Перед Пасхой страданий
Исполнились сроки. Иисус готовился к Своим вольным страданиям и искупительному подвигу. «Вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам» (Мк. 10: 33). Прежде чем совершить Свое последнее путешествие, Иисус с тремя апостолами (Петром, Иоанном и Иаковом) поднялся на гору и преобразился пред ними (см.: Мф. 17: 1–2; Мк. 9: 2; Лк. 9: 28–29; 2 Пет. 1: 17–18). Согласно древнему преданию, это был Фавор – гора с крутыми обрывистыми склонами. Высота ее почти 600 м. Арабское название горы – Джебель-эт-Тор, еврейское – Хар-Тавор. Находится она примерно в 8 км на восток от Назарета. В этот город, где Святое семейство проживало почти 30 лет, мы прибыли в последний день нашего путешествия. Подъехали к подножью прославленной горы. На ее вершину поднялись пешком ночью.
Фрески православного Преображенского монастыря на горе Фавор |
Вид с горы Фавор |
Фрески православного Преображенского монастыря на горе Фавор |
У этой равнины есть еще одно наименование – долина Мегиддо. Одноименный город находится в юго-западной части Изреельской долины. По Откровению святого Иоанна Богослова здесь, в Армагеддоне, произойдет последняя битва сил добра и зла: «И видел я [выходящих] из уст дракона и из уст зверя и из уст лжепророка трех духов нечистых, подобных жабам: это – бесовские духи, творящие знамения; они выходят к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя. Се, иду как тать: блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты его. И он собрал их на место, называемое по-еврейски Армагеддон. Седьмой Ангел вылил чашу свою на воздух: и из храма небесного от престола раздался громкий голос, говорящий: совершилось!» (Откр. 16: 13–17).
Фрески православного Преображенского монастыря на горе Фавор |
Сначала Господь хотел пройти в Иерусалим северным путем через Самарию. Эта была самая прямая и короткая дорога, занимавшая примерно три дня пути. Но не общавшиеся с иудеями самаряне не приняли Его в том селе, куда Господь послал пред Собою вестников. Видимо, это произошло по причине общего враждебного отношения ко всем, кто в это время совершал паломничество в святой град, ибо приближалась еврейская Пасха, и многие из северных уделов шли через Самарию на праздник. Дополняя этот рассказ апостола Луки повествованием других евангелистов, можем сделать предположение, что Спаситель избрал другой путь – на северо-восток. Он был значительно протяженнее. Иисус, окруженный учениками, переправившись через Иордан, вошел в Перею – обширную заиорданскую область, простиравшуюся от Пеллы на севере до крепости Махерон, в которой томился величайший пророк – Иоанн Креститель.
После торжественного входа в Иерусалим Иисус Христос некоторое время провел в городе, а некоторое – в окрестных селениях, среди которых в первую очередь надо назвать Вифанию. Деревня эта находится на восточном склоне горы Елеон. Здесь сохранилась гробница праведного Лазаря – пещера в скале, где в нише было положено тело усопшего. Уже в IV веке над гробницей была воздвигнута часовня, а позже рядом с ней базилика византийских времен. Особой святыней является камень, на котором сидел Иисус Христос. Здесь Его встретила Марфа.
Наше посещение святынь Иерусалима началось с тех мест, которые впрямую связаны крестными страданиями и воскресением Спасителя.
