Почему в церкви мало мужчин?

Фото: Александр Осокин Фото: Александр Осокин Мы настолько привыкли к тому, что Русская Православная Церковь – это преимущественно Церковь «белых платочков», что как-то даже перестали удивляться и беспокоиться по поводу того, что мужчин в храме действительно мало. И даже уже стали искать и находить какие-то аналогии в священной истории… Вспоминать об особенной чуткости женского сердца и о том, что даже апостолы «жестокосердые» разбежались после распятия Христа и попрятались «страха ради иудейска», а вот жены-мироносицы… И так далее и тому подобное…

Врагам Церкви это дает лишний повод говорить об «ущербности» Церкви, о ее преимущественно женской природе, о том, что идеалы терпения, смирения и кротости – идеалы совсем не мужские. И можно бесконечно объяснять, что это не так, что в современном обществе самые возвышенные понятия сознательно или неосознанно искажаются… и что смирение, например, означает не примитивную забитость, а умение достойно принимать то, что случается вопреки нашей воле; что терпение – это не рабское унижение, а мудрость, умеющая ждать… кротость – не жалкая безответность, а сила доброй сдержанности… Все это можно и нужно объяснять, конечно. И все же… мужчин в храмах мало – и этот факт требует осмысления.

Эта тема – недостаточного участия мужчин в церковной жизни – всплыла недавно в разговоре с дальним моим корреспондентом – русской православной женщиной, живущей в Америке. Я уже сказал, что мы почти не осознаем эту проблему как проблему, но с далекой стороны все выглядит иначе. Если в зарождающейся церковной национальной общине нет или совсем мало мужчин, то для самих прихожан это лишний повод почувствовать свою слабость, беспомощность. И можно сколько угодно говорить, что «сила Божия в немощи совершается», но эта истина ни в коей мере не оправдывает инертность и слабость, маловерие и, простите, вырождение наших мужиков. А вопрос стоит именно так. Потому что если в нашей «широкой» стране вопрос вырождения мужского начала хоть и звучит, но как-то гипотетически, то в чужой стране – это просто вопрос выживания: деградация мужиков, их безверие, беспробудное пьянство и слабость – это верный признак вырождения национальной общины и скорой ассимиляции. А для нас – наглядный пример того, что ожидает нас самих в недалеком будущем, если ничего не изменится. Что поделаешь, в этом мире для продвижения любой идеи нужны и напористость, и смекалка, и решимость чисто мужские; и горе – если все эти качества вынуждены проявлять женщины.

Американская моя знакомая обратила внимание на то, что ни в какой другой Церкви этого чудовищного перекоса в сторону «женского присутствия» нет. И речь идет даже не о многочисленных протестантских общинах, а о православных церквях, принадлежащих к другой юрисдикции. Я и сам припоминаю, что, например, в греческих храмах мужчин если и меньше женщин, то ненамного и участие мужчин в жизни Церкви самое активное и плодотворное. И ведь именно так и должно быть! Ведь сознательное и деятельное служение Богу в «публичном», так сказать, измерении – это и есть в первую очередь дело мужское. Так должно быть, и, кажется, так было всегда.

Роль женщины в церковной жизни всегда была огромна, но эта роль действительно вспомогательная, причем в самом лучшем, возвышенном значении этого слова. В значении помощи, и даже помощи жертвенной, а выше этого трудно себе что-нибудь и представить с точки зрения подлинного христианства. И это естественно. Помните, как в Писании говорится о сотворении женщины? «Сотворим помощницу». Как хорошо, правда? Какой глубины и мудрости исполнены эти слова!

Но раз уж мы говорим и о положении женщин в Церкви, то в связи с главной нашей темой хочу сказать о том, о чем раньше говорить не решался. Больно уж щепетильная это тема…

Я хочу сказать о том, что, из-за недостатка служения именно мужского, в Церкви, особенно в последнее время, появилась такая проблема, как женская властность, и даже властность непомерная, «зашкаливающая». Эта женская властность является именно прямым следствием недостатка мужской активности в церковной жизни, и эта, если можно так сказать, «спровоцированная властность» женщин ничего доброго не приносит ни самим женщинам, ни церковной жизни в целом.

Впрочем, справедливости ради нужно сказать, что проблема эта – проблема женской властности в Церкви – отнюдь не наша национальная и далеко не современная. Вот что говорил об этом еще в V веке великий святой Иоанн Златоуст. Предвижу возможный хор возмущенных голосов после этой цитаты, но что поделаешь: как говорится, все претензии «не ко мне».

«Закон Божественный удалил женщин от священнослужения, – пишет святитель Иоанн, – а они стараются вторгнуться в него; но так как сами по себе не имеют власти, то делают все через других и такую присваивают себе силу, что и избирают, и отвергают священников по своему произволу. Пословица “с ног на голову” сбывается здесь на деле. Начальниками управляют подначальные, и пусть бы мужчины, но – те, которым не позволено и учить. Что говорю – учить? Им блаженный Павел запретил и говорить в церкви. Я слышал от одного человека, будто их допустили до такой дерзости, что они даже делают выговоры предстоятелям Церквей и обращаются с ними суровее, нежели господа со своими слугами».

Но мы сейчас говорим не о женской властности вообще, а именно в контексте того «вакуума» мужского служения в Церкви, который проявление этой властности во многом и провоцирует. И вина за это лежит опять же на нас – мужчинах. Причем не трудно заметить, что это происходит и в повседневной жизни, где женщины вынуждены «тянуть» то, от чего отмахиваются наши внезапно и повсеместно обессилевшие мужички. Проблема, как не погляди!

Но почему же именно в Русской Церкви мужиков мало? Мне даже интересно стало, какой была статистика до революции, потому что первое, что приходит на ум при отыскании причин этой проблемы, – это наша недалекая безбожная эпоха, и тут аналогии с распятием Христа и с учениками, разбежавшимися «страха ради», и женами оставшимися не выглядит уж очень натянутой. С той, может быть, поправкой, впрочем весьма существенной, что большинство не разбежалось, а попросту было уничтожено как наиболее активное и – следовательно – опасное в глазах властей начало. Но все-таки любопытно узнать дореволюционную статистику, чтобы понять раз и навсегда: проблема малого присутствия мужчин в церковной жизни – это последствие революции или нечто наше «исконно русское». Если последнее – то дело обстоит сложнее, и причины тогда нужно искать не во внешних обстоятельствах, пусть трагических, но все-таки временных, а в глубинах русского мужского характера, а это, согласитесь, неизмеримо сложнее.

Но поиски документов на эту тему не увенчались успехом.

Объективно оценить участие мужчин и женщин в дореволюционной приходской жизни в процентном отношении не представилось возможным, потому что все вообще крещенные мужчины и женщины числились прихожанами того или иного храма, но исследования действительной жизни прихода с анализом степени участия в ней мужчин и женщин мне так и не попались.

Зато современная статистика, признавая больший процент женщин в храмах и большее их участие в делах церковных, относит это к вящей эмоциональности женщин, к их большей способности к вере, в то время как мужчины в массе своей настроены более скептически и мыслят рационально. Ну что ж, тогда надо признать, что наши русские мужчины – самые рациональные в мире. Непонятно только, почему эта рациональность не приносит тех феноменальных плодов в разумной организации жизни, которые она должна бы, по логике, приносить. Напротив, мы видим совершенно нерациональное и саморазрушающее поведение как печальную и повсеместную норму нашей жизни.

Думается, что решающую роль в отношении современных мужчин к Церкви играет все-таки воспитание – или совершенно безбожное, или основанное на представлении, что главное, «чтобы Бог был в душе». То есть в лучшем случае это «нецерковная» религия нравственности, соответствия основным правилам «человеческой» морали. И это считается достаточным. Увы, из этого состояния выходят и приходят к полноценной христианской жизни, как правило, только в результате каких-то серьезных потрясений. И здесь, пожалуй, надо учесть тот тип мужского характера, наиболее распространенный, который можно назвать консервативным – независимо от того, хорош он или плох. Наш мужик вовсе не склонен менять свою жизнь, какой бы она ни была, и если в случае правой веры это качество способствует утверждению в верности, то в состоянии «самочинного» заблуждения становится трудно преодолимой преградой на пути преображения и изменения своей жизни к лучшему. Иногда так и говорят: «Никогда я в церковь не ходил, а чего ж теперь пойду!» И этой своей «верностью» собственной жизни, пусть и безбожной, даже гордятся как каким-то достоинством. Что поделаешь: таков наш русский характер в его обобщенном выражении.

