Благовещенский собор г. Воткинска, XIX в. |
Предание рассказывает, что местные жители лет за десять до строительства Камско-Воткинского завода (начавшегося в 1757 году) слышали из-под земли «удары по металлу», «звон колокола».
Вскоре после пуска Камско-Воткинского завода, которое состоялось 21 сентября 1759 года, управитель завода Алексей Москвин прошением от 16 декабря просил епископа Казанского Гавриила благословить сооружение в Воткинском заводе деревянной церкви во имя вновь прославленного чудотворца святителя Димитрия Ростовского. Разрешение и благословение не замедлило последовать, по храмозданной грамоте от 19 декабря 1759 года в заводе начали строить свою первую церковь. Тогда же был определен первый воткинский священник, которым стал иерей Василий Содальский. Вновь построенная церковь была освящена по указу Казанской духовной консистории и благословлению архиерея 5 октября 1760 года во имя святителя Димитрия Ростовского. Среди икон Димитриевской церкви прихожане особо чтили Владимирскую икону Божией Матери, образ Христа Вседержителя и икону святителя Димитрия Ростовского. Причем икона святителя Димитрия Ростовского была одной из первых, написанных новопрославленному святому. Первых прихожан церкви было более 100 человек – мастеровых и инженеров. Когда же для исполнения горнозаводских работ к заводу было приписано еще свыше 1000 крестьян из прилежащих деревень, они тоже стали прихожанами Димитриевского храма.
По указу Вятской духовной консистории (в чье ведение перешел храм) № 1514 от 21 октября 1764 года разрешено было построить придельную церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. 24 июня 1774 года обе церкви: «холодная» – Димитриевская и «теплая» – Благовещения – были сожжены и разграблены пугачевцами, а священник Василий Содальский «Пугачева толпою поколот». Во время пожара успели вынести и спрятать в небольшой амбар, бывший при церкви, Владимирскую икону Божией Матери, образ Вседержителя и церковную утварь, необходимую для совершения литургии (сосуды, Евангелие, крест – дары графа Шувалова).
Вместо сожженной церкви тщанием жителей поселка, по храмозданной грамоте № 1444 епископа Вятского Лаврентия от 14 мая 1775 года, была построена новая деревянная церковь. «Усердие со стороны прихожан при постройке церкви сей было столь велико, что, по сказанию старожилов, окончена была постройка в два месяца. Сбоку, в особенной пристройке, устроен был придел в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Помнящие церковь сию с похвалою отзывались об устройстве, обширности, благоприличном украшении ее», – сообщали Вятские епархиальные ведомости в № 21 за 1863 год. Спустя почти 40 лет церковь стала ветшать, а приход резко увеличился – до 12800 человек. Возникла необходимость строительства большого каменного храма. Горный департамент в выделении средств отказал, а в церковной кассе в 1811 году денег было только 700 рублей…
В том же 1811 году из Ижевска в Воткинск был переведен отец Василий Блинов – одна из наиболее замечательных личностей, связанная не только с историей храма, но и города.
Протоиерей Василий Егорович Блинов родился в семье священника Вятского Богоявленского собора Георгия (Егора) Михайловича Блинова и его жены Натальи Амвросиевны 2 января 1785 года. Восприемником при крещении был друг отца доктор Петр Федорович Чайковский, дед Петра Ильича Чайковского.
В 1792–1804 годах Василий Блинов обучался в Вятской духовной семинарии, а по окончании ее был оставлен учителем младших классов. В 1807 году Василий Блинов, уже священник, был направлен служить в Ильинскую церковь Ижевского завода. И тут была продолжена духовная связь с семьей Чайковских. Он принимал участие в обряде венчания чиновника Ивана Федоровича Евреинова с Александрой Петровной Чайковской, дочерью своего крестного отца и сестрой Ильи Петровича Чайковского.
29 октября 1811 года отец Василий стал протоиереем старой Димитриевской церкви Воткинска. В первый же год своей службы здесь отец Василий добился открытия Нагорного кладбища (действовавшего до конца 1950-х годов).
