Почти полвека назад, еще будучи подростком, я побывал на шотландском острове Скай, и там однажды, сидя в обычном кафе, совершенно случайно услышал, как молодая девушка по просьбе местных стариков пела красивую народную шотландскую песенку на гэльском языке. Я, конечно, совсем не понял, о чем эта песня, но красота ее запала мне в душу, и она до сих пор со мной. В память о том событии и написана эта статья.
Карта Шотландии Замечательный фольклорист Александр Кармайкл родился в 1832 году на западе шотландской области Хайленд, на острове Лисмор, а отошел в вечность в 1912 году в Эдинбурге. Писатель и собиратель фольклора, он, прежде всего, известен тем, что составил шесть томов под общим названием «Carmina Gadelica», то есть «Песни народа гэлов». Это собрание древних, относящихся к тому времени, когда в Шотландии еще не была введена ересь filioque, христианских молитв в форме гимнов, а также благословений, стихотворений, прошений и языческих заклинаний, связанных с сельским хозяйством, представлявших особый интерес для фольклориста. Работая акцизным чиновником, Кармайкл во время своих многочисленных поездок по стране смог накопить огромный фольклорный материал, особенно с западных островов Шотландии – Внешних Гебридов. Этот материал он собрал не только на островах Льюис и Харрис, но, в первую очередь, на островах Уист (Северный Уист и Южный Уист), где до сих пор сильно католическое влияние. Гимны и песнопения «Carmina Gadelica» примечательны тем, что в них сохранилась древняя духовность гэлов – кельтского шотландского народа, говорившего на гэльском языке. Гэльская духовность родилась в мире, полном песен и музыки, которую исполняли все гэлы – в одиночку или вместе с другими. «Жизнь людей того времени была полна гимнов и молитв, музыки и песен, радости, изливаемой в мелодиях, и простодушного веселья», – рассказывал Кармайклу один певец с островов Уист. Музыка и песни исполнялись народом как во время работы, так и во время досуга. Люди вместе трудились в течение дня, а потом, по вечерам, вновь встречались, приходя друг к другу в гости, и «рассказывали друг другу сказки и истории, возносили молитвы и прошения, пели гимны и песни, руны и народные баллады – сладкие, красивые, нежные». Это были так называемые ceilidh (в переводе с гэльского – «посещения»), то есть неофициальные встречи с рассказыванием различных историй, героических баллад, довольно длинных, так что их хватало на несколько вечеров.
Остров Льюис Некоторые исследователи связывают духовное содержание этих молитвенных песнопений с католической миссией после Реформации. Однако, хотя эти молитвы и сохранились, действительно, в основном среди римо-католиков островов Шотландии, протестантам материковой части Шотландии они тоже известны. Так что очевидно, что эта духовность не связана с католической контрреформацией (католическим движением XVI – начала XVII веков, возникшим как реакция на Реформацию). Дух этих молитв напоминает духовность египетских и сирийских пустынь, принесенных через Галлию в Ирландию, а оттуда – в Шотландию, но уж точно не схож с духом позднесредневекового или еще более позднего католичества. В гимнах этих нашла отражение и жизнь христиан внешних островов: владельцев мелких земельных участков, мелких фермеров и рыбаков.
Остров льюис Свидетельство древности этих молитв и песнопений – большое сходство их несентиментального, непритворного и абсолютно естественного духа с духом житий древних общехристианских святых и их письменных творений, таких как, например, Евхаристический канон святителя Василия Великого, песнь «Крик оленя» святителя Патрика Ирландского и гимны преподобного Ефрема Сирина. Для них, как и для всех православных, Бог всегда рядом, Он присутствует в Своем дивном творении, но человек это чувствует, если очищает свое сердце. Как сказано, к примеру, в строках, которые мы находим в 3-м томе «Песен народа гэлов»:
Как туман рассеивается на гребне холмов,
так пусть и всякое зло изгонится из моей души, о Господь!
Жители шотландских островов передавали Кармайклу молитвы, которые отражали ежегодные и каждодневные ритмы их жизни: молитва от рождения до смерти, от рассвета до заката, от доения коров до собирания домашнего скота в стадо, от ткачества до сбивания масла, от начала года до его конца. Жизнь островных жителей шла естественно – и с постоянной молитвой. Молитва вытекала из их образа жизни и отвечала на эту жизнь, а не была им навязана кем-то извне.
