Преподобный Антоний беседует с людьми. Фрагмент иконы XVI в. Приобретение правильных мыслей сопровождается низвержением с постаментов мыслей ложных. Подобное низвержение равноценно сокрушению идолов.
Нося в себе ложную мысль, некую ложную жизненную установку, человек рискует прожить всю жизнь идолопоклонником. Или, по крайней мере, не достичь того, на что потенциально способен.
Вот Антоний, этот житель пустыни, к которому, в ответ на его просьбу, даже являлся Моисей, чтобы объяснить темные места в Писании; этот человек, «объятый Богом и посвященный в тайны», слышит голос. И голос говорит ему, что он, Антоний, не вошел еще в меру некоего сапожника, живущего в Александрии. Антоний покидает пустыню и, водимый Богом, приходит в подлинный муравейник к одному из муравьев, имеющему в сердце правильные мысли.
Александрия – одно из детищ Александра Македонского, этого первого подлинного глобалиста, мечтавшего о всемирной империи. В Александрийский порт приходят сотни кораблей. Сюда приплывают и по суше приезжают люди, чтобы купить и продать товары. Сюда приходят, чтобы послушать известных проповедников или философов. Здесь можно найти во множестве тех, кто прожигает жизнь в удовольствиях и тратит то, что получил в наследство или заработал. Здесь иностранцы прячутся от наказания за преступления, совершенные на родине. Здесь можно встретить все, увидеть все и узнать все. Монаху сюда приходить не стоит, разве что в каком-то особом случае.
И вот Антоний стучится в дверь, к которой привел его Бог. Стучится и слышит позволение войти.
Старец просит хозяина открыть секрет: «Чем ты угождаешь Богу? В чем твое делание, то есть тот тайный сердечный труд, который никому, кроме Бога, не виден?»
Сапожник в страхе и недоумении. У него нет подвига. Монах его с кем-то перепутал. Он просто работает. Садится у окна, временами смотрит на улицу и работает. Вот и все.
«Я ничего не перепутал, – говорит Антоний, – молю тебя, открой мне твое делание».
Тогда сапожник в простоте сердца рассказывает о том, что наполняет его душу.
Работая, он смотрит то и дело на улицу, по которой проходят толпы самых разных людей. Это люди обоих полов и всех возрастов, одетые роскошно и едва прикрытые лохмотьями, местные и приезжие, праздно гуляющие и спешащие по делам. Их очень много, и все они кажутся сапожнику хорошими. Сапожник видит их лучшими, чем он сам. Их, думает он, любит Господь. Склоняясь к работе, он то и дело говорит себе, что все эти люди спасутся, ибо они хороши и любит их Бог. «Видно, я один погибну за грехи мои», – думает он и, творя молитву, продолжает трудиться.
После этих слов Антоний в землю кланяется хозяину и идет обратно. Он услышал то, ради чего приходил. Воистину не зря он приходил. Уходят из Александрийской гавани корабли, груженные разнообразным товаром. Уходит из города и монах, уносящий в сердце подлинное сокровище – мысль, рожденную от Духа Святого, мысль, ведущую к спасению. «Все лучше меня. Все спасутся, один я достоин гибели за грехи мои».
«Все погибнут. Я спасусь», – говорит гордая ложь.
«Все спасутся. Я погибну», – говорит совесть, просвещенная Духом.
Таков урок истории, и если рассказывать истории, то лишь ради смысла, из них извлекаемого.
Но у меня есть вопрос.
Или два вопроса.
Или сто вопросов.
В любом случае, это очень непонятное учение, хотя душа моя чувствует, что она прикоснулась к правде. Прикоснулась к парадоксальной правде Божией и тут же отпрянула, испугавшись прикосновения.
Во-первых, как это «я погибну»? Пусть «спасутся все», я согласен. Но я? Почему погибну? И как не отчаяться при этом?
И потом, разве не выбирают себе люди религию по признаку истинности? Разве не гордятся люди своим выбором и не доказывают всем и постоянно свою религиозную правоту? «Я прав, а вы заблуждаетесь», – вот первый ход той шахматной партии, которая зовется религиозным спором.
