ни мудрецы, ни обаятели, ни тайноведцы, ни гадатели. Но есть на небесах Бог, открывающий тайны; и Он открыл царю Навуходоносору, что будет в последние дни». И затем, рассказав царю сон, забытый им, Даниил объяснил, что он означает четыре царства: Вавилонское, Персидское, Греческое, Римское, которые должны последовать одно за другим. «Во дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится и не будет передано другому народу; которое сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно». Так сказал Даниил, обладая с этого времени даром пророчества и вдохновенно прозирая в будущем благодатное Царство Иисуса Христа, имеющего родиться от Пречистой Девы Марии.
«Тогда царь Навуходоносор пал на лице свое и поклонился Даниилу, и велел принести ему дары и благовонные курения. И сказал: истинно Бог ваш есть Бог богов и Владыка царей, открывающий тайны, когда ты мог открыть эту тайну! Тогда возвысил царь Даниила и дал ему много больших подарков, и поставил его над всею областью Вавилонскою и главным начальником над всеми мудрецами Вавилонскими. Но Даниил просил царя, и он поставил Седраха, Мисаха и Авденаго (или Ананию, Азарию и Мисаила) над делами страны Вавилонской, а Даниил остался при дворе царя».
(Дан. 1, 3, 4, 8, 17—20; 2, 16, 19, 27—28, 44, 46—49)
Но хотя и признал царь Навуходоносор Бога истинного Царем царей, тем не менее гордыня и закоренелое суеверие скоро погасили в душе его этот проблеск Божественной истины, и он предпринял чествование нового колоссального золотого истукана на поле Деире, близ Вавилона, и издал указ, чтобы все подданные его поклонялись этому истукану как богу. «А кто не падет и не поклонится, тотчас будет брошен в печь, раскаленную огнем», — объявлялось в царском указе. Все тогда приняли участие в торжественном поклонении истукану. Только Анания, Азария и Мисаил (или Седрах, Мисах и Авденаго, как переименованы были в Вавилоне пленные отроки иудейские) воспротивились исполнению этого царского повеления, не желая нарушить одну их заповедей закона Моисеева.
Об этом было донесено царю. В гневе и ярости повелел он тогда привести не поступающих по указу его к себе и сказал им: «С умыслом ли вы, Седрах, Мисах и Авденаго, богам моим не служите, и золотому истукану, которого я поставил, не поклоняетесь? Отныне, если вы готовы, как скоро услышите звук трубы, свирели, цитры, цевницы, гуслей, симфонии и всякого рода музыкальных орудий, падите и поклонитесь истукану, которого я сделал; если же не поклонитесь, то в тот же час брошены будете в печь, раскаленную огнем, и тогда какой Бог избавит вас от руки моей?»
«И отвечали Седрах, Мисах и Авденаго: нет нужды нам отвечать тебе на это. Бог наш, Которому мы служим, силен спасти нас от печи, раскаленной огнем, и от руки твоей, царь, избавит. Если же и не будет того, то да будет известно тебе, царь, что мы богам твоим служить не будем и золотому истукану, которого ты поставил, не поклонимся».
Тогда Навуходоносор исполнился ярости и самым сильным мужам из войска своего приказал связать Седраха, Мисаха и Авденаго и бросить их в печь раскаленную, но так как печь была раскалена особенно сильно, то пламя убило тех людей, которые бросали в нее Ананию, Азарию и Мисаила. Эти же три мужа, упав в печь связанные, ходили невредимо посреди пламени, воспевая и благословляя Бога своего: с ними пребывал Ангел Господень, который «выбросил пламень из печи, и сделал, что в средине печи был как бы шумящий влажный ветер, и огонь нисколько не прикоснулся к ним, и не повредил им, и не смутил их».
«Навуходоносор царь, услышав, что они поют, изумился, и поспешно встал, и сказал вельможам своим: не троих ли мужей бросили мы в огонь связанными? Вот, я вижу четырех мужей несвязанных, ходящих среди огня, и нет им вреда; и вид четвертого подобен сыну Божию.
Тогда подошел Навуходоносор к устью печи и сказал: Седрах, Мисах и Авденаго, рабы Бога Всевышнего! выйдите и подойдите! И вышли те из среды огня. И, собравшись, сатрапы, наместники, военачальники и советники царя усмотрели, что над телами мужей сих огонь не имел силы, и волосы на голове не опалены, и одежды их не изменились, и даже запаха огня не было от них. Тогда Навуходносор сказал: благословен Бог Седраха, Мисаха и Авденаго, Который послал Ангела Своего и избавил рабов Своих, которые надеялись на Него и не послушались царского повеления, и предали тела свои огню, чтобы не служить и не поклоняться иному богу, кроме Бога своего! И от меня дается повеление, чтобы из всякого народа, племени и языка кто произнесет хулу на Бога Сердаха, Мисаха и Авденаго, был изрублен в куски, и дом его обращен в развалины, ибо нет иного бога, который мог бы так спасать».
