1. Богоматерь Владимирская. Икона-список в серебряном окладе. Храм Христа Спасителя В марте 2007 года в Москву вернулась Владимирская икона Божией Матери (ил. 1), вывезенная из России в 1920-е годы и в течение многих лет находившаяся за рубежом. Отечественные благотворители, заботящиеся о возвращении святынь в Россию, выкупили икону и передали ее Полномочному представителю Президента России Георгию Сергеевичу Полтавченко. Вечером 7 апреля 2007 года перед началом пасхального богослужения великого праздника светлого Христова Воскресения в храме Христа Спасителя Владимир Путин, тогдашний Президент России, торжественно преподнес Владимирскую икону Божией Матери Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II. Древняя святыня вернулась в лоно родной Русской Православной Церкви и была поставлена в храм Христа Спасителя.
Историко-художественная экспертиза
2. Серебряные части оклада, снятые для экспертизы с полей и фона иконы Этому памятному событию предшествовала работа специалистов, подтвердивших подлинность возвращенной Владимирской иконы Божией Матери и определивших время ее создания. По распоряжению Святейшего Патриарха Алексия II 23 и 27 марта 2007 года в Сретенском ставропигиальном мужском монастыре была проведена ее историко-художественная экспертиза, организованная Церковно-научным центром «Православная энциклопедия». В экспертную группу вошли известные исследователи древнерусского искусства: Лев Исаакович Лифшиц, доктор искусствоведения, начальник Отдела древнерусской живописи Государственного института искусствознания; Геннадий Викторович Попов, профессор, доктор искусствоведения, директор Центрального музея-заповедника древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева; Валерий Викторович Игошев, кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник Государственного научно-исследовательского института реставрации; Людмила Александровна Щенникова, кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль», а также Павел Владьевич Хорошилов, заместитель директора департамента массовых коммуникаций, культуры и образования правительства Российской Федерации. Экспертиза проводилась в присутствии архимандрита Тихона (Шевкунова), наместника Сретенского ставропигиального монастыря, и Сергея Леонидовича Кравца, руководителя Церковно-научного центра «Православная энциклопедия».
3. Серебряные риза и пластины басмы, снятые для экспертизы с иконы На возвращенной «Богоматери Владимирской» сохранилось ее драгоценное убранство, благодаря которому икона получила особую историческую, художественную и материальную ценность. Массивный серебряный оклад составлен из нескольких разновременных частей: на широких полях – золоченая басма с очень крупным орнаментом-плетенкой, на фоне средника – серебряные пластины с тонкой гравировкой, на одеждах Богородицы и Младенца Христа – рельефная золоченая риза (ил. 1–3). Двойной золоченый серебряный венец с чеканным растительным узором и «городчатая» (с трехлепестковыми зубцами) корона Богородицы украшены крупными сверкающими камнями; очелье низано жемчугом и мелкими цветными камнями (ил. 4). На тыльной стороне иконы (на обороте) написан Престол Уготованный с орудиями Страстей Христовых (ил. 5).
4. Серебряные корона, венцы и очелье Богоматери, снятые для экспертизы с иконы-списка «Богоматерь Владимирская» Для проведения научной экспертизы оклад был снят, что позволило сделать необходимые обмеры, определить состояние красочного слоя, выяснить его сохранность, изучить иконографические и стилистические особенности иконы. Относительно датировки образа все участники экспертизы, независимо друг от друга, пришли к единому мнению. Икона создана в первой четверти XVI века в великокняжеской или митрополичьей мастерской в Москве. Древнейшие части оклада относятся к этому же времени; чеканная серебряная золоченая риза изготовлена в первой четверти XVIII столетия. Согласно экспертному заключению, возвращенная икона «является древней реликвией Русской Православной Церкви, обладающей высокой духовной и историко-художественной ценностью». Руководством Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» было принято решение продолжить изучение иконы, чтобы уточнить период и обстоятельства ее создания, по возможности, выяснить ее происхождение.
