Преподобный Ботольф Икенский Некогда весьма почитавшийся жителями Восточной Англии преподобный Ботольф (правильнее Ботульф[1]) Икенский (память 17/30 июня) – святой-загадка. В течение многих лет историки, археологи, агиологи и другие ученые делали все возможное, чтобы по крупицам восстановить житие этого замечательного святого – одного из величайших английских миссионеров VII века. Большая часть источников, повествующих о жизни святого Ботольфа, относится лишь к позднему средневековью. Но сейчас кусочки головоломки соединяются сами собой, как будто святой сам рассказывает нам о себе.
Предлагаемое ниже жизнеописание содержит факты, а также возможные события, достоверность которых недоказуема[2]. Поэтому мы просим у святого и у наших читателей снисхождения и молимся о том, чтобы преподобный открыл другие подробности своей жизни тем, кто окажутся самыми достойными, чтобы и мы смогли исправить допущенные нами неточности.
Преподобный Ботольф родился около 615 года в королевстве Восточная Англия в благородной семье. Младшим братом Ботольфа был другой, хотя и менее известный, но тоже весьма почитаемый святой – преподобный Адольф (правильнее Адульф, Адвульф или Этельвульф; память 17 июня). Двое братьев принадлежали к первому поколению православных англов. В то время королем Восточной Англии был Редвальд, принявший христианство около 616 года, но вскоре отошедший от веры под влиянием своей жены-язычницы[3]. Интересен факт, что оба брата были крещены младенцами тогда, когда король, сам только что крестившийся, приказал делать то же и всем своим подданным. Вполне вероятно, что святые Ботольф и Адольф были родственниками Редвальда; возможно, даже его внуками. Как мы увидим ниже, это мнение имеет право на существование. Не исключено, что младенцев крестил сам святитель Павлин Йоркский († 644; память 10/23 октября), неоднократно посещавший в своих миссионерских поездках первой половины VII века и Восточную Англию. Так как король отпал от веры, то святые Ботольф и Адольф, вероятно, росли, не получая наставлений в христианской вере. Так продолжалось до прибытия на север Восточной Англии замечательного ирландского миссионера преподобного Фурсея (567–648; память 16/29 января) в 631 году. Святой Фурсей основал монастырь в Бург-Касле (графство Норфолк), и оба брата были связаны с этой обителью с самого начала ее жизни. Сюда они сначала поступили в качестве послушников и здесь со временем приняли монашество.
Около 644 года святой Фурсей переехал в Галлию, а братья Ботольф и Адольф некоторое время подвизались вместе с другими монахами в монастыре Бошем в Сассексе под руководством ученика святого Фурсея ирландского миссионера святого Дикула[4] (память 18 апреля / 1 мая), проповедовавшего Евангелие в Норфолке и Сассексе[5]. Возможно, этим объясняется то, что позднее три церкви в том районе были освящены во имя святого Ботольфа, а населенные пункты Ботольфс в Сассексе и Ботольфс-Бридж неподалеку в Кенте названы его именем.
Из Сассекса святой Ботольф и его брат переехали в Галлию в двойной монастырь Шель, находившийся к востоку от Парижа. Здесь братья набрались опыта, закончили свое обучение в монашеской жизни и были рукоположены в иереев, когда достигли канонически допустимого для этого возраста – 30 лет. Возможно, в Шель их пригласила преподобная монахиня Хересвита († ок. 690; память 3/16 сентября), родственница правившего тогда в Восточной Англии короля Анны, внука отступника Редвальда. Святая Хересвита приняла монашество и подвизалась в Шель потому, что в королевстве восточных англов в то время еще не было ни одного женского монастыря[6]. Нортумбрийская принцесса и родная сестра преподобной игуменьи Хильды из Уитби (614–680; память 17/30 ноября), святая Хересвита приняла постриг после смерти своего мужа Этельрика, брата короля Анны. Сын Этельрика и святой Хересвиты Алдвульф позднее стал замечательным королем Восточной Англии (664–713). Не исключено, что святые Ботольф и Адольф были родственниками Этельрика, потому что их первоначальные имена – Ботвульф и Адвульф – напоминают по форме имя сына Этельрика и Хересвиты Алдвульфа. Очень часто сходство в написании и произношении имен в древнеанглийскую эпоху свидетельствует о взаимном родстве. Если наше предположение верно, то окажется, что Ботольф и Адольф были не просто благородного, а королевского происхождения. Не исключено и то, что братья уехали в Галлию не в Шель, а в Фармутье. В этом монастыре подвизались знакомые им с детства дочь и падчерица короля Анны. Это были святые Этельбурга и Сетрида, племянницы святой Хересвиты, принявшие постриг в этой известной обители в 640-е годы.
