Истребление сынов Вениаминовых |
В последних главах книги Судей рассказывается об одном левите из Вифлеема, который с наложницей, находясь в пути, вынужден был остановиться в городе Гива, что в колене Вениамина. Некий старик, родом бывший оттуда же, что и левит, пригласил его к себе есть хлеб и ночевать. А жители того города, даром что сыны Израиля, были развратны в ту же меру, что и Содомляне. Они заметили незнакомца и приступили к дому старика с требованием вывести левита. «Мы», - говорят, - «познаем его» (Суд. 19:22) Старик был такой же пришелец там, как некогда Лот в Содоме, да и вся ситуация, как в кошмарном сне, напоминает Содом накануне сожжения. Как тогда Лот, так и ныне старик предлагает взамен гостя свою дочь (!), а левит выводит за двери наложницу, которая так же называется в тексте «женою». Это серьезная информация к размышлению о качестве отношения к женщине в те времена. Дочь и наложница стоят меньше гостя, и их готовы отдать со словами «смирите их и делайте с ними, что вам угодно» (Суд. 19:24) Итак, женщина – за дверями, старик с левитом в доме. Плачьте, люди, потому что бешеным зверем стал человек. Новые Содомляне из колена Вениаминова «познали ее, и ругались над нею всю ночь до утра. И отпустили ее при появлении зари». Левит проснулся (!), вышел на улицу и увидел свою женщину, лежащую на пороге. «Он сказал ей: вставай, пойдем. Но ответа не было, потому что она умерла» (Суд. 19:28)
После этого левит берет нож и разрезает тело женщины на двенадцать кусков по числу колен и отсылает во все пределы Израиля. В народе начинается переполох, потому что никогда не бывало такого среди сынов Иакова. Собирается совет и единодушно, как один человек, народ решается наказать виновных. У Вениамина требуют их найти и выдать. Но не тут-то было. Сыны Вениамина вооружаются против остального Израиля в количестве 26-ти тысяч человек. А само гнездо разврата – Гива Вениаминова – выставляет семьсот отборных бойцов, которые метая камень из пращи в волос, не промахиваются. Начинается война, по сути - гражданская. Сначала успех на стороне виновных. Израильтяне падают, как срезанные колосья, а Вениамин превозмогает. Но, в конце концов наступает момент справедливого мщения и победа остается за Израилем. Вениамин почти полностью истреблен. Израиль из-за жестокого разврата почти что лишен одного колена! Там далее следует история восстановления численности почти истребленного Вениамина, но это уже другая история. А та, которая вкратце пересказана, есть историческая иллюстрация того, как истреблялся грех из среды Израиля.
***
Мы тут недавно беседовали с братьями…
Скоро можно будет написать небольшую книжечку, начинающуюся словами «Мы тут недавно беседовали с братьями», потому что, если есть на приходе пять – семь человек, любящих читать Писание, то возникает необходимость поделиться прочитанным и понятым. Разговор естественно переходит в обсуждение. Понятое становится выпуклым, стереоскопическим. Новые смысловые грани открываются, когда двое или трое собраны вместе и разговор у них – о Писании.
Так вот, мы тут недавно беседовали с братьями, и было одним из них замечено, что данный отрывок имеет отношение к Святому Причащению. Казалось бы как? А вот как.
Мы веруем и исповедуем, что в Причастии нам преподается истинное Тело и истинная Кровь Господа Иисуса Христа. Мы помним, что Тело было ломимо, а Кровь – изливаема. Тело было также бито, терзаемо и распято. Посредством мучений и Кровь потерпела излитие. И во все пределы верующего мира, всюду, где веруют и любят Господа Иисуса приходит теперь проповедь и Евхаристия. Не просто проповедь, но еще и Евхаристия. И не просто Евхаристия, но еще и проповедь. Если это двуединство рассечь, то жизнь перекосится, как она и перекосилась во многих местах. Церковь – новый Израиль. Всей полноте этого нового Израиля, всем его коленам отсылается Плоть и Кровь. Отсылается вкупе с посланием словесным: «Зло сделали люди. Люди распяли Безгрешного Единородного Сына Божия. Велика злоба человеческая и велика милость Божия. Ужаснитесь, братия, вкусите Плоти и Крови Сына Человеческого, и истребите грех из среды себя!»
Реальность Евхаристии, которую мы принимаем, должна возбудить в наших душах ревность о славе Божией и решимость бороться с грехом. Нужно объявить греху ультиматум и выйти с ним на войну. Он, кстати, не сдастся. Но нужно воевать и изгнать грех из себя, потому что именно грехами распинается Господь. Из-за греха терние стала плодить даже земля, и именно этим тернием уязвили чело Христово руки римских солдат. Из-за меня распяли Безгрешного, да и сам я, быть может, вбивал гвозди в Его запястья своими беззакониями. Неужели так будет продолжаться? Нужно восстать и повести войну! Нужно из самой сердцевины себя, из глубин своих извлечь, истребить зло, потому что оно прячется не в ком-то, а во мне, причем глубоко в середине.
