Площадь: 2 766 890 км2.
Численность населения: 39 921 833 человека (по состоянию на июль 2006 г.).
Официальный язык: испанский.
Краткая история страны. В начале XVI в. на территории современной Аргентины высадились испанцы, которые назвали ее Ла-Плата (исп. la Plata – серебро, то же значение имеет лат. argentum), поскольку они считали, что здесь богатые запасы серебра. Большинство индейцев были порабощены, непокоренные племена оттеснены в южные холодные районы. В 1776 г. было образовано отдельное вице-королевство Рио-де-ла-Плата, включившее также территории образовавшихся позднее Боливии, Парагвая и Уругвая.
В 1806–1807 гг. Великобритания безуспешно предпринимала военные нападения с целью захвата Ла-Платы и превращения ее в свою колонию. 25 мая 1810 г. в Буэнос-Айресе началось антииспанское освободительное восстание, названное Майской революцией. В стране было создано временное правительство, а 9 июля 1816 г. провозглашена независимость Объединенных провинций Ла-Платы, преобразованных в 1826 г. в Федеративную Республику Аргентину.
В ХХ в. в обеих мировых войнах Аргентина соблюдала нейтралитет (за исключением марта-мая 1945 г., когда она объявила войну Германии и Японии).
В начале 1982 г. между Аргентиной и Великобританией произошла Фолклендская война из-за спорных островов, которые оба государства считали своими. В этом коротком конфликте Аргентина потерпела поражение. До настоящего времени страна пребывает в экономическом кризисе, усиленном дефолтом 2002 г.
Аргентина – самая «белая» страна на южноамериканского континента, 97% ее жителей составляют потомки европейских эмигрантов, прежде всего – испанцев, итальянцев, немцев и др. Лишь около 3% остается на долю коренного населения – индейцев.
Религия: католики – 92% (номинально; практикующих менее 20%); протестанты – 2%; иудеи – 2%, монофизиты – 1%, другие – 3%.
Православие. Если первая католическая месса была отслужена здесь в 1519 г., то первые православные христиане в Аргентине появились намного позже – в 1860-х гг. Это были сирийцы и ливанцы, бежавшие из Османской империи от притеснений со стороны мусульман. К началу 1880-х гг. сюда переселилось также довольно много греков и славян, преимущественно далматинцев и сербов, вынужденных покинуть земли Австро-Венгрии из-за католического давления, чуть позже начали прибывать румыны и болгары. Отсутствие православных храмов ущемляло их интересы в стране, где господствовало католичество.
1 октября 1887 г. местные православные, среди которых оказалось и несколько русских, обратились к императору Александру III с ходатайством об открытии православной церкви в Буэнос-Айресе. При участии русского посла в Аргентине А.С. Ионина и обер-прокурора Священного Синода К.П. Победоносцева первая православная церковь в Южной Америке была открыта в частном доме в Буэнос-Айресе 14 июня 1888 г. с причислением ее к Императорской миссии. И 1 января 1889 г., в ней была совершена первая православная литургия на этом континенте. Сразу же было совершено несколько крещений, а затем и бракосочетаний. Общая вера преодолевала культурные и национальные барьеры, и православные всех национальностей молились здесь вместе.
При церкви действовала школа, где дети обучались закону Божьему и молитвам, причем, каждый на своем языке: греки – на греческом, сирийцы – на арабском, славяне – на славянском.
В начале ХХ ве. русская эмиграция в эту страну существенно возросла, и отец Константин много трудился, поддерживая тех соотечественников, кому не удалось найти здесь достойного места, открыл для них приют, кормил, помогал вернуться на родину.
В то же время росла и община арабоязычных православных. В 1914 г. они открыли православную церковь в г. Сант-Яго дель Эстеро, куда по благословению Антиохийского патриарха Григория IV (1906–1928) прибыл священник Авраам Иса. В 1917 г. арабами был построен отдельный храм и при нем открыта школа. Прибывший в 1914 г. в Аргентину священник Симон Хури служил на новообразованном приходе в г. Тукумане. В мае 1918 г. был основан православный приход в г. Кордобе. Первый антиохийский храм в Буэнос-Айресе открылся в 1923 г.
