15 лет назад – 18 июля 1994 года – была возобновлена иноческая жизнь в Воскресенском Новоиерусалимском монастыре, самом грандиозном и величественном из трех построенных патриархом Никоном обителей.
Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. Фото: Ольга Малеева / Соборы.Ru |
Будучи отражением великих идей, целеустремлений и подвигоположений, никоновы монастыри всегда вызывали горячий интерес. Сегодня же Воскресенский монастырь Нового Иерусалима стал объектом пристального внимания общества еще и потому, что, по распоряжению президента России, данному летом 2008 года, готовится полномасштабная реставрация обители.
На первом заседании Попечительского совета Благотворительного фонда по восстановлению Воскресенского Новоиерусалимского монастыря 20 октября 2008 года (Москва, Кремль) Святейший Патриарх Московский Алексий II говорил об исключительной роли, которую должен был играть монастырь в духовной жизни России: «Новая обитель в излучине реки Истры созидалась как пространственная икона изображения Святой Земли. Ближние окрестности монастыря получили палестинские наименования и постепенно заполнились новыми церквами, часовнями и поклонными крестами. Это была Русская Палестина, представляющая собой единый церковный организм и привлекшая множество паломников. Главной святыней Воскресенского монастыря всегда был храм Воскресения Христова, сооруженный по образу храма Гроба Господня в Иерусалиме, с копиями всех находившихся в нем памятных мест, связанных с искупительным подвигом Христа Спасителя. Русские люди, не имеющие возможности проделать долгий и опасный путь в Иерусалим, особенно в прошлом, получали возможность поклониться близ Москвы точному подобию Голгофы, Гроба Господня, места обретения Животворящего Креста и многим другим святыням. Воскресенский собор Нового Иерусалима был не просто копией прототипа, он созидался как образ Иерусалима Горнего. Согласно летописным данным, патриарх Никон заложил здесь множество престолов, число которых равнялось количеству дней в году. Воплощение этой идеи в Новом Иерусалиме соединяло образ храма Гроба Господня с образом Святой Софии – великой церкви Константинополя, в которой, по представлению русского человека, ежедневно литургия совершалась на новом престоле в продолжение годового круга. По мнению церковных историков, приделы Воскресенского собора предназначались для совершения богослужений православными священниками разных национальностей, каждого на своем языке. Это было частью замысла Нового Иерусалима, где первоначально среди насельников обители, число которых достигало пятисот, подвизались русские, белорусы, украинцы, принявшие святое крещение немцы, евреи и поляки. Разноплеменным был и состав монастырских работников… Многообразие церковно-исторических и богословских, архитектурно-художественных аспектов Нового Иерусалима определяло масштаб его влияния на русское самосознание. Это относится в первую очередь к повсеместному созданию в России образов Святой Земли, которые существовали с конца ХVII века до начала ХХ столетия в Москве, Петербурге, Ростове Великом, близ Троице-Сергиевой лавры, под Казанью, на Соловках, на Валааме».
Действительно, в XVI–XVII веках «Иерусалим» воспринимался как символ, который можно «переставлять по карте» и присваивать тому или иному географическому месту, он был синонимом «центра Православия», религиозной столицы, может быть и Вселенского Православия, так как географические объекты носили сакральный характер, то есть привязывались не к месту, а к вере.
В данном случае, программное стремление воплотить в Святой Руси под Москвой – третьим Римом наиболее почитаемые всем христианским миром святыни, скопировав их, опиралось на особенность восприятия русскими христианской символики, вероучения. Точным воспроизведением топографии подлинника русская копия как бы продолжала традицию строителей древнего Иерусалимского храма на разных его этапах. К середине 60-х годов XVII века территория, окружающая Воскресенский монастырь, уже рассматривалась как Святая Земля с палестинскими наименованиями и различными церковными сооружениями – храмами, часовнями, крестами.
