Честертон, Льюис, митрополит Антоний

Миссионерские записки

Гилберт Честертон
Гилберт Честертон
Кем-то было удачно подмечено, что в XX веке среди всех проповедников Евангелия в Великобритании (а их там в это время было немало) лишь голоса трех людей были расслышаны и глубоко приняты. Эти проповедники – Гилберт Честертон, Клайв Льюис и митрополит Антоний (Блюм). Стоит присмотреться к этим трем «последним из могикан», поскольку именно в трудах, подобных тем, что понесли они, нуждается любое общество, сохраняющее свою связь с Христом и Церковью.

Честертон и Льюис – миряне. Они не занимают никакого места в иерархии, не связаны корпоративной этикой, на них не лежит печать школьного, специального образования. Поэтому они специфически свободны. Там, где епископ и священник трижды оглянутся на мнение вышестоящих, на возможный общественный резонанс и прочее, эти двое говорят, что думают, подкупая слушателей простотой и смелой искренностью. Они говорят не в силу необходимости, не в силу обязательств, наложенных саном и положением в обществе, а в силу одной лишь веры и сердечной обеспокоенности. Невольно вспоминается наш отечественный «рыцарь веры», как называли его с уважением даже враги, а именно – Алексей Хомяков. Он боролся за Церковь не потому, что окончил академию, а потому, что жил в Церкви и Церковью. В области учения о Церкви никто из иерархов не был так свеж, как этот мирянин.

Клайв Льюис
Клайв Льюис
Впрочем, Хомяков, хотя и поэт, но в богословии был именно богословом, а отнюдь не богословствующим сочинителем. Он писал не статьи или очерки, а большие серьезные труды. Честертон же и Льюис богословами были вряд ли. Каждый из них начинал как поэт. Но известность они приобрели: один – как журналист, эссеист и критик; второй – как писатель и истолкователь христианских основ, некий катехизатор с академическими знаниями.

В отличие от них обоих митрополит Антоний не писатель и не профессор, не журналист и не полемист. Он – свидетель. Его слова – это всегда свидетельство о том, что, казалось бы, известно с детства. Но владыка митрополит умеет всегда дать известному ту глубину, на которую редко кто нырял. Прочувствованно, с большой силой достоверности, проистекающей из личного опыта и глубокой убежденности в правде произносимых слов, он всякий раз открывает слушателю Евангелие заново. Слово Божие в его устах никогда не сухо и никогда не скучно. Он не размахивает цитатами, словно дубиной, устрашая несогласных. Но он возливает слово, как елей; он врачует души от язв неверия, суетности, безответственности.

Все трое не родились христианами, но стали ими. Каждый из них способен на честный рассказ о своих сомнениях, о поиске Бога и обретении Его. Эта подкупающая честность способна прикоснуться к самой сердцевине современного человека, который боится традиции, для которого христианство «слишком отягчено» грузом минувших эпох. Изнутри традиции, не отвергая ее вовсе, скорее – утверждая, трое благовестников воскрешают чувство евангельской свежести. В их устах Новый Завет поистине Новый, а Евангелие – благая весть, и лучше не скажешь.

Любопытно, что, в отличие от Честертона и Льюиса, митрополит Антоний ничего не писал. Он действовал по-сократовски: спрашивая, отвечая, замолкая по временам и размышляя вслух перед лицом Бога и собеседников. Это потом его речи превращались в книги благодаря усилиям друзей и почитателей. Благо, он жил в эпоху средств аудиозаписи, и усилия скорописцев не требовались. Кстати, об эпохе. Технический прогресс, увеличение народонаселения, распавшаяся связь времен и общее смятение… Кто не ругал новейшую историю и духовную дикость современного людского муравейника?! «Железный век, железные сердца». Но эта эпоха все же позволяет тиражировать речи мудрых с помощью технических средств и доносить эти речи до тысяч и миллионов слушателей.

По-хорошему нужно, чтобы в каждом городе был свой митрополит Антоний, в каждом университете – свой Льюис и в каждой газете – свой Честертон. Но это – по-хорошему. А если по-плохому? А по-плохому люди такие являются редкостью, и была бы для многих непоправимой утратой та ситуация, при которой их слышало бы только ближайшее окружение. В средние века при неграмотности большинства паствы, при дороговизне книг и отсутствии массовых коммуникаций все зависело от возможности послушать мудрого человека вживую. Сегодня, удаленные друг от друга временем и расстояниями, мы можем назидаться благодатным словом при помощи книг и различных аудио- и видеозаписей. Все трое это понимали. Все трое в разное время и с разной интенсивностью выступали по радио с беседами, лекциями и проповедями. То есть они вполне современны, чтобы быть понятыми сегодняшним человеком, и вполне устремлены в вечность, чтобы не угождать минутному вкусу, но защищать истину или возвещать ее.