Тайная вечеря
Утром 14 нисана ученики спросили Учителя, где им приготовить для Него пасхального агнца. На Пасху в те времена приезжали все евреи, достигшие 12 лет, не только из всех городов и селений Палестины, но из самых далеких мест рассеяния. Население города увеличивалось в несколько раз. Было в обычае, что жители Иерусалима охотно предоставляли помещение желавшим вкушать пасхального агнца. Из рассказа, который приводит евангелист Матфей, становится ясно, что Иисус хотел совершить Пасху в доме одного из Своих последователей. На вопрос учеников: «Где велишь нам приготовить Тебе пасху?» – Господь ответил: «Пойдите в город к такому-то и скажите ему: Учитель говорит: время Мое близко; у тебя совершу пасху с учениками Моими» (Мф. 26: 18). Слова «время Мое близко» указывали на крестную смерть. Смысл приведенных слов мог быть доступен лишь человеку, который был близок к Спасителю. Традиция указывает место, где стоял дом, в котором Спаситель совершил Тайную вечерю на Сионе. Тогда этот квартал располагался в пределах, обнесенных городской стеной. Поскольку место это возвышенное, то туда можно было подняться по высокой лестнице через Ворота источника. Название происходит от находившейся за городскими стенами купальни Силоам, которая неоднократно упоминается в Библии.
Мозаики православного придела храма Воскресения Христова |
Гефсиманская ночь
Не дожидаясь конца вечери, Иуда Искариот вышел, чтобы ночными улицами пройти туда, где, по-видимому, первосвященник и фарисеи уже сделали все приготовления, чтобы взять в узы ненавистного им Проповедника. Иисус же с учениками ушел «за поток Кедрон, где был сад, в который вошел Сам и ученики Его» (Ин. 18: 1). Место, куда Господь привел учеников, называется Гефсимания (в евр. произношении – Гат-Шманим). Этимология не вызывает затруднений: название происходит от гет шемет – «масличное точило, пресс». Расположена Гефсимания на западном склоне горы Елеон. Оставив учеников на расстоянии вержения камня, Иисус молился Отцу Своему. «И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю» (Лк. 22: 44). Камень, припав к которому Иисус совершал моление о чаше, сохранился. Он находится сегодня на территории францисканского монастыря. Особой оградой обнесены старые масличные деревья. Их огромные, разрушенные временем стволы внушают мысль, что они, возможно, были свидетелями того великого моления, о котором рассказывает нам Евангелие. Недалеко от камня моления о чаше итальянским архитектором Антонио Барлуцци в 1924 году была построена католическая базилика Мук Христовых на средства, поступившие из двенадцати католических стран. По преданию, на месте этого храма Иуда лобзанием предал Сына Человеческого.
Гробницы Захарии и Авессалома |
В храме святой Марии Магдалины душу православного паломника охватывает волнение. Здесь упокоились телом святые мученицы Елисавета Феодоровна и инокиня Варвара. Раки с их мощами находятся по правую и левую сторону от царских врат. У раки святой Елисаветы можно увидеть ее параманный (монашеский) и нательный кресты, четки. За 2,5 года до присоединения к Православию и за 30 лет до мученической смерти она в октябре 1888 года впервые увидела церковь, где теперь покоится. Изумленная красотой златоглавого храма, стоящего на склоне горы среди кипарисов и оливковых деревьев, она воскликнула: «Я хотела бы быть похороненной здесь!». Господь исполнил желание, которое по человеческим представлениям казалось неисполнимым.
Храм святой Марии Магдалины был построен царем-миротворцем Александром III в память о своей матери Марии Александровне. Чтимым образом является чудотворная икона Божией Матери Одигитрия (XVI в.). Обитель создали в 30-е годы прошлого столетия две сестры – шотландки, принявшие православие. Они же основали Вифанскую школу для православных арабских девочек. Школа общеобразовательная, но с православным воспитанием.
