Святитель Бирин Дорчестерский, апостол Уэссекса |
Первым приняло крещение королевство Кент, основанное еще в V веке в бассейне реки Темзы язычниками ютами. Его территория (юго-восток Англии) совпадает с нынешним графством Кент. Слово «Кент» кельтское и означает «край». Просветителем Кента стал святитель Августин († 604), первый архиепископ Кентерберийский, посланный из Рима в 597 году вместе с другими миссионерами святым папой Григорием Двоесловом. Святой Августин основал церковь в Кентербери, которая впоследствии стала одним из величайших центров христианства в Западной Европе.
Одним из крупнейших англо-саксонских королевств была Нортумбрия. Она была образована в начале VII века и занимала территорию на северо-востоке Англии от реки Хамбер до границ с Шотландией. Святые короли Эдвин, Освальд и Освин много способствовали просвещению Нортумбрии в первой половине VII столетия, а апостолом Нортумбрии по праву считается святитель и чудотворец Айдан († 651) – ирландский монах с острова Айона, ставший первым епископом Линдисфарнским и основавший монастырь на острове Линдисфарн (Холи-Айленд) в Северном море, в нескольких милях от северо-восточного берега Нортумбрии. Этот островной монастырь стал прославленным монашеским центром Англии на долгие годы.
В VI веке англами в центральной части Англии было основано королевство Мерсия. Это королевство не сразу приняло христианство, а один из его правителей, по имени Пенда, в течение 20 лет был стойким защитником язычества и противником христианства. Этот свирепый язычник был виновен в смерти нескольких христианских правителей других королевств. Наконец во второй половине VII века Мерсия приняла крещение, а ее апостолом является святитель и чудотворец Чед, первый епископ Личфилдский († 672). Как и святой Айдан, святой Чед был обучен ирландскими монахами и подвижниками. Его мощи до сих пор пребывают в католическом соборе города Бирмингема, а собор города Личфилда и по сей день является местом паломничества православных христиан.
С VI века на территории нынешних графств Норфолк и Саффолк существовало небольшое королевство Восточная Англия. Просветителями этого королевства стали: святитель Феликс († 647) – миссионер из Бургундии, основавший собор и школу в городе Данвиче (от которого, к сожалению, к настоящему времени осталось лишь несколько домов), преподобный Фурсей († 648?) – ирландский монах, проповедник и чудотворец, основавший монастырь в Бург-Касле, и преподобный Ботольф († 680) – весьма деятельный миссионер, объехавший многие районы, основатель и первый игумен монастыря в Икене, где его церковь сохранилась по сей день.
В VI веке на юго-востоке Англии было основано королевство Эссекс (королевство восточных саксов), занимавшее территорию нынешнего одноименного графства, а также значительные территории графств Хертфордшир и Сюррей. Столица королевства Эссекс находилась на территории нынешних восточных и центральных районов Лондона. Крестителем и апостолом Эссекса стал святитель Кедд Ластингемский († 664), брат святого Чеда. В городке Брэдуэлл-он-Си графства Эссекс до сих пор сохранилась построенная святым Кеддом церковь во имя святого Петра. Мощи святого Кедда сохранились в церкви деревни Ластингем в Йоркшире.
В VI веке на юго-востоке Англии появилось и королевство Сассекс (королевство южных саксов). Оно занимало территорию современных графств Восточный Сассекс и Западный Сассекс. Лишь к концу VII века – последним из всех англо-саксонских королевств – Сассекс стал христианским. Апостол Сассекса – святитель Вилфрид († 709), основавший здесь церковь в Селси (позднее перенесенную в Чичестер) и обративший в христианскую веру многих жителей королевства.
В VI и VII веке на юге и юго-западе Британии западные саксы основали еще одно королевство, получившее название Уэссекс. Оно очень быстро захватило земли некоторых других королевств и к X веку стало настолько могущественным, что образовало единое английское королевство. На его территории ныне находятся графства Хэмпшир, Дорсетшир, Девон, Уилтшир, Сомерсет, Оксфордшир, Сюррей, Глостершир, Бакингемшир и Беркшир. Просветителем королевства западных саксов стал святой Бирин, а его труды продолжил святой Агильберт. Расскажем о них подробнее.
Древняя монастырская церковь в Дорчестере-на-Темзе |
К тому времени трудами святителя Августина Кентерберийского и его учеников уже было крещено королевство Кент, а миссии успели распространиться и на многие другие районы Англии. Однако большая часть английских земель все еще оставалась языческой. Папа Гонорий хотел, чтобы святой Бирин проповедовал в центральных районах Англии (которые тогда занимало королевство Мерсия), куда пока еще не приходили миссионеры, так что здешние жители оставались погрязшими в язычестве. Полностью языческим тогда было и королевство Уэссекс.
