Преподобный Гутлак Кроулендский, чудотворец

Не бойтесь, но будьте непоколебимы, ибо Бог – заступник ваш.

Преподобный Гутлак Кроулендский

Преподобный Гутлак Кроулендский, чудотворец Преподобный Гутлак Кроулендский, чудотворец Преподобный Гутлак Кроулендский, английский Антоний Великий, родился около 673 года, а преставился в первую среду по Пасхе в 714 году. Он подвизался в Кроуленде (который иногда ошибочно называют Кройленд), рядом с нынешним городом Питерборо в Кембриджшире, на реке Велланд, болотистой местности графства Линкольншир, известной под названием Фенс. В отличие от преподобных египетских отцов-пустынников, святой Гутлак был окружен не скалами, утесами и песками пустынь, а болотами. Он спасался в краю тогда еще не осушенных болот восточной части Средней Англии – в Восточном Мидлендсе, рядом с границей Восточной Англии. Подобно некоторым отцам, жившим в пустыне, святой Гутлак в отрочестве отступил от благодати и в юности вел нечестивую, вольную жизнь, как и другие главари многочисленных банд и преступных шаек VII века, но потом пришел к совершенному покаянию. Его житие рассказывает обо всех обычных искушениях, с которыми сталкивались отшельники, да и все православные христиане. Эти искушения сменяли друг друга: тут были и разочарования, и упадок духа, отчаяние, демонические нападения, обманчивые похвалы, лесть демонов.

Житие святого Гутлака было написано на латыни монахом по имени Феликс по просьбе короля Альфвальда Восточноанглийского. Оно было составлено примерно через поколение после кончины святого Гутлака; Феликс, который, судя по его имени, был выходцем из Восточной Англии, использовал факты и рассказы, полученные от очевидцев – нескольких человек, лично знавших святого.

Святой Гутлак стал одним из самых почитаемых англичанами святых-отшельников после святителя Кутберта Линдисфарнского. На месте подвигов святого со временем вырос большой монастырь[1]. По меньшей мере девять церквей в Англии были освящены во имя святого Гутлака[2], и о жизни его повествовали написанные на староанглийском житие и две поэмы, два более поздних переложенных на стихи жития на английском и житие на латыни, было и житие в иллюстрациях. Предположительно, почитание святого пошло на спад лишь в конце XIII века, когда новые формы средневекового благочестия и почитания святых начали замещать старинное, исконно православное благочестие. Но и по сегодняшний день преподобный Гутлак почитается и любим православными; день его памяти – 11/24 апреля.

День памяти Гутлака часто выпадает на Великий пост – время, подходящее для такого великого святого-монаха, хотя иногда его память празднуется в один из первых дней после Пасхи. Недавно святому был написан акафист (а также православная служба на английском языке. – Примеч. пер.); к месту его подвигов совершаются паломничества. Нам давно хотелось, чтобы житие святого Гутлака, доступным языком изложенное, стало известно многим. Ниже даем новый и несколько вольный перевод жития святого, сделанный нами со старинного оригинала и снабженный комментариями, в надежде, что благодаря этому наше желание исполнится.

Протоиерей Андрей Филлипс

Житие преподобного Гутлака Кроулендского, чудотворца

Глава 1

Святой Гутлак с житием Святой Гутлак с житием В правление известного короля Этельреда Мерсийского[3] жил в Мерсии один знатный человек, которого звали Пендвальд. Он был из старинной и родовитой семьи, известной как Айклинги. Этот муж был весьма богатым. И вот пришло время ему жениться. Из множества девушек Пендвальд выбрал самую красивую и из благородной семьи – девицу по имени Тетт. Они поженились, и, по воле Божией, Тетт вскоре уже носила младенца во чреве. Когда Тетт пришло время родить, с небес было послано знамение, очевидцами которого стали многие. Пурпурная рука, державшая золотой крест, простерлась с небес, указывая на дверь дома, где должен был вот-вот родиться младенец. Те, кто стал свидетелем этого, поспешили ближе разглядеть знак. Но тогда рука с крестом исчезла в небе. Люди, видевшие это чудо, упали ниц и принялись горячо и усердно молить Бога, чтобы Он послал им объяснение знамения, так внезапно явленного. И вот, по окончании молитвы вышла из дома женщина и обратилась к ним: «Укрепите свое сердце и дух, ибо родился здесь, на земле, человек великой святости». Услышав это, они сказали, что вот, божественный знак предвестил рождение ребенка. А другие говорили: знамение, явленное при рождении ребенка Божиим Произволением, означает, что вечное блаженство будет даром, предназначенным свыше новорожденному. Все были изумлены и поражены увиденным, и до того, как солнце зашло за горизонт, об этом узнали все англы, жившие в средней части Восточной Англии.

Глава 2

Примерно неделю спустя дитя принесли в церковь для совершения над ним таинства крещения, и, когда вынули младенца из купели, наречен он был именем Гутлак. Имя это было выбрано весьма удачно, так как, по мнению многих ученых мужей, слово «Гутлак» состоит из двух слов и означает «Дар борьбы». И действительно, святой Гутлак не только перенес жизненные трудности и тяготы, но, обратившись к вере, вел брань духовную и сподобился вечного блаженства в Царстве Небесном, так что имел право сказать вместе с апостолом: «Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его»[4]. Младенца, омытого водой святого крещения в крещенской купели, отнесли в дом отца его, где о нем заботились и пеклись. Ребенок рос послушным, и ни у родителей, ни у воспитателей его не было с ним никаких хлопот. Он не был склонен к глупым ребяческим шалостям, не тратил время в пустой болтовне, не было в нем заметно лжи и притворства. Гутлак рос умным, его лицо всегда светилось радостью, он был весел духом, невинным во всех своих делах. Все замечали, что в мальчике сиял особый духовный свет.

Время шло, Гутлак взрослел, становился сильнее и крепче, и храбрые подвиги героев прошлого и великих мира сего стали все больше занимать его[5]. Характер юноши изменился, в нем проснулась воинственность. Он собрал большую дружину и взялся за оружие. Давая волю чувству ненависти к врагам, Гутлак дотла сжигал их крепости, опустошал их деревни. Ватага его предпринимала опустошительные набеги на земли соседей, убивая и грабя без разбора. Около девяти лет Гутлак разбойничал со своей шайкой, ставшей сущим бедствием для всей округи.

Однажды ночью Гутлак, возвратившись из очередного набега, прилег отдохнуть. Он принялся перебирать в уме разные события своей жизни, как вдруг страх Божий овладел им, а сердце исполнилось любовью. И так силен был этот страх Божий, что Гутлак тотчас дал обет Богу: если Господь пощадит его этой ночью, то он впредь будет служить только Ему. Гутлак вспомнил о древних королях, многие из которых умирали в бедности и злой доле. Он подумал о том, что все богатства, которыми они владели, быстро и безвозвратно исчезали, да и жизнь человека каждый день все ближе к своему концу. Когда мрак ночи рассеялся и занялся свет наступающего дня, Гутлак встал и осенил себя крестным Христовым знамением. Своим приятелям он сказал, чтобы они нашли себе нового предводителя, признавшись, что хочет стать учеником Христа. Затем, получив откровение Божие, он велел им вернуть людям все награбленное. Его товарищи удивились услышанному и испугались. Они упали пред Гутлаком на колени и умоляли не оставлять их. Но Гутлак их уже не слышал; любовь к Богу горела так жарко в его сердце, что он не произнес больше ни слова. Он решил оставить раз и навсегда богатства своих родителей, родной дом и весь этот мир.