Via captivitatis
Спустившись с горы, мы вновь оказались в Гефсиманском саду и помолись в том месте, где начались страстные дни Господа нашего Иисуса Христа. Современный город, даже в старой его части, сильно изменился за более чем 19 веков. Ослабла с веками и память предания. Нам теперь не легко определить путь, которым вели Спасителя на суд люди, взявшие его под стражу. Евангелист Иоанн пишет, что Иисуса сначала привели в дом бывшего первосвященника Анны. Где стоял дом этого влиятельного саддукея? С давних пор христиане хотели определить via captivitatis (путь пленения). По преданию, дом Анны находился на Сионе на территории нынешнего Армянского женского монастыря близ храма Масличного дерева. Место это благоговейно почитается. Здесь росла маслина, к которой привязали Спасителя. К дому Анны воины повели Иисуса Христа вдоль потока Кедрон (евр. мутный ручей), который берет начало на северо-западе от Иерусалима, огибает город с востока, спускается к югу и впадает в Мертвое море. Образуется он только в период дождей и течет по направлению к памятнику Авессалому, против которого был мост через поток. Здесь злобная толпа столкнула Спасителя с моста, и на камне, как на воске, отпечатались части Его тела. Позднее паломники откалывали кусочки от этого камня, чтобы увести с собой святыню. От моста через Кедрон в город можно пройти двумя путями. Одни предполагают, что Христос был веден для поругания Его славы через Золотые ворота, которыми Он торжественно вступил в Иерусалим из Вифании, встреченный возгласами: «Осанна!». Другие утверждают, что, перейдя мост, воины и иудеи с Узником обогнули выступ Иерусалимской стены в юго-западном направлении, прошли через врата, называемые Навозными (для поругания славы Христа) и вышли в предместье Офел.
Старый Иерусалим ночью |
Анна отправил связанного Иисуса к своему зятю, первосвященнику Каиафе, дворец которого находился в 200–230 шагах от его дома. Сейчас неподалеку стоит католический храм San-Pietro in Gallicantu (ин Галиканту, то есть «где пел петух»). В доме Каиафы страдания Иисуса Христа продолжились. Он провел несколько изнурительных часов перед судилищем синедриона. Незаконным оно было уже потому, что древнееврейское право запрещало ночные судебные разбирательства.
«Царя ли вашего распну?»
После вынесения смертного приговора для его утверждения Иисус в узах был доставлен в преторию (лат. претор – наместник, главный судья) к прокуратору Понтию Пилату. Она находилась севернее Соломонова храма. Осудившие Мессию должны были пройти большую часть города и обойти Храм. Здесь мы можем прикоснуться к вещественным свидетельствам страданий и искупительного подвига Спасителя.
Разрушение Иерусалима в 70 году было тотальным. Об этом пишет Иосиф Флавий: «Войско не имело уже кого убивать и что грабить. Ожесточение не находило уже предмета мести, так как все было истреблено беспощадно. Тогда Тит приказал весь город и храм сравнять с землей; только башни, возвышавшиеся над всеми другими: Фазаель, Гиппик, Мариамма – и западная часть обводной стены должны были остаться: последняя – для образования лагеря оставленному гарнизону, а первые три – чтобы служить свидетельством для потомства, как величествен и сильно укреплен был город, который пал перед мужеством римлян. Остальные стены города разрушители так сравняли с поверхностью земли, что посетитель едва ли мог признать, что эти места некогда были обитаемы. Таков был конец этого великолепного, всемирно известного города, постигший его вследствие безумия мятежников» (Иосиф Флавий. Иудейская война. 7. 1. 1).
Большинство исследователей считает, что здание претории находилось в крепости Антония, построенной Иродом. Она носила имя полководца Марка Антония – друга Ирода. Стояла башня в северо-западном углу храмовой горы. В ней же располагались казарма и темница. Это было самое надежное и защищенное место для игемона, который приезжал из Кесарии Маритимы (лат. приморская) в крайне неспокойный город во время больших праздников. Перед преторией находилась также площадь, где прокуратор совершал суд, сидя на каменном помосте, который назывался лифостратон (греч..lithos – камень, stronnynai – расстилать). Название Гаввафа (см.: Ин. 19: 13), по-видимому, происходит от арамейского габбета – возвышение. Башня Антония не сохранилась. Именно в районе этой цитадели Тит решил начать штурм города. «Тит отдал приказ солдатам разрушить фундамент Антонии для того, чтобы открыть всему войску удобную дорогу» (Иудейская война. 6. 2. 1). В западной части крепости сохранился фундамент. Крестоносцы построили на нем церковь, но она была разрушена в 1927 году землетрясением.