По преданию, святой Бирин, отправившись на корабле из Генуи в Англию, вспомнил, что оставил на берегу свой антиминс, без которого он не мог бы служить Божественную литургию. Возложив всю надежду на Бога и помолившись, святой покинул корабль и дошел по воде, словно посуху, до берега. Взяв антиминс, он точно так же вернулся на корабль и присел на его борт. Моряки были потрясены увиденным чудом и свидетельствовали, что все облачения епископа оставались совершенно сухими.
Фрески церкви в Дорчестере-на-Темзе |
Не просвещенные истиной жители Уэссекса нуждались в христианском учении и хорошем проповеднике. И святитель Бирин принялся за проповедь слова Божия, переходя из селения в селение. По преданию, в то время в Уэссексе жила одна старая женщина, за несколько лет до этого потерявшая зрение и слух. В чудесном видении ей было повеление идти к святому проповеднику Бирину. Ей удалось найти святого, и он, осенив крестным знамением ее глаза и уши, исцелил ее.
Королем Уэссекса был в то время язычник Кинегильс. Святитель Бирин направился в королевские владения – в область Беркширских низин. Король позволил Бирину пребывать на своих землях и согласился встретиться с ним в местечке Черн-Кноб, близ городка Блюбери нынешнего графства Беркшир. Тут Бирин и поведал королю в первый раз о Христе. Король Кинегильс втайне надеялся, что здесь, в этом древнем языческом месте, пришелец убоится. Но Бирин оставался тверд. Силой своего благодатного слова он смог убедить Кинегильса в достоинствах христианской веры. Король разрешил святому Бирину проповедовать по всему своему королевству, однако прошло некоторое время, прежде чем сам Кинегильс захотел принять крещение.
В то время Кинегильс много стараний прикладывал к тому, чтобы вступить в военный союз с могущественным христианским королем святым Освальдом Нортумбрийским. Кинегильс надеялся, что вместе с Освальдом они смогут разбить армию ненавистных ему мерсийцев. Вскоре в королевском дворце Кинегильса в местечке Истхэмпстед два короля встретились. Освальд сказал, что он, христианин, не будет союзником язычников. Во время переговоров святой Освальд сильно возжаждал, и по его молитве вдруг забил бурный источник свежей воды, впоследствии ставший известным как источник святого Освальда.
Кинегильс понял, что и ему пришло время принять святое крещение. Послали за святым Бирином, который немедленно крестил Кинегильса в близлежащем источнике в Брэкнелле. Восприемником Кинегильса стал сам король Освальд, вскоре после этого женившийся на дочери Кинегильса Кинебурге. Король в тот же день пожаловал епископу Бирину древний римский город Дорцис (позднее его стали называть Дорчестер-на-Темзе) для основания в нем кафедрального собора. Этот город существует и по сей день, он находится в графстве Оксфордшир. Именно он стал центром миссии Бирина.
Вскоре король Кинегильс со своими придворными отправился на север для исследования тех краев. В пути многие придворные короля изъявили желание принять крещение, и святой Бирин окрестил их в местечке Брайтуэлл («Чистый источник»), что на реке Темзе, вблизи Дорчестера.
У короля Кинегильса было трое сыновей: Кенвал, Кентвайн и Квихельм. Согласно «Англо-саксонской хронике», святой Бирин сам крестил Квихельма в 636 году, через год после крещения Кинегильса. В том же году Квихельм умер. Святитель крестил и внука Кинегильса по имени Кутред († 661) в 639 году. Кенвал, старший сын Кинегильса, ставший позднее королем Уэссекса, сначала отверг крещение, но впоследствии был наставлен и крещен апостолом восточных англов святителем Феликсом. Кентвайн же, правивший Уэссексом с 676 по 685 год, большую часть своей жизни был язычником и принял христианство лишь к концу ее.
Итак, святой Бирин, окрестив короля и его семью, основал епископскую кафедру и построил собор в Дорчестере-на-Темзе. Он стал первым епископом западных саксов и оставался им до конца своих дней. Место для центра миссии было выбрано весьма удачно: Дорчестер, этот римско-британский город, располагался на реке и на сухопутной дороге в самом центре Уэссекса. Святой Бирин построил в том районе и в других местах королевства очень много церквей, но, к сожалению, месторасположение большинства из них сегодня сложно установить.
Преподобный Беда Достопочтенный в своей «Церковной истории народа англов» рассказывает и о святом Бирине, и о его преемниках. Он, в частности, пишет, что «в то время западные саксы, которые в старину назывались гевиссеями, в царствование Кинегильса стяжали веру Христову благодаря проповеди епископа Бирина».
За 15 лет своих активных миссионерских трудов в Уэссексе Бирин крестил многих жителей королевства западных саксов. Святителю деятельно помогал обращенный им в веру король Кинегильс. Последний, по словам преподобного Беды Достопочтенного, был в «прекрасных отношениях со святым королем Освальдом, что было весьма угодно Богу».
