Там, где священник совершает оглашение и обручение отдельно от крещения и венчания, можно без труда заметить немало плюсов. Начнем с самого простого, самого, казалось бы, поверхностного и непринципиального. Имеется в виду временная протяженность последований. Ведь что лучше и что плодотворней – молиться беспрерывно в течение 40 минут или совершить в разное время два последования по 20 минут каждое? Если не совершать побег в сторону «ложной» духовности и не прятаться за высокой фразой, то придется признаться, что несравненно лучше помолиться с людьми и за людей дважды кратко, чем один раз длинно. И людям, и священникам нужно учиться молиться. Лучше часто, но кратко, чем однажды длинно и торжественно. Так советовали молиться многие отцы. Святитель Димитрий Ростовский, например.
Человек устает от того, чего не понимает. Чин венчания, насыщенный богословскими идеями и напоминанием о событиях священной истории, человек не может понять и усвоить без долгого предварительного обучения и подготовки. Насколько трудно усвоить смысл поминаемых в венчании событий, видно хотя бы из того, что многие священники, обвенчавшие не один десяток, а то и сотню молодых, с трудом понимают, при чем здесь Исаак и Ревекка, кто такая Асенефа и зачем вспоминается Елена, «обретшая честный Крест». Что же говорить о простых прихожанах? Разделяя таинство на две естественные и довольно самостоятельные части, мы облегчаем усвоение смысла читаемых молитв и поминаемых событий. Подобному облегчению должно способствовать неизменное произнесение проповеди в обоих случаях. Проповедь необходима везде и всегда. Апостол Павел так и говорит: «Вовремя и не вовремя». Хорошо бы и предварительно беседовать с молодыми, объясняя смысл священнодействий и поминаемых имен. Но даже если предварительного обучения не было, в случае раздельного совершения обручения и венчания у нас есть возможность донести до молодоженов в два раза больше святых мыслей.
Все, что касается брачной жизни, напрямую соотносится с Христом и Церковью, как об этом говорит святой Павел в том самом Послании к эфесянам, что читается на совершении брака. В этом смысле наша здешняя временная жизнь еще не есть брак с Агнцем. Или, по крайней мере, это такой брак, с которого человека могут выбросить вон, связавши ему руки и ноги, если найдут его одетым не в брачную одежду.
Нынешняя жизнь более полно соответствует состоянию обрученности с Христом, а само время жизни подобно испытательному сроку, то есть времени, отведенному для испытания верности. Мы уже любим Христа, но еще не доказали свою верность Ему. И жених любит невесту, но ни он ей, ни она ему верности еще не доказали. Уже исходя из этого следовало бы развести во времени обручение и венчание, поскольку земная реальность отображает и копирует реальность высшего порядка.
Девы ждут Жениха, держа в руках светильники с маслом. Готовые девы войдут на брак не ранее, чем раздастся голос: «Жених грядет!» До тех пор нужно бороться со сном и оберегать огонь в лампаде. Два человека сказали друг другу: «Я буду любить тебя вечно!» Теперь полезно дождаться полноты отношений, потомиться в ожидании, чтобы наступивший брак наиболее полно отразил сущность союза Христа и Церкви.
В порядке земной жизни людям бывает крайне полезно испытать и закалить свои отношения. Вот люди нашли друг друга в бескрайнем человеческом море; люди встретились взглядами и поняли, что далее жить согласны только вместе. Они взялись за руки и пришли в Церковь за молитвой и благословением. И теперь Церковь помолится о них и оденет им на руки кольца, благословит их и приведет им в пример имена и истории жизни ранее живших праведников, но удержится от последних благословений (в случае раздельного совершения чинопоследований). Кольца надеты, но ложе еще не разделено. Нужно хотя бы малый срок теперь провести в ожидании полноты брачных отношений, уже принадлежа друг другу, уже ни о ком другом не мысля и никого глазами не ища.
Именно так совершаются браки во многих местах вселенной. Даже поверхностное знакомство с практикой совершения венчаний в разных точках христианского мира может нам это доказать. Это кажется нам непривычным, и это, несомненно, кажется нам тяжелым. Последнее слово обличает нашу невоздержность и эгоизм. «Познакомились недавно. Узнали друг друга в первую ночь. Хотим венчаться завтра». Стоит добавить, что во множестве подобных случаев придется дописать: «Захотим развестись через год с небольшим».