В июле 1815 года мастеровые Воткинского завода, указывая на то, что завод их «считается одним из самых важных в государстве», а «главные горные заводы по проекту Горного положения состоят наравне с городами», просят управляющего заводом ходатайствовать его преосвященству епископу Вятскому Гедеону о позволении построить в заводе каменную церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. По указу Вятской духовной консистории от 12 октября 1815 года Димитриевская церковь переименовывается в Благовещенскую. В этом же году была дана храмозданная грамота на строительство каменной церкви с двумя приделами – во имя святителей Николая Чудотворца и Димитрия Ростовского. Строительство храма велось в основном на средства жителей завода и окрестных деревень, входящих в приход храма. В своем приговоре мастеровые завода писали: «Мы яко православные сыны Церкви… первое основание сея церкви для предварительного приготовления материалов жертвуем…. по пяти копеек с рубля… Вычет согласно приговора должен продолжаться в течение трех лет… со всех нижеподписавшихся мастеровых людей». В дальнейшем, «ежели первыя начала построения церкви будут иметь желаемый успех, обязаны мы дать паки к продолжению строения должное пособие, какого по обстоятельству времени церковное строение будет иметь»[1]. Многие из крестьян в своих приговорах определяли по десять копеек с рубля «до того времени, покудова не будет построено церковное и колокольное здание». Большой вклад внес священник собора отец Михаил Столбов, изъявивший желание объехать многие города для сбора пожертвований, «и представил собравшия трудами его до 40 тысяч ассигнациями…» Всего же по смете на устройство собора было употреблено 123 тысячи 568 рублей ассигнациями «без всякого пособия горнозаводского начальства»[2].
Тогда же, в 1815 году, стал закладываться фундамент церкви, но неудачно. Строительство было возобновлено в 1817 году – по проекту архитектора горного департамента Александра Ивановича Постникова. Руководил строительным комитетом отец Василий Блинов.
К 1819 году храм, кроме колокольни, был возведен. В декабре 1818 года протоиереем Василием Блиновым по благословению епископа Вятского Амвросия освящен правый придел во имя святителя Николая Чудотворца, а 19 апреля 1819 года – левый придел во имя святителя Димитрия Ростовского.
Отливкой большого благовестного колокола занимались рабочие колокольного завода в Елабуге. Колокол весил 129 пудов 17 фунтов, доставили его 6 января 1818 года. Позднее, после появления большого колокола весом в 388 пудов, данный колокол стал считаться поминальным. В колокола для красоты звона было добавлено серебро, колокольный звон в дни богослужений доносился до деревни Болгуры, что в 15 км от храма.
С началом богослужений в новом каменном храме старая деревянная Димитриевская церковь в 1819 году была перенесена на Нагорное кладбище и переосвящена в честь Преображения Господня.
Площадь возле храма быстро превратилась в базарную. В 1824 году здесь устроили торговые лавки, сдаваемые причтом в аренду. На ночь товары сносились в склады, располагавшиеся на нижнем уровне храма, под полом молельного зала. Через 20 лет вокруг храма была поставлена прочная каменная ограда с железными решетками.
Благовещенский собор г. Воткинска, 2004 г. |
Главный Благовещенский храм был завершен (без колокольни) в 1828 году. 29 июля 1828 года архиепископ Вятский и Слободской Кирилл в сослужении ректора духовной семинарии архимандрита Иеронима и собора священников освятил престол в честь Благовещения Пресвятой Богородицы на мощах великомученика и целителя Пантелеимона, часть которых была вложена в оловянный ковчежец в крест под престолом.
Колокольня же оставалась незаконченной. На рисунках В.А. Жуковского, посетившего Воткинск в 1837 году в свите великого князя Александра Николаевича (будущего императора Александра II), хранящихся в музее-усадьбе П.И. Чайковского, видно, что работы еще продолжаются. Окончательно колокольня была достроена в 1839 году архитектором Василием Никифоровичем Петенкиным: он фактически создал центр города, чей облик и к настоящему времени изменился не так уж сильно.
Храм одновременно вмещал до 5000 человек. Огромное здание церкви, самой большой в то время в Вятской губернии, с двухэтажной колокольней, украшенное колоннами у входа и портиками с южной и северной сторон, имело градоформирующее значение. Оно расположилось возле восточного конца плотины. Храм зрительно стягивал застройку геометрического центра города воедино. Его мощные вертикали были доступны взору со всех сторон старого одноэтажного Воткинска.
Основной святыней считалась Владимирская икона Божией Матери. Именно с нее начинается связь семьи Чайковских с Благовещенским храмом. Подполковник И.П. Чайковский в 1837 году получил назначение на должность начальника Камско-Воткинского горного округа, в которой и пребывал до 1848 года. Семья Чайковских неопустительно посещала храм по воскресеньям и большим церковным праздникам. Здесь же были крещены и дети.
