Я подсчитал, что за шесть лет священства окрестил около 1000 человек. И где же они? А в нашем храме служит еще пять священников. И еще в двух храмах нашего города служит по пять священников, а в других храмах по убывающей – до одного. Так что только в нашем, сравнительно небольшом городе служит около 30 священников. И все они крестят, крестят, крестят… Допустим, что некоторые младенцы оказываются в других храмах; то же можно сказать и о взрослых… Но если пройти по этим «другим» храмам и спросить: «Много ли прибавилось в них прихожан за последние годы?» – ответ не будет оптимистичным. Человек (маленький или большой) принимает крещение, но жизнь его не меняется. Крещение в сознании большинства остается как бы амулетом, защищающим от потенциальных опасностей. И все. Ладно, отрадное явление: все больше приносят причащать младенцев, но и это ведь очень небольшой процент от всех крещеных. А еще, если спрашиваешь у родителей: сами-то они исповедуются, причащаются, стараются ли следовать каким-то минимальным требованиям христианской жизни? – ответом бывает смущенное признание, что «как-то все… не получается… времени нет…»
Но я сейчас даже не к тому затеял разговор, чтобы еще раз призвать крещеный люд к полноценной христианской жизни, хотя и это, конечно, важно. Я пытаюсь понять, что происходит с нами: с приходом, с общиной… Не только с тем приходом, где служу я, и не только с той общиной, которая составляет этот приход, а с приходом вообще, с православной общинной жизнью, которая, по моим наблюдениям, если не отсутствует вовсе, то в подавляющем большинстве случаев сведена к плачевному минимуму. Во всяком случае, в большинстве городских храмов. И если я ошибаюсь – переубедите меня. Поверьте, я буду только рад признать, что ошибся!
Я не берусь говорить о сельских приходах, но в крупных городских храмах отсутствие общинной жизни очевидно. Мы утрачиваем какие-то очень простые, естественные понятия: внимания друг к другу, снисхождения, поддержки, участия, сострадания, искренности и доверия. А ведь эти «общечеловеческие», очевидные с нравственной точки зрения вещи и стали общечеловеческими благодаря приходу в мир Господа, благодаря Его заповеди о любви. К сожалению, все чаще понятия субординации, устава, порядка и дисциплины, «послушания» и «смирения», планы глобальных влияний и задач закрывают от нас суть, то самое простое, что и делает людей христианами по существу и без чего никакая «вселенская проповедь» не только не принесет плодов, но и в принципе невозможна. Это правило, а точнее – заповедь так проста, но мы почему-то, храня ее в уме, мало стараемся воплотить в жизни: «По тому узнают все, что Вы мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13: 35).
В последнее время мне пришлось общаться с людьми, которые были крещены в Православии, но в силу разных обстоятельств ушли в секты. Все эти люди, независимо друг от друга, рассказывали одну и ту же историю: «Мы пришли в храм, стояли, молились… ничего не поняли, никто к нам не подошел… и мы ушли». Конечно, можно разразиться гневной филиппикой: «А почему к вам кто-то должен подходить? А почему вам кто-то должен объяснять? А почему… почему… почему?!.» Но сможем, посмеем ли мы сказать эти слова перед лицом Господа?! И будут ли это те самые слова, от которых нам надлежит «оправдаться»?..
Можно сказать и иначе (и мы говорим): «Не будьте равнодушны к собственной вере: читайте, узнавайте, интересуйтесь, вникайте…» Но человек зачастую бывает так далек от всего, что составляет содержание церковной жизни, что одних «увещеваний», да еще и «одноразовых», бывает недостаточно. Чтобы человек сознательно стал прилагать усилия, стремиться к духовной жизни, ему нужен не только толчок, но и поддержка, сопровождение. Как для того, чтобы вывести спутник на орбиту, нужно мощное ускорение. Вряд ли пусть даже обстоятельная, но единичная беседа или встреча может выполнить такую функцию. Здесь именно нужно общение постоянное и продуктивное, и не только со священником, но и с братьями, сестрами во Христе. Но где такое общение? Его попросту нет. Нет!
Мы ставим перед собой глобальные задачи: миссионерские, просветительские, социальные… Но давайте не будем обманываться: пока мы сами, в своих малых и больших общинах, на своих приходах не наладим подлинно семейную, полную любви, сострадания и взаимопомощи жизнь – ничего мы не сможем дать миру «внешнему», ничему не сможем научить и никуда не способны будем позвать и тем более привести.