И возвысил тогда царь Ананию, Азарию и Мисаила, поставив их начальниками над иудеями в его царстве. И провозгласил он тогда всем народам и племенам, живущим по всей земле: «Мир вам да умножится! Знамения и чудеса, какие совершил надо мною Всевышний Бог, угодно мне возвестить вам. Как велики знамения Его и как могущественны чудеса Его! Царство Его — царство вечное, и владычество Его — в роды и роды!»
(Дан. 3, 6, 14—18, 50, 91—96, 98—100)
Казалось бы, вновь глубоко проникнувшись сознанием силы и славы, свойственной Единому Истинному Богу, надменный царь Вавилонский навсегда изменит сердце свое и покорится под крепкую руку Господню. Но не последовало того. Он продолжал превозноситься собственной своей славой и величием и снова получил предупреждение свыше. Состояло оно в таинственном сновидении, в котором представилось ему стоящее среди земли большое крепкое дерево, высотой своей достигающее до неба; прекрасны были листья его, «и плодов на нем множество, и пища на нем для всех; под ним находили тень полевые звери, и в ветвях его гнездились птицы небесные, и от него питалась всякая плоть».
И вдруг увидел царь, что «нисшел с небес Бодрствующий и Святый. Воскликнув громко, Он сказал: срубите это дерево, стрясите листья с него и разбросайте плоды его; пусть удалятся звери из-под него и птицы с ветвей его; но главный корень его оставьте в земле, и пусть он в узах железных и медных среди полевой травы орошается небесною росою, и с животными пусть будет часть его в траве земной. Сердце человеческое отнимется от него и дастся ему сердце звериное, и пройдут над ним семь времен. Повелением Бодрствующих это определено, дабы знали живущие, что Всевышний владычествует над царством человеческим, и дает его, кому хочет, и поставляет над ним уничиженного между людьми».
Смущенный таким знаменательным, но загадочным сновидением, Навуходоносор призвал Даниила и спросил его о толковании странного сна. «Так как никто из мудрецов в моем царстве не мог объяснить его значения, — сказал царь Даниилу, — а ты можешь, потому что дух святаго Бога в тебе».
Выслушав царя, Даниил был так поражен, что долго не мог говорить.
«Валтасар! (так именовали вавилоняне пленника иудейского Даниила) да не смущает тебя этот сон и значение его», — ободрил царь Даниила.
«Господин мой! твоим бы ненавистникам этот сон, и врагам твоим значение его! — решился предупредить царя Даниил и продолжал объяснение его сна. — Дерево, которое ты видел, это ты, царь, возвеличившийся и укрепившийся. И вот определение Всевышнего, которое постигнет господина моего, царя: тебя отлучает от людей, и обитание твое будет с полевыми зверями; травою будут кормить тебя, как вола, росою небесною ты будешь орошаем, и семь времен пройдут над тобою, доколе познаешь, что Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его, кому хочет. А что повелено было оставить главный корень дерева, это значит, что царство твое останется при тебе, когда ты познаешь власть небесную. Посему, царь, да будет благоугоден тебе совет мой: искупи грехи твои правдою и беззакония твои милосердием к бедным; вот чем может продлиться мир твой».
Но не вразумился царь предупреждением Даниила, и все слова пророка Божиего сбылись над ним.
«Это ли не величественный Вавилон, который построил я в дом царства силою моего могущества и в славу моего величия!» — превозносился через год после того Навуходоносор, расхаживая по царским чертогам в Вавилоне. Но едва успел он выговорить слова эти, как исполнилось предсказанное ему: «И отлучен он был от людей, ел траву, как вол, и орошалось тело его росою небесною, так что волосы у него выросли как у льва, и ногти у него — как у птицы». По окончании же семи лет Бог умилосердился над ним и возвратил разум впавшему в безумие. «Возвел (я) глаза мои к небу, — рассказывает сам Навуходоносор, — и разум мой возвратился ко мне; и благословил я Всевышнего, восхвалил и прославил Присносущего, Которого владычество — владычество вечное, и Которого Царство — в роды и роды. И все, живущие на земле, ничего не значат; по воле Своей Он действует как в небесном воинстве, так и у живущих на земле; и нет никого, кто мог бы противиться руке Его и сказать Ему: что Ты сделал? Ныне я, Навуходоносор, славлю, превозношу и величаю Царя Небесного, Которого все дела истинны и пути праведны, и Который силен смирить ходящих гордо».
