Мало ли чудаков на свете? Некоторые даже себя как «православных атеистов» идентифицируют. Отсюда и странные просьбы. Но священник сегодня должен быть ко многому готов. Да и сам проситель еще не знает, что он будет, а чего не будет делать после крещения, – он лишь заранее пытается обезопасить себя от будущей «чрезвычайной религиозности». Этакая психологическая защита, не более.
Что тут делать священнику? Крестить, да и все. Раз желание креститься у человека есть, то все остальное Бог сделает, добавит, приложит. Надо дать место Богу действовать, проявить Себя. Не все же от нас зависит.
Вместо этого священник (то был конкретный случай, а не моя выдумка) сказал: «Раз вы ходить в храм не собираетесь и молиться не будете, то и крестить вас не надо».
Формально священник, быть может, и прав, но по сути он совершил большую ошибку. Он совершил ее из желания сделать как лучше. Люди вообще склонны наиболее ошибаться не тогда, когда хотят согрешить, а тогда, когда стремятся сделать что-то великое и особенное. И ошибка эта не единичная и не эксклюзивная. Для многих подобное поведение есть норма, и они этой нормой даже гордятся.
Священник, предположим, стремится к образу строгого благочестия и склонен требовать от людей этого самого строгого благочестия, которое ему представляется единственно необходимым. Проще простого при этом «за деревьями леса не увидеть», то есть трудиться ради Бога и Бога же не замечать. Любить букву, но Христа в приходящих не видеть.
***
Ох уж эти благочестивые строгости!
Есть люди, которые годами ходят вокруг причастия, то сужая, то расширяя круги, но подойти и причаститься так и не могут. И дело не в их окамененном нечувствии, не в отсутствии веры или желания принять Святыню. Дело в той «тысяче мелочей», которая может быть кропотливо воздвигнута пастырскими руками на пути к Чаше. «Три дня назад кофе с молоком пили?» «Что-то я вас на Страстной седмице в храме не видел». «Телевизор смотрите?» «Химическую завивку делала?» И так далее. Таких вопросов может быть много, очень много. Из них составляются брошюрки, прочтение которых рождает боль в висках и приступ тихого ужаса. И задаются они для того, чтобы, сокрушенно вздохнув, сказать человеку: «Подготовьтесь лучше» или «Приходите в другой раз».
***
Слов нет: безразличие и теплохладность ужасны. Творящие дело Божие с небрежением, по слову Иеремии, прокляты, и слова эти цитируются часто даже теми, кто всего Иеремию не читал и читать не будет.
Безразличие ужасно. Однако стоит присмотреться к жизни, чтобы заметить: пустующие грустные приходы могут быть не только там, где священник никого ничему не учит, молиться не любит и службы сокращает беспощадно. Погасший огонь на алтаре и предчувствие «мерзости запустения» иногда ощутимы там, где требований очень много, где службы изнурительны, а поучения суровы. В таких приходах пастыри поют одну и ту же песню из трех куплетов: «Времена последние. Денег нет. Люди в храм не ходят».
***
А людям нужна теплота, потому что люди до самой смерти – это дети малые. И строгость они простят, если за фасадом строгости уловят любовь, ощутят жалость и милость. Людей можно даже ругать, если купить себе это право ночными молитвами о них со слезами. Так юродивые поступали, и люди на них за ругань не гневались. Но вот умножение формальных требований без любви, напротив – с бесчеловечной сухостью, люди тоже прочтут, и расшифруют, и исполнять не будут.
То что «суббота для человека», а не наоборот, мы хорошо теоретически знаем. Но как провести этот святейший принцип в жизнь, как научиться отличать главное от второстепенного, отделять зерно от плевел и мух от котлет… Это уже более сложная задача.
***
Вот, например, мы можем смотреть на людей в своих храмах как на наследников идеалов Святой Руси. Из этой прекрасной идеи можно родить опаснейшее заблуждение, а именно – непосильное завышение требований к слабой еще и только формирующейся пастве. Это то самое связывание «бремен неудобоносимых», которое мы в теории хорошо знаем вкупе со словами «человек для субботы».
