На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 21 августа 2007 года было принято решение: «Благословить преобразование прихода Сергиевской церкви поселка Луговой Дмитровского района Московской области в Николо-Пешношский мужской монастырь… Настоятелем Николо-Пешношского мужского монастыря назначить иеромонаха Никона (Головко) с возведением в сан игумена».
Во исполнение этого решения, 2 сентября 2007 года, после 80-летнего разорения, вновь открывается Николо-Пешношский мужской монастырь, основанный в XIV веке учеником и сопостником великого Сергия Радонежского – преподобным Мефодием.
Богослужение в этот исторический день совершит митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий в сослужении епископа Серпуховского Романа и настоятелей мужских монастырей Московской епархии. Божественная литургия начнется в 10:00 в Сергиевской церкви обители.
Адрес монастыря: Московская область Дмитровский район пос. Луговой. Более подробную информацию о монастыре можно найти на официальном сайте обители www.peshnosha.ru.
Краткая история Николо-Пешношского монастыря
Монастырь был основан в XIV веке учеником Сергия Радонежского – преподобным Мефодием Пешношским. Святой Мефодий, один из первых учеников великого аввы, выбрал место для пустынножительства в 25 верстах от Дмитрова на реке Яхроме, где и поставил себе келью. Преподобный Мефодий сам трудился над построением монастыря, «пеш нося» бревна через реку. Отсюда обитель получила название Пешношской.
Преподобный Сергий часто посещал своего ученика в его уединении. Известно, что святые Мефодий и Сергий вместе копали рвы для келий, ископали два пруда и посадили аллею из вязов, сохранившуюся до настоящего времени. По учреждении обители, с благословения святого Сергия, преподобный Мефодий стал в ней первым игуменом.
Скончался преподобный Мефодий 14 июня 1392 года. Замечательно, что, следовав во время жизни примеру и наставлениям преподобного Сергия, он не умедлил последовать за ним и в вечные обители: святой Сергий предварил его только восьмью месяцами. Чудотворящие мощи преподобного Мефодия доселе почивают под спудом в сооруженной им обители.
Слава святой жизни преподобного Мефодия даже после его кончины привлекала в основанный им монастырь богомольцев и богатых жертвователей – бояр и великих князей. Среди них удельные князья дмитровские Петр Дмитриевич, сын благоверного князя Димитрия Донского, и Юрий Васильевич, сын великого князя московского и всея Руси Василия II Васильевича Темного. Известно и о щедрых жертвах монастырю царя Ивана Васильевича Грозного, особенно благоволившего к строителю обители иеромонаху Гурию (Заболотскому). Так, Иван Грозный определил Пешношскому монастырю ежегодное денежное жалованье. Это царское благорасположение может быть отнесено как к личному достоинству строителя Гурия, привлекшего внимание государя, так и к благолепию монастыря. Вскоре Гурий стал архимандритом Симонова монастыря, в 1543 году хиротонисан во епископа Смоленского и Брянского, а в 1551 году был участником Стоглавого собора.
От бывшего в 1584 году пожара все монастырские строения сгорели. А едва только обитель снова восстала из пепла, наступили бедственная для России смута от самозванцев. Пешношский монастырь подвергся разорению от поляков: он снова был сожжен, разграблен и множество иноков его, храбро защищавших обитель от врагов, побито. После смуты обитель была вновь восстановлена, но земля, орошаемая дотоле слезами подвижников, была обагрена их кровью: два иеромонаха, два священника, один иеродиакон, шесть схимонахов и семь монахов пали от меча безбожных врагов. История сохранила для потомков в недрах земли их имена: при перестройке Николаевского собора в 1805–1806 годах были найдены камни с высеченными на них именами погибших.