Здесь выход только один – говорить, объяснять, взывать, пусть не к чувствам, так к разуму, молиться, чтобы Господь просветил, ну и стараться хоть детям привить основы правильного мировоззрения, основы правой веры. В надежде, что они вырастут с твердым осознанием, что церковная жизнь – это необходимое условие полноценной, здоровой и доброй жизни.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Екатерина 5 июля 2020, 14:00
Мой брат, когда зашёл в церковь, наткнулся на невнимательность священника и это его оттолкнуло. Меня не оттолкнёт, а его- да. Другой пример: знакомый батюшка устроил многочисленные кружки при церкви, всякие акции и поездки, курсы. Итог: столько много мужчин ( и молодых мужчин !) на Причастии я не видела давно... Работать надо с приходом, устраивать ситуации, где нужна мужская помощь и мужчины подтянутся. А там, глядишь, и воцерковятся.
Вячеслав20 ноября 2017, 15:29
Проанализировав отзывы на статью автора, пришел к неутешительным выводам. А кто-нибудь задался вопросом, а сколько вообще у нас в России людей воцерковленных? По оценкам священников (например отца Димитрия Смирнова) и по моим наблюдениям, Храмы православные у нас посещают 2 -3% людей. Это просто мизер. Но и из этих 2-3% искренне верующих людей процентов 20 не более. Тогда какой смысл вообще рассуждать о рациональном мышлении мужчин и "большом женском сердце". Ответ на вопрос лежит на поверхности - греховное состояние душ людей и нежелание каяться в грехах и исправлять свою жизнь. Человек сам выбирает идти ли ему в ад или горний Иерусалим. Почитайте Евангелие притчу о малом стаде избранных.
Игорь 1 апреля 2015, 11:05
Спасибо за поднятую тему. Устыдился...Буду в воскресной школе вести занятия с мальчишками по военно- спортивной подготовке.
Владимир Паданин 9 ноября 2014, 19:47
Здравствуйте!Очень трудно взрослому мужчине войти в Храм Божий.Это не на собрание сходить.Обычно мужик идет к Богу за помощью или советом.Сейчас и крестик надевают не потому что веруют в Господа Иисуса Христа,а просто показать какие они богатые.Так как он у них золотой и на большой цепи.Я сам пришел к вере очень трудно.Спасибо бабушке моей.
Она дала мне,в то время,книгу Святитэля Иоанна Златоустаго
на старославянском языке.Это первое знакомство с Богом. Как
читал и что понял писать не буду.Это было в 1978 году.А во
церковление произошло только в 2010 году.Спасибо Господу Ии
сусу Христу что наставил меня на путь истины.И помог мне еще придти к Богу,мой наставник и духовный отец,Алексей.
Владимир
Илья25 октября 2014, 00:14
У женщин свои какие-то резоны ходить в храм - я их не ведаю, ибо не женщина, и судить о них, соответственно, не могу. Но их в храмах больше - это просто факт.

Я в храм пришёл сам, не сразу, много перед этим читал - и всё равно это было "не просто". По моему ощущению, у православного христианства запредельный уровень для современной действительности. Они настолько конфликтуют нынче, что поверить в истинность того, о чём в Евангелии написано - настоящий интелектуальный душевный подвиг всей сущности конкретного человека (это на-бегу не получится). В этом и вся загадка-разгадка, на мой взгляд. Разве верующему в Спасителя и слово Его есть хоть какое дело до притензий бабушек у свечного ящика! или в какой очереди подходить к помазанию!

Но вот так заинтересовать впервыепришедшего мужчину в храме, чтобы он что-то взял и "дочитал" ("доузнал")- здесь-то и проблема. Примеры - самое действенное средство, своим лишь примером и можно обратиться к ближнему - слов он и без того везде всяких наслушается. Только время на это нужно... много времени. И время нужно не бояться тратить на это дело, не "зажимать". У современного мужчины гордыня донебесная (всё вокруг её подстёгивает расти), и вера нужна такая же, чтобы бороться с этой гордыней. Технологии здесь - просто чушь и обман.
Тома15 февраля 2014, 13:33
Ходят одни бабы, а их мужики не ходят, при этом еще и высмеивают новую бабью дурь. И то что мужчине должна подчиняться женщина, это можно сравнить с тем как человек подчиняется Богу, который не пьет, не курит, не изменяет, не смотрит безумный ящик, не называет человека "дурой" , не ленится мыть посуду, иногда дарит подарки. А когда ты навоз гребешь , а он пробегает мимо что б ты не заметила, ну извините.....
Сергей 9 декабря 2013, 20:48
Здравствуйте, я хоть и не православный христианин, но вижу что образ мыслей у любящих Христа одинаковый. Меня заинтересовало какая болезнь может быть у церкви которая вызывает такой перекос, и встречается ли это в других церквях, и вижу что встречается. Читая мысли братьев и сестёр (позвольте мне вас так называть) вижу и те к которым пришёл сам: 1) женщины более склонны к вере, но они могут довольствоваться храмовой жизнью, 2) мужчина должен действовать, и его христианская жизнь тоже должна быть действием, к которому он придёт приняв решение и изменившись, либо унаследовав и сохранив. Наверно церковь слишком пассивна, наверно пора идти и доносить до людей то что вечно и истинно. Пасторы и священники могут много всего рассказать, но кто не побоится обличить любимые грехи, научить праведности? В ответ на этот вызов появятся друзья и враги. Появятся мужчины которые придут в церковь чтобы служить Богу, но появятся и те которые будут строить ей препятствия. Помните как менялись сердца мужчин которые видели и слышали Христа? Его нелицеприятие, кротость, милосердие, сострадание, готовность простить и бесстрашие - достойны самого высокого уважения. Они оставляли работу чтоб пойти за Ним, они раскаивались в совершённых грехах и неправедной жизни, даже Пилат предпочёл умыть руки и не накладывать их на Него. И женщины тогда изменятся рядом с такими мужчинами. Но конечно не все, не все примут Христа.
ева18 ноября 2013, 17:32
Про духовный факультатив – сильно сказано. Интуитивно это верно Вячеслав сказал. После того как большевики отделили (а также часть россиян) церковь от государства, она и стала к сожалению таким прикладным факультативом.
У священства сердце болит и хочется возрождение Церкви.
Но и мужчины здесь виноваты, им хочется реализоваться действенно, руками и практикой, священники служат, а мирянин мужчина не может стоять всю службу столбиком. Видимо.
Не знают они как эту потерянную веками веру применить и что на этом построить. Просто утрачен навык. А самим его взращивать сложно. У женщин хоть стимул есть-замуж выйти и детей воспитать. Не знаю, по моему чтобы мужчина пришел в храм надо сильно ударить его по голове, гордыньке. Если посмотреть на тех кто стоит на службе-еще хуже ситуация, либо убогие, либо чудные, либо тертые как зеки скорбями, изменами и душегубствами-предательствами.
Я хоть и очень рядом с Богом обретаюсь давно, но честно православных м. даже боюсь. У них два перекоса-либо слабохарактерные, либо философы умственного деспотизма. Вторые очень жестко проводят православие в жизнь ближних, учат.. и проч.
Видимо так пытаются отойти от факультатива к практике.
Людмила20 августа 2013, 19:02
Никто не должен внедряться в отношения между Богом и человеком.Бог дал человеку(мужчине или женщине)быть в Церкви,молиться за своих родных и близких,жить Церковью...Очень сложно привести к истинной вере хотябы одну женщину...Уверена ,что в Церковь людей приводит Бог.Силу слову дает Бог.Разве мужчины,которые не идут в Церковь,читают слова священников обращенные к ним?Может быть через женщин православных мужчины обратятся к Богу?Надо потерпеть,но не расслабляться.
Александр20 августа 2013, 12:12
Интересно, кто-же тогда Афганистан, Кавказ,Германию воевал, кто-же устилал костями и кровью ГУЛАГ,кто строит дома и добывает пропитание,кто спину гнет на московских стройках,кто к 50 годам выплевывает зубы, не Вы ли с вашими "белыми платочками"? А жизнь Вы не знаете!
алексей13 мая 2012, 15:14
напишу немного сумбурно

спасаться нужно всем и м и ж

дорога в церковь уникальна

пришедшего *впервые* нужно встретить так, как Христос бы встретил

желание властвовать - воровать у Бога

Nikolaos 5 мая 2012, 17:28
На Украине немало мужчин ходят в церковь! И молодых, и среднего возраста, и старшего. Самых разных мужчин.

Во всяком случае, на Центральной и Западной Украине, где сильны народные традиции. Насчёт восточных и южных областей ничего определённого сказать не могу, т.к. я там редко бываю. Может быть, кто-то более знающий дополнит?
Алексей24 апреля 2012, 15:10
Кто может помнит, с начала до середины 90-х были популярны т.н. "воскресные школы" для взрослых на приходах. Там по воскресеньям собирались все желающие прихожане от мала до велика после богослужения (где-то после литургии, где-то после вечернего молебна или чтения акафиста, если в следующий понедельник не было положено литургии). Формат был обычно такой - все рассаживальсь на скамьи, Священник или диакон читали несколько глав из Священного писания, разбирали их, отвечали на тематические вопросы, а затем беседа плавно перетекала в вольное русло. И однажды на таком занятии был задан вопрос о том, как должны выстраиваться отношения между мущиной и женщиной как в семье, так и в обществе. Меня (а я тогда был махровым неофитом со вем присущим макимализмом) поразил ответ священника игумена М (ныне к сожалению покойного, строгой жизни). Он сказал буквально следующее - "Эта тема для нашего времени является запретной" - и как ни в чем не бывало перевел разговор в другое русло.
Андрей21 апреля 2012, 03:01
Если отстраниться от агрессии и навязываемых противоречий в стереотипах "мужчина-женщина", то применительно к церковной жизни наиболее приемлемый образ соотношений "братьев и сестер" зачастую представляет собой как "перекос" в сторону мальчиков или девочек в некоторых многодетных семьях...
Однако временное количественное преобладание женщин среди прихожан может сполна уравновесить и один молитвенник, и диакон со священником, и уж тем более сам Господь... Но конечно, надо верить, горячо молиться, надеяться и делами любви и примером научать братьев, сестер и детей наших (а иногда и самим от них поучиться хорошему) благочестию православному. Тогда, Бог даст, благодать Его коснется наших сердец и ума, и мы обнаружим в активной церковной жизни может побольше братьев и сестер наших... Ровно настолько, насколько их и наши сердца умягчатся, возжелают и приемлют Христова взаимообщения в Церкви Его Святой. Помогай нам, Господи!

