Вступил ли к нам из
тьмы веков…
Святой и светлый Агнец Бог,
Явился ль Англии цветущей?
Уильям Блейк
Святой апостол Павел |
Легенды и факты
Одна из средневековых легенд гласит, что Христос вместе со святым Иосифом Аримафейским посещал английский город Гластонбери. У нас нет этому доказательств, но Церковь в Гластонбери издавна считается старейшей Церковью на острове Британии. Однако абсолютно точно то, что земли, находящиеся в районе устья реки Темзы, торговали оловом со Средиземноморьем еще задолго до того, как римляне основали в Британии свои поселения и, в частности, построили в середине I века город Лондон. Хорошо известно также о существовании торгового пути из Средиземноморья в Корнуолл. Из-за отсутствия фактов нам все же, вероятно, следует воспринимать это благочестивое предание об «Агнце Боге в Англии цветущей» лишь как образ, а не как достоверный факт. Возможно, эта легенда есть не более чем духовно вдохновляющая притча.
Согласно шотландской средневековой легенде, апостол Андрей посещал Шотландию. Надо сказать, что хотя нет доказательств, подтверждающих истинность этого позднего предания (записанного в Декларации Арброта в 1320 году и имеющего политический и националистический оттенок), но нет и доказательств, опровергающих это событие. Скорее всего, предание, рассказывающее о посещении апостолом Андреем Шотландии, не стоит понимать буквально: оно просто связано с пребыванием в этой стране части его мощей в первые века нашей эры, что является достоверным фактом.
Есть еще одна не заслуживающая особого доверия история, относящаяся ко II веку. Она связана с христианским племенным вождем из южного Уэльса по имени святой Люций. Согласно этому рассказу, святой Люций около 180 года отправил двух людей – святых Элвана и Мидвина – в Рим к папе Елевферию за миссионерами для просвещения Британии. Этих миссионеров звали святые Фугатий и Дамиан. Но об этих людях мы больше не знаем ничего. Наша проблема состоит в следующем: как нам отличить правду от вымысла? Давайте сейчас обратимся уже к достоверным фактам.
Доподлинно известно, что в 314 году три епископа из трех основных римских городов Британии приняли участие в церковном Соборе в Арле (Галлия), созванном для осуждения ереси донатистов. Из Британии на этот Собор приехали епископ Лондона Реститут, епископ Йорка Эборий и еще один епископ, возможно из Колчестера. Это говорит о существовании в то время в Британии структуры епархий и об открытой и организованной Церкви.
Как только православное христианство было признано официальной религией Римской империи, фактической информации о существовании официальной христианской веры в Британии в середине и второй половине IV века стало намного больше. Кстати, именно в Британии начался процесс, приведший к полному признанию Церкви Римской империей. Дело в том, что святой Константин в 306 году был провозглашен императором Римской империи в британском городе Йорке.
Святой апостол Петр |
Мы не можем отрицать, что христианскую веру принесли сюда римские, греческие, сирийские и еврейские купцы и солдаты в I веке. Зная, какая прекрасная инфраструктура была в Римской империи, разве кто-нибудь сможет отрицать, что к концу I века Британию посещали православные христиане и, возможно, даже жили на этих островах?
А что говорят об этом писания ранних святых отцов и церковных историков?
Отцы Церкви
Ниже помещаем собранные нами отрывки из свидетельств святых отцов и церковных писателей о существовании христианства в Британии до IV века.
Около 200 года христианский апологет Тертуллиан (ок. 160 – ок. 220) писал, что «в дальние районы Испании, различные области Галлии и Британии, недоступные для римских войск, была принесена вера Христова».
Раннегреческий церковный писатель, философ и богослов Ориген (185–254) писал около 230 года, что «благая весть о нашем Господе и Спасителе равным образом распространилась среди британцев, африканцев и других народов мира».
Христианский историк Евсевий, епископ Кесарийский (ок. 264 – ок. 340), писал примерно в 320 году: «Апостолы переплыли океан и достигли островов, называемых Британскими».