Переломным в истории монастыря стал 1700 год: тем летом царь Петр I совершал плавание по рекам Яхроме и Дубне к Волге и посетил Пешношу. Во время своего пребывания в обители, царь услышал жалобу от игумена Феофана с братией на непокорность крестьян и несправедливость со стороны гражданской власти в судебных делах. Дабы «сильной властью укротить непокорных и защитить обитель от несправедливостей», он своим именным указом повелел Пешношскому монастырю быть в ведении Троице-Сергиевой лавры.
В новом своем положении Пешношская обитель вместо игуменов стала управляться соборными старцами, присылаемыми из лавры – на три года каждый. Однако решение царя стало роковым: лишенная самостоятельности обитель стала быстро угасать и даже упразднялась в 1764 году.
В 1766 году, по ходатайству ближнего помещика действительного статского советника М.И. Веревкина, обитель была снова восстановлена, но попала тогда, согласно последнему административному делению, в состав Переславской епархии. Отсюда начинался период подлинного расцвета Николо-Пешношского монастыря, продолжившийся вплоть до смутных дней XX века.
Первым строителем, назначенным от епархии в возрожденный монастырь, был иеромонах Игнатий, бывший впоследствии возобновителем московского Симонова монастыря. Его усердием в Пешношской обители учрежден устав общежития, заведен во всем должный порядок, благоустройство и примерная строгость в жизни иноков, а в церковной службе, отличавшейся продолжительностью и благолепным пением, введен чин Афонской горы. Все это в совокупности прославило Пешношскую обитель наравне с Валаамским монастырем и Саровской пустынью.
В 1788 году, по случаю упразднения Переславской епархии, Пешношский монастырь поступил в ведение епархии Московской. В то время строителем Пешношского монастыря был уже иеромонах Макарий, мощи которого доныне почивают под спудом в настоятельском храме-усыпальнице под колокольней. С его именем связаны многие и весьма значительные преобразования в монастыре – именно в те годы обитель приобрела тот внешний вид, который сохраняется до наших дней.
И в самом деле, Пешношский монастырь в дни отца Макария так славился, что и в других пустынных обителях говорили о нем с духовным восторгом. Митрополит Платон часто ставил в пример другим настоятелям иеромонаха Макария и его обитель. Многие заимствовали от Пешноши порядок и даже монашествующих. Так игумен Кирилло-Новоезерского монастыря, быв на Пешноше, заимствовал ее чиноположение и испросил у Макария для помощи в заведении общежития несколько насельников. Отец Макарий имел духовную связь и переписку с архимандритом Молдаво-Влахийского Нямецкого монастыря старцем Паисием и даже получил от него в подарок посох.
В 1795 году митрополит Платон предписал строителю Макарию, если он найдет то нужным, переменить строителя Оптиной пустыни, то есть поставить на его место другого, вместе с тем предписано ему посещать эту пустынь и учреждать все к лучшему. В 1798 году, по желанию братии Давидовой пустыни, предписано было в ней «завести все то, что на Пешноше». В данном же митрополитом определении сказано: «предписать Пешношскому строителю, чтобы он в Давыдовой пустыни завел такое же общество, какое и в Оптином монастыре».
Между тем доверенность в расположение Московского архипастыря к строителю сохранялись неизменно. В 1800 году дано им следующее предписание: «Отцу строителю Пешношскому Макарию. Отправиться вам в Коломну осмотреть Голутвин упраздненный монастырь и заштатный Бобренев монастырь. Причем дается вам ведомость Бобреневу монастырю, утвари, строению и угодьям. И по возвращении донесть нам. Платон, митрополит Московский».
Устав и чиноположение монашеского общежития от Пешношского монастыря заимствовали московские Сретенский и Покровский монастыри, серпуховской Владычный, коломенский Голутвин, дмитровский Борисоглебский, Бобренев, а также пустыни – Оптина, Екатерининская и Давидова и другие. Многие из этих обителей управлялись игуменами, назначенными из числа пешношской братии.
Как и преподобный Макарий, другой настоятель обители – иеромонах Максим, известный в истории своим мудрым правлением и трудами по благоукрашению монастыря, засвидетельствовал своим святым житием подвиг преподобничества.