Строго следуя святоотеческому учению о важности для церковной жизни материального изображения, сходного с первообразом (по слову преподобного Иоанна Дамаскина, материальным предметам дается Божественная благодать ради имени на них изображенных), патриарх Никон сакрализует пространство, давая ближним и дальним монастырским весям имена по образу древнего Иерусалима. Так появляются река Иордан, горы Сион, Елеон, Фавор; Рама, Вифания, Вифлеем, Назарет, Самария, Сидон, Капернаум, Галилея.
При всей верности образцу в расположение отдельных частей Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря патриарх Никон все же привнес и некоторые отличия, свидетельствующие о том, что он мыслил придать воздвигаемому храму всероссийский, соборный, если не вселенский характер. Об этом свидетельствует устроение за главным алтарем с престолом, посвященным Воскресению Христову, тронов для пяти Вселенских патриархов – Антиохийского, Александрийского, Константинопольского, Иерусалимского и Московского, которые, может быть, когда-либо будут вместе сослужить Всевышнему Богу на одном Его престоле.
Построенный во образ Святой земли с храмом Гроба Господня и одновременно прообразующий Град Горний – Небесный Иерусалим, Воскресенский монастырь стал уникальным религиозным центром Российского государства, оказывавшим свое благотворное влияние не только на духовную, но и на интеллектуальную и культурную жизнь общества. Развивая традиции, заложенные патриархом Никоном, в истории русской духовной культуры он стал особо известен своим ученым монашеством: богословами, духовными писателями, проповедниками. Монастырская библиотека, основой которой стало собрание книг патриарха Никона (ныне Воскресенское и Синодальное собрание ГИМа), пополнялась вкладами царя, княжны Татьяны Михайловны, купцов, крестьян, монашествующих, затем выдающегося переводчика и богослова архимандрита Амвросия (Зертис-Каменского), епископа Сильвестра (Страгородского) и многих других. Монастырь исторически находился под управлением выдающихся людей своего времени, внесших огромный вклад в развитие как собственно богословской, так и светской науки, влиявших на характер церковно-государственных взаимоотношений, развитие монастыря.
Если же посмотреть на историю бытования Воскресенского монастыря, то можно заметить, что в своих этапах она несет на себе отпечаток судеб и своего основателя, и своего прототипа. История обители разбивается как бы на несколько периодов.
Первый период – 56–66 годы XVII века – проходил под руководством и при непосредственном участии патриарха Никона. В этот период окружающая монастырь территория рассматривается как Святая Земля с соответствующим топографическим и имясловным уподоблением первообразу. В 1656 году куплены деревня Сафатова (ставшая селом Воскресенским), деревня Котельникова (переименована в село Вознесенское); в 1657 году – деревня Микулино (село Преображенское), пустошь Зиновьева (Капернаум), село Чернево (Назарет). В 1657 году построена деревянная Воскресенская церковь (разобрана в 1696 году), начато строительство Елеонской часовни на горе Елеон, а в 1658 году установлен памятный каменный резной крест; начато строительство Воскресенского собора; основан Новодевичий Вифанский монастырь и устроена церковь Входа Господня в Иерусалим (монастырь упразднен патриархом Никоном в 1666 году, а церковь перенесена в монастырь Нового Иерусалима). С 1658 по 1662 год в Воскресенском соборе устраиваются и освящаются церкви на Голгофе, Усекновения главы Иоанна Предтечи, Успения Богородицы; построен скит – отходная Богоявленская пустынь. В 1660 году выкопаны колодцы, пруд напротив патриарших келий. В 1665 году сооружены деревянная ограда монастыря, патриаршие палаты и больничные кельи, шло строительство дома для паломников, конюшенного двора. К 1666 году монастырь был сформирован как система святых мест, где наряду с каменными сооружениями были и деревянные. В период с 1656 по 1666 год в монастыре было не менее 200 монашествующих; с послушниками, бельцами и слугами – около 400, в дальнейшем – около 100; в течение следующих веков – от 70 до 120 человек.