Куда легче тогда быть представителем племени дикарей, к которым только что приехал проповедник. Этих дикарей проповедник будет жалеть и учить, начиная с азов. До времени он не будет их ни за что ругать – а за мелочи бытовые и обрядовые так и вообще не будет. Он будет стараться вести себя с этими новыми чадами Царства как нежная кормилица. Так, кстати, и называл себя Герман Аляскинский по отношению к алеутам. Почитаешь о его отношении к простодушным людям, одетым в шкуры, и подумаешь с болью: «Хорошо им. А ты вот – наследник Святой Руси, и тебя к Чаше не пускают, если ты позавчера конфету съел». Впору захотеть стать алеутом, если, конечно, людей, подобных Герману, на твой век хватит.
***
Наших людей надо учить и жалеть так же, как учили и жалели свою полудикую паству Макарий Алтайский, Николай Японский, тот же Герман и подобные им миссионеры. Мы не живем в юртах и не ездим в собачьих упряжках. Но по части дикости мы можем соперничать с любым народом как прошлого, так и нынешнего времени. Зато смотрим мы на себя не простым оком, а сквозь цветное стекло причастности к традиции, к которой, по сути, принадлежит до ужаса мало людей.
На ином приходе священнику, зарождая впервые молитвенную жизнь или исправляя порушенное, в самый раз повести себя по примеру алтайского миссионера Макария. Тот учил людей молиться, читая вместе и вслух Трисвятое, Отче наш и Богородицу. Вот так соберутся, почитают простые и самые важные молитвы, потом он им что-то из слова Божия расскажет. Потом опять вслух помолятся вместе простыми словами и разойдутся до следующей подобной встречи. На изучение и уразумение главных молитв у него уходили месяцы. Потом к ним добавлялся Покаянный псалом или Символ веры. Так шли годы. До чтения и пения канонов они доходили медленно. А мы что, далеко убежали от тех смиренных алтайцев? Никуда мы не убежали. Но нашему бедному человеку, которому никто не объяснял смысл молитвы Отче наш, с которым никто вслух не разучивал Трисвятое, задают вопрос: «Каноны читал?», «Три дня постился?» – и, видя его потупленный взор, продолжают: «Причастишься в другой раз».
***
Дело церковного учительства тяжко, как латы средневекового рыцаря. Тяжесть эта заключается в том, что учительство предполагает любовь. Нет любви – пиши «пропало». А ее как раз с дипломом не выдают.
Когда никого не любящий человек начинает учить, то становится страшно. Или – тоскливо и неуютно. Святой может и подзатыльник дать, а все равно на душе светло. Иной праведник по-простому такое скажет, что ни одна цензура в печать не пропустит, а греха нет, и правда засияла. Но если правильные слова говорит и высокие требования предъявляет человек, который никого не любит, то киснет молоко в крынке и дохнут мухи на подоконнике. А о том, чтобы разрасталась и укреплялась приходская жизнь, и говорить не приходится.
***
Люди все очень разные: образованные, простые, перекрученные внутри, выжженные, уставшие, обозленные, красивые, постаревшие, богатые, толстые, лысые, в странных шляпках… Всего не перечислишь. Со всеми нужно говорить по-своему, особенно. Для этого никакого образования не хватит, а вот любовь нужна. «Любовь сыщет слова», – говорил Тихон Задонский.
Любовь же и научит различать времена. Разумею под временами то, о чем говорит Екклесиаст: время говорить и время молчать; время обнимать и время уклоняться от объятий…
Нужно научить людей тому, чего они не знают, и по временам предъявлять к ним требования строгие, словно по законам военного времени. Но иногда нужно забыть все строгости и правила и оказать милость пришедшему человеку. Сделать то, о чем так часто говорил митрополит Антоний Сурожский: «Оставить Бога ради Бога». Это значит пренебречь формальной правдой, авторитетной буквой закона ради живой иконы – человека, который вот здесь и сейчас требует внимания, сострадания, понимания.