Гутлаку было 24 года, когда он отринул все мирские блага и возложил все свои надежды на Христа. Он отправился в монастырь Рептон, настоятельницей которого была игуменья Эльфрида[6], и там его постригли в монахи, символом чего стала тонзура апостола Петра[7]. Когда Гутлак принял постриг и стал монашествовать, он отказался от всякого спиртного[8]. Такая строгая жизнь Гутлака поначалу была монахам не по нраву, но потом они полюбили его за чистоту ума и души и его безупречную жизнь. Гутлак был ростом высок, телом чист и душой приветлив. Благороден лицом, любезен и кроток в речах, терпелив и скромен. Любовь к Богу всегда горела в его сердце. Стремясь к познанию, Гутлак прежде всего выучил Псалтырь. Доброе сердце этого освященного благодатию Божией человека наполнялось и учением святых служителей Христовых – отцов Церкви. Он обучался слову Божию и монашеской дисциплине, учил псалмы, молитвы и гимны, согласно установлениям святой Церкви. По примеру подвижников он стал проводить жизнь в благочестии: в кротости, послушании, терпении, долготерпении и воздержанности плоти. Так прожил он в обители около двух лет, когда сердце его посетило желание уединиться в каком-нибудь диком месте. Гутлак прочел об анахоретах прежних времен, которые, возжаждав во имя Божие жизни в пустыне, проводили дни свои в маленьких кельях; тогда душа его наполнилась благодати Божией, и он твердо решил следовать им. Несколько дней спустя Гутлак испросил благословения у истинных рабов Божиих – старцев – отпустить его и ушел.

Глава 3

В Британии есть местность под названием Фенс, или Маршленд (Край болот. – Д.Л.), известная своими болотами, которая начинается с реки Гранта, недалеко от города Грантчестер[9] и тянется к Северному морю, образуя при этом многочисленные широкие и длинные «языки». Это край обширнейших болот с темной стоячей водой, грязных протоков, множества островков, камышовых зарослей, пригорков и чащоб. Когда блаженной памяти Гутлак услышал о существовании такого отличного дикого, необжитого места, то с Божией помощью поспешил туда и добрался до Фенс по кратчайшему пути. Гутлак попросил местных жителей показать ему годное для уединенной жизни место. Один человек по имени Татвин поведал Гутлаку, что знает одно особенно подходящее для него – глухое и отдаленное – место. Это островок, на котором многие пытались жить, но никто не мог задержаться надолго, так как там случались всякие ужасы. Когда святой услышал эти слова, то попросил Татвина показать ему этот островок. Сев в лодку, они поплыли через дикие и глухие болотистые дебри, пока наконец не добрались до искомого места – Кроуленда (Вороньего острова. – Д.Л.). Местность эта была, действительно, очень отдаленной от всего и находилась как раз в самой середине вышеуказанного района. Островок Кроуленд заселяли злые духи, или демоны[10], но кроме Татвина никто этого не понимал. Святой Гутлак, поселившись здесь, сразу начал борьбу с искушениями, посылавшимися ему злыми духами, укрепляемый Божественной помощью. Он начал жить совершенно один среди чащ и зарослей болотистого места, расположенного в самой невероятной глуши.

По Божественному Промыслу, святой Гутлак прибыл на остров в день памяти апостола Варфоломея, то есть 25 августа. И он очень нуждался в апостольской помощи во всех делах, касавшихся подвижнической жизни[11]. Гутлаку понравилась отдаленность этого места, и он дал обет Господу, что будет служить Ему на острове Кроуленд до конца своих дней. Несколько дней Гутлак обживал остров, а потом он подумал: надо бы ему вернуться в монастырь, чтобы в последний раз приветствовать братию, ведь он ушел, не попрощавшись с ними. И на следующий день Гутлак отправился в монастырь. Он пробыл там с братией 90 дней. Наконец, попрощавшись со всеми, Гутлак отправился в свое дикое, пустынное место, которое так полюбил, взяв с собой двух молодых послушников, которые помогли ему донести запасы еды и нужное для постройки. Наш подвижник был 26 лет от роду, когда, наделенный обильной благодатию небес, он окончательно поселился в уединенном месте. Для защиты от нападений нечистых духов Гутлак духовно вооружился: поднял щит веры Духа Святого, облачился в броню упования на помощь Божию, увенчал главу шлемом чистых помыслов. Он отражал атаки нечистых духов стрелами Священной Псалтыри.

Как неисповедимы пути Господни и милостив и праведен Его суд! Кто дерзнет поведать об этом? Подобно тому, как благородный учитель языков – святой апостол Павел, которому Господь Вседержитель определил проповедовать Евангелие Его народам, прежний гонитель святой Церкви, по дороге в Дамаск отвращен был от заблуждений иудейской веры гласом с небес, так и блаженной памяти преподобный Гутлак был уведен от бедствий этого мира к трудам отшельнической жизни.

Глава 4

Святой Гутлак с житием Святой Гутлак с житием Я стану рассказывать об отшельнической жизни святого Гутлака по порядку, как это слышал от тех, кто поведали мне о нем, что сами знали, – этих людей зовут Уилфрид и Кисса.

На том острове был большой могильный холм, или курган, который некогда был раскопан охотниками за сокровищами. С одной стороны кургана находился большой водоем, около которого благословленный Господом Гутлак выстроил для себя хижину, ставшую ему кельей, и часовню. Как только он здесь поселился, то решил, что не будет носить ни шерстяной, ни льняной одежды, а будет одеваться до конца своих дней лишь в шкуры животных. С того дня он только так и одевался. С первых дней жизни на острове пища у Гутлака была скудной. Целый день он ничего не ел, лишь после захода солнца принимал немного ячменного хлеба и воды. Однажды, когда Гутлак по своему обыкновению распевал псалмы и собирался приступить к молитве, древний враг рода человеческого (который рыщет, как рыкающий лев по долине, испуская во все стороны стрелы своих искушений, желая ядом злобы своей ранить сердце человека) внезапно, будто бы из туго натянутого лука, пустил стрелу сильного искушения в самое сердце нашего Христова подвижника. Блаженный муж, уязвленный ядовитой стрелой злобного духа, вдруг впал в беспокойство из-за того, что он живет совершенно один в такой глуши.

Гутлаку также вспомнились его прошлые грехи, которые, как ему показалось тогда, никогда не будут прощены. Диавол ранил его стрелой отчаяния. Целых три дня святой Гутлак сильно мучился и не знал, к чему направить свое сердце. И только на четвертую ночь он твердо восстал против сомнительных мыслей. Устами пророка Гутлак громко пропел Господу такие слова: «В тесноте моей я призвал Господа и к Богу моему воззвал. И Он услышал от святого чертога Своего голос мой, и вопль мой дошел до слуха Его»[12]. Тотчас верный помощник – святой Варфоломей – пришел к нему на помощь. Гутлак увидел святого апостола не во сне, а наяву – в ангельском великолепии и красоте. С этого момента блаженный Гутлак постоянно пребывал в радостном расположении духа, вспоминая посещение небесного гостя. Его ум и сердце просветились, и он больше не смущался прежними мыслями. Небесный гость, святой Варфоломей, утешил его, подкрепив и ободрив словами о том, чтобы он отринул сомнения, был решительным и непоколебимым. Святой Варфоломей обещал Гутлаку свою помощь во всех бедствиях. После таких слов своего верного защитника наш подвижник исполнился духовного блаженства, укрепился и всецело доверил себя Богу.