Люди сегодняшние не хотят ничего терпеть, не хотят ждать, не хотят испытывать глубину своих чувств и намерений. Они хотят получать все сразу, все полностью, по первой просьбе, часто по первому капризу. Стоит ли им в этом помогать? Думайте сами.
Как это часто бывает, подобная практика венчаний возможна только в отношении людей, уже воцерковленных, зрелых, неслучайных. На их плечи ложится задача возврата к подлинной церковной практике и превращения исключений обратно в правило. Даже если мы со всем усердием возьмемся за благородное усложнение собственной жизни и совершение двух чинопоследований там, где столетиями привыкли совершать одно, все равно мы будем обречены на долгий период использования двоякой практики. Те, кого священник хорошо знает, кто живет жизнью прихода, будут вначале обручаться, а затем, через неделю или месяц или два, венчаться. А те, кто сегодня пришел, завтра хочет венчаться, а послезавтра исчезнет навсегда, будут просить, чтобы мы «сделали все в один день и по-быстрому». А священнику, исходя из ситуации, придется выбирать правильную модель поведения, чтобы никого не оттолкнуть, никого не обидеть, но и никого не развратить, не разбаловать легкостью требоисполнения.
Конечно, подобная практика требует от священника повышения ответственности и умножения трудов. Из «магазина по продаже религиозных услуг» многим придется превращать свои приходы в реальные общины. Как тяжел этот труд! Как он благороден! Но сколько злости родят эти слова в душах тех, кому и так хорошо!
Вне настоящей общины здоровая, правильная литургическая практика вряд ли вообще возможна. И то, что сказано о венчании, в полной мере касается так же и крещения – этого единственного таинства, упомянутого в Символе веры. Оглашение тоже можно, а часто и нужно, совершать отдельно от самого крещения.
О том, что крещение не есть частное дело и отдельная треба, но что это есть событие всей общины, событие, к которому нужно долго и тщательно готовить человека, сказано и написано немало. Вряд ли на данном этапе церковной жизни нам удастся повсеместно восстановить институт оглашения и наладить катехизацию. Вряд ли вскоре мы насладимся зрением того, как вся община принимает в свои недра новокрещенного человека и с радостью молится на крещении, словно присутствует при родах. Но это вовсе не значит, что главными вопросами для желающего креститься должны остаться такие: «Когда прийти?», «Что с собой взять?» и «Сколько это стоит?»
С пришедшим и просящим крещения человеком нужно говорить, объясняя смысл таинства, разбирать смысл Символа веры и (почему бы и нет?!) оглашать отдельно от крещения. Пусть этот человек выучит молитву Господню, пусть постоит хоть раз на литургии и выйдет после слов: «Оглашенные, изыдите!» Пусть сам прочтет Символ на своем крещении. Это нужно ему в первую очередь. Но это нужно и настоятелю, если он заинтересован в увеличении среди своей паствы числа вдумчивых, основательных и серьезно относящихся к вере прихожан.
Уже доказано опытом, что там, где человека готовят к крещению, а не крестят наспех, плоды крещения приближаются к идеалу и святая древность воскресает на наших глазах. Кроме того, всякое таинство совершается над одним человеком, но неизбежно касается многих. Заставьте крестных перед крещением их крестника причаститься; заставьте их выучить Символ веры. Заставьте их в ответ на ваше «Мир всем!» ответить «И духови твоему». Потребуйте со властью, данной вам Богом, вскоре после крещения принести ребенка на первое причастие. Сделайте хоть что-то из этого или все вместе, добавьте к перечню то, что не названо, и вы со временем увидите свой приход иным. Он будет изменен в лучшую сторону. Сам Бог изменит его, но не без вас, конечно.
