Преподобный Хардульф, отшельник в Бридоне в Лестершире
Интерьер церкви св. Марии и св. Хардульфа в Бридоне-Он-Де-Хилл |
Единственное связанное со святым Хардульфом место носит название Бридон-Он-Де-Хилл. Как название «bre» в переводе с кельтского, так и «don» (то есть сокращенно down) на старом английском означает «холм». Эта возвышенность с древних времен считалась священным местом, а в железном веке использовалась как холм-крепость. Отсюда началась христианизация района Лестершир. Имя того, кто начал эту христианизацию, весьма интересно. Фактически, «Хардульф» (Hardulph) есть неверная латинизация. Древние англичане никогда не писали «ph» – они писали «f» (сравните формы Botolph и Botulf имени Ботольф). Первоначально это имя, наверное, имело форму «Эрдульф» (Aerdulf).
Из единственного дошедшего до нас источника информации об «отшельнике из Бридона» – жития святой Модвенны[1] мы узнаем, что святой Хардульф был ее современником. Предание относит основание церкви в Бридоне к 676 году. На самом деле она была построена между 675 и 691 годами, после того как Элдормен Фридерик пожаловал земли монастырю в Питерборо. Церковь в Бридоне была одной из нескольких дочерних церквей этого монастыря. Первым аббатом в Бридоне, согласно источникам, был Хедди. Вполне вероятно, что после него аббатом мог стать и отшельник Хардульф. Его могли отправить проповедником в Бридон из монастыря Питерборо, где он начинал свой отшельнический подвиг. Это было время, когда после смерти тирана-язычника Пенды, короля Мерсии, в 655 году, начало процветать миссионерское монашество в центральной Англии. Тогда появилось много отшельников, таких как святой Хардульф, сооружавших себе маленькие уединенные кельи. На месте их отшельнической жизни позднее образовывались монастыри и строились храмы.
Поскольку Лестершир расположен в центральных районах Англии (Мидлендс), где есть местечко Бертон-Он-Трент, в котором подвизалась святая Модвенна, то можно предположить, что святой Хардульф обучал там ее монашеской жизни. Хардульф, отшельник в Бридоне, подобно многим другим пустынникам, построил здесь келью и часовню. На их месте теперь стоит приходская церковь святой Марии и святого Хардульфа, что подтверждается археологическими исследованиями, проведенными под полом этой церкви. День памяти святого Хардульфа отмечается 6/19 августа, иногда также 21 августа/3 сентября.
Мы считаем ошибкой, когда святого Хардульфа и многих других древних английских святых называют бенедиктинцами, как делают неправославные. Этот термин в современном его смысле относится лишь к определенным монахам, начиная с XII века и позже. В VII же веке в Англии и сопредельных странах подвизались монахи, следовавшие общей для всех святоотеческой традиции. Кто-то из них пользовался уставом святого Бенедикта, а кто-то – уставами других отцов неразделенной Церкви.
Церковь в Бридоне является единственной, освященной в честь святого Хардульфа. Такие уникальные церкви указывают на местное почитание подвижников, которых считали почти что местными героями. Бридонский монастырь, основанный святым Хардульфом, позднее приобрел огромную славу, став значительным центром монашеской жизни и учености.
В 731 году один из воспитанников Бридона, возможно прямой ученик святого Хардульфа, Татвин стал архиепископом Кентерберийским. О нем упоминал и преподобный Беда Достопочтенный. Святой Татвин позднее был канонизирован, день его памяти – 30 июля / 12 августа.
Старинная саксонская церковь Бридона славится своими украшенными высеченными плитами и фризами. Хотя о святом Хардульфе известно мало, имеется много литературы о «византийских» камнях и фризах этой церкви, а также изображениях на них Пресвятой Девы и архангела. Последние относятся к концу VII, или к VIII, или IX веку и напоминают подобные изображения в находящихся по соседству в Флеттоне и Касторе. Очевидно, основанный Хардульфом Бридонский монастырь в то время был важным духовным и культурным центром, поскольку имел такую значимую церковь.