Остров Северный Уист Все, что островные жители говорили и пели, выходило из чисто православного ощущения того, что Господь, все Его святые угодники и невидимые ангелы реально присутствуют в нашей жизни. В «Песнях народа гэлов» завеса между этим миром и истинным (духовным) миром очень тонка. Православная вера пропитывала все, что делали эти люди. Будучи православными, они не видели особых различий между тем, что обычно принято считать «светским» и «священным». Они не искали, где начинается и где кончается вера, и для них было вполне естественным считать, что Бог в Своей безграничной любви принимает участие во всем, что они делают. Они, как и все искренние православные, чувствовали себя совершенно счастливыми рядом с Богом.
Александр Кармайкл Кармайкл, останавливавшийся в домах жителей островов, всегда поражался, слыша, как они обращаются к «великому Богу жизни, Отцу всего живого. Они все время и ничуть не смущаясь навязывают Ему свои нужды и желания, но делают это с должным благоговением, будто бы перед великим вождем, к которому хотят приблизиться, внимание которого хотят привлечь… И все это на языке таком домашнем и в то же время красноречивом, таком простом и одновременно таком благородном, что это оставляет неизгладимое впечатление».
Рассказчица по имени Кэтрин Макленнан говорила Кармайклу: «Моя мать, бывало, просила нас петь утреннюю песнь Богу в задней пристройке нашего дома, внизу, а в это время жаворонок Марии распевал эту песню наверху, в облаках, а певчий дрозд Христа распевал ее вон на том дереве, прославляя Бога-Творца всяческих за окончание ночи, за свет наступившего дня и за радость жизни. Мать рассказывала нам, что каждая тварь на земле, и в океане внизу, и высоко в воздухе воздает славу великому Богу всех тварей и миров, всех добродетелей и благ, и просила нас не шуметь».
Вот как просили детей начинать каждый свой день. Им говорили, что они – частичка вселенной, где все поклоняются Пресвятой Троице. И все «песни народа гэлов» передают это чувство полноты всей вселенной, чувство единения тела и души, сердца и ума в поклонении Троице. Кэтрин Макленнан добавляла: «Мать учила нас, чего нам следует просить в своих молитвах. Сама она слышала об этом от своей матери, а та, в свою очередь, от своей матери и так далее».
Остров Южный Уист Здесь нет никакого современного, «кельтского» в стиле «нью-эйдж», сентиментального романтического пантеизма. Зато есть понимание того, что все благое приходит от Бога, что все сотворенное Богом «хорошо весьма» (как сказано в книге Бытия) и носит в себе отражение своего Творца. Вот, например, строчки из 1-го тома «Песен народа гэлов»:
Нет ни единой птицы в воздухе,
нет ни единой звезды на небе,
нет ничего под солнцем,
что бы не прославляло Его благость.
Как все это далеко от упрямых пессимистов Кальвина и Нокса! Понимание близости Бога к Своему творению дает сильное чувство того, что небесные силы не далеки от нас, они рядом с нами ночью и днем. И представляется совершенно естественным обратиться к Пресвятой Троице, к Богородице, к святым и ангелам за поддержкой и за практической помощью во всех наших житейских делах. Все происходящее с нами является поводом для молитвы и предполагает активное участие небожителей. Не существует разделения между нынешним миром и тем миром, который наступит после него. Рай, то есть сообщество святых, и земля, то есть сообщество живущих на ней людей, взаимосвязаны и взаимодействуют. Так, Богородица с нами в начале дня, когда из очага надо вынимать золу; святая Бригитта помогает взбивать масло; архангела Гавриила и прочих ангелов следует призывать при сеянии семян; святой Колумба охраняет скот по пути на пастбище; «белый» архангел Михаил защищает нас.
Особое внимание, уделяемое Пресвятой Троице, многое говорит нам о том, как жители островов воспринимали себя и окружавший их мир. Бог, единый в Троице, чужд эгоцентричному, индивидуалистичному уединению, характерному для нашего времени, но близок живущим общиной: «мы спасаемся, когда мы вместе». В обществе, где центральное место отведено домашнему очагу, семье и родственным связям, мужчины и женщины счастливы вблизи Святой Троицы, сущность Которой заключается в гармоничном общении в любви. Это общение относится не только к Богу и человеку, но и ко всему тварному миру. Единство включает в себя как человеческую семью, так и птиц, зверей, материальные вещи и все сотворенное Богом. Господь заботится, чтобы Его мир был цельным. И основная тема «Песен народа гэлов» такова: все в мире подвластно Богу, Который близок к нам. «Я верю в единого Бога, Творца всего видимого и невидимого», – провозглашает «Carmina Gadelica».