После осуждения и ссылки в 1666 году патриарха Никона в Ферапонтов, а затем в Кирилло-Белозерский монастыри Вологодской епархии Воскресенский монастырь было запрещено именовать Новым Иерусалимом (вплоть до середины XVIII века), всякое строительство в нем прекратилось. В период с 1666 по 1678 год монастырь подвергается разорению: по распоряжению патриарха Иоакима из монастыря вывозятся ценные книги, рукописи, святыни, мощи, личные вещи патриарха Никона, типографский станок и т.д.; отзываются в Москву строительных, изразцовых, литейных и иных дел мастера, прерываются строительные работы; за монастырем закрепляются лишь владения, сформированные до 1658 года.
Второй период – 1670-е годы – конец XVII века – возрождение богословских и архитектурно-ландшафтных идей, связанных с замыслом патриарха Никона. В царствование царей Федора, Иоанна и Петра Алексеевичей возобновляется монастырское строительство, начинает изменятся топография святых мест: соответствие историческому прообразу сочетается с условно-символическим. С 1678 года в монастыре вновь устанавливается разработанный и утвержденный патриархом Никоном богослужебный устав, к обители приписывается 20 монастырей, устраивается система монастырских прудов. В 1679 году возобновляется строительство Воскресенского собора, а в 1685 году совершено его освящение; в этом же году освящена надвратная Входа Господня в Иерусалим деревянная (каменная – в 1694 году) церковь.
В 1681 году патриарх Никон возвращен из ссылки и погребен в Иоанно-Предтеченском пределе Воскресенского собора (в 1682 году от восточных Вселенских Патриархов получены разрешительные грамоты патриарху Никону с повелением почитать его в сонме патриархов Московских, ибо он есть «столп благочестия непоколебимый, Божественных и священных канон оберегатель искуснейший, отеческих догмат, повелений же и преданий неизреченный ревнитель и заступник достойнейший»).
В 1683 году возводится каменный дворец (палаты) царевны Татьяны Михайловны. С 1686 по 1692 год ведется строительство теплого соборного храма Рождества Христова с трапезными палатами вдоль западной монастырской стены. В 1690 году освящаются: земляная церковь равноапостольных Константина и Елены, церкви архистратига Божия Михаила и всех сил бесплотных, Всех святых, Николая Чудотворца. С 1690 по 1694 год Яковом Бухвостовым возводится каменная крепостная стена взамен деревянной. В 1698 году ведется строительство больничных палат с Трехсвятским храмом. К концу XVII века все каменные постройки монастырского ансамбля завершаются.
Третий период – XVIII век. В 1749 году Воскресенскому монастырю возвращено именование Нового Иерусалима; в документах вновь начинают использоваться палестинские названия. В 1781–1783 годах образован город Воскресенск, а с 1796 года значится как заштатный. В 1787 году утвержден план регулярной застройки г. Воскресенска.
С 1710 года в результате секуляризации земель за монастырем оставлены три вотчины, но с 1740 года монастырь восстанавливает свое землевладение (по плану 1764 года генерального межевания монастырю принадлежит 30 десятин земли).
В 1723 году обрушился шатер ротонды, в 1726 году сгорели деревянные палаты патриарха Никона, в 1762 году в монастыре произошел второй пожар, унесший два деревянных дворца – старый и новый, в 1792 году произошел третий пожар, в котором сгорели храмы Рождества и Трех святителей, дворцовая галерея, архимандричьи и иные покои; в 1730–1750 годах восстанавливается ротонда, ведутся масштабные строительные работы по Воскресенскому собору (освящение собора – в 1759 году) под руководством архитекторов И. Мичурина, Ф. Растрелли, К. Бланка при архимандрите Амвросии (Зертис-Каменском, будущем архиепископе Московском), который по праву считается вторым строителем-созидателем монастыря[1]. В 1765 году устроен новый конюшенный двор. С 1770 по 1800 год построены новые каменные царские палаты (архитекторы М. Казаков, Г. Бартенев). В 1775 году сооружаются в подклете храма Рождества Христова Вифлеемские церкви: Поклонения волхвов, Обрезания Господня, Бегства во Египет, Избиения 14 000 младенцев.