Глава 5

Однажды, когда Гутлак размышлял о своем образе жизни и о том, как стать ближе к Богу, два демона внезапно подступили к нему. Они спустились с неба и дружелюбно с ним заговорили: «Мы хорошо знакомы с твоим подвижничеством и знаем, как тверда твоя вера. И еще знаем, что есть у тебя сокровенное желание никогда не быть побеждаемым искушениями. Мы испытали тебя, когда вели с тобой войну всякими злокозненными хитростями. С этого дня мы больше не будем досаждать тебе. И мы не только не будем мешать твоему подвигу, но поведаем тебе о жизни тех, кто в древние времена подвизался в посте в пустыни. Первыми постились Моисей и Илия, затем Спаситель мира, а потом многие славные египетские отшельники. От воздержания их силы истощались, но зато так они искоренили в себе все греховное. Если ты хочешь смыть с себя все грехи, которые совершил, то усмири свое тело воздержанием. Ибо, если ты будешь крайне воздержанным в этой жизни, то укрепишься в вечности; и если претерпишь много боли и страданий здесь, на земле, то получишь блаженство в будущем. И если ты постишься в этой жизни, то поднимешься в глазах Божиих. Твой пост должен быть не на два или три дня, а на каждый день. Ты должен изнурять себя строгим воздержанием, а в первую очередь тебе потребуется шесть дней поста для избавления от грехов. Как Бог первые шесть дней создавал мир, придавал ему форму, украшал его, а на седьмой день почил от дел Своих, так и тебе лучше всего шестидневным постом украсить и упорядочить свой дух, а на седьмой – вкусить пищи и отдыхать».

Услышав эти слова, блаженный Гутлак поднялся и прокричал, обращаясь к Господу: «Да отидут от меня мои враги навсегда! Господь и Бог мой, я знаю Тебя – ибо Ты мой создатель». Как только подвижник это произнес, нечистые духи в миг исчезли[13]. Гутлак отверг демонические наставления, поняв, что они были совершенно бессмысленными. Наш подвижник продолжал есть скромно, питаясь лишь ячменным хлебом, что поддерживало его жизнь.

Когда лукавые духи поняли, что Гутлак отверг их советы, то жалобно закричали и застонали оттого, что были побеждены. Святой Гутлак вышел настоящим победителем, ведь он отверг их лжеучение.

Преподобные Гутлак и его сестра Пега Преподобные Гутлак и его сестра Пега Прошло еще немного времени. Однажды Гутлак молился про себя в тишине ночи. Вдруг к нему подступило несметное множество нечистых духов. Они наполнили собой всю хижину, окружили со всех сторон. Они были отвратительными на вид, имели огромные головы, длинные шеи и тощие морды, мерзкие, растрепанные бороды, косматые уши, кривые носы, злые глаза и омерзительные рты. Их зубы походили на зубы лошадей, а пасти были наполнены пламенем. Голоса нечистых духов были резкими и неприятными, ноги – кривыми, колени – огромными, пальцы на ногах – сморщенными. Они хрипло кричали и визжали – так громко и ужасно, что святому казалось: все пространство между небом и землей заполнилось их мерзкими криками. Нечистые духи вломились в хижину, связали руки и ноги святому мужу и выволокли его вон из кельи. Притащив Гутлака к мрачному и темному болоту, они окунули его в грязную воду. Затем они протащили Гутлака через густые заросли ежевики, так что тело святого было все исцарапано и кровоточило. Так мучили его бесы в ночи, а потом на какое-то время оставили. Затем демоны приказали ему покинуть этот остров, пригрозив еще большими мучениями. Подвижник, не внимая им, произнес слова пророка: «Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь (не уйду)»[14]. Тогда демоны схватили его и стали бить железными прутьями. Затем они положили Гутлака на свои безобразные крылья и подняли высоко вверх, где был необычайный холод[15]. Там, в вышине, Гутлак увидел, что вся северная сторона неба словно бы заслонена черными облаками, несущими густую, плотную темноту. Он увидел, что это полчище злых духов приближается к нему. Духи схватили святого и швырнули в место мрака и мук – в ад. Ощутив гадкий дым, увидев горящие языки пламени и ужас черной смерти, Гутлак сразу позабыл про те пытки и мучения, которыми истязали его духи ада. Он увидел, как демоны пытают и мучают души нераскаянных грешников посреди ужасного пламени. Жестокость этих наказаний привела Гутлака в трепет. Злые духи крикнули ему громкими голосами: «Нам дана власть бросить тебя в эти муки и оставить в этой бездне, а вот и огонь, который ты зажег своими грехами и преступлениями. Врата ада открыты пред тобой». Так бесы грозили ему. Но Гутлак отвечал им: «Да будете прокляты вы, дети мрака, сыны погибели! Вы – пыль, пепел и зола! Кто мог дать вам власть отправить меня на вечные муки? Да, я готов принять волю Господа моего! Но к чему ваши пустые, лживые угрозы?» Как только злые духи приблизились к Гутлаку, вдруг явился святой небожитель, апостол Варфоломей, сияющий небесным светом среди мрака ада. Темные духи не могли вынести присутствия святого апостола и мигом скрылись во мгле. Когда преподобный Гутлак увидел своего верного заступника, то возрадовался великой радостью. Святой Варфоломей приказал нечистым духам бережно отнести Гутлака обратно. Так бесы и сделали: аккуратно положили Гутлака на свои крылья и понесли вниз, а святые ангелы Божии приблизились к Гутлаку и пели песнь: «Блаженные приходят от силы в силу»[16]. Ранним утром, перед самым рассветом, Гутлак очутился на своем острове.

Когда утром подвижник заканчивал свое молитвенное правило, то увидел двух бесов: они горько рыдали и жаловались. Гутлак спросил их, почему они рыдают, и бесы отвечали: «Мы плачем, потому что наша власть над тобой сломлена; мы не можем приближаться к тебе и разговаривать с тобой. Ты побеждал и посрамлял нас каждый раз, и мы теперь обессилены». И нечистые духи исчезли как дым.

Глава 6

В царствование Кенреда, короля мерсийцев[17], бритты постоянно нападали на англов, затевая бесконечные сражения. Однажды на рассвете, когда преподобный Гутлак по обычаю вычитывал свое утреннее молитвенное правило, он вдруг впал в непродолжительный сон. Пробудившись, он вышел из хижины и стал прислушиваться. И услышал, как множество демонов разговаривают на кельтском языке[18]. Гутлак знал этот язык, так как когда-то жил у кельтов в изгнании, и ему было понятно, о чем говорят демоны. Вдруг Гутлак увидел, что вся его хижина охвачена пламенем, а демоны принялись колоть его остриями копий. Святой тотчас запел псалом: «Да воскреснет Бог и да расточатся врази его»[19]. Как только Гутлак пропел первую строчку псалма, демоны исчезли. Подвижник каждый раз противостоял силам зла, и они поняли, что побеждены.

Глава 7

Однажды священник по имени Беккель[20] пришел к святому и попросил разрешения остаться с Гутлаком на острове, обещая жить тихо и скромно, служить Богу и все делать по его указанию. Гутлак принял его. Со временем нечистый дух стал внушать священнику, чтобы он убил Гутлака, поразив ум такими мыслями: «Если я убью его, то остров станет моим, и многие люди будут почитать меня, как они сейчас почитают его».

И вот Беккель, как-то придя к святому отшельнику, чтобы побрить ему волосы на голове (монашеским обычаем Гутлака было мыться раз в 20 дней), был окончательно побежден желанием пролить кровь святого. Гутлак сразу распознал хитрость лукавого духа (ибо, благодатию Божией, события будущего были открыты ему, и он видел внутреннего человека так же прекрасно, как и внешнего). Гутлак встретил Беккеля словами: «О, Беккель, зачем ты спрятал лукавого диавола в своем глупом сердце? Почему ты не извергнешь из себя этот смертельный, горький яд? Я вижу, что ты был обманут лукавым духом. Искуситель человечества и враг мира породил эти злые мысли и вложил их в твое сердце. Отвратись от диавольских научений лукавого духа!» Беккель тотчас понял, как был обманут нечистым духом, и пал к ногам святого, каясь со слезами в своем грехе. Святой Гутлак не только простил ему этот грех, но еще и пообещал, что всегда будет помогать ему во всех бедах.

