«Отцы все уже сказали». Эту фундаментальную мысль я слышу часто и читаю часто. Эту мысль исповедуют многие: и простецы, и архиереи. Все сказано, мол, теперь дело только за исполнением. Трудно подкопаться. И нужно ли подкапываться? Нужно. А почему? А потому, что мысль эта не работает. Мысль эта ложная.
В том, что жизнь крива, никто ведь не сомневается. И если есть универсальные ответы, на все времена однажды данные, значит мы – злодеи. Мы знаем рецепт, но удерживаем его в тайне плюс сами им не пользуемся. Кто себя под такой молот подставит? Ни один, даже самый великий хранитель старины. Значит, не все сказали отцы, а из того, что сказали, не все мы поняли. Может, мы вообще неправильно пользуемся их наследием, если вообще – пользуемся.
Про отцов любят говорить те, кто отцов близко не читал, кто ни Григория Богослова, ни Василия Великого не изучал ночами. В лучшем случае – пользовался куцыми цитатниками, где все – сплошь отрывки, невесть кем надерганные и воедино собранные. От этой хвори нужно избавляться. Это непозволительно. Хочешь ссылаться на отцов – читай отцов. Прочти пять-шесть томов Златоуста и тогда говори: «Златоуст сказал…» Спросят тебя: «Где сказал?» – а ты ответишь вопрошающему: «Во втором слове об Анне». И все ясно. Человек знает тему. Его слушать можно. С ним спорить полезно. Иначе нельзя болтать: «отцы, отцы». Книги отцов – говорил один греческий святой недавних времен – достойны такого же почитания, как и мощи их. Лобзать нетленные тела мы умеем. Впору поучиться читать отцов не по цитатникам, а по фундаментально изданным трудам, с комментариями да со справочным материалом.
Теперь еще одно попробуем уяснить. Есть область догматическая. Там действительно многое сказано раз и – навеки. Но эти слова о Троице, о единосущии тоже нужно внимательно читать и понимать. Эти слова – толкование Символа веры. Учение отцов Церкви всегда не возникает само по себе, но мотивируется возникновением ересей. И учителя Церкви реагируют на проблему, изъясняя ее в максимально доступных терминах. Не понимать исторического контекста тех или иных церковных движений мысли – значит не понимать самих догматов и правил, возникших в жару борьбы по защите воплотившейся Истины. Опять вывод жесток: не цитировать нужно, а понимать и пользоваться. Причем пользоваться: иногда – готовой богословской формулой, вроде «единосущный», а иногда – самим методом, способом подхода к решению вопроса.
Отцы IV века научили в разговоре о Троице различать «сущность» и «личность». Палама стал говорить о различии «сущности» и «энергий» много столетий спустя. Это – догматы Православия. Умеете читать – читайте. Начали читать и ощутили, что мозг кипит, – отставьте книгу в сторону и поймите, что вы – не богослов. Определите себе меру. Это очень важная способность, говорящая о мудрости человека. Но теперь не ссылайтесь легко на «отцов», чтение текстов которых укладывает вас спать через пять минут.
И вот теперь напомним, что догматическая область – это то, о чем можно говорить: «Отцы сказали». А вот область повседневной морали, поведения, отношения к разным видам греха, к «этосу», короче, отцы не могли определить навеки. Совсем не одно и то же жить в христианской или мусульманской стране. Совсем не одно и то же – быть в храме раз в три месяца при том, что храм – через квартал, и быть в храме так же часто (редко) при том, что он – за 500 километров. Приноровиться к жизни, понять ее нюансы, отслоить второстепенное от главного – это вечные вопросы человека. И никто, живший в V веке, не может описать в деталях мой модус поведения в XXI веке, как бы свят он ни был. Я, например, не могу апеллировать к императору. Нет у меня императора. Я должен быть осторожен, высказываясь о тысячах вещей, напрочь отсутствовавших в жизни Василия Великого. Стоит ли мне искать буквальных ответов у Василия? Нет. Мне стоит искать метод, способ подхода к решению проблемы, но такое поведение требует ума и творчества. Есть ли у нас ум и способность к живому творчеству, а не эпигонству?
Мы приближаемся к творческому выводу.
Отцы очень многое сказали. Все (!) сказать они не могли и не имели права! Все, что они сказали, нужно изучить, а применять – только приноравливаясь к условиям.
Нужно расслоить, разъединить в сознании область догматики и область религиозного этоса. В первой области отцы – учители. Во второй – указатели образа мышления, и не больше.