Четвертый период – XIX – начало ХХ века. В 1840-х годах ведутся ремонтные работы под руководством архитекторов А. Витберга, К. Тона и А. Каменского, скульптора И. Витали. В 1845 году проведен ремонт гостиного двора, в 1846 году сооружена и освящена церковь преподобного Иоанна Рыльского в архимандричьих палатах. Во второй половине XIX века усиливается интерес к древностям Палестины, создается Русское Палестинское общество. Наместником монастыря в 1869 году назначается бывший начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Леонид (Кавелин), при котором реконструируются и развиваются замыслы патриарха Никона, создается описание Воскресенского монастыря Нового Иерусалима, изучается его история, наследие и традиции, создается музей патриарха Никона. С 1874 года на средства фабриканта П.Г. Цурикова начаты масштабные ремонтные работы. В 1875–1876 годах ведется строительство каменного странноприимного дома; в 1892–1893 годах открыта церковно-приходская школа. В 1904–1905 годах архимандритом Серафимом (Чичаговым) совершено последнее обновление обители.
В 1919 году Воскресенский монастырь решением Звенигородского совнаркома закрыт, монашеская община упразднена. Обращают внимание формулировки, поражая своей беззастенчивой простой: «п. 8: О выселении монахов из монастыря Ново-Иерусалимского. Решение: предложить отделу управления выселить, а отделу соц. обеспечения немедленно списать с довольствия» (протокол № 4 от 11 ноября 1919 года); «Постановление ВЧК по делу о граблении Ново-Иерусалимского монастыря. Решение: принять к сведению» (протокол № 60 от 31 декабря 1919 года). И уже в 1920 году на базе монастыря создан художественно-исторический музей, коллекцию которого составили экспроприированные и национализированные ценности ризницы монастыря; в 1921 году образован также и музей местного края. С 1935 году музей получает статус Московского областного краеведческого музея. В 1941 году, во время Великой Отечественной войны, монастырь был взорван отступавшей немецкой дивизией СС «Райх», в результате военных действий полностью разрушен город Истра.
Пятый период – середина ХХ – начало XXI веков. В 1942–1945 годах разработан проект восстановления и реконструкции города Истры под руководством А. Щусева, начались восстановительные работы. Продолжавшиеся в 1960–1970-е годы реставрационные работы по восстановлению монастырского комплекса (стены с башнями, глава Воскресенского собора, шатер ротонды), которые организовывал директор музея в 1973–1995 годах В.Ф. Нижегородов, в основном были завершены к началу 90-х годов XX века.
В 1995 году, на первом этапе передачи монастырского комплекса, Русской Православной Церкви возвращены Воскресенский собор с земляной церковью Константина и Елены, храм Рождества Христова, скит патриарха Никона.
В настоящее время вопрос о возвращении остальных объектов монастырского комплекса в связи с вниманием к нему главы государства поставлен вновь, как и воссоздание архитектурно-ландшафтного комплекса «Русская Палестина». Проблемы же воссоздания Подмосковной Палестины такой, какой она мыслилась патриархом Никоном, канонического статуса и правового регулирования земель этого знаменитого комплекса, как и внесение этого выдающегося памятника истории и культуры в перечень объектов мирового наследия ЮНЕСКО хотя и являются существенными, но все еще остаются трудно, если вообще разрешимыми.
В современной судьбе монастыря радует уже хотя бы то, что на упоминавшемся ранее заседании 20 октября 2008 года масштабность предстоящих восстановительных задач была отмечена как в выступлении патриарха Алексия: «…предстоят огромные реставрационные работы, обширное новое строительство, возрождение общежительной монашеской жизни с ее церковно-историческими, литургическими традициями, возобновление издательской, музейной, паломнической деятельности», – так и в выступлении президента: «В этой ситуации, применительно к восстановлению Новоиерусалимского Воскресенского монастыря, усилия Русской Православной Церкви должны быть подкреплены и всесторонней помощью государства, а также помощью наших предпринимательских структур, поскольку это очень большое, солидное дело».
Глава государства четко очертил стоящую на данном этапе задачу восстановления монастыря как памятника: «Самое главное, на чем мы должны, прежде всего, сконцентрировать свое внимание, – памятники ветшают на глазах и требуют полномасштабной, большой реконструкции. И первое, что необходимо сделать, – это просто провести срочный ремонт гибнущих зданий.