К 1905 г. и греческая община стала настолько значительной, что Константинопольский патриарх прислал для нее священника, образовался домовый приход, а в 1928 греки построили в Буэнос-Айресе собор Успения Богородицы.
Между первой и второй мировыми войнами строилось много новых русских храмов, на приходах создавались школы, библиотеки, издательства, дома для престарелых. Подобные труды в то же время предпринимали и арабоязычные православные, а кроме того они занялись и переводами. Так в 1934 г. архимандрит Мигель Халуф, благочинный южноамериканских приходов Антиохийского патриархата, издал книгу «Духовное утешение», где православные молитвы и последование литургии были переведены на испанский язык, поскольку большинство детей первых переселенцев уже не понимали арабского.
События второй мировой войны стали переломными в жизни русской православной общины Аргентины. После нападения Гитлера на СССР протоиерей Константин Изразцов высказал с амвона одобрение этой агрессии, полагая ее началом «освобождения России от большевизма». Из-за этого многие верующие покинули его общину и обратились к митрополиту Алеутскому и Североамериканскому Вениамину (Федченкову) с просьбой об организации в Аргентине приходов Московского Патриархата.
В ответ на это прошение в 1943 г. было учреждено Аргентинское викариатство, но еще четыре года, до прибытия архиерея, община молилась в храме великомученика Георгия Победоносца в Буэнос-Айресе (Антиохийская Православная Церковь), где архимандрит Игнатий (Абуррус) с любовью принял русских прихожан и совершал для них богослужения на церковно-славянском языке.
После второй мировой войны отец Константин Изразцов организовывал выезд в Южную Америку перемещенных русских лиц по линии американского Красного Креста. В 1948 г. по просьбе отца Константина президент Аргентины Хуан Доминго Перон издал указ о приеме в страну 10 000 бывших советских граждан.
В 1947 г. в Аргентине появилась первая православная архиерейская кафедра, которую занял епископ Московского патриархата Феодор (Текучев), возглавив новосозданную Аргентинскую епархию. Двумя годами позже в Аргентине появился епископ Константинопольского патриархата, а в 1956 г. в Буэнос-Айресе разместились епископ Антиохийского патриархата, а также первый правящий архиерей Русской Православной Церкви за границей[1].
По прибытии владыки Феодора в 1947 г. был учрежден Благовещенский приход и построен небольшой храм Благовещения Пресвятой Богородицы, ныне кафедральный храм Аргентинской епархии Русской Православной Церкви. В 1952 г. из-за враждебных действий общины отца Константина Изразцова аргентинское правительство выслало из страны владыку Феодора, закрыло Благовещенский храм и даже издало декрет о запрете Русской Православной Церкви Московского патриархата. Несколько месяцев спустя верующим удалось добиться отмены этих запретов, храм был снова открыт и зарегистрирован.
В Аргентине находилась самая многочисленная на южноамериканском континенте русская колония, и нельзя сказать, что церковная жизнь ее была безупречной. Помимо разделения на две юрисдикции, существовали русские приходы, не подчинявшиеся никакой юрисдикции, а также, пользуясь нехваткой священников (на некоторых приходах по многу лет не совершалось богослужение), католики-униаты устроили свою прозелитическую миссию среди русских (впрочем, нельзя сказать, чтобы они в этом очень преуспели).
На протяжении полувека Аргентинская и Южноамериканская епархия Московского патриархата неуклонно росла как за счет общин, возвращавшихся из расколов, так и за счет строительства новых храмов. В 1972 г. для окормления умножающихся общин был рукоположен первый аргентинец – диакон Георгий Санчес. В 1988 г., в юбилейный год 1000-летия Крещения Руси, одна из площадей Буэнос-Айреса была переименована в честь равноапостольного князя Владимира, и на ней был установлен бронзовый памятник святому.
