Ответ благосклонным к Латинской Церкви о несправедливом величании папистов мнимым достоинством их Церкви

Письма великих оптинских старцев. Издание Сретенского монастыря, 2001.
Письма великих оптинских старцев. Издание Сретенского монастыря, 2001.
Напрасно некоторые из православных удивляются существующей пропаганде Римской Церкви, мнимому самоотвержению и деятельности ее миссионеров и усердию латинских сестер милосердия и неправильно приписывают Латинской Церкви такую важность, что будто бы, по отпадении оной от Православной Церкви, сия последняя не пребыла такою же, а имеет необходимость искать соединения с нею. По строгом исследовании мнение сие оказывается ложным; а энергическая латинская деятельность не только не возбуждает удивления, но, напротив, возбуждает глубокое сожаление в сердцах людей благомыслящих и разумеющих истину.

Православная Восточная Церковь от времен апостольских и доселе соблюдает неизменными и неповрежденными от нововведений как учение Евангельское и апостольское, так и предание св. отцов и постановления Вселенских Соборов, на которых богоносные мужи, собиравшись от всей вселенной, соборне составили божественный Символ православной веры и, провозгласив его вслух всей вселенной во всех отношениях совершенным и полным, воспретили страшными прещениями всякое прибавление к нему и убавление, или изменение, или переставление в нем хотя бы одной иоты. Римская же Церковь давно уклонилась в ересь и нововведение. Еще Василий Великий обличал в этом некоторых епископов Рима в послании своем к Евсевию Самосатскому: «Истины они не знают и знать не желают; с теми, кто возвещает им истину, они спорят, а сами утверждают ересь» (Окруж. посл. § 7).

Апостол Павел заповедует удаляться от поврежденных ересью, а не искать с ними соединения, говоря: «Еретика человека по первом и втором наказании отрицайся: ведый, яко развратися таковый и согрешает и есть самоосужден» (Тим. 3: 10-11). Соборная Православная Церковь не двукратное, а многократное делала вразумление частной Римской Церкви; но последняя, несмотря на все справедливые убеждения первой, пребыла упорною в своем ошибочном образе мыслей и действий.

Еще в седьмом столетии породилось в западных Церквах неправое мудрование, что Дух Святой исходит и от Сына. Вначале против сего нового умствования восстали некоторые папы, называя оное еретическим. Папа Дамас так о нем говорит в Соборном определении: «Кто об Отце и Сыне мыслит право, а о Духе Святом не право, тот еретик» (Окруж. посл. § 5). То же подтверждали и другие папы - Лев III и Иоанн VIII. Но большая часть их преемников, обольстившись правами на преобладание и нашедши в том для себя много мирских выгод, дерзнули изменить православный догмат об исхождении Св. Духа, вопреки постановлений седьми Вселенских Соборов, также и вопреки ясных слов Самого Господа во Евангелии: «Иже от Отца исходит» (Ин. 15: 26).

Но как одна ошибка, которую не считают ошибкою, всегда влечет за собою другую и одно зло порождает другое, так случилось и с Римскою Церковию. Едва только успело явиться на Западе сие неправое мудрование, что Дух Святой исходит и от Сына, как само породило другие подобные тому исчадия и ввело с собою мало-помалу другие новизны, большею частию противоречащие ясно изображенным в Евангелии заповедям Спасителя нашего, как-то: кропление вместо погружения в таинстве Крещения, отъятие у мирян божественной Чаши и употребление оплатков и опресноков вместо хлеба квасного, исключение из Литургии божественного призывания Всесвятого и Животворящего и Всесовершающего Духа. Также ввело новизны, нарушающие древние апостольские обряды Соборной Церкви, как-то: устранение крещаемых младенцев от Миропомазания и принятия Пречистых Таин, устранение брачных от священства, признание папы за лицо непогрешительное и за местоблюстителя Христова и проч. Таким образом, низвратило весь древний апостольский чин совершения почти всех Таинств и всех церковных учреждений, – чин, который содержала древняя святая и Православная Церковь Римская, бывшая тогда честнейшим членом Святой Соборной и Апостольской Церкви (Окруж. посл. § 5, пункт 12).