Глава 8

Святой Гутлак с демоном у его ног. Святой держит бич для изгнания демонов, полученный им от апостола Варфоломея (XV в., Кроулендское аббатство) Святой Гутлак с демоном у его ног. Святой держит бич для изгнания демонов, полученный им от апостола Варфоломея (XV в., Кроулендское аббатство) Однажды вечером, когда Гутлак приступил к вечерним молитвам, послышалось мычание и рев диких зверей. Он увидел всякого рода тварей. Звери и змеи приближались к нему. Сначала показалась львиная морда, угрожавшая ему своими клыками, за ней – нечто похожее на разъяренного быка с медвежьей мордой. Далее появилось существо, напоминавшее гадюку; было слышно хрюканье свиньи, волчий вой, карканье ворона и свисты разных птиц. Таким зрелищем демоны хотели отвлечь ум и сердце отшельника от молитв. Гутлак, вооружившись и защитившись святым крестным Христовым знамением и щитом святой веры, с презрением отверг искушения злых духов. Он прокричал: «Эй, лукавые, низкие духи! Зачем показываете мне вашу “силу” и вашу “мощь”? Вы принимаете вид зверей, птиц и гадов; вы вознеслись и возвеличились, захотев стать равными Богу. Ныне я повелеваю вам во имя Вечного Бога, создавшего вас и ниспровергнувшего с высоты небес: прекратите шум». В то же мгновение все нечистые духи исчезли и наступила тишина.

Глава 9

Однажды вечером один монах пришел поговорить с Гутлаком и остался у него погостить. В один из дней он сделал записи на листке бумаги, а затем ненадолго ушел. Внезапно появился ворон и, как только увидел бумагу, схватил ее и унес с собой в глубь болот. Гость в это время возвратился. Увидев, что ворон утащил листок, он сильно опечалился.

Вскоре Гутлак вышел из своей часовни и заметил, что монах в печали. Он успокоил гостя, сказав: «Не печалься, брат. Пока ворон летит в вышине над болотами, сядь в лодку и греби за ним. Ты отыщешь листок». Воспользовавшись советом старца, монах сел в лодку и поплыл. Вскоре на его пути оказалось маленькое озерцо со стоячей водой. В середине озерца он увидел заросли тростника. Там белел его листок, как будто кто-то специально положил его туда. Монах подплыл к тростнику, изумленный и обрадованный, схватил свой листок и вернулся к Гутлаку. Святой объяснил гостю, что это произошло не благодаря его стараниям, а милостью Божией.

На острове Кроуленд жили два ворона. Они были очень жадными и хватали и уносили с собой все, что видели. Гутлак терпел их жадность. Он своим примером показывал людям, какими должны быть настоящие терпение и смирение. Святого хозяина острова Кроуленд слушались не только птицы, но и рыбы и другие животные этой глуши. Все обитатели Кроуленда подчинялись ему. Каждый день святой кормил животных и заботился о них.

Глава 10

Однажды Гутлака навестил преподобный монах Уилфрид, с которым подвижник давно был дружен и состоял в духовном общении. Пока они размышляли и рассуждали о духовной жизни, две ласточки незаметно влетели в келью. Они весело пропели свою песенку, затем бесстрашно сели на плечи Гутлака и продолжили пение. Потом птички перелетели на грудь, руки, а затем – на колени отшельника. Изумляясь и не отрывая глаз от ласточек, Уилфрид спросил Гутлака, почему птицы дальней глуши садятся на него так безбоязненно. Гутлак отвечал ему: «Разве ты не знаешь из Священного Писания, брат Уилфрид, что дикие звери и птицы становятся ближе к тем, кто живет по воле Божией? Ангелы общаются с теми, кто удаляется от мира и ведет отшельническую жизнь. А когда отшельники стремятся к общению с людьми из мира, то ангелы их покидают».

Глава 11

Один известный человек из королевской семьи Мерсии по имени Этельбальд захотел навестить святого отшельника Гутлака и побеседовать с ним. Этельбальд уговорил монаха Уилфрида взять его с Четырехлистник в аббатстве Кроуленд, изображающий сцены из жития святого Гутлака (XIII в.) Четырехлистник в аббатстве Кроуленд, изображающий сцены из жития святого Гутлака (XIII в.) собой к святому, и в один прекрасный день они вместе сели в лодку и поплыли к тому месту, где жил Гутлак. Выйдя из лодки, они направились к келье святого, не заметив при этом, что Уилфрид оставил в лодке перчатки. Во время разговора с гостями Гутлак вдруг спросил, не оставили ли они что-нибудь в лодке (ибо Господь открывал ему то, о чем другие не знали). Уилфрид ответил ему, что, действительно, оставил в лодке свои перчатки. Поговорив еще немного, они все вышли из хижины святого и увидели на соломенной крыше черного ворона, который держал в клюве перчатку. Гутлак упрекнул ворона за его проступок. И ворон повиновался святому старцу: тотчас, оставив перчатку, он скрылся в глуши. С помощью палки Уилфрид достал свою перчатку. В этот момент еще трое посетителей прибыли к берегу и позвонили в колокол, давая знать хозяину о своем приезде. Услышав колокол, Гутлак пошел к ним, радостно улыбаясь. Они немного побеседовали со святым. А перед тем как отплыть назад, протянули святому перчатку и сказали, что, когда плыли сюда, мимо пролетал ворон и выронил из клюва эту перчатку. Улыбаясь, святой старец взял ее и благословил людей[21]. Гутлак вернулся к своим гостям и протянул Уилфриду вторую перчатку.

Глава 12

В Восточной Англии жил юноша по имени Уотред, отпрыск одной аристократической семьи. Он был исполнительным и почтительным по отношению к своим родителям. Однажды нечистый дух вселился в него, и Уотред повредился рассудком. Злой и коварный бес завладел его умом и волей, и Уотред принялся до крови терзать свое тело. Больной не только себя рвал и кусал зубами, но и бросался на окружающих. И вот как-то его родственники и близкие друзья собрались, чтобы связать Уотреда. Тогда он схватил боевой топор и зарубил им насмерть трех человек, многих других ранил. Уотред был таким буйным в продолжение четырех лет. Наконец родители отвезли его в святой монастырь, чтобы священники и епископы омыли больного и очистили от душевного недуга. Но, несмотря на многочисленные попытки, беса изгнать не смогли. Родители юноши вернулись домой в скорби и с мыслями о том, что лучше было бы ему умереть, чем продолжать мучить людей. Но вот до них дошла молва, что на острове Кроуленд среди болот живет отшельник, получивший от Бога благодатные дары. Родители и близкие Уотреда решили отправиться с больным к отшельнику. «Только бы была на то воля Божия, чтобы Уотред получил исцеление по молитвам этого подвижника!» – были их думы. Вскоре они отправились в путь и прибыли на остров, расположенный неподалеку от Кроуленда. Там они переночевали, а на рассвете направились на Кроуленд. Прибыв на место, они позвонили в колокол, как было принято. Гутлак вышел из кельи и направился прямо к ним, движимый Божественной любовью. Как только гости со слезами рассказали ему о причине своего приезда, Гутлак сразу же повел Уотреда в свою часовню, из которой ни он, ни юноша не выходили целых три дня. Все эти дни Гутлак стоял над больным и непрестанно молился. Когда на утро третьего дня солнце уже поднялось, Гутлак омыл больного страдальца святой водой, дунул ему в лицо, и в ту же секунду нечистый дух оставил юношу. Уотред почувствовал, будто он пробудился от глубокого сна. Он выздоровел, вернулся домой, и болезнь уже никогда больше не беспокоила его.

Глава 13

Однажды один знакомый Этельбальда по имени Экга начал страдать от нечистого духа. Настолько сильно действовал в нем бес, что Экга даже не понимал, что с ним происходит. Семья его повела к Гутлаку. Как только они пришли к святому, тот сразу же опоясал его своим поясом. Одержимость тотчас прошла и более никогда не беспокоила. Просвещенный благодатию Божией, Гутлак был силен в пророческом духе, видел будущее людей так же ясно, как настоящее[22].