Остров Южный Уист Некоторые ученые считают, что Александр Кармайкл приукрасил или «викторианизировал» английские переводы слышанных им гэльских песен. Но это верно лишь в отношении стиля английского языка, использованного им для переводов. Немаловажно, что он записывал именно то, что слышал, – устную традицию, восходящую еще к великому апостолу Шотландии преподобному Колумбе (521–597), центром миссионерских трудов которого был остров Айона. Это подтверждается как самим гэльским языком, так и частым упоминанием святого Колумбы в этих гимнах и благословениях.
Помимо Пресвятой Троицы, Христа и Пресвятой Девы Марии, в этих молитвах упоминаются святые, а также девять чинов «белых» ангелов – духовных друзей, очень близких в каждодневной жизни. Чаще всего в молитвах упоминаются: 12 апостолов, особенно Петр, Иоанн и Иаков, а также Павел; «белый» архангел Михаил вместе с архангелами Гавриилом и Рафаилом; ирландская святая Бригитта (Брайд); святой Брендан Мореплаватель; живший позднее святой Маолруайн; друг святого Колумбы святой Кормак и даже святой Тернан Шотландский, живший до святого Колумбы. Особый акцент на святом Колумбе и других ирландцах (святой Колумба был родом из Ирландии) подтверждает тот факт, что эта духовность западных островов Шотландии восходит к острову Айона, ибо слава Шотландии (особенно Шотландии Хайленда и западных островов) – в ее христианских корнях, а христианство, как и сам гэльский язык, было принесено в Шотландию из Ирландии.
Ниже мы помещаем несколько отрывков из «Песен народа гэлов» (заголовки даны нами).
Символ веры (отрывок)
Верую, о Бог всех богов,
что Ты бессмертный Создатель жизни;
верую, о Бог всех богов,
что Ты бессмертный Творец любви.
Верую, о Бог всех богов,
что Ты бессмертный Отец святых;
верую, о Бог всех богов,
что Ты бессмертный Отец всего живого.
Верую, о Бог всех богов,
что Ты бессмертный Творец всех людей;
верую, о Бог всех богов,
что Ты бессмертный Создатель мира.
Верую, о Господь и Бог народов,
что Ты Творец бескрайних небес,
создавший небо наверху и океаны внизу.
(Т. 3. С. 41)
К Троице
Во имя Отца,
во имя Сына,
во имя Духа –
единосущной Троицы:
Отец ласково заботится обо мне,
Сын ласково заботится обо мне,
Дух ласково заботится обо мне,
Вся Троица дружелюбна ко мне.
Бог освящает меня,
Христос освящает меня,
Дух освящает меня,
Все Трое – святы.
Троица – моя надежда,
Троица – моя любовь,
Троица – мое око
и защита от преткновений,
защита от преткновений.
(Т. 3. С. 63)
Утренняя молитва
Ты Царь луны и солнца,
Ты возлюбленный Царь звезд,
Ты Сам знаешь наши нужды,
о милосердный Творец жизни.
Каждое утро, пробудившись от сна,
и в каждый прожитый нами день
мы огорчаем и расстраиваем
Царя духа, возлюбившего нас.
Будь с нами каждый день,
будь с нами каждую ночь;
будь с нами все ночи и дни,
будь с нами все дни и ночи.
(Т. 3. С. 29)
Вечерняя молитва
Я возлагаю мои душу и тело
на Твой алтарь этой ночью, о Боже,
на Твой алтарь, о Иисусе Христе,
на Твой алтарь, о Дух совершенной Истины, –
Троица, Которая меня защитит
и не отвернется от меня.
Ты, Отче, благой и справедливый,
Ты, Сыне, победивший смерть,
Ты, Святый Душе сильный, –
Вы сохраните меня от зла в эту ночь;
Троица оправдает меня,
будет хранить меня этой ночью и всегда.
(Т. 1. С. 73)
Вечерняя молитва (отрывок)
Я возлягу сегодня ночью со светлой Марией и Ее Сыном [в душе],
с чистым белым Михаилом
и Бригиттой – под ее покровом.
Я возлягу с Господом,
и Господь возляжет со мной,
не возлягу с сатаной,
и сатана не возляжет со мной.
О Бог бедных,
помоги мне этой ночью,
не извергни меня окончательно
из Своей сокровищницы.
(Т. 1. С. 81)
Крест святых и ангелов (отрывок)
Крест святых и ангелов со мной,
от моего лба до самых ступней.