Отец Василий, еще в 1818 году получивший благодарность от Александра I за «сочинение проповедей», прекрасно играл на скрипке, был непременным участником концертов в доме Чайковских и первым учителем мальчиков Ильи Петровича. Младший брат Петра Ильича Модест писал в своей книге «Жизнь П.И. Чайковского»: «Отец Василий Блинов считался нашими родителями умницей, а мне, ребенку, казался очень красивым стариком. Он учил меня… и Петю закону Божиему».
Отец Василий был законоучителем и инспектором сначала в воткинской малой горной школе для мальчиков, а затем добился передачи на содержание горного ведомства действовавшей с 1830-х годов частной школы для девочек. После открытия в 1828 году перевозинской горной школы отец Василий стал ее инспектором, а в воткинской школе лекарских учеников (то есть фельдшеров) был законоучителем, причем работал там бесплатно. Он был членом-корреспондентом Вятского статистического комитета. Отец Василий собирал материалы по краеведению и статистике Камско-Воткинского горного округа. Впоследствии итоги этих изысканий опубликовал его сын Михаил, выпускник математического факультета Казанского университета. Отец Василий Блинов был большим любителем чтения, в его доме была прекрасная библиотека. Он отличался высокой музыкальной культурой. Хор певчих Благовещенского храма заслуживал постоянные похвалы современников, особенно нравился И.П. Чайковскому.
5 мая 1840 года в Благовещенском храме был крещен Петр Чайковский, о чем была сделана соответствующая запись в метрической книге Камско-Воткинского Благовещенского храма за 1840 год. Крестными стали отец Василий и жена горного исправника и коллежского секретаря А.С. Вальцева Надежда Тимофеевна Вальцева.
Надежда Тимофеевна Вальцева была родственницей И.П. Чайковского по линии матери, происходила из семьи Посоховых. Родилась она, по всей вероятности, в Вятке, ее родители –Тимофей Титович и Наталья Степановна Рапины. Ее отец был учителем Вятского народного училища, другом Петра Федоровича Чайковского – деда композитора.
Наталья Степановна была сестрой жены Петра Федоровича. Таким образом, связи Чайковских и Посоховых-Вальцевых очень давние. Точно так же, как и давние связи с семьей Блиновых, и все они тянутся к Вятке.
Наталья Тимофеевна была женой Алексея Сергеевича Вальцева, который служил с И.П. Чайковским еще до приезда в Воткинск. Когда И.П. Чайковский стал начальником Камско-Воткинского горного округа, он упоминал Вальцевых в своих письмах. А 1 апреля 1837 года он написал своей жене Александре Андреевне: «Место исправника свободно, и я не замещу его никем, пока не откажется Алексей Сергеевич». С 4 декабря 1837 года Вальцев (кстати, участник Отечественной войны 1812 года) стал горным исправником Воткинского завода. Служба у него шла успешно, в 1840 году он был награжден знаком «За XV лет беспорочной службы», а в 1841 году – орденом Станислава III степени. 14 марта 1842 года 59 лет от роду А.С. Вальцев скончался.
Похоронив супруга, как писал брат композитора Модест Ильич Чайковский, «Надежда Тимофеевна приютила… свою старость у Чайковских», поселившись в их доме. После отъезда семьи Чайковских Надежда Тимофеевна осталась в Воткинске, где и была похоронена.
Когда 2 декабря 1839 года тяжело заболел Николай Чайковский (Александра Андреевна была беременна Петром) и все доктора сочли его положение безнадежным, именно Надежда Тимофеевна «вздумала принести… чудотворный Владимирский образ Божией Матери. Протопоп (то есть отец Василий Блинов) отслужил молебен с коленопреклонением, все присутствующие молились… По окончании молебна понесли образ обратно; но не успели его вынести из ворот», как писала Александра Андреевна, «как вдруг прибежали… сказать, что он (то есть маленький Николай) опомнился и первое слово сказал “Бог” – и попросил молочка…». Илья Петрович сразу после исцеления пожертвовал 1000 руб. на украшение ризы иконы золотом, серебром, драгоценными камнями. Началось поклонение чудотворной иконе, которая стала покровительницей семьи Чайковских.
Возможно, после этого случая Илья Петрович и Александра Андреевна прониклись еще большим доверием к Надежде Тимофеевне и Василию Егоровичу и именно их попросили стать восприемниками при крещении своего второго сына – Петра. Кстати, в Доме-музее композитора в Клину хранится Казанский образ Божией Матери, которая была подарена Петру Ильичу Надеждой Тимофеевной Вальцевой. Он очень дорожил этой иконой, потому что это была еще одна ниточка к его родному Воткинску.