***
Конечно, этот вывод и это толкование могут встретить противников, и несогласных, и думающих нечто иное. Но мы и не предлагали окончательную смысловую версию. Просто «все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2 Тим. 3:16)
И просто мы тут недавно беседовали с братьями…
Ты думаешь, Голгофа миновала,
При Понтии Пилате пробил час,
И жизнь уже с тех пор не повторяла
Того, что быть могло - единый раз?
Иль ты забыл? Недавно мы с тобою
По площади бежали второпях,
К судилищу, где двое пред толпою
Стояли на высоких ступенях.
И спрашивал один, и сомневался,
Другой молчал, - как и в былые дни.
Ты все вперед, к ступеням порывался...
Кричали мы: распни Его, распни!
Шел в гору Он - ты помнишь? - без сандалий...
И ждал Его народ из ближних мест.
С Молчавшего мы там одежды сняли
И на веревках подняли на крест.
Ты, помню, был на лестнице, направо...
К ладони узкой я приставил гвоздь.
Ты стукнул молотком по шляпке ржавой, -
И вникло острие, не тронув кость.
Мы о хитоне спорили с тобою,
В сторонке сидя, у костра, вдвоем...
Не на тебя ль попала кровь с водою,
Когда ударил я Его копьем?
И не с тобою ли у двери гроба
Мы тело сторожили по ночам?
. . . . . . . . . . . .
Вчера, и завтра, и до века, оба -
Мы повторяем казнь - Ему и нам
Родившись однажды набираем сил, знаний, богатств, власти.
В школе и других учебных заведениях мы изучали книги.
В конце сдавали экзамены, потом труды и кто, дал Бог, дожил до пенсии смог порадоваться трудам своим.
Приходит время, когда нужно оставить здоровье, близких, знания, богатства и власть.
Одну книгу должны мы изучить - Христовы Заповеди Блаженства. Евангелие от Матфея гл. 5. Подсказки от Апостолов и Святых Церковь всегда подаст.
Потом 20 экзаменов на Мытарствах.
Пока есть время потрудимся в покаянии. Скоро жатва, время близко.
Родившись однажды набираем сил, знаний, богатств, власти.
В школе и других учебных заведениях мы изучали книги.
В конце сдавали экзамены, потом труды и кто, дал Бог, дожил до пенсии смог порадоваться трудам своим.
Приходит время, когда нужно оставить здоровье, близких, знания, богатства и власть.
Одну книгу должны мы изучить - Христовы Заповеди Блаженства. Евангелие от Матфея гл. 5. Подсказки от Апостолов и Святых Церковь всегда подаст.
Потом 20 экзаменов на Мытарствах.
Пока есть время потрудимся в покаянии. Скоро жатва, время близко.
Как тут не вспомнить, что в условиях народного безначалия именно левит, человек из священнического рода, ставит перед собранием представителей двенадцати израильских колен проблему морального хаоса в народе. По сути дела он здесь является судьей Израиля. Именно это невероятно бессердечное и лицемерное существо (Суд. XIX, 27-28), представив в искаженном виде (ср. XX, 5 с XIX, 25) фактическую сторону происшедшего и скрыв свое соучастие, поднимает народ на гражданскую войну. Насилие над наложницей левита привело к войне против вениаминова колена, а угроза его полного истребления - к войне против Иависа Галаадского, и в завершение круга - к насилию над дочерьми Силома! Тем не менее, Божьей милостью, а не благодаря действию начальников и старейшин, Израиль спасен.
Честный автор пишет: "Нужно восстать и повести войну! Нужно из самой сердцевины себя, из глубин своих извлечь, истребить зло, потому что оно прячется не в ком-то, а во мне, причем глубоко в середине". Все это нужно, только нужно памятовать и о том, что чудо нашего спасения в этой "гражданской" войне возможно только всемогуществом Божьим и силою Крови Христа Иисуса, изливающейся от... гвоздей наших беззаконий в Его запястьях.
Данное толкование, по-моему, несколько в духе Оригена, о котором (толковании Оригена) есть замечание в житии прп. Симеона, Христа ради юродивого, сего дня.
Не пишите такие страшные статьи, а то распугаете всю свою паству. Пишите лучше, что по телевизору хороших фильмов не показывают или кому какие люди нравятся или не нравятся и т.п.
Мы же все умные:
-знаем, что можно оправдать свое нерадение доводом - "у каждого свое толкование";
-знаем, что нужно тихонечко бороться со своими маленькими грехами и не дай Бог кого обличить или вразумить - нельзя грех, гордыня и прелесть;
-знаем, что Бог - любовь и всех простит, и меня за мои маленькие грехи одним из первых;
-знаем, что в Писании ничего нет о современном техногенном устройстве общества, а значит все современное это угодно Богу.
Поэтому как-то не современно это за грех каких-то злодеев-атеистов из соседней деревни истреблять весь народ. Мы Бога боимся и над нами не капнет.
Каждый человек может и должен сказать это о себе, и покаяние, исповедь и причастие- лучшие лекари в этом.