***
И жизнь продолжается, и ошибки наши те же, и не стареет Евангелие, и все ответы – в нем…
Спасибо Вам!
На мой взгляд, катехизация крайне необходима.
Крестить без научения, все равно что родить калеку и ждать, пока он сам исцелится.
На милость Божию надеемся, но надо и самим делать все возможное.
Спаси вас Господи!
Пришел человек покреститься - Бог привел, так или иначе. И, может статься, он придет и еще, и воцерковится. Пути Господни неисповедимы. Может быть, не надо, братья-сестры православные, брать на себя слишком много и судить-рассуждать о человеке и его пути к Богу и о его спасении или погибели? Не будем забывать, кто вошел первым в рай со Христом. Мог ли кто это предположить заранее?! Наше смиренное дело в этой жизни - учиться любить и быть милосердным. Не в этом ли пафос статьи о. Андрея? Я сама покрестилась в 40 лет, вместе с моими детьми. Выросла в атеистической семье и к вере шла долго, горячо увлекаясь всем, что свидетельствовало об ином "измерении" нашей жизни. Но до моего воцерковления прошло еще несколько лет - в которые было многое пережито, в том числе, тяжелая болезнь и смерть моей мамы. Все это вызвало потребность быть ближе к Богу. . Давайте, все-таки, за деревьями видеть лес, за словами - не только их непосредственный, но и глубинный смысл.
Если бы я не побывала в Санкт Петербурге в Храме иконы Владимирской иконы Богородицы, я бы не поняла о чём статья. А опыт был такой. Я жила там три недели и по воскресеньям ходила в этот Храм. Накануне отъезда, а я очень боюсь летать на самолёте, я опоздала на службу (вернее не знала во сколько она начинается в будние дни) и прибежала когда крест целовали. Я поцеловала крест и прошу Батюшку исповедать меня. А он мне и говорит - "Исповедь завтра в 9 часов утра". А я говорю -"Я уезжаю завтра." А он мне рассказал расписание исповеди, повернулся и зашёл в алтарь. Я была в таком шоке. У меня в Хабаровске, меня обязательно бы исповедали и не отказали мои Батюшки. А если мне помирать завтра? Я, грешна, осудила его и спохватилась сразу свечку за него поставила, имени его не знаю, прости его Господи. Не дай Господь новоначальным иметь такой опыт.
Теоритически правы оппоненты: человек должен подходить к таинству осознанно, ответственно и т. д.
Но на практике... Как возможно выполнить призыв "познать радость жизни во Христе" до крещения, до сопричастности таинствам, до жизни церковной? Это невозможно! Как невозможно заранее почувствовать ответственность в полном объеме. Я помню себя прекрасно 3 года тому назад - тупень и все тут! Крестивший меня священник, видно не очень надеялся, что я скоро переступлю церковный порог, потому что убеждал меня ходить в храм какими-то рекламными слоганами, мол "церковь дает человеку прекрасные возможности абсолютно бесплатно" - что-то в этом духе. Сторонники ответственного крещения наверное сочтут подобную "агитку" за безобразие :)) Но я была счастлива - своими неуклюжими словами батюшка приглашал меня, звал меня в Храм! На первом этапе ободрение намного важнее строгости, а потом я сама выбрала наиболее строгого батюшку, потому что я хочу потрудиться Христа ради и чтобы батюшке моему не было стыдно за меня и мое не вполне ответственное крещение...
"Мнение отца Андрея кажется не бесспорным. Как можно точно определить: где заканчивается неопытность человека и начинается душевная лень и небрежение к Святыне? Нужно быть святым, чтобы отличить одно от другого."