Претория |
Темница Варравы |
Здание, в нижней части которого находится место заточения Спасителя, принадлежит греческому монастырю. В нем устроена церковь в память уз Христовых. Каждый год в Великую пятницу от темницы Спасителя начинается крестный ход с участием Иерусалимского патриарха.
Крестный путь
Путь страданий Спасителя начался от претории. Измученного и окровавленного Христа свели по лестнице дворца. Часть этой лестницы (28 ступеней) (La santa Scala) была позднее перенесена в Рим и помещена в церкви мученика архидиакона Лаврентия. Ступени эти, которых касались ноги Божественного Страдальца, стали благоговейно почитаемой христианами святыней. На них капала кровь Спасителя. Лестница сверху покрыта деревянными панелями, но в тех местах, где сохранилась кровь Иисуса Христа, устроены застекленные круглые окошки.
Свидетельства пребывания в храме Гроба Господня крестоносцев |
Кувуклия |
Давно замечено: чем святей место, тем обнаженней наша человеческая немощь. Вдоль Крестного пути современный паломник проходит под непрестанные зазывные крики торговцев. Нигде не видишь столько лавок и магазинчиков, как на этом великом пути, которым Спаситель шел, чтобы искупить нас от греха. Не должно никого осуждать. Полезней вздохнуть и о своей греховности.
Голгофа
Место казни находилось недалеко от города (см.: Ин. 19: 20), вне врат (см.: Евр. 13: 12), у северо-западной стены Иерусалима. Узнику предстояло взойти на невысокий холм, ставший самой известной горой из всех великих и малых возвышенностей мира. Ее греческое название Голгофа происходит от еврейского Гулголет, то есть «череп», поскольку ее круглая форма придавала ей сходство с верхней частью человеческой головы. Иисуса ожидали самые мучительные часы. Умерщвление человека на кресте было одним из самых жестоких изобретений языческого мира. Римляне, воспринявшие эту изощренную казнь у карфагенян, не применяли ее к своим гражданам, а только к рабам и инородцам. Пригвожденный к кресту в течение многих часов, а иногда и нескольких дней испытывал нарастающую острую боль в запястьях и ступнях, пронзенных гвоздями, на которых висело тело. Напряженное состояние тела усиливали мучения, причиняемые многочисленными кровоточащими язвами, покрывавшими спину и грудь после бичевания. Неестественное положение грудной клетки вызывало удушье. Казнимого мучила жажда. В соответствии с существовавшим обычаем ему давали смесь вина со смирной. Она одурманивала и притупляла сознание. Спаситель, желая в полном сознании совершить Свой крестный подвиг и испить чашу страданий до конца, от напитка отказался (см.: Мк. 15: 23).
|
|
Гору Голгофу современный паломник увидеть не может: она давно находится в пределах храма. Начало строительства первой церкви на этом святейшем месте церковная летопись относит к 326 году, когда в Святой Град прибыла равноапостольная Елена. Закончен он был через восемь лет после ее кончины – в 335 году. Освящение храма Воскресения Христова дало начало православному празднику – Воскресение Словущего (13/26 сентября). Во время массового разрушения христианских святынь Палестины в 614 году персидским царем Хосровом II была уничтожена и церковь Гроба Господня. Крест жестокий гонитель христианства увез в Ктесифон. Византийский император Ираклий в результате успешных походов вернул Крест и отвоевал Иерусалим в 628 году. Император сам решил водрузить Крест на Голгофе. Незримая сила препятствовала ему торжественно въехать в Святой Град. Тогда он снял царское облачение, надел простые одежды и смог пешком войти в Иерусалим. В 636 году храм Воскресения Христова был вновь построен. В 1010 году храм сильно пострадал от губительного пожара. Нынешний храм был построен в XII веке крестоносцами. Внутри он в течение последующих веков неоднократно перестраивался.