Гордость Чешира: святой Плегмунд, отшельник и архиепископ
Отшельник и архипастырь святитель Плегмунд был 20-м архиепископом Кентерберийским с 890 по 914 (а по некоторым сведениям по 923) год. Он был посвящен в архиепископа в конце ужасного для Англии IX века, когда язычники-датчане практически уничтожили монашество и культуру на этом острове. Необычайный опыт, ученость и административные способности святителя использовали благоверный король Альфред Великий, спасший Англию материально, и его сын и преемник Эдуард Старший, спасший ее духовно. Во многом благодаря святителю Плегмунду древняя Английская Церковь была возрождена, и в X столетии наступил «серебряный век» ее истории.
Святитель Плегмунд был единственным уроженцем Чешира, ставшим архипастырем Англии. Мы ничего не знаем о его происхождении и только можем предположить, что он родился в середине IX века. Молодым человеком Плегмунд получил хорошее воспитание и образование в западной Мерсии, возможно в Честере, где была превосходная монастырская библиотека. Достоверно известно, что будущий святитель много лет подвизался в полном уединении на одном островке в Чешире. Местные люди тогда называли этот островок Плегмундешам, что значит «заливной луг Плегмунда». После смерти Плегмунда, когда началось его почитание, островок получил название «Плегмундстоу» (святое место Плегмунда), позднее название укоротили до «Племстолл», то есть «место отшельнической жизни Плегмунда».
О святом Плегмунде отзывались как о «всецело преданном Богу муже, блестяще обученном в церковных науках». За это время он набрался духовного опыта, стал настоящим духовником и собрал вокруг себя немало учеников. Поскольку Чешир находился в западной Мерсии и не был окончательно покорен во время датского завоевания, то церковная жизнь в этой области продолжалась. Вот почему король Альфред Великий около 887 года пригласил святого Плегмунда и трех других церковных деятелей из Мерсии восстанавливать культуру, ученость и знание латинского языка в Уэссексе. Согласно Ассеру, Уэльскому епископу и биографу Альфреда, будущий архипастырь был «по происхождению мерсиец, достопочтенный и даровитый муж, наделенный мудростью» и «достойный всяческого почитания».
После смерти архиепископа Этельреда Кентерберийская кафедра стала вакантной, и ее предложили занять другому ученому, святому пастырю и королевскому советнику Гримбальду Винчестерскому[2]. Тот отказался, посоветовав, чтобы это место предложили святому Плегмунду. «Англо-саксонская хроника», составленная королем Альфредом не без помощи Плегмунда, сообщает за 890 год, что «в этот год должность архиепископа Кентерберийского занял Плегмунд, избранный самим Богом и своим народом». Ясно, что Плегмунд стал предстоятелем Церкви, проведя у короля Альфреда всего лишь несколько лет, потому, что произвел огромное впечатление на короля, советником и духовным руководителем которого был. Удивительно, что прежде чем стать архипастырем своего народа святой Плегмунд не был ни епископом, ни аббатом, но простым священником.
Остатки саксонского креста, Сток-Он-Трент |
Из грамот мы узнаем, что Альфред пожаловал Плегмунду земли в Кенте в 895 году и в Лондоне в 898 году. Вместе с королем Альфредом и другими учеными людьми святитель Плегмунд перевел на английский язык работу святителя Григория Двоеслова «О пастырском попечении».
После смерти Альфреда Великого в 899 году святой Плегмунд возглавил торжественную коронацию Эдуарда Старшего на английский трон в Кингстоне-на-Темзе 8 июня 900 года. Ряд жалованных грамот области Хемпшир между 900 и 920 годами имеют подпись святителя Плегмунда. За годы своего предстоятельства святитель Плегмунд выпускал монеты, что делали и другие архиепископы Кентерберийские того периода. Некоторые из тех монет сохранились до нашего времени.
В 908 году Плегмунд освятил высокую башню в честь Пресвятой Богородицы в соборе Нью-Минстер в Винчестере и в том же году снова посетил Рим, где встретился с папой Сергием III (904–911). Архиепископ Плегмунд привез с собой милостыню, дал папе совет относительно отмененных к тому времени постановлений папы Формоза и доложил о своих планах, касающихся церковной жизни Уэссекса. Из Рима он привез с собой мощи священномученика Власия, епископа Севастийского († 316, память 11/24 февраля) для церкви в Кентербери.