В Благовещенском храме впервые услышал Петр Ильич хоровое пение (напомним, при отце Василии Блинове был прекрасный хор певчих). Несомненно, хор, в котором Петруша Чайковский тоже пел до отъезда семьи Чайковских из Воткинска в 1848 году, как и часто им слышанное здесь народное пение, определили будущую судьбу музыкального гения.
К сожалению, отец Василий не дожил до триумфа своего воспитанника. 25 марта 1846 года он скончался от «грудной болезни» и был похоронен в ограде Благовещенского храма, о котором столько радел при жизни.
Еще при отце Василии, в 1841 году, была произведена замена иконостасов в приделах, и сами приделы вновь освящены: правый – в честь Владимирской иконы Божией Матери, а левый – во имя святителя Димитрия Ростовского. В 1863 году храм был расширен.
Благовещенский храм всегда славился своими священнослужителями. Так, в конце XIX века настоятелем храма был протоиерей Николай Кошурников, имевший степень кандидата богословия. Все священники традиционно учили детей при заводской школе, затем в перевозинской школе, позднее и в других учебных заведениях без оплаты, в счет жалованья. Преподавали до восьми предметов: от чтения и письма до арифметики и священной истории. Церковь внедряла грамотность среди рабочих Воткинского завода. И в том, что изделия воткинских мастеровых получали золотые медали на всемирных промышленных выставках в Чикаго, Нью-Йорке, Филадельфии, Париже, Москве, есть заслуга и воткинских священников – первых школьных учителей заводского поселка.
В 1882 году при храме было открыто церковноприходское попечительство. На средства попечительства содержалась женская церковноприходская школа и церковный хор. Богатой библиотекой храма пользовались не только священнослужители, но и прихожане.
К 1896 году прихожанами храма были жители поселка Воткинский завод и еще 52 русских селения и 25 удмуртских деревень и починков на территории современных Воткинского, Шарканского и частично Дебесского районов Удмуртской республики.
До революции 1917 года в Воткинске широко известна была семья священников и просветителей Чернышевых. Первый из них, Федор Ефимович (1782–1875), окончил Вятскую духовную семинарию, позднее был помощником управителя Воткинского завода, бывал на семейных торжествах у Чайковских. Его родственник, Андрей Иванович (1813–1903), с 1860-х годов служил священником (затем протоиереем) Благовещенского храма, занимался краеведением, из восьми его детей трое стали иереями, а две дочери вышли замуж за священников. Один из сыновей, отец Николай, был председателем общества трезвости, читал населению общедоступные лекции.
Во время гражданской войны большинство воткинских священников или пропали без вести, или были расстреляны. 13–16 декабря 1918 года председателем Воткинского ЧК Линдеманом и членами революционного совета в городе проводились митинги. Один из них прошел прямо в храме. Именно в эти дни были расстреляны один из самых уважаемых людей Воткинска отец Николай Чернышев и его дочь Варвара. Колчаковцы, занявшие Воткинск 7 апреля 1919 году, разыскали тела расстрелянных и устроили в Благовещенском храме прощание с почитаемым священником и его дочерью.
С декабря 1918-го по 1920 год службы в храме не совершались. Церковная утварь, изготовленная из серебра, золота и драгоценных камней, была изъята новой властью. После гражданской войны храм продолжал действовать, хотя было одинаково трудно и священникам, и прихожанам: завод уже пять лет стоял – работать было некому (многие рабочие, не принявшие советскую власть, ушли с войсками Колчака на Дальний Восток и в Китай) и не на чем. В 1919–1928 годы регулярно проводились изъятия церковной утвари, арест священников.
Глубокую добрую память у воткинцев старшего поколения оставил церковный хор, пользовавшийся доброй славой далеко за пределами Воткинска – в Вятке, Перми, Уфе. Постоянный штатный состав его певчих был невелик – около 20 человек, но в него входило очень много любителей церковного пения из числа рабочих и служащих завода. Хор в его воскресном или праздничном составе был очень хорош. Послушать его в такие дни приходило много людей, в том числе и атеистов, иноверцев, людей равнодушных к религии. Всем им слушание хора доставляло огромное эстетическое наслаждение.
Последним регентом хора был Григорий Дмитриевич Давыдов, хорошо известный и любимый в Воткинске человек. Он долго работал на заводе начальником цехов и лабораторий, преподавателем в маштехникуме, руководителем многих хоровых и музыкальных коллективов. Регентом соборного хора он был с 1923 года до закрытия собора в 1929 году. Как регент он проявил себя незаурядным педагогом и организатором, постоянно искал людей, одаренных хорошими голосами, много занимался с ними сам, приглашал для них учителей пения. И еще много лет спустя, уже после закрытия храма, молодежь первых пятилеток восторженно принимала на своих концертах и вечерах бывших воспитанников соборного хора, учеников Давыдова.