Можно предположить, что святой Ботольф и, вероятно, его брат святой Адольф возвратились в Англию в 647 году. Возможно, святая Хересвита или ее племянницы дали им с собой письма к королю Анне, в которых могла быть просьба выделить святому Ботольфу земли для основания новой обители. Мы не можем сказать с уверенностью, что именно происходило тогда, но дело о выделении земли для монастыря затянулось. Не потому, что король Анна был недостаточно благочестив, а потому, что королевству восточных англов угрожал нападением король Мерсии, жаждавший все большей власти. В 647 году преставился ко Господу апостол Восточной Англии святитель Феликс (память 8/21 марта); приблизительно в это же время, как предполагают, король Анна, теснимый мерсийцами, вынужден был покинуть свое королевство и на время удалиться на запад Британии – в Шропшир, где у него были родственники. А в 651 году мерсийцы окончательно разрушили основанный святым Фурсеем в Бург-Касле монастырь – они уже давно грозились сделать это.
Некоторые предполагают, что в это время святой Ботольф мог вернуться в Бошем к святому Дикулу. Есть также версии, что святой провел некоторое время в Шропшире и Нортумбрии. Одно предание связывает святого Ботольфа с городком Бостон в Линкольншире, между Восточной Англией и Нортумбрией. Возможно, святой был здесь в это время. Так или иначе, первоначальное название этого города – Ботольфстоун, что значит «камень Ботольфа». Это название имеет в виду камень, а точнее крест, воздвигнутый на этом месте Ботольфом, который возле него проповедовал. Вера в это предание настолько сильна, что некоторые до сих пор отождествляют Бостон с монастырем, основанным святым Ботольфом в местечке, которое тогда называлось Иканхо[7]. Но нет сомнений, что большая церковь, до сих пор стоящая в Бостоне и освященная во имя святого Ботольфа, свидетельствует о том, что в этом городе святого весьма чтили. На башне этой церкви по сей день стоит высеченная из камня статуя святого, смотрящего сверху на город и благословляющего его поднятой вверх рукой. Недалеко от Бостона, на границе Фенленда (Края болот), стоят еще несколько посвященных святому Ботольфу церквей – это тоже свидетельствует о том, что святой, вероятно, здесь бывал.
Хотя и нельзя с достоверностью говорить о том, куда направился Ботольф по возвращении из Галлии, но точно известно, что в 654 году он принялся возводить деревянный монастырь в местечке Иканхо в Восточной Англии. Земля под строительство монастыря была ему пожалована либо благочестивым королем Анной, погибшим от рук язычников в том же 654 году, либо его братом и преемником Этельхером (654–655), при котором началось возведение обители. Несомненно, что и его преемник и брат Этельвальд (655–664) тоже одобрял и поддерживал строительство монастыря. Оба венценосных брата, безусловно, с большим усердием пеклись о монастыре в память о короле Анне. Анна был убит язычником Пендой, королем Мерсии, и монастырь, строившийся в память о мученически погибшем короле, был выражением твердости в христианской вере и восточно-английского патриотизма. Монастырь был построен, по всей видимости, на юго-восточной окраине Саффолка и стал оплотом королей восточных англов, так как располагался неподалеку от епископской кафедры в Данвиче и королевского дворца в Рендлшеме[8]. К тому же, высочайшее внимание к монастырю могло поддерживаться и тем обстоятельством, что святой Ботольф приходился хоть и дальним, но все же родственником королям Восточной Англии.