Похоже, мы сами начинаем относиться к Церкви как к силе, которая берет реванш после десятилетий вынужденного унижения. Евроремонт, золоченые иконостасы, роскошные палаты, дорогие иконы и утварь, бойкое овладение утраченным и новоприобретенным имуществом. «Смотрите: Церковь стоит, Церковь может!» А что, собственно, может Церковь и на чем она стоит? А Церковь может омыть греховные раны погибающего человека, преобразить его, соделать причастником жизни Самого Бога. И реванш ей брать не за что и незачем, потому как Глава Церкви – Христос – «вчера и сегодня и во веки Тот же (Евр. 13: 8)». И стоит наша Церковь на камне истиной веры, оживотворенная той непостижимой жертвой, которую принес Бог ради спасения человечества от рабства греху.
Исходя из этого, Господь призывает нас искать, прежде всего, «Царствие Божие и правду его», а что пить, во что одеваться, как купола золотить, где кирпич достать, иконостас заказать, краску купить, рабочих нанять – это все приложится. И никак не наоборот. Потому что главная и неизменная, высшая ценность Церкви – это сам человек, люди, души, окружающие нас и нуждающиеся в добром слове, в поддержке, в окормлении, в человеческом внимании и участии, наконец. Но если у нас, в нашей малой церковной семье, в общине приходской, всего этого нет, то горе нам. И это горе – увы! – не гипотетическая, а самая насущная, кричащая реальность наших дней.
Сейчас как-то особенно ясно становится, что Церковь призвана стать авторитетом в обществе, но не «заочным», не подтвержденным примерами подлинных, но чужих историй, не историческим только авторитетом, а авторитетом современным, действенным. И вот что еще важно: авторитетом не административным, а духовным, нравственным! И, как ни странно, этого ждут люди, далекие от Церкви, находящиеся пока на распутье, но искренне ищущие истину, ищущие сердцем, так что убедить их можно не правильными словами, а только примером подлинно духовной жизни. Сейчас такое время, что невозможно человека просто удержать в какой-то вере в силу традиции потому, что «так принято», потому, что «все так верят», и потому, что «так надо». Сейчас время, когда подлинность духовного опыта нужно доказывать своей жизнью. И только так. Никакие другие аргументы не действуют. Да, это относится к нам, священникам, в первую очередь, но ведь Церковь Христова – это не священники только, это все мы – православные верующие. И от того, как мы живем в большинстве своем – не то, о чем мы говорим или что декларируем, но именно от того, как живем, – зависит и тот самый, подлинный, а не административный, авторитет, о котором идет речь.
Давайте будем честными. В большинстве храмов (во всяком случае, городских) никакой общинной жизни нет. В лучшем случае давние прихожане узнают друг друга на службе, здороваются, иногда успевают перекинуться парой фраз. Некоторые старушки общаются между собой более тесно, могут посетить кого-нибудь в случае недуга, но эти спонтанные «группы поддержки» состоят из двух-трех человек. Люди встречаются в воскресенье или в праздничный день на службе, иногда успевают кивнуть друг другу, шепнуть словечко (кто ж в храме разговаривает?), а после службы расходятся по домам, каждый сам по себе. Единые во Христе, но разобщенные в повседневности.
Я думаю, совесть любого христианина подсказывала ему не раз, что так быть не должно. А где же то единство любви и участия, где то проникновение в проблемы и заботы братьев и сестер во Христе, где то единство духа, о котором мы так много говорим, в чем оно проявляется?
Может быть, разобщенность – это самое примечательное свойство нашего времени. Есть единая вера, есть стремление жить во Христе, но эта жизнь у каждого протекает закрыто. И ладно, если бы только в радости и достатке – здесь, может, и грех навязываться в «друзья», но ведь и в скорбях и трудностях, и порой тяжких, человек остается один.
Я особенно задумался об этой проблеме сейчас, когда по благословению архиерея стал заниматься проблемой реабилитации алко- и наркозависимых. Ведь во многих семьях (и православных тоже) существует эта проблема, да и не только эта. Но семья, православные члены семьи иногда годами остаются один на один с болью, подчас невыносимой, изматывающей, выходящей за пределы средне-житейского опыта. А в скольких приходских семьях есть дети-инвалиды или заболевшие тяжкой болезнью, которая требует от всех членов семьи непосильных, запредельных затрат материальных, душевных, нравственных… Сколько семей, просто живущих за гранью нищеты в то время как другие из прихожан порой не знают, куда девать «шальные» деньги?! Сколько беспомощных стариков из нынешних или давних, но теперь уже не могущих прийти в храм прихожан нуждаются во внимании и заботе?! А мы о них и не знаем порой, а иногда и не хотим знать, потому что понимаем, что много горя и боли в мире, и везде помочь невозможно… и только начни помогать одному, как увидишь и другого, и третьего… и можно с ума сойти, а тут и своя семья… И живем мы каждый своей, тесной, маленькой жизнью, сознательно не вникая в жизнь других, потому что так легче… до тех пор, пока с нами не случится беда и пока мы сами не останемся одиноки. А ведь община, тем более община большого городского храма, много может, гораздо больше, чем можно себе представить, и в живом, открытом общении, всем миром, способна решать проблемы самые серьезные и острые. И вот главное: приходская община не только может, но и должна решать все эти проблемы. А иначе какая же она община? В чем эта общность выражается? В молитве? Так ведь и молитва совместная должна приносить плоды.
