Святитель Давид |
Монашеская жизнь началась в юго-западной части Британии около 475 года – в местечке Тинтаджел в Корнуолле. Тинтаджел, подобно многим другим ранним монашеским центрам Британии, расположен на берегу, и до него легко добраться морским путем. Из Тинтаджела монашество позднее пришло в такие места, как Ллантвит-Фор, Лланбадарн-Фор (ныне Лампетер), Лланкарван, Лландафф, Кэлди (монашеский остров), Гластонбери и Сент-Дейвидс, и далее продвинулось в южную и центральную Ирландию.
В 5-й части жития святого Давида Ригифарх пишет: «Подражая египетским монахам, Давид вел жизнь, подобную их жизни». Аскетическая традиция, которой следовал святой Давид, как и все кельтские святые, пришла из Египта – родины монашества, от преподобного Антония Великого. Эта традиция быстро распространилась по всему восточному Средиземноморью, далее к областям, где сейчас расположена Румыния, и на запад, к территории современной Франции и к кельтским землям.
Собственно, связи между восточным Средиземноморьем и западом Британии существовали задолго до воплощения Христа: финикийцы здесь торговали оловом и, возможно, другими металлами. Естественно, сохранялись и развивались эти связи и позднее, в раннехристианскую эпоху. Археологи на побережье Корнуолла, а также южного Уэльса и южной Ирландии находили амфоры, датируемые V и VI веками, в которых привозили вино для причащения из восточного Средиземноморья. Морские пути в Британию через Гибралтар к этому времени уже были хорошо освоены. Египет, Палестина, Кипр, Малая Азия, Родос, Эгейские острова, Тарс, Афины, Антиохия и Константинополь были в прямом общении с прибрежными землями юго-западной Британии. Если гончарные изделия и вино попадали в монастыри юго-запада Британии по Бристольскому проливу, то же самое можно сказать и о паломниках, монахах и идеях.
В житии святого Давида рассказано о том, как он вместе со святыми Тейло[1] и Патерном[2] посетил патриарха Иерусалимского и как патриарх посвятил святого Давида в архиепископа. Достоверность этого рассказа ставится под сомнение многими историками, которые считают его прямым проявлением политической борьбы конца XI века: в нем видят стремление убедить в некогда существовавшей независимости Уэльса от Кентербери. Возможно, это и так. Но данная версия предполагает, что патриархат Иерусалима был согласен рукоположить епископа из области, как минимум «на бумаге» принадлежавшей другому патриархату – Римскому. Это кажется неправдоподобным, но, тем не менее, в этой истории рукоположения архиепископа Уэльского в Иерусалиме можно увидеть глубокий смысл.
Святой Давид родился в начале VI века в Уэльсе. Точный год его рождения неизвестен. Некоторые ученые утверждают, что он родился около 500, либо около 510, либо около 520 года, другие считают, что святой родился в 487 году. Матерью святого Давида была святая Нонна, происходившая из королевской семьи области Дайфед (память 3 марта). Она впоследствии приняла монашество и подвизалась в монастыре Ти Гвин; преставилась в Бретани. Часовня и святой источник святой Нонны находятся до сих пор рядом с кафедральным собором во имя святого Давида, ее сына, в городе Сент-Дейвидс. Такие же часовня и источник есть и в местечке Алтарнум в Корнуолле, где хранятся святые мощи Нонны.
Святая Нонна |
Святой Давид с детства отличался благочестием и любовью к валлийской Церкви. Он в весьма молодом возрасте стал священником, принял монашество. Он проходил школу монашеского жития в разных монастырях. Ведь и до святого Давида в Уэльсе существовала довольно развитая церковная и монашеская жизнь, но Давиду было Господом определено стать величайшим уэльским святым, основать более десяти монастырей, создать в стране единый духовный центр – архиепископию и, самое главное, наполнить всю уэльскую землю духом святости и аскетизма, обеспечив на многие столетия эту страну высоким духовным потенциалом. Кто же были наставниками святого Давида?