Митрополит Антоний Сурожский
Митрополит Антоний Сурожский
Нам нужны эти трое, конечно же, с другими фамилиями. Нужны фехтовальщики, подобные Честертону, готовые извлечь из ножен отточенную шпагу неоспоримых аргументов и принудить к сдаче любого скептика или недобросовестного критика, хулящего то, чего не знает. Этот формат наиболее подходит для всех видов журналистики.

Нужны профессора, гораздо уютнее чувствующие себя в компании древних рукописей, нежели на автобусной остановке. Эти, зовя на помощь бесчисленный сонм живших ранее писателей и поэтов, способны представить взору людей, учившихся «чему-нибудь и как-нибудь», христианство как плодотворную силу, во всех эпохах зажигавшую сердца и дающую радость.

Нужны, наконец, епископы, способные говорить о Христе не сверху вниз, а лицом к лицу, не как учащие, а как независтно делящиеся истиной.

Эти трое нужны для общества, считающего себя образованным и умным; общества, даже несколько уставшего от своего всезнайства и, подобно Пилату, пожимая плечами, спрашивающего: «Что есть истина?» Для простых людей нужны простые проповедники. Но простота исчезает. На ее место приходит недоучившаяся спесь, всегда готовая спорить с Богом по причине недоученности. Приходит привычка произносить легкие слова о тяжелых темах и давать чужие, лично не выстраданные ответы на вечные вопросы. Вот им-то, людям, заразившимся метафизической несерьезностью, и полезно было бы за одним из жизненных поворотов повстречать кого-то из этих трех: Честертона, или Льюиса, или митрополита Антония. С другими фамилиями, конечно.

