Гилберт Честертон |
Честертон и Льюис – миряне. Они не занимают никакого места в иерархии, не связаны корпоративной этикой, на них не лежит печать школьного, специального образования. Поэтому они специфически свободны. Там, где епископ и священник трижды оглянутся на мнение вышестоящих, на возможный общественный резонанс и прочее, эти двое говорят, что думают, подкупая слушателей простотой и смелой искренностью. Они говорят не в силу необходимости, не в силу обязательств, наложенных саном и положением в обществе, а в силу одной лишь веры и сердечной обеспокоенности. Невольно вспоминается наш отечественный «рыцарь веры», как называли его с уважением даже враги, а именно – Алексей Хомяков. Он боролся за Церковь не потому, что окончил академию, а потому, что жил в Церкви и Церковью. В области учения о Церкви никто из иерархов не был так свеж, как этот мирянин.
Клайв Льюис |
В отличие от них обоих митрополит Антоний не писатель и не профессор, не журналист и не полемист. Он – свидетель. Его слова – это всегда свидетельство о том, что, казалось бы, известно с детства. Но владыка митрополит умеет всегда дать известному ту глубину, на которую редко кто нырял. Прочувствованно, с большой силой достоверности, проистекающей из личного опыта и глубокой убежденности в правде произносимых слов, он всякий раз открывает слушателю Евангелие заново. Слово Божие в его устах никогда не сухо и никогда не скучно. Он не размахивает цитатами, словно дубиной, устрашая несогласных. Но он возливает слово, как елей; он врачует души от язв неверия, суетности, безответственности.
Все трое не родились христианами, но стали ими. Каждый из них способен на честный рассказ о своих сомнениях, о поиске Бога и обретении Его. Эта подкупающая честность способна прикоснуться к самой сердцевине современного человека, который боится традиции, для которого христианство «слишком отягчено» грузом минувших эпох. Изнутри традиции, не отвергая ее вовсе, скорее – утверждая, трое благовестников воскрешают чувство евангельской свежести. В их устах Новый Завет поистине Новый, а Евангелие – благая весть, и лучше не скажешь.
Любопытно, что, в отличие от Честертона и Льюиса, митрополит Антоний ничего не писал. Он действовал по-сократовски: спрашивая, отвечая, замолкая по временам и размышляя вслух перед лицом Бога и собеседников. Это потом его речи превращались в книги благодаря усилиям друзей и почитателей. Благо, он жил в эпоху средств аудиозаписи, и усилия скорописцев не требовались. Кстати, об эпохе. Технический прогресс, увеличение народонаселения, распавшаяся связь времен и общее смятение… Кто не ругал новейшую историю и духовную дикость современного людского муравейника?! «Железный век, железные сердца». Но эта эпоха все же позволяет тиражировать речи мудрых с помощью технических средств и доносить эти речи до тысяч и миллионов слушателей.
По-хорошему нужно, чтобы в каждом городе был свой митрополит Антоний, в каждом университете – свой Льюис и в каждой газете – свой Честертон. Но это – по-хорошему. А если по-плохому? А по-плохому люди такие являются редкостью, и была бы для многих непоправимой утратой та ситуация, при которой их слышало бы только ближайшее окружение. В средние века при неграмотности большинства паствы, при дороговизне книг и отсутствии массовых коммуникаций все зависело от возможности послушать мудрого человека вживую. Сегодня, удаленные друг от друга временем и расстояниями, мы можем назидаться благодатным словом при помощи книг и различных аудио- и видеозаписей. Все трое это понимали. Все трое в разное время и с разной интенсивностью выступали по радио с беседами, лекциями и проповедями. То есть они вполне современны, чтобы быть понятыми сегодняшним человеком, и вполне устремлены в вечность, чтобы не угождать минутному вкусу, но защищать истину или возвещать ее.
Митрополит Антоний Сурожский |
Нужны профессора, гораздо уютнее чувствующие себя в компании древних рукописей, нежели на автобусной остановке. Эти, зовя на помощь бесчисленный сонм живших ранее писателей и поэтов, способны представить взору людей, учившихся «чему-нибудь и как-нибудь», христианство как плодотворную силу, во всех эпохах зажигавшую сердца и дающую радость.
Нужны, наконец, епископы, способные говорить о Христе не сверху вниз, а лицом к лицу, не как учащие, а как независтно делящиеся истиной.