Ранний отец Церкви блаженный Иероним Стридонский (ок. 345 – ок. 420) свидетельствовал в 378 году: «Все народы услышали о смерти и воскресении Христа».
Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский (ок. 347– 407) написал исчерпывающее свидетельство о существовании христианства в Британии: «Ибо и Британские острова, лежащие за пределами моря, на самом океане, ощутили силу изречения Господня; и там воздвигнуты церкви и алтари… Хотя бы ты… удалился на океан или на Британские острова, везде услышишь, как все любомудрствуют о том, что содержится в Писании, – другим языком, но не другою верою, различными наречиями, но одинаковым умом».
В 408 году блаженный Августин Иппонийский (354–430) свидетельствовал: «Сколько еще церквей не воздвигнуто на Британских островах, лежащих в океане?»
Примерно в то же самое время церковный писатель Арнобий (V в.) писал: «Так быстро распространяется слово Божее, что, хотя несколько тысяч лет назад о нем никто не знал, кроме евреев, а сейчас всего за несколько лет оно уже не скрыто ни от индийцев на востоке, ни от бриттов на западе».
Три других отца Церкви, живших немногим позднее, оставили более необычные и замечательные свидетельства о христианстве в Британии. Самое полное свидетельство о проповеди апостола Павла на Британских островах мы читаем у блаженного Феодорита, епископа Кирского (ок. 386 – ок. 457), который принимал участие в III Вселенском Соборе в Ефесе, осудившем ересь Нестория, и в IV Вселенском Халкидонском Соборе. В 435 году он писал: «Освободившись от первых своих уз в Риме, Павел проповедовал бриттам и другим народам запада. Наши рыбари и мытари убедили не только римлян и их подданных, но также бриттов и германцев признать распятого Христа и Его заповеди». А в своем комментарии ко 2-му посланию к Тимофею (4: 16) он пишет следующее: «После того как Павел был отправлен Фестом в Рим по его прошению и был оправдан, он отправился в Испанию, а оттуда – в другие страны и на окруженные морем острова».
В 542 году уэльский миссионер и историк святой Гильда († 570) написал такие необычные слова: «Тем временем к острову… впервые обратил свои лучи, то есть заповеди, истинный Сын. В конце дней Тиберия Цезаря (то есть в 37 год нашей эры. – прот. А.Ф.) ниспослал Он, как нам известно, Свои сияющие лучи на весь мир…»
Примерно в 600 году святитель Венаций Фортунат из Пуатье († ок. 605) в своих гимнах написал, что Британию просветил апостол Павел.
Если учесть эти свидетельства, то не покажется удивительным, что еще в одном важном источнике – Минее Православной Церкви – содержится ряд очень интересных преданий о том, что православная вера впервые была принесена в Англию и проповедована апостолами. Эти предания в какой-то мере сохранились в памяти народа.
Жития апостолов
Святой апостол Симон Кананит (Зилот) |
Местное предание называет местом распятия апостола Симона Кананита римское поселение Кейстор в Линкольншире. Мученичество апостола произошло при Кае Декии, чья жестокость послужила причиной восстания британской предводительницы племени иценов Будикки в 61 году. Еще одним местом, связанным со святым Симоном, является Карлтон в Йоркшире[1], около которого до наших дней сохранились келья и колодец, посвященные святому.
Теперь о святом апостоле Аристовуле (память 4/17 января, 16/29 марта, 31 октября / 13 ноября, а также 15/28 марта в греческих Церквях). Апостол от 70-и, он был родом с Кипра и приходился родным братом апостолу Варнаве. Об Аристовуле упоминает апостол Павел в Послании к римлянам (см.: 16: 10). Некоторые говорят, что он был тестем апостола Павла. Восточные источники особенно подчеркивают, что святой Павел отправил святого Аристовула проповедовать в Британию, которую населял «воинственный и свирепый народ», особенно на островах Скилли и в Корнуолле. Здесь он много потрудился и много перенес страданий от жестоких и неверующих людей. Его били, тащили по улицам как преступника, смеялись над ним. Он терпел многие неудачи и злоключения. В конце концов народ воспринял от него свет Христов. Аристовул обучал их в вере, крестил, строил церкви, рукополагал пресвитеров и диаконов. Преставился в Британии. Некоторые источники добавляют, что апостол принял мученический венец, но нам не следует верить кипрскому фольклору, что будто бы святой был съеден каннибалами. Об этих событиях свидетельствовали Алека, епископ Аугусты в Италии, и епископ Дорофей Тирский.