Но главная ересь Римской Церкви, не по существу, а по действию, есть измышленный догмат главенства, или вернее горделивое искание преобладания епископов Рима над прочими четырьмя Восточными Патриархами. Ради сего преобладания приверженцы Римской Церкви поставили своего папу выше правил и учреждений Вселенских Соборов, веруя в его непогрешимость. Но какова эта папская непогрешительность, свидетельствует неложная история. О папе Иоанне ХХIII говорится в определении Констанцкого Собора, низложившего сего папу: «Доказано, что г. Иоанн папа есть грешник закоренелый и неисправимый, был и есть беззаконник, справедливо обвиняемый в человекоубийстве, в отравлениях и других тяжких злодеяниях, который часто и упорно пред различными сановниками утверждал и доказывал, что душа человеческая умирает и потухает вместе стелом человеческим, подобно душе животных и скотов, и что умерший отнюдь не воскреснет в последний день». Беззакония папы Александра VI и его сыновей были так чудовищны, что, по мнению современников, этот папа заботился о водворении на земле царства сатаны, а не Царства Божия. Папа Юлий II упивался кровию христианскою, постоянно для своих целей вооружая христианские народы друг против друга (Духовн. Беседа 1858 г. №41). Есть много и других примеров, свидетельствующих о великих погрешностях пап; но теперь говорить о них не время. При таких исторических свидетельствах о повреждении ересью и о погрешностях пап, справедливо ли величаются паписты мнимым достоинством Римской Церкви? Справедливо ли уничижают Православную Восточную Церковь, основывающую свою непогрешительность не на одном каком-либо лице, но на учении Евангельском и апостольском и на правилах и постановлениях седми Вселенских и девяти Поместных Соборов? На сих Соборах были со всей вселенной мужи богодухновенные и святые, и установили все касающееся до потребностей и духовных нужд Церкви, согласно с Св. Писанием. Поэтому основательно ли поступают паписты, которые ради мирских целей поставляют лицо своего папы выше правил Вселенских Соборов, почитая папу своего более непогрешительным?

По всем высказанным причинам Соборная Восточная Церковь пресекла общение с частною Римскою Церковию, как отпадшею от истины и от правил Соборной Православной Церкви. Римские же епископы, как начали гордостию, гордостию и оканчивают. Усиливаются они доказывать, что будто бы Православная Соборная Церковь отпала от их частной Церкви. Но это несправедливо и даже нелепо. Истина свидетельствует, что Римская Церковь отпала от Православной. Хотя паписты ради мнимой правоты выставляют на вид, что патриархат их, во время единения с Соборною Православною Церковию, в числе пяти был первый и старший; но это ради царственного Рима, а не по духовному какому достоинству, или власти над другими патриархиями. Несправедливо назвали они и Церковь свою Католическою, т. е. соборною. Часть целым никогда называться не может; а Римская Церковь до отпадения своего от православия составляла только пятую часть единой Соборной Церкви. Особенно же потому Римская Церковь соборною называться не должна, что она отвергла постановления Вселенских Соборов, последуя неправым своим умствованиям.

Некоторым бросается в глаза численность и повсюдность приверженцев латинской Церкви, и потому думают недостоверно разумеющие истину, что не должна ли ради сей причины называться Латинская Церковь Вселенскою или Соборною? Но мнение это весьма ошибочно, потому что нигде в Св. Писании не приписывается особенного духовного права множеству и численности. Господь ясно показал, что признак истинной Соборной Церкви не заключается во множестве и численности, когда говорит в Евангелии: «не бойся , малое стадо: яко благоизволи Отец ваш дати вам Царство» (Лк. 12, 32). Есть и пример в Св. Писании не в пользу множества. По смерти Соломона, при сыне его разделилось царство Израильское, и Св. Писание десять колен представляет отпадшими, а два колена, пребывшие верными долгу своему, не отпадшими. Посему напрасно Латинская Церковь старается доказывать правоту свою множеством и численностию и повсюдностию.

Признак Вселенской Церкви на Вселенских Соборах св. отцами означен совсем иной, т. е. соборне положено: веровать во Едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь, а не просто во вселенскую, или повсюдную церковь. Римская Церковь хотя и имеет повсюду во вселенной своих последователей, но так как не хранит свято соборных и апостольских постановлений, а уклонилась в нововведения и неправые мудрования, то совсем не принадлежит к Единой, Святой и Апостольской Церкви.