Эти трое нужны для общества, считающего себя образованным и умным; общества, даже несколько уставшего от своего всезнайства и, подобно Пилату, пожимая плечами, спрашивающего: «Что есть истина?» Для простых людей нужны простые проповедники. Но простота исчезает. На ее место приходит недоучившаяся спесь, всегда готовая спорить с Богом по причине недоученности. Приходит привычка произносить легкие слова о тяжелых темах и давать чужие, лично не выстраданные ответы на вечные вопросы. Вот им-то, людям, заразившимся метафизической несерьезностью, и полезно было бы за одним из жизненных поворотов повстречать кого-то из этих трех: Честертона, или Льюиса, или митрополита Антония. С другими фамилиями, конечно.
Могу предложить прочитать перевод ранее не переводившейся на русский язык работы К.С. Льюиса - "Сорвавшееся с языка".
Не волнуйтесь, материал короткий, - хотя краткость не делает его менее ёмким, интересным и пронзительным:
http://narnianews.ru/modules.php?name=Forums&file=viewtopic&t=1096
Далее Сергей Вы пишете-"...Следуя его логике можно притащить себе в квартиру чучело какого-нибудь будды, или шивы и спокойно молиться без зазрения совести - "настоящий" бог все-равно же услышит? То что Вы здесь написали,не является следствием логики митрополита Антония.Это просто Ваше неправильное понимание его слов.А зачем Православному христианину "тащить"(как Вы изволили выразиться)что-то в дом?Владыка Антоний имел здесь ввиду,как я писал ранее,людей ищущих.
"...Это что: пережитки восточных медитаций владыки Антония?..." Ну знаете-ли,это вообще хамство!Что Вы себе позволяете?Может Святые отцы учили хамству?Что-то не припомню!
С Вашего позволения я отвечу Вам на Ваши сообщения.
Далее.Вот Вы написали:"...Кроме имени митрополита, несущего революционные идеи модернизма в массы православных обывателей и ревнителей чистоты Церкви...".Какой пафос осуждения!Представляю себе такую картину. Сидит владыка Антоний и думает: "...как-бы это мне донести революционные идеи модернизма в массы православных обывателей и ревнителей чистоты Церкви...".До какого абсурда мы с Вами можем докатиться!
2)популярность в России которого ограничена именно узким кругом либерально настроенных верующих..."
1).Не оставил после себя книг? Простите-а это что? http://www.metropolit-anthony.orc.ru/izbran.htm Разве не книги?
2) Уважаемый Игорь! А откуда Вам это известно?Вы что-пророк,мыслящий в масштабах многомиллионной России ?Вы видите что в мыслях этих миллионов людей?Не слабо!!И Вам известен этот круг либералов?И что это вообще за формулировка-"либерально настроенные верующие"???Она по сути своей абсурдна!Кстати-Вы знаете что такое либерализм?Либерализм (фр. libйralisme) — философская, политическая и экономическая теория, а также идеология, которая исходит из положения о том, что индивидуальные свободы человека являются правовым базисом общества и экономического порядка.
смогли отличить следы офсета от просто белой бумаги ,
ещё не повод утверждать , что Вы что-то в них прочитали
Или поняли.
Если Серафим Саровский говорит из землянки , что цель - стяжание ,
то мы из тёплго кабинета ( библиотеки ) не факт , что стяжаем.
Сказано же - "извольте кожей с прокажённым поменяться ,
тогда вам вмениться любовь"
а не 10 евро раздать в сандей
Я лично свою кожу люблю больше всего на свете ,прав Андрей Ткачёв
И то , с какой злобой вы на него нападаете лишний раз подтверждает првоту его .
Это не похвала о.Андрею , знаем что между осуждением и похвалой - знак равенства
Нам бы Бога научиться хвалить и бояться , откроются
не только тексты
Простите . Сорвалось .
Кажется, тут сказано все и добавить нечего.
Анатолию от sertify
В контексте данной статьи, то что Вы пишете в комментарии от 2010.10.01, не значит ли что Вы Даёте его с позиции того кто уже не только ОБОЖЕН, но и испытал ИСТИННОЕ ЕДИНЕНИЕ СО ХРИСТОМ !?
Ведь это же комментарии на статью протоиерея Андрея с как бы заданными им смыслами некоторых так сказать явлений. То есть в случае Владыки Антония -что испытал тем и лечи.
Со словами Вами приведёнными не хочется спорить, но вот это как раз и называется в статье размахиванием цитатой словно дубиной! Вы может думаете что эти слова трудно выучить и "бомбить"? С позиции сверху вниз. А как найти того кто произнёс бы их из личного ОПЫТА ? (И по какому поводу Он бы это сделал?) Конечно хотелось бы поговорить с Ним! . Я лично- читал, что так примерно поступил Серафим Саровский и Бог показал его служке Мотовилову Кем на самом деле является старец. (Видение солнца).