Подобным же образом впоследствии предвозвестил пророк Даниил кару Божию и сыну Навуходносора — Валтасару за то, что «не смирил он сердца своего, но вознесся против Господа небес», несмотря на то, что ему известно было о наказании, постигшем его отца.
Это было после одного большого пиршества, среди которого Валтасар был поражен ужасом, увидев «персты руки человеческой, которые писали против лампады на извести стены чертога царского» непонятные слова. Призванный разъяснить значение их Даниил, о котором царь слышал, что «дух Божий в нем и свет, и разум, и высокая мудрость», объяснил царю, что начертано это писание и «послана от Бога кисть руки» за то, что он оскорбляет Бога делами своими и не прославляет Того, в Чьей руке «дыхание его и у Которого все пути его».
Значение же начертанных слов: мене, мене, текел, упарсин, продолжал пророк, следующее: «Мене — исчислил Бог царство твое и положил конец ему; Текел — ты взвешен на весах и найден очень легким; Перес — разделено царство твое и дано Мидянам и Персам».
«В ту же самую ночь Валтасар, царь Халдейский, был убит».
(Дан. 4, 9—17, 19, 21—24, 27, 30—32, 34; 5, 22, 23, 5, 14, 24—28, 30)
Место свое третьего по царе властелина в государстве Даниил сохранял и при воцарившемся в Вавилоне Дарии Мидянине, который его полюбил, приблизил к себе и «помышлял уже поставить его над всем царством», но за это возненавидели Даниила князья и сатрапы и, поставив себе целью погубить его, уговорили царя издать такой указ, в силу которого никто из его подданных в продолжение тридцати дней не смел бы просить чего-либо ни у какого Бога, ни у людей, но только у царя, столь могущественного, что он сам, подобно божеству, может удовлетворить всякого подданного во всякой нужде его. Кто же не исполнит такого постановления, было прибавлено в заключение указа, тот, как виновный в неуважении к царю, должен быть брошен в ров на съедение львам.
Не подозревая, что предложение царедворцев было направлено против Даниила, царь подписал указ.
Узнав об этом, Даниил «пошел в дом свой; окна же в горнице его были открыты против Иерусалима, и он три раза в день преклонял колени, и молился своему Богу, и славословил Его, как это делал он и прежде того».
«Тогда эти люди подсмотрели и нашли Даниила молящегося и просящего милости пред Богом своим» и поспешили донести царю, «что Даниил, который из пленных сынов Иудеи, не обращает внимания ни на тебя, царь, ни на указ, тобою подписанный, но три раза в день молится своими молитвами».
«Царь, услышав это, сильно опечалился и положил в сердце своем спасти Даниила, и даже до захождения солнца усиленно старался избавить его. Но те люди приступили к царю и сказали ему: знай, царь, что по закону Мидян и Персов никакое постановление, утвержденное царем, не может быть изменено. Тогда царь повелел, и привели Даниила, и бросили в ров львиный; при этом царь сказал Даниилу: Бог твой, Которому ты неизменно служишь, Он спасет тебя!» Из любви к Даниилу проведя в огорчении всю ночь, Дарий «встал на рассвете и поспешно пошел ко рву львиному, и, приблизившись, жалобным голосом кликнул Даниила, и сказал ему: Даниил, раб Бога живаго! Бог твой, Которому ты неизменно служишь, мог ли спасти тебя от львов?»
«Тогда Даниил сказал царю: царь! вовеки живи! Бог мой послал Ангела Своего и заградил пасть львам, и они не повредили мне, потому что я оказался пред Ним чист, да и перед тобою, царь, я не сделал преступления.
Тогда царь чрезвычайно возрадовался о нем и повелел поднять Даниила изо рва; и поднят был Даниил изо рва, и никакого повреждения не оказалось на нем, потому что он веровал в Бога своего. И приказал царь, и приведены были те люди, которые обвиняли Даниила, и брошены в львиный ров, как они сами, так и дети их и жены их; и они не достигли до дна рва, как львы овладели ими и сокрушили все кости их.