***
К настоящему времени в Аргентине действует несколько православных епархий и юрисдикций.
Аргентинская митрополия Антиохийского патриархата (http://www.acoantioquena.com/; e-mail: igl_ort_antioquena@fibertel.com.ar), возглавляемая митрополитом Силуаном (Муци). Она самая большая в стране по числу прихожан.
Буэнос-Айресская и Южноамериканская митрополия Константинопольского патриархата (http://www.i-tur.com.ar/; e-mail: buenosaires@ortodoxia.org), возглавляемая митрополитом Тарасием. На территории Аргентины в нее входит 9 приходов.
Аргентинская и Южноамериканская епархия Московского патриархата (e-mail: aplaton@movi.com.ar), возглавляемая митрополитом Платоном (Удовенко). Она насчитывает 9 приходов.
Южноамериканская епархия Русской Православной Церкви за границей. После кончины правящего архиерея епископа Александра (Милеанта; † 2004) кафедра вдовствует. Она включает 12 приходов. Их окормляют 5 священников, которым приходится часто разъезжать по стране.
Кроме того, в стране действует 4 прихода Сербской Православной Церкви, 1 приход Румынской Православной Церкви, было также 2 храма Православной Церкви в Америке, но их вынуждены были закрыть из-за недостатка священников.
Положение Православия в Аргентине сейчас не самое простое. Общая проблема для многих юрисдикций – острая нехватка духовенства. Примерно в трети греческих храмов и более чем в половине храмов РПЦЗ нет возможности совершать регулярные богослужения. Из-за общей нищеты, которая еще более усугубилась после дефолта 2002 г., мало какие приходы могут позволить себе содержать священника. Поэтому немногим служащим отцам приходится постоянно разъезжать на дальние расстояния по приходам, а кроме того, работать на какой-либо светской работе для обеспечения своих семей. Из-за недостатка преподавателей греческая митрополия до сих пор не может открыть в стране семинарию, хотя средства для нее уже собраны. В воскресных школах не хватает учителей. Многие православные лишь раз в год получают возможность исповедоваться и причаститься.
Но при этом есть и положительные моменты. Так, в 1990-х годах благоустроилась жизнь сербской общины, у них был построен и освящен храм, открыты новые приходы. Также и в Южноамериканской епархии Московского патриархата в настоящее время строится два новых храма – церковь в честь царственных страстотерпцев в городе Мар-дель-Плата и церковь во имя святителя Тихона, патриарха Московского, в г. Обере.
***
В заключение укажем адреса некоторых аргентинских храмов, где богослужение проходит на церковнославянском языке
г. Буэнос-Айрес (Buenos Aires)
Благовещенский кафедральный собор (РПЦ)
Адрес: Bulnes 1745, Buenos Aires, Argentina.
Настоятель: митрополит Аргентинский и Южноамериканский Платон.
Телефон: 48-23-6534.
Храм Всех святых в земле Российской просиявших (РПЦ)
Адрес: Estados Unidos 3686, 1824 Lanus Oeste, Buenos Aires, Argentina.
Телефон: 4262-9960.
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (СПЦ)
Адрес: 15 de Noviembre de 1889 Nr. 1536, (1130) Buenos Aires, Argentina.
Телефон: 54-1-825-9973. E-mail: sascha@arnet.com.ar.
Свято-Троицкий собор (не является РПЦЗ, священство пребывает в расколе под началом митрополита Агафангела, не принявшего акт о каноническом общении РПЦ и РПЦЗ.)
Адрес: Calle Brasil 315, Buenos Aires 1154, Argentina.
Настоятель: священник Валентин Ивашевич.
Телефон: (5411) 43-61-4274.
Воскресенский собор (РПЦЗ)
Адрес: Nunez 3541, Buenos Aires 1430, Cap. Fed., Argentina.
Настоятель: протоиерей Владимир де Скалон.
Телефон: (5411) 45-41-7691.
г. Обера (Obera)
Храм Святой Троицы (РПЦ)
Адрес: Taruma 43, Obera, prov. Misiones, Argentina.