Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодня мы празднуем Торжество Православия, духовное торжество, наполненное для многих по милости Божией плодами первой недели Великого поста. Особо радостное событие, подкрепленное маленькими победами на личном фронте борьбы с диаволом. Это праздник Веры Истинной, победы над лжеучениями, победы над ересями, и само его установление связано с одной из таких побед Церкви — над иконоборчеством.
Что такое Православие? Это истинное богопознание и богопочитание, это поклонение Богу в духе и истине. Православие есть прославление Бога через истинное познание Его и поклонение Ему, так говорит об этом святитель Игнатий (Брянчанинов).
Многие христиане соблюдают Великий Пост, с благоговением относятся к этому благословению Церкви Божией. Но многие из нас, к сожалению, опьянены и отравлены странными учениями и неправильными представлениями о Боге и Церкви. Например, одно из самых распространенных, когда люди говорят, что «я верю, я сам лично общаюсь с Богом в сердце своем, и мне не нужна какая-то формальная сторона», имея в виду Церковь. «Формальной стороной» они называют литургическое общение, участие в таинствах, духовные советы, общение со священнослужителями. Это все продукт работы лжеименного разума, это есть ересь.
Но каждый из нас, если внимательно задумается о своем личном представлении о Боге и Церкви, о духовной жизни, найдет, что является жалким последователем своей маленькой ереси, ложного представления, которое часто является следствием лени и гордыни: нам лень прочесть, лень спросить, лень просветиться, лень склонить свою голову перед учение Церкви и напиться из целебного источника Божественной благодати.
Всю свою историю Церковь боролась с ересями и лжеучением, с этими семенами, который диавол всевал между доброй пшеницей, и сегодня – в этот день – она исчисляет эти страшные ереси и анафематствует их.
Мир очень болезненно относится к слову «анафема», даже не понимаю его значения. Постоянно можно слышать что это — что-то страшное, неприятное, какое-то проклятие, более того, люди нецерковные часто говорят о себе «меня анафематствовали…» и тому подобные глупости. Всуе произносят слово, не понимая его значения. Они даже оскорбляются, мир оскорбляется от этого слова, которое произнес еще апостол Павел: «Анафема, отвержен». Мир оскорбляется, как будто Церковь вторгается в его личную жизнь и как-то попирает его права и свободы.
Все это, конечно, примитивное восприятие, безмерная тщеславная и горделивая глупость, темнота, непросвещенность этого мира и его глубокое помрачение. Он не понимает, что Церковь просто предлагает человеку, христианину и всему человечеству очистительное действие, врачевство. Церковь таким образом лечит, называя, определяя ту или иную конкретную болезнь. Церковь ставит точный диагноз.
Каждый христианин, слыша слова анафематствования, может свою собственную веру измерить сообразно тому, как Церковь оценивает то, от чего она отвергается, чего не признает своим, что она признает пагубным, ядовитым, смертельным, что она признает вредным для нашего спасения, признает несовместимым с наследованием Царства Небесного. Вот что такое на самом деле анафематствование. Это лечение и одновременно профилактика духовных болезней, смертоносных вирусов поражающих наши души.
Апостол Павел говорил: Но если бы даже мы, то есть учителя Церкви, апостолы, или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что́ мы благовествовали вам, да будет анафема (Гал. 1, 8).
Какие суровые, но справедливые и спасительные слова! Бывают ситуации, когда врач приходит к больному, а тот начинает обзывать, роптать на него, говорить неприятные вещи, даже оскорбительные. Такое нередко происходит с людьми старыми или с заболеваниями, когда воля уже расслаблена и сознание помрачено. Однако опытный врач относится и к такому больному с любовью, не замечает ропота и даже с юмором относится к этим оскорбительным словам. Он приносит свое горькое лекарство, достает свой острый, болезненный для человеческой плоти скальпель и исцеляет больного.
Так можно сравнить больного человека и все человечество, опьяненное лжеучениями. Церковь и слово Божие, которое кажется иногда горьким для больного человечества, на самом деле спасительны для него, это единственное спасительное средство для бессмертной души.
Сегодня мы торжествуем победу Церкви, победу истины над ложью, и каждый из нас, кто прошел первую неделю поста в меру своих сил, празднует свою маленькую победу. Кто-то впервые пришел на исповедь, кто-то уже не первый раз, но исповедь была такой искренней, глубокой и полной, какой еще никогда не была. Человек, который долго находится в Церкви, тоже приобрел что-то новое, и мы сегодня вместе этому радуемся, торжествуем, соединяясь в Евхаристии со Христом.
Но надо при этом обязательно помнить о том, что часто после такой победы следует небольшое расслабление, и тогда дьявол как опытный охотник выскакивает из засады и поражает христианина. Очень часто, многие по своему опыту знают, после того как мы подвизались как следует первую неделю, то на второй неделе поста следуют какие-то особые неожиданные искушения, падения; и сегодня хотелось бы призвать всех к вниманию.
К вниманию, ревности и строгому следованию за святыми отцами, которые жизнь свою положили на борьбу с дьяволом, и тогда мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, действительно свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех. И с терпением будем проходить предлежащее нам поприще.
Аминь.
Скачать
(MP3 файл. Продолжительность
чувствуется что в этих словах весь мир уложен по полочкам
рад и еще раз убедился в правильности моего выбора и постоянно сохраняю вашу веб страничку
все самые необходимые продукты питания на ваших компьютерах без порчи доставляются в наши сердца
вот истинно сказанно не пищею одною жив человек
слушая вас мне даже и не чувствуется Священный Пост в тягость это действительно самые радосные моменты в году когда Благодать Божия так близко и непосредственно в контакте с душой
Хранит Вас Бог за ваши труды на этом цифровом уровне
С нами Бог