5. Престол Уготованный с орудиями Страстей Христовых. Оборот иконы Научное исследование
6. Тыльная сторона чепца иконы с чернильными надписями Исследование «Богоматери Владимирской» началось с внимательного визуального осмотра, описания и фотофиксации всех частей снятого оклада, доски и живописной поверхности иконы. Сразу же были обнаружены очень важные пометы – чернильные надписи, сделанные на ткани, закрывающей оборотную сторону очелья (ил. 6). Надписи слева – «3 ШТ», «2280 ГР», вероятно, обозначают количество снятых частей оклада (коруны, венца и очелья) и фиксируют их вес в граммах. Вверху в середине очелья – цифры «6323», обозначающие либо общий вес оклада, либо порядковый номер данной части оклада по какому-то большому общему списку. Под цифрами написано: «К ИКОНЕ», еще ниже: «ИКОНА У ТЮ ИНА». Эта надпись подчеркнута, что указывает на ее первостепенное значение. Третья буква во втором слове стерта. Однако совершенно ясно, что стерта буква «Л». Таким образом, легко восстанавливается фамилия того человека, у которого находилась икона, – Тюлин.
В конце XIX – первых десятилетиях XX века фамилия иконописцев-реставраторов Тюлиных была хорошо известна. В Комиссии по сохранению и раскрытию памятников древней живописи в России, образованной 10 июня 1918 года, работали трое Тюлиных. Алексей Васильевич Тюлин, в соответствии с установленными Комиссией разрядами числившийся мастером «второй категории», умер в 1918 году[1]. Его сын, Александр Алексеевич Тюлин, талантливый реставратор, мастер «первой категории», скончался от сыпного тифа в январе 1920 года[2]. Наиболее известным был Михаил Иванович Тюлин, мастер «первой категории», активный и предприимчивый поставщик старинных и поновленных «под старину» икон, имевший хорошую коллекцию; он прожил долгую жизнь (1876–1965)[3]. Итак, из надписи на очелье возвращенной иконы следует, что она прошла реставрацию у опытного мастера – либо у Александра Алексеевича, либо у Михаила Ивановича Тюлина. По всей вероятности, реставрация проводилась в Москве – в Комиссии по сохранению древней живописи, в 1924 году преобразованной в Центральные Государственные реставрационные мастерские (ЦГРМ).
7. Икона-список «Богоматерь Владимирская» без оклада Рассмотрим состояние сохранности, материально-технические, иконографические и художественно-стилистические особенности вновь обретенной «Богоматери Владимирской» (ил. 5, 7). Иконная доска состоит из трех неравных по ширине частей: 34, 14,5 и 18 см. Размеры доски – 104,5 х 67,5 х 3 см; ширина верхнего поля 19,8 см, нижнего – 18 см, боковых полей – 13 см. Доска слегка деформирована – вогнута внутрь. На торцах и боковых сторонах видно разрушенное дерево, выкроши и выщербы рыхлой древесины; углы доски оббиты. Дерево мелкослойное, вероятно, липовое. По всему периметру доски – в торцах и на боковых сторонах – круглые отверстия от деревянных штырей, вероятно, от рамы, в которую могла быть вставлена икона.
Доска с тыльной стороны скреплена тремя шпонками, средняя из которых утрачена. Эти шпонки не первоначальные. Верхняя и нижняя, вероятно, появились на месте старых шпонок, средняя шпонка была поставлена заново при одном из поновлений иконы. Шпонки стесаны заподлицо, доска пролевкашена для нанесения изображения. В местах утрат левкаса до доски (особенно обширных слева) видна паволока грубого плетения. В верхнем углу справа на паволоке белилами написаны цифры «82», вероятно обозначающие порядковый номер иконы по какому-то списку. Верхний красочный слой на тыльной стороне иконы относится к одному из последних поновлений. Коричневой охрой имитированы широкие поля, соответствующие полям на лицевой стороне. Между верхней и нижней шпонками на светло-охристом фоне изображен Голгофский крест с орудиями Страстей Христовых, поставленный за престолом с красным покровом на нем. Из-под охряного цвета полей и средника в местах утрат проступает более светлый красочный слой. На полях имеются крупные отверстия с выпадами грунта. Вероятно, это следы крепления либо оклада, либо рамы.