Глава Церкви Христос, а верующие составляют Его тело, Церковь. Но в реальности получается так, что храм принадлежит как бы какому-то «начальнику», а прихожане приходят, чтобы «получить благодать», но к реальной жизни прихода не имеют отношения (кроме особых случаев, когда перед праздником нужно сделать «генеральную уборку» или принять участие в той или иной общеепархиальной акции).
Что уж говорить о приходящих…
Ведь зачастую человек и приходит в церковь как в какое-то особенное, святое место, ожидая там встретить людей, если уж не прямо святых, то во всяком случае добрых, приветливых, не равнодушных друг к другу. Человек вполне резонно ожидает найти людей, способных сопереживать, сочувствовать, объединенных тем «духом Христовым», который может защитить от безумства времени. И что «человек входящий» встречает в реальности? Ну, сами честно ответьте себе, исходя из опыта воцерковления своего и своих близких, знакомых…
В чем выход, как нам вернуть тот живой, общинный дух, который должен не только присутствовать на приходе, но и служить живым выражением подлинного единства во Христе?
Вопрос очень сложный, и я не могу сейчас на него ответить. Нет у меня, «очередного священника», каких-то предложений и тем более готовых решений. Я только чувствую, знаю, что церковная община должна быть сплочена не формально, а подлинно духом братской любви и взаимопомощи. Кроме литургического – несомненно, главного, – общения, должно быть общение вне храма, в котором обсуждались бы проблемы воцерковления, катехизации, вообще духовные вопросы, а также житейские, организовывалась бы молитвенная и материальная помощь тем, кто оказался в затруднительных обстоятельствах… У прихожан должна быть возможность лучше узнать друг друга, необязательно в нарочитом рассказе о себе, но в тесном, живом общении, в совместном труде и отдыхе. И каждый член общины должен знать, что он не останется один в своих проблемах и нуждах.
Можно сказать: так зачем же дело стало? Давайте, организовывайте, осуществляйте, действуйте… Так в том то и дело, что никакой свободы творчества, свободы инициативы в организации форм приходской жизни не существует. Зато есть довольно жесткая «генеральная линия», направленная в первую очередь на осуществление внешней, хозяйственно-административной деятельности. И здесь всплывает другая проблема – оторванность прихожан от священноначалия, пропасть духовная, нравственная и житейская. Об этом горько говорить, но ведь от молчания слаще не станет. Почему у нас такая дистанция, откуда возникает такое недоверие и отчужденность, такое несовпадение интересов?! Ведь мы единый народ, и если это так, то должны существовать формы выражения этого единства. Формы более постоянные, чем спорадические соборы и съезды. И главная из этих форм – живая приходская жизнь в согласии и взаимодействии всей общины, без надменного разделения на «высших» и «низших», но в равной ответственности христианской любви.
Но терпение и труд всё перетрут. Рушить легко, а строить трудно. Пять-десять лет назад те храмы, которые только начали восстанавливать были ещё полупусты, а сегодня и во вновь возведённых храмах на воскресных Литургиях негде встать. Уже не одно поколение выросло в отсутствии любви и доверия к ближнему. Это несчастье и беда всего нашего народа. Желаю всем стяжать любви Божией, терпения, милосердия, радости и смирения. Вот тогда спасёмся!
Кто не знает - преподобный Андрей Рублев много лет сохранял обет молчания, и был одним из выдающимся иконописцем-исихастом.
По-моему, это самый верный и правильный ответ на то, что творится вокруг...Молчать и молиться.
Как государство Россия давно ничего из себя не представляет вовсе. И скорее всего, уже не будет представлять никогда.
Осознание того, что в мировом масштабе, в плане мирской жизни, мы на глубоком дне, помогает излечить всякие ложные псевдофилософские взгляды о России как о Третьем Риме. Кто реально понимает о чем речь...
Наше общество - это множество единиц индивидуумов. Вторая причина - состояние нашей страны. Оно удручающее. Как экономическое состояние, так и состояние умов. Беспредел власти, отсутствие порядка. Народ бесправен и обманут. Суды служат власть имущим. Государственной идеологии нет. Тотальное воровство чиновников, пьянство, грязь, самодурство властей, невежество народа и элит, глупость, мерзость и глубокие греховные падения, обман, предательство.
Благодаря властям российским с 1991 года общинное сознание планомерно разрушалось и в итоге разрушилось. А общества гражданского в России просто никогда не существовало.