И ищем мы религию, ищем мучительно, и выбираем, именно чтобы спастись, а не погибнуть. Так что же это такое, я вас спрашиваю? Можно ли стоять в истине и быть готовым умереть за нее, считая при этом всех людей чуть ли не ангелами, а себя одного на целом свете достойным погибели?
Оказывается, что только так и можно стоять в истине. Может быть, компьютерный мозг этого и не поймет, но человеческая душа обязана постигать подобные благодатные парадоксы.
Я не знаю других душ, знаю только, что они таинственны и бездонны. И еще знаю, что любит их Господь.
Из всех душ в мире я знаю только свою одну, и то – отчасти. Но и того, что я знаю о себе, мне достаточно, чтобы сказать: «Я – дитя погибели».
Как раб, выставленный на продажу и купленный новым хозяином, я принадлежу катастрофе грехопадения. Никакие мои усилия не дают мне свободы. Пробовал я уже не раз. Вывод жуток: я клеймен и закован.
Христос пришел выкупить меня. Он велел расклепать мои кандалы, а в уплату позволил пробить гвоздями Свои раскинутые по краям Креста руки.
Разве я способен рассуждать о чужих грехах и думать о том, кто кого грешнее, если следы, натертые кандалами, все еще на моих руках, а Сам Господь предначертан пред глазами, как бы у нас распятый (см.: Гал. 3: 1)?
Это и есть признак принадлежности к истине – нежелание думать о чужих грехах, отказ от того, чтобы взвешивать, сравнивать и оценивать чужие грехи. Я погибаю – меня исцеляет Бог; я попал в рабство – за меня заплачен выкуп.
Вера – это погружение в свою боль и оплакивание себя, как мертвеца. И если прольются об этом мертвеце слезы, то очищенные слезой глаза способны видеть мир по сказанному: «Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть» (Тит 1: 15).
И не осуждать может душа только тогда, когда носит пред собою свою собственную немощь и видит ежеминутно, что хвалиться ей нечем.
А раз не судит душа других, то сама судима не будет. Вот что значит: на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь (Ин. 5: 24).
Только как не отчаяться при таком образе мыслей? Как не ослабеть, и не тосковать, и не убивать себя печалью?
Что ж, скажем и об этом.
Это гордость наша пищит, и скулит, и изворачивается, и умирать не хочет. Это она рождает тоску убийственную и печаль беспросветную.
Но Тот же Дух, Который открывает нам внутреннюю нашу порчу, Тот же, говорю, Дух шепчет и утешение, ибо Он – Утешитель.
Тем избранным сосудам, которые способны вместить Его слово, Дух говорит краткие слова и дает большую силу. Так Силуан Афонский посреди великой борьбы, страданий и испытаний услышал: «Держи ум свой во аде и не отчаивайся». Слова эти и сила, им сопутствующая, нужны всем, кто ощущает себя погружающимся по временам в ад отчаяния и безнадежности.
Так опыт подвижников и пустынников оказывается востребован и полезен; да что «полезен» – спасителен для многих живущих в миру.
Сам опыт этот пустынники способны получать от мирян, как Антоний – от сапожника, потому что не на лица зрит Бог, а на сердце. И там, в сердце, в страшной его глубине, которую хочет наполнить Собою Дух, блекнет все, что составляет отличия людей в земной жизни.
Причастный Богу человек не гордится ничем.
Причастный Богу человек никого не хочет осуждать, чтобы не похищать власть у Единого.
Этот человек смиренно молится и благодарно помнит о Христовых страстях и Воскресении.
«В вас должны быть те же чувствования, что и во Христе Иисусе» (Фил. 2: 5), – говорит Писание.
А что чувствовал Иисус, идя на искупительную смерть? Можем ли мы приблизиться к образу Его мыслей?
Оказывается, можем и должны.
Эти слова означают, что мы должны однажды дорасти до желания распяться за ближнего, лишь бы он был спасен! И только это есть подлинная святость и последование стопам Иисусовым. Если же нет этого и не предвидится, то чем гордиться? Нечем, но ведь гордимся, и еще как!
Не значит ли это также, что мы должны дорасти и до молитвы Моисея, просившего однажды изгладить его из Книги жизни, только бы Бог не погубил народ?