Благодаря равноапостольным трудам святого Бирина христианство очень быстро распространилось не только в Уэссексе, но во многих других районах юга Англии. Среди церквей, в основании которых принимал участие святой апостол Уэссекса, и церковь Пресвятой Богородицы в Рединге (Беркшир), и церковь святой Елены в Абингдоне (Оксфордшир), а также ряд других церквей в Беркшире и Бакингемшире. Возможно, святитель основал приходскую церковь в Пэплоу в графстве Бакингемшир, где, по преданию, святой совершил массовое крещение местных саксов в пруду Бапсей.
Король Кинегильс правил Уэссексом 32 года. Он умер в 643 году, а через пять лет новый король западных саксов Кенвал пригласил святого Бирина основать и освятить новый значимый собор в Винчестере. Поскольку Винчестер был важным политическим центром, то со временем он стал и главным духовным центром королевства западных саксов. Так было положено основание епископской кафедре Уэссекса.
Как пишет преподобный Беда, святой Бирин, «построив и освятив множество храмов и многих приведя к Господу мирными трудами, отошел к Богу и был похоронен в том же городе Дорчестере». Святитель преставился 3 декабря 649 (по другим сведениям – 650) года в возрасте около 50 лет.
Сразу после преставления святителя от его мощей начали происходить чудеса. К мощам святого Бирина в Дорчестер стекались многочисленные паломники. Святителя с того времени начали почитать как апостола Уэссекса. Впоследствии, примерно в 690 году, святитель Хедда Винчестерский[2] перенес мощи святого Бирина в Винчестер. 4 сентября приблизительно 980 года святитель Этельвольд Винчестерский переложил нетленные мощи святого Бирина в новую раку из золота и серебра. С тех пор 4 сентября стало отмечаться как местный второй день памяти святого. Генрих Блуаский в 1150 году еще раз переложил мощи святителя Бирина в Винчестерском соборе в новую раку, в которой они хранились несколько столетий.
Церковь святой Елены в Абингдоне и река Темза |
Почитание святителя Бирина в Уэссексе фактически никогда не прекращалось. На протяжении веков в Винчестер стекались паломники, чтобы приложиться к его мощам, получить исцеление от недугов и исполнение молитвенных прошений. Интересно, что одновременно и в Винчестерском соборе, и в Дорчестерском монастыре утверждали, что мощи святителя хранятся именно у них. (Вероятно, церкви Винчестера и Дорчестера разделили мощи святого Бирина.) В средние века монахи Винчестера и каноники Дорчестера добились разрешения папы на совершение ежегодного крестного хода в память о святом Бирине.
Кроме свидетельств преподобного Беды Достопочтенного, о трудах святого Бирина рассказывает и его житие, а также проповеди конца XI и начала XII века, написанные Госцелином и другими авторами. Одним из самых ранних свидетельств об официальном почитании этого святого является винчестерский календарь конца IX века. В конце XVI столетия имя святого Бирина было также внесено в мартиролог Римской Церкви.
Святой Бирин на иконах изображен епископом. Есть изображения, представляющие, как святитель совершает таинство крещения над королем. Святитель до сих пор является святым покровителем графства Беркшир и города Дорчестер. В недавнее время святому Бирину была составлена православная служба на английском языке.
И сегодня места, связанные со святым Бирином, хранят память о нем. Это, прежде всего, древняя монастырская церковь святых Петра и Павла (первоначально – церковь во имя святых Петра, Павла и Бирина) в Дорчестере, а также дорчестерская католическая церковь, освященная во имя святителя Бирина. Эта церковь была построена в 1849 году, а ее прихожане ежегодно совершают паломничество от Черн-Кноба в Блюбери до Дорчестера. Паломничества православных и инославных христиан совершаются и в Абингдон, к церкви святой Елены, датируемой примерно 1100 годом. Эта церковь интересна еще и тем, что она имеет пять боковых приделов и является второй по ширине церковью во всей Англии. Очевидно, первую церковь на этом месте основал сам святой Бирин.
Во имя святого Бирина освящены и несколько англиканских церквей, например церкви в городе Редлинч графства Уилтшир и в деревне Беринфилд («поле Бирина») графства Оксфордшир, рядом с Дорчестером.
Очень отрадно, что в Дорчестер с каждым годом приезжает все больше и больше православных паломников. Этот совсем небольшой и красивый городок на берегу Темзы имеет очень давнюю историю, как и его удивительная монастырская средневековая церковь во имя первоверховных апостолов (многие саксонские церкви в Англии были освящены во имя святых Петра и Павла). Дорчестер-на-Темзе находится примерно в 9 милях от Оксфорда. В древности Дорчестер был известным кельтским торговым центром, затем – типично римским городом, а с приходом в эти края христианства стал прославленным христианским центром.