У нас всегда хватало людей, которые любое заблуждение готовы спутать со Священным Преданием на основании того, что заблуждение укоренилось и обросло мхом от древности. У нас всегда было немало людей, боящихся перемен и во всякой перемене усматривающих несуществующий след антихриста. Духовная лень, плохое образование, самолюбие и нервная взвинченность тому виной. Но это не значит, что нужно капитулировать перед невежественной ленью с одной стороны и кликушеством с другой. Обновляться и отвечать на вызовы времени все равно придется. И нет в деле обновления ничего более верного, как возвращение к незаслуженно забытому старому. Состарилась ли Церковь Христова за две тысячи лет? Что вы! Она так же молода, как во дни своего рождения, во время Пятидесятницы! Она, конечно, старица, но старица с юным лицом и свежими силами. Такою видел ее в видении апостол Ерм, и нужно нам научиться различать в ней то, что относится к ее вечной юности, от того, что касается следов прожитой жизни, исторического опыта. Этот опыт был не всегда верен, и в Богочеловеческом организме Церкви «человек» часто стремился подчинить своему «человеческому» то, что не его, то, что есть Божественное. Смелость нужна, смелость и честность, рожденные верой, чтобы разобраться во всем этом.
Практика раздельного совершения оглашения и крещения, обручения и венчания – это именно старая практика, по грехам нашим и с нашего молчаливого согласия сошедшая к нулю. Возрождение этой практики назрело. Само время заставляет искать «забытое старое», чтобы не то что развиваться, а хотя бы выжить. Тема требует обсуждения. Тема родит споры, и местами весьма жаркие. Но пока одни спорят, а другие ругаются, третьи будут потихоньку воскрешать забытую практику, и состояние их приходов лучше всяких слов докажет правильность и необходимость возвращения к древним литургическим нормам.
В оглашении важно поймать человека на самое нужное и показать как это достигается Крещением и дальнейшей жизнью во Христе.
Нужно заразить Небом, как Сысоев, разуверить в земном, как Смирнов, чтобы изменение Святым Духом было плодоносным.
Необходимо прямо говорить о мученнических венцах и царских одновременно, про награды на Небе, славу Божию, прощение грехов, блаженство уже здесь и неизреченное в Царстве.
Причем не абстрактно, а конкретно с примерами, чудесами, красотой, радостью и заботой.
Вера так передается, потом зреет надеждой и навсегда зажигает любовью.
Божьих благословений вам.
Мне грешному кажется, что так и надо делать. В реальности я крестился понятия не имея о Символе Веры, о Святом Писании, и о том , что такое крещение и какой в нем смысл. Это был определенный протест против реальности. Но Слава Господу выучил Символ Веры , правда через 15 лет после крещения. Конечно год оглашения, 40 дней поста, исповедь, как с этим можно спорить(.
Вот меня Господь сподобил стать крестником дочки моего товарища и я ему грешный сказал, что не плохо бы хотяб зарегистрировать брак в заксе, ну и по венчаться конечно сказал. Венчаться не стали, но брак зарегистрировали, может это обручение).
Человек после крещения меняется независимо от того сказал ему священник несколько слов или нет. Господь призовет каждого!
В настоящее время почти во всех Московских церквях проходит оглашение, и это правильно. Практически во всех для благословения на брак требуется беседа с священником.
Главное не отказать по формальному принципу человеку которого Господь позвал в церковь .
Если в Церкви ввести формальные правила , то чем она будет отличаться от светского общества.
Спаси нас Господи.
Мария
Щодо даної статті, то треба зауважити, що повернення до старих і забутих практик віри це на даний час дуже нелегка справа, оскільки тут є і страх повернення до старообрядства і лінивство не тільки мирян, а й самих, на жаль, священників.
Впровадження або скоріше відродження нашої церкви з її напрацьованими практиками є конче необхідно. Інакше наше релігійне життя зведеться до обрядовірства та повного змертвіння нашої віри, яка сьогодні далеко не в найкращому стані.
Але для цього потрібно щоб самі священники повернулися лицем до людей, вміли донести до них вчення Христа і відкрити їхні серця для Бога.
На сьогоднішній день наші духовні справи знаходяться в плачевному стані.І спить Йона на дні корабля.
З повагою і любов"ю Христовою Галина.
У нас с мужем обручение и венчание (собственно свадьба) были как раз отдельно (по греческому обычаю, т.к. я понтийская гречанка), между ними прошло около 4 месяцев. К моменту обручения мы общались уже около года (конечно, как брат и сестра), но именно за эти 4 месяца после обручения, хотя ничего внешне не изменилось в наших отношениях, мы узнали друг друга лучше, сблизились душой и сердцем больше, чем за весь предыдущий год, и это помогло нам впоследствии глубже прочувствовать совершившееся над нами Таинство, войти в семейную жизнь более подготовленными. У наших знакомых семейных пар, которые также разделили обручение и венчание, опыт похожий.