Христос Воскресе!
Серафима10 апреля 2012, 22:37
Раньше функция, статус мужчины определялся емким словом кормилец. Это определяло и уклад и внутрисемейные связи. Массовый выход на работу женщины навсегда изменил ситуацию.(вторгнувшись в мужскую область рожать по 4-10 уже не могла, чад забаловала, а потом "ударилась" в самореализацию(И.Крестьянкин:"чаще уродливое проявление ее активности и значимости") Но люди продолжают мыслить стереотипно и до сих пор лучшие представители видят свою роль главным образом в благосостоянии семьи, в то время как сейчас актуально вспомнить, что Христос(в чьем образе муж) –это Первосвященник и царь. А каждый ли мужчина имеет цель, смысл жизни, понятия, что к вечной жизни он должен привести не только себя, но и всю семью, понимание, в чем конкретно заключается его ответственность? Печально констатировать, но «сии вещи не входят в круг наших понятий», мужчина «не в Бога богатеет», а душу отводит за выпивкой, женщинами и ТВ(компом), а у женщины этих «опций» меньше, она в храме.
Ирина10 апреля 2012, 11:31
Мужчина, который не ходит в храм, НЕ СПОСОБЕН откликнуться на Божественный призыв: "Сыне даждь Мне сердце твое" (Притч. Соломон. 33, 26).
иерей Димитрий 5 апреля 2012, 12:37
Ответ Вячеславу

Уважаемый Вячеслав, вдумайтесь в то, что Вы цитируете:
"Лишь когда современная православная доктрина займет социально значимые позиции... утверждая духовно убедительные ориентиры... активное мужское большинство подключится к этому процессу, почувствовав в нем реальное историческое дело." А кто должен эти позиции занимать? Кто должен утверждать "ориентиры"? Бабушки? А "активное мужское большинство" будет ждать, пока это случится! Какая-то странная, "вывернутая" позиция: вы меня заинтересуйте, вовлеките, убедите и тогда я - активный - что-нибудь начну делать!
Владимир 5 апреля 2012, 00:03
Меня очень отвлекают женщины, которые молятся в правой, мужской части Храма. Постоянно надо пропустить к иконе, поставить свечу, найти свою сумочку, палочку, надо и успеть поговорить, служба вот-вот закончится. Открыть окно нельзя, продует. Сделать земной поклон - будь осторожен, может оказаться на голове женский подол. Пропустить вперед услышать можно раз в полгода от одной сестры. Приходишь домой и думаешь: успел ли помолиться? Надолго ли меня хватит мужчины-прихожанина? Бабушка рассказывала, что до революции мужчины брали за шиворот заблудившихся женщин и провожали их в левую часть Храма под одобрительные возгласы. Попробуйте это сделать сейчас: одобрит ли Вас кто-нибудь, а как хочется спокойно помолиться!
читатель для Вячеслава 3 апреля 2012, 20:35
Уважаемый Вячеслав,
в Церковь Христову приходят для спасения своей души.

Церковь Христова -- это НЕ политическая партия и НЕ общественная организация.
Церковь Христова -- это соединение Христа-Бога с верующими через церковные таинства.

Православная вера -- это НЕ идеология.
Истинная православная вера как раз и открывает верующему человеку Истину.

P.S. приведённые Вами рассуждения -- это , по-моему, рассуждения атеиста, который везде видит идеологию и пропаганду, не понимая сути вещей.
Владимир 3 апреля 2012, 19:30
К сожалению, наша церковь пока не занимается "мужскими" проблемами жизни. Поэтому там мало мужчин: они не чувствуют, что церковь дает ответы на острые и существенные вызовы жизни. Церковь пока еще не берется организовывать жизнь. Священство часто уходит в свои проблемы, оставляя в небрежении общие. Женщинам же достаточно того, что они ощущают церковную жизнь как жизнь храмовую. Это тема большая. Я просто задал главный тезис.
Вячеслав 3 апреля 2012, 17:20
Много приходилось слышать ответов на этот вопрос, но подавляющее большинство их неубедительны, в том числе и тот, что предлагает автор статьи. Мне представляется, что наиболее близок к истине ответ Александра Евгеньевича Молоткова: "У современного православия женское лицо. Женское сознание более асоциально, чем мужское, являющееся по природе, наоборот, более социально ответственным. И если женскому духовному чувству достаточно «храмового православия», то для рационально-волевого мужского строя такое православие не убедительно. Мужчина по своему складу призванный воспринимать реальность максимально трезво, не видит за отвлеченным православием социальной подлинности и поэтому обходит его стороной. Лишь когда современная православная доктрина займет социально значимые позиции перед лицом общества и власти, утверждая духовно убедительные ориентиры национально-общественного развития, активное мужское большинство подключится к этому процессу, почувствовав в нем реальное историческое дело. Либо православие осуществит эту предметную связь с социальной реальностью, либо обречено остаться в области духовного факультатива". http://ruskline.ru/analitika/2010/04/15/ekonomika_ekumenizma/
NN 2 апреля 2012, 16:34
короче говоря, опять во всем виноваты женщины. Печально...
Надежда29 марта 2012, 09:08
Говорящему Правду!
Да, вы правы,женщины забыли о своем предназначении.А предназначение женщины на земле- быть матерью, покорной женой,хранительницей домашнего очага...Но не Церковь виновата в этом.Все,что сейчас происходит в нашем обществе,результат прошедших безбожных лет. Мы сейчас пожинаем плоды. ВСЕ ЗАКЛАДЫВАЕТСЯ В ДЕТСТВЕ.А что сейчас в школах? О воспитании нет и речи.Наоборот, идет полное развращение детей.Кто говорит детям о Боге,о смысле жизни человека на земле, о роли женщины?Кто воспитывает девочек, кто учит их быть матерями, верными женами, быть скромными и чистыми? Наоборот,их учат быть ЛИДЕРАМИ, быть раскованными, наглыми и бессовестными.Таким они и выходят из наших школ,готовыми прямо сразу на панель.Вот и вся правда. И не надо все сваливать на церковь.Наоборот, церковь сейчас ОЧЕНЬ много делает-и по телевидению мы слышим голос священников, и огромное количество литературы на эту тему в церкви, и на проповедях говорят...Но девушки наши вряд ли услышат этот голос.Они уже "ВОСПИТАНЫ" в школах. Вот там и корень зла!!!




Сергий25 марта 2012, 18:37
Только истинные и настоящие мужчины посещают Церковь.
Они настоящие мужчины на работе и дома.

Кто, как не они могут защитить Родину.

Уж точно не алчные бизнесмены, наркоманы и пьяницы, лентяи - те кто с понятиями " кем бы не работать,лишь бы не работать", и гомосеки.

Наверно женщины скоро на танках и в рукопашную будут
ходить.Вот будет потеха.
Ну и что?24 марта 2012, 22:52
Каков поп - таков и приход! Или это особенная черта русского характера в русском священстве проявляется - не миссионерствовать в русском народе и не доводить слово Божие до русского народа - ведь русский человек должен сам до всего дойти, а ещё лучше эму народишку приказать, ведь он глуп, необразован, слаб, а время на него тратить не хочется - других дел хватает. Национальность обязывает? Вопрос почти философский.
Внучку24 марта 2012, 21:32
Внучек! Видно ты разума еще не набрался.И помочь тебе некому и ответить.Ну так и не ходи,если умом не вызрел.Кто же тебя туда на аркане тащит?
Говорящий Правду23 марта 2012, 23:53
Путь женщины к спасению вообще начинается с любви и послушания мужу.А этому сейчас в церкви из священников не учит практически НИКТО!!! Не говоря уже о том,что церковь даже НЕ ПЫТАЕТСЯ проповедовать это в миру.Притом что имеет для этого ВСЕ ВОЗМОЖНОСТИ:огромный финансовый и административный ресурс и авторитет в обществе!!! И ИМЕННО ЦЕРКОВЬ ДОЛЖНА ЭТИМ ЗАНИМАТЬСЯ!!!
Но церковь сейчас НИЧЕГО не делает для проповеди Патриархата,многие мужчины пришедшие туда в 90-х и начале 2000-х начинают от нее отпадать,а ситуация становится ВСЕ ХУЖЕ И ХУЖЕ!
Семья как институт практически ПЕРЕСТАЕТ СУЩЕСТВОВАТЬ!!! Пока церковь и священство продолжает делать вид что "все хорошо,прекрасная маркиза", либеральные футурологи ПРЯМО ГОВОРЯТ что институт семьи умирает,и с их точки зрения это НОРМАЛЬНО,это "прогресс"!
А вот с точки зрения патриота и православного мужчины это КАТАСТРОФА И ГИБЕЛЬ РОССИИ!!! Русские вымирают,а на их место приходят МУСУЛЬМАНЕ,потому что у мусульман патриархат по большей части СОХРАНИЛСЯ!!!
Внук Божий - не раб!23 марта 2012, 17:42
Для чего русскому мужчине посещать молитвенные сооружения чуждой ему веры?
Лариса23 марта 2012, 12:26
Олег, 2012-03-20 18:50
"Женщины - учитесь любить, а не властвовать, и любовь поскажет вам отгадки на все вопросы."