Протоиерей Андрей Ткачев

29 сентября 2010 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Сокол 8 мая 2011, 04:13
Интересная статья, спасибо!
Могу предложить прочитать перевод ранее не переводившейся на русский язык работы К.С. Льюиса - "Сорвавшееся с языка".
Не волнуйтесь, материал короткий, - хотя краткость не делает его менее ёмким, интересным и пронзительным:
http://narnianews.ru/modules.php?name=Forums&file=viewtopic&t=1096
Екатерина 8 февраля 2011, 10:13
так кто такие адвентисы 7-го дня?
Сергей. Александру17 января 2011, 15:53
"В предыдущих сообщениях я писал о том был адвентистом 7 дня.Но до этого мне приходилось быть и буддистом и кришнаитом и рериховцем.Я очень увлекался восточной мистикой"... Может Ваши скитания еще не окончены? А про хамство относительно "восточных медитаций владыки Антония" Вы меня вообще насмешили - владыка никогда не скрывал, что более 20ти лет занимался восточными мистиками и они очень ему помогли в духовном становлении. А святыми отцами (Феофаном Затворником, например) прикрываться не стоит - вы их не знаете. А что владыка был "конкретным" восточным мистиком, то прочитайте еще раз его "шедевр" школа молитвы.
Сергей17 января 2011, 13:18
Повторяю свой пост: "...Кому бы человек не молился, на самом деле он молится Тому единственному Богу, Который существует. Вы можете поставить перед собой идола, но если Вы молитесь Богу, за пределами идола Вас слышит Тот, Который есть, а не тот, которого нет. БОГ - НЕ КОНФЕССИОНАЛЕН. ОН НЕ ПРИНАДЛЕЖИТ ОПРЕДЕЛЕННОЙ РЕЛИГИИ..." Так кто в состоянии АДЕКВАТНО ответить на это утверждение владыки Антония. Именно адекватно, а не лить воду? Все вокруг, да около... Словоблудие какое-то. Попытки как-то обелить ядовитые перлы владыки были, но открыто признать, что здесь владыка НЕ ПРАВ, не произошло. Так кто же ответит на этот словесный суррогат вл. Антония? И это не простой вопрос, это вопрос нашего спасения. Я все чаще встречаю сейчас людей (беру только "глубоко воцерковленных), которые говорят о любви, о всепрощении Божием, о том, что все инославные в конце концов спасутся... Тогда, как же слова Христа: "Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня".(Иоан.14:6)"Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет".(Мар.16:15,16) Господа "блюмовцы", вы ЕВАНГЕЛИЕ читаете? Хотя что Вас спрашивать, это бесполезно. Вы уже сделали свой выбор - владыка Антоний вам ближе и роднее. Но Господь предсказал о последних временах: сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. "Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?"(Лук.18:8)
Александр25 ноября 2010, 13:37
Так вот.Именно о таких людях,увлекающимися восточными религиями, митрополит Антоний здесь и пишет(я имею ввиду его слова:"...Человек может ошибаться умственно, но молиться истинно, это разные вещи...")Ну у меня во -всяком случае есть такой опыт.Я не призываю всех идти таким путем.Он опасен.Но здесь владыка Антоний имеет виду то,чтобы мы не спешили осуждать людей идущих таким путем и не вешали на них ярлык.
Далее Сергей Вы пишете-"...Следуя его логике можно притащить себе в квартиру чучело какого-нибудь будды, или шивы и спокойно молиться без зазрения совести - "настоящий" бог все-равно же услышит? То что Вы здесь написали,не является следствием логики митрополита Антония.Это просто Ваше неправильное понимание его слов.А зачем Православному христианину "тащить"(как Вы изволили выразиться)что-то в дом?Владыка Антоний имел здесь ввиду,как я писал ранее,людей ищущих.
Александр25 ноября 2010, 13:23
Одним из них был например Святитель Феофан Затворник и его труд "Путь ко спасению",который меня просто потряс своей глубиной!С работами митрополита Антония я познакомился много позднее ,но до этого знакомства тоже встречаясь с такими мнениями,как Ваше, про себя его поругивал(при этом не читая его).Прочитав его книгу "Человек перед Богом" я тоже был потрясен глубиной его мысли!После этого, при очередном знакомстве с каким-либо протестантом я предлагал ему книги митрополита Антония.Одна баптистка мне даже когда-то сказала,что не ожидала от Православного автора такой глубины мысли и искренности!После этого с уважением начала относиться к Православию.Кто знает-может и станет она Православной христианкой с течением времени.А значит эффект от книг митрополита Антония уже есть!
Александр25 ноября 2010, 13:17
В предыдущих сообщениях я писал о том был адвентистом 7 дня.Но до этого мне приходилось быть и буддистом и кришнаитом и рериховцем.Я очень увлекался восточной мистикой.Приходилось мне молиться и перед изображением Кришны и читать мантры перед изваянием(фактически идолом) Будды(хотя я знал,что существует Православная Церковь и относился к Ней с уважением-но ничего о Ней не знал).Я верил в Единого Бога,но считал тогда,что Он проявляет Себя через разные религии и духовные практики. И молился я во время этих "духовных" практик именно Единому Богу.Именно Его я просил открыться мне.Указать мне истинный Путь! И Господь не испепелил меня во время моей молитвы перед изображением Кришны!А дал мне встречи с Православными людьми и с творениями Святых отцов!
Александр25 ноября 2010, 12:50