В любом случае, слова, процитированные выше, ведут нас в сторону жертвы. Не той, что требуют себе и ради себя, а той, что приносят за других. И один из отцов пустыни сказал, имея Дух Христов, что с радостью, если бы мог, поменялся бы кожей с любым прокаженным.
Так вот оно – Православие, на тех запредельных высотах, на которых дышать тяжело!
Нести крест и не ждать похвалы; терпеть и жалеть других, не ожидая к себе снисхождения. Разве не так поступал Начальник веры – Христос?
Нужно, по крайней мере, знать об этих сияющих высотах подвига, чтобы не осуждать никого и собой не гордиться. Ведь особенно в напоминании о необходимости смирения нуждаются те, кто отсек (вроде бы) от себя грубые страсти и начал молиться регулярно и стал что-то святое узнавать и (вроде бы) понимать. Такие люди особенно способны (по причине любования собою) превратить христианство в чудовищную пародию, в насмешку над святостью и в издевательство над ближним.
Именно таким людям свойственно думать, что все погибнут, а они – спасутся.
Тогда как в действительности все может совершиться с точностью до наоборот.
Удивило авторство, несколько статей отца Андрея мне нравятся, но в основном меня шокирует его резкость. Впрочем, последние строки были довольно мрачными.
Вообще, мне кажется, ответ на поставленный вопрос "как не отчаяться?", несколько проще. Эта мысль, что какие все чудесные, а я грешник - всё, рождается просьба "Помилуй, Господи!". А не отчаяться - уравновесить постоянно развивающим представлением о Беспредельной Милости Божией.
Никак не начну постигать Св.Писание,ограничиваясь ежедневным прочтением за веч.молитвами.
Но собрался точно это делать в бл.время (смущают высказывания о том что знание веры не прибавляет а проверять как то не очень...)
Спаси Вас Господь.
Установка "я не спасусь" ... не Православна. Унылая, странная граматическая форма... считает ли человек, что Исповедь может иметь хоть какое-то значение в его жизни? Умеет ли человек каяться? Умеет ли прощать? Умеет ли радоваться?
"Так вот оно – Православие, на тех запредельных высотах, на которых дышать тяжело!"
Православие есть и ниже, уверяю Вас...
Относительно мыслей "все спасутся, а я погибну" советую почитать статью на другом официальном православном сайте "Беседа насельницы одного из подмосковных монастырей монахини Филареты с игуменом Петром (Мещериновым)"
http://www.pravmir.ru/tainstvo-poslushaniya-v-chem-opasnost/
Позволю себе выдержки:
К сожалению, в нашей церковной среде утвердилось и получило самое массовое распространение расширительное применение этой мысли (Святителя Игнатия (Брянчанинова)). Оно сводится к следующему: я – ничтожество, жалкий грешник, все во мне – зло и грех, мне приготовлены вечные муки, страшный суд, ад, погибель; правда, есть шанс всего этого избежать. Этот шанс заключается как раз в том, чтобы всегда ощущать себя ничтожнейшим, грешным, уродливым, недостойнейшим существом, ни на что, кроме греха, не годным (это называется «смирением»), и каяться, каяться, и только каяться всю жизнь. Целью духовной жизни при этом становится исключительно убеждение себя в крайней своей грешности, и тотальное самоугрызение, ибо всего прочего мы абсолютно недостойны.
.......
Главное – чтобы в центре всей нашей духовной жизни, на первом, главном месте был Господь Иисус Христос, а не “я” со своею будто “супергреховностью”. Ни в коем случае нельзя рассматривать жизнь и человека исключительно с позиции греха, считая это «смирением».
...........
Истинно слово ап. Павла, что "святые судить будут мир". И несомненно, что я буду не среди судей, а среди подсудимых. Если Вам придется судить меня, не судите строго.
Напоследок - из воспоминаний прот. Владимира Волгина (лежащих где-то на этом сайте) о схииг. Савве (Остапенко):
"Схиигумен Савва, о котором я уже вспоминал, после первой исповеди сказал: «Даю тебе первое послушание. Оно может показаться простым, на первый взгляд, но это делание всей жизни». И он дал мне ключ к стяжанию любви, а я передаю его вам: не судите людей. «Не суди людей, — сказал он. — Не осуждай». Через пень-колоду я старался исполнять эту заповедь, и с уверенностью говорю: она мне помогла. Даже ленивое ее исполнение помогло мне стяжать ту меру несовершенной любви, которой я обладаю. Но все-таки любви".
