Святой Кедд, апостол Эссекса

Мой дом в долинах устья Темзы, его построили стремительные ветры и языки пламени; он находится там, где край неба граничит с краем земли, а фермы Эссекса служат графствами Святого Духа; я стар, как сама Церковь в Британии; святой Кедд соорудил первый загон для моей овцы.

Чарльз Уильямс. «Суд в Челмсфорде»

Мои самые счастливые дни прошли в потерянных апрелях и потерянных маях, там, где Блэкуотер впадает в море.

С.Н. Бенсусан

В 653 году святитель Финан Линдисфарнский († 661; память 17 февраля), преемник апостола Нортумбрии святителя Айдана († 651; память 31 августа), крестил короля срединных англов Пэду в королевском имении Уоллботтл («Дворец на стене») возле Адрианова вала в Нортумберленде. Король вернулся домой, «полный радости». С ним вместе были четыре священника из Нортумбрии, одного из которых звали Кедд. Так начинается рассказ о святом Кедде у преподобного Беды Достопочтенного.

Миссия к срединным англам была успешной, но для Кедда краткой, ибо это не была главная миссия его жизни. В это время восточными саксами, жившими в области, сейчас охватывающей Эссекс, Лондон, а также южный и восточный Хартфордшир, правил король Сигеберт. Это королевство приняло христианскую веру при короле Саберте в начале VII века. Однако после его смерти в 616 году их епископа святого Меллития († 624; память 24 апреля) прогнали с кафедры, а страна снова погрузилась в язычество. Позднее король Осви Нортумбрийский, обративший в христианство Пэду, крестил и короля Сигеберта в Уоллботтле в 653 году. Святитель Финан Линдисфарнский отправил святого Кедда вместе с еще одним священником в страну восточных саксов для миссионерской работы. Восстановив в этой стране христианство, от которого она ранее отошла на целых 40 лет, Кедд возвратился в обитель Линдисфарн, где над ним совершили хиротонию во епископа восточных саксов.

К сожалению, до нас дошло мало сведений о последующей жизни и трудах святого Кедда, но мы можем воссоздать последующие события. Будучи посвященным во епископа, святой Кедд строил церкви, крестил, рукополагал священников и диаконов[1], а также основал два важных монастыря: в Брэдуэлле-Он-Си и Тилбери в Эссексе. Успех святого Кедда не был поколеблен убийством Сигеберта, которое святой сам ему предсказал. Сигеберт вошел в историю как Сигеберт Добрый. Мы знаем, что святой Кедд крестил его преемника, короля Свитхельма, в королевском дворце христианских правителей Восточной Англии в местечке Рендлшем графства Саффолк. Есть свидетельства, что святой Кедд неоднократно возвращался в свою родную Нортумбрию проповедовать. Здесь в 658 году король Осви пожаловал ему земли для учреждения монастыря. Это осуществилось по ходатайству брата Кедда Кэлина – священника и духовника королевской семьи, «мужа, всецело преданного Богу» (преподобный Беда Достопочтенный). Святой епископ Кедд выбрал для себя место «среди высоких и одиноких холмов», где проводил время в посте и молитве. На этом месте вырос монастырь Ластингем, строителем которого был третий брат святого Кедда – святой иерей Кинибил. Святой Кедд был по происхождению из англов, а обучался в кельтской традиции на острове Линдисфарн. Он был на Церковном Соборе в городе Уитби в 663–664 годах в роли переводчика.

26 октября 664 года святой Кедд умер от чумы в Ластингеме. Узнав о смерти своего игумена и строителя, 30 монахов из Брэдуэлла-Он-Си (мера успеха и духовности святого Кедда) перешли жить рядом с мощами святого. Сначала его похоронили вне монастыря, позднее была построена новая каменная церковь во имя «Блаженной Матери Господа», в которую были перенесены мощи святителя Кедда и помещены в правой части алтаря. Аббатом монастыря в то время был четвертый брат святого Кедда – святой Чед[2], позднее ставший первым епископом Личфилда. Преподобный Беда Достопочтенный писал, что когда святой Чед умер в 672 году, один монах увидел, «как душа его брата Кедда спустилась с небес со свитой ангелов и вернулась в Царство Небесное, унося с собой душу Чеда».