Местечко, в котором возводился монастырь, называлось Иканхо (Iken-ho), потому что здесь был мыс или выступ – «ху» (hoo); сегодня его точно идентифицируют с деревней Икен на юго-востоке Саффолка.
Монастырская церковь св. Ботольфа в Икене (фото И. Лапа) Икен – это отдаленная деревня на южном берегу реки Ольд, у ее извивистого устья; река эта получила свое название от стоящего рядом города Олдборо (Старая крепость). Даже сегодня это место более похоже на полуостров, чем берег реки, так как оно окружено рукавами реки, уходящими на север и запад, юг и восток, и участками высушенных болот, пустошей и лесов. И сегодня этот край выглядит совсем так, как описан в житии святого Ботольфа XI века: «изолированный район, окруженный рекой, мрачными болотами, вересковыми пустошами и лесами, красивый в летнее время, менее привлекательный в зимнее». До сего дня в этой окруженной водами реки и полями деревне, на этом мысе, с которого открываются прекрасные виды, стоит церковь ранненорманнского периода, посвященная святому Ботольфу. К ней можно подъехать по узенькой дорожке, хранящей следы того, что некогда она была мощеной дорогой; дорожка, петляя, ведет через лес Танстал, поля и вересковые заросли. Это место было и остается самым пригодным для монастыря, оно похоже на те, где обычно и устраивали прибрежные монастыри, такие как обители святого Фурсея в Бург-Касле в Норфолке, святого Феликса в Данвиче в Саффолке и святого Кедда в Брэдуэлле-он-Си и Тилбери в Эссексе. К тому же, всего в нескольких милях находится бывший дворец королей Восточной Англии в Рендлшеме.
Англо-саксонская хроника отмечает, что святой Ботольф выстроил монастырь деревянным, так как в этом районе не было камня. Во время археологических раскопок летом 1977 года, последовавших после пожара в икенской церкви в 1968 году, уничтожившего соломенную крышу церкви и интерьер, были найдены подтверждения того, что церковь первоначально была деревянной. Во время этих исследований церкви в ней нашли древко креста IX или X века, а под церковью обнаружили деревянные каркасные конструкции VII века, относящиеся к первоначальной церкви. Хотя мы точно не можем сказать, как выглядела первоначальная церковь в Икене, но можно предположить, что она была похожа на церковь, построенную святым Кеддом в Брэдуэлле-он-Си примерно в то же время. Она, видимо, состояла из нефа, круглой апсиды и трансептов. Под церковью также были найдены гончарные изделия, которыми пользовались римляне, бритты и англы. Не удивительно, что эта ранненорманнская церковь в деревне Икен была посвящена святому Ботольфу. Хотя мы не располагаем сведениями, во имя кого был освящен монастырь Ботольфа (возможно, во имя святых Петра и Павла, что было очень распространенным в его время), но совершенно точно, что эта церковь стоит на месте монастыря.
По сохранившимся записям мы узнаем, что святой Ботольф в первые годы жизни в Икене много страдал от нечистых духов – демонов, в большом количестве населявших ту окрестность и досаждавших монастырю. Демоны те были очень завистливыми, и они, в частности, рассказывали Ботольфу, что до него здесь жили христиане, но с их уходом это место осталось за ними, демонами, навечно. Ботольф, действительно, мог основать монастырь на том месте, где некогда было поселение римо-британских христиан. Интересно предположить, что название Икен может восходить к древнему бриттскому племени икенов. С помощью крестного знамения святой Ботольф изгнал всех демонов с этого места, и они «с громкими и жалкими воплями удалились». Построив монастырь, святой Ботольф собрал в нем общину монахов, ввел устав преподобного Венедикта и начал возделывать землю. Бесспорно, отличное галльское и ирландское обучение в монашеской жизни и полученный опыт помогли Ботольфу стать превосходным игуменом, и он привлек очень многих к монашеской жизни. Со временем игумен Ботольф стал почитаться за святую жизнь, чудеса исцеления и изгнания бесов, пророчества; во всем он был настоящим примером для своих учеников, так как подтверждал проповедь своей жизнью. Он также стяжал любовь за свое милосердие. Однажды Ботольф раздал нищим все продукты, какие только были в монастыре, и братья начали жаловаться, что им нечего есть, но тут на реке показались четыре лодки: они везли в монастырь съестные припасы от щедрых благотворителей.