Ну сказано же: Любовь даст силы отличить! И не обязательно тут, по-моему, и святым быть. Если священник ЛЮБИТ, он очень быстро наберётся опыта, как мне кажется.
А по поводу крестить или нет, то как говорится, как Бог на душу положил, так и ответил священник, что нам грешным осуждать и рассуждать! То что при любом приходе и тем более храме должны быть катехизаторские курсы для желающих покреститься - это однозначно. Чтобы люди понимали для чего они совершают это таинство и так тянутся к нему, независимо от своего устоявшегося мышления на сегодняшний день! Спаси Господи всех нас!
Очень благодарен всем батюшкам, снисходившим к моей никчемности. Благодарю автора статьи. Простите меня братья и сестры. Спаси всех Господи!
Свобода для действия Промысла Божия о человеке это, конечно же, все хорошо... Но ничего Христос Спаситель так не желает, как свободного человеческого произволения. Всю страну крестили в девяностых годах в православных храмах... и что? Все русское население страны крещено. И все ждем что эти крещенне придут в храм. Где же они?
А сколько пар венчали без обьяснения, что такое Таинство Венчания и к чему оно обязвает? Почему же тогда распадается такое количество церковнх браков? Почему же Господь в путях Своих не привел их в Церковь и к христианской жизни за столько лет? Подумайте.
Уважаемй отец Андрей и читатели, почитайте это (сегодня на "Правмире" опубликовано):
http://www.pravmir.ru/pismo-staroj-russkoj-monaxini/
Я не священник и не знаю духовной жизни других, но создается впечатление, что это Вы «списали» с меня, а значит, духовная жизнь многих сходна. А по поводу реплик о том, что Вы портите и развращаете паству, вспомнился ответ Антония Великого пришедшей к нему постнице, которая «...ела один раз в неделю, и то не изысканную пищу, но напрасно трудилась...»
Простите меня батюшка. Я, можно сказать, и есть подобный «лентяй» о котором Вы упоминаете. Понимаю, что живу не правильно, грешен. И поверьте, не оправдываюсь. Стыдно конечно.
Но батюшка, как мне кажется статья эта, все-таки, не «апология духовной лени», она о недостатке любви…
Вы, наверное, рядом стояли на исповеди в день моих именин :))))).
Я вообще сторонник многих мыслей отца Андрея и нередко их цитирую, ссылаясь на него как на авторитетного о духовного автора и публициста. Но в этом вопросе, о крещении не желающих даже слышать о изменении жизни для Христа, с ним не могу согласиться.
Крестить по первому требованию нельзя, а если человек еще и говорит подобные вещи – должно быть болезненно для пастырской совести.
Св.Антонию череп языческого жреца сказал, что он в аду стоит на головах крещенных христиан, которые не жили по христиански.
Начало статьи - апология духовной лени, повод для соблазна. Крестить человека который не собирается быть чадом Церкви, и открыто заявляет об этом опасно для спасения его души и дискредитирует служение священника, и труд служителя Церкви.
На одном из крещений, когда я объяснял символ веры и раскрывал обязанности христианина после крещения, которое есть «обновление жизни и смерть для греха» некто из присутствующих сказал мне «-я 15 лет назад в СССР крестился за 15 минут и все, а вы тут поразвели не пойми что».
И ушел, хлопнув дверью не дождавшись конца крещения своего маленького сына. (хорошо крестные остались)
Наверно это у него случилось описанное в статье: "все остальное Бог сделает, добавит, приложит. Надо дать место Богу действовать, проявить Себя. " Но вот у этого «крещенного по первому требованию» этого не случилось.
Священные каноны, которые мы часто забываем, совершенно определённо утверждают обязательность оглашения. Кроме того, перед желающим принять св. Крещение выдвигали ряд нравственных требований. "Надо дать место Богу действовать". Призывающая благодать Божия действует на всех. "Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною"(Откр.3:20).
Удивительно простые и, вроде бы, известные слова - любовь основа всего, без любви всё - ничто.