Так в постоянном развитии и обустройстве и без того замечательной обители прошел XIX век.
К началу XX столетия число братии монастыря приближалось к 200, не считая послушников и трудников.
Пешношский монастырь был закрыт в 1928 году, дав Русской Православной Церкви четырех новомучеников. На Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года к лику святых в Соборе новомучеников и исповедников Российских причислены преподобномученики Герасим (Мочалов; † 1936), Иоасаф (Шахов; † 1938), Николай (Салтыков; † 1937) и Аристарх (Заглодин-Кокорев; † 1937).
Попытка директора музея Дмитровского края К.А. Соловьева и сотрудников превратить монастырь в музей, предпринятая в 1928–1931 годах, не увенчалась успехом. В январе 1933 года весь музей был разгромлен, а его сотрудники во главе с директором репрессированы.
В течение нескольких последних десятилетий территорию монастыря занимает психоневрологический интернат № 3, подчиненный Мособлсобесу.
Внешний вид обители
Монастырь образует неправильный четырехугольник с длинной сторон от 170 до 220 м, он весь обнесен каменной стеной с крытым ходом в ней, местами застроенной монастырскими зданиями. Высота стены – более 10 м, толщина достигает 2,5 м. Стену украшает ряд зубцов, машикули и боевые амбразуры. Прясла стены соединяют четыре угловые и две боковые башни высотой до 17 м, с двумя воротами – святыми, на западной стороне к реке Яхроме, и въездными, на северной стороне. Над последними устроена великолепная смотровая Спасская башня высотой более 35 м. Снизу и до половины высоты четырехугольная, постепенно сужаясь, она образует красивый восьмиугольный шатер.
Главный храм обители – древнейший белокаменный Никольский собор первой трети XV века – сохранился до наших дней. Под слоем побелки на стенах собора до сих пор сохраняются фрески кисти Андрея Рублева.
Уникальный архитектурный ансамбль монастыря дополняет прекрасно сохранившаяся колокольня, два нижних яруса которой с аркадами и Богоявленским храмом «под колоколы» отстроены в начале XVI столетия, а два верхних яруса звона добавлены в 1793 году. Церковь под колокольней, являющаяся настоятельской усыпальницей, была освящена в честь преподобного Мефодия.
Рядом с колокольней расположена церковь во имя Сергия Радонежского, поставленная над мощами преподобного Мефодия. Этот храм и монастырская колокольня в настоящее время принадлежат верующим и активно реставрируются.
Помимо этих памятников в монастыре сохраняется трапезная церковь Сретения Господня, сооруженная в первой половине XVI века. В подклети церкви – уникальная одностолпная палата, созданная по типу подобных палат Андроникова монастыря и Грановитой палаты Московского Кремля.
В юго-западном углу монастыря, рядом с больничными палатами для престарелой братии, соседствует больничная церковь во имя святителя Димитрия Ростовского. Над святыми «яхромскими» вратами, расположенными в западном прясле стены, сохранилась Спасо-Преображенская церковь конца XVII века.
Из гражданских построек в монастыре сохранились здания конца XVII – начала XVIII столетия – настоятельский, казначейский и несколько братских корпусов.
В целом весь архитектурный ансамбль Николо-Пешношского монастыря сохранился без потерь, однако требует реставрации.
Погребения внутри Николо-Пешношского монастыря
Николо-Пешношский монастырь известен также своим уникальным дворянским некрополем.
Внутри Никольского собора и на монастырском кладбище покоится прах представителей чуть ли не всех известных российских дворянских родов и фамилий, среди которых Оболенские, Волконские, Долгоруковы, Вяземские, Апраксины, Орловы, Ушаковы, Тургеневы, Майковы, Тухачевские, Вельяминовы, Юшковы, Квашнины, Топорковы и многие-многие другие.
Здесь же, в обители, под спудом почивают мощи преподобных Мефодия Пешношского, архимандрита Макария, иеромонаха Максима и блаженного монаха Ионы.