Святой настоятель Ботольф не оставался в одном только Икене. В Восточной Англии было много удобных судоходных рек, и, плавая по ним, святой совершил несколько миссионерских поездок. Любопытно, что все шесть освященных во имя святого Ботольфа церквей в Саффолке стоят на берегах рек: вполне возможно, что все они были основаны им, а после его смерти были освящены в его честь. Известно, например, что кроме Икена святой Ботольф в Восточной Англии основал еще две церкви, обе они были во имя апостолов Петра и Павла. Возможно, это было в Норфолке, где до сих пор немало церквей посвящены как первоверховным апостолам Петру и Павлу, так и святому Ботольфу.
Вероятно, святой Ботольф посещал в это время и Эссекс, где помогал святому Кедду в его миссии, которая продолжалась с 653 по 664 год. Вполне вероятно, он присутствовал и при крещении короля Эссекса Свитхельма. Это имело место чуть позднее 655 года недалеко от Икена, во дворце королей Восточной Англии в Рендлшеме, а восприемником был не кто иной, как король восточных англов Этельвальд. Миссионерскими поездками святого Ботольфа в Эссекс объясняется существование церквей, расположенных вдоль Темзы и освященных в его честь. Во время одной из таких поездок святой игумен добрался по Темзе до Кента. В этом королевстве он основал церковь во имя святителя Мартина Турского (316–397; память 12/25 октября), чудотворца Галлии. Скорее всего, это было в местечке Нортфлит. Миссионерские поездки Ботольфа помогают понять, почему этого святого так широко почитали по всей стране, особенно в Восточной Англии.
Икен со временем стал знаменитейшим монастырем, привлекавшим гостей из далеких земель. Одним из таких гостей был преподобный Кеолфрид[9] (642–716; память 25 сентября / 8 октября), навещавший монастырь в 669–670 годах и имевший в нем послушание пекаря. Позднее Кеолфрид стал игуменом монастыря в Уирмуте, а преподобный Беда Достопочтенный был одним из его любимых учеников. Последний писал в 730 году, что святой Кеолфрид в молодости отправился в Восточную Англию «с целью посетить монастырь Ботульфа, слава о котором как об ученом муже замечательной жизни, полном благодати Святого Духа, распространялась повсюду». Здесь Кеолфрид «за короткое время был превосходно обучен и вернулся домой настолько подготовленным, что ученее и искуснее его как в церковной, так и в монашеской традиции невозможно было найти».
Святой Ботольф принял участие и в учреждении женского монастыря в Мач-Уэнлоке графства Шропшир, пожаловав 90 хайдов (9 000 акров) земли на постройку обители близ Уэнлока примерно в 670 году[10]. Первой игуменьей этого монастыря была монахиня Лиобсинда из Галлии, возможно знавшая святого Ботольфа еще в Шель. Второй игуменьей была дивная святая – преподобная Мильбурга († 715; память 23 февраля / 8 марта). По преданию, святая Мильбурга, будучи настоятельницей, воспитывала диких гусей, угрожавших урожаю на местных полях. И по сей день гуси не кормятся на окрестных полях и даже не садятся на землю в окрестностях Уэнлока, будучи верными игуменье. Такие связи, территориально далекие от Икена, не должны нас удивлять. Еще задолго до этих событий в Уэнлоке святой Ботольф имел связи с этим краем и владел здесь землей – об этом мы уже упоминали. Родственные связи королевской семьи Восточной Англии с Уэнлоком благотворно сказались и на деятельности Ботольфа.
Примерный игумен, святой Ботольф, утомленный многолетними трудами и заботами, к концу своей жизни заболел. Он преставился ко Господу в глубокой старости в присутствии своей братии 17 июня 680 года. Его сразу стали почитать как святого. К сожалению, его монастырь в Икене в IX веке был оставлен монахами и заброшен, подобно многим другим монастырям Восточной Англии, так как язычники-датчане постоянно нападали на эту страну, а в 869 году они убили святого короля восточных англов Эдмунда.