Теперь я хотел-бы ответить Сергею.Вот Вы здесь процитировали митрополита Антония:"...Но кому бы человек не молился, на самом деле он молится Тому единственному Богу, Который существует. Вы можете поставить перед собой идола, но если Вы молитесь Богу, за пределами идола Вас слышит Тот, Который есть, а не тот, которого нет. БОГ - НЕ КОНФЕССИОНАЛЕН. ОН НЕ ПРИНАДЛЕЖИТ ОПРЕДЕЛЕННОЙ РЕЛИГИИ, определенной группе..."("Человек перед Богом").Процитировали-и быстренько осудили!А чего стоит эта Ваша цитата?:
"...Это что: пережитки восточных медитаций владыки Антония?..." Ну знаете-ли,это вообще хамство!Что Вы себе позволяете?Может Святые отцы учили хамству?Что-то не припомню!
С Вашего позволения я отвечу Вам на Ваши сообщения.
Александр.25 ноября 2010, 03:05
Споры о трудах митрополита Антония вызваны не тем,что они противоречивы сами по себе, а тем что люди,читающие их,не всегда понимают его стиль проповеди.Он обращается к современному человеку.Неужели это не понятно?Вы пишете:"...И почему новообращенному обязательно надо присутствие "современности".Если я не ошибаюсь, Православие учит о вещах вечных и неизменных..."Да,Православие действительно говорит о вечных истинах,но если-бы ,например, Святитель Николай Японский не изучил перед началом проповеди Православия в Японии мышление японцев и не начал говорить с ними категориями этого мышления,то вряд-ли бы у него что-то получилось.Митрополит Антоний делал тоже самое.Так что не спешите со своими суждениями выходить на "проповедь" и "обличать" "неразумных" митрополитов.=)
Александр.25 ноября 2010, 03:04
Но есть -ли в его трудах эти "революционные" идеи?Посмотрим.Модернизм (итал. modernismo — «современное течение»; от лат. modernus — «современный, недавний») — направление в искусстве и литературе XX века, характеризующееся разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества.Но митрополит Антоний постоянно ссылается на святых отцов.У него нет этого разрыва с опытом святых отцов Православия!!И что это за формулировка-"массы Православных обывателей"?Это еще кто такие? Простые прихожане наших Храмов?Но они не так уж и глупы.И прочитав книги митрополита Антония будут читать и святых отцов Церкви.И кто эти ревнители чистоты Церкви,о которых Вы написали? Может Вы? Но ревнитель чистоты Церкви должен очень хорошо знать учение Церкви и историю проповеди Евнгелия на протяжении 2-х тысячелетий. Каким образом святые отцы эту проповедь вели?Какие существуют формы проповеди?Нужно знать такие термины как ересь,теологумен и частное богословское мнение.И так далее.
Александр.25 ноября 2010, 03:02
Что касается его книг,то как бывший протестант(адвентист 7-го дня) могу засвидетельствовать о том,что книги митрополита Антония Сурожского имеют огромное влияние на протестантов! Я лично знаю массу представителей разных конфессий перешедших в Православие,которые после книг митрополита Антония перешли к чтению например Свт.Феофана Затворника ,свт.Игнатия Брянчанинова и других отцов Церкви!Вы можете сказать о себе ,что добились такого-же эффекта своей деятельностью в Церкви?Сомневаюсь!Выйдите сначала на уровень митрополита Антония а потом судите о плодах его деятельности.
Далее.Вот Вы написали:"...Кроме имени митрополита, несущего революционные идеи модернизма в массы православных обывателей и ревнителей чистоты Церкви...".Какой пафос осуждения!Представляю себе такую картину. Сидит владыка Антоний и думает: "...как-бы это мне донести революционные идеи модернизма в массы православных обывателей и ревнителей чистоты Церкви...".До какого абсурда мы с Вами можем докатиться!
Александр.25 ноября 2010, 03:01
Идеалом либерализма является общество со свободой действий для каждого, свободным обменом политически значимой информацией, ограничением власти государства и Церкви(!!!)(митрополит Антоний наверное к этому постоянно призывал в своих проповедях-правда?), верховенством права, частной собственностью и свободой частного предпринимательства. Либерализм отверг многие положения, бывшие основой предшествующих теорий государства, такие как Божественное право монархов на власть и роль религии как единственного источника познания. Так что верующий Православный христианин никак не может быть либералом.Если,конечно, следовать точному определению того,что есть либерализм .
Александр.25 ноября 2010, 03:00
1)"...И возьмем личность митрополита Антония Сурожского, который книг после себя не оставил никаких и
2)популярность в России которого ограничена именно узким кругом либерально настроенных верующих..."
1).Не оставил после себя книг? Простите-а это что? http://www.metropolit-anthony.orc.ru/izbran.htm Разве не книги?
2) Уважаемый Игорь! А откуда Вам это известно?Вы что-пророк,мыслящий в масштабах многомиллионной России ?Вы видите что в мыслях этих миллионов людей?Не слабо!!И Вам известен этот круг либералов?И что это вообще за формулировка-"либерально настроенные верующие"???Она по сути своей абсурдна!Кстати-Вы знаете что такое либерализм?Либерализм (фр. libйralisme) — философская, политическая и экономическая теория, а также идеология, которая исходит из положения о том, что индивидуальные свободы человека являются правовым базисом общества и экономического порядка.
студент 8 ноября 2010, 02:27
Игорь , то что Вы на страницах перечисленных книг
смогли отличить следы офсета от просто белой бумаги ,
ещё не повод утверждать , что Вы что-то в них прочитали
Или поняли.
Если Серафим Саровский говорит из землянки , что цель - стяжание ,
то мы из тёплго кабинета ( библиотеки ) не факт , что стяжаем.
Сказано же - "извольте кожей с прокажённым поменяться ,
