Сердцем распоряжаться никто не властен
Оно живет особою жизнью. Само по себе радуется, само по себе печалится. И тут с ним ничего не поделаешь. Только Владыка всяческих, все содержащий в деснице Своей, властен входить в него и влагать в него чувства, не соображаясь с натуральным течением его изменений.
Из писем к разным лицам
К Н.В.Елагину
Как я молюсь? Всячески стараюсь в час молитвы быть в том убеждении, что Бог вездесущий есть и тут, где мое сознание, и что Он видит и слышит не слово только, произносимое или нет, но и всякое движение мысли и особенно чувство. Образа же всякого избегаю, как это ни трудно. Когда приходит молитва с чувством, тогда никакого труда нет держать безоб6 разность в молитве; это дает разуметь, что безоб6 разность в молитве есть настоящее дело и что для достижения сего надо добиваться до молитвы сердечной — и, стало, из головы сойти в сердце.
<…> Также не надо душою воображать ни Божией Матери, ни святых, ни Ангелов. А им молиться в том же убеждении, что слышат. Как слышат? Что об этом рассуждать? Слышат, да и только.
Из писем к разным лицам
К Н.В.Елагину
Читающим Писание ведомо, что Творцом, например, именуется и Бог Отец, и Бог Сын, и Бог Дух Святый; также и Промыслителем, и Вседержителем, и Спасителем и пр. Едино у Них Царство, едина воля, едино всеведение, едино всемогущество, едино вездесущие и прочее все, что только говорится или, может быть, говорилось о Боге, есть обще всем и едино. И это не в том смысле, что одинаково, а в том, что все сие едино есть.
1888