Вот что пишет о церкви Дорчестера Дэрри Брэббс, наш современник, изучающий английские церкви и монастыри:
«Признанный одним из старейших мест христианского служения за всю историю Англии, Дорчестер был некогда центром обширной саксонской епархии. Эту землю великому миссионеру и подвижнику святому Бирину Дорчестерскому пожаловал король Кинегильс Уэссексский. Августинское аббатство заменило существовавший ранее саксонский монастырь в 1140 году, и хотя большинство монастырских построек было разрушено во время роспуска монастырей и Реформации, церковь была выкуплена для использования церковной общиной богатым торговцем по имени Ричард Бофорест. От норманнской церкви сегодня сохранилась северная стена нефа, но дополнения более поздних периодов изменили первоначальный общий вид Дорчестерской монастырской церкви. Относящееся к XIV веку, периоду декоративного готического стиля, «окно Иессея» – весьма сложной конструкции: в прихотливом переплетении замысловатой резьбы по камню и витражей изображены Спаситель и Его предки по плоти до Иессея – отца святого царя Давида. Еще одной достопримечательностью Дорчестерской церкви аббатства является надгробие XIII века на могиле крестоносца-рыцаря сэра Джона Холкомба. Скульптура надгробия изображает рыцаря, склоненного вперед, с рукой на рукояти меча, словно в ожидании столкновения с невидимым врагом – возможно, с самой смертью».
Церковь Пресвятой Богородицы в Рединге |
Преемник короля Кинегильса король Кенвал Уэссекский, правивший с 643 по 674 год, пригласил Агильберта на кафедру Дорчестера. В течение последующих десяти лет, с 650 по 660 год, святой Агильберт был епископом Дорчестера и всего Уэссекса. Он был деятельным миссионером и просветителем жителей Уэссекса, став достойным преемником святого Бирина. Хотя Агильберт и стяжал славу ученого, мудрого и усердного епископа, однако он так и не смог освоить уэссексский диалект. Сами жители Уэссекса понимали франкский диалект, на котором говорил Агильберт, но считали его «варварским». Скорее всего, именно по этой причине король Кенвал примерно в 660 году разделил кафедру Дорчестера на две, основав новую епархию в Винчестере. При этом он даже не посоветовался со святителем Агильбертом. Епископом Винчестера Кенвал назначил Вине (он позднее был уличен в симонии).
Святитель Агильберт покинул Уэссекс. По некоторым сведениям, он на время переехал в Нортумбрию, где вскоре рукоположил святого Вилфрида в иерея, а в 663–664 годах участвовал в церковном соборе в городе Уитби. После этого Агильберт возвратился в Галлию. Здесь в городе Компьень он рукоположил святого Вилфрида в епископа.
Между 666 и 668 годами святой Агильберт стал епископом Парижским. Он оставался на этой кафедре, возможно, до конца своих дней. В 668–669 годы святого Агильберта посетил святитель Феодор, позднее ставший величайшим архиепископом Кентерберийским. Святой Агильберт рассказал Феодору о положении Английской Церкви, что было весьма для него полезным. В начале 670-х годов Кенвал предложил Агильберту вернуться на епископскую кафедру Винчестера, но святитель отказался, решив остаться до конца своих дней в Галлии. Он умер между 679 и 690 годами в глубокой старости и был похоронен в монастыре в Жуаре, где второй игуменьей была его родственница святая Агильберта, умершая в 680 году (день ее памяти – 10 октября). Рака святого Агильберта, датируемая VII веком, сохранилась в прекрасном состоянии. Она находится в Жуаре и по сей день.
А что же происходило в Уэссексе? Вскоре после того, как Агильберт покинул Уэссекс, Вине был изгнан из королевства. Он купил себе епископство в Лондоне, где служил до конца своих дней. Кафедра в Уэссексе вдовствовала в течение многих лет. Наконец король Кенвал понял, что народ, лишенный духовного окормления, может навеки лишиться Божиего благословения. По просьбе Кенвала святитель Агильберт отправил в Уэссекс из Галлии своего родственника Леутера, который стал епископом Винчестера.
Леутер, как пишет святой Беда, «много лет правил епископством западных саксов с тщанием и умеренностью, всегда советуясь с Синодом». После Леутера епископом Винчестера стал святитель Хедда, при котором начался расцвет церковной жизни в Уэссексе. После смерти святого Хедды в 705 году Винчестерская епархия была разделена на две части. Новым епископом Винчестера стал Даниил, а епископом новообразованной Шерборнской епархии стал святитель Альдгельм. В то самое время в Уэссексе набирало силу миссионерское движение. Величайшим миссионером, выходцем из Уэссекса, стал апостол Германских земель святой Бонифаций.