Затем архиепископ Плегмунд взялся заново обустраивать церковную жизнь в Уэссексе. Он разделил огромную епархию Винчестера и Шерборна на пять епархий: Винчестерскую, Шерборнскую, Кредитонскую, Рамсберийскую и Уэллса. Для каждой из этих новообразованных кафедр Плегмунд посвятил епископа, а также по епископу на кафедры Селси и Дорчестера-на-Темзе – и все это за один день на церковном соборе в Винчестере в 909 году. Двое из этих епископов были позднее канонизированы: Фритестан Винчестерский[3] и Ательм Уэллский (память 8/21 января), дядя святителя Дунстана Кентерберийского, ставший впоследствии преемником Плегмунда.
Ранненорманнская дверь внутри церкви св. Марии и св. Хардульфа в Бридоне-Он-Де-Хилл |
К сожалению, до нас не дошло письменных творений святого Плегмунда. До сих пор существует святой родник Плегмунда на низком, но отчетливом крае утеса в четверти мили от Племстолла. На восток от него на низменности расположен другой низколежащий утес, образующий западный край острова Племстолл, на нем находятся церковь в честь апостола Петра, дом священника, частный дом и фермерское хозяйство. Этот островок каплевидный, а церковь расположена в северном конце – самом широком и высоком. К церкви можно подойти только с западной стороны по Племстоллскому переулку. Этот переулок проходит мимо родника, прежде чем спускается с утеса. Затем он пересекает реку Гауи через мост Племондестолл и ныне осушенное болото по мощеной дорожке и поднимается к острову и церкви. Вода из родника святого Плегмунда много лет используется для совершения таинства крещения в этой церкви. Это место посещается паломниками и по сей день, а ограждения вокруг источника и стоящего рядом дерева регулярно украшаются. Все предания говорят о том, что место затворнической жизни Плегмунда находится прямо под церковью.
Недавно святителю Плегмунду была составлена православная служба на английском языке.
Святые Вульфхад и Руфин, мученики в Стоуне
Хотя Стоун расположен рядом со Стоком-на-Тренте и «Гончарнями»[4], он до сих пор является миловидным торговым городком графства Стаффордшир. Выезжая из города по направлению к деревне Оултон, можно увидеть замечательные виды сельской местности над бегущими волнистыми лесами и пастбищами. Местная церковь освящена в честь архангела Михаила, но более ранняя церковь на этом месте была монастырской, освященной в честь святой Марии и святого Вульфхада. Кем же был святой Вульфхад?
Церковь-приорат св. Марии и св. Хардульфа в Бридоне-Он-Де-Хилл |
Эта поздняя история об убиении двух братьев запутанная и запутывающая. Во-первых, согласно более ранним источникам, король Вульфхер был убежденным и преданным христианином, а во-вторых, именно он основал монастырь в Питерборо и начал просвещать жителей острова Уайт. Авторитетный историк преподобный Беда Достопочтенный писал в первой половине VIII века: «Через три года после смерти короля Пенды в 655 году дуксы народа мерсийцев Иммин, Эфа и Эдберт восстали против короля Освиу и поставили своим королем Вульфхера, юного сына Пэды, которого они скрывали. С отвагою они изгнали наместников чужого короля и восстановили свою страну и свою свободу. Освободившись и поставив себе короля, они поклялись служить истинному Царю – Христу ради вечного спасения на небесах. Король Вульфхер правил мерсийцами 17 лет (658–675). Первым епископом при нем был Трумхер, вторым – Яруман, третьим – Чед, а четвертым – Винфрид. Все они по очереди управляли епископством мерсийцев при короле Вульфхере».
Самые ранние предания часто достоверно описывают исторические события. Нам думается, что убиение двух братьев имело место, но невинный король Вульфхер, в отличие от того, что рассказывает легенда, был каким-то образом причастен к этой истории уже после их мученической кончины. Так или иначе, королевство Мерсия породило двух святых мучеников, убиенных за Христа примерно в 675 году, их звали Вульфхад и Руфин, оба они были королевского происхождения, а память им совершается 24 июля / 6 августа.