Как объединить людей вокруг храма, когда каждый из них - богатый или бедный старается выжить в нашей стране. Все, что вокруг - вне храма - трудно и враждебно. Все в усилиях и борьбе. Не может быть искусственно созданной общины. Если ее нет - значит ее нет. Нет, стало быть, пастыря, который мог бы объединить народ. Нет условий для этого.
И лишь благодаря милости Божьей по молитвам Церкви, Россия существует до сих пор.
Лишь, как территория, на которой сохраняется христианская вера. Никаких других предназначений у России на настоящий момент нет.
Овцы точно не вместе. Пастырей действительно мало.
Духовника постоянного действительно найти почти невозможно: трудно любить того , кто имени твоего не помнит.
Любить вообще трудно. В одной группе учились. Чудом Спустя 15 лет - водим детей в один храм - и ... За 8 лет ни разу не поздоровались.
Может , как у Брянчанинова , нет духовников. Или оскудела любовь у всех, как перед Вторым пршествием.
А может дело в том, что об этом ( любви) просить надо Того, кто поразил пастырей отрекшегося от Него народа. И просить всем вместе , как Он повелел? И просить искренне, а не для порядка.
Ведь Он сказал, что если совместно чего попросим, даст.
Дай мне Боже сил любить ближнего моего!
Как было вначале? Община строилась вокруг учителя и духовного отца - апостола или им рукоположенного пресвитера. И это был единственный способ выжить каждому верующему во враждебном окружении.
Так наверное происходит и сейчас в местах , где просто носить крестик опасно.
Но цемент общины всегда была любовь и учение подлинной веры.
Может сейчас многие думают , что уже все знают а остальное- не так интересно.
Или пастыри считают, что для того , чтобы нести Слово и учить обязательно нужны дальние поездки и просторные помещения. Или их просто очень мало и времени и сил просто не хватает, чобы всех покойников отпеть, все дома освятить, и выполнить те другие обязанности, о которых просят прихожане.
Может все вместе с обоих сторон.
А еще так не хватает общения с "единомышленниками"! Хочется просто поговорить о Боге с кем-то, кто не посчитает тебя сумасшедшей. Здесь это особенно тяжело - очень много атеистов. Да и вообще тема "щекотливая". Среди моих друзей-немцев никто в церковь не ходит. Ни в какую...
Спасибо моей любимой мамочке, иногда ведем с ней по телефону разговоры на душеполезные темы. А еще ваш сайт - настоящая отрада для души! Спасибо!!!
Мой будущий муж покрестился недавно. Бывает ходит со мной в храм, но я боюсь оттолкнуть его такими разговорами. Тем более он и так побаивается, что я "стану как монахиня". И это только потому, что стараюсь ходоть в церковь, исповедоваться-причащаться и соблюдать посты. Тяжело, ропщу иногда. Но никто и не говорил, что будет легко. Прости, Господи, меня грешную.
Согласна с Галиной, что все в основном зависит от настоятеля.
Я вот все время какая-то неприкаянная. Когда жила в родном городе, храм посещала крайне редко, иногда с мамой. Переехала жить и работать в СПб и потянуло в церковь - ходила сперва в Иоанновский монастырь на Карповке, а потом в Александро-Невскую Лавру. Но ведь это ОГРОМНЫЕ храмы с огромным количеством прихожан. Конечно, некоторые лица скоро стали знакомыми, но я стеснялась подойти к кому-нибудь и познакомиться, не хотелось навязываться. И почти перед самым моим переездом из СПб нашла вдруг такой тихий маленький храм недалеко от дома во дворах! И как же я раньше его не видела! Сходила туда с соседкой по коммуналке. Батюшка был такой приветливый, показал нам все, рассказал о встечах прихожан, о верующей молодежи... Через пару дней я уехала.
"усадите за общее чаепитие студентку, воцерковляющегося бизнесмена и бабушку 80ти лет"
У нас в приходе на чаепитиях именно так и бывает.
Москва. Приход огромный, храм на людном месте, захожан почти столько же бывает в выходные дни, сколько и прихожан.
Всё от духовенства зависит. Ко всякому человеку можно найти подход, но иногда надо приложить усилия длиной в год.
А батюшки бывают разные: дом-храм, общественно полезные, требник-на-колёсиках, детские, архиерейские, ЭСЖ (энциклопедия семейной жизни)... И прихожане не всегда соответствуют направлениям отцов, понуждать себя приходится и тем и другим для поступательного движения.
Если отцы тяжелы на подъём, прихожане должны инициативу в свои руки брать, а не охать и жалеть себя.
Да я бесплатно готова была работать, только этого никому не было нужно. Я могла быть украшением любого хора, а передо мной устроили банальный выпендрёж, проверку на вшивость.Знаете ли вы, что такое для музыканта слышать "Великое славословие", исполняемое в тритон? Ведь меня в буквальном смысле трясло! Голова холодная, а тело ходуном ходит, причём левая и правая стороны в разных ритмах! Когда меня били в храме исподтишка, я сдачи не давала. Когда встречала певчих в умат пьяными на улице, по церкви это не носила. Понимала, что как бывшего преподавателя вуза меня захотели опустить по полной и терпела, сколько могла.