тогда вам вмениться любовь"
а не 10 евро раздать в сандей
Я лично свою кожу люблю больше всего на свете ,прав Андрей Ткачёв
И то , с какой злобой вы на него нападаете лишний раз подтверждает првоту его .
Это не похвала о.Андрею , знаем что между осуждением и похвалой - знак равенства
Нам бы Бога научиться хвалить и бояться , откроются
не только тексты
Простите . Сорвалось .
Александр25 октября 2010, 15:18
Дорогие братья и сестры! Не собираюсь канонизировать уважаемого мной владыку Антония, но, простите меня, ваши выдернутые из контекста цитаты и транслируемые чужие мнения говорят о том, что вы либо мало, либо совершенно не знакомы с его наследием. В его трудах, по-крайней мере тех, которые доступны, пылает огонь любви ко Христу. Благодаря ему я открыл для себя и Феофана Затворника, и Тихона Задонского, и, самое главное - Евангелие. Никто из тех, кто познакомился с Христианством благодаря владыке, не завис на нем и не ушел из Церкви. Напротив, он в немалой степени повлиял на приход в лоно церковное огромного числа людей. Это само по себе дорогого стоит. Митрополит Антоний ведь не вел людей к себе, не загораживал собой Свет Истины. А то, что где-то может и ошибался - ну, есть у нас Святые Отцы, которых читают только от сих и до сих. Тот, кто усвоил молоко, укрепив зубы может приступить уже и к твердой пище. Впрочем, Православие тем и прекрасно, что богато. Каждый на определенном этапе развития может выбрать близкого по сердцу духовного наставника. Спаси вас всех Господь!
ссаша10 октября 2010, 18:18
Спасибо большое
Анастасия 8 октября 2010, 23:27
Спаси Христос, замечательная статья!
Кажется, тут сказано все и добавить нечего.
sertify 3 октября 2010, 22:30
из текста .... митрополит Антоний ... Он Свидетель...Прочувствованно, с большой силой достоверности, проистекающей из личного опыта ...
Анатолию от sertify
В контексте данной статьи, то что Вы пишете в комментарии от 2010.10.01, не значит ли что Вы Даёте его с позиции того кто уже не только ОБОЖЕН, но и испытал ИСТИННОЕ ЕДИНЕНИЕ СО ХРИСТОМ !?
Ведь это же комментарии на статью протоиерея Андрея с как бы заданными им смыслами некоторых так сказать явлений. То есть в случае Владыки Антония -что испытал тем и лечи.
Со словами Вами приведёнными не хочется спорить, но вот это как раз и называется в статье размахиванием цитатой словно дубиной! Вы может думаете что эти слова трудно выучить и "бомбить"? С позиции сверху вниз. А как найти того кто произнёс бы их из личного ОПЫТА ? (И по какому поводу Он бы это сделал?) Конечно хотелось бы поговорить с Ним! . Я лично- читал, что так примерно поступил Серафим Саровский и Бог показал его служке Мотовилову Кем на самом деле является старец. (Видение солнца).
Но заявить что нам надо побольше таких вот старцев — по моему как то даже...
Что-то типа прагматического запроса о на самом- то деле удивительной Божией милости.
Протоиерей Андрей ТАКИХ запросов не делает.
Иван 3 октября 2010, 19:46
Хотелось бы заметить, что три личности, вынесенные о. Андреем в заголовок, могли бы предъявить критикам свой ЛИЧНЫЙ духовный опыт и свой путь к Богу.
И митр. Антоний - не исключение. Чтобы критиковать, надо как минимум знать обстоятельства его жизни, его прихода к вере. И в конце концов, надо брать его учение целиком, а не выбирать "сомнительные" (в кавычках) цитаты из его обширных статей, где они могут иметь совершенно другой контекст.
Кстати, от выдернутых цитат и рождались многие ереси. Но виноваты ли цитаты?
Максим 2 октября 2010, 17:48
А так уж ли мало?
Valera65 2 октября 2010, 12:55
Да, согласен с Анатолием. Антоний Сурожский важен для ПРОБУЖДЕНИЯ, без которого невозможно ВОЗРОЖДЕНИЕ. Вот поэтому он так важен. Неужели Вы думаете, что новоначальный сможет сразу, без ходунков, приступить к чтению святых отцов? Может, но не каждый, я сказал бы, единицы. А на понятном языке разговор начинать надо современникам, популяризаторам Православия. Последних, как Личностей, мало. Почему?
O E Wells 1 октября 2010, 13:35
Я согласна с каждым Вашим словом, дорогой Анатолий.
Спаси Вас Господи
Анатолий 1 октября 2010, 02:32
Дорогая Ольга, и я благодарю Вас за Ваш комментарий, и за попытку защитить митрополита Антония. Простите и меня грешного за мои высказывания, возможно обидные для многих почитателей Владыки. Понимаю, что для людей не верующих или мало верующих, встреча с Владыкой Антонием было переворотом мировоззрения, ПРОБУЖДЕНИЕМ, источником живой воды для жаждущего Сердца… Но пробуждение от духовной спячки еще не достаточно для СПАСЕНИЯ. Недостаточно и нравственного исправления. Необходимо ИСТИННОЕ ЕДИНЕНИЕ СО ХРИСТОМ! Необходимо ОБОЖЕНИЕ! А это возможно только в Истинной Церкви, хранящей Божественное Предание не поврежденным! Существует таинственная взаимосвязь между беззаконием и грехом! Ересь неизбежно ведет к Богоборчеству и к греху ! И наоборот грех отдаляет нас от Благочестия! Он мешает нам приближаться к ИСТИНЕ, т.е. к Богу! Существует также и дивная взаимосвязь между Святостью и Благочестием! … Как вы думаете, почему во Всемирном Совете Церквей (ВСЦ) стали благосклонно относиться к гомосексуалистам? Ответ очевиден! Там где нет Благочестия, там процветает грех! А мы знаем, что победа над смертью – это победа над грехом! Вот почему так опасно всякое отступление от ИСТИНЫ. А Истину Церковь не ищет! Она Ее хранит!