Глава 14

Церковь святого Гутлака в Статерне Церковь святого Гутлака в Статерне Однажды святого старца решил навестить игумен, который был связан с ним узами духовной дружбы. По дороге двое шедших вместе с ним монахов попросили разрешить им покинуть его, сославшись на срочное дело. Игумен отпустил их. Когда он прибыл в Кроуленд, чтобы побеседовать с преподобным старцем и набраться сил из святого источника Священного Писания, Гутлак неожиданно спросил у него: «А где же те два монаха, которые в начале пути покинули тебя?» Игумен ответил: «Они испросили у меня разрешения уйти, так как у них были какие-то неотложные дела». Гутлак сказал ему в ответ неожиданные слова (Бог открывал ему все тайные события). Гутлак поведал следующее: «Они пошли в дом вдовы и напились допьяна». Не только о том, где они сейчас находятся, рассказал игумену святой Гутлак, но также и о выпитых ими напитках, обо всех произнесенных монахами словах. Святой рассказал ему все, как случилось в действительности. И вот, получив его благословение, игумен отправился в обратный путь. Когда монахи вернулись к игумену, он спросил их, где они были. Монахи отвечали, что очень утомились от своего неотложного и важного дела. Тогда игумен спросил их, правду ли они говорят, и монахи принялись клясться, что правду. На это игумен ответил: «Зачем вы даете ложные клятвы?! Вы были в доме вдовы, вели там себя вот так-то и так-то и говорили то-то и то-то!» Монахи тотчас устыдились. В раскаянии они упали к ногам игумена, просили простить их за проступок, сознавшись, что все было в точности так, как он рассказал.

Глава 15

Однажды к Гутлаку пришли два монаха из одного монастыря. У них с собой были две бутыли с пивом, и они договорились спрятать их под дерном, чтобы на обратном пути это пиво выпить. Гутлак укрепил их советами и утешил сердца своими наставлениями. В конце разговора отшельник добрым и веселым голосом спросил: «А почему вы спрятали бутыли с пивом под дерном, а не принесли их с собой?» Монахи очень удивились словам святого старца. Они поклонились ему и попросили благословения. Гутлак благословил гостей, и они отправились домой.

К этому святому мужу приходили все: и аристократы, и епископы, и монахи, бедные и простые, богатые и могущественные. Приходили к нему не только жители большого королевства Мерсия, но и всех земель Британии: отовсюду, куда доходила о нем молва[23]. Люди стекались к нему со своими скорбями, бедами, нуждами; среди них были больные телесно, одержимые бесами, бедствовавшие и просто несчастные. От Гутлака никто не уходил не утешенным, все больные исцелялись, бесноватые освобождались от нечистых духов.

Глава 16

Среди тех, кто приходили к святому Гутлаку, был некий человек по имени Оффа, знакомый вышеупомянутого Этельбальда. Как-то раз Оффа отправился к Гутлаку и на второй день пути в темноте угодил в колючие заросли. Колючки были длинные, и одна прошла сквозь ступню бедного путника. В ту ночь нога его опухла, боль была настолько сильной, что он не мог ни сесть, ни встать. Все же кое-как он добрался до острова, на котором жил блаженной памяти Гутлак. Когда святому сказали о нем, то Гутлак сразу же велел им принести к себе раненого. Оффа рассказал, как поранился и как сильна боль. Гутлак быстро снял с себя одежду и надел ее на больного. Раны вмиг стали заживать и исчезать, а колючка, так мучавшая ногу, вылетела, словно стрела из лука, и упала где-то далеко. Когда боль окончательно прошла, Оффа смог поговорить со святым старцем, будучи в бодром и веселом расположении духа. Он покинул остров совершенно здоровым. Все, кто узнали об этом чуде, восторгались и умилялись, вознося хвалы Богу.

Глава 17

Церковь святого Гутлака в Маркет Дипинге Церковь святого Гутлака в Маркет Дипинге Было бы неправильно не упомянуть о событиях, совершавшихся чудодейственной силой Божией через святого отца нашего Гутлака, о которых знало большое число людей. Все чудеса Гутлак совершал полученной им от Господа благодатию, он даже знал, что говорили люди, находившиеся от него на дальнем расстоянии, как будто они стояли рядом.

Однажды епископа Хедду[24] посетила благая мысль навестить почитаемого отшельника и побеседовать с ним. Епископа сопровождал очень образованный и знающий человек – монах по имени Уигфрит. По дороге к отшельнику он и другие помощники епископа завели разговор о Гутлаке, о его нелегкой жизни, о многочисленных чудесах. Некоторые сомневались в праведности его жизни и говорили, что не знают, совершает ли Гутлак эти чудеса силой Божией или силой диавола. Тут Уигфрит сказал: «Я могу проверить и узнать, действительно ли Гутлак живет святой жизнью. Долгое время я жил среди ирландских монахов, многие из которых всю свою жизнь посвящали служению Богу и преуспевали духовно, живя в святости и непорочности. Силою Божией они просияли многими чудесами и знамениями. По примеру жизни ирландских монахов я смогу понять, какой жизни этот человек и силой ли Божией или силой диавола он творит чудеса».

Наконец Хедда и Гутлак встретились и напитались живительной силой святого Евангелия. Духовный свет так сиял в святом служителе Христовом, что, когда он проповедовал, казалось, будто говорил сам ангел небесный. В нем были видны великая мудрость и образованность; о чем бы он ни заговаривал, все подтверждал примерами из Священного Писания. Внезапно во время беседы епископ Хедда встал и поклонился в ноги святому Гутлаку, искренне прося принять священнический сан и послужить у престола Божия. Гутлак внял его просьбе и сказал, что примет сан, так как на то воля Божия и воля епископа.

После службы и рукоположения в иеромонахи епископ попросил святого вкусить вместе со всеми трапезу. Гутлак согласился, хотя это противоречило его обычаю. Когда все сели за стол, Гутлак посмотрел на сопровождавших епископа и, обратившись к монаху Уигфриту, произнес: «Брат Уигфрит, так что же ты думаешь о том священнике, о котором ты вчера сказал, что узнаешь, хороший он или плохой?» Уигфрит вскочил из-за стола, упал на колени перед святым и искренне покаялся в своих словах. Святой Гутлак обнял Уигфрита в знак того, что простил его. Освящение острова Кроуленд и рукоположение преподобного Гутлака совпало с праздником урожаев – это было за пять дней до дня памяти апостола Варфоломея.

Глава 18

Однажды преподобнейшая дева и игуменья Эгбурга, дочь короля Алдвулфа[25], послала Гутлаку свинцовый гроб и саван. Она умоляла старца именем Царя Небесного дать согласие, чтобы его тело после смерти было положено в этот гроб. Эгбурга также передала Гутлаку послание через одного монаха праведной и святой жизни, в котором спрашивала у святого, кто будет следующим игуменом Кроуленда после его смерти. Гутлак, получив все это от преподобной игуменьи, милостиво и любезно ответил, что этот человек пока еще живет среди язычников и даже не крещен, но что он скоро придет и примет таинство святого крещения. Так оно и произошло. Тот самый Кисса, который позднее жил на этом острове, прибыл в Британию вскоре после предсказаний Гутлака и был крещен[26].

Глава 19

Не можем не упомянуть еще об одном удивительном пророчестве святого Гутлака. Однажды Этельбальд снова пришел к подвижнику. В это время король Кеолред преследовал Этельбальда, но ему удалось скрыться, избежав суда и ненависти. Помощи от людей не было – все его предали, но его утешала надежда на помощь Божию. Этельбальд рассказал преподобному о своих бедствиях, и Гутлак ответил следующее: «Сын мой, я не забыл обо всех твоих трудах и бедах. Я сжалился над тобой и молил Господа, чтобы Он помиловал тебя и помог в твоих бедах. И Он услышал мою молитву. Господь дарует тебе власть над твоим народом, а все ненавидящие тебя убегут раньше, чем ты своим мечом уничтожишь всех своих врагов. Ибо Бог – Заступник твой. Но будь терпеливым и снисходительным, так как получишь королевство не силой оружия, а с помощью Божией. Господь поразит всех ненавидящих тебя и отнимет у них королевство. Господь не забыл тебя и определил стать королем»[27].