В известном: "Настоящий мужчина должен построить дом..." ведь не только стены имеются в виду. Мужчина должен создать семью, род, в котором он - глава и хозяин. А женщина - его вторая половинка, помощница "по нему".
А в современном мире как-то всё не так, как Богом завещано. Люди всё реже заключают брачные союзы. Когда рождаются дети, мужская роль сводится в основном к зарабатыванию денег. И фразу: "Я работаю!" они произносят более, чем гордо. Женщины не уступают мужчинам в гордыни своей: "Ну, и подумаешь. Ну, и не надо. Сама всё могу." Ерунда одна получается от всего этого. И женщинам и мужчинам надо учиться. Женщинам "любить, а не властвовать", а мужчинам любить и властвовать.
Светлана23 марта 2012, 09:55
ГОВОРЯЩЕМУ ПРАВДУ.
Да-а-а!И откуда в вас такая ненависть к женщинам? А мама у вас была? Все, что вы пишите и есть ЧУДОВИЩНАЯ ГОРДЫНЯ. Именно гордыня и не дает нашим мужчинам прийти в Храм.Ведь в Церкви надо смириться и считать СЕБЯ самым грешным и падшим, а не искать кто там погрешнее-женщины или священники...С себя начните. Вы то святой, праведник? Выньте сначала бревно из своего глаза.Вы то живете по заповедям? И если да, то при чем здесь "бабы" как вы называете всех женщин? Когда вы придете к Богу(а мы все придем туда) ,с вас ведь не спросят ни за "баб", ни за священников. Отвечать будете только за себя!
Вот и думайте, так ли уж важно для вас и для других таких "праведников", как ведут себя в Храме женщины. ВЫ будьте достойным, смиренным и милосердным.
Евгений23 марта 2012, 01:15
На мой взгляд проблема поднятая от.Димитрием несколько преувеличена, есть в наших храмах мужчины активные, деятельные, хотя надо согласится, что не на всех приходах. Из основных причин почему в церкви мало мужчин я бы выделил три:
1.Чрезмерную активность на приходах наших женщин от деятельности которых наши мужчины иногда просто "уходят в штопор". Поэтому думаю надо побольше поручений давать мужчинам, а женскую активность немного сдерживать.
2.Надо признать честно, что на приходах больше "проблемных" мужчин чем успешных и они зачастую отпугивают тех у которых и в семьях всё нормально и на работе слава Богу, зачем ему идти, чтоб быть как этот, "Говорящий правду", которые нахватаются словечек, вроде "жена да убоится мужа своего" и говорить с ним больше не о чем.
3.Мужчина по природе своей ищет общения в виде какой-то деятельности. И если на приходах, после трех часов службы всё заканчивается походом домой, то не сильно оцерковленному человеку не понимающему всей значимости церковных служб, после нескольких посещений храма становится скучно и неинтересно, в отличии от женщин которые всё воспринимают на уровне чувств.
читатель для Юрия22 марта 2012, 22:22

Гордость -- это свойство сатаны; из-за гордости этот бывший ангел Божий стал сатаной.

Именно сатанинской гордостью является то свойство некоторых мужчин, которое Вы здесь описали.

И Вы предлагаете Церкви соответствовать некоторым осатаневшим гордецам ???
Юрий22 марта 2012, 18:14
Хождение в церковь у нас считается "бабским" делом. Одна из причин, наверное, в том, что в церковь многие из нас идут в первую очередь за утешением, что нормально и часто вполне достаточно для женщины, но часто стыдно и совсем недостаточно для мужчины. Для мужчины нужно ДЕЛО, которого он не находит в Церкви, а молитву он пока не считает делом. Преодолеть эту ситуацию можно только в том случае, если мужчина будет воспринимать принадлежность к Церкви как своего рода военную службу. Но как этого добиться?
Андрей22 марта 2012, 18:03
Если сравнить Церковь с какой-нибудь сектой, то там женщин по отношению к мужчинам гораздо больше. Просто, как мне кажется, женщины легче на подъем. Смотреть надо не на количество, а на качество. А спасающихся, я думаю, примерно поровну. Мужчины, как мне кажется, более ответственно относятся к Вере. Не станет тесть, придя из храма, доказывать, что поститься не обязательно, потому что священники в пост едят мясо. Не станет обвинять зятя в безответственности на том основании, что он с женой не предохраняется от нежелательной беременности. История моего хорошего знакомого: воспитывался в атеистической семье, стал приходить к Богу, мечтал священником стать. Женился на девушке из воцерковленной семьи, а когда родился ребенок, жена со своей мамой пошли к духовнику, наговорили про него, что он псих и наркоман и их жизням и жизни ребенка угрожает опасность. Итог: брак развенчан, он изгнан и отлучен от ребенка. Полное разочарование в Вере и в Церкви. Предваряя вопрос, что заставило тещу так поступить, отвечаю: она считала, что сама должна воспитывать ребенка, а дочь должна идти учиться. Почему жена встала на сторону матери? Та ей внушила: он тебя все равно рано или поздно бросит, и с чем ты останешся, без профессии и одна?
Elena22 марта 2012, 17:37
Согласна, мужчин мало, но следует заметить, что вера мужчин и женщин весьма различна. Мужчина-христианин как правило верует осознанно, прекрасно знаком с догматами и канонами Церкви, чужд обрядоверия и не допускает нездоровой экзальтации и излишней эмоциональности. Женщины в большинстве свом верут как правило, бессознательно по принципу "я чувствую что там что-то такое! Ну такое!", склонна к обрядоверию, формализму, следствием чего и является истерическое починание "обожаемых батюшек", запощеванство, стремление затащить насильно в храм всю семью, что приводит к конфликтам и т.д. Женщина действительно существо вторичное, ее роль в жизни является вспомогательной, но все мы начиная с Евы упорно лезем властвовать, что женщине не положено в принципе, пытаясь утвердить свое равноправие с мужчиной, и это выглядит жалко и глупо. Каждому положено занимать свое место в системе, иначе система может рухнуть.
Священник Димитрий22 марта 2012, 15:58
Ответ Говорящему Правду:

В том то и дело, что проблема, ради которой затевалась эта статья, что называется "кричащая". Но смешно говорит, что мужиков нет в храме потому, что там "орудуют" бабоньки! Да кто ж нам мешает восстанавливать подлинное, "истовое" благочестие, кроме нас самих? Где мужики? Убеждён, что основная причина их отсутствия - леность и маловерие.

А на "начальство" можно пенять бесконечно. Совершенно не конструктивное занятие. Знаете, как говорят: "Кто хочет - ищет возможности, кто не хочет - причины".

Помоги Вам Господи!
Андрей22 марта 2012, 09:23
Проблемма действительно существует, но это проблемма всего современного общества. Совквое мировозрение изменило христианские взаимоотношение мужчины и женщины, а современное либерастическое- мужчин окончательно добивает, женщины к нему быстрее приспособились, потому и выживают, потому и рулить начинают, в том числе и в церкви.
Говорящий Правду21 марта 2012, 23:45
Уважаемый "Священник Димитрий". Не нужно навязывать мне выбор из двух заведомо неправильных вариантов.Кстати простите что погорячился с извержением из сана,это конечно чересчур.Просто когда мужчин как класс унижает женщина это плохо,но объяснимо,но если другой мужчина,да еще по идее стремящийся к праведности...это как-то совсем некрасиво выглядит.
Но главное не в этом.Вы что-то ничего не сказали ПО СУЩЕСТВУ заявленных мной проблем.Вы признаете их наличие или считаете что единственная проблема это "обессилевшие мужички",которые конечно же сами виноваты,что бедные женщины из-за их отсутствия становятся чересчур властными?)))
Говорящий Правду21 марта 2012, 20:29
Ну и наконец вопрос автором статьи вообще поставлен неправильно,УЗКО,в рамках пресловутой церковной ограды.
Надо ставить вопрос гораздо шире:почему Церковь БЕЗ БОЯ сдала борьбу за Патриархат,уступив западному феминизму? Почему если она и пропагандирует здоровую семью,то это по сути слегка модифицированная семья советского образца:умеренный феминизм воцерковленность.Церковь пытается бороться с развратом,но что она предлагает взамен - стать моногамным подкаблучником??? А между тем число разводов к числу браков в последние годы колеблется от 70 до 80% И венчание никого не останавливает,у меня 2 знакомых венчанных пары из 3-х разошлись,в 3-й муж терпит из-за детей. А священники венчая совершенно не объясняют серьезности обряда,обязанностей мужа и жены и т.д.,вот и результат.
Выход только один.Не дожидаясь указаний сверху священники должны повсеместно возобновить проповедь христианского послушания для женщин,не боясь потерять паству! И всех прихожан прихожан учить Законам Божьим в отношении семьи:мужчин - ответственности,женщин и детей послушанию и всех вместе ВЗАИМНОЙ БЕЗКОРЫСТНОЙ ЛЮБВИ!
Говорящий Правду21 марта 2012, 20:05
Возвращаясь к происшествию в ХХС.Все заметили какой был самый популярный комментарий на эту тему? "Попробовали бы они в мечети такое сделать!" А ведь это очень печально,это означает что православные признают:"мусульмане могут охранять свои святыни ,а мы нет"
И ни один церковный деятель,ни один специалист по церковной истории не напомнил,что по Соборному Уложению 1649 года за такое богохульство этих тварей полагалось бы СЖЕЧЬ!!! Ну ладно,такой суровой меры никто не требует,но почему Чаплин и Легойда постоянно ОПРАВДЫВАЮТСЯ перед ЛИБЕРАЛАМИ,перед теми кто эту выходку одобряет,а некоторые(Гельман) вполне возможно являются организаторами??? Почему Чаплин говорит:"Мы готовы их простить,но пусть ХОТЯ БЫ ПОКАЮТСЯ" Получается что не мерзкие твари УМОЛЯЮТ их простить,а НАОБОРОТ, Чаплин чуть ли не сам их уговаривает!
А ведь по хорошему Русская Православная Церковь должна была сказать:"Мы не собираемся оправдываться перед сочувствующими кощунству либералами,а напротив примем все меры,чтобы изобличить ВСЕХ участников и организаторов этой акции!!!"
Глядишь многие невоцерковленные мужчины ее бы зауважали...
Ирина21 марта 2012, 19:59
В комментариях взаимные нападки мужчин на женщин, и наоборот..
Согласна с теми, кто говорит, что нам всем надо начинать с себя, самим, в том числе и пастырям, подавать пример для окружающих. Женщинам - пример веры, любви, терпения. Пастырям - пример горения духа, заботы о пастве.
При Иоанне Кронштадском храм, вмещавший несколько тысяч, был забит битком, и не только женщинами, конечно.

Про своего мужа могу сказать, что его смущают дорогие машины священников, т.е. разлад между христианской проповедью смирения и скромности, и того, что на деле.
Священник Димитрий21 марта 2012, 19:58
Говорящему Правду:

Уважаемый "настоящий Мужчина, говорящий Правду", если Вы живёте доброй христианской жизнью, то эта статья не о Вас. А если Вы до сих пор не в храме, то имейте мужество признаться в собственном маловерии и не искать оправдания. Благослови Вас Господь!