Святой Аристовул |
Наконец, немаловажно, что восточные источники указывают на то, что в Англии проповедовали первоверховные апостолы Петр и Павел (память 29 июня / 12 июля). Так, византийский агиограф святой Симеон Метафраст († 960) рассказывает, что апостол Петр совершал миссионерские путешествия по странам Востока, затем прибыл в Рим, а после этого отправился на Запад: в Испанию, северную Африку, Галлию и «Британию». Святой Симеон пишет, что «святой Петр провел много времени в Британии и привел там многих ко Христу, рукополагал епископов, священников и диаконов». В Британии апостолу Петру явился ангел и повелел ему возвращаться в Рим, чтобы претерпеть распятие и мученическую смерть. Хотя о проповеди апостола Павла в Британии говорится меньше, но свидетельства об этом сохранились достаточно определенные. После миссионерских поездок по Ближнему Востоку и странам Малой Азии он основал Церковь в Риме, миссионерствовал в Италии, Испании, Галлии, а затем вышел в Атлантический океан и доплыл до «Британии».
Примечательно, что до наших дней в Лондоне сохранились, возможно, старейший в этом городе собор, посвященный апостолу Павлу, и старейший после него собор в Вестминстере, посвященный апостолу Петру.
Заключение: триады апостола Павла
Ковердейл, Йоркшир |
Думаем, было бы интересно добавить в конце немного местного фольклора, подтверждающего, что апостолы все же были в Британии, о чем свидетельствуют письменные предания. Одним из подтверждений посещения апостолом Павлом Британии могут служить следующие средневековые уэльские тексты, известные под названием «Триады апостола Павла»:
«Существует три вида людей: человек Божий – сей платит добром за зло; человек человеков – сей платит добром за добро и злом за зло; и человек диавола – сей платит злом за добро.
Есть три типа людей, особенно радующих Господа: кроткий, любящий мир (спокойствие) и любящий милосердие.
Есть три отличия истинных чад Божиих: кроткое поведение, чистая совесть, терпеливое перенесение обид.
Есть три обязанности, которые Господь требует от человека: справедливое отношение ко всякому человеку, любовь и смирение.
В трех местах есть особенное присутствие Бога: где Его больше всего ищут, где Его больше всего любят и где меньше всего себялюбия.
Три вещи являются следствиями веры в Бога: спокойная совесть, единение с небом и все необходимое для жизни.
Христианин наказывает врага тремя способами: прощением нанесенных им обид, неразоблачением его злобы и посильными ему благодеяниями.
Три вещи, о которых должен размышлять христианин: чтобы не разгневать Бога, чтобы не стать камнем преткновения для человека и чтобы не охладела любовь ко всему благому.
Есть три роскоши праздника христианина: что Бог уготовал, что приобретено справедливым отношением ко всем и что можно позволить себе из любви к другим.
Три человека могут более всех претендовать на то, чтобы называться нашими братьями и сестрами: вдова, сирота и странник».
Хотя мы вряд ли можем сказать, что эти триады были написаны самим апостолом Павлом, все же эта частичка предания не может быть отвергнута христианином. Не важно, были ли они написаны самим апостолом языков или, что более вероятно, вышли из уст одного уэльского отшельника, жившего много позднее. Ведь дух остается тем же самым. И пока мы храним дух апостолов, пока остаемся частью апостольской Церкви, то с точностью можно сказать, что апостолы ходили и даже сейчас ходят среди нас.
Перевел с английского Дмитрий
Лапа
Как понять:"Единение с небом и все необходимое для жизни?
Понятнее было бы: "самое необходимое для жизни"