В XI веке почитаемые мощи обоих святых братьев покоились вместе в городе Личфилд. Несмотря на краткий одиннадцатилетний срок своего служения и миссионерской деятельности, в основном в Нортумбрии, святой Кедд до сего дня считается апостолом Эссекса. Много мест связано с этим святым. Прежде всего, это городок Брэдуэлл-Он-Си, где до сих пор в хорошем состоянии сохранилась впечатляющая монастырская церковь святого Кедда – «церковь святого Петра-на-Стене». Эту церковь построили святитель Кедд и его помощники, используя камни, сохранившиеся от древней римской крепости. Ее местоположение на римской дороге рядом с «Широким ручьем» (ныне река Блэкуотер, или Пант), у самого моря, дает нам возможность предположить, что святой Кедд переправлялся с Линдисфарна по морю в Эссекс и высадился на причале римской крепости Отона для учреждения монастыря.

Возможно, некоторые помощники святителя Кедда были выходцами из Кента, поскольку церковь была построена в римском стиле, присущем Кенту: с апсидой, двумя портиками и крыльцом (папертью), что не соответствовало кельтскому стилю севера. Неф этой церкви имеет 60 футов в длину, 30 футов в ширину и 20 в высоту. Второй монастырь святого Кедда в Тилбери (а точнее, в Восточном Тилбери) находился на другой римской дороге, ведшей к известной переправе через Темзу, напротив Хайхема на берегу Кента. В средние века здесь стояла больница Святой Марии, вероятно, точно на месте монастыря святого Кедда. В Западном Тилбери была найдена древняя купель диаметром в 3 фута раннесаксонской работы, в которой крестили полным погружением[3]. Когда-то эта купель стояла при входе в церковь святого Иакова в Западном Тилбери. Удивительно думать, что это, может быть, та самая купель, в которой святой Кедд крестил жителей Эссекса. И Брэдуэлл, и Тилбери были стратегически важными местами для основания здесь монастырей.

В Эссексе существуют и другие места, связанные со святителем Кеддом. Во-первых, в этом графстве есть деревня под названием Чадуэлл-Сент-Мери, в которой, согласно местному преданию, святитель Кедд и его многочисленные последователи крестили народ в «Холодном источнике». Во-вторых, около старой дороги, севернее Тилбери, находится деревня Грейт-Берстед («Большое укрепленное место»), в которой существовала церковь VII века во имя Марии Магдалины, основанная, скорее всего, святителем Кеддом. Местное предание гласит, что святитель во время своих проповедей проходил мимо этих мест, освятил по пути источник и воздвигнул там крест. Другие предания свидетельствуют, что в Литтл-Берстед, неподалеку, когда-то был монастырь, разрушенный сейчас до основания, однако неясно, имел ли этот монастырь связь со святым Кеддом. В-третьих, в Приттлуэлле, рядом с Саутэндом-Он-Си (что значит «Журчащий родник»), по преданию, святой Кедд крестил и основал церковь во имя Божией Матери. Это предание подтверждают археологические раскопки: среди обнаруженных предметов есть саксонская арка, свидетельствующая о том, что план этой церкви сильно напоминал Брэдуэлл. В-четвертых, в Уэст-Мерси имеется церковь во имя святого Петра, на берегу Эссекса, и еще одна, прямо напротив Брэдуэлла, тоже посвященная святому Петру. Эта церковь датируется временем святого епископа Кедда. Внутри последней церкви можно найти следы обстановки саксонского периода; ее башня тоже саксонская. Доступ к островку, где находится Уэст-Мерси, обеспечивает насыпная дорога конца VII века из наваленных грудами дубовых бревен. Вероятно, здесь позднее вел отшельническую жизнь король восточных саксов святой Себби[4].