Говорящий Правду21 марта 2012, 19:25
Вы,Евгений,простите,но Вы типичный продукт воспитания современных батюшек. "Я слаб,ты слаб,женщины слабы,все слабы,поэтому давайте не будем умничать,пытаться что-то изменить,тем более за церковной оградой,а будем просто молиться,поститься и слушать радио Радонеж.Зла в мире много,нам его не победить и т.д и т.п."
У нас страна месяц назад на грани катастрофы стояла благодаря такой позиции!!! В главном Храме страны НЕМЫСЛИМОЕ кощунство было совершено благодаря такой позиции!!! Потому что Зло в своей ограде не сидит,оно в чужую ограду лезет,именно так как в ХХС месяц назад!!! И я виню не Вас,а таких батюшек,которые из прихожан мужчин смиренных овощей делают,а из женщин обрядоверок! А ведь НАСТОЯЩЕЕ Православие не было таким,оно было религией СУТИ а не форм. И что касается например семейной жизни,то в книге под названием Домострой было все описано не менее детально чем в религии на которую Вы намекаете.И была эта книга до Петра Первого по сути канонической!
из Екклесиаста21 марта 2012, 19:04
Глава 7, 25-29:

"Обратился я сердцем моим к тому, чтобы узнать, исследовать и изыскать мудрость и разум, и познать нечестие глупости, невежества и безумия, –
и нашел я, что горче смерти женщина, потому что она – сеть, и сердце ее – силки, руки ее – оковы; добрый пред Богом спасется от нее, а грешник уловлен будет ею.
Вот это нашел я, сказал Екклесиаст, испытывая одно за другим.


Чего еще искала душа моя, и я не нашел? – Мужчину одного из тысячи я нашел, а женщины между всеми ими не нашел.


Только это я нашел, что Бог сотворил человека правым, а люди пустились во многие помыслы. "
спасибо Олегу21 марта 2012, 18:52
Спасибо Олегу за фразу: "Бездуховность мужчин - это протест на "духовность" женщин." Кратко, но емко!

Мы, мужчины и женщины, - единое целое, единый организм. Поэтому если что-то не так с одной частью целого, то это говорит о том, что вторая часть тоже не в порядке. И всему организму в целом плохо. Весь организм, все его части (и мужская, и женская) одинаково бездуховны, или одинаково фальшиво "духовны". Все греховны!
Ольга21 марта 2012, 17:01
По всей видимости, мужчинам действительно сложнее прийти в храм. они более рациональны. другое дело, когда они с детства в Церкви. тогда ничего объяснять и доказывать не надо, все само собой разумеющееся. часто задумываюсь, куда делись настоящие мужчины. наверно, и женщины внесли сюда большую лепту. а поправить это можно, только если каждый будет стараться исправить себя. но все же хочется пожелать мужчинам, не будьте безразличными, уступите место старушке, осадите подростка, орущего матом на весь автобус, и никакая женщина не захочет соревноваться с вами в силе.
Саша21 марта 2012, 16:38
Мужчины не идут в церковь потому, что опасаются, что будучи верующим нужно быть смиренным и прощающим- а это у многих мужчин асоциируется со слабостью. Многие мужчины заблуждаются, когда думают, что церковь против мужских качеств как сила, напористость и т.д. Церковным служителям надо это распрастраненное убеждение среди мужчин рассеевать, хотя бы на примере Казачества. В Православном понимании мужчина- это защитник (не нападающий и творящий беззаконие, а именно защитник). Православный христианин не только может, но и обязан встать на защиту Отечества, Церкви, семьи, своей веры, когда это необходимо. Это церковные служители должны донести до мужчин, тогда их ряды среди прихожан в Церкви пополнятся.
Ольга21 марта 2012, 15:09
Замечательно правильная статья! Всё так и есть! Может как-то изменить отношение мужчин к церкви? Но как?!
Помоги, Господи!
Евгений21 марта 2012, 13:31
Может в Москве мужчин и мало, а у нас в храмах Кривого Рога хватает. Читаю статью и не вижу поднятой от.Димитрием серьёзной проблемы. Кто может определить сколько должно быть в соотношении мужчин и женщин в храме, 50/50, 40/60 или 30/70? Господь в храм приводит не пол "женский","мужской",а человека только Ему известным путем. Другое дело, что бабулек много в храмах, так это и хорошо, у нас и подсвечников много, пусть через эти подсвечники и спасаются. Тем более по роду деятельности мужчины(а он кормилец в семье) не всегда получается выстаивать все всенощные и литургии, особенно в будние дни. Поэтому, как мне кажется, актуальнее сейчас не считать какого пола сколько в храме, а подымать вопросы о воспитании в мужчине - мужества, а в женщине -женственности и тут, уверен, нива не паханая как у Вас в Москве, так и у нас в Кривом Роге.
Евгений21 марта 2012, 10:56
Говорящий Правду
Человек слаб. Мужчина, не сумевший стать господином своей жене - слаб. Женщина, не доказавшая своей любовью мужу, что в церкви не бабье царство, а собрание верующих - слаба. Вы женоненавистник слабы. Я, Вам отвечающий, слаб.

Православная церковь не для того, чтобы сделать мужа господином жене, а для того, чтобы оба пришли к Богу. Не православие средство к установлению господства мужчины в семье, а нормальная патриархальная семья одна из составляющих на пути супругов к Богу.

Вы, полагаю, без труда и сами назовете религию, в которой регламентированы не только супружеские отношения, но и как чихать, чем что вытирать и т.п. Это не Православие.
Евфросиния21 марта 2012, 10:02
Даже если все внешние условия ВДРУГ станут идеальными для мужчин, еще совсем не факт, что все дружно и весело пошагают по ближайжим храмам. Еще и сердце должно услышать Зовущего, а Он и сейчас зовет, зовет, зовет...
Евфросиния21 марта 2012, 09:59
Говорящему правду:
Добрый человек, а вы все равно идите к Господу, не смотря на и воспреки всем бабам и попам, а как же иначе? У нас нет другой церкви, идите милый добрый человек и воспитывайте нас-баб, берите все в свои руки, только очень вас прошу - идите в храм, к Господу.
дорофея21 марта 2012, 08:04
Спасибо автора за статью.
Сама не один раз думала об этом же.
проблема настолько актуальная и для Церкви и для всего общества. У меня нет рецептов и оветов. Могу сказать только лишь, что мы, женщины сами страдаем от теперешнего настроя наших мужчин и приходится многое брать на себя и наверно, по привычке проявляем инициативу. А жаль и не так должно быть. Дорогие наши мужчины! Приходите в Храм, без Вас просто невозможно. А женщинам и себе , в первую очередь, могу пожелать только одного, женствености. Может быть тогда мужчины сначала в Храме, а потом и в жизни займут свое место. А мы станем за ними и будем им в помощь.
Говорящий Правду20 марта 2012, 23:25
А священники как правило мыслят как автор этой статьи - проблему видят,но причины ее начинают ВАЛИТЬ С БОЛЬНОЙ ГОЛОВЫ НА ЗДОРОВУЮ!!!Обвиняют в этом мужчин,называют их "обессилевшие мужички" при этом упаси Бог назвать женщин "бабами" - этого подобные священнички боятся - основная паства(бабская) заклюет.И даже критические слова Святого Иоанна Златоуста о бабах данный попик произносит заранее извиняясь,это мол "не я сказал и претензии не ко мне". И что этот попик ждет после этого,что к нему на службу хоть один нормальный Мужчина придет??? Да для меня он вообще не священник,а ВЕРООТСТУПНИК,ПОДКАБЛУЧНИК В РЯСЕ,которого надо из Священного Сана ИЗВЕРГНУТЬ!!! И пока руководство РПЦ и простые священники не ОСОЗНАЮТ,что надо ВОЗРОЖДАТЬ ПАТРИАРХАТ И ДОМОСТРОЙ,что надо хотя бы элементарно учить прихожан Заповедям "каждой женщине Господин муж","жена да убоится мужа своего!","женщине в Церкви учить ЗАПРЕЩАЮ!",пока всего этого не произойдет церковь будет хиреть и превращаться в сборище баб-обрядоверок,а все больше народу будет отпадать,в т.ч. и в язычество!!!
Говорящий Правду20 марта 2012, 23:23
Мужчина приходит в современную церковь и...что он там видит в большинстве случаев? Косность,обрядоверие и БАБЬЕ ЦАРСТВО!
То что мужчин первыми пропускают к причастию(и то не везде) часто не радует,а скорее воспринимается как ЛИЦЕМЕРИЕ со стороны церковных баб,которые в РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ стремятся КОМАНДОВАТЬ мужчинами еще сильнее чем бабы светские! При этом часто лицемерно оправдывая себя извращенно истолкованными фразами из Священного Писания. Апофеозом бабского лицемерия была встреченная мною в интернете фраза:"Вы,мужчины,не имеете права критиковать женщин,потому что Богородица тоже была женщиной!" Натуральное кощунство!!!
Артем20 марта 2012, 22:02
О,волшебное слово "воспитание"!Правильно-при его использовании решение проблемы можно растянуть на сотни лет.Да и ежели результат будет отрицательным-свалить неудачу можно на кого угодно (кто неправильно воспитывал в масштабах страны).Храм,который я посещаю-единственный в районе города,в котором проживает около 30 тыс человек.При этом даже в праздники он вмещает в себя всех желающих.Если учесть,что детей большинства прихожан воспитывать поздно,хочется задать вопрос-кто собственно будет воспитывать?
Артем20 марта 2012, 22:01
Почему мало мужчин...?Потому ,что у Советов был хороший "промывочный аппарат".Страну с атеистической идеологией должен был кто то защищать.И это были явно не "белые платочки".Они даже были полезны в этой ситуации-"Вася ты чего сдурел- с темными бабками в церковь ходишь?А за тебя между прочим кровь проливали".Потому что,когда Советы пали нужно было срочно восстанавливать храмы-тут не до количества в них мужиков было дело.А пока мужики осваивали новую бандитско- шансонную идеологию, пришедшую взамен старой, (поголовно играя в братву)-женщины оставшись не у дел ,(ждать казака дома скучно,братва-не бабье состояние,а на модельную внешность не все подходят) начали поиск нового.И они нашли христианство.Маленько освоились и как истинные хозяйки стали "наводить" в нем "порядок".Мужиков мало потому,что никто так и не сумел открыто противопоставить "бандитской" идеологии новую.В отличии от традиционного ислама-который сделал огромный рывок в отмежевании от радикализма (кстати ценой крови очень многих своих последователей).И совершенно верно указано на отсутствие среди ценностей РПЦ такого понятия как отец.И эта статья-скорее всего лишь повод для того,чтобы напечатать "новый материал" (рад буду заблуждаться).Или вопрос занимающий отдельно взятого священника.