Этельбальд, услышав эти пророческие слова святого отшельника, укрепился в вере и надежде на Бога. Он вспомнил, что королевства часто захватываются и отнимаются, что наша земная жизнь быстро подходит к концу и что смерть незваной приходит ко всем: к властителям и поданным, ученым и невеждам, старым и молодым.

Глава 20

Кроулендское аббатство Кроулендское аббатство Преподобный Гутлак подвизался в уединении в течение 15 лет, во всем исполняя волю Божию, и Господь благоволил забрать душу любимого Им раба из суеты, борьбы и бедствий этого мира в вечное блаженство Царства Небесного. Однажды, когда Гутлак, как всегда, стоял на молитве в своей часовне, к нему внезапно подступила болезнь. Святой сразу узрел в этом Промысл Божий и, радуясь, начал готовиться к переходу в вечную жизнь Царства Небесного. Он был сражен суровой болезнью на семь дней, а на восьмой скончался. Гутлак занемог в Великую среду, перед Пасхой, а в среду Светлой седмицы отдал Богу свою душу.

В то время с Гутлаком был священник по имени Беккель – именно от него я узнал подробности о смерти святого отшельника. Беккель пришел с просьбой к святому в тот день, когда он занемог. Гутлак отвечал медленно, выдыхая воздух из легких с задержкой и большим затруднением. Священник увидел подвижника в таких ужасных страданиях и сказал ему: «Что случилось? Не поразила ли тебя ночью болезнь?» Гутлак отвечал: «Да, ночью я заболел». Снова Беккель спросил у него: «Ты ведаешь, отец мой, почему заболел и каким образом болезнь пройдет?» Святой ответил ему: «Причина моей болезни в том, что душа должна будет разлучиться с телом; а недуг мой закончится на восьмой день. Это правильно: душа должна подготовиться к встрече с Господом».

Беккель, услышав эти слова, горько заплакал. Глаза Беккеля были красны от слез. А человек Божий Гутлак утешал его, говоря: «Сын мой, не печалься и не скорби, ибо для меня не тягостно идти к Господу Богу моему».

В нем была такая глубина святой веры и такая любовь к Богу, что (и за это, а не только за все его благие деяния, явленные и неявленные) все без исключения любили Гутлака. По прошествии четырех дней настал первый день святой Пасхи; святой Гутлак, несмотря на болезнь, воздал благодарение Богу-Творцу и отслужил литургию. Он совершил бескровную жертву Богу и причастился святых тела и жертвенной крови Христа Господа, а затем проповедовал Евангелие Беккелю. Эти поучения Гутлака глубоко запали в душу Беккеля, и он позднее признавался, что никогда не слышал ничего подобного в жизни.

На седьмой день болезни Беккель пришел навестить Гутлака около 6-го часа. Он обнаружил святого склонившимся в часовне у алтаря. Беккель не мог говорить, видя, как сильно болезнь мучила святого. И все же Беккель попросил старца сказать ему прощальное слово перед тем, как он умрет. Блаженный Гутлак, обернувшись, сказал: «Уже почти пробил час, сын мой. Потому слушай мою последнюю волю. После того, как моя душа разлучится с телом, иди к моей сестре[28] и скажи ей, что я отказался от встреч с ней здесь на земле, чтобы впоследствии мы могли видеть друг друга на небесах пред лицем Божиим. Попроси ее положить мое тело в гроб и обернуть меня в саван, который игуменья Эгбурга прислала мне. Я отказывался при жизни одеваться в одежду из льняной ткани, но теперь, ради любви к возлюбленной во Христе деве, я использую присланный ею подарок по назначению. Когда тело и душа разлучатся, повели моей сестре одеть мое тело в ту самую одежду и положить в гроб».

Беккель сказал на это: «Теперь я хорошо понимаю, как серьезна твоя болезнь и что ты скоро покинешь этот мир. Умоляю тебя, мой дорогой отец, расскажи мне нечто, о чем я никогда не смел спросить тебя раньше. С тех пор как я пришел сюда жить с тобой в этой глуши, много раз слышал, как ты разговариваешь с кем-то по вечерам и по утрам. Кто тот, с кем ты беседовал, я не знаю. Поэтому молю тебя: открой мне эту тайну, чтобы я не волновался об этом после твоей смерти». Святой муж, тяжело дыша, ответил: «Сын мой, не беспокойся. То, что не хотел говорить никому в течение всей жизни, я теперь намерен открыть тебе. Со второго года моей жизни в этом уединенном глухом месте Бог посылал мне ангела для моего утешения по вечерам и в ранние утренние часы. Он открывал мне небесные тайны, о которых запрещено говорить с другими людьми. Эти беседы помогали мне и защищали в нелегком пути ко спасению. Ангел рассказывал мне о настоящих событиях, а также о тех, которые должны произойти. Теперь, мой возлюбленный сын, храни мои слова и не рассказывай их больше никому, кроме моей сестры Пеги и одного отшельника по имени Эгберт, если тебе случится разговаривать с ним».

Произнеся эти слова, святой склонил голову и тяжело задышал, потом ему стало легче, он выдохнул из себя воздух – и – о чудо! – вся келья наполнилась ароматом наисладчайших цветов. В следующую ночь, когда Беккель молился Господу, он увидел, что вся келья подвижника излучает неземной свет. И так продолжалось до самого утра.

На утро человек Божий был снова немного взволнован и, приподнимая свои ослабевшие руки, сказал Беккелю: «Сын мой, приготовься к дороге, как я и просил тебя, ибо подходит время, когда моя душа покинет это бренное тело и отправиться к вечному блаженству Царства Небесного». Сказав это, он протянул руку к святому престолу и подкрепил себя святыми дарами – телом и кровью Господа. Он поднял глаза к небу, воздел вверх руки и с радостью на лице предал дух в вечное блаженство Царства Небесного. В эти минуты Беккель видел, что вся келья наполнилась небесным светом, появился огненный столп от земли до самых небес, красота которого не была сравнима ни с чем, а яркость полуденного солнца по сравнению с ним обращалась в бледность. Было слышно ангельское пение, раздававшееся в воздухе по всему острову, и чувствовалось вокруг чудесное благоухание.

Беккель в страхе затрепетал. Потом он сел в лодку и отправился к сестре Гутлака. Прибыв в дом Пеги, Беккель рассказал ей обо всем, что случилось, по порядку, как просил ее брат. Узнав о кончине брата, Пега опустилась на землю и долгое время пребывала в таком великом горе, что даже не могла говорить. Когда Пега немного пришла в себя, то испустила вздох из самых глубин своего сердца и возблагодарила Господа Вседержителя за Его волю.

На следующий день, чтобы исполнить последнюю волю преподобного служителя Христова, они оба приплыли в Кроуленд, найдя весь остров и дом Гутлака наполненными небесным благоуханием, сравнимым лишь с ароматом амброзии и меда. В течение следующих трех дней любимая сестра вручала своего брата Богу, проводя все время в пении Божественных гимнов за упокой души. На третий день, как и просил святой, они должным образом захоронили его тело в часовне.

Божественная милость благоволила показать людям, какую великую славу стяжал этот подвижник. После того, как его похоронили, по молитвам Гутлака произошло много замечательных чудес. Через 12 месяцев после кончины и погребения Гутлака Бог вложил в ум своей верной рабы благую мысль переложить тело своего любимого брата в новый гроб.