Но заявить что нам надо побольше таких вот старцев — по моему как то даже...
Что-то типа прагматического запроса о на самом- то деле удивительной Божией милости.
Протоиерей Андрей ТАКИХ запросов не делает.
И митр. Антоний - не исключение. Чтобы критиковать, надо как минимум знать обстоятельства его жизни, его прихода к вере. И в конце концов, надо брать его учение целиком, а не выбирать "сомнительные" (в кавычках) цитаты из его обширных статей, где они могут иметь совершенно другой контекст.
Кстати, от выдернутых цитат и рождались многие ереси. Но виноваты ли цитаты?
Спаси Вас Господи
Но слава Богу за то, что Он расставил все на свои места в Сурожской епархии и Лондонском храме в частности.
Прошу прощения и ваших молитв,
нед Ольга
Приведу слова о.Иоанна Крестьянкина:"Познай дух времени, изучи его, чтобы по возможности избежать его влияния». Вот поэтому достал аудиозапись проповедей Антония Сурожского, книгу "Человек перед Богом".Изучаю, чтобы избежать.
Так в моей библиотеке появилась книга святителя "О покаянии, причащении Святых Христовых Тайн и исправлении жизни".Мысли святителя современны как никогда.
Антоний Сурожский. Бог под вопросом
Я понимаю, о чем вы говорите. Это была в точности моя реакция на интервью митрополита Антония об абортах. Это была его точка зрения. Нам с вами судить трудно, можно судить матери подобного ребенка, хотя убийство есть убийство и все живое, лишенное жизни насильственным образом подвергается настоящему убийству, как бы нам ни было удобно это называть. Однако, ошибались даже святые. Человек находится в поиске ответов всю свою жизнь, он ошибается и прозревает каждую секунду и Господь не казнит и не осуждает такого человека, искренне ищущего истину. И мы тоже не должны осуждать.
С любовью о Господе и Пресвятой Богородице,
нед. Ольга
Отражает самую суть сегодняшних духовных недугов, порожденных гордостью - "недоучившаяся спесь"!
Простоты нам уже не обрести, если ее нет, поэтому и остается подобным мне "спесивым" грешникам спасаться терпением болезней и скорбей. И постоянно молить Бога о милости, конечно.
Я могу полностью подтвердить ваши слова о проповедях митрополита Антония Блума. Здесь, в Лондоне он оставил неизгладимое впечатление своими проповедями и каждое его слово имело такой вес именно потому, что исходило их его личного опыта.
Спаси Вас Господи за статью.
С любовью о Господе и Пресвятой Богородице,
нед. Ольга
Можно не соглашаться с многими положениями произведений, суждений этих трех мыслителей, не побоюсь этого слова. Но что читать их необходимо - это факт. Они современны и своевременны. Их мысль доходит до сознания. Совершенство ближе к Богу, чем полуобразованность. Оно поднимает нас, а поднявшись мы уже можем дальше спорить - нужен или не нужен экуменизм и т.д.. Об этом могли бы и поспорить и вышеуказанные трое. Поэтому так они нам необходимы.
Но, думаю, нам не о чем тревожиться.Будет следить за собой.Вот только что делать, когда отменят частную исповедь и церковнославянский язык?Ведь этого хотел Сам Шмеман.
Что можно добавить к вашим отрывкам?Митрополит Антоний принимал участие в работе Syndesmos, «Всемирного братства православной молодежи» – модернистской и экуменической молодежной организации.Наряду с о. Иоанн Мейендорфом, о. Александром Шмеманом.Кстати, взял сегодня с полки "Дневник" Шмемана и зачитал отрывок из нее женщине ответственной за работу библиотеке.О "тупом "русском православии".Женщина набожная и очень хорошая была заметна потрясена цитатами.
Подписывать СМЕРТНЫЙ ПРИГОВОР НЕРОЖДЕННЫМ ДЕТЯМ с аномалиями во внутриутробном развитии! И эти книги продаются большими тиражами.
А если внимательно прочитать другие труды?
Человек не без греха! Но ЭТО - слишком!
Не дай, Господи, чтобы "в каждом городе был свой митрополит Антоний"!
Ссылки на православный разбор трудов митрополита:
http://karelin-r.ru/diskuss/35/1.html ;
http://antimodern.wordpress.com/2009/03/11/anthony_sourozh/