O E Wells30 сентября 2010, 21:32
Дорогие Сергей, Анатолий, Елена! Спаси Вас Господи за ревность о чистоте нашей церкви, которую по Oбетованию "врата адовы не одолеют"! Хочу только пояснить, что Владыко Антоний жил и проповедовал в очень особенной среде, чем и вызваны приведенные вами изречения. Находясь посреди новейшего язычества, в котором быть Христианином или просто неатеистом ПОСТЫДНО ( я говорю о современном британском обществе ), владыко пытался апеллировать понятными его "трудной" пастве языком. Как апостол Павел был "всем для всех", то есть для того чтобы приобрести души Христу, сам опускался в непроглядную тьму современных ему человеческих заблуждений, так и митрополит приобретал Христу души, говоря понятным им языком. Однако, он (владыко Антоний )был очень особенным человеком и основывать на нем местную церковь по моему крайнему разумению категорически нельзя!
Но слава Богу за то, что Он расставил все на свои места в Сурожской епархии и Лондонском храме в частности.
Прошу прощения и ваших молитв,
нед Ольга
Игорь 30 сентября 2010, 19:46
Мы говорим о личности и ее роли в Церкви.Возьмем личность Иоанна Кроншдатского, книга которого "Моя жизнь во Христе" пользовалась невероятной популярностью в Англии.И возьмем личность митрополита Антония Сурожского, который книг после себя не оставил никаких и популярность в России которого ограничена именно узким кругом либерально настроенных верующих.Первый - безупречен и не вызывает ни споров, ни раздражения, также как творения Игнатия Брянчанинова, Петра Могилы, Амвросия Оптинского и многих многих других.У второго же встречаются вещи, которые не просто спорные, но вызывают отторжение и холод, вещи, которые противны самой Православной Вере.Почему бы сначала не изучить святоотеческое писание?Ведь ценность его непреходяща. Благодаря "ПРАВОСЛАВИЕ.RU " познакомился с трудами святителя Николая (Велимировича).Он современник Антония Сурожского.Но какая красота мысли!И какая великая сила кроется в каждом слове святителя!И никаких споров, никаких противоречий.
Приведу слова о.Иоанна Крестьянкина:"Познай дух времени, изучи его, чтобы по возможности избежать его влияния». Вот поэтому достал аудиозапись проповедей Антония Сурожского, книгу "Человек перед Богом".Изучаю, чтобы избежать.
Игорь 30 сентября 2010, 19:44
Можно ли рассматривать личность отдельно от духовного наследия оставленного после себя личностью?Можно ли сказать, что нам нужна личность и в то же время не учитывать воздействия личности на ход истории?На развитие или наоборот оканчание тех или иных процессов происходящих в Церкви и обществе?А труды Шмемана, Мейндорфа или Антония Сурожского - авангард "православного модернизма".Светлые или темные это личности судить не будем.Но они вызывают споры, радражение и неприятие.Именно поэтому вспоминая об Антоние Сурожском, нельзя не сказать и о его взглядах на развитие Церкви, о том сторонником чего он был.Личность безусловно большая, но более ли важная чем Феофан Затворник?И почему новообращенному обязательно надо присутствие "современности".Если я не ошибаюсь, Православие учит о вещах вечных и неизменных.То о чем писал Василий Великий актуально и сейчас.Я постоянно ношу с собой книгу о.Иоанна Крестьянкина, нашего с вами современника.Он советует читать святителя Феофана Затворника, и далее пишет: "...внимайте прочитанному, и козни вражии не посмеют коснуться вас, следующих его советам".Я еще ни от кого не слышал слов:"Читайте Антония Сурожского и козни вражии не посмеют коснуться вас".
Так в моей библиотеке появилась книга святителя "О покаянии, причащении Святых Христовых Тайн и исправлении жизни".Мысли святителя современны как никогда.
skovalets30 сентября 2010, 17:31
Я хотел сказать вам о том, как разнообразно мы бываем поставлены под вопрос и сами ставим вопрошание. О разных аспектах этого вопрошания можно сказать еще многое, но я хотел бы оставить вас с этой проблемой, оставить вас с рядом проблем, чтобы вы над ними задумались, так чтобы мы когда-нибудь перестали быть детьми по разуму, оставаясь детьми по сердцу. Может быть, тогда настанет христианское обновление, подлинное обновление, обновление, которое достигнет измерения интеллектуальной новизны, которое было свойственно первым векам, вырастет в меру этих людей, которые сумели думать и имели мужество думать, имели мужество все поставить под вопрос: в первую очередь себя, своих богов, все. Они нашли и проповедали, возвестили истины — истины, пленниками которых мы стали, тогда как эти истины должны бы быть для нас — открытые окна, открытые двери, должны помогать нам прозреть и видеть, а не оставаться пленниками чужих мыслей и чужого опыта, жить заимствованным вместо того, чтобы просто жить.
Антоний Сурожский. Бог под вопросом
Мариника30 сентября 2010, 17:21
О человеке судят по плодам трудов его. Скольких людей привёл к Богу (и продолжает приводить через свои книги)митрополит Антоний Сурожский. И скольких людей отталкивают от Бога ревнители "православного понимания" Символа веры и т.д. Для них Антоний Сурожский виноват лишь в том, что за словами Символа веры он видит ещё более глубокий его СМЫСЛ. И умеет это сформулировать. Люди-то все разные. Кто-то после воскресной Литургии журнал "Мурзилку" читает. А кто-то после воскресной Литургии в Консерваторию спешит, в Планетарий и т.д.
O E Wells30 сентября 2010, 14:43
Елене.