В Никольском соборе покоится прах епископов XVI века: Коломенского Вассиана (Топоркова) и Тверского Гурия (Заболотского), а также братии, избиенной во время нападения ляхов на монастырь в 1613 году.
Святыни Пешношской обители
Прежде всего к святыням Николо-Пешношского монастыря, упоминавшимся в дореволюционных описях, следует отнести посох и святые мощи преподобного Мефодия Пешношского, почивавшие под серебряной с золочением ракой, а также чудотворный образ Божией Матери «Прежде Рождества и по Рождестве Дева», спасший императора Александра III от внезапной смерти при катастрофе царского поезда.
Помимо иконы Пресвятой Богородицы в Николо-Пешношском монастыре почитались два образа преподобного Мефодия, часть Честного и Животворящего Креста Господня и частица Ризы Господней, «еже есть хитон».
В обители сохранялись такие достопамятности, как деревянный потир, на котором преподобный Мефодий совершал Божественную литургию (ныне – в собрании историко-художественного музея-заповедника «Дмитровский кремль»), а также деревянный напрестольный крест черного дерева, обложенный червонным золотом, работы XV века.
Большая часть архива Пешношского монастыря ХV–ХVII веков ныне хранится в Российском государственном архиве древних актов.
Пожалуй, самой известной святыней Пешношского монастыря является чудотворный образ Иоанна Предтечи, приписываемый кисти преподобного Андрея Рублева. В настоящее время он пребывает в основной экспозиции Центрального музея древнерусского искусства и культуры им. Андрея Рублева.
Среди древностей монастыря – двухстворчатая резная панагия из мамонтовой кости в серебряной золоченой оправе и Четвероевангелие с золоченым окладом и эмалевыми вставками. Эти замечательные памятники пребывают ныне в Сергиево-Посадском историко-художественном музее-заповеднике.
В Государственном Историческом музее находится ряд рукописей из библиотеки Николо-Пешношского монастыря. Это, прежде всего, напрестольное Четвероевангелие, лицевое с орнаментом, написанное полууставом в XV столетии, житие святого Григория Омиритского 1452 года и «Лествица» преподобного Иоанна Лествичника конца XV века.
С именем удельного князя Юрия Васильевича, который, делал немалые вклады в Пешношский монастырь, связан интересный памятник, сохранившийся до настоящего времени. Это золоченое серебряное кадило 1469 года, что известно из сохранившейся на нем надписи. В настоящее время кадило из Пешношского монастыря хранится в Оружейной палате Московского Кремля.
Стоит также упомянуть, что в одном из приходских храмов Тверской епархии, расположенном неподалеку от монастыря, сохраняется посох последнего перед закрытием настоятеля обители – игумена Ювеналия, а в запасниках историко-художественного музея-заповедника «Дмитровский кремль» – серебряная с позолотой рака, стоявшая над мощами преподобного Мефодия.
Современное положение Николо-Пешношского монастыря
В настоящее время на территории Николо-Пешношского монастыря возвращены Церкви: Сергиевский храм над мощами преподобного Мефодия Пешношского и монастырская колокольня с Богоявленским храмом и Мефодиевским храмом-усыпальницей, а также большая часть дворянского некрополя. С помощью главы администрации Дмитровского района В.В. Гаврилова усиленно ведется реставрация возвращенных зданий.
Богоявленский храм, «иже под колоколы», расположенный на втором ярусе колокольни, обустроен для совершения регулярных богослужений.
Современное положение монастыря отягощается пребыванием в его стенах психоневрологического интерната, вопрос о выводе которого из этого уникального памятника впервые был поднят в 1975 году. Еще покойный ныне председатель правления Советского фонда культуры академик Д.С. Лихачев неоднократно предлагал создать в Подмосковье национальный парк, центром которого должен был бы стать Николо-Пешношский монастырь. Но и в настоящее время строительство нового комплекса для перемещения диспансера еще не начато.