Пега собрала служителей Христовых и духовенство. Они открыли гроб и обнаружили тело святого таким же целым и неповрежденным, каким оно было при его погребении годом раньше. Святой выглядел, как живой. Гибкостью частей своего тела Гутлак скорее напоминал спящего человека, чем мертвого. Все одежды, в которые было завернуто его тело, выглядели такими же новыми, как в час его положения в гроб. Когда все собравшиеся люди увидели это, то сначала сильно испугались. Их ужас был таким, что некоторое время они не могли сказать ни слова.

Служительница Христова Пега, увидев тело Гутлака таким, исполнилась духовной радости. Напевая гимны, восхваляющие Христа, она обернула честное тело святого в другой саван, который прислал отшельник Эгберт, когда Гутлак был еще жив. Они не стали закапывать гроб, а поместили его на почетное место. Король Этельбальд облагородил новыми строениями то место, где сейчас в духе покоится неподверженное тлению тело святого Гутлака. Ныне каждый, кто приходит сюда, получает все желаемое заступничеством и ходатайством преподобного отца нашего Гутлака, избранного Богом за святую жизнь и сокровища своей мудрости. Он был тверд, постоянен и верен своим делам и обязанностям, так усердно и прилежно служил Христу, что ничего никогда не исходило из его уст, кроме хвалы и благодарения Христу Спасителю нашему. Ничего не было у Гутлака в сердце, кроме молитвы и благочестивого рвения к служению Богу; ничего не было в его уме, кроме мира, любви и кротости. Никто ни разу не видел святого Гутлака сердитым или нерадивым в служении Христу, но на его лице все могли видеть только любовь и мир. В поведении и характере святого Гутлака была особенная сладость, в сердце – мудрость, и такая радость исходила от него, что его равно любили и друзья, и чужие.

Глава 21

Этельбальд, в то время находившийся в ссылке в далеких краях, узнал о кончине святого Гутлака – единственного своего защитника и утешителя. Он сильно опечалился и отправился на то место, где было захоронено тело святого, в надежде, что через Своего угодника Господь дарует ему утешение в скорбях. Подойдя к могиле святого, Этельбальд произнес со слезами: «Отец мой, ты видишь мои несчастья, ты всегда был помощником во всех моих бедствиях! Куда мне податься теперь? Кто утешит меня, если ты покинул?»

Сказав эти и многие другие слова со слезами на глазах, Этельбальд вечером отправился в дом, в котором иногда гостил при жизни Гутлака. В доме печальные мысли одолевали его до тех пор, пока он не заснул. Ночью внезапно Этельбальд вскочил испуганный, так как весь дом наполнился небесным светом. Этельбальд увидел преподобного Гутлака, стоявшего перед ним в облике ангела. Святой произнес следующие слова: «Не бойся, но будь тверд и непоколебим, ибо Господь – Заступник твой. Я пришел к тебе, ибо Бог услышал твои молитвы по моему ходатайству. Не печалься, время твоих несчастий прошло, и ровно через год ты уже будешь править страной, за что ты так долго боролся». Не только о будущем правлении рассказал ему Гутлак, но еще описал всю его дальнейшую жизнь. Бог сотворил все это через Своего угодника, причем после того, как тот умер и был погребен.

Глава 22

В деревне под названием Уисс[29] (именно здесь был в ссылке Этельбальд) жил один человек, у него было свое хозяйство. В течение 12 месяцев этот человек видел все, как в тумане, потому что глаза его затянула белая пленка. Врачи долго лечили его мазями, но безуспешно – исцеление не происходило. Тогда ему пришло откровение от Бога: если его приведут к Гутлаку, то зрение восстановится. Вскоре друзья привезли его на остров Кроуленд, где их встретила служительница Божия Пега. Услышав о твердой и непоколебимой вере человека, она в церкви подвела его к честному телу святого Гутлака. Пега взяла немного соли, ранее освященной самим святым, слегка смочила ее и потерла ею один глаз больного. И не успела она потереть второй, как больной уже мог видеть первым глазом. Покидая остров, этот человек уже хорошо видел и вернулся домой совершенно здоровым.

Нашему Господу да будет хвала, и слава, и честь, а блаженному святому Гутлаку – жизнь бесконечная, всегда и вовеки. Аминь!

Монах Феликс
Предисловие и перевод с латыни на английский протоиерей Андрей Филлипс,
Перевел с английского Дмитрий Лапа

25 апреля 2011 г.