Подобно другим древним святыням, вернувшаяся в Россию икона в течение своей долголетней жизни претерпела многочисленные повреждения от перепадов температуры, от пламени и копоти свечей, от креплений оклада и других неблагоприятных для ее сохранности факторов. В результате ее древняя живопись оказалась сильно утраченной. Левкас (грунт) во многих местах разрушился (особенно справа внизу вдоль трещины по стыку досок) и был заменен новым; на вставки левкаса нанесли новый красочный слой. Поля иконы полностью перелевкашены (наложен новый слой грунта), на основном слое левкаса имеются вставки, наиболее крупные – в середине правого поля. На полях видны следы от гвоздей современного оклада (хорошо просматривается диагональный стык верхней и боковой пластин оклада вверху справа). Фон средника состоит из многочисленных разновременных левкасных вставок. Вставки левкаса имеются и на фигурах, особенно на одеждах Богоматери внизу справа и вдоль трещин. Авторский красочный слой очень сильно потерт и разрушен, по существу от него остались лишь фрагменты, умело и деликатно собранные общим тоном, благодаря чему реставратору удалось полностью восстановить первоначальный облик иконы, не прибегая к сплошным прописям «в стиле оригинала», что было характерно для антикварной реставрации конца XIX – начала XX века. Реставрация этой плохо сохранившейся иконы, в течение веков своего существования, видимо, многократно подвергавшейся чисткам и поновлениям, выполнена профессионально, на очень высоком уровне, сопоставимом лишь с классическими реставрациями древних икон искусными мастерами Комиссии и ЦГРМ, работавшими в 1918–1934 годах.
Высокое качество реставрации иконы хорошо соотносится с надписью на тыльной стороне очелья Богоматери, в которой читается фамилия «Тюлин». По всей вероятности, икону реставрировал Михаил Иванович Тюлин, поскольку Александр Алексеевич Тюлин, начиная с 1918 года и до самой своей преждевременной смерти в 1920 году, раскрывал иконы в Троице-Сергиевой лавре[4]. Согласно «Инструкции по расчистке икон и стенописей» 1918–1919 года, при реставрации не допускались «никакие записи, доделки или поправки утраченных частей древней живописи», лишь в исключительных случаях, при очень больших утратах, разрешалось «погашение» белых пятен левкаса, но с тем условием, «чтобы рисунок и форма не восполнялись и погашенное место не сливалось с первоначальной живописью»[5]. Реставрация «Богоматери Владимирской» в целом выполнена в соответствии с инструкцией. Однако состояние авторского красочного слоя иконы было таково, что требовался индивидуальный подход. Для того чтобы сохранить икону как целостное произведение и моленный образ, необходимы были реставрационные тонировки по всей поверхности, прописи контуров, а также деликатное восстановление черт ликов. Эта труднейшая задача была выполнена с исключительным мастерством и совершенством, с глубоким проникновением в самую суть образа, благодаря чему в восстановленных формах хорошо выявлено его духовное содержание. В этой иконе, учитывая ее руинированное состояние, реставратор-иконописец удачно совместил принципы научного раскрытия икон, принятые Комиссией по сохранению древней живописи, и необходимые в данном случае приемы антикварной реставрации.