Второе. Важно и то, что монастырь сегодня имеет и конструктивные, и инженерные, и ландшафтные особенности, которые, по сути, изначально были в проекте. Кроме того, в его архитектурном облике заметно наслоение нескольких эпох, нескольких стилей, учет особенностей которых потребует и специального, научно-обоснованного подхода к реставрации. Участия научного, музейного сообщества и культурной общественности также могло бы стать определенным подспорьем.
Третье. Подчеркну, что кроме собственно Воскресенского собора восстановлению подлежит все, что входит в монастырский комплекс (мы об этом говорили с самого начала), потому что в противном случае это будет не полное, а ограниченное восстановление. Надо предусмотреть и благоустройство прилегающих к монастырю территорий – работать по приведению в порядок находящихся там сегодня природных памятников.
Особых усилий потребует, наверное с подключением ряда международных структур, и поиск утраченных в годы Великой Отечественной войны культурных ценностей монастыря, которые являются неотъемлемой частью этого уникального художественного объекта. О них также забывать нельзя.
Четвертое. Потребуется строительство и новых зданий для последующего размещения музея и для расширения духовно-образовательной деятельности монастыря…
И, наконец, последнее. Наряду с затратами, нам следует определить и примерные сроки восстановления обители. Это не быстрый процесс, если мы хотим все сделать качественно. Мы обсуждали этот вопрос. Я думаю, что оптимальным сроком может быть лет пять – семь, поскольку быстрее вряд ли возможно уложиться. И затягивать, видимо, на больший срок тоже не нужно».
Таковы основные идеи, высказанные на состоявшемся в Кремле первом заседании, посвященном восстановлению Ново-Иерусалимского монастыря.
Осознавая всю важность, значимость и сложность восстановления такого исключительного духовного объекта, каким является Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, инициативной группой культурной общественности на имя Президента Российской Федерации Д.А. Медведева было направлено обращение, ставящее проблему экспертного научно-методического контроля над реставрационно-восстановительными работами:
«В настоящее время идет подготовка к восстановлению ансамбля Ново-Иерусалимского монастыря и передаче объектов культурного наследия, находящихся на его территории, Русской Православной Церкви.
В 1941 году центральный памятник ансамбля – собор – был взорван немецко-фашистскими захватчиками. К восстановительным работам приступили еще во время войны и в течение десятилетий шла кропотливая научная реставрация собора. К сожалению, в 1995 году она была приостановлена из-за сокращения бюджетного финансирования после передачи монастыря Русской Православной Церкви.
Сегодня при Вашем непосредственном участии, господин Президент, началась активная деятельность по подготовке к восстановлению Воскресенского монастыря. Создан Благотворительный фонд по восстановлению обители, что, несомненно, будет способствовать возобновлению масштабной реставрации этого памятника.
В то же время, судя по сообщениям средств массовой информации, в обществе искусственно создается впечатление, что все памятники Ново-Иерусалимского монастыря разрушены или находятся в аварийном состоянии, в связи с чем требуется немедленное проведение строительных работ.
Это намерение начать именно строительные работы вызывает обоснованное беспокойство, поскольку ансамбль монастыря является уникальным объектом культурного наследия федерального значения, и по Федеральному закону № 73-ФЗ “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации”, в соответствии с его ст. 40 здесь можно проводить лишь ремонтно-реставрационные работы. Они осуществляются согласно ст. 45 только лицензированными специалистами и организациями по проектной документации, согласованной с органами охраны культурного наследия.
Более того, для продолжения реставрации необходимо провести широкомасштабные комплексные инженерные исследования памятника и разработать концепцию его реставрации и приспособления для восстановления в нем монашеской жизни. Затем, на основе утвержденной и обсужденной концепции, должен быть разработан проект реставрации.