О кроткий Михаил, о славная Мария,
о тихая Бригитта с золотистыми волосами,
Вы храните меня в этом хрупком теле,
все трое храните меня на истинном пути.
О, трое, храните меня на истинном пути.
(Т. 1. С. 47)
Вечерняя молитва
Я сегодня отхожу ко сну, как и подобает,
вместе со Христом, Сыном Девы с локонами.
Вместе с милосердным Отцом – Царем славы,
вместе с Духом всесильной помощи.
Я возлягу сегодня с Богом,
а Бог сегодня возляжет со мной,
я не возлягу сегодня с грехом,
и ни грех, ни даже тень греха не возлягут со мной.
Я возлягу сегодня со Святым Духом,
и Святой Дух сегодня возляжет со мной.
Я возлягу сегодня с возлюбленной Троицей,
и возлюбленная Троица возляжет со мной.
(Т. 1. С. 83)
Вечерняя молитва
Я возлягу сегодня с Богом,
и Бог возляжет со мной;
я возлягу сегодня со Христом,
и Христос возляжет со мной;
я возлягу сегодня с Духом,
и Дух возляжет со мной;
Бог, Христос и Дух
возлягут со мной.
(Т. 3. С. 333)
Вечерняя молитва
Пусть Твой свет светов
озарит мглу моего сердца;
пусть мудрость Духа снизойдет
через моего Спасителя на мое окаменевшее сердце.
(Т. 3. С. 337)
Бог везде
Бог со мной засыпает,
Бог со мной пробуждается,
Бог со мной в каждом луче света,
и ни единого луча радости без Него,
ни луча радости без Него.
Христос со мной почивает,
Христос со мной пробуждается,
Христос со мной бодрствует
каждые день и ночь,
всякие день и ночь.
Бог меня защищает,
Бог меня направляет,
Дух меня укрепляет,
всегда и во веки,
и во веки веков, аминь.
Царь царей, аминь.
(Т. 1. С. 5)
Да благословит Бог всех
Господи, Ты благослови жатву мою,
каждые гору, равнину и поле,
каждый серп – гибкий, красивый и прочный,
каждые колос и пригоршню сена в снопе,
каждые колос и пригоршню сена в снопе.
Благослови каждую девицу и каждого юношу,
каждую жену и каждого нежного ребенка,
огради их щитом Твоей силы
и сопроводи их в обитель святых,
сопроводи в обитель святых.
Позаботься о каждых козе, овце и агнце,
о каждых корове, лошади и хранилище,
Ты попекись о стадах и скотинах
и веди их в хороший загон,
веди их в хороший загон.
Ради Михаила – начальника сил,
ради Марии – светлого сосуда благодати,
ради мягкой Бригитты с завитыми локонами,
ради Колумбы могил и гробниц,
Колумбы могил и гробниц.
(Т. 1. С. 247)
Благословение
Мир Божий, мир человеческий,
мир благостного Колумбы,
мир мягкой, любящей Марии,
мир Христа – Царя доброты,
мир Христа – Царя доброты
да почивает на каждом окне и каждой двери,
на каждой щели, впускающей свет,
на четырех углах моего дома,
на четырех углах моего ложа,
на четырех углах моего ложа;
на всем, что внимает мое око,
на всем, что вкушают мои уста,
на моем теле, созданном из земли,
и на моей душе, созданной из Божьего дыхания;
на моем теле, созданном из земли,
и на моей душе, созданной из Божьего дыхания.
(Т. 3. С. 265)
Молитва
Я молю Господа Бога
и Марию, родившую Христа,
и Павла с двенадцатью апостолами
помогать и защищать меня.
(Т. 3. С. 99)
О покровительстве
Покровительство святых апостолов,
покровительство славных мучеников,
покровительство девяти (чинов) ангелов
сохранит меня и поможет мне.
Заступничество тихой Бригитты,
заступничество кроткой Марии,
заступничество воина Михаила
спасет меня и поможет мне.
Покровительство Бога – Творца всяческих,
покровительство любящего Христа,
покровительство Святого Духа
сохранит меня и поможет мне.
(Т. 3. С. 107)
Просьба о заступничестве
Да защищает меня Бригитта,
да защищает меня Мария,
да защищает меня Михаил
на море и на суше:
да защитят меня от всяческих мук
на море и на суше,
защитят меня от всяческих мук.