[1] В 1987 г. образовалось товарищество святого Гутлака, куда вошли приходы церквей, освященных во имя этого святого. Это церкви: 1) кроулендское аббатство графства Линкольншир, 2) церковь в деревне Аствик графства Бедфордшир, 3) приходская церковь в Брэбстоне графства Линкольншир, 4) католическая церковь Пресвятой Богородицы и святого Гутлака в Дипинг-Сент-Джеймс графства Линкольншир, 5) церковь в Литл Коварн в Херефордшире, 6) церковь в Маркет Дипинг в Линкольншире, 7) церковь в городе Фиштофт в Линкольншире, 8) церковь в Найтоне в графстве Лестершир, 9) церковь в Литтл Понтоне в Линкольншире, 10) церковь в маленькой деревне Пассенхем в южном Нортгемптоншире, 11) церковь в Статерне в графстве Ноттингемшир. С XII по XVI век в городе Херефорд на западе Англии существовал небольшой католический августинский монастырь во имя святого Гутлака. – Примеч. пер.
[2] От монастыря (позднее аббатства) Кроуленд (произносится также как Кройленд) сегодня сохранилась в основном лишь приходская англиканская церковь – бывшая монастырская церковь Кроулендского аббатства английского графства Линкольншир. Кроулендский монастырь был основан в 816 г. и освящен во имя Пресвятой Богородицы, апостола Варфоломея и святого Гутлака. Монастырь был построен точно на том месте, где святой Гутлак вел отшельническую жизнь с 699 по 714 г. В третьей четверти X века монастырь перешел во владение знатному человеку по имени Туркетул, который был родственником архиепископу Йоркскому Оскителу. Священник по имени святой Туркетил (887-975, память 11 июля) впоследствии стал игуменом этого монастыря и одарил его множеством поместий и земель. Предполагают, что примерно в то же самое время Кроулендский монастырь принял бенедиктинский устав. Этот монастырь хорошо известен историкам как предполагаемое место составления «Кроулендской хроники», которую начал один из монахов обители. Впоследствии ее продолжали другие насельники монастыря.
В 1537 г. настоятель Кроуленда писал ближайшему советнику Генриха VIII и главному идеологу Реформации Томасу Кромвелю, высылая ему в подарок монастырскую рыбу огромных размеров: «Смиренно прошу Вашу светлость милостиво принять эту рыбу и умоляю Вашу светлость быть благосклонными и снисходительными ко мне и моей бедной обители». Но аббатство все-таки было закрыто в 1539 г. Большая часть здания монастырской церкви уцелела и сейчас используется местным приходом, но большинство построек монастыря подверглись за последние века значительным разрушениям. Нынешняя церковь – это северный боковой придел первоначального храма. Сохранились и руины, в том числе великолепного западного фасада бывшего храма. Из святынь эта церковь хранит, как многие утверждают, череп местного святого игумена и мученика Феодора, жившего в IX веке. Этот череп показывался посетителям на дисплее до 1982 г., когда его неожиданно украли. Череп был так же загадочно возвращен церкви анонимным владельцем в 1999 г.
Жители Кембриджа вспоминают, что их знаменитый университет был основан по инициативе игумена Кроулендского монастыря. Так, Сабина Бэринг-Гулд утверждает, что святой Гутлак является духовным отцом университета. Говорят, что Кроулендскому аббатству посвятил свой сонет известный английский поэт Джон Клэр (1793–1864), известный как «крестьянский поэт из Нортгемптоншира». А вот что пишет об этой обители современный британский путешественник, изучающий церкви и монастыри, Дерри Брэббс: «Кроулендское аббатство сейчас представляет собой лишь приходскую церковь Кроуленда… Передняя часть западного нефа, величественная, с богатой скульптурой, тоже сохранилась; ее громадное пустое окно огромным силуэтом выделяется на фоне ясного неба… Когда в конце VII века святой Гутлак избрал Кроуленд местом своего затвора, район Фенс («Болота») представлял собой ряд маленьких, негостеприимных островков, расположенных посреди обширной территории предательски опасного болота. И хотя место было удаленным, к Гутлаку приходили многие почитатели его святости, одним из которых был Этельбальд, будущий король Мерсийский. Этельбальд дал обет, что, если он, по молитвенному заступничеству святого Гутлака, займет престол, то обязательно построит на этом месте монастырь в знак благодарности святому. Будущий король сдержал свое слово, и спустя два года после кончины святого Гутлака уже были заложены основания первого монастыря. В IX веке Кроулендское аббатство стало жертвой натиска датских захватчиков, не только разрушивших все постройки до основания, но и умертвивших святого настоятеля Феодора († 870) со многими монахами, когда они вместе служили Божественную литургию. Другие постройки тоже пострадали из-за различного рода несчастий, включая землетрясение в 1118 г.
Кроуленд всегда был знаменит своими колоколами; именно здесь был впервые произведен перезвон с мелодией (tuned peal) – первый во всей стране. Первый подобный колокол отлили игумены Туркетил и Эгелрик ближе к концу X века. Больший колокол окрестили Гутлаком, в то время как шесть других получили имена Варфоломей (небесный покровитель святого Гутлака – апостол Варфоломей) и Беккель (святой Беккель был учеником святого Гутлака), Туркетил и Татвин, а также Пега и Бега (святая Пега была родной сестрой святого Гутлака и отшельницей; святая Бега – имя другой святой)».
Примечательно, что житие святого Гутлака передано в картинках в так называемом «свитке Гутлака» XII века (Хранится в Британской библиотеке). Копии этого свитка можно увидеть на дисплее в Кроулендском аббатстве по сей день. – Примеч. пер.
[3] Святой король Этельред правил Мерсией с 675 по 704 гг., затем отрекся от престола и стал монахом, преставившись в 716 г. День памяти – 4 мая. – Здесь и далее примеч. прот. А. Филлипса.
[4] Иак. 1: 12.
[5] Ему тогда было 15 лет, что в те времена считалось началом возмужания.
[6] Монастырь в Рептоне графства Дербишир (место погребения королей Мерсии) был двойным, то есть служил как женским, так и мужским монастырем, в этом случае – под управлением игуменьи Эльфриды. Эта система так называемых двойных монастырей существовала недолго – в период интенсивного миссионерства в ранние времена истории Церкви, как на Востоке, так и на Западе. В 783 г. такая практика была запрещена 20-м правилом VII Вселенского Собора из-за неизбежных злоупотреблений.
[7] Бритье волос на определенном месте головы, символизировавшее терновый венец, постепенно стало более или менее универсальным во всей Церкви, даже в дальней Ирландии, где в то время существовала еще более старинная форма. На Западе это получило название «тонзуры апостола Петра», так как, по традиции, он представил ее Западу. На это ссылается 21-е правило VI Вселенского собора; это можно увидеть на многих иконах XIV в.: иконах святителя Григория Паламы и других святых того времени. После того как Запад отпал от Церкви, тонзура стала подчеркнуто большой и деформированной, в то время как на православном Востоке постриг стал символичным, и монахи начали носить волосы длинными в знак почтения по отношению к отшельникам.
[8] Читателю следует помнить, что пиво со слабым содержанием алкоголя в то время было обычным напитком, так как часто достать чистую питьевую воду было очень трудно.
[9] Грантчестером сейчас называется деревня недалеко от Кембриджа. И сам Кембридж первоначально так назывался: он был ранее римским лагерем на реке Гранта (сейчас это река Кем и далее по течению реки Ус). Обширная территория, в прошлом состоявшая из одних только непроходимых болот и топей, упомянутая многократно в житии, сейчас по-прежнему носит название Фенс, однако в относительно недавнее время все болота осушили.
[10] «Злые», или «нечистые», духи, часто здесь упоминаемые, – это демоны. Точно так же, как демоны, которые некогда были участниками языческих обрядов фараонов, были изгнаны из городов Египта в период его христианизации и поселялись в пустынях, и в Англии они жили в диких, необжитых и языческих местах после того, как их изгнали из городов во время всецелой христианизации Англии, которая началась за 100 лет до описываемых здесь событий – в 597 году.
[11] Интересно, что примерно через семь столетий апостол Варфоломей помогал русскому святому – преподобному Сергию Радонежскому.
[12] Пс. 17: 6 (Септуагинта). Ясно, что несколько других абзацев жития также взяты из псалмов.
[13] Пс. 67 (Септуагинта). Этот псалом следует читать и повторять всем православным христианам в минуты демонических посещений и искушений.
[14] Пс. 15: 8 (Септуагинта).
[15] Как известно, демоны населяют воздушное пространство, в чем многократно многие убеждались, особенно в недавнее время, – вспомним многочисленные воздушные феномены (так называемые «НЛО»), которые были и остаются распространенными настолько, насколько много находится легковерных и доверчивых людей, способных и желающих верить в такие вещи.
[16] Пс. 83: 7 (Септуагинта).
[17] Король Кенред правил Мерсией с 704 по 709 г., а затем отрекся от престола и принял монашество.
[18] Как и ангелы, демоны могут общаться на любом языке. Так как район Фенс оставался одним из последних мест в Англии, заселявшихся кельтскими племенами после завоевания страны, то не удивительно, что демоны прекрасно знали кельтский язык.
[19] Пс. 67 (Септуагинта).
[20] Рассказы Беккеля являются одним из самых важных источников, по которым Феликс писал житие. Этот покаявшийся священник известен нам как святой Беккель или святой Беттелин, другой вариант его имени – Бертрам. Он был одним из ближайших учеников святого Гутлака. День его памяти – 9 сентября.
[21] Заметим, что они брали благословение так же, каким бы образом взяли его и сегодня.
[22] Дар проницательности, или прозорливости, то есть проникновения в суть, и по сей день дается старцам монастырей, таким, как святой Гутлак.
[23] И здесь тоже мы видим близкие параллели между монастырскими старцами Восточной Европы и монастырскими старцами старой православной Западной Европы.
[24] Хедда был епископом Личфилда с 691 г. и епископом Лестера с 709 г. Его не следует путать со святителем Хеддой Винчестерским, жившим в то же время.
[25] Король Восточной Англии с 663 по 713 г.
[26] Память святого Киссы Кроулендского – 23 сентября.
[27] Король Этельбальд взошел на трон после смерти короля Кеолреда в 716 г. и правил страной 41 год – по 757 г.
[28] Святая Пега была сестрой святого Гутлака и отшельницей. Она известна как святая Пега из Пикерк (то есть «Церковь Пеги»). Она преставилась около 719 г.; день ее памяти – 8 января. Пикерк расположен примерно в 6 милях на юго-запад от Кроуленда.
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Татьяна Гордеева17 мая 2011, 00:00
Благодарю за интересные статьи.
Хотелось бы побывать в паломнической поездке.
Но не вижу, чтобы кто-то организовывал.

uch2005@mail.ru
Николай 2 мая 2011, 23:22
Спаси Господи! Замечательный подвижник Божий! Дивен Бог во святых своих!
Дмитрий 2 мая 2011, 11:38
Уважаемый Кирилл,
к сожалению, мощи святого Гутлака были уничтожены во время реформации в XVI веке, как и мощи очень многих других святых Британских островов. Однако мощи его сестры прп. Пеги, вероятно, сохранились, и находятся где-то за пределами Англии в одной из Европейских стран.
Kirill Gliadkovsky 1 мая 2011, 10:43
Spasi Gospodi za etu statyu. Sohranilis li moschi Sv. Guthlac i gde oni nahodiatsia?

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×