Вы спросите, как могло такое произойти? Там, где ханжество больше у священников в фаворе, чем искренне верующий человек, всегда такое случается.Когда я плакала в три ручья, священники что обо мне не знали? Знали прекрасно! Хоть один из них пальцем шевельнул? Нет.
п.с.А разъяснительной работы иногда достаточно и полслова, чтобы человек почувствовал к Кому пришел и зачем.
Спаси Вас Господи о.Димитрий! За ваши статьи, они такие актуальные и нужные. Очень рад, что у нас есть такие священники.
Спаси Господи!
По моему скромному мнению, начинать всегда стоит с себя, работать со своей душой, чтобы образ Божий, заложенный в каждом из нас по Его произволению, можно было увидеть без особого труда. В слове ли, в деле. Иначе говоря, учиться любить нужно. Легко сказать, да нелегко сделать? А надо просто делать, делать дела любви, не смущаясь. "От всегдашнего упражнения рождается навык, навык обращается в чувство, а что делается в чувстве, то бывает неудобоотъемлемо" ("Лествица, возводящая на небо", Преподобный Иоанн, игумен Синайской горы).
Возвращаясь к общине. Любящий священник правильно организует жизнь прихода, где будет тепло и светло, а любящий прихожанин не смутит случайно зашедшего в храм человека.
Курочка по зёрнышку клюёт.
С уважением, Зоя.
Для контактов нужно использовать воскресные школы для взрослых, проводить экскурсии, клубы по интересам должны быть (к примеру, кино, фотография, астрономия, путешествия для молодежи).
Допустим, есть община, есть возможность служить ближним, общаться.Но... если всё время и силы отдавать общине, то как мы явим любовь к нашим домашним? Ведь много ли семей, в которых муж, жена, дети, родители верующие? Мне кажется,те, кто непосредственно общается с нами - дети, муж, родители, коллеги, соседи - должны "видеть наши добрые дела и прославлять Отца Небесного".
Много говорится о любви. А что это такое? Для кого-то любовь, когда все за него делают. Для кого-то, когда не лезут в душу.
К священникам какие могут быть претензии? Священник такой же человек - со слабостями, с непониманием, с болезнями.Да,священник добровольно взял на себя ответственность быть пастырем.Но кто такой пастух? Он идет ЗА овцами. Да, он знает, где вода, где травка.Но овцы сами пьют и едят, а он смотрит, чтобы не украли овцу, или волк не задрал,да чтоб от стада не отбилась (бывает маленьких на руках несут пастухи), да чтобы поле, засеянное хлебом, не съели эти самые овцы.
Признак взрослости - самому брать ответственность.
1) в такой тонкой вещи, как духовная жизнь, "семейная" любовь и приставания с ней малознакомых или поверхностно знакомых по воскресеньям людей - мне кажется, лишнее. Ну не могу я говорить о вере, о Боге за чаем, извините! И делать вид, что страшно всех люблю, целоваться со всеми - тоже перебор. Наша разобщенность - искренняя, как бы страшно это ни звучало.
2) если бы ко мне стали в храме подходить, куда-то меня вести, рассказывать и подсказывать, я бы сбежала, это точно. Спасибо, что этого не стали делать!
3) может быть, нужно, чтобы общину объединял "харизматичный" человек? Если он умеет говорить о важном тактично, если это митрополит Антоний Сурожский, то вокруг него будет кружок, который будет и учиться, и помогать. А иначе община - из кого она, зачем и чем занимается? В ней нужно не "играть сладенькую любовь", она должна быть такой, чтобы туда люди бежали, а уходили обогащенными!
4) не бывает даже 10 человек - закадычных, настоящих друзей. А любят друг друга - всего двое. Не может быть огромной любви в собрании многих разных людей. Уважение, терпимость, желание помочь - да, а Любовь - между Богом и человеком, который к Нему пришел. Бог знает каждого и что ему нужно, а мы можем из "любви" еще дров наломать, влезть в душу и сделать только хуже. Я, конечно, не говорю, что не надо помогать тем, кто ищет помощи. Проблема в том, чтобы не помогать тем, кто ее не ищет.
В некоторых комментариях прочитал, что это невозможно, тяжело... Полностью согласен, но с Богом и невозможное становится возможным! ;)
Хочу поделиться нашим небольшим опытом. Я живу в Петербурге, являюсь прихожанином Князь-Владимирского собора. У нас при соборе есть община (хотя м.б. мы этого звания еще недостойны). Начиналось все (да и сейчас продолжается) с катехизации/оглашения/научения для взрослых. Люди, прошедшие оглашения, стали задумываться как им дальше жить вместе, как строить братско-сестренские отношения. Стали собираться вместе на праздники, стали участвовать в общинных крещениях, венчаниях, отпеваниях. Появились общинные служения: в храме (в том числе и участие в богослужении), в больницах (сестры милосердия), в детских домах, тюрьмах, организовали воскресные школы для детей, хор... Руководит общиной священник нашего собора.