Пастырство невозможно, если священник не любит людей, это бывает очень тяжело. И действительно, от любящего и небезразличного к тебе батюшки можно принять любую оплеуху.
К сожалению, по украинскому каналу КРТ перестали показывать его передачи.
Каюсь. Но верю, Бог милостив. Спасибо за статью.
Ничего лучшего уж давно не читал на этом сайте. Как же повезло вашим прихожанам, иметь такого человеколюбивого батюшку большое счастье.
Нужно объяснять всем людям, что ангелы, все святые да и сам Господь иногда не сможет вмешаться в нашу жизнь, если мы сами не изъявим желание попросить все Светлые Силы помочь нам в чем-то или просто вести нас по жизни. Стучите - откроют, ищите - обрящите, просите - дано будет вам. А если не дают вам то, что вы просите - значит не пришло время, а может и не нужно вам это. Ну, допустим, даст вам Господь просимое... а что вы с этим делать будете? Может, вы с этим даром таких дел наделаете, что потом придется исповедоваться несколько раз. Ангелы ведут человека всегда по наилучшему пути, не забывайте об этом.
Статья вообще очень понравилась, но в начале как раз возникают вопросы. "Надо дать место Богу действовать, проявить Себя. Не все же от нас зависит." Отец Андрей, в стране нашей большинство населения крещены, для многих ли из них вера на первом месте? Так следует ли из этого, что Господь этих людей оставил, не захотел в них действовать? Ведь ничью волю Он не насилует, а только "стоит у дверей и стучит", ждёт пока сам человек откроет.
Если же человек приходит креститься и говорит, что в храм ходить не будет, то сразу спросить хочется, а зачем тогда вообще креститься? Не лучше ли именно здесь "дать место Богу действовать", предоставляя Ему Самому присети человека к вере.
Возможно я не прав, простите.
Сергей П, конечно, замечательно, если родители знают ДЛЯ ЧЕГО они крестят ребенка. Но, если они даже не собираются воспитывать его по-христиански, Таинство Крещения остается с человеком на всю жизнь и ангелы незримо охраняют человека, вне зависимости от того верит ли человек в Бога или нет. Таинство Крещения сопровождает всю человеческую жизнь, и, даже если родители "механически" крестили ребенка, то Таинство не перестает быть Великим Таинством. Спаси всех Господь.
Статья вообще очень понравилась, но в начале как раз возникают вопросы. "Надо дать место Богу действовать, проявить Себя. Не все же от нас зависит." Отец Андрей, в стране нашей большинство населения крещены, для многих ли из них вера на первом месте? Так следует ли из этого, что Господь этих людей оставил, не захотел в них действовать? Ведь ничью волю Он не насилует, а только "стоит у дверей и стучит", ждёт пока сам человек откроет.
Если же человек приходит креститься и говорит, что в храм ходить не будет, то сразу спросить хочется, а зачем тогда вообще креститься? Не лучше ли именно здесь "дать место Богу действовать", предоставляя Ему Самому присети человека к вере.
Возможно я не прав, простите.
Позвольте и мне, грешному, написать несколько строк.
Это тот редкий случай, когда впечатление от Вашей статьи у меня двоякое. С одной стороны, [b]всё совершенно правильно[/b]. С другой - этот текст противопоказано читать любителям нарушать правила! Всё сказанное нужно бы обязательно говорить всем будущим священникам в семинарии, - но как этот текст воспримут те, кто готов креститься, а в храм ходить не собирается? А ведь они могут найдут себе в нём оправдание - и таки не пойдут в храм! Сколько раз я слышал от лентяев: "Главное - любовь, а всякие запреты - это бремена тяжкие и неудобоносимые". У нас ведь, к сожалению, только намекни на какое-либо послабление!.. (Пример: Поместный собор 1918 года рекомендовал каноны на утрени читать "не менее чем на 4", - и с тех пор по всей Руси более чем на 4 канон на приходах и не читают!)
