Толкование Евангелия на каждый день года.
Суббота по Рождестве Христовом. Суббота пред Богоявлением

Мф, 46 зач., 12, 15—21

И последовало за Иисусом множество народа, и Он исцелил их всех и запретил им объявлять о Нем, да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд; не воспрекословит, не возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его; трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы; и на имя Его будут уповать народы.

«И последовало за Иисусом множество народа, и Он исцелил их всех и запретил им объявлять о Нем». Время для главного сражения Господа еще не пришло. И Ему надо соблюдать святую осторожность. Он должен много потрудиться прежде принятия Своей Крестной смерти. Он знал, сколько лжемессий появилось в мире. Он знал, как легко может воспламениться народ. Если весть о том, что явился некто с чудодейственными силами, распространится повсюду, не избежать политического мятежа, и будет бессмысленно погублено много человеческих жизней. Ему надлежит научить людей, что Мессия должен придти не с сокрушительной мощью, а с жертвенным служением, не со скипетром власти, а с Крестом.

Ныне — исполнение Писаний, пророчества Исаии, свидетельствующего, как смиренен и кроток наш Господь, и какой победы будет исполнено Его служение. И мы слышим глас Отца Небесного: «Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя». Ради нашего спасения Господь принял зрак раба. «Среди вас Я Слуга», — говорит Он Своим ученикам, и Он пришел послужить многим.

Он — Избранник Отчий. Никто, кроме Него, не мог бы совершить дело Искупителя и принять венец Божественной славы. Иисус Христос — Возлюбленный Сын Божий, в Котором — Отчее благоволение. И оно во всех, кто в Иисусе Христе. Все упование отпавшего от Бога человека может быть только в Отчем благоволении, во Христе. Все великие Божии обетования связаны с Его служением: «Положу дух Мой на Него», Дух премудрости и разума (Ис. 11, 2—3). Он принял Духа не мерою (Ин. 3, 34). И все, кому дается Христово служение, получают через Христа дар Духа Святого. Все, кому Бог сообщает Свою любовь, сподобляются Его подобия.

Дело Христово будет победоносным. Все, кого посылает Бог, явятся вестниками и совершителями Божией победы. Он «возвестит народам суд». Этот суд означает правду. Он покажет, как надо жить, чтобы воздавать должное Богу и людям, — любовь. «Не воспрекословит, не возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его». Христос и Его Царство «не придет приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там» (Лк., 17, 20—21). «В мире был, и мир Его не познал» (Ин. 1, 10). Он говорил кротким гласом, который был слышен всем, кто хотел услышать. Он сошел на землю тихо как роса. Он побеждал любовью, а не силой.

«Трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит». Он будет долготерпелив и многомилостив ко всем ученикам Своим. Тростник можно переломить, и он уже никогда не встанет прямо. Фитиль может еле гореть, и не столько светить, сколько дымиться. Разум и дух человека может быть колеблющимся и слабым. Жизнь наша может быть не горением, а коптением. Но Христос пришел не для того, чтобы сокрушить, а поддержать — возрастить самый слабый тростник крепким как кедр ливанский, не задуть свечу нашей жизни, а возжечь ее неугасающим пламенем.

День малых начинаний может стать драгоценнейшим днем. Крестным путем смирения и кротости будет идти Господь, «доколе не доставит суду победы». Благовестие Христово победит в сердцах человеческих и в истории. Яко исчезает дым, да исчезнут все противящиеся Его благодати.

«И на имя Его будут уповать народы». Цель благовестия — привести не один народ, а всех людей к вере во имя Господа Иисуса Христа, Спасителя мира. Во Христе Иисусе Бог приходит к каждому человеку, предлагая дар Своей Крестной Пасхальной любви.

Мф, 5 зач., 3, 1—11

В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему. Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед. Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои. Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? сотворите же достойный плод покаяния и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем.

Из пустыни, из ее одиночества, из молитвенного молчания и тишины говорит нам Иоанн, и ничего не слышно, кроме голоса Бога, кроме тех слов, с которыми вышел Христос на проповедь после Крещения: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Иоанн любил Бога, потому так дорог ему был народ, и он говорил то, что глубинами сердец люди знали и узнавали, что они жаждали услышать. И когда он призывал к покаянию, в глубинах сердец человеческих обреталась решимость ответить на этот призыв. И другой Иоанн, апостол любви, возвещает: «Я не говорю вам то, что вы не знаете, но то, что вы знаете, о том говорю вам».

Никакое слово не обладает такою силой, как то, которое обращено к совести человека, и это слово становится неодолимым, когда оно произносится человеком, который заслужил право его произносить. Люди долго ждали подлинного слова Божия, и они услышали его от Иоанна. Он был узнаваем, он пришел от Бога, и слушать его было — узнавать Бога, без Которого нет человека. И он был услышан, потому что говорил о даре спасения, превосходящем человеческие силы.

В чем величие Предтечи, почему он больше всех? Потому что он Ангел, как пишет пророк, — вестник воли Божией. И он имеет власть возвестить эту волю Господню, потому что обрел свободу от тех ценностей, прежде всего материальных, которым рабски служит род человеческий, ища благополучия и удобства. Его жизнь протекает в предельной скудости. Все земное для него — ничто, если нет в нем Бога. Он видит все происходящее в истинном свете: прах, который сегодня превозносится своим мнимым величием, завтра рассыплется.