Также весьма ошибочно рассуждают к латинам благосклонные, которые думают во 1-х, что по отпадении западных от православия, в Соборной Церкви будто бы чего-то не достает. Ущерб сей заменен давно премудрым промыслом – основанием на севере Православной Церкви Русской. Во 2-х, будто бы ради прежнего старшинства и ради численности Римской Церкви Православная Церковь имеет потребности в соединении с оною. Но ин суд человеческий, и ин суд Божий. Апостол Павел ясно говорит: «кое общение свету ко тьме?» (2 Кор. 6, 14) – т. е. что свет истины Христовой с тьмою еретичества никогда совмещаться не может. Латины же своей ереси оставить не хотят, и упорствуют, как свидетельствуют о них, на деле исполняющиеся столько столетий, слова Василия Великого: «истины они не знают, и знать не желают; с теми, кто возвещает им истину, они спорят, а сами утверждают ересь», как сказано выше.

Благосклонные к латинам вместо сего должны бы лучше рассуждать о сказанном во псалмах: «возненавидех церковь лукавнующих» (Пс. 25, 5), и пожалеть о тех, которые, ради преобладания и сребролюбия, и других мирских целей и выгод, возмущали едва не всю вселенную посредством инквизиций и лукавых иезуитских происков, и доселе возмущают и оскорбляют православных в Турции чрез своих миссионеров. Миссионеры латинские не заботятся обращать в христианскую веру природных турок, а стараются совращать с истинного пути православных греков и болгар, употребляя для сего всякие неблагоугодные средства и ухищрения. Не лукавство ли это, и не злобное ли лукавство? Благоразумно ли было бы искать единения с такими людьми? По этой же причине стоит ли удивляться мнимому усердию и мнимому самоотвержению сих деятелей, т. е. латинских миссионеров и сестер милосердий? Это прямо жалкие подвижники. Они стараются не ко Христу обращать и приводить людей, а к своему папе.

Что сказать еще на вопросы: Латинская Церковь и другие вероисповедания могут ли называться Новым Израилем и ковчегом спасительным? и как разуметь о Евхаристии настоящей Римской Церкви? Новым Израилем может называться только Церковь правоверующая, а поврежденная еретическими мудрованиями не может. Св. апостол Иоанн Богослов говорит: «от нас изыдоша, но не беша от нас: аще бо от нас были: пребыли убо быша с нами: но да явятся, яко не суть вси от нас» (1 Ин. 2, 19). И св. апостол Павел говорит, «един Господь, едина вера» (Еф. 4, 5), т.€ е. едина вера истинная, а не всякое верование хорошо, как безрассудно думают отделившиеся от единой истинной Церкви, о которых св. апостол Иуда пишет: «яко в последнее время будут ругатели, по своих похотех ходяще и нечестиих: сии суть отделяюще себя от единости веры и суть телесни (душевни), духа не имуще» (ст. 18, 19). Посему чуждые духа истины как назовутся Новым Израилем? или как будут кому-либо пристанищем спасительным, когда и то и другое не может совершаться без благодати Св. Духа.

В Православной Церкви веруется, что хлеб и вино в таинстве Евхаристии пресуществляются призыванием и нашествием Св. Духа. А латины, как сказано выше, сочли ненужным призывание сие, и исключили оное из своей литургии. Итак, разумеющий – сам да разумеет о Евхаристии Латинской.

Еще вопрос: если же, как сказано, кроме Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, каковою называется и есть Церковь Православная, так сомнительно спасение других вероисповеданий: то почему же в России не проповедуется открыто истина сия? На это ответ очень простой и ясный. В России допущена веротерпимость и иноверцы наравне с православными занимают у нас важные должности: начальники учебных заведений по большей части иноверцы; начальники губерний и уездных городов часто бывают иноверцы: полковые и батальонные командиры – нередко иноверцы. Где ни начни духовное лицо открыто проповедывать, что вне Православной Церкви нет спасения, сановитые иноверцы оскорбятся. От такого положения русское православное духовенство и получило как бы навык и укоренившееся свойство говорить об этом предмете уклончиво. А может быть некоторые, по той же причине, и от всегдашнего обращения с иноверцами, а более от чтения их сочинений, стали и думать снисходительнее в отношении надежды спасения и прочих вероисповеданий.