Проблем у нас - море! Начиная с того, что у нас нет помещения, для всего этого, кончая нашей собственной теплохладностью. Но все-таки, перечитав комментарии, понимаю, как много нам дал Бог, как надо Его благодарить за это!
Еще раз могу свидетельствовать, что то, о чем пишет о.Дмитрий, возможно!
Может быть срединный царский путь –Шагнуть из наружи в себя, а из себя наружу выведет нас Господь, если ему угодно будет. Смысл внешнего делания, как мне кажется в стимуле внутреннего делания. В общем, нужно каждому делать, что ему возможно, по силам, с молитвой для стяжания смирения, а Господь управит все остальное, если ему угодно и нам на пользу.
Прости Господи.
В 2004г. я попал в тяжелую автомобильную аварию. Кома три недели, три месяца в больнице.
В 2005г. я развелся с женой, остался сын Илья - крещеный в той же церкви которую и я сейчас посещаю.
Церковь я начал посещать с 2005г., читаю духовную литературу, был период когда у меня был перерыв в церковной жизни. Но потом меня Господь вразумил, что бы я продолжал церковную жизнь.
Из того что я прочитал и вынес для себя:
-мы не задумываемся о смерти нашей земной жизни, такое ощущение, что все готовы прожить без смертную жизнь и не думаем даже о том что наша земная жизнь это всего лишь миг - мгновение по сравнению с тем что нас ждет в вечности. А это уже будет решаться на страшном суде ИХ. Все будет зависеть по-божьему ты жил на земле ( как часто исповедовался в грехах и прочащались, читал ли духовную литературу, да и вообще правильно ли ты жил на земле не нарушая Божьих заповедей...)
Это так, в двух словах если что то интересно готов ответить на тел. 79052421004 или по E-mail:
В дополнение к сказанному 2011-01-16 23:23
А чего желает нам БОГ, того между нами нет.
И будет ли? Третье тысячелетие пошло уже, а все у нас людей не получается. Наверное мы не-люди.
Простите, с уважением,
Александр.
Священноначалие во избежание образования сект не способствует развитию общин. Отчасти это оправдано.
Но извернувшись можно найти лояльного священника и маскируясь под воскресную школу, что то организовывать, но опыта живого нет, книг нет. Священник занят и времени уделяет общине мало. И реальной братской общины собрать не получается, но хотя бы есть с кем поговорить...
С Рождеством Христовом!
Отец Димитрий затронул "больную" тему для всех прихожан и просто верующих людей.
Я та самая"скандальная старуха", что стоит у свечей.Я живу в курортном городе и к нам едут со всего бывшего "Союза".Так что в наш храм приходят очень разные люди.Очень тяжело видеть, что за почти 20 лет, с тех пор, как открылись церкви,увы, мало что изменилось в отношении к вере,Церкви.Многие люди до сих пор не знакомы даже с элементарными правилами поведения в храме, не говоря уже о фотоаппаратах и мобильниках.Многие заходят как в музей.Почему-то многие люди уверены, что поставив свечу,исполнили самое главное.
Я думаю, что все теперешние проблемы имеют один корень:у нас нет еще истинной веры.Нет стремления исполнять первую и главную заповедь,искать Господа в жизни своей.
И не хулите чаепитие.Христос с учениками за одним столом сидел и это тоже не просто так.
И священников не оговаривайте, у них строгий Начальник, побольше вашего спросит.А общину не священник устрояет,а Христос.Это Он ведает путями и сердцами человеческими,Он и только Он соединяет людей в любви Христовой.А ежели ее нет, то и единенения не получается.Все зависит от нас самих.Вспомните,как учил батюшка Серафим Саровский:стяжите дух мирен и тысячи рядом с вами спасутся.
И еще на последок.Первая книга Моисеева называется Бытие.
С бытия нашего и видно,кто чем бысть.Спаси вас всех Господь, трудитесь Ему всем сердцем,все что делаете для других,делаете для Господа.
Привожу несколько цитат из коментариев, с которыми согласна:
"О. Димитрий все правильно написал."
"Люди приходят на Литургию,стоят вместе на молитве,но сразу после службы расходятся такими же озабоченными и малодружелюбными,как и до нее..."
"Нынешняя разобщенность видимо беда не внутрицерковная, а беда русского народа, я старый человек и помню послевоенное время, гораздо теплее были отношения между людьми.Особенно обидно, ведь называя себя братьями и сестрами, годами стоим в храме бок о бок по имени-то друг друга не знаем,а смотришь на мусульман и иудеев,как они горой за своих встают,и думаешь вот уж действительно братья и сестры."