После того царь Дарий написал всем народам, племенам и языкам, живущим по всей земле: Мир вам да умножится! Мною дается повеление, чтобы во всякой области царства моего трепетали и благоговели пред Богом Данииловым, потому что Он есть Бог живый и присносущий, и царство Его несокрушимо, и владычество Его бесконечно. Он избавляет и спасает, и совершает чудеса и знамения на небе и на земле; Он избавил Даниила от силы львов». И продолжал Даниил быть в великом почете у царей.
(Дан. 6, 2—3, 10—11, 13—16, 19—27)
И еще раз чудным образом Даниил был избавлен Богом от смерти. Это было тогда, когда он был брошен снова в львиную пещеру за разрушение языческого идола Вила и обличение в обмане жрецов. Взбунтовавшийся народ кричал царю: «Предай нам Даниила, иначе мы умертвим тебя и дом твой». И Кир, персиянин, любивший Даниила, который «жил вместе с ним и был славнее всех друзей его», вопреки своему желанию, «принужден был предать народу Даниила, они же бросили его в ров львиный, и он пробыл там шесть дней», но львы не касались его, и Бог чудным образом пропитал его через пророка Своего Аввакума, жившего в Иудее, но по внушению Божию и силою Духа Божия поставленного над рвом, в который был брошен Даниил в Вавилоне. И воззвал тогда Аввакум: «Даниил! Даниил! возьми обед, который Бог послал тебе. Даниил сказал: вспомнил Ты обо мне, Боже, и не оставил любящих Тебя. И встал Даниил и ел» и укрепился, так что когда «в седьмой день пришел царь, чтобы поскорбеть о Данииле», то поражен был, увидев его сидящим во рву невредимо. «И воскликнул царь громким голосом, и сказал: велик Ты, Господь Бог Даниилов, и нет иного кроме Тебя! И приказал вынуть Даниила, а виновников его погубления бросить в ров, — и они тотчас были съедены в присутствии его».
(Дан. 14, 29, 1—2, 30—31, 36—42)
Даниил пережил весь плен Вавилонский и скончался, имея от роду около ста лет, в Вавилоне. В продолжение своей богоугодной жизни он удостоился многих откровений свыше. Открыта была ему судьба как еврейского народа, так и других царств: Персидского, Греческого и Римского. Пророчествовал он и о пришествии Спасителя, и о судьбе Иерусалима, о чем однажды получил извещение во время пламенной молитвы от явившегося ему Архангела Гавриила.
«Молю Тебя, Господи Боже великий и дивный, хранящий завет и милость любящим Тебя! — взывал к Богу и исповедовался Даниил. — Согрешили мы, поступали беззаконно, упорствовали и отступили от заповедей Твоих и не слушали рабов Твоих, пророков. У Тебя, Господи, правда, а у нас на лицах стыд, у каждого Иудея и у всего Израиля во всех странах, куда Ты изгнал их за отступление их. Господи! у нас на лицах стыд, потому что мы согрешили пред Тобою. А у Господа Бога нашего милосердие и прощение, ибо мы возмутились против Него. Приклони, Боже мой, ухо Твое и услыши, открой очи Твои и воззри на опустошения наши и на город, на котором наречено имя Твое; ибо мы повергаем моления наши перед Тобою, уповая не на праведность нашу, но на Твое великое милосердие. Господи! услыши; Господи! прости; Господи! внемли и соверши, не умедли ради Тебя Самого!»
И когда еще молился Даниил, то предстал являвшийся ему и прежде муж Гавриил и сказал: «Даниил! теперь я исшел, чтобы научить тебя разумению. В начале моления твоего вышло слово, и я пришел возвестить его тебе, ибо ты муж желаний; итак вникни в слово и уразумей видение.
Семьдесят седмин определены для народа твоего и святаго города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святый святых. Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится народ, и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена. И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения».
Пророчествовал также Даниил о Втором Пришествии и о Страшном Суде Господнем, о славе святых и о мучении грешников. «И наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени. И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление. И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде — как звезды, вовеки, навсегда».
«Господин мой, что же после этого будет?» — спросил в недоумении Даниил и услышал в ответ: «Иди, Даниил; ибо сокрыты и запечатаны слова сии до последнего времени. Многие очистятся, убелятся и переплавлены будут в искушении; нечестивые же будут поступать нечестиво, и не уразумеет сего никто из нечестивых, а мудрые уразумеют. А ты иди к твоему концу и успокоишься, и восстанешь для получения твоего жребия в конце дней».
(Дан. 9, 4—9, 18—19, 22—26; 12, 1—3, 8—10, 13)