В рамках всего проекта по восстановлению монастыря следует создать Государственную комиссию из представителей Министерства культуры Московской области, других заинтересованных органов, которая будет осуществлять научно-методический контроль над проведением реставрации Ново-Иерусалимского монастыря. В эту комиссию также должны войти реставраторы архитектуры, керамики, живописи, историки архитектуры, искусствоведы, археологи, технологи, инженеры разных специальностей. Без научно-методического контроля этот ключевой памятник искусства, истории Церкви и Российского государства может быть искажен.
Подобная комиссия была создана в свое время при реставрации Андреевского и Александровского залов Большого Кремлевского дворца.
Уважаемый господин Президент! Просим Вас дать соответствующие поручения по созданию Государственной комиссии по наблюдению за реставрацией этого уникального комплекса и включить в ее состав соответствующих специалистов»[2].
На сегодняшний день фондом по восстановлению Воскресенского монастыря проделана уже довольно большая организационная работа, о чем подробно излагается в статье «Благотворительный фонд по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря: попечение о святыне», подготовленной администрацией фонда. Начата и содержательная работа, постепенно высвечивающая все новые и новые проблемы фундаментального и частного порядка.
Что же касается собственно Новоиерусалимской обители, то при разработке программы восстановления архитектурно-ландшафтного комплекса чрезвычайно важно учитывать первоочередность работ:
1) восстановление гидрологии (пруды, протоки, система источников, водоотвод стоков и аэрация),
2) противооползневые мероприятия на склонах холма,
3) эколого-землеустроительные работы внутри монастырского комплекса и на прилегающих территориях.
При реставрации сооружений монастырского комплекса и их приспособлении к современной эксплуатации в первоочередном порядке должны быть:
1) определены и обоснованы концептуальные подходы с учетом интерьер-экстерьерных особенностей исторических сооружений монастыря, их богословско-философской, культурно-просветительной, художественно-стилистической и, наконец, социально-хозяйственной и экономической составляющей, причем учет последней не может приводить к нивелированию ни одной их перечисленных выше;
2) на всех объектах должен быть организован контроль их инженерно-архитектурного состояния.
При определении физических параметров архитектурно-ландшафтной зоны монастырского комплекса необходимо учитывать его системно-семиотическую составляющую, то есть понимать, что пространство Русской Палестины охватывает достаточно большую территорию и включает в себя не только объекты монастырского ансамбля, но и иные объекты, находящиеся на удалении и идейно с ним связанные.
В связи с этим обозначается комплекс проблем для безотлагательного решения:
– создать реестр архитектурных объектов (памятников), памятных знаков и особых объектов в зоне «Русская Палестина» с последующим включением их в «область» Ново-Иерусалимского монастыря, и провести мероприятия не только по их переименованию в соответствии с историко-богословским значением и именем, но и реставрационные, а где необходимо и строительно-восстановительные работы.
Особым пунктом в этом ряду должно стать восстановление сети подворий монастыря в крупнейших городах России и за рубежом (в Санкт-Петербурге, например, храм Воскресения Христова на Смоленском кладбище, что на ул. Камской, д. 11);
– с целью сохранения исторического облика Воскресенского монастыря и в целом территорий зоны «Русская Палестина» как единого архитектурно-ландшафтного комплекса и недопущения его разрушения как уникального природно-культурного объекта, незамедлительно объявить мораторий на всякие сделки с землей на прилегающих к монастырю территориях в радиусе 3–5 км и инициировать мероприятия по переводу земель выделенной зоны в разряд земель особо охраняемых территорий и объектов – создать комплексный (ландшафтный) заказник, то есть территорию с особым режимом правового регулирования и охраны;
– учитывая территориальную значительность архитектурно-ландшафтной зоны «Русская Палестина», ее насыщенность культовыми и иными архитектурными сооружениями, которые в настоящее время находятся в различном каноническом (церковно-юридическом) подчинении, видится перспективным урегулирование и канонических вопросов – создание на этой территории ставропигиального благочиния.