8. Икона-список «Богоматерь Владимирская» без оклада. Деталь Черты ликов, рисунок рук обеих фигур и ступней Младенца Христа, складки одежд прописаны, точнее сказать выявлены, благодаря тонким аккуратным линиям рисунка, нанесенным реставратором в местах сильно потертых или полностью утраченных контуров. Особенно большой правке подверглась верхняя часть лика Младенца Христа; авторская живопись в этой части иконы, видимо, была очень плохой сохранности. Поэтому реставратору пришлось написать нос, глаза, брови Младенца, прописать локоны обрамляющих лоб и лик кудрей (ил. 8). Аналогичные поновления были сделаны и на лике Богоматери: усилены опись носа, соединенная с описью брови, очертания век правого глаза и сомкнутых уст.
9. Богоматерь Владимирская. Чудотворная икона. Константинополь, первая треть XII в. Церковь святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее Несмотря на довольно плохую сохранность авторской живописи и реставрационные поновления, образ производит впечатление первозданной подлинности. Лики Богородицы и Младенца Христа похожи на их образы на древней чудотворной Владимирской иконе Богоматери[6] (ил. 9, 10) и по внешним чертам, и по духовному содержанию. Кажется несомненным, что реставратор, восстанавливавший сильно руинированные изображения, имел перед глазами лики чудотворной Владимирской иконы Богоматери, раскрытые из-под грязной потемневшей олифы и прописей в 1918 – начале 1919 года в Комиссии по сохранению древней живописи Г.О. Чириковым[7]. Это помогло ему очень точно воссоздать образы Богоматери и Младенца Христа на иконе-списке.
10. Богоматерь Владимирская. Чудотворная икона. Деталь: лики Размеры доски, пропорции широких полей, иконография и композиция лицевой и оборотной сторон рассматриваемой иконы полностью соответствуют древней чудотворной «Богоматери Владимирской» (ил. 9, 11). Изображение Богоматери поясное, с Младенцем Христом, сидящим на Ее правой руке (слева). Голова Богоматери склонена к Сыну, прильнувшему ликом к Ее щеке и левой рукой обнимающему Мать за шею под мафорием. Левая рука Богородицы поднята, пальцы касаются широкого рукава рубашки Иисуса: Мария поддерживает Младенца-Сына и одновременно обращается к Нему с молитвой, являет миру Спасителя. Правая рука Христа простерта, лежит на груди Богоматери. Он облачен в длинный охристо-желтый хитон с золотым ассистом, закрывающий Его фигуру до ступней. Правая нога Младенца вытянута, ступня нарисована параллельно иконной плоскости (в профиль); левая нога подвернута, из-под складок одежды видна ее подошва. Мафорий Богородицы коричневый, с темными (черными) линиями складок и охряной каймой с золотым ассистом. Чепец и рукав хитона сине-зеленого цвета. На рукаве две охряные полосы, аналогичные окаймлению мафория. Препоясание Младенца Христа такого же сине-зеленого цвета, как и чепец Богоматери.
11. Престол Уготованный с орудиями Страстей Христовых. Начало XV в. Оборот чудотворной иконы «Богоматерь Владимирская» первой трети XII в. О происхождении возвращенной иконы нет никаких исторических сведений. Для уточнения ее датировки, выявления обстоятельств ее написания и обоснования предположений о ее происхождении необходимо кратко рассмотреть основные этапы поновления и прославления древней чудотворной «Богоматери Владимирской», поскольку именно в эти периоды создавались ее точные списки «в меру и подобие».