игорь20 марта 2012, 21:40
Все что написано в статье полный бред! Путь к храму у каждого человека индивидуален! Независимо от пола!
Олег20 марта 2012, 18:50
Ответ на поставленный вопрос лежит на поверхности - "ИШИТЕ ЖЕНЩИНУ" (так говорят французы) и они правы. Со времен сотворения мира и первого грехопадения во всех несчастьях и всех достижениях нужно искать ЖЕНЩИНУ (жену, мать, сестру, педагога, ....) Мужчина становится мужчиной только если есть рядом женщина, которая способна любить а не "пилить". Бездуховность мужчин - это протест на "духовность" женщин. Зачем таким платочкам глава семьи - достаточно священника, (так сказал "батюшкка", так "батюшка" благословил и т.п.). Я не умаляю авторитет священника, но думаю в 90% случаев нужно бы жен отправлять за ответом к мужу, а не пытаться со стороны, выслушав заинтересованное женское "мнение", давать советы и благословения. Пока священники этого не поймут, мужчины не пойдут в храм - туда где на их авторитете ставят крест. Поэтому в порядке вещей, когда изобилующая женская "православность" пытается наставить на путь истинный "не верущего" мужчину. Учительствовать в вопросах веры и духовности - женщинам не позволительно. Настоящая верующая женщина-христианка всегда найдет способ рещить проблему (в том числе и воцерковление мужа) и при этом не умолить авторитета главы семьи. Женщины - учитесь любить а не властвовать, и любовь поскажет вам отгадки на все вопросы.
НАДЕЖДА20 марта 2012, 15:19
Кто духом силен-тот с Богом,в храме,а слабые духом все отговорки ищут.И это ко всем относится.Идет жестокая война за души людские.Всегда так было,будет и есть.Духовная брань!Наше греховное естество затмевает Божественное."Друг друга тяготы носите." Прозревшим в Боге остается только одно - усиление молитвы.
Четник20 марта 2012, 13:55
Мне ситуация видится следующим образом: в церквях нашего города до половины прихожан - это женщины в возрасте старше 55-60 лет. Мужчин такого возраста мало, единицы.
Другую половину составляют прихожане в возрасте от 20 с небольшим до указанных 55-60 лет, причем количество мужчин и женщин примерно одинаково.
Сейчас довобольно большое количество неравнодушных активных и ищущих молодых людей, но почему лишь единицы идут в храм? Одна из основных причин - отсутствие миссионеров, которые способны говорить на языке этой активной молодежи. Конечно, есть такие, но я могу назвать только двух таких.
Первый - это Федор Емельяненко, который олицетворяет собой русского православного бойца. Он не пробоведует, лишь в редком интервью ответит на какой-нибудь вопрос смиреным "На все воля Божья". Но даже самый ярый критик "рабской религии" не сможет упрекнуьт его в слабости.
Второй - это Андрей Кочергин, который ранее в основном был известен как безбашенный инструктор полноконтактного карате, а теперь ездит по епархиям и простыми словами говорит о вере Христовой.
Эти люди показывают молодежи, что православие - это не скучные догматы, не религия бабушек, а живая вера и радость общения с Богом.
user20 марта 2012, 12:18
О. Дмитрий использовал мягкие выражения для описания ситуации.
На мой взгляд, всё гораздо хуже. Сто лет назад ребёнок в три года уже работал, условно говоря, «пас гусей», а сейчас великовозрастные дитяти в 25-30 лет всё ещё играют в игрушки, необязательно компьютерные, «тачки», «экстрим» и прочее… девушки тратят немыслимые суммы на косметику... каких детей вырастит это поколение?
PS Женские комментарии, в основном (не все!), чрезмерно эмоциональные, вплоть до истеричности, мужские – безхребетные…
Ирина20 марта 2012, 12:13
Разве мало мужчин? Я не замечала.
Я хожу на подворье ТСЛ в Москве. Мужчин столько же сколько и женщин. В Сретенском мужчин тоже много. И в Донском. И на Соловецком подворье.
Есть-то они есть, только вот...
Была свидетельницей того, как в храм пришел пьяный и вел себя, хмм, не совсем прилично. Мужчин в храме было полно, а подошел к дебоширу и сделал замечание только ОДИН. Остальные молились как великие подвижники.
Так что пропускать мужчин первыми к помазанию или ко Кресту... Да с удовольствием! Были ли бы мужчины, а не бабы в штанах.
Татиана20 марта 2012, 11:52
Хочется дать совет женщинам с православных приходов,где пока мало мужчин.Не бойтесь привлекать их к уборке в храме.Мужчина сам по себе стесняеся спросить- чем помочь?.И мы начинали с мелочей: налить в бачки воду для освящения,помочь со скамейками.- и вот уже третий год у нас постоянные помощники.А если человек приложит свои силы для простой уборки,увидит сияющий чистотой храм,помолится с группой таких же добровольцев-уборщиков -он становится постоянным и деятельным прихожанином.И Храм Божий становится родным домом.Я в этом убедилась совершенно на протяжении 12 лет.Это касается и мужчин и женщин. Статистика,конечно,вызывает печаль-в Санкт-Петербурге женщин больше на 1 миллион.Но мы знаем-Господь с нами во веки и это дает силы.
Николай20 марта 2012, 09:46
Если вы принимаете, что семья, брак, это-Малая Церковь и в ней муж-Христос, а жена Церковь. Что брак это ложе зачатия любви, колыбель любви и способ вернуть человеческое достоинство. То так и поступайте. Сейчас муж унижен и оскорблен, он в зраке раба, и если жена не увидит в нем господина, как увидели евангельские жены в униженном и распятом Сыне Человеческом Бога, а муж не смириться, как Господь и сам не примет Зрак Раба перед Господом, дело наше лишено смысла.
Николай20 марта 2012, 09:20
Большевизм мужика сломил, женщина повреждена не совсем, тем более социализм феминистичен и женщина забрала большую силу, но не по природе, не по праву. То есть влезла не в свои сани, оттого и страдают и мужчины, и женщины. (Пример- нынешние советские монастыри, в женских сложнее и труднее, во много раз).
Сильная женщина пахарь мужику удобна, а ей в свою очередь удобен слабый мужик(парадокс).
В храмах почему нет? Женщина сердечна, ей для веры ума не надо, природа такая. А мужика нет, потому что в массе, мужик в совдепии деклассирован, маргинализован, упрощен, малокультурен, малограмотен, но думать что от безкультурья прибавляется святой простоты, это ошибка. Все страсти на месте. Отсутствие культуры, а это не только образование, но и принадлежность к определенной непрерывной традиции. Европейский крестьянин или мастеровой, культурней советского на порядок.
Это только одно из многих, что определяет, почему мужика нет в храме. Потому что он уже давно не Русский Мужик.
P.S.
Если женщина лезет вперед, но при этом хочет чтобы к ней продолжали относиться, как к женщине, даме, то она в глубоком заблуждении.
Ммужик терпелив, он многое терпит сейчас, пока терпит и современную женщину..так что дамы, будьте очень осторожны. Вам такое же предупреждение, как и многим другим, кто сейчас унижает русского, хоть и бывшего мужика. Сорвется, костей не соберете...:) а пока живите в одиночестве, ищите "настоящего мужчину", которого вам на самом деле совсем не хочется...:)
Ольга20 марта 2012, 08:41
Спаси, Господи! О. Димитрий! Я почитала все коментарии к вашей замечательной статье. Не в качестве осуждения, а для размышления приведу здесь мнение моей подруги, которое она высказала мне несколько лет назад в ходе нашей дискуссии по данной тематике. Так вот, она сказала мне, что современные мужчины больше женщин подвержены греху гордыни и для них поцеловать руку священнику равносильно публичному унижению. Они не могут смирить свою гордыню, поэтому не видят Христа.
Максим20 марта 2012, 03:33
В нашем храме, в честь святителя Иннокентия Иркутского в Хабаровске, в течение года мужчин значительно прибавилось. Теперь по количеству равнооколо женщин. На отпусте тоже даже бабульки парней пропускают, хорошо бы еще так же и на иповедь пропускали, но не сразу видимо будет.
А ко Христу истинно только потрясение взрослого "постсовецкого" мужчину приводит, сам такой.
Статья хорошая, но что делать?!
гостья19 марта 2012, 23:31
«Закон Божественный удалил женщин от священнослужения, – пишет святитель Иоанн, – а они стараются вторгнуться в него; но так как сами по себе не имеют власти, то делают все через других и такую присваивают себе силу, что и избирают, и отвергают священников по своему произволу. Пословица “с ног на голову” сбывается здесь на деле. Начальниками управляют подначальные, и пусть бы мужчины, но – те, которым не позволено и учить. Что говорю – учить? Им блаженный Павел запретил и говорить в церкви. Я слышал от одного человека, будто их допустили до такой дерзости, что они даже делают выговоры предстоятелям Церквей и обращаются с ними суровее, нежели господа со своими слугами».