Святитель Эркенвальд
Святитель Эркенвальд
Итак, мы подходим к концу краткого жития апостола восточных саксов. Миссионерская работа святителя Кедда, хотя и проходившая в основном в Эссексе, дала свои результаты после его смерти. Миссионерские труды святителя продолжил епископ Яруман, а после него – святитель Эркенвальд, епископ Лондонский († 693; память 30 апреля), прозванный «Светочем Лондона», и его сестра святая Этельбурга, аббатиса в Баркинге († ок. 678; память 11 октября), а также другие трудившиеся в той области святые: святая аббатиса Хильделита Баркингская († ок. 712; память 24 марта), особенно почитавшаяся за свои мудрость и культуру, и святая монахиня Тордгита († ок. 700; память 25 января) из того же монастыря, кротко переносившая все страдания. Благочестивый король Себби, о котором мы уже говорили, тоже почитается в лике святых; он преставился примерно в 696 году, день его памяти – 29 января. После 30 лет мирного правления Себби сначала принял монашество, а затем, согласно преданию, основал монастырь святого Петра в столице восточных саксов Лондоне. Этот монастырь известен сейчас как Вестминстерское аббатство. Как гласит житие святого Себби, вся его жизнь проходила «в покаянии, молитве и посте». Его племянник Сигхер был женат на святой принцессе Осит († ок. 700; память 7 августа). Деревня близ устья реки Колн, в которой она основала женский монастырь, до сих пор носит ее имя – Сент-Осит. Сыном святой Осит был святой Оффа (память 15 декабря), король Эссекса, оставивший трон в 709 году и закончивший свою жизнь в Риме простым монахом.

Вот история о том, как Эссекс, «графство Самого Бога» (по словам Бенсусана), стало христианским королевством. По некоторым данным, мощи апостола Эссекса святого Кедда сохранились и покоятся под спудом в церкви деревни Ластингем, куда совершаются православные паломничества и где находится икона святого.

Глава из книги «Orthodox Christianity and the English Tradition».

Протоиерей Андрей Филлипс
Перевел с английского Дмитрий Лапа

29 мая 2009 г.

[1] Диаконство существовало на протяжении всего I тысячелетия, многие оставались диаконами всю свою жизнь. Сегодня только Православная Церковь хранит эту традицию. Римо-католичество оставило ее в XI веке, хотя относительно недавно снова возродило, но в довольно искусственной форме.
[2] Из четырех братьев двое стали епископами, а двое – священниками. Трое из них канонизированы. Память святого Кедда празднуется 26 октября, а память святого Чеда и (местно) святого Кинибила – 2 марта. Четвертый брат, Кэлин, хотя был благочестивым, но никогда не считался святым.
[3] Крещение с полным погружением было обычной практикой на протяжении всего I тысячелетия; эта практика до сих пор сохраняется в Православной Церкви.
[4] См. «Наследие восточных саксов» С. Пьюси и А. Брукса (1993).
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Виктор13 июля 2022, 18:55
Дорогой Дмитрий! Можно узнать где Вы узнали, как произносить имя святого о котором идет речь в статье?
симеон19 февраля 2010, 12:03
СПАСИ ХРИСТОС!узнал о том,о чем раньше не знал.очень хочется узнать о православных корнях ГРЕНЛАНДИИ.ХРАНИ ВСЕХ БОГ!
Виктория 3 июня 2009, 12:27
Спаси Господи!Мое предвзятое отношение ко всему Западу хоть и небыстро,но все же рассасывается. огорчительно, что сейчас они католики, и только Господь знает путь их преображения.(да и нашего:))). Все равно верую во ЕДИНУ,СВЯТУЮ,СОБОРНУЮ и АПОСТОЛЬСКУЮ Церковь; чаю Мира, где милость и истина сретостася, правда и мир облобызастася, истина от Земли воссия и правда с небеси прииде.
Ольга Сергеева30 мая 2009, 13:01
Большое спасибо за статью. История Англии предстаёт в новом, преображенном благодатью Божией свете.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×