Несмотря на дух кротости и миролюбия и терпения Православной Церкви и ее пастырей и последователей, на Западе издано в предшествовавшие века последователями разных христианских вероучений, преимущественно же издается в наши времена такое множество книг против учения Восточной Церкви, что их трудно было бы даже перечесть, не только оценить по достоинству. И хотя такие книги вообще наполнены клеветами, баснями, порицаниями, очевидными вымыслами и лжами, особенно же умственными ядотворными хитросплетениями, с очевидною целию образовать в Европе дух, враждебный Восточной Церкви, особенно нашему отечеству, и, поколебав вероучение нашей Православной Церкви, совратить последователей ее с пути истины: но так как они издаются под заманчивыми названиями, в уютных формах, с такою типографическою опрятностию, что как бы невольно завлекают любопытство читателей, то конечно и в нашем отечестве, куда сии сочинения проникают темными путями, найдется не мало таких, которые, имея поверхностное понятие о предметах христианского учения, не могут не увлечься мыслями противными истине. Особенно вооружились теперь против православных писатели Латинской Церкви, провозглашающие господство своего папы и частной Римской Церкви над всеми правительствами и частными Церквами и народами мира; преимущественно же в настоящее время заняты сим иезуиты во Франции, которые, пользуясь повсеместным распространением французского языка, усиливаются с какою-то лихорадочною деятельностию, посредством сочинений на этом языке, насадить повсеместно свой образ мыслей, противный вероучению и иерархическому устройству Восточной Церкви, – не щадя для этой цели самых чудовищных вымыслов, очевидных лжей и бессовестного искажения исторических истин. Многие из православных образованных, читая эти сочинения на французском языке, и не читая своих на русском о православном вероучении, легко могут поверить хитросплетенной лжи вместо истины, которой они хорошо не знают.

Желающему подробно знать те причины, по которым паписты так далеко уклонились от православия, полезно прочесть недавно вышедшее сочинение об отношениях Римской Церкви к другим церквам – Авдия Востокова*. В этой книге во 2-й части особенно замечательны места о присяге латинских епископов своему папе и о клеветах папистов на православных, с .49, 60 и 137.

* Это сочинение преподобного Амвросия писано им в конце пятидесятых годов XIX века.
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Андрей23 октября 2021, 05:55
Истину говорит святой Божий!Святые стояли за Истину во все времена и никто из сегодняшних экуменистов не может оспорить их Послания.Достойный ответ еретикам,папистам и экуменистам.
Сергий26 октября 2018, 01:12
Статья интересная! Вот она, мудрость человеческая!
Но, все же, времена теперь другие! На мой взгляд, с католиками можно и нужно взаимодействовать по острым и злободневным общественно-политическим вопросам вопросам: например, борьба за мир, защита общечеловеческих ценностей, сохранение традиционных семейных ценностей и т.д. Все это уже делается нашим Патриархом. Что касается диалога по духовным вопросам, то сначала, надо урегулировать имущественные и др. житейские споры, укрепить доверие. А затем переходить к обсуждению духовных аспектов. Если есть что-то хорошее, то хорошее надо перенимать! Но это мое мнение.
валерий 8 февраля 2016, 10:50
Все истинная правда.Аминь.
валера29 ноября 2015, 20:00
Спасибо за просвещение.
Вячеслав17 ноября 2014, 09:13
Разговаривал как-то с католиком. Ему в Православии не нравится то, что стоять во время службы приходится и музыкальные инструменты во время службы не играют :-).
Как слепы люди!!!
Олег23 октября 2013, 14:25
Их, католиков (как и всех прочих) надо так же любить, как больных деточек своих. Мало ли что они в детсадике и на воле подхватили ... Господь милостив, по нашим о них молитвам вылечит, если они сами будут искать Истину. А вот нам от неразумных деточек истины искать крайне неразумно. Поэтому для себя да останемся в Православии. Простите.
Виталий26 декабря 2012, 12:06
для Сентифолия Анна: Простите великодушно но мне показалось что между вразумлением и ругательством есть очень большая разница. Хотя вы правы в нынешнем веке сие различие размыто и не всем ясно. Спаси Вас Господь
Максим31 июля 2012, 17:04
Сентифолии Анне. Не оскорбляйте преподобного Амвросия!
Это не ругательство, а констатация факта. Милосердие и прочие добрые дела являются мнимыми, то есть ложными когда совершаются не ради Христа, а из других мотивов. Если вы знакомы с католическим учением о спасении то знаете, что в его основе определённый объём добрых дел, так называемые "заслуги" перед Богом, благодаря которым человек спасается. Католические святые, которые имеют большой багаж таких дел, много "сверхдолжных заслуг" становятся благодаря им святыми. А православные верно заметили, что если бы мы спасались делами, то не нужен был бы и приход Христа Спасителя. Об этом пишет Игнатий Брянчанинов. Поэтому мы совершаем добро ради Христа, чтобы Он нас спас Своей благодатью, а католики делают добро ради добра, ради "заслуг", чтобы ими спастись. Разве после этого их самоотвержение и милосердие не мнимое?
Леонид11 июля 2012, 13:19
Дм. Орлов: Судя по примечанию, Авдий Востоков -- якобы псевдоним преподобного Амвросия.

