Из книги священника Павла Гумерова «Малая Церковь», изданной Сретенским монастырем в 2008 г.
Сразу скажу, что у меня пока нет детей-подростков. И некоторое время я думал, имею ли моральное право писать на эту тему. Но то, что мне хочется рассказать, вовсе не мысли опытного родителя, а взгляд под другим углом, в чем-то даже изнутри проблемы, ибо сам я в душе остаюсь молодым, и переходный возраст у меня весьма затянулся. Еще лет я до хрипоты спорил с родителями, отстаивая свою «независимость», за что мне сейчас очень стыдно. Хочу также поделиться кое-какими наработками в области общения с подростками, так как приходилось заниматься с молодежью в школьной образовательной системе.
Я рос в священнической семье. Мой брат тоже стал священнослужителем, сестра окончила Свято-Димитриевское училище сестер милосердия. Про некоторые эпизоды детства и юности тоже хотелось бы поведать.
Говорят, что детей надо воспитывать, пока они лежат поперек лавки, то есть когда они еще маленькие. Если мы хотим дать ребенку «разумное, доброе, вечное», нужно делать это до подросткового возраста. Потом будет все сложнее и сложнее. Некоторые родители впадают в отчаяние, что дети перестают слушаться, отходят от Церкви. Это не означает, что все, что они делали до этого, бесполезно. Ни одно слово, сказанное с любовью, для пользы ребенка, не проходит бесследно. Нельзя ждать всего и сразу. Та молитва, которую мы выучили с сыном или дочерью, та хорошая книга, которую прочли, может вспомниться потом, уберечь от падения.
То, что в отрочестве у меня вызывало протест против родителей, вспоминалось потом, когда я стал взрослым, женатым человеком, с благодарностью. А когда появились свои дети, родительские советы очень пригодились.
Период подростковый и так называемый переходный возраст — наверное, самая сложная пора в жизни человека. Вспоминаешь, как мы чудили, и становится жалко наших родителей. Общее правило в этот период такое: если отроку было хорошо в родительском доме, радостно, тепло, если его любили по-настоящему, то это поможет ему, когда наступит период кризиса, отчуждения, протеста, и он обязательно вернется в отеческий дом. И в прямом, и в переносном смысле.
В огромном большинстве случаев подростки уходят из дома, принимают наркотики, нюхают клей, потому что в их родном доме не все в порядке. И часто грязная улица, подвал с наркотой для них — способ убежать из еще более тяжелой атмосферы, которая царит в их семье.
Кризис переходного возраста можно назвать «синдромом блудного сына». Я думаю, что каждый культурный человек знает этот евангельский сюжет. Но все же вкратце его напомню. Сын, попросив у отца положенную ему часть имения, ушел из родного дома на «страну далече» и вскоре расточил все деньги, живя блудно. Погибая от голода, он вспомнил, как хорошо ему было в родительском доме, и вернулся, прося у отца прощения. Отец обрадовался, принял его и восстановил в прежнем достоинстве. Потому что сын всегда сын, даже если он блудный.
Это искушение переживают в той или иной степени почти все подростки. Человек хочет быть взрослым, самостоятельным, независимым, но не имеет для того еще ни физических, ни духовных сил. Вспомним, что послужило возвращению сына: воспоминания о том, как хорошо было в оставленном доме, и раскаяние в содеянном. Тепло родного очага, воспоминания детства, любовь родителей всегда будут для нас путеводным маяком, который светит в мире протеста и подросткового бунта.
Один педагог сказал, что переходный возраст — время родительских слез, молитв и раскаяния за те ошибки, которые они совершили при воспитании. Роль родителей и педагогов в подростковый период, как подчеркивает В.В.Зеньковский, безмолвна, с молитвой и обетами внутреннего делания, которые дают взрослые за мятежную душу[1].
Родительские наставления следует применять лишь в крайних случаях, когда душе или жизни подростка угрожает реальная опасность. В этот период родители должны постараться установить с ребенком доверительно-дружеские отношения, войти к нему в доверие. Известно, что переходный возраст — время свержения идеалов и авторитетов, особенно родительских.
Но часто «предки» сами виноваты в этом, не желая знать и вникать в то, чем живет молодежь, и огульно все это отрицая.
Мы с вами уже говорили о том, что необходимо формировать вкус детей в отношении книг, песен, фильмов и вообще искусства. Это все должно быть сделано до отрочества. Я до сих пор слушаю песни и читаю книги, которые мне рекомендовали родители. Говоря о современной массовой культуре, родители должны не просто называть все это бесовщиной, а знать ее и выбрать из нее то, что приемлемо. Очень сложно представить подростка, который слушает в наушниках симфонию Бетховена. Из авторской, бардовской песни (кстати, она до сих пор популярна среди молодежи) можно выбрать достойные образцы. Даже в рок-музыке все очень разнородно. И там есть верующие люди с очень хорошими песнями. Многие песни Константина Кинчева, Юрия Шевчука, других музыкантов заставляют задуматься о главных вопросах, призывают любить Родину. У группы «Любэ» очень много душевного, патриотического. Это все можно узнать и донести до подростка.
Музыка, песни могут оказывать влияние на формирование характера. Недаром сказано: «Нам песня строить и жить помогает». Одно дело, когда сын слушает: «Муси-муси, пуси-пуси, миленький мой», а совсем другое — когда для него звучат мужественные, мужские песни. Сейчас, к сожалению, вообще время господства так называемой попсы, когда теле- и радиоэфир заполнены безвкусными проектами типа «Фабрики звезд». И попса отличается от настоящей песни так же, как жевательная резинка отличается от настоящей пищи. Жуешь, жуешь, а насыщения не наступает.