Но все же мощи святого Ботольфа не были утеряны. Через 100 лет после датских набегов монастырь в Икене все еще заботливо поддерживался верующими, но в нем больше не было монахов, лишь один священник служил в церкви обители и окормлял местных деревенских жителей. В 972 году великий деятель монашеского возрождения в Англии святитель Этельвольд Винчестерский (912–984; память 1/14 августа), называемый также «отцом английских монахов», послал в Икен Улфкитела с другими монахами для перенесения мощей святого Ботольфа. Было записано, что они «с легкостью завернули драгоценные кости Ботульфа в саван». Однако мощи не возможно было сдвинуть с места до тех пор, пока они не извлекли из земли мощи и святого Адольфа. Даже после смерти двое братьев были неразлучны. Возможно, в это время в Икене в память о святом Ботольфе был воздвигнут крест. Это тот самый крест, древко которого было найдено археологами тысячу лет спустя, о чем мы уже говорили[11].
Руины аббатства в честь св. Ботольфа в Колчестере (фото И. Лапа) Насколько это можно установить, мощи сначала перенесли в безопасное место в церкви местечка Грандисбург неподалеку от Икена. Там мощи святого угодника были разделены на части. Мощи святого Адольфа целиком вместе с частью мощей (обе ноги и рука) святого Ботольфа были перевезены в монастырь Торни графства Кембриджшир, восстановленный святым Этельвольдом. Главу святого Ботольфа перевезли в Эли, вторую руку – в Бери-Сент-Эдмундс (впоследствии ее регулярно выносили из церкви и крестным ходом обносили вокруг окрестных полей, молясь о ниспослании дождя); остальные мощи были, по просьбе короля Эдгара, доставлены в Лондон. Можно предположить, что по пути в Лондон процессия с мощами неоднократно останавливалась, и в этих местах остановки возводились церкви во имя святого Ботольфа. Процессия сначала делала остановки в деревнях Калпо и Терлестон графства Саффолк, откуда мощи двинулись по дороге в город Колчестер графства Эссекс, где позднее была выстроена церковь святого Ботольфа в раннеанглийском стиле, чтобы отметить пребывание здесь мощей святого. На месте этой церкви в Колчестере норманны позднее построили огромный приорат, руины которого сохранились. Из Колчестера мощи повезли в Лондон, на пути остановившись в деревне Бочемп-Родинг на юге Эссекса, где до сих пор церковь освящена во имя святого Ботольфа. Далее мощи ввезли в Лондон, где церкви всех четырех ворот столицы – Алдгейт, Бишопсгейт, Биллингсгейт и Олдергейт – были построены и освящены во имя этого святого. После норманнского завоевания привезенные в Лондон мощи хранились в монастыре Вестминстера. Хотя все эти части мощей были уничтожены во время Реформации в XVI веке, древняя монастырская церковь в Торни до сих пор освящена во имя святой Марии и святого Ботольфа, так же как и многие другие церкви, свидетельствующие о святости Ботольфа. Почитание его было настолько велико, что шесть или более городов и деревень носят его имя[12] и 64 древние церкви были освящены в его честь. Он оставался одним из наиболее любимых английских святых. Хотя из 64 посвященных Ботольфу церквей 16 находились в Норфолке, 6 – в Саффолке и большинство остальных в восточной части Англии, храмы святого Ботольфа существовали по всей стране. Так, до сих пор сохранились храмы святого Ботольфа в графствах Уорикшир, Бакингемшир, Йоркшир, а также на севере – в Нортумбрии и Шотландии. Возможно, все они строились в память о его поездках.