"Оставить Бога ради Бога" - сложно для не-философа. В одном ряду с парадоксом Достоевского, который предпочёл бы скорее остаться со Христом, нежели с истиной, если бы они не вдруг совпали... Но Достоевский-то Христа любил - и знал, с Кем он хочет остаться! И любил-то на самом деле потому, что Он и есть Истина...
Простите великодушно Христа ради.
И каждый человек та самая драхма потерянная, сын блудный, и наверно радость пастыря должна соответствовать масштабу события, в котором образ получает шанс стать подобием.
Акривия превыше меры -- сродни прелести и уничтожает веру. За каждого отвергнутого пасомого, иерей ответит на Страшном Суде -- это надо постоянно помнить. Неплохо было бы священству перед каждой требой прочесть знаменитую молитву-поэму преподобного Ефрема Сирина "Господи, Владыко живота моего..."
А в греческой православной церкви -- учителей наших в христианстве -- приобщают Свв. Тайн без предварительной исповеди. Причастие не рассматривается, как некая "награда" за исповедь. Впоминаю это для того, чтобы знали, что многое нами воспринимаемое догматически -- суть обычаи: несомненно важные, но только обычаи...
Статьи о. Андрея очень глубоки и верующему человеку невозможно, познакомившись с его творчеством остаться равнодушным.
Нет пожалуй темы сложней и мучительней в деле спасения нашего,чем то, с каким сердцем приступаем мы к Таинству примирения с Господом нашим. Безусловно все мы разные, и нельзя мерить людей одним аршином. К каждому нужно подходить ЛИЧНО. Но как страшно порой слышать на исповеди не покаяние, не раскаяние, а ОСУЖДЕНИЕ.Осуждение родных, знакомых, знаемых и незнаемых,а себяОПРАВДАНИЕ.Таинства Причащения, Исповеди и вообще все, НЕ СОВЕРШАЮТСЯ автоматически. И если ты пришёл ко Христу чтобы пред Ним осудить другого, а себя оправдать,то не узришь ты Царствия Небесного в своём сердце и приступишь себе в осуждение.
Дорогие братья и сестры! Грех, по определению свв.отцов 6-го Вселенского собора-это БОЛЕЗНЬ души.Разве в больничной палате больные обвиняют друг друга?
Благое ли дело совершила эта женщина, выгнав ребёнка из храма? Побуждения-то у неё наверняка были самые лучшие.
Напишите мне ,если это возможно .
Единственное не понял про какого Макария Алтайского вы говорили. Про преподобного Макария Глухарёва или же про Святителя Макария Невского. Оба были миссионерами на Алтае.
На Ваши слова : "Иоанн Креститель говорил приходящим:"кто внушил вам бежать от праведного гнева? так сотворите достойные плоды покаяния..." Священник, который отказал в крещении был прав, потому что тот человек находился под неосознательном Божием внушением и должно пройти какое-то время, чтоб это внушение переросло в сознательную необходимость крещения. А чисто механическое крещение для чего?", возник вопрос:
Интересно, а когда младенцев крестят, это механическое крещение или как по Вашему?
Господи,помилуй наш грешных! И "научи нас молиться, надеяться, верить, любить, терпеть и прощать!"
Наталья.
Я очень часто стою перед выбором: либо соблюсти правило, либо пренебречь им по любви к своему ближнему. И когда я стала выбирать второе, на душе становилось тепло и легко.
Любовь превыше всего!
Спаси Вас Господи!
Спаси вас Господи, батюшка. Лучше не скажешь, да и не надо...
После почти века коммунистической идеологии и истязаний верующего люда народ тянется к Богу, это его выбор. И как можно таких людей отправлять назад ("сдавать экзамен").
Нужно встречать его с любовью, без осуждения.
Первокласснику же не задают решать примеры с интегралами.
И самое главное показать радость жизни в православии, несмотря на запреты и ограничения, а не нагнетать ежедневно мученические истории и фатализм.