"Вот уже несколько месяцев общаюсь с другом(он мусульманин), который парализован(впрочем, как и я сам) и рассказываю ему о Христе. Он слушает меня, верит, но...не видит той самой любви, которая должна быть среди христиан. Но если нет любви, нет и Духа среди нас? Значит мы недостойны причастия Духа, раз Его нет среди нас? В нас есть все, что угодно, гордыня, кретиканство, тщеславие, но любви в нас нет. Кто мы? Хоть один человек из нас может сказать " и уже не я живу, но живет во мне Христос"? "
Господь заповедал любить друг друга! Не получается?!
Братья и сестры, будем прилагать к этому труды и устремления и ПРОСИТЬ У НЕГО этой ЛЮБВИ, ведь ОН заповедал ПРОСИТЬ! СТУЧАТЬ! ИСКАТЬ!
Тут отец Дмитрий в начале статьи упомянул тему крещения, мне так думается что люди не приходят в храм после крещения потому что не понимают веры, нет у них осознания совершаемого поступка, всей серьёзности совершаемого таинства...может стоит вводить институт оглашения? (хотябы 1-2 месяца)
Земной поклон Вам, отец Димитрий. С Рождеством Христовым поздравляю всех!
Разве в таких условиях можно молиться?
К настоятелю не подойти, на такой он недосягаемой высоте от нас, простых прихожан.
Против всего этого безобразия хочется голосовать одним способом: рублём, не давать им пожертвований.
Прочитала и статью и отзывы. По-своему все правы, где-то сложились общины, а где-то нет, в городе, где я живу и была прихожанкой сначала несколько лет в одном храме, а после в мужском монастыре, именно так, как описывает батюшка - общины нет, в монастыре больше людей узнаЮщих и здоровающихся, поскольку там даже можно потрудиться в огороде - что людей сближает, но это все равно не полноценная приходская жизнь.
И мне понятны боль и крик души о.Димитрия. Безусловно надо людей объединять, чтобы и после службы люди оставались целым, а не разрозненными и разобщенными индивидуумами.
Помоги Господь!
Всё так. Исключения есть, но они не задают тон в Церкви.
Беда - в болезненной разобщённости русских людей, нашем маловерии, лени, нерешительности.
На наших православных книжках почти всегда изображают какие-нибудь храмы, красивые, высокие, золочёные, с куполами... Людей бы изобразили: радостных, верующих, простых. Больше внимания человеку, а через то - и Богу. Не человек для литургии, а литургия для человека: пастыри, разъясните людям, что к чему, стройте храмы с нормальной акустикой!
По наболевшим вопросам я писал как-то:
http://eugen-ivanov.livejournal.com/589.html
Советую очень книгу отца Георгия Казанцева "Мёртвые души":
http://www.wco.ru/biblio/books/kazancev1/Main.htm
1. Меня взяли на занятия, не смотря, что я пропустила начало.
2. Одна женщина будто взяла патронаж надо мной, подсказывала, говорила, когда какие праздники... как что нужно делать. Однажды одолжила мне свою кофточку с длинным рукавом, когда я пришла на занятия в футболке. Она водила меня на трапезу, когда я приходила помогать. Сначала я жутко стеснялась. Она буквально за ручку меня первые разы водила.
3. Меня спрашивали, как мои дела, как муж, как что, не только она, но и начальница, и женщина, которая занималась уборкой - все отнеслись ко мне радушно. И это не только ко мне, я думаю.
4. Группа у нас постоянно оставалась помогать, кто на кухне, кто в огороде, кто где, и как-то все было очень тепло. Люди знакомились, помогали друг другу, звонили. Обменивались дисками и книгами. Одна женщина подарила мне книгу с текстами богослужений на одну из седьмиц Великого Поста.
5. Меня привлекали к работе, группой мы ездили помогать однажды в Дом Малютки. Приглашали в поездки, звонили домой, звали на какие-то мероприятия.
6. Там постоянно организуются праздники, всегда есть кружки, какие-то занятия.
7. Нам с мужем монахиня однажды подарила Евангелие, потом во второй раз. И как-то предложила в третий, но мы поблагодарили и сказали, что вы нам уже подарили.
И это, конечно, не все.
Спасибо вам за статью, она заставила меня задуматься.
И пусть поможет вам Бог в работе с молодежью!
Помоги, Господи!
В статье вы говорите, что будете рады, если кто-то вас переубедит.
Мне не с чем сравнивать; возможно, в прошлые времена общинная жизнь была теснее, но могу поделиться своим небольшим опытом.
