Из книги архиепископа Феофана (Быстрова) «Сия вера отеческая», изданной Сретенским монастырем в 2006 г. в серии «Духовное наследие русского зарубежья».
Дорогой брат о Христе!
Благодарю Вас за добрые чувства ко мне. Настроение, которое Вы в настоящее время переживаете, в свое время и я пережил, когда учился в академии. Что же скажу Вам об этом? Если обратимся к житиям святых, то увидим, что они шли к одной цели самыми разнообразными путями. Одни спасались в миру, другие в пустыне. Одни были чужды всякого образования, другие были прекрасно образованы. Поэтому не будем смущаться тем, что живем в миру и не чуждаемся образования. Но будем только стараться о том, чтобы везде и при всяких условиях жить по воле Божией.
«Говорят, слышал я, — говорит прп. Никита Стифат, — будто невозможно навыкнуть добродетели без ухода вдаль и убежания в пустыню, и удивлялся, как вздумалось им неопределимое определять местом. Ибо если навык в добродетели есть восстановление сил души в первобытное благородство и сочетание воедино главнейших добродетелей для свойственного ей по естеству действования, а это не совне привходит в нас, как нечто вводное, а прирождено нам от сотворения, и через это входим мы в Царствие Небесное, которое внутрь нас есть, по слову Господа, Ї то пустынь излишня, когда мы и без нее входим в Царствие через покаяние и всякое хранение заповедей, что возможно на всяком месте владычества Божия, как поет божественный Давид: “благослови, душе моя, Господа на всяком месте владычества Его” (Пс. 102, 22)» (Первая сотница, п. 72; Добротолюбие, т. V). Поэтому возможно быть монахом и в миру, по словам того же прп. Никиты Стифата.
«Быть монахом не то есть, чтоб быть вне людей и мира, но то, чтоб, отрекшись от себя, быть вне пожеланий плоти и уйти в пустыню страстей (то есть в бесстрастие). Если великому оному (авве Арсению) и сказано: «бегай людей, и спасешься», то сказано в этом именно смысле. Ибо видим, что он и после того, как убежал из мира, водворялся среди людей, проходил по населенным местам и живал с учениками. Но при этом старательно соблюдая внутреннее бегство при чувственном общении, никакому вреду не подвергался он от сопребывания с людьми. Это же и другий некто из великих (прп. Макарий) воззвал, выходя из собрания: «бегайте, братие», – и указал на уста, когда спросили его, от чего бегать» (Первая сотница, п. 76; Добротолюбие. Т. V).
«Во всяком образе жизни преблаженна жизнь, во всех делах и деяниях ведомая для Бога и по Богу», — говорит прп. Симеон Новый Богослов (Главы, п. 100; Добротолюбие. Т. V).
Таким образом, с принципиальной точки зрения, по учению святых отцов, не нужно смущаться, если по условиям своей жизни мы вынуждены спасаться, даже в монашеском чине, в миру. Но как практически осуществить это, напишу особо.
Искренно преданный Вам
арх. Феофан.
|