У него самая нищенская одежда и пища. Но Господь питает его лучше, чем питается кто-либо на самых роскошных пирах, — Своей благодатью. Как говорит слово Божие: «Лучше немного зелени, но с любовью». Господь укрепляет его тело и душу, и он проповедует о покаянии, о том, что приблизилось Царствие Божие. Тридцать лет он провел в пустыне, и тридцать лет боролся с грехом, размышляя о смерти, о грехе и о Боге. Его проповедь не вычитана из книг, это то, что ему открыто Богом.

И мы слышим Его очень строгий, огненный призыв к покаянию: «Уже и секира при корне дерев лежит» — при корне жизни всякого человека — «всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь». Еще немного, и дерево будет срублено. Но не это страшно, а то, что его бросают в огонь — в вечный огонь.

Не с легкостью принимает Предтеча покаяние приходящих к нему. Он знает, что есть в сердце человеческом и как глубоко грех поразил наше естество. Грех стал у людей привычкой — второй природой. Потому одного покаяния недостаточно. Он говорит: «Сотворите же достойный плод покаяния». Надо, чтобы привычкой, нашим естеством для нас стало делание добра и правды.

Он видит всех приходящих к нему. Какое место они занимают в обществе или в Церкви, не имеет значения. Он воспринимает человека не телесно, для него важно, что собою представляет его душа. Потому его гневное слово обращено прежде всего к первосвященникам, к духовным вождям народа. «Порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?» Кажется, среди тех, кого он обличает, есть немало людей, которые могут сказать о себе, что у них нет грубых грехов. Они соблюдают весь закон и исполнены внешнего благочестия. Но яд змеиный всегда присутствует в жале змеи. Даже когда она не кусается, все равно это та же ядовитая змея. Придет час, когда их естество обнаружится. Они убьют не только большего из рожденных женами, но восстанут против самого Богочеловека.

И он говорит: «Не начинайте говорить, что мы имеем отца нашего Авраама». Не хвалитесь духовным наследием, потому что Бог силен воздвигнуть чад Аврааму из этих камней — из людей неверующих, которые грехами своими стали как камни — исполнены окамененного нечувствия. Господь знает, как коснуться глубин их сердец и как совершить их новое рождение.

«Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня». Путь, ведущий к Иоанну Предтече, не был завершением. И крещение в водах Иордана, которого искали многие иудеи, не было решающим. Иоанн Предтеча не скрывал этого. За ним идет Другой, Сильнейший Его, Которого Он недостоин. «Я не достоин понести обувь Его — недостоин как раб снять обувь с Того, Кто идет вслед за мной». Он не заслоняет собою Христа — придут лжепророки и антихрист, которые попытаются это сделать. Он пришел, чтобы встретить Бога и устраниться, открыв всем Того, Кто больше и сильнее его. Люди слушали Предтечу, потому что он указывал на Того, в Ком они нуждались. После его крещения в воде, их ждет второе крещение — Духом и огнем. Вода Иордана имеет только временное значение. Она — только знамение, ведущее к страшной правде Царства Божия, которую являет Христос. И точно так же Иоанн — только Предтеча, который должен отступить в сторону, когда Мессия придет.

Дух Святой был с самого начала, когда Он носился над водами, над бесформенной еще материей (Быт. 1, 2). Он не может не быть сейчас, когда Дыханием Божества рождается новое творение, сыны Божии. Таинственное Дыхание, подобно ветру, который может быть легким дуновением или жестокой бурей, и не знаешь, по слову Христову, откуда Он приходит и куда уходит (Ин. 3, 8). Ничего не знаешь, кроме того, что Он приносит в сердце жизнь Самого Бога.

Образ огня, раскрывающий действие Духа Святого на человека, так же таинственен, и так же различен. Святой Иоанн Предтеча говорит только об одной из возможностей этого действия: огонь уничтожает в человеке все, что мешает ему открыться навстречу Христу. Ибо огонь Духа Святого — разрушающий и уничтожающий — только малая часть того, что Он совершает. Он разрушает, созидая, чтобы дать место истинной жизни. И Он никогда не разрушает, предварительно не явив созидание. Прежде чем очистить золото от примесей, возжигают огонь. Точно так же действует Дух Святой в человеке. Прежде чем устранить из сердца то, что не может продолжать существовать вместе с Божественной жизнью, Дух Святой возгорается в нем и смягчает его. Ибо только вложив в глубину сердца от Своей кротости и Своего тепла, Дух Святой преображает крещеного человека и делает из него новое творение, сына Божия в Единородном Сыне Божием, молитва и дыхание которого соединяется с молитвой и дыханием Духа Святого, взывающего в глубине сердца: «Авва, Отче» (Рим. 8, 15).

Призыв Предтечи — глас вопиющего в пустыне, но он гремит во всех веках, достигая и нас: «Уготовайте пути Господни, прямыми сделайте стези Его». Грех искривил все наши пути. Каждая душа человеческая должна стать тем путем, о котором говорит Предтеча. Каждая душа человеческая должна выпрямиться покаянной устремленностью к Богу. Этот глас будит нашу совесть. А совесть, говорят святые отцы, — это предтеча любви, как сам Иоанн Креститель — Предтеча Христа. К покаянию призывает он, а прощение дарует Господь.

Уготовим наши души к встрече праздника Крещения Господня. Да будет дано нам покаяние как второе крещение, чтобы очистились души наши от скверны всякого греха и мы узнали, что этой богоявленской водой мы становимся новым творением. Потому что не только приблизилось, но и открылось нам Царство Божие.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×