Возможно, более точным выражением вместо "осуждать" было бы "вразумлять", и конечно совершенно недопустимо думать "ты, такой-сякой, а я цаца", однако и вразумление (и "извержение от себя") без осуждения это как-то "не от мира сего" без соучастия и любви (как в известной песне А.В. Дудника: "И не волнуюсь я нисколько, а без волнений нет любви")
Затворники на Афоне и пустынники - это идеал православного, но в миру правоохранительным органам приходится и вразумлять, и осуждать, и сроки давать серьезные для народа куда более лихого, чем блудники.
Да и нам, стоящим в начале Великого пути с названием "Православие", надо по мере сил наших и "вразумлять"(иногда и достаточно жестко), и не проходить мимо разных проявлений бесовщины в нашей жизни.
в Библии можно много чего "вычитать" (там есть все) и, к великому сожалению, сектанты всех мастей опираются на Библию. И конечно же только коллективный разум всей Православной Церкви и ее св. мужей, водимых Духом Святым, дает правильное учение и толкование.
Вот Вам, Дмитрий, хотя бы эта выдержка из посланий Апостала Павла:
"...Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные дела? Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские?.."
или "Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных".
Вот и получается, что увязать нам с Вами, грешным, вышесказанное и "то, конечно, за какие грехи осудим ближнего, телесные или душевные, в те впадем сами; и иначе не бывает" задача не совсем тривиальная. :)
Благоговейньiй о. Андрей Вьi кажется переступили границу между фикцией и реалностью, как она сохранена в Житиях. В Патерике мьi читаем:
199. Однажды блаженный Антоний молился в келлии своей, - и был к нему глас: Антоний! ты еще не пришел в меру кожевника, живущего в Александрии...Старец сказал кожевнику: поведай мне дела твои, потому что для тебя пришел я сюда, оставив пустыню. Кожевник отвечал: не знаю за собою, чтоб я сделал когда-либо и что-либо доброе: по этой причине, вставая рано с постели моей, прежде нежели выйду на работу, говорю сам себе: все жители этого города, от большого до малого, войдут в царство Божие за добродетели свои, а я один пойду в вечную муку за грехи мои. Эти же слова повторяю в сердце моем, прежде нежели лягу спать.
Глубина смирения есть вместе и высота преуспеяния. Нисходя в бездну смирения, восходим на небо. Покушающийся взойти на небо без посредства смирения низвергается в бездну самомнения и погибели.
Т.е. кожевник спасался в простодушном смирении. Утром и вечером он смирялся, а в сотальное время кропотал за работой. Откуда Вам надоумилось, что он пребьiвал все время во аде, как советует новое учение преп Силуана? И что за подвиг держать ум во аде - стремиться в место Богооставленности?
Простите, но учение о "пребивании во аде" для Православия новое и странное.
Правда истины в прахе дана, прикоснувшись, печет она, огнем жжет пламя огня.
Вещий Олег принял смерть от «коня» своего (доброго старого друга – страсти), и в каждой страсти таится змей. Было бы легко умереть для них прежде, но пришло ли в твой дом, сегодня, - спасение, ибо «в день спасения Я услышал тебя; сегодня и в твой дом пришло спасение», а если и пришло, готов ли вновь и вновь умирать для них прежде, даже держа свой ум во Аде, и Его проводник - только опыт, но по слову нашел не радуйся, потерял не тужи, а радость совершенна только в Боге. И тем более хвалящиеся лицами, а не Богом, действительно - пародия, издевающаяся над ближними. Слышу звон, но если и знаю где Он, то не знаю, кто Он», таковые, уже считают себя спасенными. Но Его благодать, даже если ты сегодня - отражение всего мира, не говорит ли Слово Божие: «вы - Боги, и не может нарушиться Писание». Но и «Оно не разрешается само собою» (ап. Петр). Мудрость Его велика, познать ее, в скорби будет душа, а мы все прокаженные, если не телом, то душою, а душа – ум.