Уникальность Ново-Иерусалимского монастыря как памятника определялось в равной, если не большей степени, его художественно-декоративной, духовно-поэтической и научно-библиотечной составляющими. На современном этапе возрождения монастыря с учетом технологических достижений целесообразно незамедлительно создать профильные группы (заметим: в состав экспертного совета до настоящего времени так и не включены крупнейшие специалисты по русскому средневековью, например И.Л. Бусева-Давыдова, Н.В. Заболотная, А.Н. Кручинина, архимандрит Макарий (Веретенников), протоиерей Борис Даниленко и др.) и организовать работы по:
– разработке-восстановлению художественных и иконографических сюжетов росписи Воскресенского собора, монастырских церквей и приделов;
– произвести копирование и тиражирование сборников богослужебной и внебогослужебной Новоиерусалимской музыкально-поэтической традиции и их введение в современную музыкальную культуру;
– на основе Воскресенского и Синодального собрания рукописей и книг, исторически принадлежавших Воскресенскому монастырю Нового Иерусалима (ныне хранится в ГИМ), а также иных архивных собраний Российской Федерации (РГАДА, РГИА, ИАиХМ «Новый Иерусалим»), произвести копирование соответствующих фондов с целью создания электронной монастырской библиотеки открытого доступа;
– с учетом научно-просветительских традиций монастыря предусмотреть возможность реализации на этой базе фундаментального проекта «Патрология Россика» – создания на русском языке полного свода текстов святоотеческой письменности, аналогичной Оксфордской патрологии и иным национальным патрологиям, которые лежат в основе картин мира стран христианской цивилизации[3].
Достаточно часто мне доводится бывать в Новом Иерусалиме, так что с большим интересом слежу за происходящим вокруг этого места. И, конечно, хотелось бы поблагодарить уважаемого Вильяма Шмидта за подробный рассказ об обители. Ну и добавить несколько слов.
О роли патриарха Никона( по родителю - Минина) в истории России и русской Церкви сказано немало. Но любимейший из трех основанных им монастырей может кое-что добавить.
Автор в своей статье напоминает нам о тезисе "Москва - Третий Рим", столь важном для понимания геополитики России 2-ой пол. XVII в. Тезис все помнят, и любят его и по сей день. А вот про тезис "Москва - Второй Иерусалим" за давностию лет забыли. А зря. Именно идеей нового мирового духовного центра и руководился "Божиею милостию великий господин и государь, архиепископ царствующаго града Москвы и всеа великия и малыя и белыя Росии и всеа северныя страны и помориа и многих государств патриарх", как звучал усвоенный себе титул Никона. И строит он под Москвой не "Новый Рим", а "Новый Иерусалим". И именно там, в Воскресенском Соборе, он воздвигает 5 тронов: для вселенских и московского патриархов. Идея примата духовной власти над светской, причем и на надгосударственном уровне, казалась такой светлой, правильной и, главное, досягаемой, что Никон просто воспарил над землей, выражаясь фигурально. Собственно, самая церковная реформа целью имела не устранение неких "ошибок", а унификацию с греческими, разумеется современными, обрядами. Для чего? Для объединения в великое православное сверхгосударство, мечты о котором, похоже, свежи и сейчас . Странная возня внизу, вокруг власти , его уже не интересовала, и Никон демонстративно удаляется, считая дело сделанным, и себя достаточно в нем важным. Куда же? - в Новый Иерусалим! А успокоился-то он зря - Алексей Михайлович разочаровавшись в своем "собинном друге", но желая довершить реформу созывает Большой Московский собор, главными "звездами" которого были два заштатных патриарха. Собор утверждает реформу, но запрещает ее вдохновителя - патриарха Никона.
Реформа так и осталась зияющей раной, оставшись примером проведения своеволия в обход соборности. Русская церковь примет де-факто учение о церкви "учащей и учимой"... А обитель опального патриарха подвергнется разорению: по распоряжению патриарха Иоакима из монастыря вывозятся ценные книги, рукописи, святыни, мощи, личные вещи патриарха, типографский станок. Как оказалось, Никон печатал книги старой, "дониконовской" печати(!)
Ему все же разрешат вернуться, но это будет совсем другое время. Москва больше не хочет быть вторым Иерусалимом. И на смену болящему царю Феодору должен прийти царь Петр...
С уважением, Гольдштейн Дмитрий, 37 лет, верующий.