Учить отцов по тощим и кем-то подобранным цитатникам можно только в пещерные времена, то есть – не сегодня. Хочешь на отцов ссылаться – читай отцов. Читай прилежно, с маркером в руках, с записной книжкой для занесения цитат, с обдумыванием. Не умеешь вот так, творчески читать – учись. Не способен учиться – прошу тебя: перестань на отцов ссылаться, поскольку ты «подшиваешь» их святые имена к своему дешевому бреду чаще, чем тебе кажется.
Это вообще наша историческая задача – учиться! Умственные же лентяи и пустосвяты – самые опасные наши внутренние враги. Книги отцов стоят на множестве полок, исполняя горькое пророчество о том, что Православие будет однажды помещено в книжки и водворено на полки. Так потянитесь же, лентяи и бездари, к своим книжным полкам и вместо просмотра футбола и сериалов прочтите на ночь хоть десять страниц из Златоуста или Василия. Тогда и пафос уменьшится, и серьезность подхода к жизни увеличится. Тогда фраза «Отцы сказали» либо перестанет вылетать из празднословных уст, либо обретет благородную значимость.
В этом и все наше отличие от Святых отцов, что они жили Духа Святаго в живую, а мы лиш рассуждаем о Нем.
Спасибо. Изучать всю жизнь и не хватит времени. Жалею только о том, что много лет не было доступа к этому знанию у меня лично. Такой пласт полезных знаний отняли у нас большевики и на такое долгое время.
Лариса, не валите на большевиков то, чего Вы сами не хотели видеть. Я жил в Советское время и у меня ни кто "пласт полезных знаний" не отнимал. Разве при большевиках были закрыты церкви? Или в них не пускали, ограждая высокими заборами? Да нет, любой мог спокойно ходить и молиться. Так что, Лариса, не надо лгать, ибо это то же грех, и получается "пласт полезных знаний" не на пользу Вам пошел, но во вред.
Святитель Феофан Затворник
Читайте Евангелие!
Там Сам Христос и Его Апостолы. Это Источник.
Это Оригинал, Отвес по которому все должны равняться.
Иначе, ссылаясь каждый на своих отцов, поругаются и предадут друг друга анафемы.
Евангелие не протестансткое, проавославное или католическое,
Евангелие есть Евангелие Господа Иисуса Христа для всех народов.
Благослови всех вас Христос Иисус!
Мастер Петр
Для христианина необходимо знание не только догматического богословия но и нравственного (аскетического). Наша церковь воинствующая и мы все воины Христовы, поэтому должны знать правила ведения духовной войны, которая не против плоти и крови, но против духов злобы поднебесных.
О чтении святых отцов св.Игнатий Брянчанинов предостерегает, чтобы мы читали только то, что соответствует нашему уровню духовной подготовки, а не читали те книги св. отцов, которые написаны к духовно подготовленным читателям, достигшим духовной степени созерцания.
Не надо прочитывать всех св. отцов, так как на это жизни не хватит, а тех кто жил не так давно: св. Феофана затворника, св.Игнатия Брянчанинова, преп. Паисия Величковского, преп.Никодима Святогорца, Оптинских старцев, св. прав. Иоанна Кронштадтского. И главное, чему мы должны научиться - это искреннему покаянию, исправлению и внимательной умно-сердечной молитве.
Терпение терпению - рознь. Вам лично удается терпеть с радостью? Благодушно? Без малейшего ропота? Всегда ли? Сразу же (при наступлении скорби)? Как долго?
Т.е важно не само терпение, не сами святые отцы, а то, каково Ваше отношение к тому, что ими написано, когда Вы читаете. Радостно ли Вам от этого чтения? И точно так же обстоит дело и с любовью к ближним - каковы Ваши личные, индивидуально сформировавшиеся у Вас особенности (даже, может, Вами и не осознаваемые) Вашего отношения к ближним, таково и Ваше терпение и его проявления. Проявления как вовне изливающиеся или неизливающиеся, так и внутри Вас Вами (пере)носимые скорби от этого терпения. Понимаете?
А как же любовь к ближнему? Терпение скорбей... разве не важнее это, нежели превращать свой мозг в энциклопедию?
Простите. Думаю, статья адресована больше "учителям Церкви".
Спаси Вас Господь, отец Андрей.
Продолжу отчасти Вашу мысль: а когда душа будет готова принять, то... маркер просто лучше отложить в сторону - иначе эта душа, облагодатствованная сей готовностью, дарованной ей Свыше, всё от радости исчеркает, и в следующий раз ей самой же весьма тяжко будет внимать полюбившемуся ей тексту, ею исчерканному. :)
Короче говоря, с маркером (да даже с простым карандашом) надо быть очччень аккуратным и ограничивать свои "душевно-маркерные" порывы при чтении святых отцов - все-таки, как никак, святые отцы!