Да помогает мне Отец,
да помогает мне Сын,
да помогает мне Дух Святой
на море и на суше:
в защиту вечного города
на море и на суше,
в защиту вечного города.
Да поддерживает меня Троица,
да следует за мной Троица,
да руководит мной Троица
на море и на суше,
в Божественный виноградник
на море и на суше,
в Божественный виноградник.
(Т. 3. С. 175)
Похвала Божией Матери (отрывок)
Ты Царица и Дева моря,
Ты Владычица и Дева Царства,
Ты Царица и Дева лучезарных ангелов.
Ты храм Бога живого,
Ты сосуд Бога живого,
Ты обитель Бога живого и всех страждущих.
Ты река благодати,
Ты источник спасения,
Ты сад и рай для дев.
Ты утренняя звезда,
Ты (путеводная) звезда трезвения,
Ты звезда великого океана.
Ты (путеводная) звезда всей земли,
Ты звезда Царствия,
Ты звезда Сына Божия – Отца славы.
Ты семя земли,
Ты сокровище моря,
желанная гостья всякого дома в мире.
Ты сосуд полноты,
Ты чаша мудрости,
Ты источник исцеления всего человечества.
Ты сад добродетелей,
Ты хранилище радости,
Ты милосердная Матерь скорбящих.
Ты сад райских яблок,
Ты колыбельная песнь великих народов,
Ты исполнение упования человечества.
Ты райское солнце,
Ты луна небес,
Ты звезда и путь странствующих.
(Т. 3. С. 128–131)
Ангелу-хранителю
Ты, ангел Божий, поставленный оберегать меня
возлюбленным милосердным Отцом,
пастырь-небожитель стада Христова,
ты будешь охранять меня этой ночью;
отжени от меня всякое искушение и опасность,
будь рядом со мной посреди этого моря беззаконий;
среди стесненных обстоятельств, испытаний и нужды
храни мою лодку, храни ее всегда.
Будь ярким пламенем передо мной,
будь путеводной звездой надо мной,
будь гладкой тропой подо мной
и будь добрым пастырем позади меня –
сейчас, этой ночью и всегда.
Я утомленный путник,
приведи меня в страну ангелов;
мне настало время идти домой
ко двору Христа, к райской тишине.
(Т. 3. С. 151)
Благословение в дорогу
Да сделает Бог безопасными на твоем пути всякие ущелья,
да откроет перед тобою Бог всякий путь,
да очистит перед тобою Бог всякую дорогу
и да понесет Он тебя на Своих руках.
(Т. 3. С. 203)
Благословение
Да пребывает с тобой любовь Матери Марии,
да пребывает с тобой любовь святой Бригитты,
да пребывает с тобой любовь победоносного Михаила,
да покрывает тебя каждый час их десница.
Да пребывает с тобой великое изобилие моря,
да пребывает с тобой великое изобилие земли,
да пребывает с тобой великое изобилие неба,
да будет тебе здравие и успех в твоих делах.
Да пребудут с тобой мягкость и благодать Отца,
да пребудут с тобой любовь и благодать Сына,
да пребудут с тобой любовь и благодать Духа,
да изольется на тебя Их благодать.
(Т. 3. С. 243)
Благословение
Каждый святой муж на небесах,
каждая святая жена на небесах
и каждый ангел на небесах
да прострут тебе на помощь свою руку,
да расчистят перед тобою путь,
пока ты идешь туда
по невидимой реке,
пока ты идешь домой
по невидимой реке.
(Т. 3. С. 203)
Благословение
Да пребудет с тобой благодать Божия,
да пребудет с тобой благодать Христова,
да пребудет с тобой благодать Святого Духа:
с тобой и твоими детьми
в час сей, всегда и во веки веков.
(Т. 3. С. 21)
Благословение
Да защищает тебя Царь в долинах,
да помогает тебе Христос в горах,
да купает тебя Дух на склонах,
в ущелье, на холме, на равнине,
на горе, в долине и равнине.
(Т. 3. С. 209)
Благословение на прощание
Мир Божий да будет с вами,
мир Христов да будет с вами,
мир Духа Святого да будет с вами
и вашими детьми
с сегодняшнего дня
и до конца ваших дней,
и до конца ваших дней.
(Т. 3. С. 209)
Читая их ощущаешь искреннюю веру и любовь к Богу.
Спасибо за статью автору и великолепному переводчику.
Ирина
А сейчас через каждые 50 метров циркуль с углом.
Спасибо автору за прекрасную статью, а так же Дмитрию за предоставленную возможность прочитать ее на русском языке.