Исторический экскурс
12. Богоматерь Владимирская. Икона-«пядница». Москва, конец XV – начало XVI вв. Благовещенский собор Московского Кремля Первые копии-списки святыни Владимиро-Суздальской земли – «Богоматери Владимирской» – появились вскоре после ее принесения в 1395 году в Москву, когда по молитвам москвичей перед древним образом свершилось чудесное избавление города от нашествия Тамерлана (Темир-Аксака). В память об этом событии был установлен первый праздник в честь чудотворной иконы[8]. Видимо, тогда «Богоматерь Владимирская», по благословению митрополита Киприана и усердию великого московского князя Василия Дмитриевича, была поновлена и украшена[9]. Древнюю икону, ставшую с этого времени владимиро-московской святыней, поставили в Успенский собор Московского Кремля. Вероятно, уже в 1395 году с прославившейся святыни был сделан список для придворной великокняжеской церкви Благовещения. Этот список не дошел до наших дней; видимо, он погиб в пожаре 1547 года, полностью уничтожившем внутреннее убранство Благовещенского собора[10]. Но о его существовании свидетельствует только что раскрытая из-под записей выдающаяся по художественному качеству икона-пядница «Богоматерь Владимирская», выполненная в конце XIV века одаренным греческим мастером, видимо, по заказу великого князя[11]. Икона-пядница, по всей вероятности, повторяет несохранившийся большой список чудотворной Владимирской иконы, который являлся не точной копией древней святыни, но творческой репликой. На иконе-пяднице Младенец Христос изображен таким образом, что Его левая рука, обнимающая Мать, не видна. Правая рука Богоматери не касается рукава рубашки Младенца, она низко опущена, приближена к Его колену и расположена почти на одном уровне с другой Ее рукой, благодаря чему в иконе ярко выражено молитвенное, деисусное предстояние Богородицы Младенцу Христу. Эти иконографические и композиционные особенности характерны для целого ряда списков (в основном для небольших икон-«пядниц» – размером в «пядь») начала XV – первой половины XVI века (ил. 12), восходящих к тому же самому несохранившемуся списку конца XIV века (1395 г.?)[12].
13. Богоматерь Владимирская. Икона-список начала XV в. из Успенского собора г. Владимира. Владимиро-Суздальский музей Через несколько лет после 1395 года древняя чудотворная икона «Богоматерь Владимирская» вновь оказалась во Владимире; здесь в 1410 году она была «ограблена» воинами татарского царевича Талычи, «одравшими» ее золотой оклад[13]. Пострадавшую икону вскоре принесли в Москву для починки. Митрополит Фотий, находившийся во время нападения ордынцев во Владимире и чудом спасшийся от их преследования, в благодарность за свое спасение, а также по своему духовному долгу украсил «Богородицу Владимирскую» золотым окладом с чеканными праздникам на полях[14]. В этот период икона была полностью поновлена (возможно, Андреем Рублевым). С поновленной иконы сделали два точных списках – в размер оригинала с его надставленными еще в XII веке (?) широкими полями. Один из них предназначался для Успенского собора города Владимира[15] (ил. 13), другой – для Успенского собора Московского Кремля[16] (ил. 14).
14. Богоматерь Владимирская. Икона-список начала XV в. Успенский собор Московского Кремля На московский список были перенесены остатки ограбленного татарами золотого оклада с «Деисусом», снятые с чудотворной иконы и дополненные новой золотой басмой. Эти иконы-списки «в меру и подобие» были иконами-наместницами – заменяли древний чудотворный образ в годы его отсутствия во Владимире (владимирский список) и в Москве (московский список). Для обоих списков характерна одна и та же композиционная особенность, восходящая, видимо, к первому упомянутому выше несохранившемуся списку конца XIV века: низко опущенная рука Богоматери. Вместе с тем, они точнее передают образ древней святыни: на шее Богоматери у Ее щеки изображена кисть обнимающей руки Младенца Христа. Композиционные особенности этих списков также повторялись на многих иконах «Богоматерь Владимирская» XV – первой половины XVI века[17].
Кто определил возраст иконы? Как? Проводилась ли какая-либо настоящая экспертиза? Историко-художественная экспертиза сомнительная. И вот почему.
Возраст речного жемчуга в Ризе и его сохранность? На сегодняшний день многовековая сохранность жемчуга вызывает сомнение, в следствии изменения органического вещества Конхиолина.
Сплав металла Оклада? В некоторых случаях, когда экспертизу проводили криминалисты, передавая фрагменты в металлографическую лабораторию, в состав сплава входил алюминий! Который был получен датским физиком Гансом Эрстедом в 1825 году!
Вот такие вот дела.