Женщины! Надо почаще Библию читать и святых отцов. И не просто читать, а вникать, вдумываться, осмысливать.
Кирилл19 марта 2012, 21:54
Чтобы понять, является ли это особенностью русской церкви, нужно исследовать ещё ситуацию в старообрядчестве. Как мне показалось, там такой диспропорции нет.

Я сам хожу в единоверческий храм РПЦ в подмосковье. Это храм с общиной, имеющей преемственность от дореволюционного времени. В общем-то это не типичный старообрядческий приход, он может быть чем-то даже уникален по своему составу, но вот какая его особенность: это в значительной степени мужской приход. Женщин (включая конечно бабушек) там тоже много, но мужчины безусловно имеют первенство (не в числе, а в роли). Даже в очереди ко кресту бабушки сами пропустят мужчину (даже молодого) вперёд. И знаете, как это прекрасно, когда все понимают замысел Бога о половой принадлежности человека, какие замечательные отношения между людьми в этом храме!
Наталья19 марта 2012, 20:59
Мало...Зато какие...прекрасные мужчины с горячей верой...
Andrew, USA19 марта 2012, 19:42
Уважаемый о. Дмитрий!
Не могли бы вы уточнить к какой именно православной церкви относится приход который посещает ваша родственница из Америки? На территории США, Канады и Мексики действуют 12 основных православных юристдикций.
Подробнее узнать о них вы можете на этом онлайн каталоге http://www.orthodoxyinamerica.org/ Отсюда вы поможете пройти по ссылкам на сайты монастырей, церквей и миссий где часто публикуются фотографии сделанные во время служб и собраний.
Там вы сможете увидеть, что никакого такого уж значительного перекоса в сторону женщин в Америке нет не только в греческих храмах, но и во всех других тоже.
Я много езжу, и везде где бываю, стараюсь найти и посетить местную православную общину. И проблему которую вы подняли, я увидел только лишь в России. В Грузии, в Украине, Болгарии, Румынии, Сербии мужчины и молодые и пожилые на воскресные и праздничные службы ходят вполне исправно.
Вопрос, почему так именно в России происходит, вы расскрыли ещё не до конца, мне кажется.
раба Божия Тамара19 марта 2012, 18:50
Очень с Вами согласна, отец Дмитрий! Нужная тема затронута. Встречалась я с некоторыми протестанскими группами в Москве. там мужчин больше и вся паства - в возрасте 20-40 лет, не страше. и все говорят одно и то же: пришли в храм - все указывают, батюшка строго говорит, наказывает и т.д. Молодежь послеперестроечная, они тянутся к духовному. но они хотят и уважения, и равноправия, и сотруднчества. Так это они и находят в этих протестанских группах. Теряется целое поколение! они не пойдут в храм - там батюшка говорит как судья и тут же выносит приговор! Думаю, пора уже Русской Церкви что-то менять. Может правила обучения в семинариях? может еще что. была как-то в российской глубинке: записать на за здравие на год стоит 1200 рублей! там зарплата у людей около пяти тысяч! как так можно, какие могут быть цены в церкви? когда всегда было - по возможности. Пока Русская Церковь раскачается на перемены, поздно уже будет! вырастет новая смена поколения в протестанских традициях! Спаси нас Господи!
Александр19 марта 2012, 18:27
Вчера был на службе в Ионинском монартыре-это в Киеве.Мужчин было,если не больше,то столько же сколько и женщин,молодежи-море.Артисты,министр один,журналист известный мелькал.В будни,да,мужчин немного,а в выходные и в праздники-очень даже прилично.
Павел19 марта 2012, 17:42
Вот поэтому я больше люблю Греческие Православные Храмы.. там я ощущаю себя более комфортней, хотя я русский и ничего не понимаю когда идут службы..просто молюсь по своему. у них это с детства привито, парни,мужики ходят в храм с гордостью своей веры.. так и должно быть у всех!!!

Почему Иудеи и Мусульмане у них мужской пол регулярно посещают мечети и синагоги.. а почему мы должны стеснятся своей веры??
Вячеслав19 марта 2012, 17:23
Священники сами виноваты - им больше с тетками нравится возиться. С муцжиком - надо ведь авторитет иметь и поддерживать его постоянно! А теткам все, что угодно вгружать можно - они станут, рот раскроют и слушать будут. Правда, не услышат ничего или по своему интерпретируют... И что нормальному серьезному мужику в этом кагале делать?

Роман19 марта 2012, 17:17
Проблема в государстве!!! В России давно уже пора воссоединять церковь с государством! Я не буду говорить о лодырях, алкоголиках и т.д. Остальные мужчины действительно на работе. Я знаю много действительно верующих мужчин, но мало у кого есть время, чтобы пойти на службу, тем более в будние дни. А как пример почему должно вмешаться государство, у меня товарищ работает в строительном супермаркете и на ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ, ПАСХУ он работал, на мой вопрос как можно работать в ЭТОТ ДЕНЬ он ответил, что они пошли к хозяину просить выходной, на что тот ответил, что он мусульманин и на наш праздник ему плевать поэтому - всем работать. Пока все это будет устраивать наше государство вы мужчин в церкви и не увидите, потому как наша главная задача кормить свои семьи. Тоже самое с государственнными праздниками в январе. Пост-мы отдыхаем, РОЖДЕСТВЕНСКИЕ СВЯТКИ-работаем.А вообще посмотрите сколько монахов у нас в России, т.е. мужчины очень тянуться к вере, но только другого пути кроме как уходить в монастырь у нас нет!
Дмитрий19 марта 2012, 17:10
Очень обидно,слушать такое.Я мужчина средних лет,не женат,без работы пытаюсь не первый раз начать ходить в православный храм,что в бывшем селе Леоново где и крестился в советское время.Но и кончается все ерничеством работников того храма как кашленуть или дернуть совсей силой за руку или криком.Простите господа хорошие,человеку охото молитвы с Богом,а не удары взади кулаком вроде че здесь встал физианомии не вышел!
читатель19 марта 2012, 16:42

В совецкое время уничтожалась традиционная семья, и главный удар, как я думаю, был направлен именно против мужчины как главы семьи.

Многие привыкли к абсурдной совецкой действительности. Например, "охрана материнства и детства", а отцовство где...
"Комната матери и ребёнка", а что отца у детей не бывает...
"Женская консультация", а где мужская консультация(простите, но почему в Совдепии был женский врач, а мужского не было)...

Можно коснуться и совецкой судебной практики, которая просто гнобила мужчин.

Всё это осталось и в мировоззрении священников, которые любят повторять слова -- "молитва матери со дна моря достанет" . Почему не молитва РОДИТЕЛЕЙ? Где отец в ваших проповедях, священники? Молитва отца родного , по-вашему, не достанет со дна моря?

Сам слышал с амвона слова одного старого потомственного протоиерея : " Если нет отца -- полусирота, если нет матери -- сирота." Вот так! Оказывается, если у человека нет матери, но ЖИВ ОТЕЦ, то человек -- "сирота". Это с амвона вещают.
Ирина Попова19 марта 2012, 16:35
Уважаемый отец Димитрий! Большое спасибо за статью.Вы прекрасно изложили суть нашей русской женской боли.Очень много сейчас изданий и публикаций на разные и нужные богословские темы,но крайне мало таких статей,как ваша. Нам женщинам очень нужны разумные и с отеческой любовью произнесенные слова поддержки. Еще раз Спасибо Вам. Здоровья Вам.
Светлана19 марта 2012, 16:33
Женская властность? Конечно. Но не это главное. Для воцерковленного мужчины это не помеха, ни что не отвратит его от храма.ВОСПИТАНИЕ-это главное. И начинать надо со школы.Ведь что сейчас в наших школах?Сплошная развлекаловка.И еще детям постоянно внушают, что они ЛИЧНОСТИ, что у них есть ПРАВА...Воспитывается ГОРДЫНЯ,праздность, неуважение к старшим,лень.Дети понятия не имеют о ГРЕХЕ,о страстях, о БОГЕ... Конечно, им будет не комфортно в церкви.Это же совершенно другой мир им не знакомый. УЧИТЕЛЕЙ НАДО СНАЧАЛА ВОСПИТАТЬ!!! С них надо начинать. Убеждена в этом.
Михаил19 марта 2012, 16:28
Картина нарисована удручающая.Но смею Вас заверить-не во всех храмах так.Например наш Новосибирский собор Александра Невского. Храни Господь нашего настоятеля Александра Новопашина. Мужчин много и число их растёт. Почему ?
А вы попросите поделится опытом у нашего настоятеля и у остальной братии. Найдите в справочной службе Новосибирска адрес сайта собора Александра Невского.
Светлана19 марта 2012, 16:20
Спасибо, отец Димитрий!Как всегда,ваши статьи заставляет задуматься о нашей жизни. А действительно, почему так мало мужчин в наших церквях?Недавно мы с младшим братом поехали в церковь и он отказался туда зайти.
" Нет , не зайду, мне там не комфортно" И так и не зашел...А потом дома я у него на спине, во всю лопатку увидела наколку какого то чудовища с хвостом и копытами, страшной мордой.Я ахнула и стала объяснять, под чьим влиянием он находится.Но он все поднял на смех и объявил,что все эти побасенки о бесах-сказки.И теперь я даже и не знаю как мне подступиться к нему, как объяснить,что духовный мир это реальность.
Я учитель и много лет наблюдала как коверкают души детей в наших школах.Ну вот, например,видела как после окончания 4 класса детям заказали столики в кафе,на столах (пока безалкогольные) напитки,изобилие всяких угощений...Буквально с пеленок наших детей приучают к мысли, что застолья-вот это жизнь.И постоянные развлекательные мероприятия, дискотеки...
Считаю, что начинать воспитание необходимо с педагогических институтов.При каждом институте должна быть церковь,Воцерковление будущих учителей должно быть ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ. Только в этом случае, есть надежда на то, что ситуация в России изменится.
С раннего детства ребенок должен узнать, что существует духовный мир куда мы все придем, и каким надо быть чтобы быть достойным этого мира.




