Промыслительно, что два даровитых епископа из Галлии – святой Герман Оксеррский (378–448; память 31 июля) и святой Луп Труаский (383–478; память 29 июля), давшие православный ответ распространенной в то время ереси пелагианства, посетили Британию в 429 году. Святой Герман, сделавший Оксерр, наряду с Туром, прославленным монашеским центром северной Галлии, вернулся в Британию в 447 году вместе со святым Севером Трирским, чтобы навсегда искоренить тут ересь. Здесь учеником святого Германа стал святой Иллтид Уэльский[3]. Святой Иллтид стал для Уэльса тем же, кем был святой Энда для Ирландии, – основателем и организатором монашеской жизни. У святого Иллтида учились такие великие святые, его духовные преемники, как Кадок[4] и Дубриций[5], Патерн и Павел Аврелий († 575), а также Гильдас[6] и Давид.
Святой Давид обучался монашеской жизни у многих подвижников. Так, по преданию, святой побывал на острове Уитленд у святого Павлина (которого исцелил от слепоты) и в Лланилтут-Фор (ныне город Ллантвит Мейор) в монастыре и школе святого Иллтида. Выучившись монашеским правилам и богословским наукам, святой Давид отправился странствовать по стране, основывая монастыри. Во время странствия по югу Уэльса святой исцелил от слепоты одного тамошнего правителя.
Святой Тейло |
Монахами, однако, не забывались ближние: бедным и нуждающимся помогали. Еще одним правилом монастыря было «кормить обделенных, сирот, вдов, нуждающихся, слабых, больных и всех паломников во время их путешествий».
Слава о замечательном святом разнеслась по всей Британии и Ирландии. И тогда он уже творил много чудес: например, одному путнику он дал лошадь, которая перенесла его через море.
Известно, что святой Давид участвовал в церковном Соборе в Брефи (ок. 545; по другим сведениям – ок. 560 года), созванном для обсуждения вопросов церковной дисциплины и для того, чтобы сокрушить пелагиеву ересь. По преданию, святой Давид на Соборе говорил собратьям так красноречиво и был так вдохновлен свыше, что под ним вырос холм. На Соборе присутствовали и святые Дубриций, Даниил Бангорский, Павлин. На этом Соборе святой Давид был всеми единодушно избран архиепископом, а его монастырь был объявлен духовным центром страны. В Меневию было решено перенести архиепископскую кафедру. Решения этого собора актуальны и сегодня.
Святой Давид боролся за чистоту Церкви от всяческих ересей, поэтому его называют еще и «врагом монофелитов». Возможно, святой Давид дружил со святым Финианом Клонардским, «отцом святых Ирландии». Считается, что среди основанных святым Давидом монастырей один мог находиться в Гластонбери нынешнего графства Сомерсет. По крайней мере, достоверно известно, что святой посещал обитель Гластонбери.
Святой Давид совершал многочисленные чудеса в течение всей земной жизни и после того, как она завершилась. Почил святитель 1 марта 589 (по другим сведениям – 601) года. После кончины святого его почитание распространилось по всему южному Уэльсу, но его чтили также в Ирландии, Корнуолле и Бретани: некоторые ученые считают, что святой Давид совершал поездки в Корнуолл и Бретань, где тоже основывал монастыри.
«Будьте радостными, братья и сестры. Храните святую веру и делайте малое добро», – любил повторять святитель.
Святой Иллтид Уэльский |
Мощи святого Давида почивают в раке в кафедральном соборе Сент-Дейвидса. В конце XX века святому была составлена православная служба на английском языке. Во второй половине XX века не менее 50 храмов были освящены в честь святого Давида.
День памяти святого – 1/14 марта – является национальным праздником Уэльса. К сожалению, в наше время духовная составляющая праздника забыта, осталась лишь внешняя его атрибутика: так как эмблемой святого Давида издавна считается нарцисс (возможно, из-за сходства названия цветка с именем святого, которое по-валлийски звучит как «Дафид»), в этот день валлийцы носят в петлице желтый нарцисс (daffodil).
В 1920 году Уэльс вышел из-под юрисдикции Кентерберийского архиепископства. По этому случаю в Сент-Дейвидс прошла встреча христианских лидеров, на которую приехали и многие представители православного духовенства: патриарх Иерусалимский Дамиан, патриарх Александрийский Фотий, митрополит Антоний (Храповицкий) – первый первоиерарх Русской Зарубежной Церкви, другие православные архиереи. Встреча прошла в том месте, где когда-то жили аскет и подвижник святой Давид, старавшийся очистить свое сердце, и те, кто искал с ним спасения.
Он знакомит православный мир с малоизвестными святыми английской Церкви до разделения.
Хочется пожелать ему Божией помощи в его богоугодном деле и творческих успехов.