Есть такая шутка: если пьянку нельзя предотвратить, ее нужно возглавить. В нашем случае речь не о распитии напитков, а о корректном направлении стремлений и увлечений отрока. Отрицая то, что близко молодому человеку, мы вряд ли приобретем в его глазах авторитет, скорее наоборот.
Христианство не всегда полностью уничтожало языческие праздники, но иногда наполняло их новым смыслом. Подростков сложно заставить читать «Добротолюбие», творения святых отцов. Но им можно давать хорошие классические книги, в которых говорится о христианстве. Например, «Камо грядеши» Г.Сенкевича, сочинения Н.С.Лескова, И.С.Шмелева, «Князь Серебряный» А.К.Толстого да много еще всего. Эти книги могут стать учебниками мужества и благочестия.
Молодежь сейчас мало читает. Как-то мы спросили мальчика, который помогает у нас в алтаре: «Что сейчас читают подростки?» И он сказал: «Ну, я вообще ничего не читаю, а ребята читают “Ночной дозор”, “Дневной дозор”, “Властелин колец”». То есть читают те книги, по которым были сняты фильмы. Фильм вызвал интерес к чтению. Раньше было наоборот. Сначала читали, а потом шли в кино. Родители, исходя из собственного опыта или советуясь с людьми знающими, могут подсказать, посоветовать детям, что смотреть. Все-таки снято и снимается очень много, и выбор, конечно, есть. Одними запретами ничего не добьешься, нужно что-то предложить взамен. Не следует думать, что подростку не нужно общение с родителями. Ему это необходимо. Просто отношения немного меняются: из дидактическо-педагогических они должны стать более дружескими. То, что подростки говорят о родителях, — это напускное и наносное, в глубине души они тянутся к ним, хотят, чтобы родители были самыми лучшими. Попробуй что-нибудь сказать плохое при отроке об отце — можно и промеж глаз получить.
Роль папы в воспитании весьма велика. У каждого отца есть чему научить, чем заняться с чадом. Рыбалка, занятия спортом, походы, полезные навыки, даже просто интересные рассказы о молодости очень интересны детям. Мужчину из мальчика может сделать только отец.
Сейчас в молодежной одежде моден стиль «унисекс». Это мешковатые штаны, грубые ботинки у девочек и какие-нибудь девчоночьи штаны у мальчиков. Переводится это как смешение полов, унификация. Преобладает этот стиль не только в одежде, но и в поведении молодежи. Мужчины перестают быть мужественными, а девушки — женственными. Один батюшка сказал, что половое воспитание, просвещение — вещь очень хорошая, но вестись оно должно именно как половое воспитание, то есть воспитание полов: юношей воспитывать как будущих мужчин, а девушек — как будущих женщин, матерей. И это воспитание родители должны начинать с себя. Уже своим внешним видом, одеждой, прической они должны давать пример детям. Есть мнение, что мальчики подсознательно выбирают будущих жен, руководствуясь идеалом своей матери. И если мать являет идеал настоящей женщины, она может быть спокойна за будущую невестку.
Воспитание мужчин и женщин должно начинаться еще до подросткового возраста. Говорить ребенку, что он уже взрослый, сильный и ответственный, можно в любой период.
Теперь об интимно-половом воспитании. Объяснить ребенку, откуда берутся дети, имеют право только родители, это их обязанность. Поэтому если в вашей школе захотят ввести уроки секспросвета, бейте тревогу. Разговаривайте с начальством, требуйте ввести альтернативные уроки, вообще их не посещать. В крайнем случае переводите детей в другую школу. Но нельзя отдавать детей растлителям. Родительские объяснения в этой сфере должны носить предельно сухой, лаконичный характер.
В послеперестроечное время, когда стали появляться статьи в журналах и газетах на тему полового воспитания, прочел как-то разумную вещь: зачем так усиленно обсуждать то, о чем не задумывается ни один осел; в человеке от природы заложен инстинкт размножения, и когда нужно будет, он все сделает правильно.
Сейчас в школьную программу включен предмет ОБЖ («Основы безопасности жизнедеятельности»). Не знаю, как его преподают, однако сама идея неплохая. Но хорошо, когда ребята получают эти знания и от родителей. Отец может объяснить, как действовать в сложных ситуациях. Во время прогулки в лесу рассказать, как определять стороны света, как движется солнце, чтобы не заблудиться, показать, как правильно разжигать костер, ставить палатку. Обязательно научите ребенка плавать. Очень хорошо научить его чинить машину. Хотя это становится все труднее и труднее. Наш век прогресса и компьютеризации создает иллюзию комфорта и защищенности. К примеру, мчишься на автомобиле, тепло, светло, звучит приятная музыка. Кажется, что ты хозяин земли, покоритель времени и пространства. Но вот глохнет мотор, и сразу иллюзия заканчивается. И, как поется в песне Высоцкого, «назад пятьсот — вперед пятьсот, сигналим зря, пурга, и некому помочь». Тут приходится рассчитывать только на Бога и собственную подготовленность к данной ситуации. И не нужно думать, что аварии и взрывы бывают только в России. Просто русский человек лучше подготовлен, он постоянно живет в условиях экстремальной ситуации. Когда недавно в Америке произошло крупное отключение электричества, для людей это было великим потрясением, для многих — даже роковым. А для нас — дело обычное.
|