Это обоюдоострый меч, уважаемый Валентин!
Жаль, что Вы не сделали эту НАИВАЖНЕЙШУЮ маленькую оговорку.
Согласитесь: снимая лоск, можно самомУ заразиться.
И все страсти и возбуждающии их бесы остались прежними и нисколько не надо сообразовываться с веком сим прелюбодейным и грешным или подстраиваться под него.
Законы внутренней борьбы со страстями остались прежними и их также можно изучить, как и догматическое богословие. Преп Никодим так и пишет, что мы раньше не умели говорить, читать и писать, а потом выучились, так же можно выучится борьбе со страстями, которая называется умным деланием или трудом в разуме. прот.Александр
Как же полезно порой прочитать, казалось бы "простые" вещи, но они очень полезны, очень эффективно отрезвляют духовно.
Огромное спасибо.
Упаси Господи.
Все под руками - и православные библиотеки и православные книжные магазины, и православный интернет, и батюшки в Церквях доступны для собеседования и вразумления - а многие из нас пытаются к первоисточнику приблизиться? Разъяснения попросить у батюшек? Только цитаты и мысли ВЕЛИКИХ из работ (статей) современных авторов выдергиваем, как редиску из грядки, и потом на эти цитаты ссылаемся. Пытаемся умствовать в силу своей лености, слабости,маловерия, и гордости...
Может для начала и нужно цитаты выписывать, а потом к первоисточнику переходить? Лишь бы не ограничиться только цитатами.
Мне ваша проповедь абсолютна понятна, спасибо вам.
- отец Андрей, это ж ваше свтое право и обязанность наставлять нас на путь истинный если кто духовно "зарывается" или наоборот ниже плинтуса ползает. Так обличайте нас горе-комментаторов в наших духовных заблуждениях! Мы с радостью примем это горькое лекарство врачевания наших немощей!
- Примеры заблуждений приводите пояснее и конкретнее, чтоб лекарство доходило к адресату: примет нелегкую процедуру и здрав будет. А то статья у вас получилась довольно сумбурная.
Ведь многие миряне (это я не о себе грешном) живут и стараются жить Евангельской жизнью, как заповедал то Иисус Христос. Да вот беда для всех: "Яко несть человек, иже не согрешиn". Так и мы можем заблуждаться, а может кто и духом летать... Так отделяйте плевела от зёрен! Пробуждайте к покаянию...
Спаси Господи!
Итак, идеальный прихожанин прочитывает 5-6 томов Святого и после с доброй совестью начинает ссылаться на это имя, но только на него одного, пока не прочтет 5-6 томов другого. Допустим прочитал всех. Но усвоенный принцип, а также стремление к целостности своей личности не позволяют ему теперь ссылаться на любую публичную фигуру прежде, чем он прочитает и изучить все (ну почти все) труды этого авторитета в определенной области познания. И что бедолаге делать: поговорить о физике нельзя, сели не проштудировал все от Архимеда до хотя бы Эйнштейна; поговорить о математике нельзя, если не проштудировал от Пифагора до Перельмана; поговорить об еде и то нельзя, если не изучил все рецептуры народов мира и т.д. Что же язык отрезать?
Опять таки "прочитал" - не значит "понял". А слепые?
Наверное в принципе, и не читая Святых, можно правильно верить, просто приняв, что Иисус Христос - Бог, принесший себя в жертву ради нашего спасения, а что именно говорили Святые Отцы: кто может вместить, да вместит.
Возразить автору хочу только напоминанием о существовании такого "дилетантского" жанра как Патерик, в коем, по ходу мысли батюшки, "невесть кто" надергал разных высказываний и случаев. Полезность Патериков никто надеюсь не будет оспаривать. И ведь там как раз не догматы, а "этос".
Встречал подобный богословский снобизм на кафедре древних языков в МДА, и не считаю его оправданным. Хотя конечно надо читать отцов, и лучше не в отрывках, и почаще и т.п. А мудро спорить можно и с невеждой, только "истинная мудрость во-первых мирна..."
Так вот слащаво, как выше, я не умею буковки складывать...
В который то раз прошу тебя о.Андрей сказать ежедневно ли ты открываешь двери твоего приходского Храма Божия в 5 утра или раньше.... Сразу после войны в глухой деревушке украинской старенький батюшка прошедший лагеря всегда открывал ХРАМ БОЖИЙ с 5 а то и с 4 утра... За это Его грозились отправить ещё на Колыму...
р.Божий Василий..