«Так вот оно – Православие, на тех запредельных высотах, на которых дышать тяжело!»
и напоследок несколько цитат:
— Осуждение есть, когда ты, видя или зная грехи, или порок брата твоего, говоришь от сердца: "Он, по-моему мнению, достоин или муки, или казни, или болезни." Тогда ты становишься якобы судия ближняго, и хощешь воссесть на престол единаго Судии — Христа; потому за гордое безумие твое ты и применяешься ко антихристу.
(ПРП. ЛЕВ ОПТИНСКИЙ)
Авва Моисей: «Умереть для ближнего значит: ощущать грехи свои и не помышлять ни о ком другом, хорош ли он или худ. — Не делай никому зла и ни о ком не мысли зла в сердце твоем. Не презирай того, кто поступает худо. Не входи в общество с человеком, вредящим своему ближнему, и не радуйся с тем, который делает зло другому. Не укоряй никого, но говори: Бог знает каждого. Не соглашайся с клеветником, не забавляйся его злоречием; но и не питай ненависти к тому, кто поносит ближнего своего. Вот что значит не осуждать, по Писанию: не судите, да не судими будете».
Послушайте меня, послушайте, злые судии чужих деяний: если истинно то, как в самом деле истинно, что имже судом судите, судят вам (Матф. 7, 6); то, конечно, за какие грехи осудим ближнего, телесные или душевные, в те впадем сами; и иначе не бывает. (прп. Иоанн Синайский, 10:9)
Я не согласен с Вашей точкой зрения. И вот почему -
1. Христос, сшедший с небес, говорит о Себе - "И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир" (Ин. 8, 47). И где же и кого Он судит в Евангелиях - прокаженных? мытарей? блудниц? бесноватых? Даже фарисеев он не судит, но сожалеет о них и гневается на их ожесточение!
2. При том Христос - действительно грозный Судья мира, Бог, Иже грядет судити живых и мертвых, дана Ему вся власть на небеси и на земли, Он - один Судья, праведный и справедливый. Вы же, Валентин, так же, как и я - "только малое и скороисчезающее зловоние и худший всей твари" (преп. Петр Дамаскин), потому что, - увы! - будучи сами под судом и страхом вечного наказания, мы имеем безумие искать недостатки в других, и при этом не видим разницы между собой и апостолами и даже Господом.
Конечно, вы все это понимаете, и, я думаю, неаккуратно используете термин "суд" и "судить". Мы должны на зло гневаться, гнушаться им, противиться ему, но - судить грешников? Нам такой власти не дано! Христианин имеет прямую и ясную заповедь "не судите", повторенную неоднократно! И не сказано нигде - "прежде чем судить, успокойтесь" или чего-то подобного. Запрещено безоговорочно!
Так, кажется, заканчивается эта история?
Прямо в точку.
Спаси Вас, Господи!
Не перестаю удивляться, что Господь незримо всегда подает ответы на волнующие вопросы. Много размышляю о грехах гордыни и осуждения. Вы правильно заметили, что когда отсекаются грубые страсти и стараешься жить по-христиански, берегись гордыни и осуждения, особенно духовной. Как святые отцы говорят, что надо осудить и возненавидеть грех, а за людей молиться. Как-то встретила двух спившихся мужчин, первая мысль негативная, а потом подумала, что они дети Божии, Господь их любит и очень о них скорбит. Я заплакала...
да, все правильно, в точку, согласен,
почти согласен...
Гордыня - это точно от бесов.
Однако же осуждение того или иного явления и носителей этого явления - это же оборотная сторона занимания своей позиции и мировосприятия.
И в Евангелиях же и апостолы и Христос разве не осуждают, когда надо ? Да - с сожалением, да - с пониманием, да - с любовью, но иначе как "отделить зерна от плевел" и как "отряхнуть прах со своих ног" ?
Ведь если "ты, педофил, дашь ответ Господу, а я тебя не осуждаю", то тогда мир еще больше ускориться по дороге в ад.
Конечно, надо обязательно помолиться и успокоиться перед тем как осуждать, чтобы осуждение было с умом, а не на нервах.
Но даже и с умом, но все равно же должна быть определена твоя позиция, пока ты жив и дышишь !