В других странах, где тоже имело место его почитание, святой упоминался как ирландец, несмотря на его английское имя: например, так он был записан в европейском молитвослове VIII века. Возможно, потому, что святой Ботольф был воспитан ирландцем святым Фурсеем, а возможно и потому, что Ботольф любил ирландское монашество и был любим ирландскими монахами. Этот молитвослов был, несомненно, как-то связан со святым Виллибрордом (658–739; память 7/20 ноября), миссионером из Нортумбрии и апостолом фризов, который в свои молодые годы вполне мог познакомиться в Англии со святым Ботольфом. Благодаря Виллиброрду и другим миссионерам святого Ботольфа вскоре уже почитали в Голландии, северной Германии и Дании, где день памяти святого – 17 июня – носил название «Botolphmas». Интересно, что в XI веке почитание Ботольфа было принесено и на Русь – в Киев, где тоже чтили его память[13].
Большая часть жизни святого прошла в путешествиях, и потому он почитается как покровитель путешествующих и торговцев[14]. В прошлом ему молились все, кто входил или въезжал в ворота Лондона, так как у каждых была посвященная Ботольфу церковь. В древности ему молились в Дании, в Киеве и в городе Бери-Сент-Эдмундс в Саффолке о даровании хорошей погоды, изобильных урожаев и о домашней скотине. Бесспорно, это связано с тем, что святой усердно возделывал почву в Икене, превратив бесплодную болотистую землю в плодородную и пахотную.
Святой Ботольф – один из трех великих святых, которые, в союзе с благочестивыми королями, сделали в VII веке Восточную Англию полностью христианской страной. Первым следует упомянуть апостола восточных англов святого Феликса – епископа-миссионера, основателя семинарии и блестящего администратора[15]; вторым из них является столь активный в Норфолке ирландский миссионер, подвижник, монах и созерцатель, которому представлялись дивные видения, святой Фурсей[16]; а третьим является преподобный Ботольф, святой настоятель в Икене и распространитель монашества в этой части страны. Он, как и его брат святой Адольф, жил безупречной, достойной подражания монашеской жизнью и многое сделал для установления Церкви на востоке Англии и в других ее частях. Сегодня в деревне Икен до сих пор стоит церковь святого Ботольфа на месте его монастыря. Как картинка к детской сказке, эта церквушка стоит на одинокой, но живописной возвышенности и смотрит на широкий эстуарий реки Ольд. Хотя ее башня и алтарь точно относятся к позднему средневековью, но ее неф (теперь с новой крышей) выглядит так, словно это и есть часть деревянного монастыря VII века, построенного руками самого Ботольфа. Мы мысленно представляем, что он сейчас здесь до сих пор вместе со своими монахами. Мы видим, как они возделывают землю, нагружают и разгружают лодки на самом берегу, встречают посетителя королевского рода, прибывшего в сопровождении свиты, и приглашают их вместе помолиться на службе. Нам кажется значительным, что через 1000 лет после перенесения мощей святого Ботольфа из Икена люди обнаружили остатки его монастыря, его личный крест и приобщились к той славной атмосфере. Этот великий святой Божий, забытый на несколько столетий, благоволил, чтобы мы открыли его для себя. Нам кажется, что в наши дни, когда мы так нуждаемся в нем и в таких людях, как он, великий Ботольф призывает нас вернуться к той Славе, которую он не только проповедовал, но и исполнял своей жизнью.
св. Адольфа православные почитают. Икона ему пока не написана, насколько я знаю. В календаре имен о. Андрея имя св. Адольфа помещено вместе с именем св. Ботольфа. Его имя есть и в других авторитетных, в том числе и древних, календарях. О нем не сохранилось почти никаких сведений. Мне, например, известно лишь, что преподобный Адольф, или Адульф (Adolph, Adulf) ( ок. 680, память 17 июня) был братом св. Ботульфа и монахом в Англии. Славился нищелюбием и поучениями. Некоторые биографы называют его епископом. Около 972 года св. Этельвольд Винчестерский перенес нетленные мощи святых братьев в обитель Торни, где они почивали много веков подряд.
Я очень интересуюсь историей древней Англии, изучаю древнеанглийский язык и литературу, надеюсь в дальнейшем уделять этому больше времени.
Слышала, что стоит вопрос о включении святых православной Англии в святцы РПЦ. Скоро ли это будет сделано, и существует ли полный список святых, в земле Английской просиявших?
Все святые, в земле Английской просиявшие, молите Бога о нас.