Нет. Вот инфа: http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1417270

Иван: лучше бы евангелие проповедовали, да делами милосердия занимались,

Одно другому не мешает.
Сентифолия Анна10 июля 2012, 23:34
Напрасно некоторые из православных удивляются ... мнимому самоотвержению и деятельности ее миссионеров и усердию латинских сестер милосердия
----
Ругательства святого не красят.
Андрей(voжdь)10 июля 2012, 17:54
Преподобне отче Амвросие,моли Бога о нас грешных!(*а где ж тут анти-православные комментарии,Денис?Не от тезки ли моего-Андрея?Или,быть может,д е л а м и милосердия заниматься и не актуально вовсе для п р а в о -славящих нашего Господа и Бога,но лишь криво-верующих"латинян"прерогатива?!СПАСИ БОЖЕ благоD@.Ru*(:
Александр Н. 10 июля 2012, 00:22
Благодарен сотрудникам сайта православие.ру за эту и подобные публикации. Все так. И иерархи наши тоже говорят об Истинности одного только Православия как бы прикровенно. Ибо как и тогда, и сейчас иноверцы занимают видные должности и могут обидеться. Тем важнее голос нелицемерных святых - преподобного Амвросия, святого Иоанна Кронштадтского, Феофана Затворника им же несть числа. Сам работаю с "папистами" и в хороших отношениях с рядом из них - достойнейшие люди. Но я при этом скорблю о том, что они в сетях папской пропаганды и что им крайне трудно понять, что в папизме нет Истины и что Истина и Путь - только в Православии. Тем паче, что и иерархи наши внятно не обличают ересь латинскую. Ох уж эта политкорректность..
Александр10 апреля 2012, 20:07
александр:
не забываем друзья мои, что обличения западных церквей не должно уничижать и обижать рядовых членов, это ведь миллионы
людей...! И жизнь многих из них достойна быть примером и для многих из нас, называющих себя Православными...(мало любим)
Людям же только ещё склонным а католицизму и прочим западным церквям, скажу только одно,- ИЗУЧАЙТЕ!!!

Денис 20 февраля 2012, 15:16
Замечательное слово преподобного.

А почему не удаляются антиправославные комментарии читателей?
Денис17 февраля 2012, 20:47
Преподобный Амвросие,моли Бога о нас!

Замечательное слово преподобного.
Андрей 6 января 2012, 02:42
Отличный ответ Авросия всем подленьким гордецам. Вот и по комментариям сразу видно, что никаких истинных аргументов у по сути ненавидящих Христа гордецов нет. Все что они могут в ответ написать - это как раз то, о чем Авросий и пишет в своем ответе этих людям : бездоказательное вранье и лукавые придирки к вещам, не имеющих отношения к теме статьи
Олег 9 ноября 2011, 19:01
Хорошая статья.Вполне всё ясно.Спасибо вам!
раб Божий Георгий26 октября 2011, 15:16
добрая статья с целью отделения плевел. Спаси Вас Христос!
Иван25 октября 2011, 11:02
лучше бы евангелие проповедовали, да делами милосердия занимались, а нет, самое любимое дело, это облить грязью всех не православных... несчастные люди
Дм. Орлов23 октября 2011, 23:32
Судя по примечанию, Авдий Востоков -- якобы псевдоним преподобного Амвросия.
Владимир23 октября 2011, 20:12
Спаси вас, Господи, за публикацию.
Должен, однако, отметить, что это письмо написано не 23 октября 2011 года, а значительно раньше :-)
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×