В Типиконе не предписывается совершение крестного хода вокруг храма, однако в настоящее время невозможно себе представить без него пасхальную службу.
Во время крестного хода совершается трезвон во все колокола, который продолжается до того момента, когда шествующие, обойдя вокруг храма, станут у западных дверей в храм для совершения Пасхального начала. Здесь трезвон следует остановить, а по совершении Пасхального начала, когда молящиеся входят в храм, трезвон возобновляют; заканчивают его уже фактически к началу канона.
Следующий звон в пасхальную ночь совершается по окончании утрени перед началом литургии. Это трезвон в три приема, как заведено к литургиям праздничным и воскресным, только с тем отличием, что перед этим не совершается благовеста.
На чтении Евангелия во время литургии в Типиконе указано: «И на всяком возгласе или статьи Евангелия ударяют в церкви по единожды в кандию. Параекклисиарх же вне церкви в великое било и в великий кампан; на последнем же возгласе ударяют во вся кампаны и в великое било». Это означает, что следует совершать в большой колокол по одному удару перед каждым чтением, а по окончании чтений – трезвон. В современной практике эти звоны не совершаются, хотя не совсем понятно, по какой причине. Было бы неплохо, по мнению автора, эти звоны восстановить.
Если праздник Пасхи совпадает с Благовещением, то «…к тому Евангелию в кандию не ударяют», поскольку полагаются чтения Благовещению и Пасхе, а традиционных чтений Евангелия на разных языках нет.
На евхаристии, как обычно, – двенадцать ударов в праздничный колокол. По окончании литургии – праздничный трезвон.
Звоны Светлой седмицы
Благовестят во всю Светлую седмицу в праздничный колокол, трезвонят «во вся».
На литургиях благовест непродолжительный. Поскольку часы в эти дни поются, то время звона перед началом литургии заметно уменьшается, потому в некоторых церквях настоятели благословляют перед литургиями в этот период трезвонить вообще без благовеста.
Всю Светлую седмицу совершаются крестные ходы вокруг храма. Здесь звонарям следует заранее договориться со своими помощниками (теми, кто подает сигналы о движении крестного хода), чтобы на прекращение трезвона сигнал подавали не сразу по остановке головной группы, а после того, когда духовенство приготовится к совершению действ (чтению Евангелия, совершению ектении, кроплению святой водой и т.д.).
Останавливается крестный ход на всех четырех сторонах храма, но следует учитывать, что остановки не всегда одинаковы по продолжительности. Последняя, четвертая, остановка совершается в западной части храма, у паперти. После этого заходят в церковь уже для того, чтобы закончить службу и приложиться к кресту. На вхождение крестного хода в храм тоже совершают трезвон. Этот трезвон можно считать заключительным, если после литургии не совершается праздничного молебна. Если же молебен совершается, то трезвонят уже, собственно, на выход прихожан из храма.
О порядке посещения колоколен
В Светлую седмицу разрешается посещать колокольни и звонить в колокола всем желающим, однако не нужно оставлять колокольни без присмотра. Гостей должен сопровождать кто-либо из церковного причта (лучше всего, конечно же, сам звонарь).
Желающим позвонить доверяют это только в том случае, если у них есть хотя бы некоторый опыт. Прежде чем доверить звон новичку, его нужно проинструктировать. Следует помнить, что разбить колокол нетрудно. Гораздо труднее его приобрести. Кроме того, неумелый, нестройный звон может раздражать и причинять беспокойство проживающим невдалеке от церкви гражданам.
Колокольни являются объектом повышенной опасности, и ответственность за безопасность гостей ложится на того, в чьем сопровождении они пришли. Следует категорически исключить из числа посетителей лиц в нетрезвом состоянии.
Нередки случаи, когда после посетителей на колокольне приходится перевязывать оснастку, чинить педали и прочие приспособления, которые от неправильного звона приходят в плачевное состояние.
Все эти нюансы следует предусмотреть заранее и, по согласованию с настоятелем храма, определить порядок посещения колокольни и правила совершаемого звона.
Николаю Ивановичу низкий поклон за его бескорыстное служение, за помощь коллегам и тем, кто не имеет образования по звонарскому искусству, вроде меня, а ночью нужно звонить - так ко времени Ваша помощь (позвольте сравнить со "скорой").
Храни Вас Бог!
Здесь, как мне кажется утрачивается связь звона с самим Пасхальным Богослужением. Когда мы идем со свечами вокруг храма, тем самым уподобляемся женам мироносицам, которые подходят ко Гробу Господню, при этом поем "Воскресение Твое Христе спасе..." в словах этого песнопения и надежда, и настоящая, и будущая радость, трезвон только заглушает его и мещает молитвенному настрою ожидания. Жены подходят и видят, камень отвален от гроба, видят свет и ангела и о чудо, Христос воскрес! Поэтому и звон в это время должен быть соответствующим. Пока идем крестным ходом - благовест, нечасто, мы слышим пение, уготовляемся к чуду. Далее останавливаемся у врат, или же, у гроба Господня, звон останавливается до открытия храмовых врат, врата открываются и здесь совершается самый праздничный трезвон "во вся" - Христо Воскрес! Поправьте меня, если ошибаюсь.