Очень жду. Как скажешь отец Андрей...
Правильно.
Я вообще давно не писал комментариев. Не могу определиться надо это делать или нет. С одной стороны
- похвалишь автора и отымешь у него толику награды ценнейшей, - поругаешь - осудишь, промолчать - тоже скорее всего себе на погибель... А не читать - вредно, чувствую иногда пользу.
Кто бы рассудил?
Простите меня.
к кому конкретно обращено Ваше гневное послание?
Макарий оптинский, "Предостережение читающим духовные отеческие книги и желающим проходить умную Иисусову молитву".
Творение Старца Макария может быть адресовано и всем христианам — как совет не искать в себе высоких духовных дарований и таких же состояний, а смиренно шествовать путем исполнения Христовых заповедей, положившись во всем на Божью волю. Приводя свидетельства великих отцов-подвижников, Старец убеждает: несвоевременное стремление к "высокой","созерцательной" жизни чревато прелестью, умоисступлением, а нередко не только душевной, но и физической гибелью.
Для меня, как для новоначального, эта книга пришлась очень вовремя, ибо я уже находился (сейчас стараюсь избавится) на краю этой "высокой и созерцательной" жизни.
Спаси Господи и просвети.
О статье.
на уровне души я полностью согласен с Протоиереем Андреем, надеюсь, что моя душа не ошибается и я понял его мысль,но только на уровне его мысли я ему друг)) а не как она подана
на уровне физического тела, статья грубовата, хочется добавить любви, впечатление, как будто бы статья написана в порыве и слова особо не подбирались. Не скажу, что это НЕ ПРАВИЛЬНО, не мне судить, люди разные, кто то через "кнут" понимает, кто то через "пряник" слово ласковое.
Почему вообще начал писать коммент? боюсь за тех, кто делает первые робкие шаги к Богу, к телу Его на земле -Церкви, к служителям Бога и Церкви - к Вам, не оттолкнуть бы их, идущих через Вас и Церковь к Богу.
Да, есть в писании выражения ехидны, лицемеры и т.д. но сколько их там, из общего объема слов любви, тепла, заботы? 1%? 2%? возможно и этот душевный порыв материализуя в текст, в слова, не стоило перебарщивать с упреками!?
не все поймут просто мысль статьи, если сразу встанут в позу для драки, а статья на это подталкивает.
Вернушись к своей притче, скажу, скорей всего я в чем то не прав. Как проверить? да просто, перепрочесть свой коммент или свою статью через недельку, ну или две. И тогда мы расскаемся за свои слова и это хорошо, потому что если этого не произошло, значит мы не "выросли" душой и не искали Царства Небесного.
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас.
Сначал притча из личного опыта войны во вьетнаме ))
Серые будни, на работе завал, за короткое время необходимо было собрать визы нескольких людей. Я метался от человека к человеку собирая подписи, внутреннее напряжение было на грани взрыва. Подходя к очередной коллеге, вяло и расслабленно перебирающей бумаги на столе и в таком же темпе начинающей подписывать принесенные ей документы, я замечаю у ней на столе расслабляющую картинку-рамку. Это, как бы сказать, картинка наполненная маслом и в ней песчинки, переворачиваешь и писчинки начинают струются по различным "конструкциям". Расслабляет? Да -ответила она, и переворачивает картинку, секунд на 5 мы зависаем на этом зрелище. И приходит осознание, что мы видим разные вещи. Успокаивает? Да - ответила она.Мы смотрели на одно и тоже и видели абсолютно противоположные вещи. Для неё падающие писчинки, это расслабление и углубление состояния покоя, для меня, это драгоценные секунды, которые я трачу, тупо глядя на эти писчинки и время уходит, и от чего внутри всё росло напряжение и закипало готовясь к взрыву, но лишь до того момента пока не пришло осознание, что мы видим разные вещи. Сразу внутренний взрыв свернулся, сжался и бесследно исчез. Было даже забавно, что миг назад был готов взорваться))
После краха советской идеологии в православном обществе было некоторое стремление к изучению творений Отцов, а сейчас, по-моему, к ним обращаются все меньше и меньше. Нарастает тенденция движения в сторону богатства, роскоши и власти-на всех уровнях от мирянина, до ...[поставьте сами].
И хоть ночью и днем ты будешь читать святых отцов (а без этого не спастись) и пытаться, по мере своих сил и рвения, воплощать в своих делах, словах и мыслях их учение-без денег, связей, положения в обществе в большинстве приходов ты будешь никому неинтересен и даже вреден, если твоя жизнь не соответствует сложившимся приходским нравам и обычаям.