Колонна, рассеченная Благодатным Огнем |
В рассказах об этом чуде в литературе имеются расхождения о времени события и способе появления огня. Это неизбежно, потому что паломники, писавшие об этом немало времени спустя, пользовались устными рассказами. Основные факты в этих повествованиях все же полностью совпадают: огонь вышел из колонны, православный патриарх не был допущен турецкой охраной в храм и т.д.. Опаленная Благодатным огнем расселина в колонне – первая святыня, которую благоговейно целует приехавший к иерусалимским святыням путешественник.
Камень помазания |
Крестный путь Спасителя закончился на Голгофе. Это высший пункт дороги скорби. Здесь Господь вошел на Крест. Сейчас туда внутри храма, направо от входа, ведут две лестницы в 18 ступеней. Место в скале, где был установлен Крест Спасителя, покрыто мрамором. Над углублением, в которое был водружен Крест, находится греческий православный престол, не отделенный от остального храмового пространства иконостасом. За престолом установлено Распятие. У Креста – Пресвятая Богородица и любимый ученик Иоанн. На полу можно увидеть два черных круга. Здесь стояли кресты двух разбойников. Три углубления в скале, в которых стояли кресты, составляют треугольник. Крест Божественного Страдальца был в его западном угле. В северном углу был крест покаявшегося разбойника, а хулившего – в южном. Иконографическая традиция точно изображает Крест Иисуса Христа в центре.
Паломник может увидеть часть скалы Голгофы: справа и слева от престола. Видна расселина в скале: «И земля потряслась; и камни расселись» (Мф. 27: 51).
Мозаика православного придела храма Воскресения Христова в Иерусалиме |
Тут же, на Голгофе, у южной стены храма Воскресения – католический алтарь Пригвождения к Кресту. Название свидетельствует, что на этом месте претерпел в очередной раз Спаситель муки. Воины вбили длинные гвозди в руки и ноги Его, чтобы прикрепить тело к древу Креста. Точность евангельского повествования подтвердило археологическое открытие, сделанное близ Иерусалима (в Гив'ат ха-Мивтар) в 1968 году. Было открыто несколько погребальных пещер, относящиеся к первому веку по Р.Х. В одной из пещер был обнаружен каменный погребальный сосуд. В нем были кости двух погребенных. Среди них – страшное свидетельство: правая и левая пяточные кости были соединены вместе 14-сантиметровым железным гвоздем. Под шляпкой гвоздя были обнаружены кусочки древесины акации, а сам гвоздь изогнулся на сучке оливкового дерева. Изогнувшийся гвоздь при погребении вынуть из кости не удалось.
Мозаика православного придела храма Воскресения Христова в Иерусалиме |
Снятое с Креста тело Иисуса было положено на то место, где сейчас находится камень Помазания. Ровная поверхность камня и правильная прямоугольная форма говорит о том, что он подвергся обработке. Плита эта имеет мраморное окаймление по всему периметру. Камень сильно благоухает. Греческие паломники привозят с собой жидкое благовоние и возливают на него. В этом благочестивом обычае проявляется любовь к Умершему за нас Спасителю, Чье пречистое тело было помазано на этом камне. В Великую пятницу здесь совершается православный чин Погребения Плащаницы. Камень Помазания – первая святыня, к которой прикладывается паломник, войдя в полутемный притвор храма Воскресения.
Мозаика православного придела храма Воскресения Христова в Иерусалиме |
Сподобил бы Господь посетить места те! Убить бы в душах наших малейшую степень маловерия. Спаси вас Господь за данную статью, от таких статей жить становится радостнее, так как знаешь, что Господь не оставит меня, не смотря на тяжесть моих грехов. Спасет нас православных Господь!
раб Божий - Валерий.
Познавательная статья.
Хотелось бы побольше таких материалов!
Если есть у кого-то материалы по другим святыням в России или за рубежом с фотографиями, опубликуйте, интересно
почитать!