Часть 1 комментария:
Мне 27 лет, мое воцерковление началось с Таинства Венчания. Наверное, первая "взрослая" Исповедь, первое осознанное "взросло" Причастие. Мне подруга посоветовала этот Храм и батюшку, к которому хорошо можно было бы прийти на первую Исповедь. Несмотря на количество народу в очереди, батюшка уделил нам с мужем много времени, я, признаться, многие вещи из его слов поняла чуть ли не спустя год. Но он потратил время на наше вразумление, приводил интересные цитаты и примеры из Жития Святых.
Спустя некоторое время, мне захотелось пойти в Воскресную школу при Храме. И вот здесь продолжилось как раз то проявление любви к ближнему, о котором вы пишете:
Люди остаются в церкви еще после воскресной литургии, чтобы поговорить с друг с другом, я вижу как прихожане любят своих батюшек а батюшки прихожан.
Зачастую мы сами виноваты в том, что не включаемся в эту жизнь - хотим с кем-то познакомится, но проявляем ложную стыдливость.
Аще Бог не призовет, втуне трудится ...
Мы малое стадо. В Византийской Империи православных было не более 6-12 % в разные времена.
Не переживайте, кто хочет, пусть вне Храма Божьего и бродит, нам же грешным, только в нем и место. Бог пришел спасти грешных, а многие и больше таковыми себя не считают.
Насильно мил не будешь.
Радуйтесь и веселитесь, что пред лицем Его ходите.
Почти вся статья в унисон резонирует с декларируемым направлением усилий Патриархии, а ее (статьи) окончание - как-будто бы находится в позиции критики. Запоминается, как известно, сказанное в финале, как бы не возникло недопонимания и напряженности.
Я простой прихожанин и также оправдываюсь "семьей". Помолились, кое как уже "достояли" часы или требы - и бегом домой. А дома-то как раз все хорошо - о домашних заботятся, о них молятся, они могут и понять, и подождать. А сколько братьев и сестер во Христе остаются и без слова утешения...Горько... Надеюсь, Ваша статься станет значительным или даже решающим катализатором моего и старших братьев изменения
Главное - организовать хорошую, внятную церковную службу; потом - исповедь (не во время службы и не на глазах у всего храма, а как-нибудь интимно желательно, вдали от чужих ушей); хорошие, внятные требы; короче, настоящее душепопечение. Я вижу в Церкви в основном халтуру, о людях никто не подумает, об их ощущениях. Элементарно нет хорошей строгой службы, чтения, пения.
Организуйте атмосферу в храме, воспитывайте храмовых служителей. Что мешает???
Потом, не бегайте от людей, смотрите им в глаза, уделяйте внимание тем, кто в этом нуждается. Главная пастырская работа - индивидуальная. Внешняя организованность по интересам для духовной жизни мало что дает, по-моему.
Где батюшка хороший и отвечает лично за всю постановку храмовой жизни, там и люди приветливые, они интересуются духовной жизнью и друг другом, успокаиваются и исправляются. Только личный батюшкин духовный и практический пример может помочь понять дух Церкви и всей душой к этому Духу присоединиться.
Только я таких идеальных отцов в нашей местности не встречала, один суррогат, видимо, их так учат...
тогда положение начнет изменяться. А пока - отстраивается модель православия синодального периода, возводятся стены,золотятся купола, пишутся кучи отчетов, проводятся скучнейшие епархиальные собрания, дело не изменится.
Зачем опять отстраивать государственную религию? Господь снял с церкви это бремя у нас в 1917 году. Зачем опять лезть под ярмо? Напряжение нарастает: снаружи тишь да гладь, симфония и блеск куполов. Внутри - сверхжесткая иерархия, равнодушие,карьеризм,плененность средневековой субкультурой,самодовольство и ригоризм.
Бог Вам в помощь,о.Дмитрий в Вашем пути за Христом.
Иметь в храме такое место,где можно совместно присесть,чай попить и батюшка посреди...простое,человеческое неформальное общение,беседы и пр.и пр.То место,где можно чувствовать себя человеком,среди человеков и перекинуться парой слов.
Отбою бы не было.
начните с чаепития, пригласите прихожан за стол, познакомьтесь с ними и прихожане между собой, лично, и у вас уже началась приходская жизнь, если люди увидят тепло исходящее от священника.
Нет никаких проблем для этого, кроме помещения, кружек с чаем и желания общения.
Главное - желание общинной жизни, а оно у Вас, судя по статье есть.
Гораздо хуже если на этом пути стоят страсти облеченные в личину псевдоправедности, которые приносят в жертву себе все и вся.
Помоги Вам Господи.
Любовь растить надо, а по плану спущеному сверху ничего не вырастет.
Так что, терпим и смиряемся! Хорошо хоть народ креститься и отпевать усопших приходит.
Дальше еще хуже будет: Второе Пришествие в мир, где не будет любви никто не отменял.