15 марта 1929 года на заседании президиума Сарапульского окрисполкома было принято постановление о закрытии Благовещенского храма и передаче его Воткинскому поссовету под культурно-просветительское учреждение. Храм закрыли 29 марта. Специальная комиссия произвела инвентаризацию. В местной газете заранее опубликовали список изымаемых ценностей. Их сразу увезли в Сарапульский музей (до наших дней сохранились лишь две иконы – чудотворный Владимирский образ Божией Матери и образ Димитрия Ростовского). Для снятия крестов и колоколов пригласили с завода верхолазов – рабочих мостового цеха. Кресты вручную перепиливали около четырех часов. Рухнув, они глубоко вонзились в землю. Колокола снимали три дня. Большой удержать не смогли, он упал с высоты и раскололся на три части. Старожилы вспоминают, что власти, боясь народа, мобилизовали всех комсомольцев и коммунистов, не говоря уж о конной и пешей милиции. Но беспорядков не было, хотя площадь перед храмом была переполнена. Мужчины молились, женщины плакали.
Иконами топили печи госучреждений, использовали их в качестве пиломатериала при обучении детей столярному делу. Фрески храма всячески осквернялись специальными бригадами из комсомольцев. После закрытия храма здание начали переоборудовать под драм- и электро-театр.
Вплоть до мая 1931 года под руководством инженера Аронштама здание храма уродовалось до неузнаваемости. Колокольни и купол были сломаны. Взамен колокольни надстроен был второй этаж, над оставшейся частью купола возведена кровля. В алтарной части (апсиде) пристроены уборные и входные лестницы. Работы велись без проекта. Одно из красивейших зданий Прикамья в кратчайшие сроки было превращено в «сарай» – именно так 70 следующих лет и называли его горожане.
В перестроенном и частично разрушенном здании Благовещенского храма был открыт дом культуры имени Ленина, а при нем киноклуб. Но еще в 1931 году секретарь Воткинского райкома ВКП(б) Г.В. Слюньков в докладной записке Удмуртскому обкому партии отмечал, что оставшиеся открытыми церкви (Николаевскую, Преображенскую, Ильинскую) посещают больше, чем городские клубы.
После более чем 70 лет поругания, 31 января 2001 года, городская дума Воткинска приняла решение вернуть верующим здание дома культуры имени Ленина – бывший Благовещенский храм. 2 августа 2001 года архиепископ Ижевский и Удмуртский Николай в сослужении большого количества духовенства совершил Божественную литургию в Спасо-Преображенском храме Воткинска. После литургии состоялся крестный ход к Благовещенской церкви. Архиерей совершил малое освящение храма. По освящения владыка Николай обратился к верующим с поздравительным словом. Он призвал всех собравшихся в этот день в храме «хранить как зеницу ока то, что до нас дошло от далеких предков». С тех пор богослужения здесь стали ежедневными. Настоятелем вновь открытого храма стал отец Валерий Белокрылов.
Благовещенский собор г. Воткинска, 2007 г. |
В 2005 году ижевскими архитекторами, отметившими исключительное качество оригинальной постройки XIX века, равной которой, по мнению специалистов, в Удмуртии нет, разработан детальный план восстановления храма в первозданном виде. В конце 2005 года был планомерно демонтирован кинотеатр «Спутник» – часть бывшего дома культуры имени Ленина, пристрой советского времени к основному зданию, в последнее время находившийся в аварийном состоянии.
Восстановление храма началось с алтаря и купола, затем будет проведена реставрация колокольни. К 2008 году планируется воссоздать внешний облик собора. Также запланировано восстановить внутреннюю отделку храма и в первую очередь настенную и потолочную росписи. Сведения о том, как выглядел собор до перепланировки, мастера черпают из фотографий, сохранившихся чертежей и воспоминаний старожилов. Ремонтные работы ведутся воткинской строительной фирмой «Мастер», проект осуществляется под патронажем члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ, лидера республиканского отделения партии «Единая Россия», члена комитета по экономической политике, предпринимательству и собственности Государственной Думы РФ Виктора Хорошавцева.
Из истории известно, что храм строился на пожертвования богатых и бедных, чиновников и простых рабочих. Каждая семья коренных жителей Воткинска приняла в этом большом деле участие. Любая помощь принимается и теперь. В иконной лавке Благовещенского храма имена жертвователей заносятся в памятную книгу. Есть и такое предложение: писать имена на кирпичах, из которых возводится храм.