Я понимаю, о чем вы говорите. Это была в точности моя реакция на интервью митрополита Антония об абортах. Это была его точка зрения. Нам с вами судить трудно, можно судить матери подобного ребенка, хотя убийство есть убийство и все живое, лишенное жизни насильственным образом подвергается настоящему убийству, как бы нам ни было удобно это называть. Однако, ошибались даже святые. Человек находится в поиске ответов всю свою жизнь, он ошибается и прозревает каждую секунду и Господь не казнит и не осуждает такого человека, искренне ищущего истину. И мы тоже не должны осуждать.

С любовью о Господе и Пресвятой Богородице,
нед. Ольга
O E Wells30 сентября 2010, 14:34
Гениальная статья, уважаемый протоиерей Андрей!
Отражает самую суть сегодняшних духовных недугов, порожденных гордостью - "недоучившаяся спесь"!
Простоты нам уже не обрести, если ее нет, поэтому и остается подобным мне "спесивым" грешникам спасаться терпением болезней и скорбей. И постоянно молить Бога о милости, конечно.
Я могу полностью подтвердить ваши слова о проповедях митрополита Антония Блума. Здесь, в Лондоне он оставил неизгладимое впечатление своими проповедями и каждое его слово имело такой вес именно потому, что исходило их его личного опыта.