Марина19 марта 2012, 15:48
Какая катастрофа постигла бы нашу Церковь , если бы Господь, допустил женщин священствовать! Разбежалась бы вся паства. Церковь перестала бы существовать! Поэтому, именно поэтому, Господь так всё устроил! Сколько в своей жизни я пострадала от женщин- начальниц, бездетных и одиноких! Сколько в таких женщинах ненависти и злобы ко всем и всему! Самый деспотичный мужчина -начальник -это ангел в сравнении с этими фуриями! Я сама такая, ну чуть-чуть лучше, благодаря Господу. Мы, женщины, любим поучать, при этом тщеславиться своими познаниями. Руководить - это не женское дело. Самая лучшая работа для женщины в храмах- это наводить порядок, выполнять тщательно и скрупулезно порученное задание и самое главное - не лезть не в своё дело!
Наталья19 марта 2012, 14:35
Кто же им, мужчинам когда-нибудь крикнет, чтоб услышали - "мужики русские, проснитесь! Очнитесь вы, пока не поздно, пока иноверцами всё не захвачено ( в том числе и дети, ваши )! Хватит этой безхребетности и мягкотелости! Выбросте вы дурь эту из головы, что церковь и молитва только бабское дело, а вы типа и так хороши!Когда же сердца ваши оттаят, когда ум перестанет растлевать в собственных заблуждения, когда душу боль пронзит за все беды вокруг, чтоб повернулись вы наконец лицом к Богу, чтоб признались сами себе, что плохая без Него жизнь, что можно переступить через свои привычки, потому-что дело того стоит!!!" Но мужчин наших никто АКТИВНО к правильной жизни не призывает... То-ли боятся, то-ли жалеют. Это нас , женщин,можно и словом, и розгами, а мужчины - растения аранжерейные, к ним правильный подход надо найти... Сколько же можно либеральничать? Не слишком ли дорого обходится нам боязнь нарушить покой и привычный уклад наших мужчин???
Наталья19 марта 2012, 14:34
И как можно сдвинуть всю эту катастрофическую ситуацию, если одни мужчины у нас будут закосневать в своём нравственном и духовном бессилии, а другие просто об этом свидетельствовать и призывать женщин терпеть, молиться, правильно перевоспитывать детей, пока папа, накануне отравивший их "бандитским петербургом" со "смехопанарамой" и "ворониными"(список бесконечный), на работе... А нужно ещё самой на работу, и по дому успеть, и в храм добежать... и всё это без намерений взять всё в свои руки, а продолжать молиться на отца семейства, сознательно разрушающего свою и её, и их детей жизнь, да и страны своей тоже... А батюшки в ответ на женские слёзы и жалобы только и твердят - терпи и молись...
Наталья19 марта 2012, 14:33
Вот почему, если вопрос касается неправильного поведения женщин, то никто его на самотёк не пускает, а с завидным упорством и постоянством все вокруг бросаются в осуждение (хоть это и грешно), в призывание к скорейшему покаянию и исправлению,напоминаниям об ответственности,к громким и даже жёстким нравоучениям и т.д. Но как только речь заходит о недостатках мужчин, от которых очень многое зависит, а именно благополучие нравственное в семье, правильное воспитание детей, их самих духовное развитие, да и наконец состояние родного нашего государства... то всё это зачастую останавливается на унылой констатации имеющегося факта?
Ольга19 марта 2012, 14:21
Мне кажется, что причина в безответственности. В храм ходит тот, кто чувствует свою ответственность (и понимает её границы). Говорят, у казаков в храм ходят мужчины...
Василий19 марта 2012, 14:20
*
Дети, скорее занимают место рычага манипулятора в женских руках, нежели способствуют изменению ситуации.
Церковные приходы не являются исключением.
Сильная женщина выглядит так же жалко, как слабый мужчина. Это плохо. Хуже другое. Свою чрезмерную силу или слабость пытаются прикрывать добродетелью. Нет понимания причин.
Без приложения силы, данную ситуацию не изменить. Женская сила в духовной мудрости смирения, в добродетели кротости, в скромности и малословии. Именно эти женские сильные стороны сопутствуют сильному мужскому началу, таким как доблесть, жертвенность, доброта, терпение…
Нам нужно изменяться в соответствии с заповеданной нам Божественной мудростью.
Василий19 марта 2012, 14:20
Гордость родителей, когда их дочь не дает себя в обиду и поколотит нескольких мальчиков в саду или школе или самостоятельно добивается видимых границ общественной оценки когда она взрослеет. Если женщина чувствует свою слабость, то только перед представительницей своего пола. На мужчин современная женщина не опирается, ей важно, чтобы он таскал сумки, передвигал мебель, не чавкал громко в гостях и выглядел по возможности атлетично и элегантно. Мужские рассуждения отметаются как не важные на уровне самой тематики. Физическое превосходство отвергается твердой позицией Ударишь-нам больше не жить вместе. Современная женщина вполне самостоятельна. Так думает она сама, и такую позицию пытается удерживать в обществе.
Мужчина утратил свою нужность авторитетность в союзе с женщиной, переместился на второстепенные роли. Воспринимается женщиной подобным домашнему животному и мирятся с этим.
*
Виктор19 марта 2012, 13:57
Мужчины, особенно невоцерковленная, но переживающая за страну молодежь, не видят в иерархах ( а воспринимается ими как во всей Церкви) людей мужественных, мОгущих сказать нелицеприятную правду в шлаза при всех власть имущим, защитить слабого. Видят в основном поклонение властям до лизоблюдства.
Поэтому молодежь-мужчины не хочет быть с желающими проигрывать и нежелающими сражаться за свой народ.
Молитесь, а Господь сам управит. Но в этих словах не чаяние помощи Божией за свой народ за свою, вверенную Богом землю, а желание, чтобы Госполь сам ходил, принимал бичевания, заушения, крест, всё за нас сделал, но у а плоды мы конечно с ним разделим по братски.
Народ видит, что "проповедники" только сотрясают воздух, а финансовые потоки ... текут, тект, текут.
ПРо делам судит народ, вот и нет в храмах мужчин.
Не сердобольная женская позиция, а в негативном смысле бабская.
Лично мне читать выступление Патриарха Кирилла будущему Президенту, просто стыдно было.
Ольга Гусинская19 марта 2012, 13:51
Честно говоря, удивляет этот вопрос священника. Разве это главное? У нас, даже по переписи населения, мужчин в стране на 10 миллионов меньше, чем женщин. Мужчин и в стране нет. Представьте себе столицу нашей Родины Москву населенной одними женщинами. Страшновато становится. Сколько сейчас одиноких молодых женщин! А следовательно, не родятся дети или воспитываются одними мамами. Следующий важный момент - исторический - уничтожение физическое мужчин. Сколько жизнеспособного мужского населения было уничтожено, начиная с 1917 года? И далее - 30-е, Великая отечественная, 90-е. Несколько громадных волн эмиграции. А уезжает самая активная часть. И последнее - мировоззрение. Какое насаждалось мировоззрение все эти годы? И сейчас? Если сейчас не воспитать поколение мужчин из сегодняшних мальчиков, всем будет плохо. Вот на что надо обращать сейчас внимание. А воспитанием женщины занимаются самостоятельно, потому что см. выше. Поэтому роль священников в воспитании тех детей, которых женщины приводят сейчас в храмы, главная. Они фактически воспитывают этих детей. От них зависит будущее.
Вера19 марта 2012, 13:51
Одна из причин - более половины это вдовы, во вторых многие мужчины долго собираются, как мой брат, крестился добровольно и сознательно в 50 лет, читал литературу, а церковь оставлял на потом, так и не успел - в 60 умер. Мужчины, поторопитесь, не знаем в какой день "истяжут душу".
viktorbajlukov@hotmail.com19 марта 2012, 13:30
Спаси Господи отца Димитрия за то, что затронул очень важный
и наболевший вопрос. Хотел бы предложить свой вариант ответа.
Отец Димитрий пишет, что в церкви у нас зачастую встречаются
перекосы связанные с местом женщины в храме. Полностью согласен, но не только это. Самая большая наша беда в том,
что наши мужчины не видят святости в церкви, не видят примеров
достойных подражания. Безусловно все читали о святых подвижниках, что они когда-то жили. Но это было когда-то, а сейчас....? Женщинам с их более душевной природой в чём-то проще чем мужчинам. Поэтому предлогаю каждому начинать с себя
и чем выше служение в церкви, чем больше человек на виду,
тем большее прилагать усилия. А там глядишь, с Божей помощью,
и мужчины появятся. Ведь после 70 лет беспросветной лжи они очень чутко реагируют на малейшую неправду. Отчасти поэтому
и пьют, неудовлетворяясь сурогатами правды, как это делают
их "коллеги" на "благополучном" западе.

Виктор


Лариса19 марта 2012, 13:28
Проблема отношения подрастающей части мужского поколения к вере гораздо более серьёзная, чем кажется на первый взгляд. Наши, как совершенно точно выразился автор, "повсеместно обессилевшие мужички" не только к вере православной равнодушны, они совершенно самоустранились от воспитания своих детей. А мальчишки, какой бы прекрасной ни была мама, всё равно берут пример с отцов и подражают их поведению. Очень хорошо по этому поводу сказал профессор А.И.Осипов: "Хотите, чтобы дети Ваши были ангелочками, не будьте сами дьяволочками". Так что, уважаемые мужчины, сбросьте диваны с плеч и вспомните о своём предназначении, пока не поздно.
Елена19 марта 2012, 13:12
Очень с Вами согласна,о.Дмитрий! Помоги Вам, Господь Бог! И деток надо воспитывать в вере православной, да только они и на папу тоже смотрят...
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×