Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.
***
Казалось, у преподобной Павлы есть все блага этой жизни. Но когда ей исполнилось 32 года, Господь неожиданно открыл ей новый путь через смерть мужа. Пролив много слез, преподобная Павла решила отныне посвятить всю жизнь служению Господу и бедным. Она последовала примеру преподобной Маркеллы (память 31 января), которая превратила свой дворец на Авентинском холме в монастырь, ставший примером евангельского совершенства посреди развращенного Рима.
В этой обители преподобная Павла встретилась c блаженным Иеронимом (память 15 июня) – их связала глубокая духовная дружба. Иероним приехал c Востока вместе c Павлином Антиохийским и святым Епифанием Саламинским (память 12 мая). Преподобная Павла приняла почтенных представителей Восточной Церкви в своем доме. Она c воодушевлением слушала их рассказы о святых подвижниках Египта и Палестины и решила покинуть Рим, семью и земные блага, чтобы уйти жить в пустыню. Еще некоторое время ее удерживала любовь к детям. Однако после скоропостижной кончины Влесиллы преподобная Павла быстро приняла решение об отъезде и вместе со святой Евстохией и несколькими девами села на корабль. По дороге они посетили Кипр и Антиохию, где снова встретились c блаженным Иеронимом, который в дальнейшем руководил их паломничеством по Сирии и Палестине.
По прибытии в Иерусалим преподобная Павла отказалась от почестей, c которыми ее встретил проконсул Палестины, поселилась в скромном жилище и все свое время посвящала поклонению святым местам. Так она обошла всю Святую Землю, посетила монахов в египетской пустыне и через год вернулась в Вифлеем, желая основать близ пещеры Рождества монастырь для сопровождавших ее дев и вдов и другой монастырь для блаженного Иеронима и его друзей. Павла руководствовалась примером преподобной Мелании (память 31 декабря), основавшей монастырь на Масличной горе, и тем опытом, который она вынесла из посещения монастырей преподобного Пахомия в Египте.
Женскую общину она разделила на три группы – по социальному происхождению и уровню образования монахинь – и над каждой группой поставила старшую. Группы работали и трапезничали по отдельности, но на богослужении все монахини собирались вместе для молитвы. Каждый день целиком прочитывалась Псалтирь, которую сестры должны были знать наизусть. Кроме того, каждая инокиня должна была прочесть определенный отрывок из Священного Писания и в течение дня размышлять над ним. Сама преподобная Павла изучила древнееврейский язык и под руководством блаженного Иеронима занималась толкованием самых сложных мест Священного Писания, стремясь к раскрытию их духовного смысла. Она настолько прониклась словом Божиим, что во всех жизненных обстоятельствах, в частых скорбях, болезнях, обидах и радостях умела находить соответствующие слова из Писания и присоединять их к своим постоянным молитвам, вознося душу ко Господу.
Для духовных дочерей преподобная Павла была живым примером всех добродетелей, готовности к молитве, усердия в работе, строгости в посте. Она ни в чем не позволяла себе излишеств, кроме как в милостыне и любви к бедным. Желая сама стать нищей духом и возвратить Господу все те земные блага, которые Он ей даровал, она раздавала их всем приходившим в монастырь беднякам. Преподобная Павла отдавала и то, что было необходимо для содержания общины, и брала на себя тяжелые долги, невзирая на упреки блаженного Иеронима и его призывы держаться в разумных пределах. Она не могла отказать человеку, не имеющему одежды или пропитания. Когда преподобную Павлу упрекали в том, что она чрезмерно истязает свое тело воздержанием, она отвечала: «Как раньше я много заботилась о том, чтобы нравиться мужу и другим людям, тщательно белила и румянила свое лицо, так теперь я желаю быть угодной Христу, изнуряя тело, прежде жившее в роскоши».
Несмотря на добродетели преподобной Павлы и ее любовь ко всем, она стала жертвой клеветы приверженцев Оригена. Они обрушили на нее свою ненависть за дружбу c их заклятым врагом – блаженным Иеронимом. Преподобная Павла была более терпелива, чем вспыльчивый Иероним. Она призывала его к кротости и великодушию, к подражанию поступкам Спасителя в Его обращении c врагами.
Через некоторое время, когда возникла угроза нашествия гуннов, преподобная Павла приготовилась бежать из Вифлеема вместе c духовными дочерьми. Но уже садясь на корабль, святая узнала, что Господь заставил варваров повернуть назад.
Материнское сердце преподобной Павлы было жестоко ранено смертями двух других ее детей, Павлины и Токсотия. В последние годы жизни ей также пришлось претерпевать ежедневное мученичество тяжелой болезни. При ней постоянно была кроткая Евстохия. Преподобная Павла переносила боль c изумительным терпением и самоотречением. Ее душа уже еле теплилась в теле, но она продолжала неустанно повторять, едва шевеля губами: «Господи! Возлюбил я обитель дома Твоего и место жилища славы Твоей» (Пс. 25: 8); «Истомилась душа моя, желая во дворы Господни» (Пс. 83: 3).
После того как преподобная Павла ободрила духовных дочерей, епископов, монахов и священников, во множестве собравшихся вокруг ложа, ее лицо внезапно озарилось светом. Она приподнялась, чтобы лучше слышать слова, которые говорил ей Христос: «Встань, возлюбленная моя, прекрасная моя, выйди! Приди, горлица моя, ибо зима миновала!» (Песн. 2: 10–11). Она с радостью отвечала Ему: «Настало время жатвы, но я верую, что увижу благость Господа на земле живых» (ср.: Пс. 26: 13). Так преподобная Павла предала Богу душу (26 января 404 г.). Ей было 56 лет.
Похороны преподобной Павлы стали настоящим торжеством, на которое собралось множество монахов, пришедших со всей Палестины, и местных жителей, оплакивавших ее как свою мать и покровительницу.
Составитель — иеромонах Макарий
Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство
Сретенского монастыря