Спаси Вас Господи за статью.
С любовью о Господе и Пресвятой Богородице,
нед. Ольга
Valera6530 сентября 2010, 08:07
В эпоху технократизма, стандартизации произошла нивелировка Личности или отсутствие Личностей. Не только в Православии. Об этом статья, а не о православном модернизме. Так же о том, как следствие отсутствия Личностей, об отсутствии современности в проповедях православных богословов. Что очень важно для новообращенных.
Можно не соглашаться с многими положениями произведений, суждений этих трех мыслителей, не побоюсь этого слова. Но что читать их необходимо - это факт. Они современны и своевременны. Их мысль доходит до сознания. Совершенство ближе к Богу, чем полуобразованность. Оно поднимает нас, а поднявшись мы уже можем дальше спорить - нужен или не нужен экуменизм и т.д.. Об этом могли бы и поспорить и вышеуказанные трое. Поэтому так они нам необходимы.
Игорь29 сентября 2010, 22:52
И еще один факт.В Генеральной ассамблее Syndesmos в Киккском монастыре на о. Кипр (сентябрь 1995 г.) от Русской Православной Церкви участвовали: от ВПМД – о. Всеволод Чаплин и о. Геннадий (Гоголев), о. Александр (Федоров) и В. Василик, от Свято-Тихоновского Богословского института – ректор о. Владимир Воробьев и о. Аркадий Шатов, а также представители Свято-Филаретовского православно-христианского института.
Но, думаю, нам не о чем тревожиться.Будет следить за собой.Вот только что делать, когда отменят частную исповедь и церковнославянский язык?Ведь этого хотел Сам Шмеман.
Игорь29 сентября 2010, 22:48
Являюсь прихожанином Успенского Собора Лондона.Митрополиту Антонию посвящен стенд в коридоре с фотографиями и книжная полка в библиотеке.Подавляющее большинство прихожан незнакомо с творчеством митрополита Антония, но в разговорах об экуменизме вспоминают его слова о том, что: "Папа Римский - сам сатана".Вот такое крохотное облако памяти о митрополите в нашем Соборе.
Что можно добавить к вашим отрывкам?Митрополит Антоний принимал участие в работе Syndesmos, «Всемирного братства православной молодежи» – модернистской и экуменической молодежной организации.Наряду с о. Иоанн Мейендорфом, о. Александром Шмеманом.Кстати, взял сегодня с полки "Дневник" Шмемана и зачитал отрывок из нее женщине ответственной за работу библиотеке.О "тупом "русском православии".Женщина набожная и очень хорошая была заметна потрясена цитатами.
Игорь29 сентября 2010, 22:43
Здравствуйте.Спасибо Елене и Сергею за приведенные отрывки из книги "Человек перед Богом".Что можно сказать?Модернизация.Вчера вечером попытался высказать свое мнение и тревогу по поводу неумолимо надвигающегося на нас катка нового обновления (другими словами описать то, что происходит невозможно), но в редакции решили половину сообщения не опубликовывать.Вообщем-то ничего экстремистского в нем не было.Кроме имени митрополита, несущего революционные идеи модернизма в массы православных обывателей и ревнителей чистоты Церкви, да слова "безбожие" вне контекста мнения о митрополите.Быть может мы слишком паникуем и слишком сильно обращаем внимание на то, что происходит вокруг?Быть может никакого обновления, модернизации и экуменизма в нашей Церкви нет?Вот и протоиерей Всеволод Чаплин посмеивается над нашими страхами о "экуменической угрозе".Почти как в анекдоте, слово есть, а явления нет.
Елена29 сентября 2010, 17:45
Тоже из книги "Человек перед Богом", часть 4-ая,"Открытость. Вопросы брака и семьи": "Разумеется, бывают случаи, когда аборт неизбежен, но эти случаи только медицинского порядка. Когда зачинается ребенок, который не может родиться, который будет уродом, который будет чудовищем, - да, в таком случае аборт допустим." http://www.mitras.ru/pered4/pb_423.htm
Подписывать СМЕРТНЫЙ ПРИГОВОР НЕРОЖДЕННЫМ ДЕТЯМ с аномалиями во внутриутробном развитии! И эти книги продаются большими тиражами.
А если внимательно прочитать другие труды?
Человек не без греха! Но ЭТО - слишком!
Не дай, Господи, чтобы "в каждом городе был свой митрополит Антоний"!
Ссылки на православный разбор трудов митрополита:
http://karelin-r.ru/diskuss/35/1.html ;
http://antimodern.wordpress.com/2009/03/11/anthony_sourozh/
Анатолий29 сентября 2010, 15:20
Сергей прав! Многие наши пастыри и Архипастыри заболели экуменизмом! Забыли, что нет другого имени (кроме Христа), которым надлежит нам спастись! Совсем забыли, что не только СПАСЕНИЯ, но и самого христианства нет без Церкви! Забыли, что Истинная Церковь, Тело Христово ( область спасаемых) - Одна! Забыли, что католическая церковь и протестантские сообщества - Церковью, по сути своей, не являются! Ибо не всякое собрание верующих людей – есть Церковь! Что касается Антония Сурожского, то его ошибки (если это можно назвать ошибками) не случайны. Открываем материалы из Википедии: « В 1961 году в составе делегации РПЦ участвовал в работе съезда Всемирного совета церквей (ВСЦ) в Нью-Дели.»… « С 1968 по 1975 года — член Центрального комитета ВСЦ»…. Идет активная подготовка общественного мнения к принятию «нового духовного лидера» – антихриста! Чтобы, если возможно и избранных прельстить!
Сергей29 сентября 2010, 10:47
Из книги митрополита Антония Блюма "Человек перед Богом":"Тем не менее, что касается Рамакришны, Вивекананды и вообще нехристианской мистики, очень трудно обобщать. Но кому бы человек не молился, на самом деле он молится Тому единственному Богу, Который существует. Вы можете поставить перед собой идола, но если Вы молитесь Богу, за пределами идола Вас слышит Тот, Который есть, а не тот, которого нет. БОГ - НЕ КОНФЕССИОНАЛЕН. ОН НЕ ПРИНАДЛЕЖИТ ОПРЕДЕЛЕННОЙ РЕЛИГИИ, определенной группе. Он равно сияет светом, посылает Свой дождь на добрых и на злых. Он не делает различий, Он смотрит в сердце человека. Человек может ошибаться умственно, но молиться истинно, это разные вещи..." Просто нет комментариев... Это что: пережитки восточных медитаций владыки Антония? Следуя его логике можно притащить себе в квартиру чучело какого-нибудь будды, или шивы и спокойно молиться без зазрения совести - "настоящий" бог все-равно же услышит? Автор вообще хорошо понимает православный Символ веры? Именно - ПОНИМАЕТ, а не читает? Если все это укладывается у него в гармоничную связь и не выявляет никаких противоречий, то это очень печально.
Петр29 сентября 2010, 07:45
У меня такое впечатление, что это о священниках: "Для простых людей нужны простые проповедники. Но простота исчезает. На ее место приходит недоучившаяся спесь, ...". Конечно, сейчас много свяшенников полуобразованных, но, так, чтобы они с Богом спорили, когда и где? мне кажется им ВСЕ РАВНО. И слава Богу, что всеравно. В приходах большинство стариков, молодежь это не пробивает, зачем там "орлы и соколы"?
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×